Программа развития творческой одаренности ребенка дошкольного возраста

Теоретическая основа.
В дошкольном возрасте проявляется специальная одаренность, признаками которой являются особые способности к определенному виду деятельности. Как правило, способности делятся на общие и специальные.
Общие способности: наблюдательность, творческое воображение, хорошая память важны для многих видов деятельности. Специальные способности играют важную роль в конкретных видах деятельности: музыкальной, художественной, литературной.
Общие способности образуют две группы: познавательные и практические.
Ведущее место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных частей и ситуаций. К таким способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные способности связаны с восприятием ребенком предметов и их признаков. Они составляют основу умственного развития малыша. Сенсорные способности формируются с 3-4-х лет. Дети знакомятся с разновидностями каждого признака и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах, феноменах родного языка, эталонах геометрических форм.
Основой развития интеллектуальных способностей является не только уровень и глубина интеллекта ребенка, но и его своеобразие. Характерной чертой детей со значительными интеллектуальными способностями является их чрезвычайная познавательная активность — повышенная потребность в новых впечатлениях, в умственной нагрузке.
Важную роль в жизни человека играют способности к практической деятельности. К этой категории относятся организаторские и конструктивно — технические способности.
Организаторские способности дошкольников особенно ярко проявляются и интенсивно развиваются во время игровой деятельности. Дети с такими способностями чаще других выступают инициаторами игр, помогают найти каждому роль, наблюдательны, практичны, коммуникабельны.
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития конструктивно — технических способностей. К ним относятся пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и частями согласно плану, схеме, описанию. Детское конструирование — это процесс создания конструкций, в которых предполагается взаимное расположение частей и элементов, способы их сочетания.
Дошкольное детство создает благоприятные условия для формирования специальных способностей. Очень рано начинают развиваться музыкальные способности, которые являются достаточно многогранными. К ним относятся способности воспринимать музыку, чувствовать выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, оценивать красивое в музыке и движении, ритмичную выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможностей этого возраста. Особого внимания заслуживает способность детей выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку.
В дошкольных учреждениях для воспитания одаренных детей необходимо использовать индивидуальные программы с учетом особенностей детей, их наклонностей и интересов. Эти программы должны отражать междисциплинарный, развивающий характер обучения, главные идеи познания, а не совокупность конкретных фактов; способствовать развитию различных типов мышления, исследовательских умений, навыков самоорганизованности; совершенствовать средства общения и взаимодействия с людьми.
Именно поэтому возникла необходимость создания программы для работы с одаренными дошкольниками, которая предусматривает работу с детьми, педагогами учреждения и родителями детей.
Цель развивающей-коррекционной программы:
— развитие творческих и интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
— создание у дошкольников положительного эмоционального настроя и умения освобождаться от напряжения, скованности;
— обучение коммуникативному и невербальному поведению.
Задачи:
Создать положительный эмоциональный настрой.
Формировать у детей навыки эффективного общения.
Усовершенствовать зрительную, слуховую, тактильную память, мышление, сосредоточенность и концентрацию внимания.
Развивать творческие способности и воображение.
class=»eliadunit»>
Обучать приемам саморелаксации, снятие психомышечного напряжения.
Технология реализации:
1. Диагностика одаренности осуществляется в три этапа:
1.1. Анкетирование воспитателей старших групп.
1.2. Анкетирование родителей.
1.3. Диагностика развития зрительной и слуховой памяти, мышления, внимания дошкольников, методика «Творческая оригинальность» по Симановскому А. Е.
2. Проведение коррекционно — развивающих занятий.
3. Повторная диагностика после проведения занятий.
Участники: программа разработана для детей 5-6 лет, занятия следует проводить один раз в неделю, в индивидуальной или групповой форме, оптимальное количество — 8 детей.
Общее время: количество занятий — 10, продолжительность — 30 минут.
Формы работы: коррекционно — развивающие занятия состоят из упражнений и игр (метод игровой коррекции ролевой игры: психогимнастика, песочная терапия, арт-терапия: рисование; музыкотерапия; творческие рассказы).
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Источник
ПРОГРАММА
для развития одаренных детей в художественно-эстетическом направлении «Радуга»
(дошкольный возраст)
Характеристика проблемы
Реформы, произошедшие к отечественной системе образования за последнее десятилетие, направленность на гуманистические личностно-ориентированные развивающие образовательные технологии, компетентный подход изменил отношения к воспитанникам, проявляющим неординарные способности. В педагогике довольно часто по отношению к этим детям употребляется термин «одаренные». Требуют внимания и дети, имеющие высокую мотивацию к постижению знаний. Все это явилось весомым основанием для создания в России федеральной целевой программы «Дети России», одной из подпрограмм которой является проект «Одаренные дети». Целью его является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Организация работы по обучению и развитию одаренных детей, учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, потребовала от нас предварительного ответа на следующие вопросы:
-С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
-В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
-Какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.
