Программы по эстетическому развитию ребенка уделено в программе
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования «Поворинская школа искусств»
Одобрено на заседании «Утверждаю»
фортепианной секции Директор Козырева О.А.
29 августа 2014г. 29 августа 2014г.
__ (дата утверждения) (дата утверждения )
Рабочая программа учебной дисциплины
«Раннее эстетическое развитие»
для детей 5 – 6 лет
Срок реализации 1 год
Составитель: учитель первой квалификационной категории
МКОУ ДОД «Поворинской ДШИ»
Леонова Светлана Алексеевна
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Цель учебной дисциплины:
Раннее эстетическое развитие в детской школе искусств, входит в комплекс дисциплин музыкально — теоретического цикла. Этот учебный предмет всецело направлен на овладение музыкально — ритмической культуры и подготовку детей к основному обучению в ДМШ.
Данная рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций и программных требований для преподавателей подготовительных групп ДШИ и ДМШ: «Сольфеджио. Ритмика» (Москва,1988); примерной программы ДШИ и ДМШ по дисциплине «Раннего эстетического развития» И.В. Заводиной (Москва,2005); учебно-методического издания «Ритмика в детской музыкальной школе» Г.С. Франио (Москва, 1997), а также многолетнего личного преподавательского опыта составителя программы Леоновой С.А.
Данная учебная дисциплина должна способствовать воспитанию у детей основ интонационных навыков, чувства метра и ритма, закреплению теоретических понятий через движения, раскрытию общей музыкальности, формированию устойчивого интереса к музыкальному обучению в целом, нравственно-эстетическому воспитанию, приобщению к мировой музыкальной культуре.
Задачи учебной дисциплины:
- музыкально-эстетическое воспитание детей;
- развитие интонационных навыков, музыкального слуха и музыкального кругозора;
- помочь в освоении метроритмической структуры музыки;
- развивать у детей восприятие характера музыки, музыкально — выразительные представления и творческую активность; умение передавать музыку через движение и контролировать свои мышечные ощущения; элементов музыкальной грамоты;
- познакомить детей с основными (базовыми) теоретическими понятиями в увлекательной форме;
- формировать яркие, определенные ритмические образы, образные ассоциации;
- работать над развитием двигательного аппарата у детей, двигательной чувствительности;
Основной способ решения этих задач – создание таких условий на занятиях по «Раннему эстетическому развитию», чтобы дети как можно чаще слышали образцы высокохудожественной музыки, воспринимали её через разнообразные движения.
Условия реализации программы:
- Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 занятие в неделю, 36 занятий в год, каждое занятие по 45 минут.
- Количество учащихся в группах — 8 — 12 человек.
- Одежда детей на занятиях должна быть удобной, не стесняющей движений и не вызывающей перегрева; обувь — мягкой и устойчивой (чешки или мягкие тапочки).
- Занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении.
- Часть помещения имеет ковровое покрытие.
- Стулья ставятся вдоль стен, чтобы середина зала оставалась свободной для движения детей.
- Для занятий необходимы: мячи средней величины, простейшие ударные инструменты (бубны и т. п.), ленточки или платочки, крупные карточки с изображением длительностей и ритмических групп, а также другой наглядный материал.
Особенности работы с детьми 5 — 6 летнего возраста:
- Продолжительность каждой формы работы — не более 2-3 минут.
- Урок вмещает 20-30 музыкальных фрагментов.
- Каждый музыкальный фрагмент повторяется только с изменением заданий 3-7 раз.
- Последовательность музыкального материала подбирается контрастно по темпу, характеру, движениям.
Основные виды движений, используемые на уроках:
- ходьба: энергичный шаг, спокойный шаг, марш, ходьба на пятках и носках, топающий шаг, мелкие и широкие шаги, пружинящий шаг, высокий шаг;
- бег: легкий, бег с высоким подъемом ног;
- подскоки: легкие и энергичные;
- прыжки: на двух ногах, поочередно на правой и левой ноге, на месте, с продвижением,
- движения рук;
- дирижирование;
- бросание и ловля мяча: удары мяча об пол, броски вверх, передача мяча.
- приседания или полуприседания;
- кружение;
- остановки;
- повороты;
- сгибание и разгибание корпуса;
- поднятие и опускание плеч.
Чем разнообразнее движения используются на ритмике, тем больше развивается координация и восприимчивость у детей к музыке.
Прогнозируемые результаты:
1.На занятиях «Раннего эстетического развития» у детей развиваются память и внимание, интонационные и творческие навыки.
2.Учащиеся постепенно осваивают начало и окончание музыкальных фраз и предложений через четкие, конкретные движения, осваивают свободный переход от одного движения к другому.
