Прогулки развитие для ребенка осенью

Прогулки развитие для ребенка осенью thumbnail

Татьяна Ляшенко
Развивающие прогулки с ребенком осенью

Развивающие прогулки с ребенком осенью

Развивающие прогулки осенью с ребенком.

Наступила осенняя пора. Как сделать так, чтобы прогулка осенью стала для детей интересной и развивающей?

«Палитра осени».

*Ничто так не завораживает в лесу, в парке, как разноцветные листья. Как весело шуршать ими, прыгать в яркие кучки листьев, устраивать веселый салют из них. Соберите вместе с малышом побольше разноцветных листьев и разложите их от самого светлого к самому темному.Назовите каждый оттенок: здесь будет и апельсиновый, и золотой, и клюквенный, и ярко-алый. Устройте соревнование, кто из вас громче зашуршит листвой, кто найдет самый большой лист, кто найдет самый красный лист и т. д.

*Возвращаясь домой с прогулки, можно собрать букет из красивых листьев, плодов рябины, веточек с шишечками, травы. Придя домой, поставьте свой букет в вазу. Позже можно провести занятие по рисованию и использовать листья для отпечатков краской.

*Поищите под деревьями жёлуди, орехи, крылатые семечки ясеня и клёна. Сорвите и засушите яблочки, ягоды боярышника, рябины, шиповника. Расскажите малышу, что это – семена, которые зимой прячутся под снегом, а весной превращаются в новые растения.Попробуйте рассортировать семена по разным признакам: от самого большого до самого маленького, крылатые и бескрылые, посчитать их.

«Наблюдение за природой».

*Наблюдайте за природой, например, что делают осенью птицы, животные. Понаблюдайте за насекомыми. Обратите внимание ребенка на деревья, траву, на смену их наряда. Поищите и цветы. Некоторые ещё цветут на клумбах. Дайте понюхать цветок, запах запомнится ребенку и оставит приятное впечатление.

*Вспомните во время прогулки об осенних приметах и, может быть, вы увидите летающую паутинку или много ягод рябины на деревьях.

*Чтобы сделать интереснее путь на детскую площадку или в парк, когда вы идете гулять, задавайте ребенку загадки или разучивайте с ним стихотворения об осени.

«Мокрое дело».

*Даже в самую сырую погоду не отказывайтесь от прогулки. (обеспечьте малыша непромокаемой экипировкой). Ведь игра с водой, песком, землей полезна для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, творческих и познавательных способностей.

*Сравните, что тяжелее -ведёрко с водой или сырым песком; выясните, куда входит больше земли -в формочку или в ведёрко.

*Исследуйте, какие предметы тонут, а какие- нет, бросая поочередно в лужу камешки, листики, кусочки коры, шишки.

*Понаблюдайте, что получится, если перегородить ручеёк запрудой из камешков и песка.

*Подумайте, почему лужи появляются не везде, а лишь в отдельных местах. После вашего исследования мыслитель придёт к выводу: лужи появляются там, где скапливается вода- в низинках, ямках и т. д.

*Сделайте кораблик из бумаги и отправьтесь вслед за ним в путешествие по ручейку.

*Вот закапал осенний дождик. Не беда, не прячьтесь сразу домой. Понаблюдайте за дождем. Сначала на землю падают редкие капли, потом дождь усиливается. Прислушайтесь к тому, как барабанит дождь по крыше, стеклу. Обратите внимание ребенка, что люди взяли зонтики, чтобы не промокнуть. Можете и сами открыть зонтик и пройтись под ним. Наверняка вашему крохе это понравится! Когда дождик закончится, посмотрите на дорожки, траву, песок. Что с ними произошло? Они стали мокрыми.

«Мир на ощупь».

*Прогулка- прекрасное время для обогащения тактильных ощущений и развития мелкой моторики. Предложите ребенку ощупать кору разных деревьев. Помогите ему описать то,что он почувствовал: «Это берёза. У нее кора гладкая, шелковистая» и т. д.

