Программа занятий психолога в центре развития ребенка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ДОВЕРИЕ»
Рабочая программа
«ГНОМИКИ»
для детей от 1.5 до 2 лет
сроки реализации: 1 нормативный срок: 03.10.2017-19.01.2018 г;
2 нормативный срок: 23.01.2018-18.05.2018 г.
Составитель:
Штыбен Л.В.
педагог-психолог
Курагино,
2017-2018 уч.г.
Пояснительная записка
Актуальность и перспективность
Предлагаемая программа является психолого-педагогической развивающей программой дополнительного образования и адресована педагогам-психологам, работающим с детьми раннего возраста.
Программа направлена на решение проблем повышения эффективности организации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Ранний возраст – это период с года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. В настоящее время возрастает необходимость создания условий для участия родителей в образовательной деятельности, для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этим диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм взаимодействия с семьей.
В раннем возрасте ребенок обладает повышенной внушаемостью, стремится подражать. Ребенок зависим от взрослого, а родители и педагоги – его главные авторитеты. В связи с этим была создана развивающая программа «Гномики», формой образовательной деятельности которой является игровое взаимодействие специалиста с ребенком, с активным участием родителей.
Программа является модифицированной и базируется на методических материалах: «Играй, твори, познай!» В.В. Чапкова, И.Е. Авдеева (М., 2014); «Вишенка»
Н.М Богатко, З.В. Авдеюк. (М., 2010).
Программа изменена с учетом специфики деятельности учреждения, режима и временных параметров осуществления деятельности. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, результатов усвоения содержания программы, порядок упражнений в программе может меняться, усложняться или упрощаться.
Научные, методологические и методические основания программы
Данная программа построена на основе возрастного культурно-исторического подхода развития психики к пониманию закономерностей развития психики и личности ребенка. Основными идеями данного подхода Л.С. Выготского являются:
— психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста;
— о роли взрослого как посредника в психическом развитии ребенка;
— среда является источником развития ребенка.
Кроме того, теоретической базой программы также стали:
— идеи В.В.Давыдова о развитии психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных возрасту ребенка;
— идеи Л.И.Божович о выборе и построении материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Практическая направленность
В данной программе представлены технологии организации психологического сопровождения ребенка раннего возраста с проблемами в развитии, трудностями в обучении и социальной адаптации при активном включении родителей в образовательный процесс.
Цель и задачи
Цель программы – определение направлений развивающей работы в отношении ребенка раннего возраста в условиях Центра.
Задачи программы
— выявление актуального и ближайшего уровня развития ребенка;
— проектирование психологического сопровождения;
— отслеживание динамики развития ребенка в условиях Центра;
— проектирование рекомендаций для организации дальнейшего психологического сопровождения ребенка в реальных условиях его обучения и воспитания.
Цель развивающих занятий
— стимулирование познавательного, речевого, социального развития. Формирование активной позиции родителей в процессе абилитации детей.
Задачи развивающих занятий
— способствовать усвоению общепринятых способов использования предметов окружающего мира, расширение кругозора.
— развивать крупную и мелкую моторику детей раннего возраста с использованием продуктивно-творческих заданий;
— обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Реализация данных задач осуществляется через: проведение психолого-педагогического обследования детей; проведение развивающей работы с детьми раннего возраста и оказание психолого-педагогической поддержки семье на основе партнерских отношений, сотрудничества и доверия; стимуляцию потенциальных возможностей ребенка; включение родителей в образовательный процесс и обучение их методам игрового взаимодействия с детьми.
Адресат
Программа предназначена для работы с детьми раннего возраста от 1,5 до 2 лет и их родителей.
Продолжительность программы
Реализация программы предполагает организацию работы в трех основных направлениях:
— диагностико-аналитическом;
— развивающем;
— проектно-консультативном.
Программа включает 15 развивающих занятий. Образовательный процесс организуется в соответствии с календарным учебным графиком.
Общая структура занятия
игровые проблемные ситуации, дидактические и развивающие игры, упражнения;
динамическая пауза;
практический этап;
рефлексивно-оценочный этап.
