Программа развития руки для ребенка 4 лет

Программа развития руки для ребенка 4 лет thumbnail

Утверждено и введено в действие

приказом № ____ от «____»__________2015 г

Заведующая ____________ А.В.Тишина

Рабочая программа

кружка по развитию мелкой моторики рук

«Веселые ладошки»

Для работы с детьми 3– 4 лет

2015 – 2016 учебный год

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета МБДОУ № 16

протокол № 1 от 28. 08. 2015 г.

Руководитель кружка

Салеева Евгения Николаевна

Структура программы

I. Целевой раздел образовательной программы

1.Пояснительная записка

1.1.Цель и задачи программы

1.2.Система мониторинга

II. Содержательный раздел программы

1.Перспективный план работы кружка «Веселые ладошки»

III. Организационный раздел

1.Методика проведения занятий

2.Организация работы кружка

3.Материально – техническое обеспечение программы

4.Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.Пояснительная записка

«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико — пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память).

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

1.1 Цель и задачи программы

Цель:развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности, развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

— формирование практических умений и навыков, обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином;

— развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

— развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

— развитие речи детей;

— воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

— развивать художественный вкус;

— воспитывать усидчивость, целенаправленность

1.2. Система мониторинга

Критерии:

1. Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений руки.

2. Владеет навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека).

3. Развита координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

4. Владеет приемами работы с различными материалами.

5. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

6. Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу (критерий № 3, №5).

Каждый критерий оценивается в баллах

Сформирован- 10 баллов

На стадии формирования- 5 баллов

Не сформирован- 0 баллов

п/п

Задания, вопросы

Знания, умения, навыки

Сформированы

На стадии формирования

Не сформированы

1.

«Рассортируй бусины» (белые отдельно, красные отдельно)

Допускает не более 1 ошибки

Допускает от 2 до 4 ошибок

Делает работу с помощью взрослого или ребенка

2.

«Чудесный мешочек» — определение наощупь материала, из которого сделан предмет

Определяет материал безошибочно

Определяет материал со 2 – 3 попытки

Не различает материал

3.

«Яблоко» — раскрась по образцу

Работа выполнена аккуратно, без помарок

Допускает 2 – 3 помарки

Делает работу с помощью взрослого

4.

«Склеим чашку» — собери целую картинку из трех частей

Работа выполнена без ошибок

Допускает 1 ошибку

Делает работу с помощью взрослого или ребенка

5.

«Солнышко» — рисуем на манке пальчиками

Работа выполнена точно, аккуратно

Допускается 2 – 3 ошибки

Самостоятельно справиться не может, только с чьей – то помощью

6.

Упражнение «Ловкие руки» — подобрать крышечки к баночкам

Работа выполнена точно без ошибок

Допускает 2 – 3 ошибки

Делает работу с помощью взрослого или ребенка

Высокий — 40-60 баллов

Средний — 20-40 баллов

Низкий — 0-20 баллов

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Перспективный план работы кружка «Веселые ладошки»

Сентябрь

«Огород»

1 неделя

Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту»

«Морковка» — раскрась по образцу

Цель: развивать мелкую моторику рук;

тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур

2 неделя

Упражнение «Помоги Золушке» — рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно)

Упражнение «Похлопаем» — хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу

Цель: стимулировать тактильные ощущения;

тренировать в умении хлопать в ладоши тихо или громко по сигналу

3 неделя

Игра «Что растет в огороде?» — чудесный мешочек

Самомассаж косточками от фруктов

Цель: развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением

4 неделя

Кукольный театр «Репка»

Цель: развивать мелкую моторику рук, учить управлять куклами, вовлекать детей в сотрудничество

Октябрь

«Одежда»

1 неделя

Чтение стихотворения «Мой мишка» — застегивание и расстегивание пуговиц

Самомассаж пуговицами

Цель: упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы

2 неделя

«Недошитое платье» — пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью

Цель: обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные лини

3 неделя

Дидактическая игра «Оденем Петю»

Цель: учить последовательно одевать и раздевать куклу

4 неделя

Самомассаж гранеными карандашами

Подвижная игра «Гномики прачки»

Цель: воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми

Ноябрь

«Транспорт»

1 неделя

Упражнение «Что у кого?» — расглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки

Упражнение «Топай – хлопай»

