Программы развития для детей домов ребенка
марина Романова
Развивающая программа для воспитанников детского дома «Всё начинается с семьи»
Программа, по которой я работаю — семейное воспитание в условиях детского дома «Всё начинается с семьи».
Семейное воспитание детей в условиях детского дома — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семьеформируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены.
В детском доме воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей.В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д.
Целью и задачами моей программы являются:
1) Формирование представления о семейных ролях.
2) Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи. Формирование на примерах мирового искусства, а также — жизни известных семейных пар — понятия о благополучной семье.
3) Формирование «семейных» отношений в группе.
4) Формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.
5) Подготовка к будущей семейной жизни.
Основные методы работы заключаются в следующем:
Моделирование проблемных ситуаций.
Погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем много вариативности подходов к действительности.
Метод психологической адаптации, выработка «непосредственного отношения к явлениям жизни» (Л. Н. Толстой).
Метод сотворчества, позволяющий воспитателю стать не только организатором мероприятия, но и его участником.
Игровой метод.
Метод творческих возможностей.
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
В процессе работы с воспитанникамипредусматривается использование следующих методов и форм работы:
Специально организованные занятия: Беседы, рассказы воспитателя, работа с пословицами о семье, семейных отношениях. Семейные чтения, разбор ситуации на определенную тему. Дискуссия- диспут, устный журнал, разговор за семейным столом. Демонстрация фильмов, выставка высказываний на определенную тему. Практические занятия. Составление рукописной семейной газеты. Сочинение детей на заданную тему. Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.). Создание семейных фильмов. Оформление рукописного журнала (Сказки для малышей, придуманные старшими). Семейные походы, экскурсии. Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей. Семейные вечера на выбранную тему. Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, пение песен, инсценировка сказок, чтение стихов т. д.). Семейные игры. Анкеты, тесты. Час семейного отдыха.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
-Рост уровня общей социализированности воспитанников.
-Адекватная поло ролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в семье.
-Развитие гуманных коллективистских отношений в группах — «семьях».
-Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы — «семьи».
-Знание воспитанниками культуры российской семьи.
-Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни.
Источник
Светлана Колганова
Проект программы развития «Малыши-крепыши» для детей дома ребенка с 9 месяцев до года
Проект разработан на основе «Программы воспитания и обучения детей в доме ребёнка» Р. В. Ямпольской, Э. Л. Фрухт.
Разрабатывая проект программы, мы убедились, что задача состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов его развития, а в обеспечении своевременного и полноценного физического и психического развития, оптимального состояния здоровья детей, подготовка их к жизни в обществе, облегчение социальной адаптации, в создании каждому ребёнку условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей, его неповторимости и самобытности.
Особенностью детей раннего возраста является потребность в общении со взрослыми, двигательной активности, сенсорных впечатлениях.
Концепция моей программы– найти эмоциональный отклик в сердце ребёнка, быть понятой и созвучной детской природе, участвовать в формировании и удовлетворении потребностей каждого ребёнка в общении, стать путеводной звёздочкой для ребёнка в развитии сенсорных впечатлениях и двигательной активности, положительных эмоциях, играющих огромную роль в развитии детей.
Мой девиз: «Эмоциональное общение с детьми – путь к формированию у них позитивного восприятия мира».
Эти слова определяют все между собой взаимосвязанные линии развития ребёнка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Программа воспитания детей от 9 месяцев до 1 года.
Задачи:
Приучать к самостоятельности при проведении процесса кормления и активности во всех режимных процессах.
Учить понимать речь взрослого, расширять запас понимаемых слов, формировать обобщения в понимаемой речи, учить выполнять простые поручения и правильно реагировать на слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно».
Поддерживать речевую активность, вызывать подражание звукам и слогам, учить произносить 6-10 «облегченных» слов и пользоваться ими.
Обобщать сенсорный опыт ребёнка. Учить действовать с игрушками, подражая взрослому и по речевой инструкции, увеличивать количество действий.
Развивать движения, учить ходить.
Формировать положительное эмоциональное отношение к взрослым и детям, воспитывать положительные взаимоотношения между детьми. Воспитывать интерес к окружающей жизни, к животным и растениям.
Программа разделена на блоки:
• Речевое развитие –
а) понимание обращенной речи; б) собственная речь, словарный запас.
