Программа школы социального развития ребенка

Лариса Дмитриева
Программа «Я и ТЫ», направленная на социально — личностное развитие детей

Программа

«Я и ТЫ»

Подготовил воспитатель

стационарного отделения

Дмитриева Лариса Ивановна

Вязьма

2016 год

Пояснительная записка

Социально – личностное развитие детей представляет одну из важных проблем, исследуемых в настоящее время, которое направлено на оптимизацию процесса социализации ребёнка в обществе, на усвоение норм и правил поведения, формирование морально-нравственных установок и ценностей личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

С приходом в центр ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

У детей ярко выражена проблема с общением (замкнутость, пассивность).

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть — развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые — ребёнок может уйти в себя и замкнуться.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться поможет программа я и ты.

Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

Актуальность

Программа построена на занятиях «круг общения».

Круг общения проводится ежедневно в начале и в конце дня. Продолжительность одного занятия 10 – 30 минут.

Ежедневные круги общения дают возможность детям выговориться и послушать других, как на вербальном, так и на эмоционально – выразительном уровне. Эта возможность целебна сама по себе. Общение (обмен энергией) является одним из важнейших базовых условий формирования эмоционального здоровья. Ребёнок не умеющий общаться накапливает отрицательную энергию и не получает необходимую для личностного развития информацию.

Сегодня у детей, взрослых общение со сверстниками требует согласования точек зрения и потому дети вынуждены проявлять некоторую изобретательность в понимании друг друга, иначе контакты быстро распадаются. При общении ребёнок ждёт от взрослого одобрения, а от сверстника ждёт способности к совместным действиям.

Важно, чтобы ребёнок умел общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого социального навыка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Для развития согласованности в общении необходимо понять другого, выразить своё отношение к происходящему. В детских контактах умение согласовывать мысли, чувства, действия делает сотрудничество устойчивым и радостным. Оно позволяет научить ребёнка конструктивным способом поведения, сделать компетентным в межличностных отношениях.

Необходимо обучать детей правильному поведению в социуме.

Социальный статус семей, из которых поступают к нам дети разный,но в большинстве случаев мы сталкиваемся с комплексом проблем:

• Трудности в общении.

• Нарушение в поведении.

• Трудности эмоционального развития.

• Трудности личностного развития.

Цель программы

• Содействовать личностному, эмоционально – волевому и интеллектуальному развитию ребёнка.

• Формировать детей социальных контактов и развивать способность

к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

• Ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений, формируя мотив общения, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе.

• Создание у детей чувства общности, а также создание в группе благоприятного психологического климата.

Задачи.

• Создать эмоциональный настрой на весь день — “задать тон”.

Развивать навыки социального поведения.

• Формировать позитивное отношение к своему «Я».

• Способность адаптироваться к окружающей среде.

• Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

Развивать коммуникативную и экспрессивную функцию речи, способность к общению со сверстниками и взрослыми.

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Развивать способность различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (мимика, жесты, пантомимика) и управлять эмоциями.

• Воспитывать интерес к окружающим людям.

Развивать чувства понимания потребности в общении.

Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты).

• Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

• Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

• Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

• Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.

• Формировать позитивное отношение к сверстникам.

Возраст участников программы от 3 до7 лет.

Продолжительность пребывания: 1-6месяцев.

Наполняемость группы-10человек.

Особенности программы:

• Формы, методы включают элементы игры, позволяющие вести коррекционную работу с детьми.

• Дети имеют возможность свободно высказывать своё мнение, учатся оценивать свою деятельность.

• Индивидуальный, дифференцированный подход к детям с учетом разного уровня развития.

• В группе формируются свои традиции.

Условия, необходимые для реализации программы.

• Помещение для занятий.

• Реквизиты для игр.

• Музыкальное сопровождение.

• Канцелярские принадлежности.

Требования для организации занятия.

• Необходимо создать непринуждённую обстановку, чтобы ребёнок не боялся, доверял. (Создание естественной или непринуждённой обстановки)

• Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребёнку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяет делиться своими проблемами. (доверительные и дружеские взаимоотношения)

• Учитывать возрастные возможности детей, опираясь на интересы ребёнка.