Пояснительная записка.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость” следующим образом: «То же, что талантливый…”. А уж талантливый — «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В современном мире приоритетным считается формирование общей человеческой ценности. Дети должны знать, любить и понимать историю, природу, культуру своей страны и своей малой родины –Поволжья. В этом большую роль играет эстетическое воспитание детей.
В эстетическом воспитании центральной задачей является формирование у детей способности самовыражения чувств через рисунок, лепку, изготовление аппликаций. Когда ребенок самостоятельно, но под руководством старшего, что-то делает сам, то он превращается в маленького художника, который пытается выражать свои чувства – восхищение, уважение, любовь к тому, что видит, с чем соприкасается. А видит ребенок свою семью, свой город, свой детский сад, своих друзей, он учится быть добрым, внимательным, заботливым. Актуальность программы заключается в формировании развитии творческих и созидательных способностей детей. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания своего образа понимания мира. Дети любят все красивое, они на чувственной основе воспринимают мир. Занятия в кружке способствуют этому развитию, рождению в каждом ребенке художника. Ребенок — художник от природы, ему нужно только помочь, подтолкнуть к созданию образа.
Познание мира у ребенка начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образа восприятия, являются результатом их переработки. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Полноценное умственное развитие ребенка в значительной мере зависит от его сенсорного движения.
Через рисунок, лепку, аппликацию ребенок не только выражает свои чувства к внешнему миру, но и познает его, таким образом, учится любить мир, в котором живет.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Одаренные дети:
-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Для работы по программе «Радуга» мы отобрали одаренных детей по категории:
-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли дополнительного образования;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;
Формы работы с одаренными детьми:
-групповые занятия с одаренными детьми;
-конкурсы, викторины , интеллектуальные игры, спортивные игры;
-работа по индивидуальным планам;
-исследовательская деятельность.
Цель программы:
-создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи:
Научить детей видеть красоту окружающего мира.
Научить детей выражать свои чувства через творчество.
Научить детей рисовать, изготавливать предметы путем лепки, изготовления аппликации.
Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.
Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые предметы могут быть разного цвета.
Развить композиционные умения – начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с основным сочетанием предметов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
Формирование элементов самостоятельной деятельности
Развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности
Формирование положительного отношения к себе, человеку
Основные направления реализации программы
-Выявление одаренных детей;
-Создание банка данных «Одаренные дети»;
-Разработка индивидуальных форм работы;
-Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий;
-Использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
-Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.
-Включение детей в проектную деятельность .
Организация воспитательной работы в рамках программы:
-Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
-Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
-Формирование высокой речевой культуры;
-Пропаганда здорового образа жизни;
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
Принцип возрастания роли дополнительного образования;
-Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
-Принцип гуманизма и демократизма.
Предполагаемые результаты:
-увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
-повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;
-положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня
Реализация программы предусматривает 1 учебный год: старшей группы детского сада. В календарно-тематическом планировании представлены 36 занятий в год, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25 мин
.
Календарно-тематическое планирование к программе
«Радуга»
№
Тема
Содержание
Итоговое мероприятие
Срок
1
«Букет цветов»
цвет в рисунке, цветовой спектр, колорит, упражнение по смешиванию красок, классификация цветов и оттенков, теплая и холодная гамма цветов, хроматические и ахроматические цвета.
Составление декоративного панно (коллективная работа)
сентябрь
2
«Золотая осень»
Знакомство с жанрами живописи: пейзаж, путешествие в мир искусства: осенний пейзаж, рисование гуашью веток с осенними листьями, осеннего парка, леса.
Составление декоративного панно «Золотая осень» (коллективная работа)
сентябрь
3
«Орнамент»
Ритм и композиция рисунка, упражнение по составлению орнамента, упражнения на ритмические сочетания, колорит орнамента, упражнения на применение элементов ритма в орнаменте и росписи.
Украшение рамки для рисунка или коробочки для занятий, тарелочки.
сентябрь
4
«Мама»
Знакомство с жанрами живописи: портрет, передача характера человека, физиологических особенностей, профессии, закрепление навыков при передаче пропорций лица, форме глаз, носа, губ, ушей, прически.
Выставка детских работ «Мама» (ко Дню Матери)
сентябрь
5
«Подарки для друзей»
Свободное творчество
Составление подарочных альбомов ко Дню рождения.
октябрь
6
«Картина»
Работа с цветными карандашами, восковыми карандашами, правила работы карандашом, передача формы и цвета предметов штриховкой.
