Программа развития ребенка в детском саду васильевой

Программа развития ребенка в детском саду васильевой thumbnail

Большинство родителей согласятся, что детский садик для наших крошек – это второй дом.  Там малыши получают свой первый социальный опыт, находят первых друзей, приобретают необходимые навыки. От того, как начнется путь новичка в садике, зависит довольно многое в дальнейшей жизни ребенка. Поэтому абсолютно не лишним будет, если родители предварительно проведут «исследовательскую работу» для выбора подходящего садика, это сделает последующие дни вашего ребенка, проведенные в нем, радостными и познавательными. Особую популярность среди родителей и воспитателей завоевала программа Васильевой в детском саду. Она получила признание на государственном уровне.

Подбирая детский сад для ребенка, узнавая условия  и знакомясь с персоналом, необходимо поинтересоваться по какой методике происходит обучение в этом заведении. Не считайте это лишним, ведь от этого зависит, какое развитие получит ваш малыш. Методика Васильевой в детских садах практикуется на уже долгое  время, поэтому  можно говорить о ее достоинствах.

Основные аспекты программы М.А. Васильевой

Сейчас придется уделить внимание теоретическим описаниям методики, это нужно для понятия ее сути.

Васильева в свое время курировала коллектив ученых (в том числе В. В. Гербова и Т. С. Комарова),  которые разрабатывали этот важный проект. В самой программе комплексно изложены все главные содержательные направления воспитания, образования и развития деток с самого рождения и до семи лет.

Вся  может быть озаглавлена одним предложением: верно организованное обучение – это прямая дорога к полноценному и комплексному развитию личности ребенка.  Главные аспекты воспитания дошкольника, предусмотренные здесь, это умственная и физическая подготовка, процесс прививания нравственных и культурных понятий, а вместе с этим приучение к трудовой деятельности.

Самые главные цели, которые призвана достичь методология воспитания здесь – это создание условий и базы для верного формирования личности малыша и его разностороннего развития.

Преимущество в том, что авторы  поддерживают мнение, что все методики будут эффективными, если они  основаны на принципе индивидуального подхода, ведь каждый ребенок неповторим и имеет свои способности.

Вторая задача программы заключается в подготовке крохи к жизни в современных условиях социума.

Достигаются такие задачи в ходе всевозможных видов деятельности: обучающей, игровой, базово-трудовой, двигательной. Главным принцип — преемственности в ходе работы детского сада и последующим обучением в учреждениях начального образования. Поэтому ребенок ко времени похода в школу, достаточно эффективно подготовлен  к начальным годам обучения, ведь то, что первоклашки услышат на уроках, будет им частично знакомо, а значит, усваивать материал будет намного легче.

А как это выглядит на практике?

Игровая деятельность обеспечивается применением в детском саду развивающих игрушек, а для старших групп – способствующих развитию игр.  Обучение проходит с использованием специальных пособий, подходящих для дошкольников. Пример:

  • Помощь в сохранении здоровья ребенка, его эмоционального самочувствия, способствование всестороннему своевременному развитию каждого ребенка (физкультминутки, зарядка, вежливые слова в обращении к детям);
  • В группах детского сада проводиться формирование   доброжелательной и чуткой атмосферы между всеми воспитанниками, это является залогом их общительности в будущем. В такой атмосфере, с большим процентом вероятности, заложатся такие качества, как доброта, любознательность, инициативность, стремление к самостоятельному поведению и творчеству (обучение вежливости, чтение сказок с моральной основой);
  • Максимальная ставка на задействование разных видов детской деятельности (применение комплексных занятий, смена рода деятельности ребенка);
  • В процесс обучения и воспитания добавлена творческая креативность;
  • Деткам предлагается в разных вариантах использовать обучающий материал, это также способствует творчеству, но при этом малыш удовлетворяет свои интересы и потребности;
  • Критика результатов творчества деток сведена к минимуму, каждый ребенок может иметь свое видение мира;
  • Дать не только знания и теорию воспитания, а обеспечить развитие детей;
  • Общие подходы воспитания в детском саду и в кругу семьи (проходят беседы с родителями);
  • Привлечение семьи к участию в жизни группы детского сада и сотрудничеству с воспитателями;
  • Во избежание перегрузки детского организма, создана преемственность в программе сада и школы.

Безусловно, в каждом  отдельном детском саду имеются свои тонкости обучения. И многое в первую очередь зависит от личности воспитателя, а уже во вторую от выбранной программы. Проявив заботу о ребенке в настоящем, родители вносят вклад в будущее своего малыша. Поэтому проявляйте живой интерес к обучению вашего ребенка с самых юных лет. А что интересно именно Вашему ребенку, знаете только Вы и ребенок.

