Программы комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка

Программы комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка thumbnail

Программа комплексного сопровождения

Петров Роман

__________________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка, класс)

Цель сопровождения: Оказание комплексной психолого-педагогической помощи в освоении ООП ДО, разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации_______________________________________________

Задачи:

1. Обеспечить ребёнку логопедическую помощь и поддержку, психолого-педагогическое сопровождение специалистами детского сада._____________

2. Оказать родителям информационную помощь в отношении проблем развития ребёнка, включать родителей в образовательный процесс.________

3. Организовать качественное взаимодействие специалистов.______________

План мероприятий по сопровождению

Участник сопровождения*:

сопроводительные мероприятия

Сроки реализации

Периодичность (общее количество, частота и длительность занятий)

Отметка о выполнении

Учитель-логопед

Артикуляционная моторика.

— общие артикуляционные упражнения для развития чётких двигательных кинестезий;

— упражнения для губ, щёк, языка;

— элементы массажа и самомассажа.

Просодическая сторона речи.

— упражнения для развития силы голоса;

— игры на звукоподражание, игры-драматизации.

Звукопроизношение.

— комплекс упражнений для постановки звуков «Р», «Л», автоматизация звука «Р», автоматизация звука «Л».

Звуковая структура слов.

— упражнения в различении на слух длинных и коротких слов;

— упражнения на передачу ритмического рисунка слов;

— игры по развитию звукослоговой структуры «Прошагай слово», «Где спрятался звук?»

Развитие фонематического восприятия.

— игры на определение места звука в слове, количества звуков в словах из 2-х, 3-х звуков; учить слышать заданный звук в ряду других звуков; подбор слов на заданный звук; учить слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов.

Формирование в импрессивной речи навыков понимания грамматического изменения слов.

— обогащение речи за счёт глаголов;

— игры с различными предметами для понимания сложных форм предлогов «Где спрятался?».

Формирование экспрессивной речи.

— учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; учить составлять предложения из 2-3 слов; учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений;

— заучивание стихов;

— игры «Придумай необычное существо», «Поиграем в Репку».

Формирование грамматических процессов.

— словообразование. Образование существительных мужского рода с суффиксом –щик-;

— образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса –ин-;

— образование сущ-х и прил-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам;

— образование качественных и относительных прилагательных.

— словоизменение.

— игры «Один-много», «У кого похожая картинка», «Измени слово».

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Длительность – 20-25 минут

Педагог-психолог

— упражнения на развитие познавательной активности «Что можно подарить другу?», «Узнай, какого это цвета?», «Когда это бывает?»

— упражнения на развитие процессов мышления «Третий лишний», «Собери картинку», «Определи последовательность событий»

— упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки «Моё настроение», «Маски», «Я – хороший, я – плохой»

— упражнения на развитие навыков общения «Комплименты», «Опиши друга»;

— телесно-ориентированные упражнения.

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Длительность – 20-25 минут

Медицинский работник

организация мероприятий по профилактике ОРВИ, нарушений осанки;

— оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна;

— корригирующая ходьба по массажным дорожкам;

1 год

Общее количество занятий – 36

Частота – 1 раз в неделю

Длительность – 15 минут

Воспитатель

— элементы психогимнастики на занятиях;

— специальные игры на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало»;

— пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление;

— разбор ситуаций с обсуждением «Как бы ты поступил?»

— специальные игры на общение «Найдём волшебные слова»;

— чтение художественной литературы;

— дидактические игры природоведческого содержания;

— уход за растениями в уголке природы и на участке;

— работа со схемами правильной артикуляции звуков;

— работа с мнемотаблицами по заучиванию стихов;

— работа с моделями сказок, рассказов.

— поддержание режима дня в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями;

— создание позитивной принимающей атмосферы в группе;

— проявление уважительного отношения к ребёнку, интереса к его занятиям;

— использование в работе рекомендаций специалистов.

