Прогулки с детьми как средство развития ребенка

Оксана Красильникова
Организация прогулки — одно из средств физического развития детей и их оздоровления

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Организация подвижных игр на прогулке — это огромнейшая возможность повысить двигательную деятельность детей, улучшить психико-эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчиняться правилам, воспитывать навыки коллективной игры.

Во время прогулкимы проводим подвижные игры:

-с бегом: «Ловишки», «Найди себе пару» и другие.

-С прыжками: «Зайцы и волк» «Лиса в курятнике»

-С бросанием и ловлей: «Подбрось — поймай»

-На ориентацию в пространстве,внимание: «Найди, где спрятано», «Прятки»

Не буду перечислять все игры, которые использую в своей работе, их много и они вам знакомы.Остановлюсь на принципах отбора подвижных игр:

-сезонность: зимой — «Мороз красный нос», «Снежинки и ветер» и другие.

Осенью: «Солнышко и дождик», «Перелет птиц» и другие

Весной: «Ручеек» и другие

Летом: «Пастух и стадо» и др.

-соответствие теме календарно-тематического планирования:

Если тема «23 февраля»,то можно провести игры: «Меткий стрелок», «Перепрыгни через ров» и др.

«Международный день птиц»: «Птичка и кошка», «Птички в гнездышках»

Смотрим, какие основные виды движения были на физкультурном занятии, то на прогулке в подвижной игре закрепляем основное движение. Если закрепляется основной вид движения – владение мячом, то на прогулке подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»

Выбор игры зависит не только от времени года, но и от погоды и температуры воздуха. В холодные дни проводим игры наибольшей подвижности, связанные с бегом, прыжками, они помогают детям лучше перенести холодную погоду. В сырую, дождливую погоду проводятся малоподвижные игры.

Кроме подвижных игр на прогулке отводится время и на индивидуальную работу по развитию движений.

— Упражнения на равновесие, это и ходьба по змейке, по снежному валу, по наклонной и узкой доске.

-Упражняем детей в беге, ходьбе между предметами, прыжках с продвижением вперед; в бросании и ловле мяча друг другу, в метании в цель, вдаль левой и правой рукой.

Важно, чтобы ребенок, с которым проводится индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

На каждой прогулке отводится время самостоятельной двигательной активности детей.

Дети любят выполнять движения без предметов: перебегать с места на место, вбегать на пригорок и сбегать с него, лазать по лесенке, качаться на качелях, скатываться с горки. Важно использовать все игровое пространство участка. Для организациисамостоятельной двигательной деятельности мы выносим нужный инвентарь: мячи, обручи, кегли, скакалки, в зимний период используются еще и ледянки.

Такую деятельность надо поощрять, поскольку она способствует развитию основных видов движений.

Была проведена с детьми оздоровительная пробежка по территории детского сада, на которой закреплялось умение правильно выполнять основные движения при беге.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Для того чтобы детям было комфортно проводить время на прогулке,родители принимают активное участие в благоустройстве участка: ежегодно красят постройки, а также было приобретено игровое оборудование, змейка для хождения, можно использовать и в качестве скамейки, для отдыха детей,

качели, столик и две маленькие скамеечки.

Любознательность, румяные щечки и довольные лица ребятишек после прогулки – лучшая награда за нелегкий труд воспитателя.

Источник

татьяна замараева
О пользе прогулок с детьми. Консультация для родителей

Консультация для родителей

О пользе прогулок с детьми

Подготовила Замараева Т. А.

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение.

Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше. Однако не все знают о значении прогулки для детей. Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека, и особенно для детей. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние крохи. С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.

Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть отменена. Режимом дня в группах дневного пребывания предусмотрены 2 прогулки, продолжительностью около 4-4.5 ч.

Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже —15°, со старшими — не ниже —22°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки, если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом.

Также прогулка способствует умственному воспитанию.Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.

Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период.

Прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Вас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникало «сюрпризов» в виде простуды при первом же ветре и прочего.

Как одевать ребенка на прогулку?

Чтобы прогулка приносила только радость, необходимо знать, как одевать ребенка по погоде. В противном случае перегрев или переохлаждение могут привести к различным заболеваниям, а иммунитет ребенка будет подвергаться постоянным испытаниям.

Летом одежда должна быть из легких тканей, хорошо впитывающих и легко отдающих влагу.

Ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия, которое достигается правильно подобранной одеждой. Последнее особенно важно, если ребенок, гуляя, много двигается.

Не забывайте и о том, что двигательная активность детей на прогулке значительно выше, чем у взрослых. Поэтому одевайте ребенка так, чтобы, если жарко, вы могли что-то снять или если наоборот прохладно, возьмите с собой какую-то кофточку.

Выбирая детскую одежду, ориентируйтесь на то, чтобы ребенок на прогулке не был стеснен в движениях, чтобы ему было удобно бегать, прыгать, подниматься после падений, крутить головой. Детская одежда должна быть не только красивой, но и удобной и практичной! Как же все-таки одевать ребенка летом, осенью, зимой? Существует очень простая система, но не многие о ней знают. Называется она «один – два – три».Расшифровывается она достаточно просто: прогулки с детьми летом сопровождаются одним слоем одежды, весной и осенью двумя, ну а зимой одевают три слоя одежды. Прогулки с детьми летом старайтесь устраивать не в самую жару, но и выходя на улицу утром и вечером на улице достаточно жарко. Поэтому выбирайте дышащие ткани, лучше всего хлопчатобумажные. Не поддевайте майку, достаточно будет тоненькой футболки или сарафанчика. Под сандалики надевайте тоненькие льняные носочки. Без носков ребенок может натереть ножки.

А не замерз ли ребенок?

