Программа занятий развитие мышления ребенка

Программа занятий развитие мышления ребенка thumbnail

Программа дошкольного курса «Развитие мышления»

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию мышления составлена на основе авторской учебной программы: Программа подготовки к школе. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. — М.: Академия развития, 2008.

Приоритетным направлением российского образования является выстраивание системы предшкольного образования через создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Необходимо подготовить дошкольников к обучению как новому для них виду деятельности, а также подготовить их к спецификешкольной жизни, т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками.

Актуальность программы. Предшкольное образование представляет собой целенаправленный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию контроля за физическим, психологическим, интеллектуальным развитием ребёнка и квалифицированной помощи в случае необходимости.

«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655) (далее ФГТ) являются документом, который стандартизирует требования к дошкольному образованию. Программа «Развитие мышления» разработана для осуществления подготовки детей к школе в рамках, организованных в образовательном учреждении «Школы развития».

В соответствии с ФГТ (пункт 2.13) в группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

Содержание психолого-педагогической работы (ФГТ, пункт 3.3) по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитиефизических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целейразвития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей черезрешение следующих задач:

— сенсорное развитие;

-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)

деятельности;

— формирование элементарных математических представлений;

— формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Таким образом, программа «Развитие мышления» относится к образовательной области «Познание» и нацелена на решение вышеизложенных задач. Курс «Развитие мышления» ориентирован на пропедевтику формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников, в соответствии с ФГОС НОО.

Основная цель курса «Развитие мышления» — развитие у детей умения осуществлять последовательные действия: анализировать, сравнивать, обобщать попризнаку, целенаправленно думать.

Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача дошкольного обучения – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знаниядля меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой.Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности.Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Задачи курса:

  • создать условия для выделения детьми признаков и свойств окружающих предметов через ситуации, побуждающие детей выделять существенные признаки и свойства, отличительные признаки и свойства различных объектов;

  • формировать операцию обобщения на основе выделения существенных общих признаков;

  • закреплять умение правильно использовать обобщающие слова, понимая соотношение более общего и более частного понятий;

  • научить детей производить классификацию по 1 и 2 заданным педагогом, а также произвольно выбранным самим ребенком признакам (разбиение исходного множествана 2 и 3 подмножества);

  • учить строить простейшие возрастающие и убывающие ряды (сериация).

  • учить находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности на знакомом содержании, в процессе наблюдения, экспериментирования, проведения логических игр.

  • создавать ситуации, побуждающие детей к простейшим рассуждениям, учитьсоставлять рассказы по последовательным сюжетным картинкам (с правильной иперепутанной последовательностью), восстанавливая в уме цепочки взаимосвязанныхсобытий.

Выше перечисленные задачи ставятся только в отношении простейших предметов, действий, высказываний.

Планируемые результаты учебного курса «Развитие мышления»

Личностные УУД

Самоопределение – внутренняя позиция  будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);

Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение смысл имеет для меня учение);

Нравственно-этического оценка – способность    соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Метапредметные УУД

  1. Регулятивные УУД

Целеполагание – умение  сохранять заданную цель;

Планирование – умение планировать свое действие в соответствии  с конкретной задачей;

Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;

Коррекция – умение видеть указанную ошибку и  исправлять ее по указанию взрослого;

Оценка – умение  оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

  1. Познавательные УУД

  • Ориентировка  в пространстве и времени;

  • Умение применять правила и пользоваться инструкциями;

  • Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;

  • Умение работать по заданному алгоритму;

  • Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

Информационные

  • Умение работать по книге;

  • Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

  • Умение работать по иллюстрациям.

  • Умение пользоваться  школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).

Логические

  • Классификация

  • Анализ

  • Синтез

  • Сравнение

  • Обобщение

  • Исключение лишнего

  • Подбор подходящего  

  • Установление причинно-следственных связей и др.

  • Использование  знаково-символических  средств

  1. Коммуникативные УУД

  • Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

  • Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

  • Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

  • Умение вести монолог, отвечать на вопросы;

  • Владение невербальными средствами общения.