1 год

Регулярно, в свободное от занятий время

Музыкальный руководитель

— занятия по логоритмике;

— пальчиковая гимнастика;

— упражнения для нормализации мышечного тонуса;

— певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса;

Читайте также:  Анатомо физиологическое развитие ребенка 2 4 лет

— упражнения на развитие речевого, певческого дыхания;

— театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией;

— упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыке, движениях, речи, в игре на детских музыкальных инструментах;

— игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Как часть занятия длительностью 7-10 минут

Инструктор по физической культуре

вводные упражнения с речевым сопровождением: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе; развитие артикуляции, мимики, дикции;

— общие развивающие упражнения с фонетической ритмикой: для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, темпа, ритма речи, развитие общей моторики;

— основные виды движений: для развития общей моторики и статической координации движений;

— подвижная игра: для совершенствования двигательных умений, формирования положительных форм взаимодействия между детьми, развития морально – волевых качеств личности;

— релаксация: для регуляции мышечного тонуса;

— пальчиковая гимнастика;

— дыхательная гимнастика.

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Как часть занятия длительностью 7-10 минут

Родители

— поддержание режима дня, недели;

— поддержка речевой активности ребёнка, поощрение его высказываний;

— оказание помощи ребёнку при затруднении;

— выполнение рекомендаций специалистов;

— контроль собственной речи

Постоянно, в свободное время

* Участники сопровождения: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, другие специалисты, родители (законные представители)

Источник

СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАННЕЙ

ПОМОЩИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ЕГО СЕМЬИ

Углубленное комплексное обследование позволяет разработать комплексную индивидуальную программу ранней помощи и сопровождения ребенка и его семьи (далее — Программа).

Разработка Программы должна проводиться специалистами Службы ранней помощи на основе углубленной психолого-педагогической диагностики совместно с его родителями (законными представителями, воспитателями). При этом важно соблюдать определенный алгоритм:

1 этап. Определение запроса родителей, его сопоставление с заключением и рекомендациями ПМПК, разработка программы углубленного обследования ребенка;

2 этан. Проведение совместного с родителями углубленного обследования ребенка, при необходимости — оптимизация запроса родителей (или законных представителей интересов ребенка);

3 этап. Определение основных направлений ранней помощи, их приоритетности, содержательных аспектов, специальных условий и методов и сроков реализации Программы;

4 этап. Документальное оформление Программы;

5 этап. Определение параметров и критериев оценки эффективности реализации Программы.

Целью 1-го этапа является знакомство с потребностями семьи, запросом родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста.

Уже при первой встрече с родителями специалист Службы ранней помощи пытается выяснить то, что является целью обращения родителей, чего они ожидают от Программы.

Бывает так, что родители приходят с четким запросом. Однако многие не могут дифференцированно описать свои ожидания и определяют цели довольно диффузно: «чтобы стал как все», «чтобы во всем стал успешнее».

Часто запрос родителей не согласуется с результатами обследования ребенка в ПМПК. Оптимизации запросов могут способствовать специальные технологии психологического консультирования (активное слушание, конструктивный диалог и т.д.), а также — вовлечение родителя в диагностический процесс.

Поэтому, планируя программу диагностического изучения ребенка в Службе ранней помощи, следует учесть возможность привлечения родителей к диагностике: они могут дать информацию о ребенке, отвечая на вопросы тестов-опросников, присутствовать и даже участвовать в обследовании ребенка специалистами.

Целью 2-го этапа является комплексное всестороннее углубленное изучение ребенка специалистами Службы ранней помощи, совместно с родителями.

На данном этапе необходимо применять диагностический инструментарий, соответствующий возрасту и психофизическим особенностям детей, а также методы, позволяющие получить информацию от родителей (опросники, проективные методики, наблюдение и др.).

Процедура углубленного обследования не должна сводиться только к использованию диагностических методик, она должна включать наблюдение за игрой ребенка, взаимоотношениями в семье, включая домашний визит, анализ видеозаписей.

Итогом этого этапа должны стать оптимизация запроса родителей и получение информации о ребенке, достаточной для разработки Программы.

Целью 3-го этапа является составление Программы.

Читайте также:  Развитие ребенка в раннем возрасте 2 месяца

На основе анализа результатов диагностики и запроса родителей, в ходе совместного обсуждения с ними проблем ребенка, прогноза его дальнейшего развития, ресурсов семьи и учреждения, определяются основные направления, содержание, специальные условия, методы и сроки реализации Программы.

На этом этапе необходимо определить участие специалистов, механизм их взаимодействия, роль семьи в реализации Программы.

