Программа сопровождения ребенка с задержкой психического развития
Пояснительная записка
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту).
Причины возникновения ЗПР.
Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.
ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.
Выделяют два варианта: медицинский и педагогический.
1. Медицинский.
На основе неврологического анализа у детей раннего возраста предложили выделить 2 типа ЗПР исходя из недоразвития.
Доброкачественное или неспецифическое. Оно не связано с повреждением мозга и с возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды даже без специфических мероприятий. Проявляется в запаздывании двигательных функций.
Специфическая или церебрально-органическая задержка развития связанная с повреждением мозговых структур и частичном отставании их функций.
2. Педагогический.
Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери.
Генетическая предрасположенность проявляется в высокой чувствительности к средовым факторам развития. К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Незрелость психического облика проявляется в эмоционально-волевой сфере при относительно сохраненной познавательной деятельности, т.е. незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к недоразвития познавательной. Для детей с конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия, доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем. Такие дети компенсируются к 10 – 12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.
Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д. первичный интеллект не снижается, но в силу своей истощенности оказывается крайне нетрудоспособным в процессе школьных занятий. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время.. Эмоционально-волевая сфера отличается не зрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.
ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. ЗПР обусловлено неблагоприятными условиями воспитания.
ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга) токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания, матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.
Разработка коррекционной программы, направленной на формирование адекватной самооценки ребенка. Навыки выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности; формирование активной жизненной позиции. Осознание ценности собственной личности.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР.
С учетом сложной структуры эмоциональных проблем у детей с ЗПР выделены четыре основные фазы процесса групповой психокоррекции.
Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития:
1. Установочная
— Образование группы как целого.
— Формирование положительного настроя на занятие.
— Диагностика поведения и особенностей общения детей
Спонтанные игры: игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры.
Дети с ЗПР всех форм: конституциональная, соматогенная, психогенная, церебрально-органического генеза
2. Подготовительная
— Структурирование группы.
— Формирование активности и самостоятельности
— Формирование эмоциональной поддержки членами группы
Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоционального напряжения. Для детей с ЗПР соматогенной формы и церебрального генеза со снеженным социальным опытом — игры-драматизации. С психогенной формой, конституциональной, без выраженных нарушений социального опыта — сюжетно-ролевые игры
Реконструктивная
1. Коррекция неадекватных эмоциональных реакций на дефект.
2. Проработка негативных переживаний.
3.Обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования в различных ситуациях Разыгрывание конкретных жизненных проблемных ситуаций Для детей с ЗПР с тяжелой церебрально-органической недостаточностью, возможно привлечение родителей.
3. Закрепляющая
1. Закрепление адекватных форм эмоционального реагирования на конфликт. 2.Формирование адекватного отношения к себе и окружающим.
Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми. Детям с ЗПР необходима помощь психолога в выборе игры. Рекомендуется включать в игру родителей и здоровых сверстников или сверстников с ЗПР с более легкими формами.
На основе выделенных выше структуры и этапов групповой динамики разработаны планы-схемы психокоррекционных занятий для детей с ЗПР.
Заключение
Психический детский медицинский психокоррекция. Желательно, чтобы возраст детей — участников группы был одинаковым, допустима небольшая разница: плюс-минус один год. Необходимо, чтоб в группе были разнополые дети. Число участников группы не должно превышать 5 — 7 человек ( малые группы). Для детей младшего школьного возраста 7-10 лет.
Перед началом групповых занятий необходимо предварительно побеседовать с каждым родителем, разъяснить им необходимость и значение занятий, раскрыть им основные принципы работы группы.
В процессе групповой психокоррекции каждый участник моделирует свою реальную жизненную ситуацию, использует привычные для него типы эмоционального реагирования на ситуацию, реализует конкретные эмоциональные установки и отношения. В атмосфере откровенности и доверия ребенок свободно раскрывает свои эмоциональные проблемы, получает эмоциональную поддержку, модифицирует свои эмоциональные отношения и переживания и способы реагирования.
