Программа развития речи ребенка 3 лет
Проект программы речевого развития детей 3-4 лет
Пояснительная записка
Общая характеристика программы.
Программа направлена на развитие активной речи у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять (10) занятий, длительность одного занятия – 15 минут, периодичность проведения занятий – 3 занятия в неделю, продолжительность программы – 3 недели. Реализуется данная программа в дошкольном учреждении, в младшей группе. Форма проведения – групповая.
Актуальность.
В возрасте 3 лет ребенок уже владеет запасом слов (примерно 1000), и в норме пользуется ими активно, стоит предложения, описывает свои действия и переживания словами. В случае недостаточно развитой речи ребенку тяжелее общаться со сверстниками и взрослыми, особенно новыми и еще чужими для ребенка взрослыми. Развитие речи предполагает пополнение запаса слов, умения с ними оперировать, составлять словесные конструкции. При недостаточно развитой речи сложнее усваиваются понятия, не развиваются мыслительные процессы. А также тормозится развитие словесного мышления. Обладая свободной речью ребенку легче встроиться в систему социальных отношений с детьми и взрослыми, тем самым усвоить моральные нормы, этические нормы, познать окружающий мир.
Цель программы: развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие активной речи, диалоговой речи
2. развитие голосовых качеств – темпа, тональности, громкости, интонации
3.развитие слухового внимания и памяти
4. развитие мелкой моторики
5. укрепление мышц артикуляции
Планируемый результат.
Ребенок использует речь в повседневной жизни, сопровождает свои действия речью, может выразить словами свои переживания, чувства, изменяет слова по числам и падежам, имеет представления о счете, говорит простыми фразами, вступает в речевые диалоги со сверстниками и взрослыми, называет по картинке некоторых животных, может имитировать звуки с разной громкостью, способен изменять интонацию, различает звуки природы, звуки музыкальных инструментов, машин, звуки, издаваемые животными.
Параметры результативности и диагностика:
В качестве критериев эффективности программы используются результаты сравнительного наблюдения за развитием речи.
Для измерения исходного уровня развитости речи использована таблица наблюдения (см. приложение1).
Адресат – воспитанники ДОУ.
- Концептуальные компоненты программы.
Направления работы: диагностическое, профилактическое, консультационное.
Принципы программы: принцип непрерывности воздействия, принцип комплексности диагностических и коррекционно-развивающих компонентов, принцип постоянного усложнения материала, принцип учета сложности материала и создания эмоционально комфортной среды.
Поурочно-тематический план
№ | Тема/упражнения | Цель |
1 | Стихи-диалоги, пальчиковая игра, дыхательная гимнастика, чтение рассказа, хоровод | Развитие диалоговой речи, различения интонации, слухового восприятия и памяти, моторики |
2 | Волшебный мешочек, Кто как говорит? Стих-диалог | Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы Приветствие |
3 | Слушание рассказа, аппликация, пальчиковая игра | развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики |
4 | Слушание рассказа, пальчиковая игра, физминутка | развитие диалоговой речи, моторики |
5 | Звуки леса, деревни, города. Хоровод, пальчиковая игра, игра «Хлопки» | развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи |
6 | Волшебный мешочек, игра «кто как говорит», хоровод, игра «Один – много» | развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса |
7 | Звуки детского сада, стройки, праздника, Стих-диалог, пальчиковая игра | развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации |
8 | Слушание рассказа, физминутка, пальчиковая игра, игра «Хлопки» | развитие слухового внимания и памяти, моторики |
9 | Мимическая гимнастика, пальчиковые игры, игра «Я вчера..» | развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции |
10 | Игра «олдин-много», стих-диалог, придумывание сказки, пальчиковая игра | развитие активной речи, моторики |
Заключение.
В возрасте трех лет ребенок начинает усваивать нормы общественных отношений, и ему необходимы новые системы обозначения своих чувств, желаний. Если ребенок может сказать об этом вслух, то его общение со взрослыми и сверстниками проходит продуктивно. Общаясь и выражая свои чувства и потребности понятно, ребенок чувствует, что его понимают не только дома, но в детском саду, на улице. Тем самым учится выстраивать отношения к себе и миру, людям. Также речь помогает становлению памяти, мышления, интеллекта. Оперируя словами, ребенок развивается умственно. Без речевых навыков, становится невозможным освоение счета, чтения, письма. А также успешное освоение речи ребенком – это предпосылки к развитию словесного мышления, становления логики.
