Программа речевого развития ребенка с нарушением зрения
Индивидуальная программа для воспитанника старшей группы Алеши П. на 2014-2015 учебный год.
Линии развития. Задачи | Игры и упражнения |
Социально-личностное развитие 1.Формирование адекватного взаимодействия с педагогами и детьми. 2.Учить адекватно реагировать на присутствие сверстника и его действия. | Узнай по голосу,кто позвал Угадай товарища наощупь Играем в паре |
Познавательно-речевое развитие 1.Формирование представлений о самом себе. 2.Воспитывать уважительное отношение к сверстникам. 3.Развивать произвольное внимание и память. | Назови фамилию,имя, отчество Составь свой словесный портрет Лото Домино Найди отличия Слушай и выполняй команду Найди пару |
Физическое развитие 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2.Развивать тактильную чувствительность рук. 3.Развивать зрительно-двигательную координацию. | Чудесный мешочек Разложи отдельно все деревянные, металлические, пластмассовые предметы Дорису половину предмета Лабиринт Путаница |
Ведущая деятельность 1.Учить наблюдать за предметно-бытовыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражать его действиям. | Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Зоопарк», «Правила движения на улице» |
Продуктивная деятельность 1.Формировать интерес к рисованию, лепке, аппликации, конструированию. 2.Учить проводить прямые и замкнутые линии. 3.Учить штриховать, соединять по точкам. 4.Учить лепить по образцу. | По плану воспитателей индивидуальное сопровождение на занятиях. Работа в индивидуальной тетради «Послушный карандаш» Обводка по контуру на приборе «Светлячок» Лепка, работа с ножницами |
Коррекционные задачи | Игры и упражнения |
Зрительное восприятие Цвет 1.Учить отличать основные оттенки цветов. 2.Узнавать и называть цвет реальных предметов в окружающем мире. | Подбери по цвету и оттенкам Разложи от светлого к темному Что в рисунке неправильно (цвет) Собери цветной узор |
Форма 1.Учить различать и называть геометрические фигуры и объемные геом. тела. 2.Учить соотносить формы предметов с геометрическим эталоном. | Назови фигуру, геом. тело Какой предмет похож на круг, квадрат Найди в группе круглые предметы. овальные, треугольные и т.д. Найди предмет такой же формы |
Величина 1.Упражнять в различении величины окружающих предметов. 2.Упражнять в обозначении в речи величины предметов. 3.Упражнять в выстраивании предметного ряда в возрастающем и убывающем порядке. | Найди высокие, широкие, узкие, низкие предметы Сравни 2 дома по высоте, ширине, длине Расставь матрешек по величине |
Восприятие изображений 1.Учить видеть расположение предметов на картине; называть предмет, расположенный ближе, дальше. 2.Учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности. | Что находится за вазой? Что на картинке ближе, что дальше? Раскрась собаку и кошку так, чтобы они стояли по разные стороны забора. |
Восприятие сложных форм 1.Находить по части предмета целый, составлять из частей целое. | Составь из частей целое Сложи кубики Дорисуй предмет |
Внимание, память 1.Учить находить различие и сходство в объектах, картинках. 2.Упражнять в запоминании и расположении предметов. 3.Упражнять в нахождении изменений в ряду предметов. | Чем похожи и чем отличаются предметы? Что изменилось? Четвертый лишний Продолжи ряд |
Ориентированность в окружающем 1.Упражнять в обобщении и классификации предметов. | Назови одним словом Разложи карточки по группам |
Ориентировка в пространстве 1.Упражнять в ориентировке в микроплоскости (на листе бумаги) 2.Учить ориентироваться по картинке-плану. 3.Учить моделировать пространственные отношения из строительного материала. | Нарисуй в верхнем правом углу яблоко, в нижнем левом углу огурец и т.д. Разложи квадраты слева направо, снизу вверх и т.д. Расположи предметы как на схеме Нарисуй схему по словесному описанию |
Линии развития. Задачи | Игры и упражнения |
Социально-личностное развитие | |
ГБОУ СОШ №1460 (дошкольное отделение)
Тема выступления на семинаре:
« Взаимодействие специалистов ДОУ как фактор повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением зрения».
Коррекция — система медико-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков в психофизическом развитии. Под коррекцией понимается как исправление отдельных дефектов (зрения), так и целостное влияние на личность ребенка в целях его обучения, воспитания и развития.