Предметные УУД

В результате занятий дети 6-7 лет научатся:

— выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие заданными свойствами;

— разбивать множества на подмножества, характеризующиеся заданным свойством;

— обобщать по некоторому признаку, находить закономерности по признаку;

— сопоставлять целое и части для предметов и действий;

— называть главную функцию (назначение) предмета;

— расставлять события в правильной последовательности;

— выполнять какое-либо действие по отношению к разным предметам;

— находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

— развить находчивость и сообразительность, то есть подготовить дошкольников куспешному обучению в школе, и, следовательно, умению логически мыслить.

Игры и упражнения, предложенные в данной программе, дадут возможность ребенку научиться:

— описывать признаки предметов;

— узнавать предмет по заданным признакам;

— определять различные и одинаковые свойства предметов;

— сравнивать предметы между собой;

— классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функции в практической жизни;

— определять последовательность событий;

— судить о противоположных явлениях;

— определять временные рамки своей деятельности;

— ориентироваться в пространстве;

— обобщать;

— быть внимательным;

— приводить примеры отрицаний;

— пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;

— видеть негативные и позитивные стороны предметов, явлений;

-проводить аналогию между разными предметами;

-переносить свойства одного предмета на другие.

Содержание курса «Развитие мышления»

В содержательном плане курс представляет собой систему логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов, среди которых в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте наиболее важными являются:внимание, восприятие, воображение, память и мышление. Важно, чтобы уже с дошкольного возраста у ребенка началось формирование понятийного мышления, и он овладел основными операциями логического мышления. Только в этом случае он будет успешен при дальнейшем обучении не только в начальной школе, но и в среднем звене.

Развитие мышления идет в практической деятельности. Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.

В программе дошкольного курса выделяются три части:

  1. Свойства, признаки и составные части предметов.

  2. Действия предметов.

  3. Элементы логики.

Определим круг проблем, входящих в каждую часть.

Свойства, признаки и составные части предметов. Свойства предмета. Группы предметов, обладающих совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку.

Действия предметов. Последовательность действий заданных устно или графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.

Элементы логики. Истинные и ложные высказывания (правда или не правда). Слова отрицания («наоборот», «не»). Разрешающие и запрещающие знаки. Простейшие логические операции.

Учебно-методические и материально-технические средства обучения для обеспечения реализации рабочей программы:

1. Рабочая тетрадь «Развиваем мышление» /Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. — М.: Академия развития, 2008.

1. Мультимедийный проектор;

2. Интерактивная доска;

3.Таблица календарно – тематического планирования.

Организация занятий

На развитие мышления отводится 56 часов (2 часа в неделю) с октября по апрель.

Занятия проводятся еженедельно в течение 30 минут.

В группе — не более чем 15 человек.

Тематическое планирование курса «Развитие мышления»

Тема занятия

Количество часов

1

Свойства, признаки и составные части предметов, 17 ч.

Свойства предмета.

1

2-3

Выделение свойств предметов.

2

4-5

Группы предметов, обладающих совокупностью указанных свойств.

2

6-7

Формирование понятия «Часть-целое».

2

8

Признаки предметов и значения признаков.

1

9-10

Выделение признаков предмета.

2

11-12

Сравнение признаков предметов.

2

13-14

Обобщение по признаку.

2

15

Обобщение предметов по количественному признаку.

1

16-17

Систематизация предметов по выделенному признаку.

2

18

Действия предметов, 17 ч.

Последовательность действий.

1

19

Последовательность действий заданная устно.

1

20-21

Последовательность действий заданная графически.

2

22-23

Закономерность в расположении предметов.

2

24-25

Последовательность действий и состояний в природе.

2

26-27

Порядок действий ведущий к заданной цели.

2

28

Целое действие и его части.

1

29

Простые аналогии.

1

30-31

Формирование понятия «Закономерность»

2

32

Последовательность событий.

1

33

Восстановление последовательности событий.

1

34

Разбиение действий на этапы.

