Программа развития речи ребенка 3 лет

Проект программы речевого развития детей 3-4 лет

Пояснительная записка

Общая характеристика программы.

Программа направлена на развитие активной речи  у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять (10) занятий, длительность одного занятия – 15 минут, периодичность проведения занятий – 3 занятия в неделю, продолжительность программы – 3 недели. Реализуется данная программа в дошкольном учреждении, в младшей группе. Форма проведения – групповая.

Актуальность.

В возрасте 3 лет ребенок уже владеет запасом слов (примерно 1000), и в норме пользуется ими активно, стоит предложения, описывает свои действия и переживания словами. В случае недостаточно развитой речи ребенку тяжелее общаться со сверстниками и взрослыми, особенно новыми и еще чужими для ребенка взрослыми. Развитие речи предполагает пополнение запаса слов, умения с ними оперировать, составлять словесные конструкции. При недостаточно развитой речи сложнее усваиваются понятия, не развиваются мыслительные процессы. А также тормозится развитие словесного мышления. Обладая свободной речью ребенку легче встроиться в систему социальных отношений с детьми и взрослыми, тем самым усвоить моральные нормы, этические нормы, познать окружающий мир.

Цель программы: развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развитие активной речи, диалоговой речи

2. развитие голосовых качеств – темпа, тональности, громкости, интонации

3.развитие слухового внимания и памяти

4. развитие мелкой моторики

5. укрепление мышц артикуляции

Планируемый результат.

Ребенок использует речь в повседневной жизни, сопровождает свои действия речью, может выразить словами  свои переживания,  чувства, изменяет слова по числам и падежам, имеет представления о счете, говорит простыми фразами, вступает в речевые диалоги со сверстниками и взрослыми, называет по картинке некоторых животных, может имитировать звуки с разной громкостью, способен изменять интонацию, различает звуки природы, звуки музыкальных инструментов, машин, звуки, издаваемые животными.

Параметры результативности и диагностика:

В качестве критериев эффективности программы используются результаты сравнительного наблюдения за развитием речи.

Для измерения исходного уровня развитости речи использована таблица наблюдения (см. приложение1).

Адресат – воспитанники ДОУ.

  1. Концептуальные компоненты программы.

Направления работы: диагностическое, профилактическое, консультационное.
Принципы программы: принцип непрерывности воздействия, принцип комплексности диагностических и коррекционно-развивающих компонентов, принцип постоянного усложнения материала, принцип учета сложности материала и создания эмоционально комфортной среды.

Поурочно-тематический план

Тема/упражнения

Цель

1

Стихи-диалоги, пальчиковая игра, дыхательная гимнастика, чтение рассказа, хоровод

Развитие диалоговой речи, различения интонации, слухового восприятия и памяти, моторики

2

Волшебный мешочек, Кто как говорит?

Стих-диалог

Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы

Приветствие

3

Слушание рассказа, аппликация, пальчиковая игра

развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики

4

Слушание рассказа, пальчиковая игра, физминутка

развитие диалоговой речи, моторики

5

Звуки леса, деревни, города. Хоровод, пальчиковая игра, игра «Хлопки»

развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи

6

Волшебный мешочек, игра «кто как говорит», хоровод, игра «Один – много»

развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса

7

Звуки детского сада, стройки, праздника, Стих-диалог, пальчиковая игра

развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации

8

Слушание рассказа, физминутка, пальчиковая игра, игра «Хлопки»

развитие слухового внимания и памяти, моторики

9

Мимическая гимнастика, пальчиковые игры, игра «Я вчера..»

развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции

10

Игра «олдин-много», стих-диалог, придумывание сказки, пальчиковая игра

развитие активной речи, моторики

Заключение.

В возрасте трех лет ребенок начинает усваивать нормы общественных отношений, и ему необходимы новые системы обозначения своих чувств, желаний. Если ребенок может сказать об этом вслух, то его общение со взрослыми и сверстниками проходит продуктивно. Общаясь и выражая свои чувства и потребности понятно, ребенок чувствует, что его понимают не только дома, но  в детском саду, на улице. Тем самым учится выстраивать отношения к себе и миру, людям. Также речь помогает становлению памяти, мышления, интеллекта. Оперируя словами, ребенок развивается умственно. Без речевых навыков, становится невозможным освоение счета, чтения, письма. А также успешное освоение речи ребенком – это предпосылки к развитию словесного мышления, становления логики.

«Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

  К. Д. Ушинский

Список литературы:

  1. Ирина Асеева «Стихи-болтушки»
  2. Кулагина М. «Возрастная психология»
  3. Ларечина Елена «Развивающие занятия для детей» (Счастливый малыш)
  4. Янушко Елена «Новый ребенок»

Занятие 1

Развитие диалога, мелкой моторики, интонации, слуховой памяти и восприятия.

Приветствие:

Вот звенит звоночек.

-Здравствуй, мой дружочек!

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Девченки и мальчишки.

  1. Психолог читает вслух стих, а дети рифмуют недостающие слова. Работа с книгой.

-Добрый день, лягушка!

— Ква!

-Комара поймала?

-Два?

— Как дела, подружка?

— Так…

— Что в корзиночке?

— Пятак!

-Денежка? Зачем?

— Коплю! Платье новое куплю! 2 раза

     2.    Пальчиковая игра

«Наши пальчики бежали, прыг-скок, прыг-скок, ох как быстренько бежали прыг-скок, прыг-скок, спотыкнулись и упали!  Повторить 2 раза.

3.Психолог читает вслух рассказ «Сказка в лесу», с. 38. Работа с книгой. После спрашивает, оком, очем рассказ, понравился ли, кто герои?

4. А теперь возьмем наших пчелок на ниточках и подуем, подуем, чтобы они полетели. Ну-ка у кого пчелки улетели?

5. Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

Прощание.

Вот звенит звонок опять, убегаем мы играть.

Занятие 2

Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы

Приветствие

  1. Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.
  2. Кто как говорит? Один ребенок из группы подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.

3. Ведущий читает стих, дети хором отвечают в рифму

-Как пойдем гулять?

    — Топ-топ!

-Как мы дверь закроем?

-Хлоп!

-Кошка к нам с крылечка

-Прыг.

— Воробьишки:

-Чик-чирик!

-Кошка рада птичкам:

-Мурр.

-Воробьи взлетели

-Фурр.

-Дальше ножками:

-Топ-топ!

— И теперь калиткой:

-Хлоп!

-Как трава шумит?

-Шшш…

-Кто в траве шнряет?

-Мышь.

-На цветке пчела:

-Жу-жу.

-Ветер листьями:

-Шу-шу.

-Речка струйками:

-Трень-брень.

-Здравствуй, яркий светлый день!

4. Пальчиковая игра

Утро настало,

Солнышко встало.

-Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

-Вставай, Большак!

-Вставай, Указка!

-Вставай, Середка!

-Вставай, Ситротка!

И крошка-Митрошка.

Привет, Ладошка!

Все проснулись, потянулись.

Прощание

Занятие 3

Цель: развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики

Приветствие

  1. Рассказ о зайце (с.38.)
  2. Аппликация «Заяц», материал: двусторонний скотч, картон, вата, маркер.

После сказки дети и ведущий обсуждают, о ком эта сказка, кто герои, почему шуба у зайца зимой белая.

Далее к заранее приготовленным силуэтам зайцев из двустороннего скотча дети приклеивают вату, и маркером рисуют ему глаза и нос.

  1. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

Прощание

Занятие 4

Цель: развитие диалоговой речи, моторики

Приветствие

  1. Рассказ «Рождественская сказка». Далее обсуждение,  чем рассказ, кто герои?
  2.  Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

  1. Физминутка: Как под горкой снег,

И на горке снег,

А под горкой спит медведь

Тише, тише, не шуметь (3 раза)

Прощание

Занятие 5

Цель: развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи

Приветствие

  1. Звуки леса, деревни, города

Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:

Один раз повернусь- и холодным становлюсь,

А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.

Далее дети представляя себя снежинками, сидя на стульях, закрывают глаза.

Ведущий говорит:  Летим мы, снежинки, над лесом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на ветку и слышим. Фонограмма « Звуки зимнего леса»

Далее снежинки открывают глаза и ведущий спрашивает, что дети услышали, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в лесу.

