Программы поддержки раннего развития ребенка

Программы поддержки раннего развития ребенка thumbnail

Занимаясь с ребенком с первых месяцев жизни, каждая мама стремится сделать его развитие более гармоничным и полным. Зачастую родители в домашнем воспитании затрагивают такие основные направления развития детей, как развитие речи, логики, памяти и внимания, творческих способностей, чувства эстетики, воображения, сенсорики и т.д. Но охватить все сферы раннего развития ребенка самостоятельно очень трудно. В детском саду, где образование носит комплексный характер, обязательно используется определенная программа развития. И тем родителям, которые хотят заниматься с детьми дома, будет очень полезно тоже ею воспользоваться.

Программа раннего развития

Прежде всего, давайте разберемся, что же из себя представляет такое понятие, как программа раннего развития? Это комплексный план интеллектуального развития малыша, объединяющий в себе описание способов развития у ребенка сенсорных, психических, умственных и физических способностей. На сегодняшний день существует огромное количество методик раннего развития детей, на основе которых в каждом конкретном случае может быть создана особая программа раннего развития ребенка. На нашем сайте Вы можете найти множество интересной информации относительно различных школ в педагогике, которые исповедуют разные принципы работы с детьми, а также предлагают особые направления развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте. Каждая из этих методик ориентируется на свою возрастную категорию, а также устанавливает главенствующую роль в воспитании малыша — родителей или педагогов. Все программы развития и воспитания детей выделяют свои основные направления развития, которым в ходе занятий будет уделяться особое внимание. Это может быть речь, логика, креативность, свобода мышления, творчество, музыкальность, физическое воспитание, самостоятельное принятие решений и т.д.

Программы развития детей раннего возраста

Для того чтобы Вы могли создать свой неповторимый комплекс занятий с ребенком, включающий самые разные элементы и затрагивающий наиболее важные аспекты его развития, предлагаем Вам ознакомиться с шестью наиболее часто применяемыми методиками развития малышей, по опыту которых создаются многие программы развития детей раннего возраста.

1.Методика Марии Монтессори

Суть методики: программа индивидуального развития ребенка на основе совершенствования логического мышления и восприятия малыша через развитие его сенсорных способностей.

Начинать занятия можно в возрасте: 8-9 месяцев.

С ребенком преимущественно занимается: педагог.

Основные направления развития:

  • мелкая моторика;
  • логика;
  • мышление;
  • восприятие;
  • самообслуживание.

Плюсы методики:

  • развитие речи и мышления путем сенсорного развития;
  • развивает самостоятельность, аккуратность и ответственность ребенка;
  • отсутствие оценок, принуждения, соперничества;
  • подходит для активных и подвижных детей.

Минусы методики:

  • отсутствие творчества;
  • не учит общению и взаимодействию с детьми;
  • сложность в занятиях дома;
  • не подходит для тихих и скромных деток.

 2. Методика Глена Домана

Суть методики: программа раннего развития ребенка, основаная на стимуляции центральной нервной системы и мозга крохи с помощью осязания, зрительного и слухового восприятия. Предпочтение отдается чтению и математике, а также физической и двигательной активности ребенка.

Начинать занятия можно: с самого рождения.

С ребенком преимущественно занимаются: родители.

Основные направления развития:

  • энциклопедические знания в самом раннем возрасте;
  • ускоренное развитие мозга.

Плюсы методики:

  • ранние физические упражнения способствуют быстрому развитию мозга;
  • широкие познания в разных областях.

Минусы методики:

  • участие ребенка в процессе обучения только как пассивного слушателя;
  • не учит систематизировать, творчески осмысливать информацию;
  • не учитываются стадии развития детей младшего возраста.

 3. Методика Рудольфа Штайнера – Вальдорфская школа

Суть методики: программа творческого развития детей, предполагающая воспитание креативной личности с неограниченным потенциалом.

Начинать занятия можно в возрасте: 3 года.

С ребенком преимущественно занимается: педагог.

Основные направления развития:

  • творческое;
  • эмоциональное;
  • этическое воспитание.

Плюсы методики:

  • обширная программа по искусству (музыка, танцы, театр для детей);
  • отсутствие оценки, принуждения;
  • акцент на творческое самовыражение.