Цель: учить работать с бумагой, разглаживать скомканную бумагу

тренировать в умении хлопать в ладоши тихо или громко по сигналу

2 неделя

Упражнение «Грузим камушки на грузовик» — камушки рассыпаны по ковру

Цель: воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, привычку играть вместе

3 неделя

«Проехала машина» — рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины

Цель: обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии

4 неделя

Пальчиковая игра «Вертолет»

Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком бусинки

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений

Декабрь

«Домашние животные»

1 неделя

Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Цель: воспитывать любовь к животным, фантазию

2 неделя

Пальчиковая игра «Коготки и лапки»

«Зеленый лужок» — рисуем травку для коровки

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

обучать детей ритмичному нанесению штрихов

3 неделя

Упражнение «Домашние животные» — найти в сухом бассейне фигурки животных наощупь

Цель: стимулировать тактильные ощущения

4 неделя

Пальчиковый театр «Курочка Ряба»

Цель: развивать мелкую моторику рук, вовлекать детей в совместную игру

Январь

«Игрушки»

2 неделя

Упражнение «Рисуем мячи» — на манке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик)

Цель: продолжать учить изображать предметы разного размера

3 неделя

Упражнение «Платочек для куклы» — определение фактуры материала

Самомассаж косточками от фруктов

Цель: стимулировать тактильные ощущения

4 неделя

«Пирамидка» — лепка из пластилина

Цель: учить детей катать из пластилина шарик и расплющивать его пальцами

Февраль

«Птицы»

1 неделя

Упражнение «Накорми птичек» — отрывать кусочки бумаги, скомкать в маленькие шарики

Подвижная игра «Утята»

Цель: закреплять у детей умение работать с бумагой – отрывать кусочки бумаги и сминать их в комочки

2 неделя

«Птичьи следы на песке» — рисуем на манке пальчиками

Цель: закреплять умение ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии

3 неделя

Упражнение «Что внутри?» — подушечки с различным наполнителем (фасоль, рис, греча)

Цель: стимулировать тактильные ощущения

4 неделя

«Погуляем» — двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро

Самомассаж бусинками

Цель: формировать произвольное координирование движения пальцев рук

Март

«Посуда»

1 неделя

Пальчиковая игра «Посуда»

Игра с резиновыми ребристыми мячам и (ежиками)

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений

2 неделя

Игра «Собери сервиз» — чудесный мешочек

Самомассаж гранеными карандашами

Цель: учить соотносить предметы со словесным обозначением

3 неделя

Упражнение «Ловкие руки» — подобрать крышечки к баночкам

«Склеим чашку» — собрать картинку из трех частей

Цель: стимулировать тактильные ощущения

4 неделя

Пальчиковый театр « Колобок»

Цель: вовлекать детей в сотрудничество, развивать речь, актерское мастерство

Апрель

«Дикие животные»

1 неделя

Пальчиковая гимнастика «На лужок»

Упражнение «Животные хотят пить» — наливаем воду из стакана в тарелку ложкой

Цель: развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук; учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой

2 неделя

Упражнение «Нарви молодой травки – мелко нарвать зеленую бумагу

Подвижная игра «Зайка»

Цель: закреплять у детей умение мелко рвать бумагу

3 неделя

«Угостим медвежонка медом» — рисование сот пальчиковыми красками

Цель: развивать мелкую моторику рук; учить детей ритмичному нанесению кругов

4 неделя

Пальчиковый театр «Теремок»

Цель: вовлекать детей в сотрудничество, развивать речь, актерское мастерство

Май

«Весна пришла»

1 неделя

Пальчиковая игра «Цветок»

Упражнение «Весенний цветок» — тактильное обследование цветов из бархатной бумаги

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения

2 неделя

Пальчиковая гимнастика «Паучок»

Заштрихуй бабочку по образцу

Цель: учить детей ритмичному нанесению штрихов

3 неделя

Лепка «Красивые одуванчики» (пластилин + спички)

Цель: закреплять умение делать из пластилина шарики

4 неделя

Коллективное рисование «Вот такие ножки у сороконожки»

Цель: вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополнять образ

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1. Методика проведения занятий

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

— Игровая форма

— Индивидуальная деятельность

— Развивающие игры

 -Интегрированная форма

2. Организация работы кружка

Программа кружка разработана для работы с детьми 2 младшей группы (3-4 года). На кружок отбираются дети по желанию родителей. Данный курс программы рассчитан на 36 занятий. Занятия проводятся в групповой комнате один раз в неделю в игровой форме в режиме дня продолжительностью не более 15 мин. Занятия проводятся по плану, который составляется на год. Материал, необходимый для работы хранится в определенном месте (шкафу, полке) и всегда доступен детям.