Далее снежинки летят на ферму. Фонограмма «звуки фермы», Дальше в город. И  также обсуждают, что они слышали, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.

Потом ведущий предлагает расколдоваться.

Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,

Второй раз повернусь – человеком становлюсь.

  1. Хоровод

Малыши по лесу ходят

И следы они находят.

Видят малыши — следы на снегу:

Черточка и еще две,

Это птичка снегирек- синяя шапочка,

Красная грудка

И веселый хвостик.

По снежочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык,

Мы дадим им хлебные крошечки.

Птичка поклевала,

Спасибо сказала

И дальше полетела.

  1. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

  1. Хлопки.

На каждый слог-хлопок.

Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно,

Занятие 6

Цель: развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса

Приветствие

  1. Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.
  2. Кто как говорит? Один ребенок из группы подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.

После того, как дети покажут 3-4 животных, психолог предлагает показать пароход, поезд, автомобиль, лодку, грузовик

Далее диалог, какой транспорт самый шумный, какой тихий?

  1. Игра «Один-много»

Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»

«Одна собака-много …» , дети заканчивают фразу.

Слова: снежинка, цыпленок, яйцо, бочка, радуга, кружка, стол, лист, бабочка, звонок.

  1. Разминка — Хоровод

Малыши по лесу ходят

И следы они находят.

Видят малыши — следы на снегу:

Черточка и еще две,

Это птичка снегирек- синяя шапочка,

Красная грудка

И веселый хвостик.

По снежочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык,

Мы дадим им хлебные крошечки.

Птичка поклевала,

Спасибо сказала

И дальше полетела.

Прощание

Занятие 7

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации

Приветствие

  1. Звуки детского сада, стройки, праздника

Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:

Один раз повернусь- и холодным становлюсь,

А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.

Далее дети представляя себя снежинками, сидя на стульях, закрывают глаза.

Ведущий говорит:  Летим мы, снежинки, над детским садом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на крышу и слышим. Фонограмма « Детские голоса»

Далее снежинки открывают глаза и ведущий спрашивает, что дети услышали, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в детском саду.

Далее снежинки летят на стройку. Фонограмма «Стройка», обсуждаем, какие инструменты, сколько людей, какая техника. Дальше на праздник. И  также обсуждают, что они слышали, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.

Потом ведущий предлагает расколдоваться.

Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,

Второй раз повернусь – человеком становлюсь.

  1. Пальчиковая игра

Сидели два медведя, толкались на суку,

Один читал газету, другой молол муку,

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

Нос в муке, хвост в муке.

Ухо в кислом молоке. 3 раза

  1. -Как пойдем гулять?

    — Топ-топ!

               -Как мы дверь закроем?

-Хлоп!

-Кошка к нам с крылечка

-Прыг.

-Воробьишки:

-Чик-чирик!

-Кошка рада птичкам:

-Мурр.

-Воробьи взлетели

-Фурр.

-Дальше ножками:

-Топ-топ!

— И теперь калиткой:

-Хлоп!

-Как трава шумит?

-Шшш…

-Кто в траве шнряет?

-Мышь.

-На цветке пчела:

-Жу-жу.

-Ветер листьями:

-Шу-шу.

-Речка струйками:

-Трень-брень.

-Здравствуй, яркий светлый день!

Прощание

Занятие 8

Цель: развитие слухового внимания и памяти, моторики

Приветствие

  1. Рассказ «Рождественская сказка»

Обсуждение, кто герои, какие они, что сначала случилось, что потом? Чем закончилось?

  1. Физминутка

Как под горкой снег,

И на горке снег,

А под горкой спит медведь

Тише, тише, не шуметь (3 раза)

  1. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

  1. Хлопки.

На каждый слог-хлопок.

Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно.

Прощание

Занятие 9

Цель: развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции

Приветствие

  1. Мимическая гимнастика

-улыбнулись широко

-поезд поехал «губы трубочкой» ту-ту

-высунули язык, повернули его в одну сторону, в другую, вверх и вниз.

— кошка умывается, лапки вылизывает.

— губы в одну сторону, в другую, по кругу

-корова жует траву, хорошо разминаем челюсть.

  1. Пальчиковая игра. Дети говорят вместе с психологом и повторяют движения.