План
психологического сопровождения детей с ЗПР
Месяц | № | Содержание работы | Ответственные |
Сентябрь | 1 | Создание банка детей с ЗПР | соцпедагог |
2 | Изучение состояния здоровья, возможностей детей с ЗПР. | Кл .рук-ль, соцпедагог | |
3 | Составление индивидуального плана работы с детьми ЗПР. | Кл. рук-ль | |
4 | Составление программы индивидуального изучения учащихся, организация обучения на дому. | Зам.дир. по УВР | |
5 | Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми ЗПР. | Педагог-психолог, администрация | |
Октябрь | 1 | Изучение личности учащихся. | Кл. рук-ль, соцпедагог |
2 | Изучение семьи (семейных отношений) детей с ЗПР. | Кл. рук-ль, соцпедагог | |
3 | Изучение интересов и способностей учащихся. | Педагог-психолог | |
4 | Беседа для родителей «Роль семьи в развитии способностей ребенка» | Педагог-психолог | |
Ноябрь | 1 | Контроль за организацией питания учащихся. | Кл. рук-ль, соцпедагог |
2 | Индивидуальные консультации для родителей детей с ЗПР «Как организовать учебную деятельность детей с ЗПР» | Педагог-психолог | |
3 | Организация группы здоровья для детей с ограниченными возможностями. | Учителя физкультуры, соцпедагог | |
Декабрь | 1 | Вовлечение детей в общешкольные и классные дела (по возможности) | Кл. рук-ль, организатор |
2 | Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями. | Педагог-психолог | |
3 | Работа с учащимся на милосердия и сострадания к людям с ограниченными возможностями. | Кл. рук-ль, организатор | |
Январь | 1 | Контроль за успеваемостью детей с ЗПР. . | Кл. рук-ль, соцпедагог |
2 | Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся. | Кл. рук-ль, педагог-психолог | |
3 | Встреча родителей учащихся (детей с ЗПР) с узкими специалистами. | Соцпедагог | |
Февраль | 1 | Индивидуальная работа с учащимся, нуждающимися в психологической поддержке. | Педагог-психолог |
2 | Производственное совещание состояния индивидуальной работы с учащимися в педагогической поддержке. | Кл. рук-ль, зам. дир. по УВР | |
3 | Контроль за организации питания учащихся. | Кл. рук-ль, соцпедагог | |
Март | 1 | Работа по развитию коммуникативных способностей учащихся. | Педагог-психолог |
2 | Работа с родителями детей с ЗПР «Как развить коммуникативные способности ребенка» | Педагог-психолог | |
Апрель | 1 | Организация выставки работ и поделок детей с ЗПР. | Соцпедагог, организатор |
2 | Индивидуальная и консультационная работа с родителями детей с ЗПР. | Педагог-психолог | |
Май | 1 | Помощь в организации отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями. | Кл. рук-ль, соцпедагог |
2 | Подведение итогов работы |
Схема занятий по коррекции эмоциональных нарушений с ЗПР:
Психотехнические приемы
Занятие 1.
Цель: знакомство детей друг с другом; формирование позитивного настроя на занятие.
Игра I. «Знакомство» с воздушными шарами
Дети располагаются в круге и поочередно бросают надувной шар друг другу, при этом называя свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть шар тому, с кем хочешь поиграть, поговорить.
Игра 2. «Угадай, кто это» Ребенок с завязанными или закрытыми глазами ощупывает других детей и называет их имена.
Игра 3. «Ворвись в круг» Группа детей образуют круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает
Отношение ребенка к занятию
Коммуникативные навыки
Эмоциональные реакции на препятствия. Предпочтения в выборе партнера. Специфические реакции (уход от игры, активное стремление быть лидером, отношение к неуспехам).
Спонтанное, естественное поведение ребенка. Проявление активности на этапе занятий. Положительный эмоциональный фон в процессе занятий.
Занятие 2.
Цель: сплочение группы, снятие напряженности, скованности
Приветствие
Разминка: дети вспоминают имена друг друга в процессе игры с мячом.
Игра 1. «Кто громче крикнет» Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор).
Игра 2. Создание коллективного рисунка.Психолог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что желает каждый, но сделать это так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается Включенность ребенка в процесс занятий Естественность поведения детей. В процессе выполнения коллективных занятий необходимо проследить, какая позиция у каждого участника коррекции: не подчиняется групповому влиянию; быстро подчиняется; стремится к лидерским позициям. Проявление выраженного интереса к занятию
Охотное включение в процесс занятий Положительный эмоциональный фон. В процессе беседы с родителями выяснить, как ребенок отзывался о занятии.
Занятие 3.
Цель: Формирование эмоциональной поддержки членов группы созданием условий для выбора и принятия коллективных решений. Формирование инициативы.
Приветствие.
Игра I. По выбору детей. Психолог предлагает детям выбрать игру из тех, которые были на прошлых занятиях, и принять коллективное решение.
Игра 2. «Испорченный телефон» Психолог выбирает ведущего, который называет первое слово и «запускает испорченный телефон».
Игра 3. «Реши задачу» Ведущий предлагает детям задачи из матриц Равена, тестов Айзенка. Дети коллективно находят правильный ответ.
