Программа развития ребенка в ясельной группе

Наташа Владимировна Романченко
Рабочая образовательная программа ясельной группы

Рабочая образовательная программа ясельной группы

на 2015 — 2016 учебный год

Пояснительная записка

Основу проекта рабочей программы составляет подбор материалов для развернутого перспективного планирования, составленного по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьёвой.

Целью проекта рабочей программы является:

• создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

• формирование основ базовой культуры личности;

• всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

• формирование общей культуры,

• подготовка ребенка к жизни в современном обществе,

• обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи программы:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психологических и других особенностей (в том числе с ограниченными возможностями здоровья);

3. Обеспечение преемственности целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках рабочей программы;

4. Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей (коррекционные группы или группы где есть дети с особыми потребностями (индивидуальные программы);

8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа предусматривает решение программных задач в самостоятельной и совместной деятельности взрослого и детей, не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Вариант (проект) рабочей программы прописан по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. (ФГОС ДО). Рабочий вариант программы предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования «Радуга».

Содержание пяти образовательныхобластей распределено по основным направлениям: «Физическое развитие» («Здоровье», «Физическая культура»); «Социально – коммуникативное развитие» («Социализация», «Труд», «Безопасность»); «Познавательное развитие» — («Окружающий мир», «Формирование элементарных математических представлений» «Речевое развитие»(«Коммуникация», «Развитие детской речи», «Чтение художественной литературы»); «Художественно-эстетическое развитие» («Художественное творчество», «Музыка»). По каждому направлению определены программные задачи интегрируемых направлений и целевые ориентиры детского развития. В проекте рабочей программе представлен план организации деятельности детей на прогулке.

Читайте также:  Критические периоды развития ребенка выготский

В этом варианте программы определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры развития ребенка.

Проект программы является «открытым» и может включать в себя целесообразные дополнения и изменения.

Цели программы реализуются в процессе разнообразныхвидов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей Программыпервостепенное значение имеют:

• успешная адаптация детей к условиям ДОУ

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

•вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать

творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Основой к структуре разработки рабочей программы являются ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Феде-рации №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении ФГОС ДО).

Данная программа разработанав соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72;

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

* Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятель-ности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

* Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта до-школьного образования»

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования.

• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

• Устав МБДОУ.

В программу включены все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми, направленные на всестороннее воспитание и развитие дошкольников.

В каждом разделе программы представлены программные цели и задачи соответствующего направления работы с детьми, раскрывается содержание деятельности, осуществляемой в разнообразных формах в соответствии с нормами времени, определенными СанПиНом 2.4.1.2606-10 для каждой возрастной группы.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка с овз для родителей

Предметно-развивающая среда групп организована с учетом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами в специально оборудованных зонах. Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Предусмотрено место для временного уединения дошкольника. В группах организуется рациональный двигательный режим путем чередования разнообразной активной деятельности и отдыха.

Формы работы с детьми – игровая деятельность, интегративная детская деятельность, беседа, рассказ, чтение, образовательная деятель-ность, совместная деятельность взрослого и детей на основе проектной деятельности, самостоятельная. Формы организации детей — груп-повая, подгрупповая, индивидуальная.

Виды деятельности как психологической категории подразделяются в соответствии с тем, какой мотив лежит в их основе.В качестве самостоятельных видов выделяется:

-познавательная деятельность, результатом которой являются новые знания самого ребёнка, а к концу периода дошкольного детства та-кое новообразование, как первичная связная картина мира.Овладение способами познавательной деятельности предполагает:

Формирование первичных навыков работы с информацией, получаемой из различных источников (вербальных и наглядных);

Формирование мыслительных операций анализа, обобщения, нахождения закономерностей;

Овладение начальными формами исследования и наблюдения;

— деятельность общения, которая может иметь разное содержание (личное, деловое) и характер (ситуативный и внеситуативный);

разнообразную продуктивную деятельность, направленную на продуктивную деятельность (рисунок, скульптурная фигурка, изделия, постройки) или результата — труд;

— игровую деятельность – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста;

— учебную деятельность,- в дошкольном возрасте необходимо сформировать её предпосылки.