Источник

Конечно, большинство родителей согласятся, что детский садик для наших крошек – это второй дом. Там малыши получают свой первый социальный опыт, находят первых друзей, приобретают необходимые навыки. От того, как начнется путь новичка в садике, зависит довольно многое в дальнейшей жизни ребенка. Поэтому абсолютно не лишним будет, если родители предварительно проведут «исследовательскую работу» для выбора подходящего садика, это сделает последующие дни вашего ребенка, проведенные в нем, радостными и познавательными. Особую популярность среди родителей и воспитателей завоевала программа Васильевой в детском саду. Она получила признание на государственном уровне.

Подбирая детский сад для ребенка, узнавая условия и знакомясь с персоналом, необходимо поинтересоваться по какой программе или методике происходит обучение в этом заведении. Не считайте это лишним, ведь от этого зависит, какое развитие получит ваш малыш. Программа Васильевой в детском саду практикуется на уже долгое временя, поэтому можно говорить о ее достоинствах.

Основные аспекты программы М.А. Васильевой

Сейчас придется уделить внимание теоретическим описаниям программы, это нужно для понятия ее сути.

М.А. Васильева курировала коллектив ученых (в том числе В. В. Гербова и Т. С. Комарова), которые разрабатывали этот важный проект. В самой программе комплексно изложены все главные содержательные направления воспитания, образования и развития деток с самого рождения и до семи лет.

Вся программа Васильевой в детском саду, может быть озаглавлена одним предложением: верно организованное обучение – это прямая дорога к полноценному и комплексному развитию личности ребенка. Главные аспекты воспитания дошкольника, предусмотренные программой, это умственная и физическая подготовка, процесс прививания нравственных и культурных понятий, а вместе с этим приучение к трудовой деятельности.

Самые главные цели, которые призвана достичь программа Васильевой в детском саду –это создание условий и базы для верного формирования личности малыша и его разностороннего развития. Преимущество в том, что авторы поддерживают мнение, что все методики будут эффективными, если они основаны на принципе индивидуального подхода, ведь каждый ребенок неповторим и имеет свои способности.

Вторая задача программы Васильевой заключается в подготовке крохи к жизни в современных условиях социума.

Достигаются такие задачи в ходе всевозможных видов деятельности: обучающей, игровой, базово-трудовой, двигательной.

Главным принципом программы Васильевой является принцип преемственности в ходе работы детского сада и последующим обучением в учреждениях начального образования. Поэтому ребенок ко времени похода в школу, достаточно эффективно подготовлен к начальным годам обучения, ведь то, что первоклашки услышат на уроках, будет им частично знакомо, а значит, усваивать материал будет намного легче.

А как это выглядит программа Васильевой на практике?

Игровая деятельность обеспечивается применением в детском саду развивающих игрушек, а для старших групп – способствующих развитию игр. Обучение проходит с использованием специальных пособий, подходящих для дошкольников.

На практике, программа Васильевой в детском саду заключается в следующих моментах:

• Помощь в сохранении здоровья ребенка, его эмоционального самочувствия, способствование всестороннему своевременному развитию каждого ребенка (физкультминутки, зарядка, вежливые слова в обращении к детям);

• В группах детского сада проводиться формирование доброжелательной и чуткой атмосферы между всеми воспитанниками, это является залогом их общительности в будущем. В такой атмосфере, с большим процентом вероятности, заложатся такие качества, как доброта, любознательность, инициативность, стремление к самостоятельному поведению и творчеству (обучение вежливости, чтение сказок с моральной основой);

• Максимальная ставка на задействование разных видов детской деятельности (применение комплексных занятий, смена рода деятельности ребенка);

• В процесс обучения и воспитания добавлена творческая креативность;

• Деткам предлагается в разных вариантах использовать обучающий материал, это также способствует творчеству, но при этом малыш удовлетворяет свои интересы и потребности;

• Критика результатов творчества деток сведена к минимуму, каждый ребенок может иметь свое видение мира;

• Дать не только знания и теорию воспитания, а обеспечить развитие детей;

• Общие подходы воспитания в детском саду и в кругу семьи (проходят беседы с родителями);

• Привлечение семьи к участию в жизни группы детского сада и сотрудничеству с воспитателями;

• Во избежание перегрузки детского организма, создана преемственность в программе сада и школы.

