Прогулка как средство физического развития ребенка
Оксана Красильникова
Организация прогулки — одно из средств физического развития детей и их оздоровления
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Организация подвижных игр на прогулке — это огромнейшая возможность повысить двигательную деятельность детей, улучшить психико-эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчиняться правилам, воспитывать навыки коллективной игры.
Во время прогулкимы проводим подвижные игры:
-с бегом: «Ловишки», «Найди себе пару» и другие.
-С прыжками: «Зайцы и волк» «Лиса в курятнике»
-С бросанием и ловлей: «Подбрось — поймай»
-На ориентацию в пространстве,внимание: «Найди, где спрятано», «Прятки»
Не буду перечислять все игры, которые использую в своей работе, их много и они вам знакомы.Остановлюсь на принципах отбора подвижных игр:
-сезонность: зимой — «Мороз красный нос», «Снежинки и ветер» и другие.
Осенью: «Солнышко и дождик», «Перелет птиц» и другие
Весной: «Ручеек» и другие
Летом: «Пастух и стадо» и др.
-соответствие теме календарно-тематического планирования:
Если тема «23 февраля»,то можно провести игры: «Меткий стрелок», «Перепрыгни через ров» и др.
«Международный день птиц»: «Птичка и кошка», «Птички в гнездышках»
Смотрим, какие основные виды движения были на физкультурном занятии, то на прогулке в подвижной игре закрепляем основное движение. Если закрепляется основной вид движения – владение мячом, то на прогулке подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»
Выбор игры зависит не только от времени года, но и от погоды и температуры воздуха. В холодные дни проводим игры наибольшей подвижности, связанные с бегом, прыжками, они помогают детям лучше перенести холодную погоду. В сырую, дождливую погоду проводятся малоподвижные игры.
Кроме подвижных игр на прогулке отводится время и на индивидуальную работу по развитию движений.
— Упражнения на равновесие, это и ходьба по змейке, по снежному валу, по наклонной и узкой доске.
-Упражняем детей в беге, ходьбе между предметами, прыжках с продвижением вперед; в бросании и ловле мяча друг другу, в метании в цель, вдаль левой и правой рукой.
Важно, чтобы ребенок, с которым проводится индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
На каждой прогулке отводится время самостоятельной двигательной активности детей.
Дети любят выполнять движения без предметов: перебегать с места на место, вбегать на пригорок и сбегать с него, лазать по лесенке, качаться на качелях, скатываться с горки. Важно использовать все игровое пространство участка. Для организациисамостоятельной двигательной деятельности мы выносим нужный инвентарь: мячи, обручи, кегли, скакалки, в зимний период используются еще и ледянки.
Такую деятельность надо поощрять, поскольку она способствует развитию основных видов движений.
Была проведена с детьми оздоровительная пробежка по территории детского сада, на которой закреплялось умение правильно выполнять основные движения при беге.
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Для того чтобы детям было комфортно проводить время на прогулке,родители принимают активное участие в благоустройстве участка: ежегодно красят постройки, а также было приобретено игровое оборудование, змейка для хождения, можно использовать и в качестве скамейки, для отдыха детей,
качели, столик и две маленькие скамеечки.
Любознательность, румяные щечки и довольные лица ребятишек после прогулки – лучшая награда за нелегкий труд воспитателя.
Источник
Прогулка как средство оздоровления детей
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет — это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду.
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.
Важнейшим условием оздоровления в детском саду является организация двигательной активности детей.
Двигательная активность способствует:
- повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
- росту физической работоспособности;
- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
- появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и т.д.
Хотелось бы подробнее остановиться на организации двигательной активности на прогулке.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
— дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
— совершенствование имеющихся у детей навыков основных движений путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
— развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;
— воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10 — 12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30 — 40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр («Запуск ракеты», «Пожарные на учении», «Спортивные состязания» и т.д.).
Оздоровительный бег на воздухе.
Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и средним уровнем ДА предлагают пробежать два круга (500м), а детям с низким уровнем ДА – один круг. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем ДА пробегают 3-4 круга, а малоподвижные – 2 круга.
Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом начале дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними, следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.
На вопрос «Зачем нужно заниматься спортом?» наши дети ответили: «Чтобы быть большим, сильным, мышцы качать», «Чтобы участвовать в соревнованиях», «Чтобы силы было больше, расти», «Чтобы тренироваться и играть друг с другом», «Чтобы не болеть, быть здоровым» и т.п.
