Программа развития ребенка в доме ребенка
Светлана Колганова
Проект программы развития «Малыши-крепыши» для детей дома ребенка с 9 месяцев до года
Проект разработан на основе «Программы воспитания и обучения детей в доме ребёнка» Р. В. Ямпольской, Э. Л. Фрухт.
Разрабатывая проект программы, мы убедились, что задача состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов его развития, а в обеспечении своевременного и полноценного физического и психического развития, оптимального состояния здоровья детей, подготовка их к жизни в обществе, облегчение социальной адаптации, в создании каждому ребёнку условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей, его неповторимости и самобытности.
Особенностью детей раннего возраста является потребность в общении со взрослыми, двигательной активности, сенсорных впечатлениях.
Концепция моей программы– найти эмоциональный отклик в сердце ребёнка, быть понятой и созвучной детской природе, участвовать в формировании и удовлетворении потребностей каждого ребёнка в общении, стать путеводной звёздочкой для ребёнка в развитии сенсорных впечатлениях и двигательной активности, положительных эмоциях, играющих огромную роль в развитии детей.
Мой девиз: «Эмоциональное общение с детьми – путь к формированию у них позитивного восприятия мира».
Эти слова определяют все между собой взаимосвязанные линии развития ребёнка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Программа воспитания детей от 9 месяцев до 1 года.
Задачи:
Приучать к самостоятельности при проведении процесса кормления и активности во всех режимных процессах.
Учить понимать речь взрослого, расширять запас понимаемых слов, формировать обобщения в понимаемой речи, учить выполнять простые поручения и правильно реагировать на слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно».
Поддерживать речевую активность, вызывать подражание звукам и слогам, учить произносить 6-10 «облегченных» слов и пользоваться ими.
Обобщать сенсорный опыт ребёнка. Учить действовать с игрушками, подражая взрослому и по речевой инструкции, увеличивать количество действий.
Развивать движения, учить ходить.
Формировать положительное эмоциональное отношение к взрослым и детям, воспитывать положительные взаимоотношения между детьми. Воспитывать интерес к окружающей жизни, к животным и растениям.
Программа разделена на блоки:
• Речевое развитие –
а) понимание обращенной речи; б) собственная речь, словарный запас.
• Познавательное развитие – а) развитие действий с предметами: интерес к игрушкам и действия с ними; б) запас сведений об окружающем;
• Сенсорное развитие – а) функциональные возможности кистей и пальцев рук; б) развитие слухового восприятия и звуковой активности.
• Физическое развитие – развитие движений и двигательной активности.
• Развитие эмоций и социальных навыков.
• Навыки самообслуживания – управление собой.
Развитие ребенка от 9 месяцев до 1 года.
9 месяцев:
В этом возрасте ребенок тянется к общению со сверстниками. Он с удовольствием играет с другим ребёнком, подражает ему, «разговаривает» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Основным способом передвижения остаётся ползание. Иногда ребёнок ползает быстрее, чем бегает взрослый. Время позаботиться о безопасности: убрать с доступных мест все бьющиеся предметы, горшки с цветами, обезопасить электрические розетки и др.
10 месяцев:
Идёт совершенствование полученных навыков – ребёнок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где?», «дай» отыскивает нужный предмет. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками.
11 месяцев:
Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов «ба-ба», «дай», «бай-бай». Лепет ребёнка становится более разнообразным и сложным. Малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки – движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить.
12 месяцев:
В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает её в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется с каждым днём, у некоторых детей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается, действует с различными предметами.
Режим детей от 9 месяцев до 1 года.
Бодрствование
6.30 – 9.00
12.00 – 14.00
16.00 – 20.00
Кормление
7.30
12.00
16.00
19.00
24.00 (по назначению)
Сон
9.00 – 11.30
14.00 – 16.00
20.00 – 6.30
Обед дети получают по мере пробуждения после первого дневного сна.
Полдник можно дать после второго дневного сна или перед ним.
Фруктовый компот следует давать перед первым дневным сном.
Сок рекомендуется давать после второго дневного сна.
Дети этого возраста в тёплую погоду обязательно должны гулять 2-3 раза в день на открытом воздухе (в манеже или в специально огороженном месте на настиле).
Купание — перед ночным сном 2-3 раза в неделю.
Массаж – после 1-го или 2-го дневного сна (перед кормлением) или 30-40 минут после кормления.