«Родное слово является основой всякого умственного
развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно
заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский
Список литературы:
- Ирина Асеева «Стихи-болтушки»
- Кулагина М. «Возрастная психология»
- Ларечина Елена «Развивающие занятия для детей» (Счастливый малыш)
- Янушко Елена «Новый ребенок»
Занятие 1
Развитие диалога, мелкой моторики, интонации, слуховой памяти и восприятия.
Приветствие:
Вот звенит звоночек.
-Здравствуй, мой дружочек!
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Девченки и мальчишки.
- Психолог читает вслух стих, а дети рифмуют недостающие слова. Работа с книгой.
-Добрый день, лягушка!
— Ква!
-Комара поймала?
-Два?
— Как дела, подружка?
— Так…
— Что в корзиночке?
— Пятак!
-Денежка? Зачем?
— Коплю! Платье новое куплю! 2 раза
2. Пальчиковая игра
«Наши пальчики бежали, прыг-скок, прыг-скок, ох как быстренько бежали прыг-скок, прыг-скок, спотыкнулись и упали! Повторить 2 раза.
3.Психолог читает вслух рассказ «Сказка в лесу», с. 38. Работа с книгой. После спрашивает, оком, очем рассказ, понравился ли, кто герои?
4. А теперь возьмем наших пчелок на ниточках и подуем, подуем, чтобы они полетели. Ну-ка у кого пчелки улетели?
5. Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.
Прощание.
Вот звенит звонок опять, убегаем мы играть.
Занятие 2
Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы
Приветствие
- Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.
- Кто как говорит? Один ребенок из группы подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.
3. Ведущий читает стих, дети хором отвечают в рифму
-Как пойдем гулять?
— Топ-топ!
-Как мы дверь закроем?
-Хлоп!
-Кошка к нам с крылечка
-Прыг.
— Воробьишки:
-Чик-чирик!
-Кошка рада птичкам:
-Мурр.
-Воробьи взлетели
-Фурр.
-Дальше ножками:
-Топ-топ!
— И теперь калиткой:
-Хлоп!
-Как трава шумит?
-Шшш…
-Кто в траве шнряет?
-Мышь.
-На цветке пчела:
-Жу-жу.
-Ветер листьями:
-Шу-шу.
-Речка струйками:
-Трень-брень.
-Здравствуй, яркий светлый день!
4. Пальчиковая игра
Утро настало,
Солнышко встало.
-Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
-Вставай, Большак!
-Вставай, Указка!
-Вставай, Середка!
-Вставай, Ситротка!
И крошка-Митрошка.
Привет, Ладошка!
Все проснулись, потянулись.
Прощание
Занятие 3
Цель: развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики
Приветствие
- Рассказ о зайце (с.38.)
- Аппликация «Заяц», материал: двусторонний скотч, картон, вата, маркер.
После сказки дети и ведущий обсуждают, о ком эта сказка, кто герои, почему шуба у зайца зимой белая.
Далее к заранее приготовленным силуэтам зайцев из двустороннего скотча дети приклеивают вату, и маркером рисуют ему глаза и нос.
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
Прощание
Занятие 4
Цель: развитие диалоговой речи, моторики
Приветствие
- Рассказ «Рождественская сказка». Далее обсуждение, чем рассказ, кто герои?
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
- Физминутка: Как под горкой снег,
И на горке снег,
А под горкой спит медведь
Тише, тише, не шуметь (3 раза)
Прощание
Занятие 5
Цель: развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи
Приветствие
- Звуки леса, деревни, города
Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:
Один раз повернусь- и холодным становлюсь,
А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.
Далее дети представляя себя снежинками, сидя на стульях, закрывают глаза.
Ведущий говорит: Летим мы, снежинки, над лесом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на ветку и слышим. Фонограмма « Звуки зимнего леса»
Далее снежинки открывают глаза и ведущий спрашивает, что дети услышали, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в лесу.