Кроме того, необходимо определить содержание работы с родителями, в частности его педагогическую и психологическую составляющие. Подчеркнем, что на современном этапе функционирования Службы ранней помощи Программы должны ориентироваться не только на работу непосредственно с ребенком, но и на использование потенциала семьи для решения проблем ребенка. Достижение этой цели возможно только при обучении членов семьи продуктивному взаимодействию с ребенком, доступным им приемам и методам коррекционно-развивающей работы. Этот аспект должен быть отражен в Программе.

Целью 4-го этапа является оформление Программы в виде документа.

В этом документе должны быть обозначены этапы работы, задачи каждого этапа, методы решения этих задач, прогнозируемые результаты, сроки достижения этих результатов, намечены сроки проведения динамических диагностических обследований, обозначен алгоритм распределения обязанностей между специалистами и семьей, механизм взаимодействия специалистов, даты проведения консультаций и тренингов с родителями.

При соблюдении вышеуказанного содержания и структуры Программы, ее оформление может быть вариативным (текст, таблица и пр.).

После завершения документального оформления Программы, должна быть составлена циклограмма участия специалистов, родителей и ребенка в ее реализации (таблица N 1). Такая циклограмма позволит определить нагрузку сотрудников Службы ранней помощи для оптимизации финансовых расчетов.

Таблица N 1

ЦИКЛОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

РАННЕЙ ПОМОЩИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА И СЕМЬИ

N

Мероприятия/формы работы

Продолжительность

Частота в месяц

ИТОГО

(часов в месяц)

ИТОГО

(часов в неделю)

ПП

УД

УЛ

СП

Ро

1

2

ВСЕГО

Нагрузка исполнителей (часов)

1

Педагог-психолог (ПП)

2

Учитель-дефектолог (УД)

3

Учитель-логопед (УЛ)

4

Социальный педагог (СП)

5

Родитель (ориентировочно) (Ро)

Воздействие на ребенка (ориентировочно в часах)

Выбор конкретных методик и технологий при реализации Программы относится к ответственности специалистов ранней помощи и производится с согласия родителей. Определяя направления и содержание развивающей, коррекционной и консультативной работы специалисты должны основываться на особенностях функционирования ребенка, а именно опираться на потенциальные возможности ребенка, выявленные при первичной и углубленной оценке развития и факторы окружающей среды, в первую очередь ресурсы семьи. Ведущий специалист, назначенный руководителем Службы ранней помощи, отвечает за разработку и реализацию конкретной Программы для определенного ребенка и его семьи (сопровождает Программу). В разработке и реализации Программы принимают участие все специалисты команды Службы ранней помощи. При необходимости возможен пересмотр Программы и внесение изменений в деятельность междисциплинарной команды.

Важное место на этапе реализации Программы занимает консультирование семьи по вопросам ранней помощи, возможностям и перспективам организации жизни семьи, имеющей ребенка с особенностями развития. Обязательным является обучение членов семьи навыкам ухода, коммуникации, обучения и воспитания ребенка, исходя из особенностей его развития; обучение родителей и членов семьи доступным приемам развития и адаптации ребенка. Важную роль играет социально-психологическое консультирование по вопросам внутрисемейных отношений, представлений, взаимодействия и отношений родителей и членов семьи между собой и с ребенком. Необходимо поддерживать продуктивное взаимодействие ребенка и родителей (близких взрослых), осуществлять профилактику эмоционально-поведенческих расстройств у ребенка.

Развивающая работа предполагает поддержку развития ребенка по основным областям: физическое развитие, включая развитие подвижности, слухового и зрительного восприятия; познавательное развитие, общение, социальное взаимодействие, развитие адаптивных навыков, в том числе самообслуживание. В Программу должна входить поддержка приобретения ребенком навыков, необходимых для игры и других видов деятельности в повседневной жизни, в том числе с использованием вспомогательных устройств и приспособлений, обязательным является формирование навыков самостоятельного приема пищи и питья, других навыков самообслуживания. Развитие навыков общения ребенка включает обучение вербальной, дополнительной и альтернативной коммуникации, а также обучение и консультирование членов семьи по вопросам развития речи и навыков общения у ребенка.

Отдельным направлением является стимуляция двигательной активности ребенка, обучение и консультирование членов семьи по вопросам развития подвижности ребенка в естественных ситуациях; организация доступной среды. Специалисты должны дать семье рекомендации по подбору, оказать помощь в обеспечении специальным оборудованием и материалами, в том числе адаптивными вспомогательными устройствами для детей, осуществить обучение и консультирование членов семьи по вопросам использования вспомогательных технологий.