• Познавательное развитие – а) развитие действий с предметами: интерес к игрушкам и действия с ними; б) запас сведений об окружающем;
• Сенсорное развитие – а) функциональные возможности кистей и пальцев рук; б) развитие слухового восприятия и звуковой активности.
• Физическое развитие – развитие движений и двигательной активности.
• Развитие эмоций и социальных навыков.
• Навыки самообслуживания – управление собой.
Развитие ребенка от 9 месяцев до 1 года.
9 месяцев:
В этом возрасте ребенок тянется к общению со сверстниками. Он с удовольствием играет с другим ребёнком, подражает ему, «разговаривает» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Основным способом передвижения остаётся ползание. Иногда ребёнок ползает быстрее, чем бегает взрослый. Время позаботиться о безопасности: убрать с доступных мест все бьющиеся предметы, горшки с цветами, обезопасить электрические розетки и др.
10 месяцев:
Идёт совершенствование полученных навыков – ребёнок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где?», «дай» отыскивает нужный предмет. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками.
11 месяцев:
Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов «ба-ба», «дай», «бай-бай». Лепет ребёнка становится более разнообразным и сложным. Малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки – движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить.
12 месяцев:
В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает её в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется с каждым днём, у некоторых детей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается, действует с различными предметами.
Режим детей от 9 месяцев до 1 года.
Бодрствование
6.30 – 9.00
12.00 – 14.00
16.00 – 20.00
Кормление
7.30
12.00
16.00
19.00
24.00 (по назначению)
Сон
9.00 – 11.30
14.00 – 16.00
20.00 – 6.30
Обед дети получают по мере пробуждения после первого дневного сна.
Полдник можно дать после второго дневного сна или перед ним.
Фруктовый компот следует давать перед первым дневным сном.
Сок рекомендуется давать после второго дневного сна.
Дети этого возраста в тёплую погоду обязательно должны гулять 2-3 раза в день на открытом воздухе (в манеже или в специально огороженном месте на настиле).
Купание — перед ночным сном 2-3 раза в неделю.
Массаж – после 1-го или 2-го дневного сна (перед кормлением) или 30-40 минут после кормления.
Занятия с детьми от 9 месяцев до 1 года.
Сетка занятий на неделю.
Дни недели
1 период бодрствования
8.30
12.45
2 период бодрствования
13.30
3 период бодрствования
17.00
Понедельник
1. Развитие понимания речи (подражание звукам и действиям)
2. Игры для развития движений
3. Развитие действий с предметами
Вторник
1. Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем
2. Музыкальное занятие
3. Выполнение простых игровых действий
Среда
1. Развитие понимания речи (подражание звукам и действиям)
2. Игры для развития движений
3. Развитие действий с предметами
Четверг
1. Показ – развлечение
2. Музыкальное занятие
3. Выполнение простых игровых действий
Пятница
1. Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем
2. Игры-развлечения с заводными и музыкальными игрушками
3. Развитие действий с предметами
Суббота
1. Развитие понимания речи (подражание звукам и действиям)
2. Игры для развития движений
3. Выполнение простых игровых действий
Воскресенье
1. Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем
2. Игры – развлечения
3. Развитие действий с предметами
Индивидуальные занятия проводятся ежедневно.
Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем: находить игрушку по просьбе, выполнять простые поручения, выполнять одно и тоже действие с разными игрушками, понимать названия действий с предметами, знакомить с именами окружающих и др.
Развитие понимания речи, подражание звукам и действиям: показ сюжетных игрушек в действии, вызывать подражание новым слогам и первым словам, побуждать ребенка при общении пользоваться осмысленным звукоподражанием и облегченными словами.
Источник
Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Хуры тын»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ___________Ф.К. Тменов
Программа
«Индивидуальное развитие личности воспитанника детского дома»
Автор: Дохина Татьяна Зафаровна .
Воспитатель высшей квалификационной категории ; Почетный работник
Рассчитана на воспитанников 10-15 лет;
Срок реализации: 2015-2017г.г.
Владикавказ 2015
Ребенок-существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
(Корчак)
Пояснительная записка.
Забота о детях – сиротах является главной нравственной задачей. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Необходимо подготовить его к преодолению трудностей социализации. Для полноценного личностного роста ребенку недостаточно лишь групповых занятий – бесед, диспутов, игр и т.п.
