Произведения для развития нравственных качеств ребенка
Художественная литература является
универсальным развивающе-образовательным
средством, выводя ребенка за пределы
непосредственно воспринимаемого, погружая его в
возможные миры с широким спектром моделей
человеческого поведения и ориентируя в них,
обеспечивая богатую языковую среду (1, стр.3б).
Художественная литература сопровождает
человека с первых лет его жизни. Она открывает и
объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир
человеческих чувств и взаимоотношений. Остро
встает проблема литературного образования
детей, приобщение их к чтению. Проблема чтения
рассматривается, как общегосударственная
проблема развития культуры, науки,
благосостояния нации, ибо «страна с не читающим
населением – это страна – поставщик сырьевых
ресурсов и дешевой рабочей силы».
В.Г.Белинский в свое время говорил о том, что
детская книга пишется для воспитания, а
«воспитание – великое дело: им решается участь
человека». Известнейший российский ученый
д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном»
сказал: «Литература дает нам колоссальный,
обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает
человека интеллигентным, развивает в нем не
только чувство красоты, но и понимание –
понимание жизни, всех ее сложностей, служит
проводником в другие эпохи и к другим народам,
раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом
делает вас мудрыми». (1, стр.35).
Сейчас особенно актуальны вопросы истории
страны, межнациональных отношений, войны и мира,
внутрисемейного положения, как никогда остро
встал вопрос цены человеческой жизни.
Дети перестали читать. Телевизор, видео,
компьютер поглощают ребенка, завоевывая
заповедные уголки его сознания и души.
В.Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства —
это прежде воспитание сердца, прикосновение
человеческого благородства к сокровенным
уголкам детской души». (6, cтр. 126).
Проблема формирования круга детского чтения
возникла очень давно еще в античные времена.
«Светлый Меандр о любви говорит в любой из
комедии! — детям обычно его мы разрешаем читать»,
Овидий ( Скорбные элегии). Эти строчки —
доказательство заботы общества о развитии и
совершенствовании детства. А слово «разрешаем»
свидетельствует о тщательном отборе книг для
детского чтения, о продуманной политике
формирования общественной нравственности (2, стр.
37).
С.Я Маршак призывал: «Будьте строги и
требовательны к детской литературе, отвергайте
холодную, вялую, поверхностную книгу, не
проникнутые ни подлинными мыслями, ни настоящими
чувствами. Чтобы заставить полюбить книжку, вы
должны прежде сами полюбить ее. (4, стр.154).
АП. Чехов говорил: «Детской литературы не люблю,
и не признаю. детям нужно давать только то, что
годится и для взрослых» (4, стр.147).
Сегодня можно встретить не так уж много семей,
где бытует традиция семейного чтения. Приобщение
детей к такой традиции не только бы сняло вопрос
о бережном обращении к книге, но и духовно
развивало ребенка, сближало его с родными людьми.
Талантливое художественное произведение дает
бесценный материал для понимания неповторимого
мира ребенка и может стать источником
неожиданных педагогических открытий. детская
книга поможет найти ответ на «самый большой
секрет воспитанию», станет верной помощницей в
общении с ребенком.(3, стр.88).
Формирование человека в ребенке происходит
исподволь, ведь писатель никогда не навязывает
читателю своего мнения, никогда открыто не
призывает следовать герою, но зато умело
включает ребенка в процесс осмысления
происходящего.(4, стр. 16).
Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и
обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а
любимые герои надолго остаются с ребенком. Он
переживает за них и вместе с ними, он их любит или
отторгает, но в любом случае не остается
безучастным. Книга формирует эмоциональную
сферу ребенка. Являясь собеседником, советчиком
в делах, помощником в решении проблем.
Литература для детей призвана изначально
говорить с ребенком о том, что такое идеал и
каковы пути его достижения, что такое вечная
истина и как ей следовать, что такое ценности
истины и что – ложные. Ее задача – научить
ребенка думать над происходящим вокруг,
анализировать и делать выводы. Она должна
развивать его ум и душу.
При подготовке к школе на первый план
выдвигается задача формирования и развития
психических и важнейших личностных качеств
ребенка. Особое место среди личностных свойств
занимают нравственные качества:
доброжелательность, тактичность, самоконтроль,
умение учитывать и принимать иную позицию,
выполнять основные требования взрослых.
Литература, по словам Е.А.Флериной, расширяет
кругозор дошкольника, развивает его восприятие,
мышление, память, воображение и творчество,
является средством формирования личности
ребенка, оказывая сильное морально-идейное
воздействие, объединяет детский коллектив (5, стр.
53).
Известнейшие детские писатели А. Л. Барто, С.Я.
Маршак К.И.Чуковский, были убеждены, что
приобщение детей к детской литературе будет не
только воспитывать, но еще и убеждать в
необходимости общения со своим ребенком
родителей. Значение художественной литературы в
воспитании нравственных качеств велико. Это
формирование: доброжелательности, отзывчивости,
чувство сострадания любви, внимания и уважения.