— Во-первых, необходимо обратить внимание на поведение самого ребенка. На холод ребенок очень бурно реагирует — громко кричит, двигается. Кожа приобретает бледный оттенок.

— Во-вторых, по шее, переносице и руке выше кисти.

— В-третьих, ледяные ноги (проверьте, не стала ли обувь маленькой или впритык, это способствует переохлаждению).

— В-четвертых, ребенок не будет молчать, если ему холодно. Если он «не замечает» — это означает, что ему хорошо.

Признаки перегрева ребёнка.

— Первый признак перегрева — жажда, то есть ребенок просит пить;

— на прогулке постоянно теплое лицо, а на улице при этом ниже -8°;

— слишком теплая, почти горячая спина и шея;

— очень теплые руки (руки и ноги, это такие специальные части тела, которые должны быть, по причине особенностей кровообращения, «комнатной» температуры).

Нельзя гулять!

— Нельзя гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль, тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей.

— Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!

Плюсы прогулки:

+ повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;

+ содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;

+ формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;

+ формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;

+ идет ускоренное развитие речи через движение;

+ воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;

+ развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше удовольствия.

Источник

Надежда Чинкова
Организация прогулки как одно из средств физического развития детей и их оздоровления

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.

Цели прогулки:

— укрепление здоровья,

— профилактика утомления,

физическое и умственное развитие детей,

— восстановление сниженных в процессе деятельности функциональный ресурсов организма.

Задачи прогулки:

— оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях,

— способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста,

— оптимизировать двигательную активность детей,

-способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

Польза прогулки для здоровья:

1. На свежем воздухе организм насыщается кислородом.

2. Прогулка является надежным способом укрепления здоровья и профилактики утомления.

3. Свежий воздух очищает воздух от пыли, аллергенов, благодаря чему улучшается функционирование слизистой носа и верхних дыхательных путей.

4. Формируются правильные навыки выполнения основных движений.

5. Под воздействием ультрафиолетовых лучей в коже вырабатывается витамин Д. При недостатке этого витамина развивается рахит.

6. На прогулке ребенок получает новые впечатления, положительные эмоции, от которых зависит интеллектуальное и социальное развитие.

Виды прогулки (по месту проведения)проводимые с нашими детьми вДОУ:

— на участке учреждения,

— пешеходные прогулки за пределами участка ДОУ (старший дошкольный возраст на расстоянии двух километров).

С детьми нашей гр стараемся соблюдать основные требования к организации и методике проведения прогулок в соответствии с СанПиН.

Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. № 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях») определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.

Прогулку организуем 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже 15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре ниже 15 градусов и при скорости ветра более 15 м/с для детей до 4-х лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже – 20 и скорости метра более 15 м/с. (пункт 11.5. и 11.6).

Содержание прогулки на участке ДОУ:

1. Наблюдение;

2.Двигательная активность: подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения;

3. Трудовые поручения,

4. Индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;

5. Самостоятельная деятельность.

Процесс наблюдения организовываем ежедневно за конкретными объектами или за погодными явлениями.

При планирование наблюдений продумываем

-какие будут необходимы оборудование и материалы используемые по ходу наблюдения;

-размещения детей;

-приёмы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);

-приёмы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнения, использования детского опыта).

Работу по развитию движений на прогулке планируем так, чтобы была обеспечена системность, последовательность всего программного материала, способность закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышая двигательную активность детей.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке

— расширяем двигательный опыт детей, обогащая его новыми, более сложными движениями;

-совершенствуем имеющиеся у детей навык в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

-Развиваемдвигательные качества: ловкость, быстроту, выносливасть;

-воспитываем самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Прогулка – благоприятное время для индивидуальных упражнений с детьми и организация самостоятельной двигательной активности.

Физические упражнения мы проводим и закрепляем с детьми ежедневно.К ним относятся: прыжки – при выполнении меняем позицию ног; упражнения с мячом и скакалкой; метание с мешочками; наклоны туловищем; упражнения на равновесия, прыжки через препятствия и многое другое.

Игры с высоким уровнем интенсивности проводим в середине прогулки не допуская перевозбуждения детей, что негативно влияет на приём пиши после прогулке и дневной сон. Так же не допускаем длительного нахождения детей без движения. Особое внимание обращаем на детей со сниженной подвижностью, малоактивных вовлекая в игры с ведущими ролями.

Перед выходом на прогулку организовываемс детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты, одевать и раздевать детей при подготовки и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам.

Этапы подготовки к прогулке:

1. Воспитатель выводит в приемную детей для одевания первую подгруппу детей в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания,

2. Помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную,

3. Воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю.

4. Детей с ослабленным здоровьем одеваем и выводим на улицу со второй подгруппой, а заводим с прогулки с первой подгруппой.

Требование безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

1. Ежедневно перед прогулкой осматриваем участки: всё оборудование на участке должно быть на участке исправно (без острых выступов и углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, игровой и физкультурный материал должен отвечать требованиям СанПин.

2. Выносной и дидактический материал для игр детей соответствует периоду осень-зима. Игрушки не поломаны. Для разных видов игровой деятельности позволяющие соизмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей.

3. Следим, чтобы ворота детского сада должны были закрыты.

4. Одеваем детей в соответствии с температурными условиями,не допуская: обморожения, переохлаждение или перегревания организма ребенка, намокание детской одежды и обуви.

5. Во время проведения прогулки следим за физической нагрузкой детей, чередуем игры и занятия разной степени подвижности, не допускаем чтобы малыши забирались на высокие лестницы и тд.

Эффективность прогулок в ДОУ состоит в том,чтобы:

— удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

— обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста активность;

— сформировать навыки в разных видах движений;

— способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

— стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

— создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения;

— формирование положительных, эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Источник