Далее снежинки летят на ферму. Фонограмма «звуки фермы», Дальше в город. И также обсуждают, что они слышали, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.
Потом ведущий предлагает расколдоваться.
Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,
Второй раз повернусь – человеком становлюсь.
- Хоровод
Малыши по лесу ходят
И следы они находят.
Видят малыши — следы на снегу:
Черточка и еще две,
Это птичка снегирек- синяя шапочка,
Красная грудка
И веселый хвостик.
По снежочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык,
Мы дадим им хлебные крошечки.
Птичка поклевала,
Спасибо сказала
И дальше полетела.
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
- Хлопки.
На каждый слог-хлопок.
Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно,
Занятие 6
Цель: развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса
Приветствие
- Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.
- Кто как говорит? Один ребенок из группы подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.
После того, как дети покажут 3-4 животных, психолог предлагает показать пароход, поезд, автомобиль, лодку, грузовик
Далее диалог, какой транспорт самый шумный, какой тихий?
- Игра «Один-много»
Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»
«Одна собака-много …» , дети заканчивают фразу.
Слова: снежинка, цыпленок, яйцо, бочка, радуга, кружка, стол, лист, бабочка, звонок.
- Разминка — Хоровод
Малыши по лесу ходят
И следы они находят.
Видят малыши — следы на снегу:
Черточка и еще две,
Это птичка снегирек- синяя шапочка,
Красная грудка
И веселый хвостик.
По снежочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык,
Мы дадим им хлебные крошечки.
Птичка поклевала,
Спасибо сказала
И дальше полетела.
Прощание
Занятие 7
Цель: развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации
Приветствие
- Звуки детского сада, стройки, праздника
Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:
Один раз повернусь- и холодным становлюсь,
А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.
Далее дети представляя себя снежинками, сидя на стульях, закрывают глаза.
Ведущий говорит: Летим мы, снежинки, над детским садом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на крышу и слышим. Фонограмма « Детские голоса»
Далее снежинки открывают глаза и ведущий спрашивает, что дети услышали, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в детском саду.
Далее снежинки летят на стройку. Фонограмма «Стройка», обсуждаем, какие инструменты, сколько людей, какая техника. Дальше на праздник. И также обсуждают, что они слышали, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.
Потом ведущий предлагает расколдоваться.
Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,
Второй раз повернусь – человеком становлюсь.
- Пальчиковая игра
Сидели два медведя, толкались на суку,
Один читал газету, другой молол муку,
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку.
Нос в муке, хвост в муке.
Ухо в кислом молоке. 3 раза
- -Как пойдем гулять?
— Топ-топ!
-Как мы дверь закроем?
-Хлоп!
-Кошка к нам с крылечка
-Прыг.
-Воробьишки:
-Чик-чирик!
-Кошка рада птичкам:
-Мурр.
-Воробьи взлетели
-Фурр.
-Дальше ножками:
-Топ-топ!
— И теперь калиткой:
-Хлоп!
-Как трава шумит?
-Шшш…
-Кто в траве шнряет?
-Мышь.
-На цветке пчела:
-Жу-жу.
-Ветер листьями:
-Шу-шу.
-Речка струйками:
-Трень-брень.
-Здравствуй, яркий светлый день!
Прощание
Занятие 8
Цель: развитие слухового внимания и памяти, моторики
Приветствие
- Рассказ «Рождественская сказка»
Обсуждение, кто герои, какие они, что сначала случилось, что потом? Чем закончилось?
- Физминутка
Как под горкой снег,
И на горке снег,
А под горкой спит медведь
Тише, тише, не шуметь (3 раза)
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
- Хлопки.
На каждый слог-хлопок.
Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно.
Прощание
Занятие 9
Цель: развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции
Приветствие
- Мимическая гимнастика
-улыбнулись широко
-поезд поехал «губы трубочкой» ту-ту
-высунули язык, повернули его в одну сторону, в другую, вверх и вниз.
— кошка умывается, лапки вылизывает.
— губы в одну сторону, в другую, по кругу
-корова жует траву, хорошо разминаем челюсть.
- Пальчиковая игра. Дети говорят вместе с психологом и повторяют движения.