Он часто нуждается в индивидуальном внимании взрослого, внимании, которое уделяется персонально ему и некому более. Поговорить о своих чувствах, мечтах, замыслах, жизненных затруднениях. И если воспитатель является для подростка значимым, авторитетным, он сможет оказать воспитаннику не малую помощь.
Целью данной программы является создание благоприятных условий для комплексного развития детей – сирот.
Учитывая индивидуально-психологические, особенности каждого воспитанника, помогаю развивать в детях принцип самоутверждения, формирования личности – «Я – концепции».
В работе использую работу с «Портфолио». Ребята вносят в эту книгу свои достижения: учебные, творческие, спортивные, физические изменения, заметные изменения в личностных качествах или яркие, неординарные, благородные поступки. Это своего рода «Книга откровений».
Таким образом, актуальность обусловлена потребностью образовательного учреждения, направленной на индивидуальное развитие и коррекцию проблем детей-сирот.
Обоснования создания индивидуальной Программы развития.
Практические и научные исследование, проведенные учеными, свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору жизненного пути, отличаются не приспособленностью к самостоятельной жизни.
Дети-сироты … Дети, растущие в детском доме… Почти все они попали в детский дом из неблагополучных семей.
Анализ и педагогический, и психологический показывает, что многие из них относятся к детям «группы риска», трудным.
Обычно они замкнуты, порой совершенно необщительны, не отличаются искренностью. Бывают склонны ко лжи, часто к воровству. Отмечается какое-то равнодушие ко всему, что их окружает. Недобросовестно и с ленцой относятся к учебному труду, к правилам поведения в группе, в детском доме, в школе. Отстают от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии. Многие успели обозлиться на жизнь, на людей, на любые обстоятельства.
Работать с теми, кто оказался волею судьбы в детском доме, не очень легко.
Часто они прошли через такие условия, через такую «грязь», что мы, прожившие немалую жизнь, представить не можем. Да, приходят не лучшие, и с каждым годом мы в этом убеждаемся.
Задача воспитателя, прежде всего- воспитание гражданских качеств.
Для этого сегодня необходимо задаться целью, как ориентировать личность на социальную и бытовую подготовку, научить трудиться умственно и физически. Иначе вся работа пойдет впустую.
Социально- бытовая ориентированность — понятие сложное, но можно в какой -то степени определить и задачи, и содержание этого раздела в нашей работе.
Для этого необходимо использовать все имеющиеся в детском доме, в общеобразовательной школе, в методике, в педагогике, в психологии ресурсы. Кратко об этих задачах (целях):
воспитание творчески активной личности, моральной устойчивости, нравственной зрелости;
научить и помочь узнать свои права и обязанности;
добиться политической, правовой и экономической грамотности;
формировать культуру, умение ценить ум, уважать таланты, воспитывать художественный вкус, чувство красоты, понимание искусства, развивать речевую культуру;
умение смотреть в будущее, воспитывать трудолюбие, ответственность. Можно их перечислять очень долго. Но в первую очередь мы должны
научить детей быть ответственными за свои действия, поступки перед обществом, перед окружающими.
Учитывая сложный процесс социального становления и развития воспитанника, овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм общения, формирования образа собственного «Я» создана Программа развития личности.
В основе Программы индивидуального развития лежат следующие принципы:
Принцип гуманизации — ориентация педагога на развитие и саморазвитие воспитанника, признание его самоценности, создание условий для его коррекции и развития.
Принцип открытости — позволяет включить в процесс оказания помощи и поддержки новых участников социально-воспитательного процесса, от которых зависит успешная социализация ребенка, его защищенность, благополучие.
Принцип «На стороне ребенка» — решение каждой проблемной ситуации с максимальной пользой для воспитанника, следуя из его интересов.
Принцип непрерывности сопровождения. Воспитаннику гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Педагог прекращает индивидуальную работу только тогда, когда проблема будет решена, или тенденция решения будет очевидна.
Принцип мулътидисциплинарности сопровождения. Данный принцип предполагает мониторинг развития и оценку благополучия ребенка, усиление диагностической функции воспитателей, как специалистов постоянно сопровождающих ребенка.
Принцип индивидуального подхода.
Принцип доступности обучения и развития. Предполагает подбор и распределение материала исходя из индивидуальных особенностей воспитанника.