1

35-36

Элементы логики, 22 ч.

Формирование понятия «Алгоритм»

2

37

Кодирование действий условными знаками

1

38-39

Формирование понятия «Логическая операция»

2

40

Простые логические задачи.

1

41

Формирование понятия «Отрицание».

1

42-43

Формирование умения пользоваться разрешающими и запрещающими знаками.

2

44-46

Решение задач на смекалку

3

47-48

Развитие творческого мышления.

2

49-51

Формирование понятия «Симметрия»

3

52-53

Формирование понятия «Функция»

2

54

Формирование понятия «Истинное и ложное высказывание»

1

55-56

Решение задач на смекалку

2

Календарно – тематическое планирование

курса «Развитие мышления»

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Свойства предмета.

1

2-3

Выделение свойств предметов.

2

4-5.

Группы предметов, обладающих совокупностью указанных свойств.

2

6-7.

Формирование понятия «Часть-целое».

2

8

Признаки предметов и значения признаков.

1

9-10

Выделение признаков предмета.

2

11-12

Сравнение признаков предметов.

2

13-14.

Обобщение по признаку.

2

15

Обобщение предметов по количественному признаку.

1

16-17

Систематизация предметов по выделенному признаку.

2

18

Последовательность действий.

1

19.

Последовательность действий заданная устно.

1

20-21

Последовательность действий заданная графически.

2

22-23

Закономерность в расположении предметов.

2

24-25

Последовательность действий и состояний в природе.

2

26-27

Порядок действий ведущий к заданной цели.

2

28.

Целое действие и его части.

1

29.

Простые аналогии.

1

30-31

Формирование понятия «Закономерность»

2

32

Последовательность событий.

1

33.

Восстановление последовательности событий.

1

34.

Разбиение действий на этапы.

1

35-36

Формирование понятия «Алгоритм»

2

37

Кодирование действий условными знаками

1

38-39

Формирование понятия «Логическая операция»

2

40.

Простые логические задачи.

1

41.

Формирование понятия «Отрицание».

1

42-43.

Формирование умения пользоваться разрешающими и запрещающими знаками.

2

44-46

Решение задач на смекалку.

3

47-48

Развитие творческого мышления.

2

49-51

Формирование понятия «Симметрия»

3

52.-53.

Формирование понятия «Функция»

2

54.

Формирование понятия «Истинное и ложное высказывание»

1

55-56

Решение задач на смекалку.

2

Источник

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «ДУМКА»

Период дошкольного детства благоприятный для развития познавательных процессов. Интенсивно происходит развитие восприятия в процессе формирования перцептивно-интеллектуальных действий. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. На первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении. Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Проблемы в развитии мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста могут проявляться во всех компонентах структуры мышления, а именно:

— в низкой мотивации, проявляющейся в крайне низкой познавательной активности;

— в отсутствии потребности ставить цель, планировать действия;

— в недостаточной сформированности умственных операций: анализа, синтеза, классификации, абстрагирования, обобщения, сравнения;

— в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

У детей с низким уровнем развития мышления неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно-логическом мышлении, ближе к уровню нормального развития находится наглядно — действенное мышление.

Цель программы:

Развитие мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет

Задачи программы:

— активизация мыслительной деятельности детей среднего дошкольного возраста;

— развитие мыслительных операций в игровой деятельности;

— развитие самостоятельности мышления.

Принципы построения программы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.

  2. Принцип нормативности развития: последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

  3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выгодским, раскрывает направленность коррекционной работы. Коррекция носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

  4. Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и ведущий деятельности. Организация активной деятельности каждого ребёнка.

Форма организации занятий:

— занятия проводятся 1- 2 раза в неделю;

— продолжительность занятия от 20 до 30 минут, но первое занятие следует сократить до 20 минут;

— среднее количество детей в группе 5- 7 человек.

Формы и методы контроля:

— отзывы родителей и педагогов;

— диагностика наглядно-образного мышления при помощи методик;

— диагностика словесно-логического мышления методиками.

