Программа развития своего собственного ребенка

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающие занятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия». Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии строится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование. Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи. При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала, что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы. При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник

Программа ‘Развитие’ имеет серьезное теоретико-экспериментальное обоснование. Авторы: Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, Н.С. Варенцова и др.

В ее основе лежат:

  1. концепция А.В. Запорожца об амплификации развития в дошкольном возрасте (его обобщение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности);
  2. концепция Л.А. Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями;
  3. психологическая теория Л.С. Выготского, согласно которой наиболее существенная линия в развитии человека представлена становлением его сознания.

Именно сознание характеризует возможности познания человеком окружающей действительности и самого себя, возможности его саморегуляции, особенности его эмоциональной сферы на протяжении всей человеческой жизни. При этом существуют особые сензитивные периоды, когда определенные виды способностей развиваются наиболее успешно.

Любая культурная форма предполагает использование некоторого обобщенного способа действия, что дает возможность применять его к самому широкому классу задач. Это отличает способности от конкретных знаний и умений. Можно знать, какие бывают животные, и называть их, но не уметь проанализировать, почему то или иное животное ведет присущий ему образ жизни, как связан человек с живой природой.

Для ребенка-дошкольника основной путь развития — эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, как справедливо указывает В.В. Давыдов, опираются прежде всего на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств: эталона, символа, условного заместителя, модели.

Первый вид детского опыта называется познавательным. Основная форма его организации — наблюдение и экспериментирование. На особую роль экспериментирования в развитии дошкольника справедливо указывает Н.Н. Поддьяков. Задача взрослого — создать условия для экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для того или иного явления, и подводит детей к возможному обозначению. Способ обозначения не задается ребенку, он не формален для него, а открывается им как естественное обобщение его опыта с помощью взрослого.

Второй формой организации опыта ребенка является проживание им различных ситуаций. Проживание включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к ней. Программа разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной к школе.

Цель программы: развивать интеллектуальные и художественные способности дошкольников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач.

В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования: замещение, использование самих моделей и построение модели. Все действия наглядного моделирования на первых этапах своего развития осуществляются во внешнем плане, а позднее даже сложные задачи, в частности логические, решаются в основном в уме.

Внимание! На этой странице размещено описание устаревшего варианта программы «Развитие». Её новый, рабочий вариант смотрите здесь.

Раздел «Ознакомление с природой»

Цель и задачи. Помочь детям 4—5 лет понять богатство и многообразие взаимосвязей в природе, познакомить с нормами и правилам поведения по отношению к животным и растениям.

К 6 годам знакомить их с окружающей природой (ближайшей), помочь осознать первые простые закономерности: сменяемость времен года и изменения, происходящие в жизни растений и животных в зависимости от наступившего сезона.

Детей 6—7 лет знакомят с различными природными зонами, экосистемами и эволюцией жизни на Земле. Познавая природу и ее законы, ребенок начинает сознательнее относиться к ней. Так, в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Направленная работа по ознакомлению с природой в детском саду не только закладывает у дошкольников основы последующего успешного освоения таких школьных предметов, как природоведение, география, биология, но и воспитывает экологически грамотного, мыслящего человека, который и во взрослой жизни будет осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

Структурно-содержательная характеристика

Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», — одно из средств развития разных способностей детей. Они обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей. В средней группе больше внимания уделяется сезонным явлениям, в старшей — растительному, а в подготовительной — животному миру. Тем не менее дети посредством моделирующей деятельности познают связь организма со средой, знакомятся со связями в экосистемах, устанавливают связи между живой и неживой природой. В подготовительной к школе группе существенно расширяются представления детей — они знакомятся с природными поясами планеты и эволюцией жизни на Земле, с помощью моделей устанавливают связи между древними и современными животными и средой их обитания. Таким образом, можно сказать, что в программе имеется образовательная тенденция к экологическому воспитанию дошкольников.

Одним из путей специализации целенаправленного развития любознательности детей может служить, например, создание условий для детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков). Наблюдая на практике проявления различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к их открытию, обнаружению общего в конкретных проявлениях действительности.