Минусы методики:

  • не воспитывает лидерские навыки;
  • отсутствие связи с реалиями современного мира;
  • несхожесть с программой обучения в традиционных школах.

 4. Методика Сесиль Лупан

Суть методики: программа эмоционального развития детей, по принципам которой дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса, который им могут дать только родители, в результате чего родители и ребенок становятся друзьями.

Начинать занятия можно: с первых дней жизни.

С ребенком преимущественно занимаются: родители.

Основные направления развития:

  • раннее физическое развитие;
  • аккумулирование энциклопедических знаний.

Плюсы методики:

  • стимулирование органов чувств;
  • развитый интеллект;
  • обучение путем игры;
  • тесный контакт ребенка с родителями.

Минусы методики:

  • большие затраты времени для родителей;
  • много подручного материала (карточки).

 5. Методика Бориса и Елены Никитиных

Суть методики: программа развития ребенка до года, которая объединяет два принципа – «от простого к сложному» и «самостоятельно и по способностям».

Начинать занятия можно: с самого рождения.

С ребенком преимущественно занимаются: родители.

Основные направления развития:

  • закаливание, спорт;
  • счет, логика;
  • аналитическое мышление.

Плюсы методики:

  • гармоничное развитие ума и тела;
  • задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

Минусы методики: большие временные затраты для родителей.

6.  Методика Николая Зайцева

 Суть методики: программа интеллектуального развития детей, обучение чтению, письму, счету с использованием естественной потребности ребенка в игре. Раскованность обстановки (дети могут сидеть на полу, перемещаться от таблиц к кубикам, прыгать, хлопать в ладоши, топать ногами) – это обязательное условие занятий.

Начинать занятия можно в возрасте: 2 года.

С ребенком занимаются: педагоги и родители.

Основные направления развития:

  • чтение;
  • счет;
  • языки.

Плюсы методики:

  • быстрое запоминание слогов и слов;
  • быстрое обучение чтению и математике за счет участия всех органов чувств.

Минусы методики:

  • необходимость переучиваться в школе, где сначала учат буквы, а потом слоги и слова;
  • полное отсутствие развития творческого потенциала ребенка.

 Ну вот, дорогие родители, информации к размышлению у Вас теперь предостаточно. Выбирайте ту методику, которая Вам больше по душе и которая максимально учтет все особенности Вашего малыша. И помните, что на данный момент для Вас приоритетным является процесс обучения, а не обязательно блестящий результат. Радуйтесь любым достижениям крохи и мягко стимулируйте его к достижению новых вершин.

Источник

Исходная проблема

Развитие в дошкольном возрасте (особенно от 0 до 3 лет) в существенной степени определяет достижения в школьном обучении, что, в свою оче-редь, имеет решающее значение для жизненного успеха. Ресурсы,вложенные в раннее развитие, дают в три раза больший (хоть и отложенный) эффект для успешной карьеры и для социальной мобильности, чем ре-сурсы, потраченные на профессиональное образование. Определяющую роль в раннем развитии играет семья. В последние десятилетия во многих странах выстраиваются мощные системы поддержки раннего развития иродительского просвещения, чтобы ответить на два глобальных вызова (затрагивающих и Россию): изменение структуры семьи (сокращение доли многодетных и многопоколенных семей) и рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России есть лишь слабые ростки такой системы (в основном это медицинский патронат в первый месяц и ясли). Неразвитость данной системы не позволяет, в частности, вовремя выявлять и снижать риски развития у малышей .Речь идет о двух категориях:во-первых, о детях с психологическими и физическими ограничениями в развитии, которые не получают своевременную коррекционную по-мощь; во-вторых, о детях с особенностями поведения и восприятия и слабой социальной адаптацией, сложившимися в результате неправильного воспитания неопытными родителями в раннем возрасте. Это приводит к росту доли детей с нарушениями психического, физического и социаль-ного развития в школе. По оценкам психологов, школьная неуспешность более чем на 50% закладывается в раннем развитии детей.

В  свою очередь, школьная неуспешность в очень большой степени предопределяет социальную дезадаптацию и жизненную, особенно экономическую, неуспешность. Возникает синдром «выученной беспомощности», компенсирующийся избеганием социальной активности или деструктивным по-ведением. Компенсация проблем развития на раннем этапе, как показывает опыт зарубежных стран, может значительно сократить масштабы этого негативного явления.