  1. Материально – техническое обеспечение программы

Технические средства:

1.Музыкальный центр

2.DVD плеер

3. Магнитофон

Используемые материалы:

1. Мозаика

2. Конструктор

3. Пирамидки

4. Мелкие игрушки разной формы

5. Счетные палочки

6. Бусины

7. Игрушки из разного материала

8. Чудесный мешочек

9. Альбом

10. Цветные карандаши

11. Краски

12. Трафареты

13. Пластилин

14. Цветная бумага

15. Клей

Наглядный материал:

1. Иллюстрации.

2. Игрушки, для обыгрывания сюжета.

4. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания

1. Александрова З.Н. «Стихи», – М.: «Эксмо», – 2009 г.;

2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с.

3. Вахтин В. «Весёлые уроки 5. Развиваем память, мышление, внимание, мелкую моторику», – М.: «Фламинго», – 2010 г.

4. Ермакова И.А. Развиваем моторику у малышей. – СПБ: 2007.-66с.

5. Кочетова, Н.П. «Играем с малышами: игры и упражнения для детей 3 – 4 лет: пособие для воспитателей и родителей». / Н.П. Кочетова, Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.

6. Маслова Е.Н. «Развитие общей и мелкой моторики для детей с нарушением речи. Часть 2», – Волгоград: «Корифей», – 2010 г.;

7. Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», – СПб.: «Детство-пресс», – 2013 г.;

8. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2007.-217с.

9. Ульева Е.А. «Пальчиковые игры. Для детей 4 – 7 лет», – М.: «Мозаика-синтез», – 2012 г.;

10. Чернорицкая О. «Ботинок», – М.: «Дрофа», – 2006 г.;

12

Источник

Развитие ребенка в 4 года

Четырехлетние дети уже вроде бы взрослые, но еще очень маленькие. В этом возрасте продолжает становление личности и характера ребенка, которое силами родителей должно мягко корректироваться. Какими умениями уже овладел ребенок к 4-летию и какие занятия подойдут для развития малышей 4-5 лет?

Ребенок в 4 года с книгой

Особенности возраста

  • Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.
  • После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.
  • Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.
  • Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5% деток развитие речи на начальных этапах сопровождается заиканием.
  • Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.

Ребенок учится писать буквы и цифры

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в 4-4,5 года умеют:

  • Бегать, сохраняя равновесие при изменении направления или темпа движения.
  • Стоять на 1 ноге несколько секунд, а также несколько раз быстро подпрыгивать из этого положения.
  • Прыгать вперед на обеих ногах.
  • Спрыгивать с небольшой высоты (до 20 см).
  • Ходить по скамейке, удерживая равновесие.
  • Играть с мячом – бросать и ловить, попадать в предметы с расстояния.
  • Кататься на велосипеде.
  • Разговаривать понятно и разборчиво, составляя фразы из 6-8 слов. Поддерживать беседу.
  • Играть с другими детками в группе или в паре.
  • Правильно называть множественное число существительных.
  • Верно употреблять предлоги.
  • Не реагировать истерикой на разочарование или обиду.
  • Заботиться о животном.
  • Следить за собственной гигиеной (самостоятельно ходить в туалет, применять туалетную бумагу, включать кран).
  • Аккуратно есть с использованием ложки и вилки.
  • Помогать родителям в уборке.
  • Сдержанно вести себя на людях.
  • Знать некоторые буквы.
  • Называть свое имя, отчество и фамилию, а также адрес.
  • Отличать живое и неживое.
  • Понимать сюжет мультфильма или спектакля.
  • Знать названия животных, растений, профессий, бытовых предметов.
  • Ориентироваться в понятиях справа-слева-внизу-вверху.
  • Сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, количеству.
  • Раскрашивать рисунки без выхода за границы.
  • Соединять точки линией.
  • Нанизывать пуговицы и бусинки.
  • Знать времена года, явления погоды, а также части суток.
  • Определять пропавший предмет.
  • Пересказывать сказку.
  • Находить различия между двумя изображениями.
  • Складывать пазлы из 2-4 элементов.
  • Обобщать предметы в группы.
  • Находить одинаковые пары предметов.
  • Определять лишние предметы.
  • Знать геометрические фигуры, а также цифры до 10.
  • Пользоваться ножницами.