• Решать развивающие и воспитательные задачи в их единстве.

• Создавать необходимые условия для личностного роста.

Принципы реализации программы.

• Принцип уважения к потребностям и нуждам ребёнка.

• Принцип уважения к мнению ребёнку.

• Принцип функциональности.

• Принцип динамичности.

Личностно-ориентированное сопровождение.

• Принцип сотрудничества и доверительного взаимодействия.

• Принцип систематичности.

Предполагаемый результат

• Обеспечение успешной адаптации детей в новой группе

• В совместной деятельности на занятиях и повседневной жизни дети совершают открытие своего Я.

• Формируется способность адаптироваться к окружающей среде.

• Проявляют уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

• Проявляют эмпатию и толерантность.

• Могут выражать свои чувства и понимать чувства других.

• Чувствуют своё настроение и понимают настроение других.

• Делятся своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.

Развитие у детей творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

Развитие навыков коммуникативной культуры.

• Восстановление душевного равновесия.

сотрудничать и решать конфликтные ситуации,

• Усвоение «языка» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса.

• Оказание помощи другим детям в трудной ситуации.

Структура занятий.

• Приветствие.

Каждое занятие необходимо начинать с приветствия и заканчивать прощанием. Таким образом складывается своеобразный ритуал, который придаёт занятиям необычность, развивается сплочённость группы

• Разминка.

Игры и упражнения, направленные на активизацию эмоционального и физического состояния детей, сплочение группы.

• Основное содержание (по теме).

2 – 3 игры, задания.

• Создание проблемной ситуации по теме занятия.

Сюрпризный момент, зачитывание художественных текстов, рассказывание сказки, инсценировка.

• Дискуссия.

Индивидуальные высказывания детей. Педагог – организатор дискуссии, помогает обобщить сказанное.

• Рисование по теме (если необходимо).

• Проигрывание некоторых ситуаций.

Коррекция нарушений в сфере межличностных отношений.

• Расслабляющие упражнения.

Проводится в середине занятия или заключительной части. Использование релаксационной музыки.

• Прощание.

Структура занятий изменяется в зависимости от цели и задач, которые ставлю перед собой.

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ.

• КРУГ.

• ПЕСЕНКИ.

• КОЛОКОЛЬЧИК.

• ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ.

• МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

• ИГРЫ.

• СЛУШАНИЕ.

• ПАЛЬЧИКИ.

• КРУГ

Круг – это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди сверстников. В кругу можно играть. В кругу проходит приветствие и прощание.

• ПЕСЕНКИ.

Слова и мотив должны быть немудрёными. Например:

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Мы рады вам, мы рады вам! (2 раза)

Очень мы рады Ирочке,

Очень рады Сашеньке …

Называем каждого, сопровождая имя улыбкой,как светлеют лица: меня назвали, ко мне обратились, я здесь желанный. Иногда удовлетворение прикрыто смущение.

• КОЛОКОЛЬЧИК.

Звук колокольчика играет значительную роль на занятиях: влечёт, созывает,

завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одной

игры на другую, успокоить. При звуке колокольчика дети смотрят на человека, который его держит. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы собираем детей в круг.

• ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ.

Литературный персонаж – связующее звено на занятиях. Литературный герой задаёт вопросы, реагирует на высказывания, устраивает игры и поощряет.

• МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

Музыка помогает создавать настроение, способствует возникновению творческого состояния. Используем музыку при проведении игр, с песнями детям легче перевоплощаться, двигаться.

• СЛУШАНИЕ.

Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Слушание сочетается с другими видами деятельности.

• ПАЛЬЧИКИ.

Мелкая моторика – важное звено на занятиях.

Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Стихи, сопровождающие упражнения, — это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

• ИГРЫ.

Игры всегда включены в занятия.Они разные: с пальчиками, с загадками, сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем и прыганием.

Структура программы «Я и Ты»:

«Вот я какой»

«Я и эмоции»

«Я и моё окружение»

«Я и мой мир»

I блок

«Вот я какой»

Цель:

Помочь ребёнку понять себя.