Проект включает

  • создание службы сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для всех детей от 0 до 3 лет (и для детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 6 лет), предполагающей регулярное консуль-тирование семей специалистами по детскому развитию, мониторинг динамики развития детей при помощи индивидуальных электронных карт.

В результате

  • Повысятся образовательные результаты  в школе и шансы на жизненный успех — в особенности, для детей из малообеспеченных семей и проживающих в сложных условиях.
  • Повысится уровень физического и психического здоровья детей, эффективная социализация

Необходимые ресурсы

Расходы на реализацию проекта за весь период составят 296 млрд руб.:

Год201920202021202220232023Итого за весь период
Млрд руб.29,1335,8743,1851,4661,9374,12295,68

Система патроната предполагает ежемесячное часовое наблюдение специалистом службы патроната каждого ребенка из расчета 6 визитов в день на одного специалиста. Охват детей от 0 до 3 лет услугами психолого-педагогического патроната в 2019 году составит 3,8 млн человек, в связи с прогнозируемым уменьшением численности детей в указанном возрасте охват детей в 2024 году составит 3,4 млн человек.

На дополнительное введение ставок специалистов (с базовым образованием в области психологии, педагогики, социальной работы) для 12 тыс. специалистов в 2019 году при средней заработной плате в месяц в размере 42 тыс. руб. (с учетом последующей индексации) и 28 тыс. специалистов в 2024 году, исходя из размера их средней заработной платы в 65 тыс. руб. в месяц, потребуется 9 млрд руб. в 2019 году, 12 млрд руб. в 2020 году, 15 млрд руб. в 2021 году, 21 млрд руб. в 2022 году, 24 млрд руб. в 2023 году и 28 млрд руб. в 2024 году.

Системой патроната для детей с особенностями развития в возрасте от 3 до 6 лет будет охвачено 100% детей данной категории, или 2,6 млн человек в 2019 году и 2,5 млн человек в 2024 году с учетом прогнозируемого снижения численности детей в возрастной когорте.

На дополнительное введение ставок специалистов, работающих с детьми от 3 до 6 лет, для 9 тыс. специалистов в 2019 году при средней заработной плате в месяц 42 тыс. руб. (с учетом последующей индексации) и 21 тыс. специалистов в 2024 году, исходя из размера их средней заработной платы в месяц 65 тыс. руб., потребуется: 6 млрд руб. в 2019 году, 8 млрд руб. в 2020 году, 11 млрд руб. в 2021 году, 15 млрд руб. в 2022 году, 18 млрд руб. в 2023 году и 21 млрд руб. в 2024 году.

Проект предполагает финансирование административных, хозяйственных и других сопутствующих расходов при оказании услуг патроната из расчета 30% от средств на фонд оплаты труда вводимых ставок педагогов, что составит 5 млрд руб. в2019 году и 15 млрд руб. в 2024 году с учетом роста численности ставок педагогов служб патроната.

На финансовое обеспечение разработки и введения в эксплуатацию электронной системы учета психолого-педагогического патроната потребуются ресурсы в размере 5 млрд руб. в 2022 году, 7 млрд руб. в 2023 году и 10 млрд руб. в 2024 году с учетом затрат на ежегодное поддержание работы (ежегодно будет составлять 10% от стоимости разработки).

Проект потребует переподготовить в период с 2019 по 2022 год 52 тыс. специалистов из расчета 165 тыс. руб. на прохождение программы переподготовки каждым педа-гогом в 2019 году. Всего на переподготовку специалистов потребуется около 10 млрд руб. ежегодно в течение 3 лет.

Риски отказа от проекта

Отказ от проекта приведет к продолжению ежегодных потерь человеческого капи-тала страны по причине проблем, заложенных в дошкольном возрасте, в размере от 5 до 10%, что эквивалентно потере 3–7% ВВП в год. При этом основные положитель-ные эффекты для системы образования (снижение школьной неуспешности) будут действовать с 2030 года, эффекты для экономики — с 2045 года

Источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

I. Пояснительная записка.

1. Актуальность программы.