Ребенок режет ножницами в 4 года

Рост и вес

По сравнению с показателями в 3 года, к четырехлетию вес малыша увеличивается примерно на 2000-2200 грамм, а рост – на 7-8 сантиметров. Чтобы ориентироваться, в каком темпе проходит физическое развитие ребенка, врачи и родители сравнивают показатели малыша с нормами, выведенными для детей этой возрастной категории определенного пола (у девочек, как правило, показатели более низкие). Средние значения и границы нормы мы представили в такой таблице:

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Виды развития ребенка

Физическое

Ребенок в четырехлетнем возрасте должен достаточно двигаться, повышать свою ловкость, координацию и выносливость. В этом и цель физического развития малыша, включающего гимнастику, танцы, физические упражнения с мамой, плавание, езду на велосипеде, подвижные игры и много других вариантов активности.

Гимнастику, включающую динамические упражнения, важно проводить минимум 2 раза в неделю. Ее выполняют днем, задолго до сна, в проветренной комнате и желательно в группе деток. Оптимальная длительность такой гимнастики – 20-25 минут.

Гимнастика для девочки в 4 года

Психическое

Психика четырехлетки развивается очень активно и спектр эмоций малыша расширяется. Кроме того, дети в 4-5 лет весьма восприимчивы к реакции взрослого. Если родители или воспитатели относятся к малышу одобрительно и уважительно, это помогает в формировании позитивного представления ребенка о себе.

Занятия для психического развития детей 4-4,5 лет включают упражнения, влияющие на внимание малыша, а также память и мышление. Ребенку предлагают:

  • Обобщать предметы по какому-либо признаку.
  • Собирать состоящую из 3-4 частей картинку.
  • Определять сходство и различие в рисунках и игрушках.
  • Выбирать из группы предметов одинаковые.
  • Повторять определенную последовательность движений, которые показал взрослый.
  • Собирать из конструктора постройки, ориентируясь на образец.
  • Определять в группе предметов лишний, после чего объяснять свой выбор.
  • Находить антонимы к словам.
  • Запоминать сюжет рисунка.
  • Пересказывать сказку.
  • Наизусть рассказывать потешки и стишки.
  • Описывать яркое событие, которое произошло недавно.

Пересказывает сказку ребенок

Для тернировки памяти проводите с крохой занятия, показанные в следующем видео от SovaFilmProduction.

Эмоциональное

Развитие эмоций 4-летнего ребенка является важной частью полноценного развития крохи. Ребенок этого возраста начинает разбираться во взаимоотношениях людей, может заметить, что у человека рядом поменялось настроение, умеет выражать собственные эмоции.

Четырехлетка умеет сочувствовать и проявлять внимание. Ребенок ощущает, как к нему относятся.

Сенсорное и музыкальное

Сенсорное развитие ребенка воздействует на органы чувств малыша, отвечающие за слух, нюх, осязание. Ребенку предлагают определять характеристики предметов на ощупь. Так малыш узнает, что предметы бывают твердыми или мягкими, шершавыми или гладкими, теплыми или холодными. Также в занятия для сенсорного развития включают игры, связанные с запахами и вкусами.

К четырехлетнему возрасту ребенок уже знаком с некоторыми музыкальными инструментами, небольшими произведениями, музыкой с разным ритмом. У ребенка уже есть любимые мелодии, услышав которые, кроха будет подпевать.

Ребенок поет в 4 года с микрофоном

Речевое

Развитие речи крайне важно для каждого ребенка 4-летнего возраста. В первую очередь на него влияет общение малыша с взрослыми, а также с другими детьми. Это увеличивает словарный запас карапуза, учит его строить предложения и выражать свое мнение словами. В 4-летнем возрасте многие дети еще не выговаривают шипящие и «р», поэтому с четырехлетками в форме игр часто проводят занятия на произношение этих звуков.