Занятия с детьми от 9 месяцев до 1 года.
Сетка занятий на неделю.
Дни недели
1 период бодрствования
8.30
12.45
2 период бодрствования
13.30
3 период бодрствования
17.00
Понедельник
1. Развитие понимания речи (подражание звукам и действиям)
2. Игры для развития движений
3. Развитие действий с предметами
Вторник
1. Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем
2. Музыкальное занятие
3. Выполнение простых игровых действий
Среда
1. Развитие понимания речи (подражание звукам и действиям)
2. Игры для развития движений
3. Развитие действий с предметами
Четверг
1. Показ – развлечение
2. Музыкальное занятие
3. Выполнение простых игровых действий
Пятница
1. Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем
2. Игры-развлечения с заводными и музыкальными игрушками
3. Развитие действий с предметами
Суббота
1. Развитие понимания речи (подражание звукам и действиям)
2. Игры для развития движений
3. Выполнение простых игровых действий
Воскресенье
1. Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем
2. Игры – развлечения
3. Развитие действий с предметами
Индивидуальные занятия проводятся ежедневно.
Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем: находить игрушку по просьбе, выполнять простые поручения, выполнять одно и тоже действие с разными игрушками, понимать названия действий с предметами, знакомить с именами окружающих и др.
Развитие понимания речи, подражание звукам и действиям: показ сюжетных игрушек в действии, вызывать подражание новым слогам и первым словам, побуждать ребенка при общении пользоваться осмысленным звукоподражанием и облегченными словами.
Источник
Татьяна Терехова
Оформление плана воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста, живущих в Доме ребенка
Учитывая особенности состояния здоровья и развития детей в Доме ребенка, вся организация работы учреждения должна быть направлена на формирование и удовлетворение потребностей каждого ребенка в общении с взрослыми, являющимися источником развития, в сенсорных впечатлениях и двигательной активности, положительных эмоциях, играющих огромную роль в развитии детей.
Медицинская и педагогическая грамотность, мастерство, высокая нравственность, культура воспитателя, любовь к детям – важнейшее условие обеспечения всестороннего воспитания и создания хорошего психологического климата в группах.
Основное условие реализации Программы воспитания и обучения детей в Доме ребенка в том, что педагоги реализуют основной педагогический принцип – единство и взаимосвязь всех видов деятельности с учетом последних достижений педагогической науки, педагогики раннего возраста, детской психологии, требований ФГОС. Для этого воспитатели, музыкальный руководитель, учителя – дефектологи, педагог – психолог должны планировать свою работу в тесном контакте.
Итак общие требования к плану воспитательной работы.
1. Оформление:
— титульный лист (План воспитательно – образовательной работы в группе №)
— список воспитателей, работающих на группе.
— график написания плана.
Например: ФИО вос — ля – июль, октябрь, январь, апрель
ФИО вос – ля – февраль, май, август, ноябрь
ФИО вос – ля – март, июнь, сентябрь, декабрь
Или оформить таблицей.
2. Список детей:
ФИ ребенка Ответ. вос – ль Дата рождения Возраст на данный месяц Группа развития
План воспитательной работы в группах раннего возраста состоит из двух частей.
1 часть. Определяется объем и направленность работы (задачи) на 1 месяц в группах первого года жизни и на три месяца в группах второго и третьего года жизни, т. е. на один квартал (перспективный план). Учитываются условия работы, уровень развития детей и индивидуальные особенности их поведения. При этом особое внимание уделяется формированию ведущих линий развития. Например: на втором году жизни – умение ходить, говорить, действовать с предметами; на третьем году жизни – развитие самостоятельности.
2 часть. План занятий и организация бодрствования детей.
Составляется в соответствии с возрастными требованиями Программы воспитания и обучения детей в доме ребенка.
— с детьми со 2 – го месяца жизни проводятся ежедневно во втором и третьем отрезках бодрствования индивидуальные занятия.
Виды занятий:
1. Занятия по развитию зрительного и слухового сосредоточения и слежения.
2. Развитие ответных эмоционально – положительных реакций.
3. Развитие движений рук.
4. Развитие гуления.
5. Развитие умения удерживать голову в горизонтальном и вертикальном положении.
6. Развитие упора ног.
7. Музыкальные занятия.
— от 3 до 6 месяцев занятия проводить во 2-ой, 3-ий, 4-ый отрезки бодрствования.