Говоря о взаимодействии специалистов ДОУ, мы должны рассмотреть совместную деятельность врача-офтальмолога, медсестры-ортоптистки, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре.
В ДОУ для детей с нарушением зрения вся коррекционно-педагогическая работа тесно связана с лечебно-восстановительной работой.
Взаимодействие специалистов осуществляется в следующих направлениях:
1.Диагностическая работа обеспечивает
-изучение документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт);
— подготовка детей к проведению офтальмологического обследования (ознакомление с элементами таблиц для определения зрения) и формирования у них осознанного отношения к лечебному процессу;
-комплексное психолого-медико-педагогическое обследование предполагает:
1)уточнение офтальмологического диагноза (врач-офтальмолог)
2)выявление уровня развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития осязания и мелкой моторики (учитель-дефектолог)
3)формулировка логопедического заключения (учитель-логопед)
4)выявлнение уровня общего развития и индивидуальных особенностей дошкольников (психолог, воспитатель)
5)диагностика физического развития (воспитатель по физической культуре)
Диагностическая работа включает:
-раннюю (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
-комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника, выявление его резервных возможностей;
-изучение эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей;
-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка.
2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением зрения в условиях ДОУ. От качества коррекционной работы, тесного сотрудничества специалистов зависит продуктивность лечебно-восстановительной и коррекции познавательной сферы и развития личности. Систематическая коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях: организация специальных коррекционных занятий, включение коррекционных игр и упражнений в совместную (режимные моменты) и непосредственно образовательную деятельность.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-составление индивидуальных программ развития;
-комплектование подгрупп для занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии;
-организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
-коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой сферы и коррекцию поведения.
Формами взаимодействия специалистов в ДОУ являются :
-сопровождение занятий
-совместное тематическое планирование (разработка перспективного плана коррекционно-развивающей работы, который соответствует тематическому плану воспитательно-образовательной работе)
-определение взаимосвязи «Содержание коррекционной работы» с другими компонентами основной общеобразовательной программы ДОУ
-рекомендации специалистов, позволяющие обеспечивать коррекционную направленность педагогического процесса (тетрадь взаимодействия специалистов)
-выстраивание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения через деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ и составление в случае необходимости индивидуальной коррекционной программы развития ребенка
-совместное проведение занятий, досугов
-обсуждение процесса и результатов коррекционной работы
-корректировка программ индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
Организация образовательного процесса в ДОУ строится с учетом особенностей нарушения зрения детей. Врачом –офтальмологом назначаются зрительные нагрузки, которые регулируют характер используемых учебно-наглядных пособий (цвет, размер, форма) и особенность их расположения (вертикальная, горизонтальная плоскость,удаленность),время, продолжительность и количество занятий со зрительной нагрузкой в день, виды упражнений для активизации и стимуляции зрительных функций. Эти сведения учитель-дефектолог доводит до воспитателя (тетрадь взаимодействия, консультирование), дает рекомендации учителю-логопеду (размер пособий, размещение), воспитателю по физической культуре (ограничения в движениях) и музыкальному руководителю (посадка детей с учетом особенностей зрения, оклюдор)
Врач-офтальмолог назначает лечебные процедуры и совместно с медсестрой-ортоптисткой осуществляет поэтапное лечение амблиопии и косоглазия. Выделяют 3 этапа-плеоптика, ортоптика и стереоптика.
Плеоптика:
-повышение остаточного зрения
-развитие монокулярного зрения (окклюзия, лечение на аппаратах, амблиотренер,компьютерное лечение)
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) осуществляет подготовку детей к аппаратному лечению (обучение слиянию изображений, совмещению изображений). В этот период включает игры и упражнения, направленные на повышение зрения амблиопичного глаза –обводка по контуру, через кальку, мозаика, нанизывание бус, задания на выделение цвета, формы, величины предметов.
Ортоптика:
На этом этапе лечения офтальмолог осуществляет
-удаление угла косоглазия (лечение на аппаратах, хирургическое вмешательство)
-развитие плоскостного бинокулярного зрения (лечение на аппарате «Синоптофор»)
Цель заключается в восстановлении фузионной способности и развитии бинокулярного зрения. Учитель-дефектолог учит накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.
Стереоптика:
-расширение полей зрения (на аппаратах)
-выработка стереоскопического зрения (на аппаратах)
На этом этапе проводятся игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояние между ними («Распредели игрушки по величине», «Прокати мяч в ворота», «Набрось кольцо»).