Таким образом, проводимые нами оздоровительные мероприятия и применяемые способы организации двигательной активности детей способствовали укреплению их физического и психического здоровья, повысили устойчивость детского организма к ОРЗ, сформировали положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Источник
Надежда Чинкова
Организация прогулки как одно из средств физического развития детей и их оздоровления
Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.
Цели прогулки:
— укрепление здоровья,
— профилактика утомления,
— физическое и умственное развитие детей,
— восстановление сниженных в процессе деятельности функциональный ресурсов организма.
Задачи прогулки:
— оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях,
— способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста,
— оптимизировать двигательную активность детей,
-способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.
Польза прогулки для здоровья:
1. На свежем воздухе организм насыщается кислородом.
2. Прогулка является надежным способом укрепления здоровья и профилактики утомления.
3. Свежий воздух очищает воздух от пыли, аллергенов, благодаря чему улучшается функционирование слизистой носа и верхних дыхательных путей.
4. Формируются правильные навыки выполнения основных движений.
5. Под воздействием ультрафиолетовых лучей в коже вырабатывается витамин Д. При недостатке этого витамина развивается рахит.
6. На прогулке ребенок получает новые впечатления, положительные эмоции, от которых зависит интеллектуальное и социальное развитие.
Виды прогулки (по месту проведения)проводимые с нашими детьми вДОУ:
— на участке учреждения,
— пешеходные прогулки за пределами участка ДОУ (старший дошкольный возраст на расстоянии двух километров).
С детьми нашей гр стараемся соблюдать основные требования к организации и методике проведения прогулок в соответствии с СанПиН.
Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. № 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях») определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.
Прогулку организуем 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже 15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре ниже 15 градусов и при скорости ветра более 15 м/с для детей до 4-х лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже – 20 и скорости метра более 15 м/с. (пункт 11.5. и 11.6).
Содержание прогулки на участке ДОУ:
1. Наблюдение;
2.Двигательная активность: подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения;
3. Трудовые поручения,
4. Индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
5. Самостоятельная деятельность.
Процесс наблюдения организовываем ежедневно за конкретными объектами или за погодными явлениями.
При планирование наблюдений продумываем
-какие будут необходимы оборудование и материалы используемые по ходу наблюдения;
-размещения детей;
-приёмы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);
-приёмы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнения, использования детского опыта).
Работу по развитию движений на прогулке планируем так, чтобы была обеспечена системность, последовательность всего программного материала, способность закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышая двигательную активность детей.
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке
— расширяем двигательный опыт детей, обогащая его новыми, более сложными движениями;
-совершенствуем имеющиеся у детей навык в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
-Развиваемдвигательные качества: ловкость, быстроту, выносливасть;
-воспитываем самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Прогулка – благоприятное время для индивидуальных упражнений с детьми и организация самостоятельной двигательной активности.
Физические упражнения мы проводим и закрепляем с детьми ежедневно.К ним относятся: прыжки – при выполнении меняем позицию ног; упражнения с мячом и скакалкой; метание с мешочками; наклоны туловищем; упражнения на равновесия, прыжки через препятствия и многое другое.
Игры с высоким уровнем интенсивности проводим в середине прогулки не допуская перевозбуждения детей, что негативно влияет на приём пиши после прогулке и дневной сон. Так же не допускаем длительного нахождения детей без движения. Особое внимание обращаем на детей со сниженной подвижностью, малоактивных вовлекая в игры с ведущими ролями.
Перед выходом на прогулку организовываемс детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты, одевать и раздевать детей при подготовки и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам.
Этапы подготовки к прогулке:
1. Воспитатель выводит в приемную детей для одевания первую подгруппу детей в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания,
2. Помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную,
3. Воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю.
4. Детей с ослабленным здоровьем одеваем и выводим на улицу со второй подгруппой, а заводим с прогулки с первой подгруппой.
Требование безопасности при организации прогулок на участке детского сада.
1. Ежедневно перед прогулкой осматриваем участки: всё оборудование на участке должно быть на участке исправно (без острых выступов и углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, игровой и физкультурный материал должен отвечать требованиям СанПин.
2. Выносной и дидактический материал для игр детей соответствует периоду осень-зима. Игрушки не поломаны. Для разных видов игровой деятельности позволяющие соизмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей.
3. Следим, чтобы ворота детского сада должны были закрыты.
4. Одеваем детей в соответствии с температурными условиями,не допуская: обморожения, переохлаждение или перегревания организма ребенка, намокание детской одежды и обуви.