Требования к результату усвоения программы
При условии успешной реализации программы у ребенка отмечается положительная динамика психического развития, а именно:
— активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,участвует в совместных играх;
— проявляет инициативность и самостоятельностьв разных видах деятельности – игре, общении, конструировании.
— интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
— эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
— развита крупная и мелкая моторика, ребенок может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов;
При условии соблюдения технологии психологического сопровождения ребенка педагог-психолог сможет:
— достоверно определить уровень актуального развития и выявить резервные возможности ребенка;
— разработать рекомендации для организации дальнейшего сопровождения ребенка в реальных условиях его обучения и воспитания.
Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка индивидуального развития детей осуществляется в начале и по окончанию нормативного срока освоения Программы, через проведение психолого-педагогической диагностики (первичной, итоговой), а также осуществляется в ходе наблюдения за активностью детей в спонтанной (игровые ситуации) и специально организованной деятельности (на занятиях).
Для проведения первичной и итоговой диагностики используется методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» (приложение 1).
Учебный план программы
Цель программы: определение направления развивающей работы в отношении ребенка раннего возраста в условиях Центра.
Категория воспитанников: дети 1,5-2 лет
Срок обучения: 1 нормативный срок: 03.10.2017-19.01.2018 г;
2 нормативный срок: 23.01.2018-18.05.2018 г.
Режим занятий: периодичность занятий 2 раза в неделю. Занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности с детьми 1-2 лет — не более 10 мин (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Учебно-тематический план занятий по реализации дополнительной образовательной
развивающей программы «Гномики» (от 1 до 2 лет)
занятия
Кол-во
часов
Элементы содержания
Занятия
Словарь
Планируемый результат
Коррекционно-развивающие задачи
Оборудование
Дата проведения занятия
Форма контроля
Занятие № 1
«Давайте поиграем»
1
Дидактические игры:
«Знакомство»
«Приветствие»
«Кукла Катя в гости к нам пришла»
«Дотронься до»
«Мячик катись»
Лицо, глаза, рот, нос, уши, руки, ноги, мяч.
Создать положительное отношение к совместной деятельности. Уметь отзываться на свое имя. Узнавать и показывать основные части лица и тела.
Способствовать созданию комфортной обстановки, сближению детей друг с другом и педагогом.
Развивать доверительные отношения с ребенком.
Развитие координации
движений и чувства ритма. Формирование представлений об основных частях лица и тела.
Кукла, мячи большие и маленькие.
Наблюдение
Занятие № 2
«Вместе весело играть»
1
Дидактические игры:
«Грибочки для белочки»
Динамическая пауза «Флажок»
Рисование пальчиками
«Ягодки для мишки»
Игрушки, играть, флажок,
белочка,
мишка, ягодки.
Создать положительное отношение к совместной деятельности.
Уметь отзываться на свое имя.
Уметь пользоваться прищепками.
Уметь пользовать пальчиковыми красками.
Развивать навыки общения.
Развивать мелкую моторику и чувство ритма.
Расширять представление об окружающем.
Развивать двигательные навыки.
Белочка, мишка, пальчиковые краски, муляжи грибов, музыка.
Наблюдение
Занятие № 3
«Катись колючий ежик»
1
Дидактические игры:
Игровой массаж «Катись колючий ежик»
«Найди ежика»
«Иголки для ежика»
«Весёлые пирамидки»
Ежик, мячик, прищепки
Создать положительное отношение к совместной деятельности.
Уметь пользоваться прищепками.
Уметь одевать колечки на пирамидку.
Развивать зрительное восприятие, внимание.
обогащать пассивный и активный словарный запас.
Развивать умение помогать друг другу,
вместе радоваться успехам, красивым игрушкам.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ежик,
прищепки, массажный мячик, пирамидка с кубиками, пирамидка с кольцами.
Наблюдение
Занятие № 4
«Кошка с котятками»
1
Дидактические игры:
Лото «Забавные животные»
«Кошка и котята»
Пальчиковая гимнастика «Все котятки мыли лапки»
«Котятки играют»
Кошка, котята, такой же.
Уметь находить одинаковые картинки.
Уметь группировать по цвету.
Развивать зрительное восприятие, внимание.