Утро настало,

Солнышко встало.

-Эй, братец Федя, 

Разбуди соседей!

-Вставай, Большак!

-Вставай, Указка!

-Вставай, Середка!

-Вставай, Ситротка!

И крошка-Митрошка.

Привет, Ладошка!

Все проснулись, потянулись.

  1. Игра « я вчера»

Психолог говорит: «Я вчера ездила на метро»

А что вы делали вчера? Дети по очереди говорят, чем они занимались, одно занятие.

Далее, «Я сегодня», Психолог говорит «Я сегодня пойду в театр», дети продолжают.

  1. Пальчиковая игра

Сидели два медведя, толкались на суку,

Один читал газету, другой молол муку,

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

Нос в муке, хвост в муке.

Ухо в кислом молоке. 3 раза

Прощание

Занятие 10

Цель: развитие активной речи, моторики

Приветствие

  1. Игра «Один-много»

Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»

«Одна собака-много …» , дети заканчивают фразу.

Слова: мышь, корова, ложка, солнышко, свеча, салат, мост, цветок, мыло, кисть, заяц, носик, глаз

  1. -Добрый день, лягушка!

— Ква!

-Комара поймала?

-Два?

— Как дела, подружка?

— Так…

— Что в корзиночке?

— Пятак!

-Денежка? Зачем?

— Коплю! Платье новое куплю! 2 раза

  1. Психолог предлагает сочинить сказку.

«Ребята, а давайте придумает сказку, я начну, а вы по очереди продолжите?

Жила была лиса…

Дальше с помощью наводящих вопросов дети составляют по одному предложению. В конце пихолог повторяет все услышанное и составляет сказку.

«Вот какие мы с вами молодцы, какую интересную сказку сочинили»

  1. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

Прощание

Источник

Ирина Хмелюк
Программа по развитию речи для детей (3–4 года)

Пояснительная записка

Возраст от двух до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребенок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.) он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматически форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятым слушателями.

Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Развитие связной речи. Четвертый год жизни знаменует собой возникновение новых возможностей в развитии связной речи детей. В этом возрасте у ребенка имеется достаточно большой запас представлений, полученных как сенсорным, так и опосредованным способам. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире. Речь активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли ребенка.

Существенную роль в развитии речи детей четвертого года жизни начинают играть опосредованные способы познания мира. Чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы под руководством взрослого значительно обогащают содержание речи и способствуют освоению сложных речевых форм.

Совершенствуются умения пользоваться установленными формами вежливого общения, здороваться, благодарить, называть по имени, извиняться, говорить доброжелательным, спокойным тоном; использовать элементы монологической речи в сообщениях о выполнении поручения, в разговорах с воспитателем, в совместной творческой деятельности по сочинению чистоговорок, договариванию стихов, в пересказе известных текстов с помощью воспитателя.

Ожидаемые результаты освоения программы

По итогам освоения программы дети начнут:

• активно общаться со сверстниками,

• говорить не торопясь, внятно,

• отвечать на вопрос воспитателя,

• освоят умения диалогической речи:

• вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам;

• отвечать на вопросы, обращения;

• сообщать о впечатлениях, побуждениях;

• договариваться о совместной игре;

• участвовать в общем разговоре;

• слушать, не перебивая собеседника, не отвлекаясь от темы беседы.

У детей повысится общий уровень развитие словаря, они начнут:

• активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и др., качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и др. ; предметы рвутся, бьются, размокают);

• называть некоторые материалы (глина, песок, бумага, ткань);

• активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы: названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса и др.);

• активно осваивать и использовать в разговорной практике необходимые для успешного

• общения слова, связанные с этикой общения, культурой поведения, бытовой и практикой и другими необходимыми жизненными проявлениями.

У детей повысится грамматическая правильность речи, они:

• освоят структуру простого предложения, пользуясь системой окончаний для согласования слов;

• научатся строить сложные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами;

• научатся вслушиваться в звучание слов; слышать части слова (окончание, суффикс, приставку, ориентироваться на них в понимании речи, пользоваться ими в словообразовании, а также для выражения разнообразных отношений;

• освоят систему окончаний существительных, прилагательных и глаголов.