*В кучу разноцветных листьев спрячьте на глазах у ребёнка крупную шишку и предложите найти ее ручками.

*Очень полезна игра «Белкина кладовая».Соберите по паре шишек, желудей, орехов. По одному предмету из каждой пары положите в «норку» (или в непрозрачный мешочек, коробку).Дайте малышу в ручку желудь или шишку и попросите на ощупь найти такие же. Эта игра не только хорошо развивает мелкую моторику, но еще и способствует формированию межполушарных связей.

Приятных вам прогулок с малышом!

Источник

Прогулки с детьми осенью. Советы родителям.

На пороге осень, а с ней – дожди и прохлада. Не беда! Вы с детьми найдете массу возможностей для веселой и полезной прогулки.

Каждая прогулка начинается с наблюдения за окружающей средой. Вместе с детьми обсуждаем, какого цвета и формы пробегающие облака, смотрим на падающие листья, считаем желуди. Собираем дары природы, из которых мастерим дома поделки. Превращаемся в художников – рисуем камешками, палочками на земле. Если на улице лужи, то и с ними найдем что делать: бросаем листики-кораблики или камушки-лягушки. Вот так весело и занимательно можно провести осеннюю прогулку с пользой для здоровья и развития ребенка.

Дни становятся все короче, а погода — все хуже. Но, несмотря на это, дети с огромным удовольствием играют на улице, ведь для них нет неудачного сезона или погоды. И осенняя прогулка — это прекрасная возможность порадовать ребенка интересными играми и активностями, а самой отвлечься от сезонной хандры и тоже от души повеселиться.

— «Охота за сокровищами» — вокруг уже полным-полном ярких опавших листьев. Пусть ребенок соберет разноцветный букет, а дома можно сделать из него гербарий или яркий осенний коллаж.

— «Ищем по форме и цвету» — еще одна игра с листиками. Все они разной формы, размера, цвета. Дай ребенку задание: найти побольше листиков клена. Или березы. Или дуба. Больших или маленьких. Еще зеленых или уже коричневых. Эта простая, казалось бы, игра развивает у малыша память, зрение и логическое мышление.

— «Текстуры осени» — для этой игры вам пригодятся восковые мелки и бумага, хотя можно рисовать прямо на асфальте. Пусть ребенок приложит лист и заштрихует. Получатся интересные оттиски, которые помогут малышу лучше познакомиться с осенней природой.

— «Собери кусочки осени» — выдай ребенку сумочку или что угодно другое для хранения. Пусть складывает туда листья, каштаны, жёлуди, ветки, шишки — словом, все, из чего состоит осенняя пора. А дома можно высушить это все и сделать красивую красочную аппликацию.