Специальные коррекционные упражнения проводятся на занятиях у специалистов, воспитателей, а также в свободной деятельности и в проводимой воспитателями индивидуальной работе (по рекомендациям учителя-дефектолога).
В конце года проводится диагностика всеми специалистами уровня общего и речевого развития, зрительного восприятия (количествено-качественный анализ и оценка результативности работы). Врач-офтальмолог определяет динамику развития зрения и назначение курса дальнейшего лечения. Выпускникам даются рекомендации по рациональному размещению ребенка в классе, соблюдением режима очковой коррекции.
3.Консультативная работа включает в себя консультирование специалистами:
-выработку совместных рекомендаций(устранение речевых нарушений, рекомендаций по охране зрения, коррекция поведения)
-отслеживание динамики развития детей и планирование дальнейшей коррекционной работы
-консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с воспитанниками
4.Работа с семьей- направлена на разъяснительную деятельность и помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с нарушением зрения. Только совместными усилиями можно добиться хорощих результатов в воспитании, обучении и коррекции зрительных функций. По мере необходимости (запросу) родители могут встретиться с любым специалистом и вместе с ним разрешить возникшие проблемы, получив ответы на волнующие вопросы.
Формы работы с семьей:
-индивидуальное консультирование
-анкетирование
-информационные стенды
-печатные материалы
-родительские собрания( где родители знакомятся с особенностями психофизического развития детей, получают информацию о проводимых всеми специалистами коррекционных занятий)
-дни «открытых дверей»
-просмотр родителями открытых занятий
-обучение родителей использованию практических способов и приемов воспитания и обучения детей
-рекомендации родителям коррекционных игр и упражнений для занятий дома
Итог: только благодаря совместным усилиям всех специалистов ДОУ и семьи можно добиться положительных результатов в коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работе, после которой ребенок сможет максимально адаптироваться в окружающем мире в своей дальнейшей жизни.
Используемая литература.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) / Под редакцией Л.И. Плаксиной. М., 2003.
- Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. М., 1978.
- Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 2006.
- Екжанова Е.А., Е.А. Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., Просвещение, 2005.
- Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеоптоортоптическому лечению. М., 2009.
- Незнамова Н.Г. Я и мое зрение.
- Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М., 1998.
- Рудакова Л.В. Развитие зрительного восприятия и ознакомление с окружающим миром.
Подготовила: учитель-дефектолог
Мунасипова Алсу Раисовна
Февраль
Тема «Мебель» (1-2 неделя)
-Учить выделять в ближайшем окружении предметы мебели: стул, стол, кровать, диван, шкаф.
-Формировать представления о назначении мебели.
-Приучать раскладывать книги, игрушки, посуду, одежду в соответствующие предметы мебели (книжная полка и т.д.)
-Развивать умение устанавливать различия мебели по величине, структуре материала (большой-маленький, твердый- маленький).
-Учить детей находить в групповой комнате свое место за столом, свою кровать в спальне, свой шкаф. Дать представление о назначении кукольной мебели в игровом уголке.
Тема СБО «Посуда» (3-4 неделя)
-Учить детей узнавать, называть, выделять среди множества объектов окружающего мира предметы посуды. Формировать обобщающее понятие «посуда».
-Развивать умение подбирать предметную картинку к натуральному предмету посуды.
-Формировать умение практическим способом находить большие и маленькие предметы среди посуды, подбирать пару по величине, цвету.
-Подключать мануальные действия к описательной речи ребенка.
-Учить выполнять элементарные действия с посудой.
Развитие зрительного восприятия
-Учить заполнять прорези с изображением геометрических фигур соответствующими фигурами по размеру, цвету.
-Учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький, группировать предметы по одному из сенсорных признаков (форме, величине, цвету).
-Обучать детей способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус.
-Активизировать и стимулировать зрительные функции (движения глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации).
Развитие ориентировки в пространстве
-Учить определять с помощью зрения и осязания и показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа бумаги (по инструкциям педагога).
-Побуждать использовать пространственные обозначения в речи.
-Учить брать предметы правой (левой) рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и внизу, посередине.
Развитие осязания и мелкой моторики.
-Учить сортировать мелкие предметы по форме, величине и материалу.
-Учить узнавать и называть наощупь плоскостные и объемные геометрические формы.
