Программу развития ребенка в младенческом возрасте
Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве
1. Физическое развитие младенца.
2. Психическое развитие в младенчестве.
1. Физическое развитие младенца
Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.
Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.
Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться. Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.
2. Психическое развитие в младенчестве
Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.
К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).
Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:
— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.
— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.
Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.
Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.
Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.
В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.
Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности
Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).
Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.
Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.
Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.
Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.
К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.
Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.
Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑ потребности в общении.
В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.
Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.
Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.
Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).
Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.
Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.
Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1987. – С. 84
2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16
3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.
4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.
5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.
6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.
2. Дайте ответы на следующие вопросы.
1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.
2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?
3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?
Список рекомендуемой литературы
- Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
- Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Источник
Развитие и воспитание
детей младенческого и раннего возраста.
Особенности развития и воспитания детей 3-го года жизни.
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов..
Младенческий возраст – это период от рождения до года. В младенческом возрасте прежде всего необходимо обеспечить ребенку общение с взрослым, полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход.
Особенно необходимо для младенца состояние эмоционального благополучия. Дефицит эмоциональных контактов со взрослым может привести к задержкам развития уже в первые месяцы жизни, потому что оно невозможно без непосредственного участия взрослого человека. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизического развития. Эмоциональное, непосредственное общение — ведущий тип деятельности в этом возрасте.
К первым признакам социального общения ребенка относится возникновение осмысленной улыбки, а немного позже – «комплекса оживления» (специфического проявления эмоциональных реакций).
Основные задачи развития общения детей младенческого возраста с взрослыми:
1. Способствовать возникновению чувства привязанности и доверия к взрослым, которые заботятся о ребенке.
2. Удовлетворять потребность ребенка в доброжелательном отношении.
3. Способствовать развитию интереса младенца к окружающему его миру и самому себе.
Взрослый для ребенка — источник радости, дающий чувство защищенности. Необходимо разговаривать с ребенком, называть предметы и явления Важно также в различных ситуациях «озвучить» чувства самого ребенка и показать, что взрослый готов их разделить. Пестушки, потешки, прибаутки, поговорки обогащают звуковую и речевую среду, развивают интонационный слух, чувствительность к звучанию поэтического слова, помогают освоить речь.
В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Формируется двигательная активность и сенсомоторная координация. Задачи физического развития:
1. Развивать движения, сенсомоторную активность, обеспечивающие перемещения в пространстве.
2. Содействовать формированию действий с предметами.
Познавательное развитие в младенческом возрасте начинается задолго до овладения речью. Интеллект формируется на основе действий ребенка с предметами и, главным образом, в совместной со взрослым деятельности. Задачи познавательного развития:
1. Привлекать внимание ребенка к предметам-игрушкам, побуждать его обследовать их, экспериментировать с ними (стучать, трясти, катать, поворачивать).
2. Развивать пассивную и активную речь ребенка.
3. Способствовать развитию действий с предметами на основе словесных указаний взрослого.
Развитие ребенка 1-го года жизни в сравнении с развитием детей более старшего возраста происходит быстро. Обеспечение своевременного физического и нервно-психического развития каждого ребенка является первой и основной задачей воспитания детей 1-го года жизни, что возможно только при создании определенных условий и если ребенок получает необходимые воздействия со стороны взрослых и достаточное количество впечатлений из окружающей среды.
Возраст ребенка до трех лет называется ранним. Это время, когда ребенок активно изучает мир, пытается познакомиться и познать все новое. Главным видом деятельности в этот период является игра. Именно игровая деятельность способствует изучению новых слов и навыков использования предметов. Сначала ребенок получает удовольствие от манипулирования предметами в игре, а со временем добавляется сюжет.
Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.
Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят. К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра. Развиваются элементы наглядно-действенного мышления. Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово. Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе. Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр. Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности. Появляются элементы совместной деятельности.
Характеристика возраста ребенка третьего года жизни определяется тем, что было заложено на первом и втором годах в процессе развития и воспитания ребенка. На третьем году жизни ребенок становится более выносливым, так как совершенствуется деятельность всех его органов.