Раскрашивание картины.
октябрь
7
«Коврик из опавших листьев».
Закрепить умение пользоваться техникой штамповки
Работа на выставку
октябрь
8
«Натюрморт»
Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, рисование натюрмортов из овощей и фруктов, из предметов быта, рисование отдельных овощей и фруктов, предметов быта.
Коллективная работа «Скатерть-самобранка».
октябрь
9
«Зимняя улица», «Первый снег»
2 занятия
Знакомство с жанрами живописи: акварельная живопись, рисование зимних пейзажей, передача холодной цветовой гаммы, передача формы деревьев, кустарников, неба и т. д.
«Зимняя улица», «Первый снег».
коллаж
ноябрь
10
«Волшебный мир ночи»
2занятия
Использование смешанной техники живописи: акварель, гуашь, фломастер, изображение фантастических персонажей, выразительная передача светящихся предметов (окна домов, фонари, фары автомобилей, передача цветового контраста.
Выставка работ
ноябрь
11
«Новогодние игрушки»
«Маскарад»
2занятия
Использование живописи, аппликации в техническом творчестве, украшаем новогодние фонарики, готовимся к новогоднему карнавалу.
Изготовление новогодних украшений, новогодних карнавальных масок
декабрь
12
«Чудесные картинки»
Знакомство с техникой живописи – монотипия, знакомство с понятием симметрия, развитие образного мышления.
Выставка
13
«Весёлый праздник – Новый год»
Знакомство с техникой живописи: мокрое и сухое письмо. выполнение работы «Весёлый праздник – Новый год», закрепление понятий: колорит, ритм, композиция, цветовая гамма.
Выставка коллективной работы
январь
14
«Рождество в рисунках детей»
Использование смешанной техники живописи: рисунок и лепка. передача настроения картины, передача сюжетной линии.
Выставка работ «Рождество в рисунках детей».
январь
15
«Сказка всегда разноцветная»
Изображение сказочных, фантастических персонажей, передача сюжетной линии сказки, закрепление понятий: центр композиции, цветовая гамма.
Создание панно «Герои сказок живут с нами»
февраль
16
«Чудеса»
Знакомство с техникой рисунка: шаблон, напыление, набрызг, закрепление понятия – композиция рисунка, изготовление шаблонов, выбор цветовых сочетаний.
Выполнение работ на свободную тему в технике набрызга через шаблон
февраль
17
«На арене цирка»
Закрепление понятий: колорит, цветовые сочетания, передача настроения посредством цвета.
Выполнение декоративного панно «На арене цирка».
февраль
18
«23 февраля – День защитников Отечества»
Изображение людей, составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил перспективы
Выполнение творческой работы «Галерея защитников Отечества».
февраль
19
«Край родной, край любимый»
Работа в жанре пейзажа или портрета.
Выполнение творческих работ: «Любимый уголок города, страны», «Дорогой сердцу человек», «Мой домашний любимец».
март
20
«8 Марта»
2 занятия
Выполнение портрета мамы, бабушки, сестренки; сюжетной бытовой картины. изображение людей, составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил перспективы.
Выставка работ детей, посвященных Дню 8 Марта.
март
21
«Натюрморт»
Выполнение объемного рисунка: лепка + живопись. закрепление понятий: натюрморт, пейзаж, передача объёма и формы за счет использования лепки, передача настроения посредством цвета.
Выполнение сюжетной картины на доске в технике рисунка и лепки.
март
22
«Весёлый хоровод»
Выполнение объемных работ – кукол (пластиковая бутылка, пластилин, гуашь), знакомство с народной игрушкой, выполнение из пластилина одежды для кукол, выполнение наряда для куклы.
Выставка кукол с прорисованными деталями костюма «Весёлый хоровод».
апрель
23
«Город мастеров»
2 занятия
Знакомство с декоративно-прикладными видами искусства, виды декоративного искусства, композиция, колорит, цвет.
Создание музея в городе «Город мастеров».
апрель
24
Роспись платка, косынки
Орнамент, центр композиции, рисование отдельных элементов
Выставка
апрель
25
Волшебный мир искусства «Музеи мира»
Знакомство с профессиями: художник, скульптор, архитектор, оформитель, дизайнер, реставратор.
май
26
«Праздничная улица»
Закрепление жанра пейзаж, закрепление техник набрызг, коллаж, использование смешанной техники: рисунок + лепка.
Выставка работ ко Дню Победы.
май
27
«Рисуем, творим, фантазируем»
Совместное творчество родителей и детей
Открытое мероприятие
май
28
Участие в выставках и конкурсах на уровне ДОУ
В течении года
29
Участие в городских, районных, российских конкурсах и выставках
В течении года
Источник