Задачи:

1. Формировать позитивное отношение к своему «Я»

2. Помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности.

3. Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, походка).

4. Способствовать осознанию ребёнком своего имени.

Тематика занятий:

• Моё имя.

• Вот Я какой!

• Моё Я.

• Кто Я такой?

• Вот как Я умею.

• Я могу.

• Мы такие разные.

• Мои игрушки.

II блок

«Я и эмоции»

Цель:

Научить ребёнка осознано воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

Задачи:

1. Познакомить детей с языком эмоции, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты.

2. Развивать у детей эмпатию.

3. Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства мимики, пантомимики, интонации.

Тематика занятий:

• Общение и настроение.

• Путешествие на полянку весёлого настроения.

• Мы сегодня не грустим.

• Путешествие на острова Разных Настроений.

• Волшебная страна настроения.

• Мир эмоций.

• Волшебные средства понимания.

• Радуга настроений.

• Я не боюсь.

• Я удивляюсь.

• Робость.

• Хочу поделиться радостью.

III блок

«Я и моё окружение»

Цель:

Формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуации.

Задачи:

1. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

2. Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.

3. дать детям представления о мужественности и женственности.

4. Учить сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

Тематика занятий:

• Давай познакомимся.

• Мы принимаем правило.

• Маленькие рыцари и маленькие принцессы.

• Что такое хорошо и что такое плохо.

• Разные, но похожие.

• Как живёшь?

• Я и другие.

• Мы.

• Круг друзей.

• Мы играем.

• Наш дом.

IV блок

«Я и мой мир»

Цель:

Развивать чувство принадлежности к группе. Развивать уверенность в себе.

Задачи:

1. Помочь ребёнку поверить в свои силы.

2. Гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.

3. Способствовать самопознанию ребёнка.

Тематика занятий:

• Мир, в котором я хотел бы жить.

• Плохо быть одному.

• Мои добрые волшебники.

• Я в царстве любви.

• Наши мечты.

• Я в стране Вежливости.

• Мои друзья.

• Мои фантазии.

• Полезные и вредные привычки.

• Я в сказочном мире.

• Дом дружбы.

Направления программы.

• Знакомство.

• Создание положительного настроя в группе.

• Снятия напряжения и расслабление.

• Снятие агрессии.

• Преодоление застенчивости.

Социализация.

• Снижение тревожности.

• Выражение чувств.

Развивающие игры разного направления.

Развивающие нравственно – волевые личности ребёнка.

• Сказотерапия.

Источник

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михейковская средняя  школа

Ярцевского района Смоленской области

«Рассмотрено»

Руководитель  РМО

_____________/___________

ФИО

Протокол № ___
от «__» __________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________/_________

ФИО

«__»____________20___г.

Утверждена

приказом директора школы

№ _____от «__»_________20___г.

Программа социализации учащихся

Учитель: Короткая Наталья Григорьевна

2019 — 2020  учебный год

Количество часов в неделю -1ч.количество часов в год -34ч.

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте масштабных образовательных тенденций, к числу которых относятся: непрерывность образования, его значимость, как для индивида, так и для общества, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация образовательного процесса к запросам потребности личности, ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Важнейшая черта современного обучения – направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

Поэтому я считаю, что основной задачей педагогов является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе.

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Проблемы взаимодействия образования и социализации являются очень актуальными, они способствуют непрерывному поиску новых технологий социализации, адекватных постоянно изменяющейся социальной среде.

Школа выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира.

Поэтому процесс социализации школьников очень важен для рассмотрения.

Проект, посвященный социализации детей делает возможным создание

таких условий взаимодействия ребёнка с миром собственного «Я», других людей, предметным и природным миром, при которых он сможет проявлять свою индивидуальность, научится чувствовать себя уверенно, сможет защищать себя и строить безопасные отношения с людьми и миром.