Виды занятий:
1. Развитие зрительного и слухового восприятия.
2. Развитие эмоционально – положительных ответных реакций.
3. Развитие гуления и лепета.
4. Развитие движений руки.
5. Развитие движений, подготавливающих к ползанию.
6. Укрепление упора ног.
7. Музыкальные занятия.
При планировании периода бодрствования необходимо указывать:
— смену игрушек
— смену картин, макетов
— какие используются потешки, попевки
— диагностика нервно – психического развития
— индивидуальная работа
— от 6 до 9 месяцев занятия проводить во 2-ой, 3-ий, 4-ый отрезки бодрствования.
Виды занятий:
1. Индивидуальные занятия:
— развитие понимания речи и обогащение ребенка впечатлениями
— развитие лепета и способности подражать новым слогам
— развитие действий с предметами; сенсорное развитие
— развитие движений
2. Подгрупповые занятия:
— развитие понимание речи
— развитие внимания и развлечение детей
— музыкальные занятия.
— от 9 до 1 года.
Занятия планируются индивидуальные и групповые во все отрезки бодрствования. Проводятся в свободное от кормления и гигиенических процедур время, там, где дети бодрствуют, для занятий с дидактическим материалом детей старше 10 месяцев следует иногда сажать за стол.
Виды занятий:
1. Индивидуальные занятия:
— развитие понимания речи и расширение ориентировки в окружающем
— развитие активной речи
— развитие действий с предметами
— развитие движений
— занятия для улучшения эмоционального состояния.
2. Подгрупповые занятия:
— для развития понимания речи и ориентировки в окружающем
— для развития понимания речи, подражания звукам и действиям
— для развития движений
— игры – развлечения
— музыкальные занятия
Примерный план групповых занятий с детьми в Программе на странице 27. Следовательно, появляется потребность в составлении сетки занятий, которую воспитатели пишут на 1 месяц, ориентируясь на примерное распределение занятий по Программе на странице 27.
При планировании периода бодрствования необходимо указывать:
— создание условий
— внесение игрушек – забав
— внесение новой картины
— обучение игровым действиям
— наблюдение живых объектов
— рассматривание комнатных растений
— рассматривание макета (по теме)
— индивидуальная работа
— диагностика нервно – психического развития детей.
Второй год жизни
— с детьми от 1 года до 1года 6 месяцев индивидуальные занятия проводятся во время самостоятельной деятельности других детей во 2-ом и 3-ем отрезках бодрствования 4 – 5 раз в неделю с каждым ребенком. С детьми этого возраста проводятся в основном занятия по подгруппам (2 – 3 ребенка). В течение дня дети занимаются 4 раза. Одно занятие проводится после завтрака, утром, два – днем, после обеда, одно вечером, в третьем отрезке бодрствования.
План занятий составляется на одну неделю и повторяется в течение месяца. Каждое занятие повторяется 2 – 3 раза в течение недели, т. е. проводится через 1 – 2 дня.
Виды занятий:
— развитие понимания речи
— развитие активной речи
— занятия по развитию действий с предметами и сенсорному развитию
— занятия с дидактическим материалом и дидактическими игрушками (от 1 года до 1 года 3 месяцев)
— занятия с предметами – орудиями
— занятия по развитию движений
— занятия со строительным материалом
— музыкальные занятия
Перечень видов занятий на неделю с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев
1. Развитие речи и ориентировки в окружающем
2.- показы, инсценировки, показ животных и т. д.
— экскурсии по группе
— занятия по картинкам
— рассказывание без показа
— дидактические игры
3. Развитие действий с предметами и сенсорное развитие
4. Занятия со строительным материалом
5. Развитие движений
— подвижные игры – ежедневно
6. Игры – развлечения
7. Музыкальные занятия
Кроме подгрупповых, во вторую половину дня планируются и индивидуальные занятия.
Примерная сетка занятий на неделю с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев и с детьми от 1 года 6 месяцев до 2 лет приведена в Программе воспитания и обучения детей в Доме ребенка на странице 68-69.
При планировании периода бодрствования необходимо указывать:
— изменение условий
— внесение новых игрушек
— рассматривание картинок
— обучение игровым действиям
— наблюдение за трудом взрослых, живыми объектами, растениями
— экскурсии по Дому ребенка, по улице
— внесение картины
— поручения
— подвижные игры
— чтение и рассматривание книг
— индивидуальная работа
— развлечения
— обучение культурно – гигиеническим навыкам
— самообслуживание.