Чтобы стимулировать развитие речи детей 4-4,5 лет, можно:

  • Учить с ними стишки и песенки.
  • Рассматривать картинки с сюжетом и обсуждать их.
  • Рассматривать сказку в картинках и воспроизводить ее сюжет.
  • Вместе с мамой читать рассказы и обсуждать их.
  • Слушать сказки в аудиозаписи.
  • Разгадывать загадки.
  • Обсуждать перед сном, как прошел день.
  • Заниматься артикуляционной гимнастикой.
  • Изучать буквы и звуки.
  • Определять первую букву в слове, разделять слова на слоги.

Спойте с ребенком следующую песенку-потешку канала Люляби TV.

Если ребенок в 4 года имеет маленький словарный запас или формулирует предложения со сложностью, необходимо оценивать динамику его речевого развития. Подробнее смотрите в видео Е. Комаровского.

Мелкая моторика

Развитие моторики считают очень важным пунктом плана развития малышей младшего возраста. Занятия для мелкой моторики стимулируют речевое развитие посредством воздействия на зону мозга, отвечающую за речь. К таким занятиям относят игры с песком, кубиками, конструкторами, бусинами, крупой, фасолью. Выполняйте с малышом пальчиковую гимнастику, завязывайте узлы на шнуре, застегивайте-расстегивайте молнии, кнопки, пуговицы, крючки. В 4-летнем возрасте к лепке и рисованию добавьте поделки, для которых нужно что-то вырезать ножницами и приклеивать.

Для развития мелкой моторики ребенка можно использовать обычную крупу. Как провести такое занятие, смотрите в видео канала ТСВ «Мамина Школа».

Познавательное

Ребенок четырех лет активно познает мир, а развитие его познавательной сферы должно быть направлено на улучшение памяти, мышления, логики, внимания.

Обычно занятия для познавательного развития 4-летнего ребенка имеет определенную тему, например «домашние животные», «весна», «вода», «наземный транспорт», «профессии», «ночь» и другие. По такой теме с ребенком организовываются игры, во время которых кроха будет определять цвета, тени, формы, отличия и схожие элементы, части целого, обобщающие свойства, лишнее, противоположности, недостающие элементы и многое другое.

Для развития внимания

Ребенку 4-5 лет важно научиться сосредотачиваться на определенном задании, а также замечать небольшие детали. Эти навыки понадобятся ему в будущем для успешного обучения в школе.

Упражнение на развитие внимания ребенка

Чтобы развить внимание 4-летнего крохи, можно предлагать ребенку:

  • Повторять действия за мамой, например, присесть – встать – закрыть глаза – потрогать себя за ухо – открыть глаза – отвести руку в сторону.
  • Играть с мячом в «съедобное-несъедобное», «летающее-не летающее».
  • Зачеркивать в напечатанном тексте определенную букву. Для усложнения этого задания одну букву можно зачеркивать, а вторую – подчеркивать.
  • Мама притрагивается к частям лица и называет их, ребенок должен повторять ее действия. Затем мама начинает «ошибаться».

Упражнение на развитие внимания ребенка

Математическое

Для 4-летнего ребенка изучение математики должно быть увлекательной и веселой игрой. Учить кроху математике удобно во время прогулки, например, считать ступеньки, проезжающие автомобили, дома, птиц. Для объяснения простых примеров можно применять пальцы или специальные палочки для счета.

Игра-ходилка для ребенка 4 лет

Творческое

Занятия, направленные на творческие способности ребенка, нравятся большинству деток. К ним относят рисование, создание разных поделок и аппликаций, занятия лепкой из соленого теста или пластилина, а также ролевые игры.

Диагностика развития

Родителей должно насторожить, если в 4 года ребенок:

  • Не может спускаться по лестнице чередующимися шагами.
  • Не называет имя и фамилию, а также свой пол.
  • Не умеет обобщить несколько предметов одним словом.
  • Не способен выучить короткий стих.
  • Не запоминает сюжет рассказа.
  • Не может посчитать до 5.
  • Не знает простые геометрические фигуры.
  • Не знает основные цвета.
  • Не может построить из кубиков мост по образцу.
  • Не может собрать пирамидку из 5 деталей.
  • Проявляет жестокость к животному, игрушке или другому ребенку.
  • Вялый и апатичный в течение дня, либо, напротив, часто возбужденный.