— «Кто больше расскажет об осени» — игра для нескольких человек. Каждый игрок называет элементы и характерные признаки осенней поры: например, листья желтеют, листья опадают, птицы улетают на юг, дни становятся короче, а ночи длиннее, холодает, идет дождик и т.п. Это очень поучительная и развивающая игра для ребенка, из которой он может почерпнуть много нового и интересного.
Но чем старше становится ребенок, тем больше для его развития должна приносить прогулка. Свежего воздуха теперь уже недостаточно.
Загляните на любую детскую площадку. Что скорее всего вы увидите? Как правило, одну и ту же картину: дети копаются в грязноватом песке, съезжают с горки или залезают на лесенку, счастливчики, которым повезло занять качели, гордо восседают на них. Мамы, в свою очередь, заняты беседой друг с другом на близлежащей скамейке, периодически посматривая в сторону своих чад. Главное — чтобы не подрались, не свалились, не наелись песку.Многие родители почему-то уверены, что прогулка — это время их законного отдыха от ребенка, а обязанности сводятся лишь к присмотру за его безопасностью. Конечно, малышу необходимо время для самостоятельного познания мира, для игр с другими детьми, но ведь часто бывает так, что дети явно скучают или, наоборот, перевозбуждены и не в состоянии играть самостоятельно, а мама лишь отмахивается: «Ну иди же, играй в песочек, дай поговорить!» При этом те же самые мамы постоянно жалуются, что им не хватает времени ни на что вообще, а в частности — на занятия с ребенком.
А ведь именно прогулка открывает уникальные возможности для занятий с детьми.
Автор многих статей по раннему развитию Ася Штейн предлагает несколько вариантов, как разнообразить прогулку с ребенком и сделать ее полезной не только для здоровья, но и развития, а также общения родителей с детьми.Учимся читать
Возможно, вы знакомы с методикой Глена Домана и являетесь его сторонником или просто слышали, что некоторые специалисты раннего развития советуют показывать детям карточки с подписями. Делать это можно на прогулке: в ближайшем парке, на берегу реки, на бульваре или просто в зеленом уголке двора. Напишите на карточках слова «земля», «трава», «дерево», «одуванчик», «шишка», «кора «, «берег » и т. д. и разложите их прямо на земле, прикрепите к стволам деревьев, прислоните к цветам. А теперь поводите малыша по этой волшебной полянке, читая ему карточки. Даже десяти-одиннадцати месячный кроха, не говоря уж о более старших, будет в восторге от такой игры.
Ребенку постарше можно предложить поиграть в «музей живой природы», пусть он правильно расставит карточки перед «экспонатами».

Трехлетний с удовольствием примет участие в сборе гербария летом или коллекции семян зимой. Все образцы вы потом вместе рассортируете, оформите и подпишете.

География и астрономия
Кроме этого, пишет Штейн, на прогулке легко изучать основы географии и астрономии. Прихватите с собой компас и объясните малышу, как определять стороны света, заодно расскажите, как ориентироваться без компаса.
Детям в четыре-пять лет уже можно рассказать, как пользоваться планом и картой местности. Прекрасно, если вы сможете отправиться в настоящий маленький поход, заранее определив маршрут с помощью карты.
Зимним вечером или на юге, когда небо ясное и усыпанное звездами, попробуйте найти на небе Полярную звезду, Большую Медведицу, другие созвездия. Покажите малышу Луну в различных фазах, расскажите об их смене. Найдите открытое место, где хорошо видно закат. Это зрелище потрясет даже самых крохотных малышей.
Даже если вы что-то не знаете или забыли, не отказывайтесь от такого общения с вашим ребенком. Загляните в детские энциклопедии, посмотрите в Интернете. Найти ответы на детские вопросы будет несложно.Птицы и насекомые
Первые дикие птицы, с которыми знакомится маленький горожанин, это голуби, воробьи, снегири и синицы. Прихватите крошки для уток и голубей, сделайте в парке кормушки. Приучите малыша тихо-тихо наблюдать за птицами. Приходите регулярно на одно и то же место. Ранней весной можно посмотреть, как селезни ухаживают за уточками, летом полюбоваться утятами, осенью понаблюдать, как утки готовятся к отлету, а заодно и вспомнить сказку про Серую Шейку.
Разыщите муравейник и понаблюдайте за его обитателями, расскажите малышу, какие муравьи трудолюбивые, как они живут большой дружной семьей. Если вы возьмете с собой лупу, можно осторожно рассмотреть муравья или другое насекомое. Только ни в коем случае не разрешайте ребенку мучить насекомых и птиц. А вот гусеницу вполне можно прихватить домой, посадить в банку и попробовать превратить ее в бабочку. Обязательно обратите внимание, на каких листьях гусеница сидела: ими ее и надо кормить.Математика
Иногда на прогулке можно заняться и математикой. Ну где, как не в лесу осваивать понятие десятка? Соберите, к примеру, несколько десятков шишек или камешков, разложите их по заранее припасенным коробочкам или просто на крупных листьях — вот вам и математическое пособие.
Песчаные и асфальтовые площадки подойдут для занятий геометрией. Можно чертить палочкой или мелом, а если соберется несколько детей вместе, предложите им самим превратиться в геометрические фигуры: протягивая друг другу веревочки, малыши смогут составить треугольник, квадрат, ромб.