Источник
Светлана Шурыгина
Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением зрения
Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением зрения. Комплексное воздействие на развитие речи дошкольников с нарушение зрения.
Коррекционной логопедической работе предшествует углубленное обследование детей учителем – логопедом, которое устанавливает степень сложности первичных и вторичных отклонений, требующих индивидуального подхода к каждому ребенку.
Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести: общее недоразвитие речи, фонетико – фонематическое недоразвитие речи, фонетическое недоразвитие речи, заикание.
Ведущая роль в работе принадлежит тифлопедагогу. После согласования с тифлопедагогом и воспитателями плана обучения занятия по развитию речи проводятся логопедом. Тифлопедагог обогащает зрительный сенсорный опыт и по рекомендации логопеда активизирует речевую деятельность детей, расширяет их словарь. Речевые нарушения проявляются в отсутствии или при искажениях звуков.
Специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия определены степенью выраженности речевого нарушения, зрительного диагноза, возрастными, психическими, двигательными, интеллектуальными возможностями дошкольников, а также медико – эргономическими установками офтальмологической службы.
В результате проводимой коррекционно – логопедической работы удается устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления у дошкольников и устно – речевую базу для овладения элементами грамоты.
Коррекционная логопедическая работа с детьми с амблиопией и косоглазием осуществляется в специальном ДОУ на фоне специального лечения, которое носит комплексный плеопто – ортопто – хирурго – диплопто – стереоскопический характер. Учитель – логопед должен знать этапы лечения, на которых находятся дети, и строить коррекционную логопедическую работу с учетом решаемых врачом – офтальмологом задач.
Плеоптические упражнения направлены на повышение зрения амблиопичного глаза. Наиболее эффективным методом является прямая окклюзия. При выключении из акта зрения хорошо видящего глаза вся зрительная нагрузка падает на амблиопичный глаз, который вынужден раскрывать все свои возможности. Это позволяет добиться либо одинаковой остроты зрения обоих глаз и перехода монолатерального косоглазия в альтернирующее, либо повышение остроты зрения амблиопичного глаза до 0,3 – 0,4, что дает возможность для совместной работы обоих глаз.
В этот период рекомендуются следующие игры и упражнения:
обводка через кальку контурных изображений;
нанизывание бус;
сличение изображений;
классификация предметов;
игры – лабиринты;
использование электрифицированных игрушек;
составление разрезанного на части изображения.
Ортоптические упражнения направлены на развитие бинокулярного зрения. Их цель восстановление способности к слиянию двух изображений в одно и проводятся на синотипных аппаратах в зависимости от остроты и характера зрения и возраста детей. В данный период рекомендуются:
составление разрезанного на части изображения;
выделение из фона замаскированного объекта;
опознание изображения по какой – либо отдельной части;
опознание перевёрнутых, зашумленных изображений.
Комплекс плеопто – ортоптических упражнений, проводимый в предоперационный период, имеет целью повышение остроты зрения косящего глаза, обеспечение устойчивой зрительной фиксации, развитие подвижности глаз, перевод монолатерального косоглазия в альтернирующее.
Послеоперационный этап направлен на восстановление и развитие бинокулярного зрения и содержит те же мероприятия, что и дооперационный. На этом этапе широко применяется метод лечения косоглазия — диплоптика – комплекс мероприятий, нацеленных на устранение подавления зрительных впечатлений косящего глаза в естественных условиях и восстановление фиксации предмета двумя глазами.
Стереоптические упражнения применяются, когда восстановилось симметричное положение глаз и бинокулярное зрение. Такие упражнения позволяют добиваться нормального глубинного зрения и тем самым закреплять результаты лечения косоглазия, развивают видение (окраска, распределение светотени, пересечение контуров).
В этот период рекомендованы игры и упражнения на оценку глубины пространства(«Бадминтон», «Настольный теннис», «Дорожки»).
Для всех используемых на логопедических занятиях игр словарный материал подбирается с учетом нарушений речи дошкольников и этапов коррекционной работы (подготовительные упражнения: постановка, автоматизация, дифференциация звуков, работа над лексико – грамматическими компонентами речи). Например, предлагая детям дорисовать предмет по точкам, обвести по контуру или сложить целое из частей, логопед выбирает объект с названием, содержащем звуки, над которыми ведется работа; предлагая детям «цветную прогулку», учитель – логопед одним детям дает задание найти в кабинете желтые и голубые по цвету игрушки (для автоматизации звука Л, другим — красные или розовые (для автоматизации звука Р). Для развития слухового внимания и фонематического слуха в стереоскопический период можно провести игру «Ударь столько раз – сколько слогов услышал».
Обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз по 3 – 5 минут в течение дня в процессе бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиям, во время них и между ними. После зрительной работы на логопедическом занятии (рассматривание предметов, изображенных на картинках объектов, штриховании предметов) также необходима зрительная гимнастика. Для зрительной гимнастики рекомендуются упражнения – движения глаза (голова неподвижна):
вправо – влево;
вверх – вниз;
далеко – близко (удалять и приближать предмет);
по кругу – слева направо;
по диагонали – сверху вниз.
Предмет должен быть крупным, ярким. Для зрительной гимнастики демонстрируется в медленном темпе, чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей, чтобы ребенок до конца проследил его движение.
Комплексное воздействие на развитие речи дошкольников
с нарушение зрения.
Формирование связной речи у детей с амблиопией и косоглазием – сложный процесс, требующий целенаправленного, систематического коррекционно – логопедического воздействия. Трудности обучения детей с нарушением зрения инициативной связной речи обусловлены рядом причин:
• недостаточным использованием сохранных анализаторов детьми с частичным зрительным дефектом;
• обедненностью предметных представлений, свойственной всем дошкольникам с особенностями в развитии;
• недоразвитием чувственной основы становления речи.
Успешность речевого развития детей зависит от содержания работы ДОУ как целостного образовательного учреждения, от интеграции в единое целое специалистов разного профиля. Формирование и активизация инициативной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием осуществляется путем комплексного многостороннего воздействия силами тифлопедагога, учителя – логопеда, психолога, воспитателей, родителей, при ведущем значении тифлопедагога.
Учитывая несоответствие между словесными и чувственными связями у детей с нарушением зрения, тифлопедагогика придает большое значение словарной работе. Деятельность тифлопедагога направлена на формирование предметных представлений и развитие номинативной функции слова, вербализацию сенсорного опыта, активизацию предметной соотнесенности слова и образа.
Задача учителя – логопеда состоит в обогащении словаря через введение новых лексических единиц, овладении навыками словоизменения и словообразования, активизация речевой деятельности, формировании специальных речевых умений и навыков, подготовке детей к практическому усвоению грамматических признаков слов.
Работа над обиходно – бытовым словарем и закреплением речевых умений и навыков на занятиях, игровой деятельности, общении ведется воспитателями и родителями.
Руководство коррекционной работой по формированию инициативной речи детей осуществляется логопедом. Он обучает дошкольников правилам построения текстовых высказываний, формирует коммуникативные умения, знакомит детей с моделью описания единичных предметов, активизирует речевую деятельность детей по описанию наглядно воспринимаемого материала.
Тифлопедагог и воспитатели специально организуют игровую и практическую деятельность детей с целью обогащения сенсорного опыта дошкольников с нарушениями зрения и активизации их общения.
Следует отметить, что дети с нарушением зрения недостаточно используют сохранные анализаторы. Поэтому тифлопедагоги проводят специальную работу, регулирующую деятельность дошкольников по исследованию свойств предметов.
Тифлопедагогу принадлежит ведущая роль в ознакомлении детей с сюжетной картинкой: формирование ориентировки в наглядно – представленной ситуации, конкретизация сенсорного опыта дошкольников и актуализация опорных знаний.
Система работы предполагает определенную этапность и последовательность подачи материала, не перегружает детей с нарушениями зрения. При целенаправленном обучении на занятиях по развитию речи в специальном ДОУ речь детей с нарушением зрения становится наполненной конкретным содержанием, описательные рассказы приобретают конкретно – образный характер. Это служит доказательством эффективности комплексной коррекционно – логопедической работы, которая занимает существенное место в системе коррекционно — обучающего воздействия на ребенка с нарушением зрения.
Коррекционно – логопедическая работа, включающая развитие связной речи, имеет два направления:
Формирование базы для речевой деятельности: коррекция и обогащение сенсогного опыта детей, специальная организация их практической и игровой деятельности, активизация общения, развитие и активизация познавательной деятельности, коррекция представлений о предметном и социальном окружении.
Самостоятельная речевая деятельность: коррекция и обогащение словарного запаса, специальное формирование речевых умений и навыков, механизмов речи.
В содержание подготовительной работы входит ряд развивающих речевых игр и упражнений направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка.
Источник