Программы включают одно или несколько направлений развития ребенка

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Комплексные программы дошкольного образования

— Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой

— Программа «Радуга»

— Программа «Из детства в отрочество»

— Программа «Детство»

— Программа «Истоки»

— Программа «Развитие»

— Программа «Кроха»

Парциальные программы дошкольного образования

— Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

— Программы экологического воспитания

— Программы художественно-эстетического цикла

— Программы социально-нравственного развития дошкольников

— Программы физического развития и здоровья дошкольников и др.

— О современных программах для дошкольных образовательных учреждений

Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога. Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.

Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.

С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:

— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

— эмоциональное благополучие каждого ребенка;

— интеллектуальное развитие ребенка;

— создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

— приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).

В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ — результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.

Источник

2010

Тема:

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………… 3

1. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОГРАММ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ…………….. 4

2. КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММ «ДЕТСТВО» И «ИСТОКИ»… 7

3.СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ДОСТОИНСТВ И СПОРНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………………………….. 16

4. АНАЛИЗ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА № 31….. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 28

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателей: определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным направлениям развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализации программы устанавливаются вид и категория ДОУ.

Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования

Основные программы дошкольного образования определяют содержание дошкольной ступени образования, его уровень и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный для всестороннего развития ребенка уровень образования.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путем использования одной основной программы, но и методом квалифицированного подбора специализированных программ, каждая из которых включает одно или несколько направлений развития ребенка. Основные программы определяют особенности организации жизни детей в контексте обеспечения всех ее сторон и с учетом использования следующих форм детской деятельности: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время в течение дня.

В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения.

Вместе с тем, в связи с резким сокращением сети дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех детей дошкольного возраста, с 2000 года начали развиваться вариативные и альтернативные формы дошкольного образования.

Последние годы в России характеризуются возникновением но­вых видов учреждений воспитательно-образовательного характе­ра для детей, разнообразием педагогических услуг, которые пред­лагаются детям и их родителям. Наряду с государственными суще­ствуют негосударственные детские сады. Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, но уже имеют­ся учреждения, ставящие целью раннее развитие специальных спо­собностей дошкольников (эстетические центры, дошкольные груп­пы и детские сады при лицеях, гимназиях и т.п.); интеграцию вос­питания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами физического развития; создание дошкольных групп, работающих в условиях двуязычия, и другие. Такое положение дел в дошколь­ном образовании непосредственно связано как с возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень разви­тия детей, раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в определенной школе, так и с изменениями в самом школьном образовании.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие) — включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные) — включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Комплексные программы дошкольного образования:

Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой.

Программа «Радуга» Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др.

Программа «Детство» Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

Программа «Истоки» Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.

Программа «Развитие» Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

Программа «Кроха» Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.

Парциальные программы дошкольного образования

Программа здоровье — сберегающего направления «основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

Программы экологического воспитания

Программа «Юный эколог» Автор: С. Н. Николаева.

Программа «Паутинка» Автор: Ж. Л. Васякина-Новикова.

Программа «Наш дом — природа» Автор: Н. А. Рыжова.

Программа «Природа и художник» Автор Т. А. Копцева.

Программа «Интеграция» Автор Т. Г. Казакова.

Программа «Семицветик» Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова.

Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду» Автор Л.В.Куцакова.

Программа «Умка» — ТРИЗ Авторы: Л.М. Курбатова и др.

Программа «Гармония» Авторы: К. В. Тарасова, ТВ. Нестеренко, Т.Г. Рубан.

Программа «Малыш» Автор В. А. Петрова.

Программа «Музыкальные шедевры» Автор О. П. Радынова.

Программы социально-нравственного развития дошкольников

Программа «Я, ты, мы» Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.

Программа «Я — человек» Автор С. А. Козлова.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре» Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.

Программа «Наследие» Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева.

Программы физического развития и здоровья дошкольников

Программа «Играйте на здоровье» и технология её применения в ДОУ. Авторы: Волошина Л.Н, Курилова Т.В.

Авторская программа «Играйте на здоровье», она базируется на использовании игр с элементами спорта. Программа создана на основе содержательной экспериментальной работы в ДОУ № 69 г.Белгорода. Она адресована воспитателям детского сада, инструкторам по физической культуре, тренерам детских спортивных школ, центров, оздоровительных лагерей.

Программа «Здоровье» Автор В. Г. Алямовская.

Программа «Дошкольник и… экономика» Автор А. Д. Шатова. [15]

Таким образом, большое количество образовательных программ дает возможность современному дошкольному учреждению решать задачи не только воспитательные.

Программа «Детство» Авторский коллектив: Н.А. Ноткина, Т.И.Бабаева.

Раздел: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».

«Детство» — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими, обусловливают естественное возникновение и вызревание перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах. Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию богатейшего возрастного потенциала дошкольников.[14, с. 98]

Программа «Детство» — результат деятельности научного коллектива РГПУ им. А.И. Герцена. Это программа обогащенного развития дошкольников, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Внимание педагогов акцентируется на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, так как дошкольный возраст — период пробуждения у ребенка своей сопричастности к миру, желания совершать добрые дела и поступки.

Осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры является базой для реализации программы.[2, с. 13]

Основной интерес в программе представляет раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» начинается с физиолого-психолого-педагогической характеристики детей дошкольного возраста и состоит из двух частей:

Освоение основ гигиенической культуры (для детей 3—4 годажизни), приобщение к гигиенической культуре (для детей 5-7 года жизни).

Источник