Если вы захватите из дома рулетку или складной метр, можно заняться измерением расстояний, расчетом периметров и площадей (например, площадки для строительства замка).
Приготовьте сосуды различного объема, чтобы пересыпать и измерять количество различных жидкостей и сыпучих тел, можно взять еще и безмен. Песочница или берег пруда — идеальное место для изучения понятий много-мало, тяжелый-легкий, жидкий-твердый. А возня с песком, водой, мелкими камушками и шишками укрепит пальчики малыша, разовьет мелкую моторику.Рисование
Время от времени, но не очень часто, чтобы не надоело, возьмите на прогулку бумагу и краски или карандаши. Не часто удается побывать в роли «художников на этюдах».
Объясните малышу, как делать наброски растений, животных, людей, рисовать пейзажи. Пусть рисует, как ему хочется, — не требуйте полного сходства. Попробуйте начать рисовать вместе с ребенком, а потом устройте выставку вашего с ним творчества.

Источник

Осенние прогулки и игры с детьми 2 – 3 лет

Прогулки с ребенком на свежем воздухе хороши и полезны в любое время года. Просто прогуляться с ребенком – хорошо, а прогуляться и поиграть и понаблюдать — еще лучше.

Игры и наблюдения для детей осенью позволяют сделать прогулку не только интересной, а и развивающей и познавательной.

Игры и наблюдения осенью, способствующие интеллектуальному развитию, развитию речи и воображения.

Наблюдения за живой природой

Цветы. На лугу, в поле или у цветочной клумбы покажите детям 2-3 цветка, скажите как они называются, спросить, какого цвета листья, цветки. Подведите к самостоятельному выводу: у всех цветов листья зелёного цвета. В последующих наблюдениях давайте задания: «Отыщи на полянке синие цветы, а теперь жёлтые, белые, назови белый цветок (ромашка).

Листья, кусты, деревья. При лёгком ветерке с деревьев медленно летят крупные, ярко раскрашенные листья. Они кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Лёгкие. Предложите детям проверить: положи лист на стол и подуй на него.

Увидев, как дворник сгребает опавшие листья, дети тоже пытаются собирать их, но вскоре забывают о своих благородных порывах, бредут, загребая их ногами, прислушиваются к шуршанию листьев или начинают подбрасывать листья вверх, хохочут, увидев, как они опускаются на голову товарищу, на спину.

Поиграли, а теперь можно и серьёзным делом заняться: подумать, чем отличается куст от дерева. У куста и листья совсем рядом, можно потрогать. А у дерева высокий ствол, ветки и листья видны — а не достать. Толстое дерево можно обхватить, взявшись за руки вдвоём или втроём. А тонкий ствол обхватит и один человек.

Ягоды, грибы. В густой траве неожиданно показалась шляпка гриба и кустики ягод. Не срывайте его. Пусть дети любуются, приходят к нем в гости, наблюдают, как они растут. Гриб уже выше травы, выглядывает, ждёт ребят в гости. Это уже гриб-великан, гриб-царь (так обогащается словарный запас ребёнка). Ножка всё выше, шляпка всё больше. Можно рассказать, кому из лесных жителей нужны грибы и ягоды (в качестве лакомства, запасов на зиму, лекарства). Расскажите детям, как называются те или иные ягоды, какого они цвета и что из них можно сделать.

Если представиться  возможность, покажите ребёнку в лесу или парке белку, обратите внимание на её шубку, хвостик. Расскажите, чем питается, как передвигается. Угостите белочку орешками, семечками.

А также расскажите и покажите им птиц, которые готовятся улетать в теплые края.