Совершенствуется ходьба: ребенок по сигналу взрослого может изменить направление и ритм ходьбы, увеличивается длина шага, но остаются несогласованными движения рук и ног. Ребенок уже может кататься на трехколесном велосипеде, приплясывать, подпрыгивать на двух ногах, уверенно лазать, подлезать, бросать мяч вперед и вниз, держа его двумя руками над головой или перед грудью. Совершенствуется мелкая моторика: ребенок почти самостоятельно может раздеться, одеться и развязать ботинки.
Лучше развиваются тормозные процессы — ребенок умеет подождать, легче адаптируется к новым условиям. Но по-прежнему недостаточно развита подвижность нервных процессов — плохо реагирует на запреты, ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Психическое развитие ребенка третьего года жизни характеризуется следующим состоянием основных психических процессов. Восприятие является доминирующей функцией сознания. Этот период является начальным этапом сензитивного периода для развития предметного восприятия. Восприятие становится тоньше, дифференцировка лучше: ребенок узнает голоса и различает звуки на слух, ориентируется в физических свойствах предметов (цвет, форма, величина), в числовых и пространственных представлениях (много-мало, далеко-близко).
У ребенка развивается память — может вспомнить, что было в прошлом году. Он воспроизводит в играх действия взрослых, по частям узнает предмет.
Внимание становится более устойчивым. Ребенок может заниматься одним делом 15-20 минут. Совершенствуется способность переключать и распределять свое внимание. Взрослый может фокусировать внимание ребенка.
Под влиянием восприятия продолжает развиваться мышление. На третьем году жизни оно из наглядно-действенного становится наглядно-образным.
В 3 года у ребенка появляются элементы причинно-следственного мышления. Следовательно, у него начинают появляться представления о причинно-следственных связях (стул упал, так как у него нет одной ножки). В процессе развития речи развивается и мышление ребенка. Если на втором году жизни речь была средством общения со взрослым, то на третьем году жизни — и с детьми, то есть происходит расширение функций речи.
Развивается способность к обобщениям, формируются элементарные представления о явлениях природы, общественной жизни, труде взрослых, о пространственных отношениях, о назначении предметов. Ребенок понимает устный рассказ взрослого без показа игрушки или картинки.
Одной из ведущих линий развития на 3-м году жизни является речь. На третьем году жизни расширяется пассивный и активный словарь. Активный словарь к двум годам — 200-300 слов, к трем годам — 1200-1500 слов. Ребенок начинает говорить сложными предложениями, происходит грамматизация слов, улучшается дикция, появляются вопросы: «зачем?», «почему?», «когда?».
Игровая деятельность на третьем году сложнее и разнообразнее. Ребенок играет с сюжетными и дидактическими игрушками, рассматривает картинки, наблюдает за окружающим миром, целенаправленно двигается с мячами, выполняет простые просьбы взрослого. Большое место в жизни ребенка занимает сюжетная игра. В 2 года — в 2 года 6 месяцев преобладают сюжетно-отобразительные игры. В 3 года изменяется содержание игры — дети производят в игре последовательные, взаимосвязанные действия. В игре начинают отражаться социальные отношения (ласковое обращение с куклой или наказание ее).
Завершается ранний период – кризисом трех лет, где ребенок отделяет себя от взрослых и говорит: « Я сам»».
Воспитательно-образовательный процесс в ДО строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.
Учитель логопед
Тарасова В.В.
Источник
11
Психологические особенности ребенка в младенческом возрасте
Младенчество включает две фазы — раннее младенчество (2-6 месяцев) и позднее (7-12 месяцев).
В течение первого года жизни с детьми происходят различные физические изменения: формируется моторика (общая, мелкая); нормализуется координация движений; совершенствуется механизм тонуса мышц; развивается зрение и слух. К концу периода активно формируется речь, ходьба.