5. Во время проведения прогулки следим за физической нагрузкой детей, чередуем игры и занятия разной степени подвижности, не допускаем чтобы малыши забирались на высокие лестницы и тд.
Эффективность прогулок в ДОУ состоит в том,чтобы:
— удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
— обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста активность;
— сформировать навыки в разных видах движений;
— способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
— стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
— создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения;
— формирование положительных, эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.
Источник
Татьяна Кувакина
Опыт работы «Организация прогулок — одно из средств физического развития детей и их оздоровления»
«Организация прогулок в средней группе».
(из опыта работы)
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития и профилактики утомления.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды особенно к простудным заболеваниям.
Активная двигательная активность детей наиболее целесообразна во время прогулок, как утром так и вечером. Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года меняется, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть меньше 2- 3- часов. Летом это время значительно увеличивается.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, мы заранее продумываем её содержание, вызываем у малышей интерес к ней с помощью игрушек, сюрпризных моментов или рассказа о том, чем они будут заниматься.
Учим детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определённой последовательности. Сначала все они одевают колготки, футболки, кофты, гамаши, брюки, пальто, шапку, шарф, обувь и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Детей помогает одевать помощник воспитателя, но давая им возможность самим сделать то, что они могут. Приучаем детей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу.
Когда подгруппа детей оденется, выходим с ними на участок. За остальными детьми следит помощник воспитателя, затем провожает их воспитателю. Выходя на прогулку, дети помогают выносить игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
Чтобы прогулка была содержательной и интересной, планируем наблюдения за природой, за окружающим миром, подвижные, спортивные игры, индивидуальную работу по развитию движений, трудовые поручения так же являются неотъемлемой частью прогулки.
Наблюдение проводим в начале прогулки: обращаем внимание детей на состояние погоды, отмечаем сезонные изменения в природе, наблюдаем за деревьями, птицами, животными, транспортом, прохожими, за трудом взрослых.
Используем художественное слово, читаем стихи, учим поговорки, пословицы.
Мы организуем наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.
В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния.
Если детям младшей группы мы показываем дома, транспорт, пешеходов, то в средней — здания общественного назначения (школа, Дом культуры, и т. п.). Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.
На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность.
Ведущее место на прогулке отводится подвижным играм. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий. Если занятия были с умственной нагрузкой, то прогулку начинаем с подвижной игры, если предшествовали занятия (физкультурные, музыкальные, то игру организуем в середине прогулки.
Подвижную игру начинаем с выбора на роль водящего. Перед началом игры напоминаем правила игры. Побуждаем активно двигаться малоподвижных ребят, которые во время прогулки предпочитают спокойные игры.
Наши дети любят играть в игры: «Мы весёлые ребята», «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Баба Яга», «Затейники», «Удочка», «Охотники и зайцы», «Бездомный заяц», «Попади в обруч» и другие.
Затем предлагаем детям игрушки для организации творческих игр. Дети играют в семью, путешествие, моряки, космонавтов, больницу. Выносим кукол,, саночки, машины (обязательно должны быть с верёвочками, предметы-заместители. Дети самостоятельно договариваются о сюжетах игр, распределяют роли, подбирают атрибуты, игрушки.
Для самостоятельной двигательной активности детей на прогулку выносим кегли, обручи, вожжи, скакалки, мячи, карандаши, печатки, песочные наборы, предлагая ребятам заняться самостоятельными играми.
В это время приглашаем к себе детей для индивидуальной работы на закрепление основных видов движений. Это — игры с мячом, метание в цель, упражнения в равновесии, спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы.
Во время прогулок следим за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замёрз или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, привлекаем к участию в более спокойных играх.
Также большое внимание уделяем трудовой деятельности детей. Содержание и формы её организации зависит от погоды и времени года. Если в младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Мы поочередно привлекаем к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организуем как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга.
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания — последовательные этапы. Так, осенью дети собирают семена, листья, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Также поручаем детям уборку участка от камушек, веточек, подмести дорожки, помочь малышам младшей группы убирать игрушки. В конце обращаем внимание на результаты своего труда.Применяем пословицы: «Сделал дело – гуляй смело».
Прогулки не рекомендуется завершать подвижной игрой, поэтому мы в конце прогулки играем в малоподвижные,спокойные игры: «Море волнуется», «Карусели», «Кого не стало». «Узнай по голосу», «Водяной».
По завершению прогулки дети спокойные поднимаются в группу, у них хороший аппетит, здоровый сон.
Источник