Третий год жизни.
Планируются 4 занятия в день: по два в первую и вторую половину дня (одно в помещении и одно на прогулке).
Планировать занятия надо, исходя из возраста и уровня развития детей, на одну неделю и повторять в течение двух недель. При необходимости, если дети не усвоили материал, занятия следует повторить столько раз, сколько окажется необходимым. При этом нужно вносить некоторые изменения в методику и содержание.
Сетка занятий (т. е. их распределение по видам в течение дня и недели) должна быть единая для детей 1-го и 2-го полугодия 3-го года жизни и может быть составлена на год.
А календарный план надо составлять для каждой возрастной подгруппы на 1 неделю и повторять в течение 2 недель. В нем указывается программное содержание, цель занятия, материал.
Перечень видов занятий на неделю с детьми в возрасте от 2-х до 3-х лет.
1. Развитие речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем.
— организованные наблюдения
— целевые прогулки
— занятия с книжками и картинками с доступным для понимания сюжетом
— рассказы без показа о том, что дети не видели, но могут понять на основании своего опыта, беседы
— чтение коротких стихов, рассказывание сказок
— дидактические игры для развития слухового внимания, подражания звукам, словам, игры типа лото.
— показы – инсценировки
2. Сенсорное развитие
3. Развитие изобразительной деятельности (лепка, рисование красками и карандашами, аппликация)
4. Развитие конструктивной деятельности
5. Развитие движений
— подвижные игры ежедневно во все отрезки бодрствования
6. Музыкальные занятия
7. Занятия для развития элементов трудовой деятельности
8. Занятия по элементарному математическому развитию.
Планирование периода бодрствования можно условно разделить на временные отрезки:
Утро – наблюдения
— трудовые поручения
— обучение навыкам самообслуживания и культурно – гигие6ническим
— игры – забавы
— подвижная игра
— внесение новой картины, рассматривание картинок, альбомов и т. д.
— внесение новой игрушки
Прогулка – наблюдение
— дидактическая игра
— подвижная игра
— экскурсии, целевые прогулки
— индивидуальная работа по развитию движений, речи, по обучению игровым действиям
-трудовые поручения и т. д.
Вечер: — обучение игровым действиям
— дидактическая игра
— индивидуальная работа
На прогулке – подвижная игра
— наблюдение
-обучение игровым действиям
Источник
марина Романова
Развивающая программа для воспитанников детского дома «Всё начинается с семьи»
Программа, по которой я работаю — семейное воспитание в условиях детского дома «Всё начинается с семьи».
Семейное воспитание детей в условиях детского дома — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены.
В детском доме воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д.
Целью и задачами моей программы являются:
1) Формирование представления о семейных ролях.
2) Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи. Формирование на примерах мирового искусства, а также — жизни известных семейных пар — понятия о благополучной семье.
3) Формирование «семейных» отношений в группе.
4) Формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.
5) Подготовка к будущей семейной жизни.
Основные методы работы заключаются в следующем:
Моделирование проблемных ситуаций.
Погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем много вариативности подходов к действительности.
Метод психологической адаптации, выработка «непосредственного отношения к явлениям жизни» (Л. Н. Толстой).
Метод сотворчества, позволяющий воспитателю стать не только организатором мероприятия, но и его участником.
Игровой метод.
Метод творческих возможностей.
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:
Специально организованные занятия: Беседы, рассказы воспитателя, работа с пословицами о семье, семейных отношениях. Семейные чтения, разбор ситуации на определенную тему. Дискуссия- диспут, устный журнал, разговор за семейным столом. Демонстрация фильмов, выставка высказываний на определенную тему. Практические занятия. Составление рукописной семейной газеты. Сочинение детей на заданную тему. Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.). Создание семейных фильмов. Оформление рукописного журнала (Сказки для малышей, придуманные старшими). Семейные походы, экскурсии. Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей. Семейные вечера на выбранную тему. Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, пение песен, инсценировка сказок, чтение стихов т. д.). Семейные игры. Анкеты, тесты. Час семейного отдыха.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
-Рост уровня общей социализированности воспитанников.
-Адекватная поло ролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в семье.
—Развитие гуманных коллективистских отношений в группах — «семьях».
-Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы — «семьи».
-Знание воспитанниками культуры российской семьи.
-Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни.
Источник