Всё, что делается на уроке, в школе в целом, только в том случае будет безопасным для ребёнка, если превратить его в субъекта учебного процесса, если содержание, формы, приёмы обучения соответствуют его природным силам, потребностям, интересами, согласуются с жизненными планами, т.е. носят личностно ориентированный, индивидуальный характер. Человеку необходимо то, что даёт ему возможность чувствовать себя человеком, поэтому важно перевести изучаемые факты, явления, события в личностную сферу каждого ученика, связать с актуальными потребностями ребёнка.

В основе развивающего обучения лежит системно – деятельностный подход, данная технология в полной мере способствует формированию социальной активности ученика и его социализации. На уроках я использую системно-деятельностный подход, не только предлагая детям знания в готовом виде, но и способствуя превращению ученика в активного субъекта собственного учения.

Обучение способствует внутреннему раскрепощению, делает ребёнка внутренне свободным. Формирование способности к абстрактному мышлению, выявление связей между явлениями, умение сосредоточиться на главном – это качества, влияющие на результаты формирования у школьников готовности к реальной действительности.

На своих уроках я способствую формированию метапредметных умений и навыков, в том числе коммуникативных умений, умения работать с информацией. Не вызывает сомнений, что умение работать в паре, группе, проявлять инициативу, высказывать свои мысли, умение найти нужную информацию, усвоить её, интерпретировать, использовать для личностного развития и решения социальных задач, являются залогом успешной социализации ученика.

Большую роль в социализации школьника, на мой взгляд, играет процесс проектной деятельности. Я полагаю, что активное участие учеников в образовательном процессе предусматривает наличие положительной мотивации к обучению. В качестве таковой должны выступать именно познавательные мотивы.

А ведь что даёт нам проектная деятельность? Каждая проектная деятельность начинается с проблемной ситуации, в которой существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора новой комбинаций понятий лежит в основе мышления. Часто такая деятельность осуществляется в следующем направлении – система образов и понятий также связана с выбором способа действия, которые осуществляются путём логических рассуждений о представлении того, как будет осуществляться данное действие.

Цель данного проекта – социальное становление личности школьника на уроках изобразительного искусства, а также реализация на практике системы управления социализацией личности в условиях общеобразовательной школы.

Объект – управление процессом социализации школьников.

Предмет – система управления социализацией школьников в общеобразовательной школе.

Задача проекта – сформировать личность, которая бы отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо обозначить самые важные общественно- значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

На уроках я веду работу по формированию следующих социальных качеств:

  • Товарищество, партнерство, умение работать в группе.
  • Уважение к старшим.
  • Доброта.
  • Честность.
  • Трудолюбие.
  • Бережливость.
  • Дисциплинированность, соблюдение порядка.
  • Любознательность.
  • Любовь к прекрасному.
  • Стремление быть здоровым, соблюдать режим дня.

Гипотеза заключается в моем предположении, что если развивать данные социально значимые качества и определять уровень их развития, это поможет определить уровень социального развития школьника и способствовать его успешной социализации.

Предполагаемый результат

Данный проект нацелен на достижение следующих результатов:

  • Формирование социально значимых качеств (трудолюбие, доброта, честность, соблюдение режима дня, забота о здоровье и т.д.);
  • Воспитание любви к родному краю;
  • Вызвать интерес и толерантное отношение к культуре;
  • Воспитание трудолюбия и творчества

Эти социальные качества я стараюсь, развивались через различные формы работы в учебной деятельности, включая:

интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, ассоциации, работа в группах, проектная деятельность.

Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:

  • Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
  • Опыт в понимании других людей и другой культуры;
  • Приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью;
  • Понимание ценности каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Образовательный процесс как условие реализации концепции социализации должен отвечать требованиям:

  • вариативность и целесообразность учебных планов и программ, определяемых целями и задачами системы;
  • подвижность форм образовательного процесса и деятельности учащихся.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся

Организация воспитания и социализации учащихся на уроках изобразительного искусства осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание толерантного отношения к другой культуре, языку.

Ценности: любовь к родине, к своему народу, свобода и ответственность, толерантное отношение к языку и культуре.

2. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье. Ценности: любовь к семье, забота о старших и младших.