Проблему развития ребёнка дошкольного возраста трудно переоценить. Очень важно так построить жизнь ребёнка, что – бы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребёнка так велика роль людей, которые должны помочь ребёнку гармонично развиваться, создать психический и физический комфорт для успешного роста. Однако чтобы помочь ребёнку в развитии, необходимо знать, в чём его проблема? Где и как нужно оказать помощь.

В последние несколько лет молодые родители всё чаще сталкиваются с термином « Раннее развитие ребёнка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей, периодических изданий. Многие из них спорны, некоторые, безусловно, полезны, однако, несмотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, ни один из оппонентов ещё не высказал мнения о том, что раннее развитие – вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребёнка в возрасте до трёх лет особенно восприимчив к информации, идущий извне, и может усваивать её достаточно в большом объёме. По утверждению специалистов именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта. Как уже было сказано, основной деятельностью детей на данном этапе является игра, и задача взрослых – сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребёнка.

2. Научная обоснованность.

Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка.

В первый год жизни ребёнка происходит окончательное формирование первой сигнальной системы; совершенствуются органы чувств, ребёнок учиться видеть, слышать, осязать, различать формы и размеры предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого года жизни появляется речь, начинает формироваться вторая сигнальная система.

В течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи (пассивной и активной), претерпевает значительные изменения ориентировочно – познавательная деятельность.

Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выгодский, М.М. Кольцова, Е.И. Радина, Т.Н. Федосеева, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина, С.Н. Теплюк и другие.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей. Определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребёнка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития, воспитания детей раннего возраста.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямо хождение обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребёнку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через психолога, человека владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре.

Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребёнка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.

Примерно к трём годам память, восприятие, воображение и внимание ребёнка начинает приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребёнок овладевает теми умениями, которые существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идёт о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.

Развитие познавательных процессов и речи помогает ребёнку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения. Основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключатся в том, что их жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребёнок, тем более интенсивно проходит это развитие.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания творческих способностей малыша. Детей раннего возраста ёще рано знакомить с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако занятия должны строиться таким образом, чтобы в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, дети были способны усваивать сходства и различия свойств предметов.

Исследования Н.М. Щелованова и М.Ю. Кистяковской показывают, чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальном развитию малыша.

Разнообразные движения, особенно если они связанны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи.

Во время ходьбы, лазанья, бега и других движений ребёнок сталкивается с целым рядом предметов, познает их свойства. Малыш учиться ориентироваться в пространстве. Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка. У малыша появляются такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети приобретают в процессе двигательной деятельности навыки общения со взрослыми и сверстниками, учатся согласовывать свои действиями с требованиями взрослых и с действиями других детей.

Так же исследования учённых показало, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинестических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Занятие изобразительной деятельностью не только помогают ребёнку овладеть элементарными приёмами лепки, аппликации и рисования, но и благотворно влияют на общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение.

В период от 2 до 3 лет ребёнок стремительно овладевает речью. Потешки, песенки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. У детей этого возраста хорошо развито фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идёт речь в сказке или потешке.

Хотелось отметить, что маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредотачиваться на одном виде деятельности длительное время. Поэтому занятия с детьми построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Общение с маленьким ребёнком – это всегда радость. Но эта радость зачастую сопряжена с массой проблем и забот, волнений и переживаний. Вырастить здорового и развитого ребёнка можно только

3. Направленность и уровень программы (цель, задачи, категория детей, возраст детей).

Ведущая деятельность в раннем возрасте – предметная.

Ведущая психическая функция – восприятие.

На занятиях родители принимают активное участие. Целью совместного творчества матери и ребёнка является сохранение контакта матери и ребёнка посредством творческой деятельности. А использование творческого процесса становится способом общения двух любящих сердец.

В раннем возрасте развитие малыша, полностью зависит от стараний близких ему людей. Поэтому занятие проводятся совместно с родителями, которые помогают ребёнку в его нелёгком труде. Окружают его вниманием и любовью.

1. Цели:

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.
  2. Создание положительного климата в детском коллективе.
  3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  4. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
  5. Развитие познавательных процессов.
  6. Активизация речевых процессов.
  7. Развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам.
  8. Развитие навыков общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  9. Развитие игровых навыков.