Одним из писателей, который придавал огромное
значение художественной литературы в воспитании
детей, был Борис Степанович Житков.
Имя Б.С. Житкова незаслуженно забыто. Не часто в
перечне книг, рекомендованных для чтения детям
дошкольного возраста, встретишь его
произведения. В литературу Борис Сергеевич
Житков пришел сложившимся человеком в возрасте
сорока лет. Ему было, что рассказать детям.
Материалом для творчества стали его прежняя
жизнь, опыт и знания.
Свою задачу Б. Житков видел в создании
увлекательных, динамичных, и в то же время
поучительных книг для детей, отражающий
бесценный человеческий опыт. Как и в жизни, он шел
впереди, открывая новые возможности детской
литературы.
Писатель помогал ребенку заглянуть в страну
взрослых, разобраться в их поступках, отношениях.
Почти все герои его произведений взрослые, и речь
в них идет о взрослой, сложной, трудной, но
интересной жизни. Он не боялся в своих рассказах
говорить с маленькими читателями о самых острых
жизненных конфликтах и социальных проблемах. И
делал это с величайшим педагогическим тактом,
точно зная, какие подробности, какой поворот
сюжета взволнует ребенка, заставит его сердце
откликнуться.
Б. Житков дает детям жизненные ориентиры,
образцы для подражания. Основным качеством,
которым, по мнению писателя, определяется
ценность и духовная красота, является труд.
Писатель познакомил ребят со многими
профессиями. Например, из рассказов «Пожар»,
«Обвал», «Почта». дошкольники узнают о труде
пожарного, врача, почтальона. Писатель не только
рассказывает о специфике их профессиональной
деятельности, но и показывает ее значимость, что
особенно ярко проявляется в напряженных
жизненных ситуациях.
Очень много внимания уделяет мужеству,
храбрости человека, его самоотверженности.
Неслучайно во многих рассказах Б. Житкова
человек показан в необычной обстановке, в минуту
опасности, И в каждом из них говорится о
взаимопомощи, солидарности людей, дается пример
мужественного, благородного поступка.
Один из своих сборников писатель так и назвал
«Помощь идет». Рассказы «Па льдине», «Обвал»,
«Наводнение» и др. отражают коллективный опыт
борьбы со стихией, учат детей тому, что люди
должны помогать друг другу, забывая порой о себе.
Прошло довольно много времени. Изменились и мир
и читатель, неизменным осталось главное –
познавательное и нравственное значение книг
писателя. Они помогают развивать в детях
дружеские чувства, смелость, отзывчивость к
чужой беде, любознательность и
самостоятельность мышления. Но особенно ценным
является то, что в них отражен жизненный опыт
людей, который пригодится детям, поможет понять
окружающий мир и найти в нем свое место.
Из хорошей литературы по доброй воле читают А.
Носова, В. драгунского, Простоквашинские истории
Э. Успенского, любят некоторые книжки Г. Остера, Е.
Чарушина, В. Осееву, В. Сутеева. Их прочтение , как
правило, надо организовывать тогда, когда детям
интересно.
Радий Погодин писал: «Ребенок нынче
встречается с телевидением раньше, чем с
книгой…». Но вот наступает время, и мама берет
книгу и читает ему первую сказку. И на все, что
написано в книге, и на саму книгу накладывается
непререкаемый авторитет матери. Таким образом,
книга вычленяется из окружающего нас фонда как
особая нравственно-воспитательная сущность.
Именно она в дальнейшем оказывается способной
противостоять разрушительному вулканизму
подростковых разоблачений. И уже родители
обращаются к книге как авторитету в спорах с
детьми, поскольку авторитет этот был ранее
заложен в душу ребенка.
Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и
обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а
любимые герои надолго остаются с ребенком. Он
переживает за них и вместе с ними, он их любит или
отторгает, но в любом случае не остается
безучастным. Книга формирует эмоциональную
сферу человека, являясь собеседником, советчиком
в его делах, помощником в решении проблем.
Появление младшего брата или сестры всегда
очень важный момент в жизни ребенка. Что с ними
происходит, как меняется его взгляд на мир, обо
всем этом говорят детские писатели, открывая нам
глубину переживаний ребенка. А переживать ему
приходится много.
В рассказе В. Панова «Сережа» мама показывает
Сереже новорожденного брата. Она любуется
маленьким носиком, маленькими ручками. «Раньше
любила меня, а теперь его» – думает Сережа. Вот
оно самое сокровенное, что мучает Сережу и в чем
он не решается признаться. Эта же проблема
раскрывается в рассказе Р. Погодина «Что у Сеньки
было». А вот Дениска в рассказе В. драгунского
«Сестра моя Ксения» почувствовал себя старшим
братом в тот момент, когда новорожденную стали
купать.