Неживая природа

Сезонные и погодные явления. В тёплый ласковый осенний денёк обратите внимание детей на лёгкие белые облака, яркую синеву неба, ласковое солнышко, жёлто — красное убранство растительного мира. И всё это — золотая осень. Осень жёлтого цвета.

Но осень бывает и хмурой, дождливой, холодной. Тогда небо серое, солнышка не видно и тучи огромные, чёрные. Такой день не радует никого. Птицы спрятались, редкие прохожие идут под зонтами, спешат по делам. И дети одеты в плащи, куртки, на ногах резиновые сапоги. Для чего сапоги, зонты — дети расскажут сами. А у птиц нет сапог и зонтов. Вот они и спрятались от дождя. В следующий раз уже во время сборов на прогулку можно подготовить ребёнка к встрече с непогодой. Зачем одеваем плащи, резиновые сапоги, перчатки? Холодно на улице, идёт дождь. А на прогулке спросите: «Какие тучи, почему не видно солнышка, птиц?» Можно послушать как завывает ветер, и подражать ему: «Ввв! Ууу!» Это хорошее упражнение для артикуляционного аппарата. Обратите внимание на то как ветер срывает последние листья и несёт их далеко-далеко.

Развивающие игры для детей осенью

«Давай поговорим»

По дороге к месту прогулки с малышом обсуждается все то, что попадает в поле зрения. Поговорить можно о временах года, характерных для каждого из времен года отличительных признаках и явлениях. Необходимо акцентировать внимание малыша, что плохой погоды и плохого времени года в природе не бывает. Каждое из времен замечательно по-своему: зима — снежными забавами, весна – ручьями, корабликами, а лето – цветочками, фруктами и ягодами, осень же – опавшими, и такими красивыми, разноцветными листьями.

 «Играем в облака»

Осенью на небе много облаков. Можно поиграть с ребенком в форме беседы о том, что такое облака и как они появляются.

Далее можно вместе с малышом понаблюдать: как облака изменяют форму, скапливаются, двигаются. Можно пофантазировать: что напоминает скопление тучек, на что похожа отдельно взятая тучка. Подобрать героев из тучек и придумать сказочную историю с их участием.

Такая игра будет способствовать развитию воображения и фантазии ребенка.

Игры для детей осенью на улице

Лучшими местами для психологического и физического отдыха ребенка являются парк или лес, в которых дети очень любят гулять. Игры для детей осенью на улице должны быть подвижными и развивающими. В игре можно развивать не только творческое воображение, мышление, но и силу, выносливость, быстроту, характер. Подвижные игры развивают координацию движения, умение общаться со сверстниками и работать в команде, способствуют улучшению кровообращения и просто несут ребенку массу положительных эмоций. Для того, чтобы развивать творческое воображение ребенка, можно играть с ним в игры наблюдения за окружающим его миром, обсудить время года, понаблюдать за облаками и предложить ребенку придумать различные истории, откуда берутся облака, как и почему меняют форму, куда плывут. Такая игра развивает фантазию и воображение ребенка, он учится формулировать свои мысли и правильно их выражать.

Но игры для детей осенью на улице это, конечно же, прежде всего превосходная возможность подвигаться вдоволь. Движение ребенка напрямую связано с развитием эмоциональной сферы, интеллекта, пространственных представлений, речи, навыка и взаимодействия с окружающими его детьми и взрослыми. Необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной естественной активности. Пусть он прыгает, бегает, ходит по бордюрам, забирается на лестницы, стволы деревьев, играет в подвижные игры с другими детьми. Придумайте для своего ребенка увлекательную игру, например можно задавать ему вопросы кто из животных как ходит, а ребенок будет демонстрировать, а затем поменяться ролями. Можно взять с собой на прогулку любимого игрушечного зайца и учить его прыгать.