При работе над разделом «Развитие представлений об окружающем мире и себе» у воспитателей чаще всего возникают следующие трудности и ошибки.

Педагоги могут излишне усложнять содержание раздела, не учитывая возможностей и потребностей младшего и среднего дошкольного возраста, экспериментирование иногда превращается в уроки физики вместо знакомства со свойствами предметов. Кроме того, воспитатели могут недооценить значение эмоциональной составляющей раздела, что является его особенностью. Специфическим затруднением можно считать изображение классификации понятий (в форме древа), которое не всегда методически грамотно выполняется воспитателями.

Чрезмерное увлечение моделями, знаками может «иссушить» восприятие живой природы. Хорошо, когда идет активная деятельность детей вне занятий: наблюдения, труд в природе, экспериментирование и т.д.

На занятиях по ознакомлению детей с природой особенно важно дать возможность высказываться самим ребятам, ненавязчиво подводить их к правильным ответам, умению открывать как бы самостоятельно новые для себя знания, в основе которых лежит их собственный опыт.

Предметно-развивающая среда

В программе отмечается, что развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал трех типов: во-первых, использовавшийся в процессе специально организованного обучения; во-вторых, иной, но похожий (например, если на занятиях используются строительные детали разной формы красного цвета, то вне занятий — синего); в-третьих, свободный, т.е. позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.

В детских садах существуют разные возможности обеспечения детей материалами указанных типов. Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости.

Для уголка природы рекомендуется использовать групповую комнату, поместив в ней растения комнатные, характерные для различных времен года, природных зон экологических систем и т.п. Дидактические материалы, относящиеся к разделу (игры «Лото», «Домино», фильмы и т.п.), находятся «в кабинете». Все материалы должны быть доступны детям, но следует разграничивать места хранения использования материалов и их необходимо периодически обновлять.

В уголке могут быть животные. Постоянными обитателями могут стать рыбы и улитки в аквариуме, черепахи, морские свинки, птицы. Временными обитателями — еж, белка, кошка или собака, принесенные детьми из дома.

В групповой комнате желательны растения с красивыми листьями различной формы, цветущие, не требующие сложного ухода. Например, фиалка узамбарская, бегония Рекс, фуксия, бальзамин, традесканция или растения, характерные для различных времен года.

Необходимы краеведческие материалы: фотографии, картины, слайды, фильмы о природе родного края, а также минералы, гербарии растений, типичных для данной местности.

Объектами для экспериментирования могут быть: миски с водой и песком, камешки, плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы, соль, сахар, формочки, микроскоп, лупа и т.д.

Все материалы должны располагаться таким образом, чтобы дети могли самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, делая выводы об их свойствах. На стенде можно поместить круговую диаграмму смены времен года. Следует также иметь специальный стенд, на котором сменяются материалы по различным темам: например, наборы картинок по разным климатическим зонам (пустыня, Арктика и т.п.), по экосистемам (лес, город и т.д). Там же постоянно находится модель древа эволюции.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Программа требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую общеобразовательную работу с детьми.

Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8—10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.

Полноценное овладение этой программой воспитателями предполагает не просто следование представленной в ней технологии, но и ясное понимание всего сложного комплекса психолого-педагогических оснований образовательной работы по этой программе. При реализации программы «Развитие» воспитатель может работать в режиме проектирования. Для воспитателя это прежде всего самостоятельный анализ ситуации: определение, на каком уровне находятся дети данной группы, как входят в программу; учет ресурсов дошкольного учреждения в плане оснащения занятий. Затем выбирается стратегия, т.е. конкретные способы реализации программы.

Реализуя задуманное, педагог осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка. Активное включение детей в поисковую ситуацию способствует организации их совместной деятельности. Для развития способности детей самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых неожиданных ситуациях воспитатель может успешно использовать детское экспериментирование.

Большинство занятий, особенно в младшей и средней группах, рекомендуется проводить в достаточно свободной форме: дети могут ходить по комнате, работать сидя или стоя за столами, располагаться вокруг одного стола и т.д. Длительность занятий, как правило, не должна превышать 15—20 мин в младшей группе и 20-—25 мин в остальных.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.

Источник