Развивать умение помогать друг другу, вместе радоваться успехам, красивым игрушкам.
Развитие речи и координации движений рук.
Парные картинки с изображением животных, игрушка кошка, пластмассовые тарелочки, разноцветные яички.
Наблюдение
Занятие № 5
«Колобок»
1
Дидактические игры:
Театрализация сказки «Колобок»
«Колобки на полянке»
«Покати шар»
Лепка «Колобок»
Круглый, желтый,
заяц, волк, медведь, лиса.
Узнавать диких животных.
Уметь находить желтый цвет.
Уметь катать шары по горизонтальной и наклонной поверхности.
Расширять представление об окружающем, знакомство со сказкой «Колобок».
Развивать интерес к художественной литературе.
Расширять представление о лесных животных.
Настольный театр «Колобок», желтые шары большие и маленькие,
коробочка с шариком, пластилин.
Наблюдение
Занятие № 6
«Мишка косолапый по лесу идет»
1
Дидактические игры:
Физминутка «Зайка»
«Сделай зайчику ушки»
«Накорми волка кашей»
Подвижная игра «Мишка косолапый по лесу идет»
Игра «Прятки»
Медведь, заяц, лиса, шишка, корзина.
Узнавать и показывать диких животных.
Уметь собирать шишки в корзину.
Уметь находить спрятанное животное.
Расширять представление о лесных животных.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать зрительное восприятие, внимание.
Воспитывать внимательное отношение к живому.
Развитие координации движений и чувства ритма.
Набор игрушек: медведь, заяц, лиса.
шишки, корзина, прищепки, пшенная крупа, ложки.
Наблюдение
Занятие № 7
«Корзина с овощами»
1
Дидактические игры:
«Едет грузовик»
«Есть у нас огород»
«Угощаем зайчика»
Лепка «Грузовик везет помидоры»
Заяц, грузовик, морковь, капуста
Уметь находить одинаковые игрушки;
Иметь представление об особенностях питания животных.
Расширять представление об окружающем. Формирование элементарных представлений об овощах.
Развитие речи и координации движений рук.
Овощи-муляжи, игрушечная машина, пластмассовые тарелки, игрушечный заяц, пластилин, большие и маленькие морковки.
Наблюдение
Занятие № 8
«На полянке»
1
Дидактические игры:
«Листочки»
Подвижная игра «Большие – маленькие»
«На полянке светит солнышко»
«Соберем листочки»
Дерево, листок, зеленый,
желтый,
большой, маленький.
Уметь прилеплять и отлеплять листочки на липучках.
Уметь отщипывать кусочек теста и прилеплять его к листу бумаги.
Развитие навыков лепки. Развивать мелкую моторику рук.
Формировать ориентировку в сенсорных свойствах предметов.
Изображение дерева, пластилин, дидактическое дерево с птичкой, прищепки, солнышко без лучиков.
Наблюдение
Занятие № 9
«К нам приехала машина»
1
Дидактические игры:
«К нам приехала машина»
«Собери целое»
«Везет меня машина»
Где спряталась машинка?
Рисование пальчиками «Разноцветные дорожки»
«Гараж для машины»
Машина,
Руль, колесо, кузов.
Уметь воссоздавать целостное изображение.
Уметь строить из кубиков.
Уметь рисовать пальчиками.
Расширять представление о транспорте.
Развитие координации движений и чувства ритма.
Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками.
Развитие тактильного и зрительного восприятия.
Развитие навыков конструирования.
Машина,
разрезная картинка из 2 частей,
пальчиковые краски, кубики
Наблюдение
Занятие № 10
«Вышла курочка гулять»
1
Дидактические игры:
«Покорми петушка»
«Вышла курочка гулять»
«Курочка и цыплятки»
«Помоги Курочке найти цыплят»
«Зернышки для петушка, курочки и цыплят»
Курочка, петушок,
Цыплята, горошек, зернышки
Иметь представление о домашних птицах, особенностях их питания.
Уметь находить одинаковые картинки.
Формировать представление о домашних птицах.
Воспитывать внимательное отношение к живому.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать целенаправленные действия.
Развивать интерес к рисованию.