К психологическим особенностям развития детей младенческого возраста относят процессы формирования памяти, мыслительной функции. К проявлению мимических функций можно отнести часть условных рефлексов. Например, когда малыш перестает плакать при появлении заботящегося о нем взрослого. Следующий этап узнавание предметов. После четырех месяцев малыши начинают воспринимать мелодичные звуки. Затем ребенок отличает маму от посторонних. Чем старше он становится, тем шире круг запоминаемых предметов и ассоциаций. Ближе к году (9–11 месяцев) малыши по просьбе родителей приносят или указывают на определенную вещь, игрушку. К концу младенчества развивается ассоциативная память.
Мыслительная деятельность выражается в стремлении достичь поставленной цели любой ценой. Это характерно для позднего младенчества. Ближе к 9 месяцам малыши способны решать простые пространственные задачи. Это можно наблюдать на примере сортера, когда ребенок подбирает нужное отверстие для элемента определенной формы. Мышление в этот период пластично, дети легко обобщают полученный опыт, способны использовать его в схожих ситуациях.
Психическое развитие в первый год жизни считается многоканальным. Формируются индивидуальные, социальные, поведенческие особенности. Участие взрослого, развивающая среда обеспечивают ребенку полноценное развитие.
Развитие взаимоотношений младенца с окружающими взрослыми.
Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Первый год жизни ребенок полностью зависит от окружающих взрослых. Его базовая потребность — чувство защищенности. Именно это ощущение дает малышу понять, что с ним все в порядке, нет угроз. Если эта потребность удовлетворена полностью, он открыт к миру, готов к полноценному контакту с ним.
В психологии для этапа младенчества введено понятие «Диада мать-дитя» или «Пра-мы». Оно определяет психическую общность младенца и заботящегося о нем взрослого. Ребенок в этот период не осознает себя, неспособен не только выделить свое Я, но и собственные конечности воспринимает как посторонние предметы. Поэтому взрослый становится центром взаимодействия с ребенком и ребенка с миром.
Для первого полугодия характерно ситуативно-личностное общение между младенцем и мамой. Оно проявляется как комплекс оживления, который знаменует завершение кризиса новорожденности. Для него характерно сосредоточение взгляда на лице мамы, приветственная улыбка, активные движения, привлекающие внимание взрослого. Это исключительно эмоциональное общение. Доброжелательность мамы к малышу в этот период — залог нормального психического и когнитивного развития в дальнейшем.
Для второй половины периода характерно ситуативно-деловое общение. Оно закладывает основы предметной деятельности. Ребенок переходит на этот этап после того, как научится хватать предметы. В процессе контакта со взрослым он использует не только мимику и звуки, но и жесты, позы, различные вещи. Он может показывать, приближать, удалять, бросать, требовать какую-либо игрушку. Малыши начинают испытывать потребность в совместной с мамой деятельности.
В этот период происходит формирование привязанности. Она является залогом психологического здоровья малыша. Выделяют три этапа ее становления:
Младенец ищет контакт и близость с любым взрослым в поле зрения.
Начинает отличать «своих» от «чужих».
Формируется привязанность к наиболее значимым взрослым.
Именно полноценное общение с младенцем позволяет ему успешно развиваться физически, психически, умственно.
Развитие эмоциональной сферы; подготовительный этап в развитии речи; познание мира предметов; формирование самосознания.
Эмоциональное развитие зависит от общения с близкими взрослыми. В 3-4 месяца у детей разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность, тревожность при физическом дискомфорте, расслабление при удовлетворении потребности. После того, как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме, он доброжелательно реагирует на любого человека, после 3-4 месяцев улыбается знакомым, в 7-8 месяцев усиливается беспокойство при появлении незнакомых. В 7-8 — появляется «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы. К 1 году ребенок стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
Речевое развитие – в 1-ом полугодии формируется речевой слух, сам ребенок издает гуление. Во 2-ом полугодии возникает лепет, к концу года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, с появлением которых связан новый этап в психическом развитии ребенка.