Утро настало,
Солнышко встало.
-Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
-Вставай, Большак!
-Вставай, Указка!
-Вставай, Середка!
-Вставай, Ситротка!
И крошка-Митрошка.
Привет, Ладошка!
Все проснулись, потянулись.
- Игра « я вчера»
Психолог говорит: «Я вчера ездила на метро»
А что вы делали вчера? Дети по очереди говорят, чем они занимались, одно занятие.
Далее, «Я сегодня», Психолог говорит «Я сегодня пойду в театр», дети продолжают.
- Пальчиковая игра
Сидели два медведя, толкались на суку,
Один читал газету, другой молол муку,
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку.
Нос в муке, хвост в муке.
Ухо в кислом молоке. 3 раза
Прощание
Занятие 10
Цель: развитие активной речи, моторики
Приветствие
- Игра «Один-много»
Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»
«Одна собака-много …» , дети заканчивают фразу.
Слова: мышь, корова, ложка, солнышко, свеча, салат, мост, цветок, мыло, кисть, заяц, носик, глаз
- -Добрый день, лягушка!
— Ква!
-Комара поймала?
-Два?
— Как дела, подружка?
— Так…
— Что в корзиночке?
— Пятак!
-Денежка? Зачем?
— Коплю! Платье новое куплю! 2 раза
- Психолог предлагает сочинить сказку.
«Ребята, а давайте придумает сказку, я начну, а вы по очереди продолжите?
Жила была лиса…
Дальше с помощью наводящих вопросов дети составляют по одному предложению. В конце пихолог повторяет все услышанное и составляет сказку.
«Вот какие мы с вами молодцы, какую интересную сказку сочинили»
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
Прощание
Источник
Ирина Хмелюк
Программа по развитию речи для детей (3–4 года)
Пояснительная записка
Возраст от двух до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребенок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.) он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматически форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятым слушателями.
Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
Развитие связной речи. Четвертый год жизни знаменует собой возникновение новых возможностей в развитии связной речи детей. В этом возрасте у ребенка имеется достаточно большой запас представлений, полученных как сенсорным, так и опосредованным способам. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире. Речь активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли ребенка.
Существенную роль в развитии речи детей четвертого года жизни начинают играть опосредованные способы познания мира. Чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы под руководством взрослого значительно обогащают содержание речи и способствуют освоению сложных речевых форм.
Совершенствуются умения пользоваться установленными формами вежливого общения, здороваться, благодарить, называть по имени, извиняться, говорить доброжелательным, спокойным тоном; использовать элементы монологической речи в сообщениях о выполнении поручения, в разговорах с воспитателем, в совместной творческой деятельности по сочинению чистоговорок, договариванию стихов, в пересказе известных текстов с помощью воспитателя.
Ожидаемые результаты освоения программы
По итогам освоения программы дети начнут:
• активно общаться со сверстниками,
• говорить не торопясь, внятно,
• отвечать на вопрос воспитателя,
• освоят умения диалогической речи:
• вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам;
• отвечать на вопросы, обращения;
• сообщать о впечатлениях, побуждениях;
• договариваться о совместной игре;
• участвовать в общем разговоре;
• слушать, не перебивая собеседника, не отвлекаясь от темы беседы.
У детей повысится общий уровень развитие словаря, они начнут:
• активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и др., качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и др. ; предметы рвутся, бьются, размокают);
• называть некоторые материалы (глина, песок, бумага, ткань);
• активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы: названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса и др.);
• активно осваивать и использовать в разговорной практике необходимые для успешного
• общения слова, связанные с этикой общения, культурой поведения, бытовой и практикой и другими необходимыми жизненными проявлениями.
У детей повысится грамматическая правильность речи, они:
• освоят структуру простого предложения, пользуясь системой окончаний для согласования слов;
• научатся строить сложные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами;
• научатся вслушиваться в звучание слов; слышать части слова (окончание, суффикс, приставку, ориентироваться на них в понимании речи, пользоваться ими в словообразовании, а также для выражения разнообразных отношений;
• освоят систему окончаний существительных, прилагательных и глаголов.
