Программа сенсорного развития ребенка раннего возраста

dapiy ihenko
Анализ образовательных программ по сенсорному развитию детей раннего возраста

Согласно Федеральному Государственному Образовательному стандарту, сенсорное воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие» и направлено на достижение целей развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

При обзоре образовательных программ мы рассмотрим одну из задач данной образовательной области познавательное развитие – это сенсорное развитие.

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста, а точнее 2 – 3 лет – это прежде всего, развитие восприятия ребёнка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Выполним обзор образовательных программ,которые переработаны по ФГОС ДО:

«От рождения до школы» авторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева;

«Детство» авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова;

«Радуга» авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон.

В образовательной программе «От рождения до школы» авторы ставят определенные задачи для обучения детей 2 -3 лет – это:

— обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности;

— помогать им, обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;

— побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.

— формировать умение называть свойства предметов.

— учить группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;

• — обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.

Таким образом, программа «От рождения до школы» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса сенсорного воспитания детей раннего возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

Рассмотрим содержание образовательной программы «Детство» авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова. Новая программа разработана в соответствии с ФГОС и в неё входит раннее детство, от рождения до трёх лет.В разделе представлены следующие задачи:

— Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.

— Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитииразных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

— Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.

— Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов — названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше) .

Итак, в данной программе поддерживается идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса.

В программе «Детство» чётко поставлены цели и задачи по сенсорному развитию ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

Для рассмотрения возьмем также программу «Радуга» авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон. Данная программа проводит работу, с детьми начиная с первой младшей группы (возраст 2-3 года). Авторы ставят определенные задачи перед педагогами,это:

— способствовать своевременному интеллектуальному развитию ребенка;

— создавать сменяющуюся разнообразную предметную развивающую среду, включая дидактические игрушки и предметы для развития сенсорики;

— обеспечивать условия для сенсорного развития ребенка.

Итак, задачи в программе по сенсорному воспитанию представлены в обобщенном виде, что затрудняет их восприятие и требует дополнительного изучения соответствующей методической литературы. Вместе с тем, прослеживается система в работе, взаимосвязь разных видов детской деятельности при решении поставленных задач, направленность программы на психическое развитие ребенка.

Таким образом, авторы образовательных программ в каждом возрасте ставят свои задачи перед сенсорным воспитанием, которые предусматривают усложнения, опираясь на возрастные особенности ребёнка. Ребенка, посещающего дошкольное учреждение, необходимо побуждать к таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму или цвет, зависит результат его деятельности. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности аппликации и рисовании и в играх с водой и песком.

Сенсорное воспитание, его цели и задачи, а также методическое обеспечение широко представлены и раскрыты в каждой из трёх программ. А то, как будут использовать в своей работе эти рекомендации будет зависеть от профессиональности педагогов их стремлению к качественному образовательному процессу в ДО.

Источник

Татьяна Котлярова
Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Пояснительная записка

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

Читайте также:  Ильина развитие ребенка с первого года и до шести лет

В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Теоретические обоснования, актуальность

Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, -«ранний возраст сензитивен во всем».

В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно –гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат

в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально –личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст -наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие (от лат. sensus —чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие

осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и

представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. Тихеева, Л. А. Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.

Основные принципы

•Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

•Принцип системности коррекционных и развивающих задач.

•Принцип единства диагностики и коррекции.

•Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

•Принцип блочного подхода –позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации

Направления программы

Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно — перцептивных процессов.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение,воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и

приемов, формирование представлений об окружающем мире.

Организационно-методическая деятельность по реализации программы

Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.

Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.

Читайте также:  Консультация режим дня его значение в жизни и развитии ребенка

Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.

Создание условий для кружковой деятельности.

Объекты программы

•Дети 2-3лет.

•Семьи детей посещающих детский сад.

•Педагогический персонал детского сада.

Методы:

•Игровой метод (дидактические игры).

•Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

•Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

•групповая;

•подгрупповая;

•индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы

•Учет интересов и способностей детей.

•Желание родителей.

•Добровольное участие.

•Учет психофизических особенностей детей.