Игра 4. Дети сами придумывают задачу и предлагают се группе.
Сплоченность группы при решении коллективных задач Уровень самостоятельности и активности каждого ребенка Лидерские позиции членов группы
Дети, имеющие проблемы группового взаимодействия, нуждаются в эмоциональной поддержке психолога. Активность и самостоятельность детей в процессе занятий. Проявление инициативы.
Занятие 4.
Цель: формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия.
Приветствие
Игра 1. «Моргалки» Дети разбиваются на пары. Задача — пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая. Победитель выбирает, с кем он продолжит игру.
Игра 2. «Зеркало» Ведущий изображает кого-то из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются.
Игра 3. «Все наоборот» Психолог предлагает детям разделиться на пары. Каждой паре вручаются карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок Затем дети меняются ролями Симпатии детей друг к другу (выбор пары) Способность детей конструктивно общаться Развитие навыков самоконтроля. Интерес детей к занятию. Желания группового взаимодействия. Адекватная оценка своих неуспехов.
.
Источник
Программа психолого-педагогического сопровождения детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Миронова К.С. педагог – психолог
Специальной коррекционной школы – интернат города Моздока.
Пояснительная записка.
(Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы).
Введение:
Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития.
При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — образования, обеспечивающего удовлетворение, особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.
Особые образовательные потребности детей с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).
— в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
— в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («по шаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему раз витию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
— в обеспечении непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
— в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состоянии ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного обще го тонуса и др.);
Организация взаимодействия психолога с родителями.
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. Но на практике оказывается, что родители большей частью относятся к процедуре взаимодействия с психологом и другими специалистами безразлично, игнорируя проблемы, или даже негативно. Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление до- верительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка.
Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно — развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога. На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение, хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики, развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время). Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах — практикумах.
Основные задачи и цели:
При реализации данной программы учитываются следующие общие принципы и правила коррекционно-развивающей работы с обучающимися с задержкой психического развития:
— осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку на занятиях;
— предотвращение утомления во время занятий, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средства наглядности и т.п.);
— использование методик и технологий, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности;
— постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;
— проявление во время работы с детьми особого педагогического такта.
Подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Сочетать требования с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
К основным целям деятельности специалистов школы относятся:
— диагностическая деятельность;
— консультативная деятельность;
— коррекционно-развивающая работа;
Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.
Форма организации:
Работа с детьми в малых подгруппах. На каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут.
Результаты коррекционно-развивающей работы выявляются в ходе проведения первичной,
промежуточной и
итоговой диагностик.
Условия организации коррекционно-образовательного процесса являются:
— коррекционно-развивающие занятия, продолжительностью 30 минут;
— комплексный подход и тесная взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога;
— взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение;
— оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями.
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный
Подготовительный этап программы предполагает обновление нормативно-правовой базы школы по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; обновление материально-технической базы; оформление информационных, правовых уголков; обучение молодых специалистов. Главными составляющими являются психолого-педагогические, социально-педагогические и медицинские обследования участников образовательного процесса на предмет изучения уровня актуального развития, медицинского и психологического статуса ребенка, ведущих мотивов деятельности, взаимоотношений с окружающими в процессе интегрированного обучения, разработка критериев для формирования классов интегрированного обучения. Первичный диагностический срез психолога на данном этапе проводится с целью выявления психолого — педагогического статуса. Результаты диагностик обобщаются специалистами за «круглым столом», в соответствии, с чем осуществляется планирование работы по сопровождению детей данной категории.
2. Практический
Практический этап реализации программы включает работу психолога по составленным планам индивидуальной траектории развития ребенка; активное взаимодействие школы с представителями общественности (родителями), расширение социальных связей школы; обмен опытом по данной проблеме между специалистами. Повышение компетентности педагогических кадров осуществляется через семинары-практикумы; дискуссии, деловые игры. Осуществление коррекционной работы педагогов с детьми с ОВЗ, основанной на составленных индивидуальных программ развития. Второй диагностический срез психолога с целью корректировки образовательного маршрута.
3.Заключительный
Завершение непосредственной коррекционной работы на начальном этапе обучения. Отслеживание динамики в уровне развития детей специалистами. Психодиагностическое обследование детей и родителей. Определение эффективности программы психологического сопровождения детей с ОВЗ. Определение приоритетных направлений дальнейшей работы.
Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет.
Примерный план работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья.