3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь, бережное отношение к природе, к животным, растениям

Этапы работы над проектом

  1. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.
  2. Этап реализации.
  1. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.

План реализации проекта

Направления  Мероприятия

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к другой иноязычной культуре

Организация работы учащихся индивидуально и в группах для развития коммуникативной компетенции, а также для формирования толерантного отношения к иноязычной культуре.

Использование ИКТ для успешной социализации школьников

Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе

Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»

Организация участия детей в международных, всероссийских, краевых и районных конкурсах, олимпиадах и проектах.

Дифференцированный подход, работа с одаренными детьми, мотивация к изучению предмета. Проведение викторин и конкурсов.

Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье

Направление «Человек и его семья» Моя семья – проект «Расскажи о своей семье» Семейные праздники» (рассказы и рисунки)

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Направление «Ученик и окружающий мир»

Работа в группах и индивидуально «Домашние любимцы» Дискуссия «Любите ли вы цирк?»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Направление «Ученик и его здоровье»

Формирование правильного отношения к здоровью как ценности

Работа над темами «Режим дня» и «День здоровья»

Формы проведения мероприятий

  • урочная деятельность
  • викторины
  • праздники
  • конкурсы стихов
  • исследовательская деятельность
  • диагностические исследования

Этапы педагогического проекта

Проект реализуется в несколько этапов на базе МБОУ Михейковская средняя общеобразовательная школа.

На первом этапе — изучалось состояние проблемы в теории и практики социализации учеников и возможности ее успешной реализации на уроках; была проанализирована литература, выдвинута гипотеза; определены цели и задачи.

На втором этапе был проведен самоанализ, проблемы, определены элементы содержания и направления деятельности по социализации школьников на уроках.

На практическом этапе осуществляется реализация личностно-деятельностного подходов в обучении, мотивации к изучению поликультурного мира и культуры своей страны, активируются виды деятельности направленные на формирование социально значимых качеств, таких как трудолюбие, успех в учебе, отношения в семье, отношение к окружающему миру, своему здоровью и т.д.

На этапе проверки достигнутых результатов, предполагается описание полученных результатов, корректировка образовательного процесса в связи с полученными результатами, определение дальнейших перспектив на дальнейшее изучение предмета.

Выводы

Работая над проектом по социализации школьников и воспитания и развития социально значимых качеств на своих уроках изобразительного искусства, я обратила внимание на то, что учащиеся более мотивированы к изучению, а также заинтересованы в работе над различными проектами (семья, дом, здоровье, трудолюбие, животные), которые способствуют формированию и развитию личности.

Целью образования в соответствии с новыми подходами становится непрерывное развитие личности, что способствует развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации.

Разрабатывая уроки, я учитываю необходимость воспитания толерантного отношения к другой культуре, поэтому стараюсь предлагать детям аутентичные материалы, использую ресурсы Интернета и мультимедийные презентации.

Обучая детей языку, я стараюсь предложить детям не только стандартные задания, но и дополнительную культурологическую информацию, видеоролики, диаграммы, кроссворды, работу с таблицами и схемами.

В ходе своей работы я определила базовые условия социализации школьников.

  • состояние психического здоровья детей;
  • наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
  • создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
  • построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Таким образом, социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса.

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.

  1. Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. — 2000. — № 1.
  2. Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А, Семь Я. Программа социально-личностного развития детей школьного возраста. — Ярославль, «Ремдер», 2005. — 164 с.
  1. Концепция модернизации российского образования // Вестник образования России, 2002. — № 6.
  2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках изобразительного искусства/ ИЗО в школе — № 2,3 -2000г.
  3. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. Теория и практика. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М:Творческий центр, 2004
  4. Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический план развития школы в условиях изменений: учебное пособие. – М.: НФПК, ООО «Мирал», 2005.
  1. Тотолян А. Практика для жизни: система воспитания социально активной личности . //Управление школой. 2006. №16. с.35-37.
  2. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования», Народное образование, 2003. — №2. — С.58-64.
  3. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетентностей и предметных компетентностей». Интернет- журнал «Эйдос».

Источник