Источник

Наталия Сёмина
Методическое пособие «Развивающие занятия для ясельной группы».

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения – это ранний детский возраст от одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем,что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребенок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно, способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Через речь, которой ребенок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. А процесс развития речи неотъемлемо связан с развитие мелкой моторики руки. Развивая мелкую моторику рук, мы параллельно оказываем благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка. Именно поэтому особое внимание на занятиях следует уделять продуктивной деятельности.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребенка определенных личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях. В процессе игры ребенок будет создавать для себя жизненные стереотипы, которыми он будет руководствоваться во взрослом возрасте.

Читайте также:  Развитие по месяцам глубоко недоношенного ребенка

Я предлагаю развивающие занятия с детьми ясельной группы (1,5-2 лет). Занятия проводятся в группе численностью 5-8 человек. Ребенок раннего возраста «работает на подражание», то есть развитие в возрасте от 1,5 до 3 лет идет наиболее активно, если рядом взрослый человек делает все вместе с ребенком. Малыш чувствует себя комфортно, защищено и в тоже время получает новую информацию, которую ему помогает усвоить взрослый. Поэтому психолог должен принимать активное участие в занятии: вместе ползать по коврику, строить башенки, танцевать, кормить кукол, петь. Способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка.

Основная цель занятий – полноценное развитие ребенка раннего возраста с использованием опыта народной педагогики и современных педагогических методик.

На занятияхрешаются следующие задачи:

Становление правильной речи

Развитие мышления

Развитие умение сосредоточивать и удерживать внимание

Углубление знаний об окружающем мире

Оздоровление детей

Развитие двигательной активности

Развитие общей и мелкой моторики

Пробуждение интереса к творчеству

Занятия проводятся в вечернее время. Длительность занятия 10 минут. Смена деятельности на занятии не дает малышам почувствовать усталость.

Особое внимание на занятиях уделяется продуктивной деятельности и пальчиковой гимнастики. Ведь именно в этих видах деятельности мелкая моторика развивается более активно.

Занятия построены на основе сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». К детям приходят в гости сами сказки и герои из этих сказок с разными интересными играми. Занятия проводятся один раз в неделю. Потом в течение недели материал, полученный на занятии,закрепляется: проводятся игры, беседы, наблюдения, чтение сказок.

Наглядный материал на занятии должен быть ярким, крупным и безопасным для детей. А еще прочным, чтобы каждый ребенок мог лично познакомиться с курочкой Рябой или Колобком. Приветствуются натуральные цвета, так как в этом возрасте необходимо дать ребенку адекватные понятия об окружающем мире (не бывает синих кошек и зеленых медведей).

Когда малыш приходит в детский сад, ему необходимо адаптироваться к новым условиям. У всех детей процесс адаптации проходит по-разному. Поэтому в сентябре психолог наблюдает за адаптацией ребенка, знакомится с ним.

Исходя из этого, занятия рекомендуется начинать с октября. Курс заканчивается в апреле. В мае месяце психолог проводит досуги, игры, диагностику.

Как уже говорилось, процесс адаптации у всех детей проходит по-разному. Поэтому первоначально не обязательно всех детей включать в занятие. Ничего страшного, если сначала ребенок понаблюдает.

Особо хочется сказать об атмосфере занятия. В этом возрасте очень ярко видно, что каждый ребенок – индивидуальность. И первая заповедь педагога-психолога должна быть как первая заповедь у врача – «не навреди». Наша задача – помочь развитию этой индивидуальности, а не стремление нивелировать ее, сделать ребенка «таким как все». Поэтому понятие дисциплины у нас очень относительное. Нужно стараться, чтобы дети были постоянно включены в конструктивную деятельность, но если все хотят строить дом, а один ребенок не хочет. Он хочет покататься на машине. Пусть тихонько идет и катается, ведь это никому не помешает.

Я привожу примерные конспекты занятий. Естественно, что они могут корректироваться в зависимости от особенностей вашей группы.

Источник