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, | Сроки | Ответственные |
Медицинская диагностика | ||||
Определить состояние физического и психического здоровья детей. | Выявление состояния физического и психического здоровья детей. | Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, | сентябрь | Педагог-психолог Классный руководитель |
Психолого-педагогическая диагностика | ||||
Первичная диагностика для выявления группы «риска» | Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи | Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование; | сентябрь | Классный руководитель |
Углубленная диагностика детей с ЗПР, детей-инвалидов | Получение объективных сведений об обучающемся. | Диагностирование. | сентябрь | Педагог-психолог |
Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении. | Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося | Разработка коррекционной программы | До 10.10 | Педагог-психолог |
Социально – педагогическая диагностика | ||||
Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; | Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, . | Подбор материалов для коррекционной и просветительской работы Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. | Сентябрь — октябрь | Классный руководитель Педагог-психолог Социальный педагог |
Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи (направления) деятельности | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки | |||
Психолого-педагогическая работа | |||||
Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов | Планы, программы | Проведение диагностики обучающихся 1-6 кл. С.Д.Забрамная , О.В. Боровик «практический материал для проведения псих.- пед. Обследования детей» | сентябрь | ||
Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов | Позитивная динамика развиваемых параметров | 1.Формирование групп для коррекционной работы. | В течение уч.года | ||
Диагностика межличностных отношений | Позитивная динамика развиваемых параметров | Диагностика межличностных отношений Тест «Луиза Дюсс» | Сентябрь — октябрь | ||
Диагностика межличностных отношений | Работа с родителями | Опросник «Мера заботы» | Сентябрь — октябрь | ||
Внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни | ответственные Соц.пед. Пед. психолог | «круглый стол» с участием мед. Работника, Инспектора ПДН | ноябь | ||
Развитие высших психических функций. Развитие мышления. Развитие речи Развитие эмоционально- волевой сферы | Конспект занятия по сказкотерапии Ответственные: педагог-психолог | Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения) «Скажи «Нет!» — опасным ситуациям. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов «Путешествие в сказочную страну» | ноябрь — декабрь | ||
Коррекция двигательной активности Развитие творческих способностей. Развитие воображения | Конспект занятия | «Давайте жить дружно!» Игры на развитие умения выполнять совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения. «Рисование с помощью шаблонов» — нарисовать картину с помощью шаблонов геометрических фигур; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики. | Январь-февраль |
Психолого-педагогическая работа | |||
Развитие словесной регуляции. Формирование и развитие связной речи. Развитие эмоционально- волевой сферы и компонентов личности. Развитие связной речи | План – конспект занятий по сказкотерапии (либо занятие по развитию компонентов речи) Ответственные: педагог-психолог | «Заяц — хвастун» или Я хочу быть успешным! Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. «Мир эмоций» психологическая игра для уч-ся 2 класса. | март |
Игры по развитию эмоционально- волевой сферы. Рекомендации Развитие эмоционально- волевой сферы. Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Анкетирование | План – конспект занятий | «Давайте жизнь свою любить!» Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения. | апрель |
Итоговая диагностика Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов Диагностика межличностных отношений Дифференциация предметов по цвету, форме, величине. Прилагательные – антонимы | План — программа | Проведение диагностики обучающихся 1-6 кл. С.Д.Забрамная , О.В. Боровик «практический материал для проведения псих.- пед. Обследования детей» Диагностика межличностных отношений Тест «Луиза Дюсс» «Сравнения» развивает способность сравнивать предметы и явления, активизирует словарь; «Очередь» — расположи геометрические фигуры разного цвета и разной величины от меньшего к большему; «Игра в мячи» — разложены мячи разного цвета и величины, выполняются инструкции взрослого «разложи мячи от меньшего к большему слева на право…»; | май |
Данная работа не исчерпывает всей полноты рассмотренной темы. Дальнейшее ее развитие необходимо. Необходимость коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного и среднего школьного возраста вытекает из аксеоматического положения, согласно которому период детства – важнейший в развитии человека, поэтому следует использовать его в полной мере для всестороннего развития личности ребенка.
Список использованной литературы
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: «Академия», 2000. – 160 с.
2. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения.// Вопросы психологии, 1993. № 1. – с. 47-53.
3. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития.// «Начальная школа», 1997. № 6. – с. 60-64.
4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблонова Л.В. Как помочь ребенку стать внимательнее: нейропсихологический подход к коррекции и развитию навыков программирования и контроля.// «Школа здоровья», 1996. № 1. – с. 24-26.
5. Беккер К.П., Гебельт Х. Ребенок, нуждающийся в специальном обучении.// Дефектология. – 1992. № 5. с. 43-49.
6. Битянова М.Р., Азаров