Детский сад — второй дом малыша. От того, как встретят там своего нового жителя и чем наполнят его дни, зависит многое в жизни ребёнка. В первую очередь двери детского сада открываются для мам и пап, которые присматривают уютное гнёздышко, где любимое чадо проведёт много насыщенных впечатлениями дней.

Помимо оснащённости и технических условий, вдумчивых родителей интересуют образовательные программы, по которым работает ДОУ. Сейчас уже можно выбрать из спектра интересных и полезных систем наиболее соответствующую вашим пожеланиям.

Множество детских садов в наше время работают по традиционной «Программе воспитания и обучения в детском саду», созданной коллективом авторов под руководством М.А. Васильевой. Выбор продиктован тем, что эта проверенная временем программа предлагает научно-обоснованные и отработанные методики. Кроме того, она обновлена и дополнена в соответствии с требованиями современности на основе актуальных теоретических и практических достижений отечественной, а также зарубежной педагогики. Сочетание фундаментальных исследований с инновационными технологиями образования позволило реализовать в этой программе комплексный подход к развитию ребёнка в сегодняшних условиях и заложить основу формирования разностороннего человека.

Опираясь на основной принцип – развивающее обучение, авторы построили цельную и гармоничную систему, помогающую растить ребёнка от колыбели до школы. В основе программы М.А. Васильевой лежит тезис о том, что развитие ребенка возможно только при правильной организации процесса обучения. Под обучением авторы понимают приобщение к основным слагаемым человеческой культуры: представлению, знанию, морали, искусству, труду. Поэтому педагоги ДОУ, работающего «по Васильевой», в равной мере уделяют внимание физическому, нравственному и эстетическому развитию малыша, а также формированию у него таких свойств личности, как: любознательность, отзывчивость, инициативность, креативность. При этом в программе М.А. Васильевой использован принцип культуросообразности, то есть учёта национальных традиций и ценностных ориентиров. Поэтому малыш легче усваивает принятые в обществе нормы и правила. А благодаря тому, что игры, занятия и упражнения подобраны в соответствии с возрастными особенностями, дети быстрее и легче усваивают новые знания и перенимают навыки. Результатом такого всестороннего развития становится создание прочного базиса личности ребенка.

Чтобы программа плодотворно «работала», воспитатели стремятся поддерживать в детском саду благоприятный микроклимат. Он просто необходим для полноценного проживания ребёнком важного возрастного периода, отвечающего за формирование базовых качеств личности. Предлагая воспитаннику различные виды деятельности: игровую, учебную, двигательную, трудовую и художественную, педагог стремится раскрыть в ребёнке многогранные способности и качественно их развивать.

Для этого в программу М.А. Васильевой включены подробные сценарии детских праздников, описания развлечений, программы досуговых кружков и материалы для проверки знаний и умений ребенка. Такой методический комплекс помогает педагогам индивидуально подходить к воспитанию каждого малыша, его потребностям и возможностям, грамотно построить стратегию развития каждого ребенка. Воспитатель создаёт необходимые условия, ситуации, способствующие развитию нужных качеств и навыков, не забывая об индивидуальных интересах и наклонностях ребёнка и заботясь об эмоциональном благополучии и здоровье.

Продуктивность данной системы поддерживается:

— общностью подходов к воспитанию семьи и детского сада

-преемственностью образовательной деятельности ДОУ и школы

— творческой организацией разнообразных занятий.

Ребёнок, занимающийся по программе М.А. Васильевой, получает объёмное и качественное развитие, включающее аспекты физического, умственного, нравственного, художественно-эстетического и трудового воспитания. Грамотно сочетая все элементы, педагог осуществляет идею «обучения с рождения», основанную на «Конвенции о правах ребёнка» и закреплённую в докладе Юнеско «Образование для всех».

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость раннего развития – оно даёт старт дальнейшему совершенствованию способностей ребёнка. Прекрасную возможность осуществить всестороннее и своевременное развитие даёт «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, эффективно используемая в большинстве детских садов в 2010 году.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:

* игровой;
* коммуникативной;
* трудовой;
* познавательно-исследовательской;
* продуктивной;
* музыкально-художественной;
* чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

*- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
* — создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными. добрыми, любознательными, иннициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
* — интеграция разнообразных видов детской деятельности; — творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
* — вариативность использования образовательного материала;
* — уважительное отношение к результатам детского творчества;
* — единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения и семьи; — соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования, обеспечивающие отсутствие давления предметного обучения. Образовательный процесс построен с учетом принципа интеграции образовательных областей:

«Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Решение образовательных задач предусматривается в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольников как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов. Особое место в Программе отведено взаимодействию детского сада с семьей. Планируемыми результатами освоения детьми Программы являются интегративные качества ребенка: * физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; * любознательный, активный; * эмоционально отзывчивый; * овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; * способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; * способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; * имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; * овладевший универсальными предпосылками к учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; * овладевший необходимыми умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.