Ребенок в 4 года с мамой делают поделку

Игры для развития речи

  1. Игра «что бывает». Спрашивайте ребенка, какие предметы могут быть длинными, острыми, круглыми, твердыми, ароматными, синими, жидкими и так далее.
  2. Игра «что случится, если». Обсуждаем с ребенком заданные ситуации, например «что случится, если в воду упадет мяч», «что произойдет, если я упаду в снег».
  3. Игра «что можно сделать». Спрашиваем малыша, что можно делать с яблоком, мячиком, водой, печеньем, песком и так далее. Другим вариантом такой игры будет обсуждение «с чем можно делать» – пить, есть, шить, насыпать, купить.
  4. Игра «что где». Спрашиваем карапуза, что находится в прихожей, в детской, на кухне. Затем просим сказать, в какой комнате сковородка, шкаф, телевизор и так далее.
  5. Игра «угадай кто». Описываем животного несколькими словами и предлагаем крохе угадать. Например, «угадай кто пушистый, рыжий и хитрый».
  6. Стимулируем произношение шипящих. Шипим, как змея, прогоняем воробья «кыш-кыш», проговариваем чистоговорки с «ш», жужжим как муха, повторяем чистоговорки с «ж», поочередно жужжим и шипим. Чтобы ребенок отличал «с» от «ш», произносим их по очереди. Для отличия «ш» от «з» представляем себя мухой, а затем комариком. Для произношения звука «ч» предлагаем малышу представить себя паровозиком.
  7. Выполняем гимнастику для языка и губ. Улыбаемся с беззвучным произношением «и» (как лягушка), вытягиваем губы вперед с беззвучным «у» (как слон), открываем и закрываем рот без звуков (как рыба), открыв рот, двигаем языком вверх-вниз (как качели) и в сторону к каждому углу рта (как часы), держим расслабленный язык на нижней губе (как лопата), вытягиваем язык вперед (как игла).

Для постановки звука «Р» сделайте упражнение «Змейка», показанное логопедом Юлией Орловой.

Артикулляционная гимнатика поможет ребенку говорить звук более чисто. Выполните с крохой задания из следующих видео, показанные логопедом Татьяной Лазаревой.

Примерная программа упражнений на неделю

Занятия для развития ребенка 4 лет стоит планировать заранее, причем лучше всего – на неделю. Так вы не упустите важные для вашего малыша виды развития, не перегрузите кроху и сможете подготовить все материалы заранее. В составлении недельного плана развивающих занятий в возрасте 4-4,5 лет в первую очередь учитывают, посещает ли малыш детский сад. Если кроха весь день в саду, то нужно уяснить такие моменты:

  • У ребенка в саду уже есть ежедневные развивающие занятия и регулярная физическая активность.
  • Заниматься с малышом дома получится лишь вечером и в выходные.
  • В вечернее время не следует планировать активную деятельность.
  • После возвращения из сада остается не так много времени на занятия, поэтому, как правило, планируют лишь 1-2 занятия.
  • Стоит узнать, по какой программе занимаются с малышом в саду, чтобы не дублировать занятия, а дополнять их.

Для ребенка, который пока не посещает детское учреждение, план занятий будет более обширным. При его составлении учитывают интересы крохи, имеющиеся навыки, посещение школы развития или спортивной секции.

Развитие ребенка в 4 года - игры с мамой

Мы предлагаем такую приблизительную недельную программу развивающих занятий для 4-летнего ребенка:

Как воспитывать ребенка от 3х до 6 лет, смотрите в видео канала Воспитание. ТВ.

Советы

  • В 4-летнем возрасте ребенка можно записать на некоторые спортивные секции. Посещение спортивных занятий не только даст возможность тратить энергию, но и поможет освоить новые навыки и понять, что такое дисциплина.
  • Чаще хвалите ребенка и уделяйте ему достаточно внимания. Малыш стал более взрослым, но еще нуждается в родителях.
  • С 4-летнего возраста ребенка можно водить в кинотеатр, цирк и подобные места. Чтобы знакомство с таким вариантом времяпровождения прошло успешно, не берите сразу же билеты в первый ряд.
  • Слыша каждый день сотни детских вопросов, важно оставаться терпеливым и мудрым родителем. Не отказывайтесь отвечать крохе, даже если не знаете, что сказать. Вместе поищите ответ и утолите детское любопытство.
  • Малыша 4-5 лет можно начать обучать иностранным языкам. Занятия, конечно