3.Важным результатом занятий «Раннего эстетического развития» является детская раскрепощенность, так как именно она лежит в основе полноценного развития творческой личности.
4.Постепенно у детей появляется уверенность в своих силах, проявляется находчивость, воспитываются активность, инициатива.
Таким образом, в тесной связи со всей учебно — воспитательной работой ДШИ занятия «Раннего эстетического развития» направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.
Средства обучения:
- Печатные пособия:
❖ демонстрационный материал: музыкальные инструменты. Комплект пособий для дошкольных учреждений и ДШИ, авторский материал.
2.Информационно — коммуникационные средства:
❖ CD и аудио записи;
3. Технические средства обучения: компьютер, музыкальный центр.
4. Учебно — практическое оборудование:
❖ музыкальные инструменты;
❖ аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Содержание программы:
№ п/п | Содержание уроков ( темы) |
1 четверть | |
1. | Марш. Движение по кругу . Шаг-бег |
2. | Временное понятие звука. Марш, перестройка в две шеренги. Бег. Музыкально-двигательные игры |
3. | Образные упражнения «Мышка и часы», «Птица кар», «Муравьи». Марш-бег |
4. | Коллективное музицирование:р.н.п.2Как у наших у ворот», «Ах вы сени». |
5. | Контрольный урок |
2 четверть | |
1. | Марш. Перестройка в две, три шеренги. Музыкально-двигательные игры «Жираф», «День и ночь», «Зайчики». Упражнения на координацию, свободу шеи и плечевого пояса. Перестройка в два круга |
2. | Упражнения на развитие ритмической памяти. Пальчиковые игры. Игры «Репка», «Медвежата», «Тетера», «Обезьянки». Речевые игры. Понятие сильной доли. Упражнения с мячом. |
3. | Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка. |
4. | Коллективное музицирование:р.н.п. « Как под горкой» |
5. | Контрольный урок |
3 четверть | |
1. | Знакомство с хороводным, приставным шагом, шагом «на каблук». Упражнения на координацию |
2. | Закрепление право-лево. Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо |
3. | Образные упражнения «Зонтик», «Барашек», «Сова». Марш-бег |
4. | Понятие «темп». Игры и упражнения. Танцы- полька, вальс (танцевальные импровизации) |
5. | Коллективное музицирование:р.н.п. « Во саду ли в огороде» |
6. | Контрольный урок |
4 четверть | |
1 | Тактирование . Осознанное восприятие длительностей. Танцевальные движения: «пружинка», приставной шаг, шаг польки, «ковырялочка», кружение парами. Упражнения на развитие координации и ритмической памяти. Пальчиковые и речевые игры. Сюжетные импровизации |
2. | Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо |
3. | Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка.яблочко. |
4. | Коллективное музицирование – повторение всех песен |
Всего 36 |
Литература:
1. И.Бырченко. С песенкой по лесенке.-М.: «Советский композитор»,1996г.
1. И. Москальнова, М. Рейниш. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. — М.: «Музыка», 1997.
2. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. — М.: «Просвещение», 1991.
3. Г.С. Франио. Ритмика в детской музыкальной школе. — М.: «Пресс-соло»,1997.
4. Сольфеджио. Ритмика. Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп при детских музыкальных школах, музыкальных отделений школ искусств. – М.: «Музыка», 1988г.
5. М. Домогацкая, JL Чустова. Программа-проект и методические рекомендации для преподавателей подготовительных групп детских музыкальных школ и школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования, — М., 1998г.
6. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. – М.,2012.
7. В. Яновская. Ритмика. Практическое пособие для хореографических училищ. — М. : «Музыка», 1979.
8. З.К. Шушкина. Ритмика. Учебное пособие для вокальных отделений музыкальных училищ. — М.: «Музыка», 1967.
9. Н.А. Батчаева. Ритмика. Статья в интернете. 2002.
10. Г. Франио. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: «Советский композитор», 1989.
11. Г. Франио. Методическое пособие по ритмике для 2-го класса музыкальной школы. – М.: «Музыка», 2005.
Источник
Анастасия Милосердова
Анализ парциальных программ для осуществления вариативной части. «Художественно-эстетическое развитие»
IV. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
4.1 Программа «Цветные ладошки»
Автор: И. А Лыкова
Возрастной контингент – от 2 до 7 лет.
Цель программы — формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учтом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Основные задачи: 1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. 3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства — средствами художественно-образной выразительности. 4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно— эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» — распредмечивание и опредмечивание —художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключнного в художественную форму. 5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. 6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. 7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира. 8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я — концепции-творца».
4.2 Программа «Природа и художник» Автор: Т. А. Копцева.