После проведения коррекционной программы дети приобретают следующие:

— способность классифицировать, обобщать и выделять существенные признаки;

— активность познавательных процессов.

Алгоритм занятия:

  1. Приветствие.

  2. Задание на развитие определённого вида мышления.

  3. Развивающая игра или разминка.

  4. Задание на развитие определённого вида мышления.

  5. Комплекс на расслабление.

  6. Подведение итогов: обсуждение что получилось, а что нет, мнение о встречи, оценка ребят.

  7. Прощание: поощрение активности детей.

Таблица 1

Содержание коррекционно-развивающей программы, направленная на развитие мышления у детей 4-5 лет «Думка»

Тема занятия

Цель занятия

Структура занятия

1.

Придумай себя

Развитие наглядно-действенного мышления. Смена действительности. Формирование отделять форму понятия от содержания.

1.Приветствие.

2. Упражнение «Четвертый лишний».

3. Игра «Воздушный бой».

4.Упражнение «Больше, длиннее, короче», «Обведи контур».

5. Релаксационные упражнения

6. Подведение итогов.

7.Прощание.

2.

Буду делать это, буду делать – то!

Развитие способности общения и абстрагирования, умение выделять существенные признаки, снятие скованности, напряженности в общении.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Почтальон».

3. Игра «Передай клубочек».

4. Упражнение «Залатай коврик».

5. Психогимнастика

6. Подведение итогов

7. Прощание.

3.

Будь веселым

Помочь ребенку научиться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений

1.Приветствие.

2.Упражнение «Найди половинку каждому предмету».

3.Игра «Воробьи попрыгунчики».

4.Упражнение «Кому без этого нельзя».

5. Пальчиковая гимнастика

6.Подведение итогов.

7.Прощание.

4.

Будь добрым

Развитие способности общения и абстрагирования, умение выделять существенные признаки. Развитие различных видов мыслительных операций.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Четвертый лишний».

3.Игра «Путаница».

4.Упражнение «Отгадай загадки».

5. Психогимнастика

6.Подведение итогов.

7.Прощание.

5.

Будь внимателен

Развитие мыслительных операций: классификация, анализ

1.Приветствие.

2.Упражнение «Классификация предметов».

3.Упражнение «Составь узор».

4.Игра «Дискотека кузнечиков».

5.Комплекс на расслабление.

6.Подведение итогов.

7.Пращание.

6.

Я могу

Развитие наглядно-образного мышления. Развитие словесно-логического мышления.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Узнай кто это?».

3.Игра «Именной поезд».

4.Упражнение «Как это можно использовать?».

5. Кинезиологические упражнения

6.Подведение итогов.

7.Прощание.

7.

Мыслинки

Развитие образно-логического мышления

1.Приветствие.

2.Упражнение «Говори наоборот».

3. Игра «Танец огня».

4.Упражнение «Нелепицы».

5.Комплекс на расслабление.

6.Подведение итогов.

7.Прощание.

8.

Умки

Развитие мыслительных операций

1.Приветствие.

2.Упражнение «Найди чего не хватает».

3. Игра «Чунга — чанга».

4.Упражнение «Отгадай-ка».

5. Кинезеологические упражнения

6.Подведение итогов.

7.Пращание.

9.

Думки

Развитие наглядно- образного мышление. Снятие псих- эмоционального напряжения. Формирования умения отделять форму понятия от содержания.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Составь картинку».

3.Упражнение «Больше, длиннее, короче».

4. Психогимнастика

5. Подведение итогов.

6. Прощание.

10.

Итоговое

Диагностика наглядно-действенного мышления. Диагностика образно- логического мышления. Анализ проведенной работы.

1. Приветствие.

2.Упражнение «Нелепицы».

3.Упражнение «Четвертый лишний».

4.Упражнение «Обведи контур».

5. Психогимнастика. Игра «Медвежата в берлоге».

6. Подведение итогов.

7. Прощание

Литература

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — 136 с.

2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с. : ил. — (Коррекционная педагогика). 18ВЫ 5-691-00605-3.

Источник