Прогулка как средство развития ребенка
Адрес: г. Минск,
ул. Берута, 8
Телефон заведующего:
(+375 17) 375-79-88
Телефон:
(+375 17) 397-57-23
Главная -> Педагогам -> Консультации для педагогов -> NEW! Прогулка как средство разностороннего развития детей
Вопросы к рассмотрению темы:
1. Значение прогулки как компонента в распорядке дня учреждения дошкольного образования.
2. Планирование разнообразной деятельности на прогулке летом. Требования к структуре прогулки.
3. Особенности организации разнообразной деятельности детей на прогулке.
Прогулка – важный компонент в распорядке дня учреждения дошкольного образования. Её проведение направлено на снятие напряжения ребёнка после занятий. Она способствует созданию жизнерадостного настроения, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для гармоничного разностороннего развития личности ребёнка. Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке – это обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Грамотный подход к планированию, организации и проведению прогулки позволяет педагогу реализовать возможность органичного соединения оздоровительных и образовательных задач дошкольного образования. Но не следует делать прогулку ещё одной формой обучения детей. Им необходимо предоставить возможность отдохнуть и удовлетворить свою потребность в движении.
В методической литературе последних лет можно найти разнообразные рекомендации по планированию прогулки. Однако следует помнить, что есть общие требования к её структуре: наблюдения, дидактические игры и упражнения, трудовые действия, подвижные игры и упражнения, самостоятельная деятельность дошкольников. Кроме того, планируется индивидуальная работа с детьми в зависимости от результатов педагогической диагностики по различным видам деятельности и направлениям. Очень удобно, когда одной теме подчинены все необходимые структурные компоненты прогулки – тогда материал объединён по темам, соответствующим тематическому планированию.
На прогулке планируются эпизодические наблюдения за предметами и явлениями общественной жизни и природы, за трудом взрослых, а также циклические наблюдения за природой согласно методике ознакомления с ней детей. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами заключается в следующем. Одну неделю каждого месяца – вторую или третью – во всех группах детского сада планируются:
А) ежедневное наблюдение за погодой;
Б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) покрова земли (в середине недели); поиск животных, которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада. И наблюдение за ними (в конце недели);
В) ежедневная работа с календарём (после возвращения с прогулки).
Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.
При планировании подвижных игр на прогулке следует помнить, что в подвижных играх должны принимать участие все дети группы. Следовательно, игры должны быть знакомы детям. Новые же, впервые вводятся и разучиваются на занятиях физкультурой. Чтобы дети научились играть самостоятельно, игры следует повторять.
Планируя трудовую деятельность детей на прогулке, особое внимание отводится технике безопасности: грамотному подбору заданий и рабочего оборудования, дозированию и распределению физической нагрузки. Следует учесть также, что последовательность и продолжительность разных видов деятельности на прогулке должна изменяться с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера предшествующей деятельности.
Игры на прогулке занимают особое место, что обязывает воспитателя отнестись к их организации с особой ответственностью. На прогулках проводятся подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и спортивные игры, игры-драматизации и развлечения. Кроме того, необходимо тщательно планировать место физических упражнений и игр на прогулке, а также чередовать степень физической нагрузки в подвижных играх (игры большой подвижности, малой, средней) с целью предупреждения переохлаждения или перегрева детей.
Содержание трудовой деятельности наряду с обучением детей практическим навыкам работы предусматривает их знакомство с растениями, животными, правилами ухода за ними. При использовании предложенных форм работы педагоги вправе самостоятельно продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приёмы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы. Однако воспитателю следует помнить о том, что возможности детей младшего дошкольного возраста крайне ограничены: трудовое воспитание осуществляется главным образом через выполнение простейших поручений либо совместного выполнения трудовых операций вместе с воспитателем.
Организация наблюдений за объектами природы предполагает использование художественного слова, сюрпризных моментов, проблемных вопросов к детям.
Источник
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления, способствует умственному воспитанию и снятию напряжения после занятий.
Консультация для педагогов
«Прогулка как средство разностороннего развития детей»
Прогулка как средство оздоровления детей
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Прогулка как средство развития детей
Прогулка способствует умственному воспитанию и снятию напряжения после занятий. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей. Но не следует делать прогулку ещё одной формой обучения детей. Им необходимо предоставить возможность отдохнуть и удовлетворить свою потребность в движении.
Организация психотерапевтических прогулок
Психотерапевтическая прогулка — это пешая прогулка, основную часть которой составляет спортивная ходьба. А она в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег. Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования, выполнение которых дает им возможность отключиться от беспокоящих их проблем и дать мозгу своеобразный отдых.
Естественно, что психотерапевтическая прогулка проводится психологом учреждения. Первое требование, которое должны выполнять дети, — идти спортивным шагом, второе — помнить маршрут и останавливаться в определенных его точках, третье — фиксировать свое физическое и психическое состояние в определенных точках маршрута, четвертое — рассказать о своем состоянии.
Чтобы детям было интересно, составляется специфическая экскурсионная программа. На специально изготовленной карте, где центром «маленькой вселенной» является детский сад, отмечаются маршруты путешествий. Протяженность маршрута зависит от возраста детей и сезона. Во время прогулки дети идут, стараясь сохранить спортивный шаг и запомнить свои физические ощущения: биение сердца, характер дыхания и т. п. Остановку дети должны делать самостоятельно. На остановках психолог проводит с детьми мини-тренинги. Это могут быть упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и др. Иногда на остановках дети заходят в хозяйственный или продуктовый магазин, аптеку, чтобы сделать покупки.
Другими словами, прогулка используется для создания реальной жизненной ситуации общения с незнакомыми людьми. Преодолевая застенчивость, осваивая речевые формулы общения, дети становятся увереннее. Психотерапевтические прогулки очень любят дети.