Если рядом с Вами играют еще дети, устройте между ними веселые соревнования с помощью игры в мячик, например кто дальше мячик бросит, у кого он выше прыгнет, бросить мячик в высоту и поймать, покатить вперед и постараться догнать, положить на дорожке пару камушков и попробовать прокатить мячик между ними. Если Вы гуляете вдвоем с ребенком, посоревнуйтесь с ним, только не забывайте проигрывать, чтобы не лишать ребенка удовольствия от завоеванной в борьбе победы. Осенью погода нас радует дождями и лужами, сделайте дома с ребенком кораблик и пустите его вдвоем в дальнее плаванье по луже или канаве. Пусть ребенок нарисует якорь и иллюминаторы, придумает имя кораблю, спустите его торжественно на воду и понаблюдайте, куда он поплывет. Придумайте с ребенком увлекательную историю о путешествии Вашего кораблика. Существует масса увлекательных подвижных групповых игр для детей, это: квач, жмурки, съедобное -несъедобное, солнышко и дождик, волк и гуси, спящий пес, змейка и многие другие.

«Листочки»

Есть и простые, но очень полезные игры для детей осенью на улице. Особой популярностью пользуется игра «Листочки». Вместе с малышом собираются листья различных деревьев, при этом обязательно определяется и называется дерево, с которого листочек упал. Малышу можно предложить поднять листочек и поискать в парке дерево, на котором растут (или с которого опадают) точно такие листочки. Сравнить опавшие листья и те, которые еще остались на деревьях. Игру можно усложнить, добавив в нее в качестве поискового материала желуди, орехи, шишки и др. плоды деревьев.

«Съедобное – несъедобное»

Игры для детей осенью на улице можно организовывать и по принципу игры «Съедобное – несъедобное». В игру включается несколько детей. По очереди каждому водящим бросается мяч и называется какой-нибудь предмет. Если это названное слово пригодно к употреблению в пищу – мяч ловится, если нет – отбрасывается. В качестве слов для игры осенью лучше использовать название овощей, фруктов, различных растений, огородных культур и т.д.

«Кормушка для птиц»

Во время прогулки можно вспомнить с малышом о том, какие птицы живут в Вашей местности, чем они питаются. Рассказать ребенку о том, что осенью и зимой птицам очень сложно добывать себе корм. Предложить ребенку сделать кормушку (с этой целью можно использовать молочный пакет). Во время каждой последующей прогулки можно подкармливать птиц, принесенным кормом, наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.

Такое занятие с ребенком будет способствовать не только его развитию, а и воспитанию любви к живой природе.

«Лужи»

Лужи способны доставить радость любому малышу, но, к сожалению, отнюдь не огромную радость маме. Учитывая то, что запретный плод – сладок, не стоит лишать ребенка радости испачкаться в луже. Он это сделает все равно, если уж очень захочет. Наигравшись во время прогулки, может быть, не появится подобное желание во время похода на мероприятие, требующее безупречного внешнего вида. Игры в лужах — не самое страшное занятие, это своего рода познавательная активность ребенка и поэтому лишать его развития – не стоит. Главное все правильно организовать: позаботиться о соответствующей одежде и обуви, дополнительной паре перчаток. Лужи лучше выбирать различные по величине и глубине, но крайне желательно неподалеку от дома, так как продолжительная дорога в мокрой одежде – нежелательное явление.

Игры для детей осенью в лужах можно организовать по — разному: можно, обойдя лужи, посчитать количество шагов и сравнить лужи по величине, измерить глубину луж при помощи палки, покататься по лужам на велосипеде и т.д.

«Солнышко и дождик»

В игре принимает участие несколько детей. При команде «Солнышко» — все резвятся, бегают, прыгают. По команде «Дождик» — малыши должны подбежать ко взрослому, под раскрытый им зонтик. Взрослых и, соответственно зонтиков, может быть несколько.

Такая игра будет развивать реакцию и слуховое внимание.

Источник