Источник

Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.

Гапак Т.Н.

педагог-психолог

ГАУДО «Детский сад №5

Московского района

 Санкт-Петербурга»

г.Санкт-Петербург

Выбор программ «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори не случаен.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» — это классическая программа, по которой обучают детей практически во всех детских садах нашей страны. Программа, зарекомендовавшая себя результатами многолетней практики, с помощью которой воспитали и обучили несколько поколений детей.

Обучение по методам М. Монтессори – это одно из популярнейших направлений педагогического обучения в настоящее время. И, не смотря на то, что М. Монтессори создала свою методику в начале ХХ века, в нашей стране, широкое распространение методики произошло около двадцати лет назад.

Сравнивая программы нельзя обойти стороной историю их создания. Сначала рассмотрим программу под редакцией М.А. Васильевой.

Первое издание «Программы воспитания и обучения в детском саду» было опубликовано в 1985 году под редакцией М.А.Васильевой. При подготовке этой программы была использована «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду, разработанная НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Содержание программы «Воспитания и обучения в детском саду» формировалось в течение нескольких десятилетий. Оно всесторонне апробировалось воспитателями, методистами и учеными, что позволило достаточно четко и емко изложить передовые идеи дошкольного образования в государственном образовательном документе, сыгравшем важную роль в развитии прогрессивной системы дошкольного образования России. Однако с момента первой публикации программы прошли десятилетия. Время внесло значительные коррективы в развитие отечественного дошкольного образования. Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрения более прогрессивных форм участия государства и семьи в воспитании детей.

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования потребовалась существенная доработка содержания прежней «Программы воспитания и обучения в детском саду». Коллектив ученых под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.С. Комаровой осуществил доработку программы, дополнив ее новым научно обоснованным и проверенным опытом содержанием.

В обновленной программе зафиксирован отказ от формирования политико – идеологических установок и соответствующих представлений, игнорирующих духовные и общечеловеческие ценности, упразднены жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Наряду с этим, авторы — составители постарались бережно сохранить в новом издании лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Теперь рассмотрим комплексную программу с использованием методики М.Монтессори. В свою основу комплексная программа включает современный вариант «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, а так же «Авторскую программу воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе» Е.Хилтунен. Соответственно, данная программа сходна по предметному образовательному наполнению, целям, и базисным концепциям с «Программой  воспитания и обучения в детском саду».

Рассмотрим историю создания методики М. Монтессори.

Основатель методики — выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, педагог и психолог Мария Монтессори (1870-1952). В 1896 году, работая детским врачом в клинике, М. Монтессори обратила внимание на умственно-отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку в первую очередь нужна специальная развивающая среда, в которой каждый смог бы найти что-то интересное для себя. Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии развития здорового ребенка и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

В итоге была создана педагогическая система, которую Мария Монтессори впервые использовала в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за работой детей, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года методика Монтессори начала распространяться во многих странах мира и использовалась не только для детей с особенностями развития, но и для обычных детей. В 1913 г. она появилась и в России. А с 1914г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет в годы Советской власти стала неактуальной и большевики закрыли детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Теперь рассмотрим сходства и различия программ по их внутреннему содержанию и методам воздействия на ребенка.

Как уже писалось выше, обе программы сходны по предметному образовательному наполнению, целям, и базисным концепциям, а именно:

  1. Программы поддерживают основные требования российского содержания образования детей дошкольного возраста.
  2. Так же, обе программы основываются на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. Основной дидактический принцип обеих программ – развивающее обучение и научное положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
  3. Ведущие цели программ — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Однако, программа, основанная на педагогической системе Марии Монтессори к вышеперечисленным целям добавляет еще одну, центровую цель: создание условий для становления человека свободного и самостоятельного.

«Программа воспитания и обучение в детском саду» (Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.), на первый план выдвигает развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и раскрывающую его индивидуальные особенности.

Программа составлена по возрастным группам. Основной формой образовательной деятельности являются занятия, на которых широко используются разнообразные игры, упражнения и игровые ситуации.

Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Программа представляет все направления дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое; представляет широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка.