Источник
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место.Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше. Однако не все знают о значении прогулки для детей. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи.С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Также прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей. Наконец, прогулка — это элемент режима, который прописан в СанПиНе 2.4.1.3049-13
«САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»:
XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса.
- 11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 — 4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
- 11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.
Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение. Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период.
Как одевать ребенка на прогулку?
Чтобы прогулка приносила только радость, необходимо знать, как одевать ребенка по погоде. В противном случае перегрев или переохлаждение могут привести к различным заболеваниям, а иммунитет ребенка будет подвергаться постоянным испытаниям. Ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия, которое достигается правильно подобранной одеждой.
Дети, которых кутают, чаще болеют, движения сами по себе согревают организм, и помощь в перегреве излишняя, так как в организме нарушается теплообмен, в результате такие дети болеют чаще, им достаточно лёгкого сквозняка, чтобы простыть.
Одежда для прогулки предполагается удобная и практичная. Малыша надо «упаковать» так, чтобы он мог активно двигаться и при этом не замерз. Есть одно простое правило: подсчитайте, сколько слоев одежды на вас, столько же наденьте и на ребенка. Если на улице он будет бегать, снимите один слой, если же большую часть прогулки сидит в коляске, добавьте один слой.
Чтобы удержать тепло, одежда не должна плотно прилегать к телу.
Самое надёжное средство от холода — воздух, чтобы лучше защитить ребёнка от низкой температуры необходимо создать вокруг тела воздушную прослойку, одежда должна быть тёплой и достаточно свободной. Сначала на тело ребёнка надо надеть майку или футболку из хлопка, которая хорошо впитывает пот, потом пуловер или шерстяной свитер, свободный, но плотно прилегающий на шее и запястьях.
На ноги следует надеть шерстяные носки и тёплые ботинки или сапожки на натуральном меху, но не тесные, а такие, чтобы большой палец ноги мог легко двигаться внутри. Боясь, что у ребёнка замёрзнут уши, родители кутают его голову в многочисленные платочки, шапочки, тем самым, принося вред, достаточно поплотнее закрыть шею и затылок ребёнка – именно здесь происходит наибольшая потеря тепла. Да, и пожалуйста, не забудьте взять с собой запасную пару варежек (детям младших групп не рекомендуется гулять в перчатках).
Выбирая детскую одежду, ориентируйтесь на то, чтобы ребенок на прогулке не был стеснен в движениях, чтобы ему было удобно бегать, прыгать, подниматься после падений, крутить головой. Детская одежда должна быть не только красивой, но и удобной и практичной! Как же все-таки одевать ребенка летом, осенью, зимой? Существует очень простая система, но не многие о ней знают. Называется она «один – два – три». Расшифровывается она достаточно просто: прогулки с детьми летом сопровождаются одним слоем одежды, весной и осенью двумя, ну а зимой одевают три слоя одежды. Прогулки с детьми летом старайтесь устраивать не в самую жару, но и выходя на улицу утром и вечером на улице достаточно жарко. Поэтому выбирайте дышащие ткани, лучше всего хлопчатобумажные. Не поддевайте майку, достаточно будет тоненькой футболки или сарафанчика. Под сандалики надевайте тоненькие льняные носочки. Без носков ребенок может натереть ножки.
Нельзя гулять!
- Нельзя гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль, тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей.
- Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!
Плюсы прогулки:
- повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;
- содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;
- формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;
- формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
- идет ускоренное развитие речи через движение;
- воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;
- развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.
Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше удовольствия.
Игры на свежем воздухе — всегда весело и увлекательно!
Играйте со своим ребенком — это укрепляет взаимосвязь между родителями и детьми, а также способствует созданию более надежных доверительных отношений в семье.
О том, что «солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», мы помним с детства.
Дело за малым — сделать так, чтобы и наши малыши росли в окружении этих верных «товарищей» с самых первых дней!
Подготовил: Заместитель директора по ЛОР Музыка И.А.
Источник
Наталья Пуказова
«О роли занятий-прогулок для всестороннего развития детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей
Прогулка – это интересно!
В настоящее время важность и польза прогулки для дошкольников доказана многими специалистами, регламентирована продолжительность для каждого возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию.Во время пребывания на участке или дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, поселком, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги.При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.
На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные, бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.
В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).
Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Подготовка к прогулке происходит еще в группе: можно посмотреть в окно, сказать, что нас на участке ожидает сюрприз, или кто-то ждет (это может быть игрушка, приготовленная заранее, и сюжет прогулки закрутится вокруг этого момента, существенно не изменяя содержания карты.
Необходимо подключать художественное слово: оно поможет организовать внимание детей, настроить на нужный лад, показать мир во всем великолепии его красок, сделать первые шаги к пониманию неизмеримого богатства русской поэзии, почувствовать поэзию самой природы. Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно. По опыту работы известно, что значительную часть времени, устав от игры, детям нечем себя занять, они ожидают указаний к действиям со стороны взрослого. В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру вносятся наблюдения и дидактические задания, трудовые действия и подвижные игры.
Структура прогулки:
Наблюдение.
Подвижные игры 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей.
Труд детей на участке.
Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
Самостоятельная игровая деятельность.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли,а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Во время прогулок воспитательпроводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Таким образом, деятельность воспитателя на прогулке направлена на умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание, формирование и развитие речевых навыков на материале природного окружения. Чтобы прогулка была интересной и занимательной для детей, нужно организовать прогулку так, чтобы она превратилась в увлекательное путешествие, наполненное впечатлениями.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. Но если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше. Помните, уважаемые коллеги, что высокое мастерство в сочетании с творчеством и фантазией, искренним желанием воспитать развитую личность сделают прогулку удивительной и неповторимой.
Источник