Игрушечный петушок, курочка, горох, подносы или мисочки, картинки с нарисованными цыплятами, краски, ватные палочки.
Наблюдение
Занятие № 11
«А у нас во дворе»
1
Дидактические игры:
«А у нас во дворе»
«Игры с животными»
«Заборчик для зверушки»
«Кто сказал мяу?»
Корова, кошка, собака, такой же.
Узнавать и показывать домашних животных.
Уметь выбирать из множества предметов только определенные.
Различать домашних животных по их голосам.
Формировать представление о домашних животных.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать внимательное отношение к живому.
Различать и узнавать голоса домашних животных, соотносить их с изображением на картинке.
Картинки с изображением кошки, собаки и коровы, счетные палочки, пластилин, фонограмма с голосами домашних животных (собаки, кошки, коровы).
Наблюдение
Занятие № 12
«Мамины помощники»
1
Дидактические игры:
Подвижная игра «Ленточки платочки»
«Развесим платочки»
«Посади цветочки»
Рисунок пальчиками «цветочки»
Прищепки, цветочки, платочки,
ленточки.
Уметь пользоваться прищепками, пальчиковыми красками.
Расширять представление об окружающем. Развивать зрительное восприятие, внимание.
Развитие координации движений и чувства ритма.
Развивать умение помогать друг другу,
вместе радоваться успехам.
Ленточки, платочки, веревка, прищепки,
пальчиковые краски.
Наблюдение
Занятие № 13
«Волшебные задания»
1
Дидактические игры:
«Волшебная бутылочка»
«Построй дорожку из кирпичиков»
«Возьми только»
Машина, кирпичик
Уметь просовывать предметы в бутылку с узким горлышком.
Уметь строить из кубиков.
Уметь находить одинаковые игрушки
Расширять представление об окружающем. Развитие координации движений и чувства ритма.
Развивать умение помогать друг другу,
вместе радоваться успехам.
Развитие навыков конструирования.
Счетные палочки, набор игрушек,
машинки,
кирпичики цветные.
Наблюдение
Занятие № 14
«Домик для зайчонка»
1
Дидактические игры:
«Домик для зайчонка»
Подвижная игра «Стоп»
«Чудесная картина»
Домик, пластилин, остановиться.
Уметь во время прекратить все движения.
Уметь вдавливать в тесто различные предметы.
Развивать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Развитие навыков конструирования.
Развитие мелкой моторики рук.
Кубики, тесто, различные мелкие предметы.
Наблюдение
Занятие № 15
«Иголки для ежика»
1
Дидактические игры:
«Катись колючий ёжик»
Пошел ежик в лес гулять»
«Иголки для ёжика»
Яблоко, груша, ёжик.
Узнавать и показывать фрукты.
Уметь находить одинаковые фрукты из множества.
Расширять представление об окружающем. Формирование элементарных представлений о фруктах.
Воспитывать внимательное отношение к живому.
Развитие мелкой моторики.
Пластилин, счетные палочки,
массажные мячики, картинки с фруктами.
Наблюдение
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие, — М.: Педагогическое общество России, 2012.
Занятия с малышами в детском саду (модель воспитания детей раннего возраста)./Сост. Сборника К. Белая, – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2004.
Казьмина Л.В., Колупаева О.Г. Развитие ребенка от года до двух лет. – М., 2014.
Монина Г.Б., Ларечина Е.В. Игры для детей от года до трех. – СПб., 2008.
Новиковская О. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М., 2012.
Осечкина Л.И., Чапкова В.В. 20 конспектов познавательных игровых сеансов для детей младшего дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2014. – 176 с.
Осечкина Л.И. Партнерство семьи и ДОУ в развитии ребенка: Методич. Пособие для педагогов и родителей. – М., 2012.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, — 3-е изд., исправленное. и доп. – М.:Мозаика — Синтез, 2012.
Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. – М., 2013.
Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Павлова Я.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления 1-3 года. Для дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.
Служба ранней помощи: Справочно-методические материалы по организации Служб ранней помощи / Отв. ред. М.М. Царапенко. – 2011.
Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб., 2010.
Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей, — М.: Мозаика – Синтез, 2011.
Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., 2010.
Источник