Комплексная программа с использованием методики М.Монтессори основана на системе саморазвития ребенка в специально подготовленной культурной развивающей среде. Стремление видеть в каждом ребенке неповторимую индивидуальность с персональными формами и сроками освоения окружающего мира, является отличительной особенностью данной методики в сравнении с традиционными.

В основе программы лежит антропологический взгляд на развитие ребенка. Выделяются особые сензитивные периоды его жизни, которые не повторяются во взрослой жизни и ориентирую педагога на специальную работу с детьми в эти периоды. Основная форма образовательной деятельности – игровая.

Большое внимание уделяется сенсорной зоне. Сенсорный материал представляет собой систему предметов, организованных в соответствии с определенными свойствами физических тел, таких как форма, цвет, вес, температура. Сенсорное воспитание – это база для изучения математики и овладения письмом. Именно в работе с сенсорными материалами дети впервые знакомятся с классификацией геометрических фигур.

Работая с материалами, такими, как Цилиндры-вкладыши, Доски для ощупывания, Шершавые таблички, Геометрический и Биологический комод, дети тренируют три пишущих пальца. Большое значение в умственном развитии детей имеет работа с математическими материалами, которые развивают умение исследовать, анализировать, обосновывать, оценивать.

Монтессори-педагог, не является центром группы, в отличие от воспитателей в традиционном детском саду. Это значит, что во время работы, он не проводит занятия, а наблюдает за работой детей. При необходимости, оказывая нужную им помощь. Создав развивающую среду и перейдя в роль наблюдателя или, в крайнем случае, помощника, воспитатель как бы передает всю активность ребенку и окружающим явлениям. Это создает свободу для саморазвития ребенка. Чем свободнее ребенок, тем больше самостоятельности вырабатывается в нем, а самостоятельность – основа человеческого достоинства. Монтессори понимает свободу ребенка не как вседозволенность, отсутствие границ, а как свободу целенаправленной деятельности и познания. Основной принцип в работе с детьми: ребенок должен прийти к пониманию явления сам. «Помоги мне сделать это самому» — так звучит главный девиз метода М.Монтессори.

Таблица

Некоторые сравнения между методами обучения в программе М.А. Васильевой и программе М. Монтессори.

Программа М. Мотессори

Программа М.А. Васильевой

Делается опора на познавательную структуру
и социальное развитие.

Делается опора на заучивание знаний и социальное развитие.

Ненавязчивая роль педагога;
ребенок – активный участник собственного учения.

Педагог – активен, доминирует; ребенок – пассивный участник.

Среда и метод побуждают к развитию
внутренней самодисциплины.

Педагог действует как главный создатель регулируемой извне дисциплины.

Детей поощряют сотрудничать, помогать и учить
друг друга.

Основная часть обучения производится педагогом. Взаимодействие между детьми порицается.

Дети выбирают себе работу, исходя из
собственных дарований, интересов и способностей.

Ребенку предлагается расписание занятий, не учитывающее его интересов.

Дети формируют понятия самостоятельно
с помощью самообучающих материалов.

Понятия даются ребенку учителем.

Ребенок занимается выбранным делом столько,
сколько ему необходимо.

Ребенку дается определенное время для работы.

Дети устанавливают свой собственный темп
работы для усвоения информации.

Темп усвоения материала определяется нормами или педагогом, согласно учебного плана.

Дети определяют собственные ошибки через
обратную связь с материалом.

Педагог указывает на ошибки.

Материал, развивающий ощущения и восприятие,
дающий возможность для практического манипулирования.

Очень мало материала для развития сенсорики и практических действий.

Много внимания для обучения уходу за собой
и своим окружением.

Мало внимания навыкам самообслуживания.

Ребенок работает там, где ему удобно,
двигается и общается (не мешая другим), групповая работа ведется по желанию.

Ребенок имеет жестко определенное место, побуждается сидеть во время групповой работы.

Главным различием программ, является содержание самого процесса обучения. В таблице представлены основные различия между методами обучения в программах.

Как видно из таблицы отличия программ состоит в способах взаимодействия воспитателя с детьми, в организации темпа и учебной нагрузки на ребенка во время занятий, в способах подачи материала, в выборе основных развивающих материалов, в дисциплинарных акцентах во время проведения занятий и т.д.

Исследования показали, что дети, обучающиеся по комплексной программе с использованием методик М.Монтессори более внимательны и сконцентрированы при выполнении заданий; имеют меньше сложностей в общении с окружающими людьми, более коммуникабельны, а так же более четко и аккуратно выполняют письменные упражнения и рисунки.

Источник