Сколько ни было историй, все они подводят
ребенка к самому главному: пониманию радости
родства. Так, отношения между старшими и младшими
братьями и сестрами становятся в детской
литературе для постановки серьезных проблем:
изживания детского эгоизма, приобретения
чувства родства, нравственного взросления
ребенка.
В детской литературе много трогательных
историй о том, как появление в доме животного
меняет характер ребенка: в нем пробуждается
чувство ответственности за того, кто нуждается в
защите и заботе.
Повесть З. Журавлевой «Путька» рассказывает об
этом. Главная героиня шестилетняя Тата на день
рождения в подарок выбирает себе щенка. Мама
всячески возражает против этого: «Собака это
тебе не игрушка». Но понимание, что животное это
не только забава, но и большая ответственность к
тате приходит не сразу. Приходится отказываться
от удовольствий ради четвероного друга,
приноравливаться к его характеру и привычкам.
Постепенно ребенок приходит к мысли, которая
является для него открытием: не только мир
существует для тебя, но и ты для мира.
Нами был составлен тематический план (Приложение 1) по
ознакомлению старших дошкольников с
художественной литературой для формирования
нравственных качеств.
В него вошли темы:
1. В отношении с близкими людьми.
2. В отношении со сверстниками.
З.С людьми в общественных местах.
4. В отношении к животным и природе
5. Взаимоотношение ребенка с окружающими его
людьми.
6.Отношение к себе.
Итоговым занятием по формированию
нравственных качеств у старших дошкольников
была проведена литературная викторина по
произведениям Л. Н. Толстого – как одного из
великих учителей, затронувшим вопрос
ненасильственной гуманной педагогики и влияние
художественного слова на нравственное
воспитание детей.(Приложение 2.)
Список литературы:
1. Н. Короткова «Формирование нравственных
качеств как важный аспект подготовки к школе»,
дошкольное воспитание № 8, 2001 г.
2. Грищенко З.А. «Ты детям сказку расскажи…»
г. Москва. Яинка-Пресс, 2003 г.
3Ильчук Н.П. Большой воспитательный секрет»,
Ребенок в детском саду, № 4, 2003 г.
4. О. Вяткина «Значение рассказов БС. Житкова
для развития личности старших дошкольников»,
Детский сад от А до Я, М 5, 2003 г.
5. Тимофеева И.Н. «Сто книг вашему ребенку»
Беседы для родителей, Москва, «Книга», 1987 г.
6.М.Галина «Книжный мир ребенка», детский сад
от А до Я, № 1, 2005 г.
Источник
Людмила Кучумова
Консультация «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей. Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.
Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени.За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.
В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Дошкольный возраст — сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. У них формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.
Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Решая задачи развития морально-нравственных качеств, важно использовать как классическую русскую, так и современную литературу. Эти произведения задевают душу ребёнка, у него зарождается сопереживание, сочувствие герою.
Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.
Например, рассказы В. Сухомлинского «Камень», «Красногрудые снегири», способствуют воспитанию чувства любви и гордости к родной стране,
Воспитать бережное отношение к природе, к животным. Заботиться о них и защищать от уничтожения помогут такие художественные произведения как: Э. Шим «Не смей», М. Пришвина «Ребята и утята», К. Паустовского «Кот-варюга», Н. Носова «Живая шляпа», Л. Толстого «Птичка», Н. Сладкова «Разноцветная земля», М. Пришвина «Лесные хоромы», И. С. Тургенева «Воробей», З. Александровой «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили».
В формировании умений заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь помогут рассказы Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы», Т. А. Шарыгиной «Три дочери», Л. Воронковой «Ссора с бабушкой», В. Сухомлинского «Если бы у меня был ковёр-самолёт», «А сердце тебе ничего не приказало?»
Произведения В. Осеевой «Просто старушка», «Хорошее», Е. Пермяк «Чужая калитка», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршака «Если вы вежливы», А. Барто «Любочка» способствуют формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.
Формировать у ребенка чувство гордости. Дать представление о своих достоинствах и недостатках. Способствовать процессу саморазвития личности помогут рассказы Н. Носова «Заплатка»; Е. Пермяк «Первая рыбка»; В. Осеевой «Сыновья».
Развивать способность самостоятельно преодолевать свои недостатки, испытать чувство стыда — рассказы Н. Носова «Огурцы»; В. Осеевой «Почему»; К. Ушинского «Играющие собаки»; Я. Тайц «По ягоды»; Л. Толстого «Косточка».
Детские рассказы Л. Толстого «Котенок» и «Лгун», Ищенко «Максимка- пограничник»,
Б. Житкова «На льдине» помогут понять свою зависимость от окружающих людей и обстановки. Сформировать чувство долга и ответственности перед другими и самим собой.
Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
Шарыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. -М.: ТЦ Сфера, 2014.
Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. ТЦ Сфера, 1998
Источник