Цель — Формирование самосознания и самооценки воспитанника, для позитивного взаимодействия с людьми, успешного процесса обучения в школе, умения ориентироваться в окружающем мире, а также умения принимать решения и отвечать за свои поступки.
Цель: организация комплексного медико-психолого- педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение активности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Срок проведения — сентябрь, октябрь 2015.На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование, собеседование). По результатам работы выявляются основные проблемы в личностном развитии воспитанника.
Беседы с воспитанником о школе (отношения с учителями, со сверстниками, любимые предметы).
Обучение навыкам саморегуляции.
Развитие умения концентрировать внимание на деталях, отвлечение от посторонних раздражителей (например, звуков) и сосредоточиться на каком-нибудь одном занятии
Настольно-печатные, конструктивные игры, направленные на формирование усидчивости
Игры для развития тактильного взаимодействия.
Наблюдение за поведением воспитанника в группе, отношениями со сверстниками, выполнением домашних заданий.
этап — организационно-деятельностный.
Цель: анализ полученных в ходе диагностического этапа результатов и составление индивидуальной программы развития воспитанника.
На основании анализа результатов, полученных в ходе наблюдений и диагностик, были выявлены основные проблемы в личностном развитии:
трудности в школьном обучении
память
низкая мотивация обучения
трудности в межличностном общении со сверстниками
не сформированы волевые усилия личности (усидчивость, не может довести начатое дело до конца, сложность в отвлечении от посторонних раздражителей)
эмоциональная неуравновешенность
Исходя из выявленных проблем составлена Индивидуальная
Программа развития для воспитанника 2015-2016 учебный год.
Данная программа разбита на блоки, каждый блок имеет свои цели и задачи. Работа по всем блокам ведётся параллельно.
этап — коррекционно-развивающий.
Цель: реализация индивидуальной программы развития.
Срок проведения — февраль 2015 — февраль 2017 год
Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:
индивидуальная;
парная;
подгрупповая.
Формы коррекционно-развивающей работы
беседы
практическая работа
моделирование ситуаций, в которых испытывает затруднения
ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение
практические упражнения
дидактические игры
настольно-печатные игры
конструктивные игры
пальчиковые игры
подвижные игры с использованием сдерживающих моментов
анализ художественных текстов
творческие задания
просмотр видеосюжетов
IV. Блок обобщающий.
Раздел I. «Я учусь»,«Мои перспективы» , «Мои перспективы»;
Раздел II. «Я читаю», «Мои перспективы», «Мои достижения»;
Раздел III. «Межличностное общение»;
Развитие коммуникативных навыков Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми. Отработка навыков вербального взаимодействия с детьми, навыков энструктивного общения. Формирование знаний разных способов общения; навыков речевого обращения в различных ситуациях; умение использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умение вести диалог, беседу.
Развитие навыков взаимодействия с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения. Выработка адекватного способа общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь. Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения. Формировать умение переключать внимание на другой вид деятельности, контролировать свои эмоции и поведение. Моделирование различных ситуаций, в которых испытывает затруднения. Ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение.
Обучение способам выражения своих чувств, одобряемых способов достижения желаемого, формирование навыков самоконтроля. Коммуникативное поведение Формировать умение участвовать в совместных играх без создания конфликтных ситуаций, сдерживать свои эмоции. Показать варианты выхода из конфликтных ситуаций. Формирование знаний о том, что такое конфликт и как его можно избежать; знания и умения следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п. Формирование знаний и умений, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку.
Культура поведения.
Вежливое общение.
Скажи мне, кто твой друг? Умение выбирать друзей.
Манера поведения.
Правила детского общежития.
Самооценка поступков.
Организация совместной деятельности.
Общение или одиночество: что лучше?
Неадекватное общение. Ненормативная лексика.
Ответственность за неадекватное поведение в общественном месте
Умение разделить переживание с другим человеком.
Умей выбирать друзей.
Общение подростков и детей младшего возраста.
От чего зависит настроение.
Учимся справляться с гневом.
Ссора.
Как справиться с упрямством.
Учимся понимать чувства других людей.
Учимся доброжелательности.
Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации.
Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации.
Поступки добрые и злые.
Умеем общаться
Вглядись в себя — сравни с другим
Помоги понять себя.
Источник