Цель программы: формировать у детей дошкольного возраста целостные представления о природе как живом организме. Программа сочетает в себе формирование у детей 4—6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор предлагает решать задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.
На каждом занятии изобразительного искусства решаются следующие задачи:
• передавать и накапливать опыт эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формировать экологическую культуру ребенка, воспитывать духовно богатую личность;
• передавать и приумножать опыт творческой деятельности, формировать «культуру творческой личности» (самореализация личности);
• обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучать «языку изобразительного искусства»;
• приобщать к мировой художественной культуре.
• Для занятий по изобразительному искусству с дошкольниками актуальны все четыре задачи. Однако приоритетную роль в системе художественно-творческого развития личности имеет первая — передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру. Осуществляя эту воспитательную задачу, педагог развивает и формирует в детях:
• умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
• способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения;
• готовность прочувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенным в Красную книгу) видам растений и животных;
• стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;
• умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;
• способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);
• готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т. п.
4.3 Программа «Красота. Радость. Творчество» Авторский коллектив: Т. С. Комарова, А. В.
Антонова, М. В. Зацепина
Возрастной контингент – от 2 до 7 лет.
Программа направлена на познание красоты окружающего мира (природы, людей, произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры и других, как классического, так и народного. Ребенок испытывает положительные эмоции, на, основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формирует образные представления, мышление, воображение.
Программа нацелена на развитие ребенка и в приобщении детей к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
В программе большое внимание уделяется сенсорному воспитанию детей, развитию их восприятия (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического, перцептивных действий, постоянному обогащению сенсорного опыта детей как основы познания предметов и явлений.
4.4 Программа «Гармония развития»
Автор: Д. И. Воробьева
Возрастной контингент – от 2 до 6 лет.
Гармония развития» — альтернативная программа, ее глубина и целостность обеспечиваются опорой на теорию Л. С. Выготского «О культурно-историческом развитии психики». Автор рассматривает изодеятельность, как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человечества. Программа отличается ярко выраженной гуманистической направленностью. Ребенок в ней — не пассивный объект воздействия и продукт деятельности педагога, а активный субъект деятельности, способный полно реализовать свой потенциал в системе партнерского творческого содружества детей и взрослых. Программа направлена на развитие у детей растущих возможностей активного познания, создания и преобразования действительности. Основной принцип, реализуемый в программе, — меньше показывать и объяснять, больше побуждать к активному восприятию, размышлению, продуктивному общению со взрослыми и сверстниками. Ведущая идея программы — целостное развитие личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности.
Основная идея программы предполагает:
• всестороннее, гармоничное развитие ребенка 2—7 лет;
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
• равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности;
• создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.
4.5 Программа «Музыкальные шедевры» Автор: О. И. Радынова
Возрастной контингент – от 3 до 10 лет.
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет, учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.
Принципы построения программы «Музыкальные шедевры»
Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являются для детей «эталонами красоты», определяющих содержание музыкального образования, пересмотром технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разработанным принципа: тематическому, концентрическому (цикличности, контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности.
Названные принципы обеспечивают гибкость применения репертуара в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности.
Основной принцип построения программы — тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям.
4.6 Программа «Синтез» Авторский коллектив: К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан, Т. М. Шумова, О. Л. Кабачек
Возрастной контингент – от 4 до 7 лет.
Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются веди ном комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства — опера и балет.
Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности» (21, стр. 4). Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.
Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:
1. Специальный подбор музыкального репертуара;
2. Использование синтеза искусств;
3. Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.
4. Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.
В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств – к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке – сказке в опере и сказке в балете.
Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.
Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.
4.7 Программа «Малыш» Автор: В. А. Петрова
Возрастной контингент – от 2 до 3 лет.
Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей тре тьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способ ствует их приобщению к миру музыкальной культуры. Основу программы состав ляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предпо лагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.
Задачи: — Воспитывать интерес к музыке, желание слушать её и подпевать. — Выполнять простейшие танцевальные движения. По программе «Малыш» с детьми 3-его года жизни проводится 2 музыкальных занятия в неделю по 12-15 минут; 2 развлечения в месяц и слушание классической музыки в свободной деятельности детей. Музыкальное развитие детей осуществляется на музыкальных занятиях и в повседневной жизни (в режимных моментах и в работе с родителями). Ведущей формой обучения являются занятия с использованием игровых технологий
К концу года дети 1 мл. гр. могут: — Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий-низкий) — Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы. — Двигаться в соответствии с характером музыки. — Начинать движения с первыми звуками музыки. — Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук). — Различать и называть музыкальные инструменты (погремушка, бубен).
Источник