Читайте также:  Особенности психологического развития ребенка по божович

Детей с нарушениями слуха, а также детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации, необходимо обеспечить сурдопедагогической и логопедической помощью. Очень важно включить в Программу обучение и консультирование членов семьи по проблемам развития ребенка и общению с детьми с нарушениями слуха.

В случае выявленных нарушений зрения ребенок должен быть обеспечен тифлопедагогической помощью. Необходимо консультирование членов семьи по вопросам развития ребенка с нарушением зрения и обучение их способам продуктивного взаимодействия с ним.

Целью 5-го этапа является определение параметров и критериев оценки эффективности реализации Программы.

Регулярность оценки эффективности реализации Программы согласовывается с родителями и указывается в дополнении к Программе. Рекомендуемая частота оценки — не реже 1 раза в 3 месяца. В ходе анализа эффективности за истекший период необходимо соотнести прогнозируемые и реальные достижения ребенка и при необходимости внести коррективы и дополнения в Программу.

Оценка эффективности реализации Программы

Оценка эффективности реализации Программы должна осуществляться совместно специалистами и родителями. Для этого планируются отдельные встречи специалистов и родителей.

При оценке эффективности Программы в течение года необходимо учитывать все аспекты ее реализации:

— динамические показатели, характеризующие прогресс в развитии ребенка;

— характер изменения семейного потенциала и других факторов окружающей среды;

— динамику участия ребенка в различных социальных ситуациях;

— улучшение понимания членами семьи сильных сторон своего ребенка, его способностей и особых потребностей;

— улучшение знаний членов семьи о своих правах, правах ребенка и умения их эффективно отстаивать;

— повышение компетентности членов семьи в развитии и воспитании ребенка;

— улучшение поддержки членов семьи в плане социальных контактов;

— расширение доступа родителей и ребенка к необходимым услугам, программам и мероприятиям.

Динамические изменения, отражающие эффективность реализации Программы, могут быть отражены табличным способом с использованием соответствующей формы.

Таблица N 2

ФОРМА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ

РЕБЕНКА И СЕМЬИ

(заполняется членами семьи)

Уважаемые родители!

Пожалуйста, опишите изменения, которые Вы связываете с получением услуг ранней помощи, если таковые, на Ваш взгляд произошли в период

______________________________

N

Области изменений

Описание изменений

1

Развитие ребенка:

— двигательное

— раннее речевое

— познавательное

— эмоциональное

2

Изменения в окружающей ребенка среде (включая развивающие средства и оборудование)

3

Участие ребенка в различных социальных ситуациях

4

Продуктивное взаимодействие и понимание своего ребенка

5

Компетентность в развитии, обучении и воспитании ребенка

6

Знание о своих правах и правах ребенка

7

Социальные контакты членов семьи

8

Доступ членов семьи и ребенка к новым услугам

Такую таблицу рекомендуется заполнять ежегодно.

По окончанию пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в Службе ранней помощи необходимо провести итоговое диагностическое обследование с целью оценки эффективности реализации Программы.

В качестве критерия высокой эффективности может рассматриваться максимальное приближение показателей развития ребенка к возрастным нормативам.

Критериями положительной динамики являются:

— приближение показателей развития к возрастным нормативам по отдельным линиям развития ребенка;

— готовность к интеграции в дошкольную образовательную организацию;

— расширение возможностей его функционирования в социальной среде;

— овладения навыками самообслуживания, социальной коммуникации, повышение его адаптационных механизмов;

— улучшение взаимодействия членов семьи с ребенком;

— повышение качества жизни семьи.

Критериями недостаточной динамики могут служить:

— незначительные изменения в когнитивном, двигательном, речевом, эмоциональном развитии ребенка;

— отсутствие существенных изменений в качестве жизни семьи.

Ребенок, завершивший пребывание в Службе ранней помощи, направляется в ПМПК для комплексного обследования и определения дальнейшего образовательного маршрута.

Особо значимым направлением деятельности Службы ранней помощи является организация деятельности по обеспечению перехода ребенка в дошкольную образовательную организацию или иную организацию для получения дальнейшего образования (далее — Организация), предусматривающая взаимодействие специалистов Службы ранней помощи с Организацией в части подготовки рекомендаций для педагогов и специалистов Организации по вопросам организации среды, коррекционно-развивающих занятий, режима посещения Организации, а также подготовки коллектива детей и родителей Организации к приему ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Источник