В звуковой культуре речи дети овладевают следующими умениями:

• воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;

• читать стихи не крикливо, пользуясь средним темпом речи; говорить громко, чтобы

• слышали окружающие; слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;

• слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук;

• слышать в отдельном слове интонационно выделяемый воспитателем гласный или простой по произношению согласный звук и называть его;

• с помощью воспитателя произносить односложные трехзвуковые слова, интонационно подчеркивая в них нужный простой по артикуляции звук [а, о, у, и, э, м, ф, в, б, п].

Критерии и формы оценки качества занятий

Критериями и формами оценки качества занятий выступают уровни развития речи: низкий, средний, высокий.

Уровень развития речи:

Низкий: -Ребенок понимает речь. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями. От пересказа отказывается. В общение по своей инициативе не вступает. Не владеет формами вежливого речевого общения.

Средний:-Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.

Высокий: Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении. Слышит и интонационно выделяет звук в слове с помощью взрослого.

Диагностика уровня речевого развития

За основу диагностики уровня речевого развития была взята методика О. С. Ушаковой «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками».

Цель методики — выявить умения:

1. Называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?» или «Что это?»;

2. Обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы: «Какой?» или «Какая?»;

3. Называть действия (глаголы, связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: «Что делает? Что можно с ним делать?»;

4. Употреблять обобщающие слова (игрушки);

5. Понимать противоположные значения слов (большой – маленький, громко – тихо, бежать – стоять).

Формы работы с родителями

Важная составляющая в развитии устной речи младших дошкольников – создание предметно-развивающей речевой среды. Родители – активные участники мероприятий по речевому развитию детей. С родителями проводятся совместные мероприятия: обучающие семинары по проведению артикуляционной гимнастики дома, разработка дидактического материала, проведение деловых игр, дней открытых дверей, литературных посиделок, консультации, игры-инсценировки. Формами работы с родителями выступают:

• Анкетирование

• Беседа

• Рекомендации

• Консультации

• Родительские собрания

• Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы и т. п.)

• Участие в проектах

• Информация на сайте ДОУ

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы (газеты, ширмы) о проведенных мероприятиях.

Для проведения эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций: «О роли родителей в развитие речи ребенка». «Играйте вместе с детьми», «Игра инсценировка как средство развития речи ребенка», «Роль художественной литературы в развитии речи детей», «Развитие речи дошкольников в игре».

Содержание рабочей программы разработано в соответствии с требования ГОС ФК и НРК

Количество занятий (организованная форма обучения) составляет на год – 72 по 2 занятия в неделю в течение 9 месяцев.

2. Учебно-методическое планирование

1. Составление коротких рассказов.

1. «От шалости до беды – один шаг»/3

2. «Знакомим куклу Дашу с нашей группой»/2

3. «Сочиняем сказку»/3

4. «Не ходи, козочка, в лес»/2

5. «Кто как кричит»/2

6. «Про любимого котенка»/2

7. «Вырастала елка»/2

8. «Встречаем гостей»/2

9. «Наши куклы – врачи»/2

10. «Моя любимая мама»/2

11. «Музыкальные игрушки»/2

2. Составление описательных рассказов.

12. «Любуемся красотой осени»/2

13. «Расскажи о фруктах»/4

14. «Как котенок зиме удивится»/2

15. «Опиши игрушки»/2

3. Пересказывание

16. «Что растет на огороде»/2

17. «О моем любимом папе»/2

18. «Кто у нас в группе трудолюбивый»/2

19. «Как лисичка с бычком поссорились»/2

20. «Чтобы хлебушком насладиться надо долго потрудиться»/2

4. Обучение правильно отвечать на вопросы.

21. «Не попади в беду на дороге»/2

22. «Как спасаются звери от стужи»/2

23. «Наши добрые дела»/2

24. «Рассказы о своей семье»/2

25. «Наш город»/2

5. Составление рассказов по картине.

26. «Пожарная машина»/2

27. «К нам пришла весна»/3

28. «Зимой на прогулке»/3

29. «Замечательные цветы»/2

30. «Цыпленок»/2

31. «Как нам транспорт помогает»/3

32. «Игрушки в гостях у детей»/3

Источник