В звуковой культуре речи дети овладевают следующими умениями:
• воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;
• читать стихи не крикливо, пользуясь средним темпом речи; говорить громко, чтобы
• слышали окружающие; слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;
• слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук;
• слышать в отдельном слове интонационно выделяемый воспитателем гласный или простой по произношению согласный звук и называть его;
• с помощью воспитателя произносить односложные трехзвуковые слова, интонационно подчеркивая в них нужный простой по артикуляции звук [а, о, у, и, э, м, ф, в, б, п].
Критерии и формы оценки качества занятий
Критериями и формами оценки качества занятий выступают уровни развития речи: низкий, средний, высокий.
Уровень развития речи:
Низкий: -Ребенок понимает речь. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями. От пересказа отказывается. В общение по своей инициативе не вступает. Не владеет формами вежливого речевого общения.
Средний:-Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.
Высокий: Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении. Слышит и интонационно выделяет звук в слове с помощью взрослого.
Диагностика уровня речевого развития
За основу диагностики уровня речевого развития была взята методика О. С. Ушаковой «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками».
Цель методики — выявить умения:
1. Называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?» или «Что это?»;
2. Обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы: «Какой?» или «Какая?»;
3. Называть действия (глаголы, связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: «Что делает? Что можно с ним делать?»;
4. Употреблять обобщающие слова (игрушки);
5. Понимать противоположные значения слов (большой – маленький, громко – тихо, бежать – стоять).
Формы работы с родителями
Важная составляющая в развитии устной речи младших дошкольников – создание предметно-развивающей речевой среды. Родители – активные участники мероприятий по речевому развитию детей. С родителями проводятся совместные мероприятия: обучающие семинары по проведению артикуляционной гимнастики дома, разработка дидактического материала, проведение деловых игр, дней открытых дверей, литературных посиделок, консультации, игры-инсценировки. Формами работы с родителями выступают:
• Анкетирование
• Беседа
• Рекомендации
• Консультации
• Родительские собрания
• Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы и т. п.)
• Участие в проектах
• Информация на сайте ДОУ
В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы (газеты, ширмы) о проведенных мероприятиях.
Для проведения эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций: «О роли родителей в развитие речи ребенка». «Играйте вместе с детьми», «Игра инсценировка как средство развития речи ребенка», «Роль художественной литературы в развитии речи детей», «Развитие речи дошкольников в игре».
Содержание рабочей программы разработано в соответствии с требования ГОС ФК и НРК
Количество занятий (организованная форма обучения) составляет на год – 72 по 2 занятия в неделю в течение 9 месяцев.
2. Учебно-методическое планирование
1. Составление коротких рассказов.
1. «От шалости до беды – один шаг»/3
2. «Знакомим куклу Дашу с нашей группой»/2
3. «Сочиняем сказку»/3
4. «Не ходи, козочка, в лес»/2
5. «Кто как кричит»/2
6. «Про любимого котенка»/2
7. «Вырастала елка»/2
8. «Встречаем гостей»/2
9. «Наши куклы – врачи»/2
10. «Моя любимая мама»/2
11. «Музыкальные игрушки»/2
2. Составление описательных рассказов.
12. «Любуемся красотой осени»/2
13. «Расскажи о фруктах»/4
14. «Как котенок зиме удивится»/2
15. «Опиши игрушки»/2
3. Пересказывание
16. «Что растет на огороде»/2
17. «О моем любимом папе»/2
18. «Кто у нас в группе трудолюбивый»/2
19. «Как лисичка с бычком поссорились»/2
20. «Чтобы хлебушком насладиться надо долго потрудиться»/2
4. Обучение правильно отвечать на вопросы.
21. «Не попади в беду на дороге»/2
22. «Как спасаются звери от стужи»/2
23. «Наши добрые дела»/2
24. «Рассказы о своей семье»/2
25. «Наш город»/2
5. Составление рассказов по картине.
26. «Пожарная машина»/2
27. «К нам пришла весна»/3
28. «Зимой на прогулке»/3
29. «Замечательные цветы»/2
30. «Цыпленок»/2
31. «Как нам транспорт помогает»/3
32. «Игрушки в гостях у детей»/3
Источник