Движения и действия. Для изучения познавательного развития ребенка наиболее важным будет развитие движений руки. Движения рук младенцев направлены к предмету, в 5-6 месяцев он уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента велико: хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами. Во втором полугодии движения рук и действия интенсивно развиваются. Сначала младенец размахивает схваченными предметами, бросает, подбирает их и т.д., потом развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7-ми месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющий относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослого: ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку. Но эти функциональные действия не становятся еще предметными, они связаны с отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая, как укачивать куклу, как кормить ее с ложки и т.п. Переноса действий на другие предметы еще не происходит. Поэтому ребенок будет качать именно ту куклу, с которой они играли с мамой, и не сможет качать мишку. Тем не менее, к концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.
К завершению периода младенчества, дети осваивают произвольные действия с предметами. От манипулирования они постепенно переходят к предметной деятельности.
Но для этого успешного перехода нужна помощь взрослого. Только подражая родителям, малыш поймет, как использовать по назначению ту или иную вещь.
К году ребенок освоит:
назначение простых предметов (ложка, тарелка, стул);
способы действия ими (ложкой едят, на стуле сидят);
технику выполнения действия (ложку нужно взять в руку, попытаться зачерпнуть пищу).
Рекомендации по воспитанию.
Воспитание детей лучше всего начинать уже с первых недель его жизни. Начиная с рождения и до года – это время активного физического развития малыша, его адаптации к окружающей среде и приобретения опыта. Всего двенадцать месяцев понадобится ребенку, чтобы научиться улыбаться, агукать, узнавать голоса родителей, различать интонации и реагировать на их настроение. В период младенчества родители уделяют основное внимание соблюдению режима питания и полноценному уходу, но о воспитании ребенка тоже нельзя забывать. Именно до года на подсознательном уровне закладываются основные привычки малыша, формируются его склонности и личностные особенности. Дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от воспитания его до года.
Воспитание ребенка до года: четыре основных периода
От рождения до трех месяцев.
От трех до шести месяцев.
От шести до девяти месяцев.
От девяти месяцев до года.
Первый этап длится с момента рождения ребенка и до исполнения трех месяцев. В этот период родители должны сформировать у малыша хорошие привычки и предупредить появление вредных, заложить основы общения, развить сенсорное восприятие. Также, в этот период родителям необходимо правильно организовать режим питания, это важно для нормального прибавления в весе и формирования привычки к режиму. В первые три месяца у малыша должны выработаться следующие привычки: засыпать на улице без пустышки; держать головку; некоторое время проводить в кроватке, развлекая себя самостоятельно; засыпать без укачивания; ориентироваться в пространстве, реагируя на звуки и свет. Особое внимание необходимо обратить на гигиену малыша. Каждое утро должно начинаться с приветливой улыбки мамы и проведения гигиенических процедур. Ежедневные процедуры будут формировать у малыша полезную привычку к чистоте. Для формирования привычки держать головку малыша необходимо выкладывать на животик, даже если он выражает недовольство. Постепенно эта процедура войдет у него в привычку, мышцы шеи и спинки натренируются.
Для того, чтобы ребенок начал агукать, с ним необходимо играть. Каждое действие, которое связано непосредственно с ребенком, следует комментировать. Беседуя с ребенком, следует улыбаться, таким образом будет закладываться культура общения. Для нормального развития детской психики необходимо постоянно разговаривать с ребенком, петь песенки, включать для прослушивания музыку. Для первых игр стоит подобрать игрушки, способствующие развитию сенсорного восприятия.
Второй период длится с третьего по шестой месяц, в это время происходит активное сенсорное, слуховое и зрительное восприятие и развитие.