Продолжительность реализации программы:

Данный курс состоит из 34 занятий по 10 –12 минут каждое. Занятия проводятся 1раза в неделю.

Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения.

Методики для диагностики результативности реализации программы

•Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни Волосовой Е. Б.

•Методика Г. В. Бурменской,

Цель программы

Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств.

Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.

Задачи программы

— Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.

— Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.

Задачи обучения

-Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.

-Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук,

мелкой моторики, координации движений.

-Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

-Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».

-Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.

-Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.

-Дать представления о чередовании предметов по форме.

Предполагаемый результат

-Дети различают и называют некоторые цвета спектра –красный, зеленый, синий, желтый.

-Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).

-Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).

-Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

-Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке

Источник

Елена Крупцева
Образовательная программа по сенсорному развитию «Разноцветный мир» для детей младшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательная школа»

(Дошкольное образование)

Дополнительная образовательная программа

по сенсорике «Разноцветный мир»

с детьми младшего дошкольного возраста

Составила: воспитатель Крупцева Е. Л.

с. Зырянское 2015г.

Пояснительная записка

Настоящая программа описывает курс подготовки по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста 2-4 лет (первая младшая группа, вторая младшая группа)

Актуальность: сенсорное воспитание – это развитие восприятие ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др.значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т д.

Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

• Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).

• Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

Методы и приемы проведения занятий

• Занятие проходит в непринужденной обстановке.

• Во время проведения занятия организуется показ, словесное объяснение, инструктаж.

При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем.

Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению.Объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка с зпр воспитателя

Формы организации деятельности:

• групповая;

• подгрупповая;

• индивидуальная.

Основные принципы программы:

Принцип занимательности — используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны — позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности — заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

Принцип сотрудничества — позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).

Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:

— является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

развивает наблюдательность;

— готовит к реальной жизни;

— позитивно влияет на эстетическое чувство;

— является основой для развития воображения;

развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

— влияет на расширение словарного запаса ребенка;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира, начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Материально-техническое обеспечение

— Игровые наборы: мозаика, пирамидки, кубики, паззлы и т. д.

— Канцелярские материалы

— Детские музыкальные инструменты

— Бросовый материал

— Наборы геометрических фигур и форм

— Игрушки разной величины и разные по качеству

— Рамки вкладыши

Программа предполагает проведение одного занятия в две недели во второй половине дня. Продолжительность занятия 10 минут в первой младшей группе, 15 минут во второй младшей группе. Общее количество учебных занятий в год – 16.

Основными методами отслеживания успешности овладения воспитанниками содержания программы является наблюдение и беседа.

Основной формой подведения итогов реализации программы является выставка детских работ.

Педагогический анализ знаний и умений (диагностика)проводится 2 раза в год: вводная – в сентябре, итоговая – в мае. Диагностика знаний,умений и навыков оценивается по следующим уровням: высокий, средний, низкий.

Содержание программы

Содержание программы включает такие разделы,как:

• Цветовое восприятие

• Знакомство с геометрическими фигурами

• Величина и количество

Развитие речи, мышления

Работа с родителями

1.Консультации на темы:

• «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»;

• «Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей»;

«Дидактические игры по сенсорике».

2. Выставка дидактического материала.

3. Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье.

4. Показ открытых мероприятий;

5. Индивидуальные беседы;

Работа с воспитателями

Консультации на темы:

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»;

• Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье;

• Мастер – класс по изготовлению дидактического материала для развития сенсорики «Игры своими руками».

Выставка дидактического материала.

Показ открытых мероприятий

Список литературы

1. -Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М.: «Просвещение», 1988;

2. -Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»

3. Сост. Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» — Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду»

4. Пилюгина Є.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. — Москва,1983.

5. “Занятия с малышами в детском саду” (Модель воспитания детей раннего возраста). – М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2002 г.

6. “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) материалы московского городского конкурса 2001 – 2002. – М. 2002 г.

7. “Развитие” программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений (младшая группа). – М. 2000 г.

8. Урунтаева Г. А. “Психология дошкольника” (хрестоматия). М. 2000 г.

9. Васильева М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. “Методические рекомендации” программе воспитания и обучения в детском саду). М. 2005 г.

Источник