2. Задачи программы:

  • развивать способность ребёнка удерживать зрительное и слуховое внимание; – развивать целенаправленное восприятие;
  • обогащать сенсорный опыт;
  • совершенствовать зрительную активность;

3. Категория детей, возраст:

Курс рассчитан для детей 2-3 лет. Возрастные ограничения не являются жёсткими. Можно ориентироваться на актуальный уровень развития детей. Для детей раннего возраста и детей, отстающих в развитии, возрастные диапазоны могут быть сдвинуты в ту или иную сторону. Количество детей в группе от 1 до 10 человек.

4. Показания и противопоказания к применению.

  1. Поводом для зачисления ребёнка в группу служат: рекомендации врача, заключение психолога (по результатом диагностики). Наблюдения и отзывы воспитателя, пожелания родителей.
  2. Программа противопоказана детям с наличием психических заболеваний.

5. Содержание программы (общая характеристика).

Общая структура занятий:

  1. Вводная часть:

    • ритуал приветствия;
    • двигательная гимнастика;
  2. Основная часть:

    • развитие познавательных процессов;
    • развитие речи;
    • свободная игра;
  3. Заключительная часть:

    • ритуал прощания;

I. Вводная часть:

  • ритуал приветствия: организация детей к занятию (5 минут);
  • двигательная гимнастика: направлена на развитие общей моторики и координации движения (7 минут);

Перерыв – (2 минуты)

II. Основная часть:

  • развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, мелкой моторики рук (6 минут)

Перерыв – (2 минуты)

  • развитие речи: дети учат стихи, речёвки, потешки (4 минуты);

Перерыв – (2 минуты)

  • свободная игра: приносит удовольствие, поднимает настроение, стимулирует интерес к окружающему миру, учит общаться со сверстниками (29 минут);

III. Заключительная часть:

  • ритуал прощания: дети прощаются со всеми до следующего занятия (3 минута);

Занятие длится один час и делится на несколько временных этапов. Время строго соблюдается.

6. Сроки реализации.

Курс состоит из 60 занятий. Продолжительность занятий 9 месяцев (учебный год).

7. Количество занятий в неделю.

Занятие проходят 2 раза в неделю, в первой половине дня.

8. Условия реализации.

Занятия проводятся в помещении, согласно требованием санитарно – гигиенических норм и правил.

Комната для проведения занятий должна быть оборудована следующим образом, недолжно быть лишней мебели, игрушек. Комната должна быть просторной, желательно с ковром на полу для проведения двигательных техник.

А так же необходим:

  • магнитофон
  • альбом
  • цветная бумага
  • цветной картон
  • белый картон
  • цветные карандаши
  • цветная гуашь
  • пластилин
  • мука
  • соль
  • посуда одноразовая
  • мячи
  • бубны
  • обручи
  • воздушные шары
  • мыльные пузыри
  • трубочки
  • крупа
  • макароны
  • пуговицы
  • клизма детская
  • шнурки
  • молния
  • мозаика
  • игрушки

9. Способы взаимодействия специалистов (для комплексных программ).

Для успешной реализации программы возможно взаимодействие со следующими специалистами:

  • психологом
  • врачом психоневрологом
  • воспитателями ДОУ

II. Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы.

Основные методы оценки уровня развития ребёнка:

Диагностика:

  • анкета для родителей «Мой малыш»;
  • наблюдение за детьми (Дневник развития ребёнка).

Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений. Дети становятся более активными и уверенными в своих возможностях, также происходит развитие психофизиологических процессов, навыков общения и речевой деятельности. Занятие стимулирует развитие коммуникативных навыков, что способствуют развитию активного и пассивного словаря.

По результатам проведённых занятий, со слов родителей у детей происходит более лёгкий процесс адаптации в дошкольном учреждении, они отличаются глубиной восприятия окружающего мира и быстротой ориентировки в нём.

III. Основные требования (формируется в зависимости от направленности программы).

Занятия должны проводится только совместно с родителями. Это определяется необходимостью точного выполнения движений у детей. В противном случае результат не будет достигнут.

Результат реализации программы приводит к уровню сформированности навыков, ключевых социальных компетенций, социальной адаптации, успешной адаптации (интеграции) в социум как результату реализации программы.

Программа может быть использована как для групповых, так и для индивидуальных занятий.

Приложение.

Источник