Второй этап включает в себя подготовку малышка к будущей речи. Для этого ему можно включать музыку разных жанров, главное, чтобы она была легкой и мелодичной. Классика, детские песенки, современная эстрада, народные мотивы – подойдет все. Для того, чтобы малыш гулил, лепетал, пищал, его внимание нужно обращать и на другие звуки. Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, привлекая его внимание к шелесту листьев, чириканью воробьев, шуму струящейся воды – в этом и заключается познание (к примеру: вот стучит дождь по подоконнику, вот птички чирикают, а вот тарахтит трактор и т. д.). Умственное развитие малыша этого возраста начинается с общения. Родители должны играть с ребенком, развивая его зрительное, тактильное и слуховое восприятие. Начинать занятия с ребенком следует в период активного бодрствования, когда ребенок весел и его ничего не беспокоит. В противном случае занятия не дадут ожидаемого результата. Ребенок должен получать удовольствие от занятий/игры, поэтому от нее следует отказаться, если малыш голоден, болен либо капризничает. В этот период закладываются основы нравственного и эстетического воспитания, которые малыш получает благодаря общению со взрослыми. Радость и любовь, подаренная ребенку, станут фундаментом для формирования нравственного и эстетического воспитания. В ежедневном распорядке ребенка обязательно должны присутствовать массаж и зарядка. В этот период упражнения становятся более разнообразными и готовят малыша к ползанью. Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе ребенок становиться непоседливым и любознательным. У детей этого возраста активность возрастает. Поскольку ребенок уже умеет ползать, садиться, пытается вставать, а некоторые и ходить, самое время уделить внимание физической подготовке. Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально обезопасить все помещения (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми ребенок может поиграть. Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения. Приблизительно с семи месяцев ребенка нужно приучать к мытью ручек перед приемом пищи. Спустя некоторое время ребенок привыкнет к этой процедуре, и будет самостоятельно подставлять ручки под струю воды. Так вырабатывается понятие чистоплотности. Надевая перед кормлением нагрудничек и сразу же меняя испачканную одежду на чистую, мама прививает привычку к аккуратности. Причем, каждое свое действие родители должны проговаривать и объяснять: в грязных вещах ходить некрасиво и неприлично, поэтому сейчас переодеваемся в чистое. Заниматься с детьми этого возраста нужно каждый день. На этом этапе необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя». Если ребенок во время игры дерется, нужно взять его ручки и проговорить слово «нельзя» с объяснениями (мне больно, мне неприятно). Причину пояснять необходимо для того, чтобы ребенок научился реагировать на запретное слово,
Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.
Четвертый период Воспитание ребенка от девяти месяцев до года охватывает все сферы деятельности малыша: в этот отрезок времени он активно общается со взрослыми и пытается ходить самостоятельно. Поощряйте ребенка, когда он сам встает на ножки. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки. Нельзя запрещать ребенку подниматься там, где ему удобно, иначе он почувствует, что вставать на ножки запрещено в целом и перестанет предпринимать попытки. Умственное развитие ребенка заключается в привитии навыка совершать действия с предметами. Нужно показать малышу как бить в барабан, катить машинку, дудеть в свистелку, брать и кушать яблочко и т.д. Ближе к году ребенка знакомят с разными формами предметов, их размерами и материалом. Можно сортировать кубики с кубиками, а мячики с мячиками, искать только деревянные или пластмассовые предметы. Полноценное воспитание включает в себя тесное общение с малышом. Разговаривать с ребенком нужно постоянно, однако копировать его речь и сюсюкать не рекомендуется. Таким образом можно спровоцировать развитие дефекта речи, который потом придется исправлять с помощью логопеда. Малыш не должен думать, что искаженные звуки являются правильными, он должен слышать только чистую речь. Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка. Если во время игр ребенок начинает драться и толкаться, нужно без улыбки пресекать эти действия, используя слово «нельзя». Запрет должен звучать строго и категорично, чтобы малыш обратил на него внимание и отнесся к этим словам серьезно. Следует помнить, что дети во всем копируют поведение взрослых людей, которые рядом. Иногда именно поведение родителей провоцирует на плохие действия в отношении других детей, поэтому прежде, чем вводить запрет, следует пересмотреть свое поведение. Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения. Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия. Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать сначала руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.
Список литературы и интернет ресурсов
Литература
1. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. — М.: Логос, 2015.
2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. — СПб.: Питер, 2018.
3. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.1: От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. — М.: Владос, 2010.
4. Гонина, О.О. Психология развития и возрастная психология (для бакалавров) / О.О. Гонина. — М.: КноРус, 2014.
5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психол?