Программа развития ребенка с рождения скачать

Программа развития ребенка с рождения скачать thumbnail

Во времена информационного застоя было принято считать, что ребенку в период от рождения до года нужны только материнская любовь, комфортные условия жизни и забота. Однако в современном мире все чаще молодые мамочки стремятся начинать курс умственного развития своего малыша буквально спустя пару дней после выхода из роддома. В этом деле важно понимать, что чрезмерная нагрузка на ребенка может негативно сказать на его природный интерес ко всему окружающему, что повлияет на дальнейшую обучаемость ребенка.

Программа развития ребенка до года может отличаться периодическими значениями, иметь разные тематики, однако базовые полезные навыки можно с легкостью привить в форме игры. Итак, разберем основные периоды жизни малыша, в которые важно делать те или иные упражнения:

  • От рождения до трех месяцев.Этот период часто называют четвертым триместром programma razvitiy do godaбеременности, так как малыш очень
    нуждается в мамином внимании и постоянном присутствии. Не стоит нагружать детскую нервную систему какими-либо задачами, направленными на интеллектуальное развитие. В это время ребенку нужно помогать познавать мир, знакомить с различными физическими материалами, показывать животные, растения, автомобили и прочие яркие крупные объекты, ежедневно окружающие нас. Малыш будет с интересом разглядывать окружающий мир и учиться жить в нем. Читайте ребенку перед сном сказки, приятным размеренным спокойным тоном, это будет успокаивать кроху
  •  От трех до шести месяцев. В этот период жизни ребенок уже начинает значительно преуспевать в физическом развитии – от умения держать голову до ползания и самостоятельного сидения. Сейчас мамочки могут немного усложнять задания, programma razvitiy do godaпользуясь специальными методиками, разработанными ведущими психологами и педагогами и направленными на интеллектуальное развитие ребенка. Например, в этот период можно показывать ребенку карточки с изображенными буквами, цифрами, животными, прочими предметами. Не стоит ожидать от крохи активной деятельности и мгновенного распознавания различных объектов. Однако только за счет регулярных занятий, спустя 8-10 своеобразных уроков ваш малыш начнет узнавать на картинках названные вами предметы.
  • От полугода до 9 месяцев. В этом возрасте ребенок уверенно ползает по дому, с интересом разглядывается все доступные ему предметы, проявляет огромный спектр эмоций и может проявлять инициативу в проведении различных игр, направленных на интеллектуальное развитие. В этом возрасте можно играть с помощью различных мягких кубиков, головоломок. Положительное влияние оказывают горшки с отверстиями различной формы и размера, идущими в комплекте с такого же рода фигурами. Ребенку ставится задача бросать фигуры в горшок через подходящие отверстия. Данная игра прекрасно развивает пространственное воображение, мелкую моторику ручек, логическое мышление. 
  • От 9 до 12 месяцев. Малыш буквально за год преодолел очень сложный и programma razvitiy do godaинтересный путь своего развития. Детки в этом возрасте уже четко обозначают свои предпочтения в музыке, еде, играх. В годовалом возрасте своего малыша вы точно увидите, к чему он стремится, что ему особо интересно. Если ваш малыш любит слушать чтение сказок, либо строить замки из кубиков и любых подручных средств, с удовольствием танцует под любую или определенную музыку – не ущемляйте его в этом. Очень важно не пропустить и максимально развивать выделяющиеся способности ребенка.

Составление индивидуальной программы развития ребенка до года поможет воспитать развитого ребенка, с пытливым умом и умением ориентироваться в самых разных ситуациях.

Полезные статьи:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДО ГОДА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ДО ГОДА

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО ГОДА

ДЕТСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДО ГОДА

Источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

I. Пояснительная записка.

1. Актуальность программы.

Проблему развития ребёнка дошкольного возраста трудно переоценить. Очень важно так построить жизнь ребёнка, что – бы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребёнка так велика роль людей, которые должны помочь ребёнку гармонично развиваться, создать психический и физический комфорт для успешного роста. Однако чтобы помочь ребёнку в развитии, необходимо знать, в чём его проблема? Где и как нужно оказать помощь.

В последние несколько лет молодые родители всё чаще сталкиваются с термином « Раннее развитие ребёнка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей, периодических изданий. Многие из них спорны, некоторые, безусловно, полезны, однако, несмотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, ни один из оппонентов ещё не высказал мнения о том, что раннее развитие – вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребёнка в возрасте до трёх лет особенно восприимчив к информации, идущий извне, и может усваивать её достаточно в большом объёме. По утверждению специалистов именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта. Как уже было сказано, основной деятельностью детей на данном этапе является игра, и задача взрослых – сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребёнка.

2. Научная обоснованность.

Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка.

В первый год жизни ребёнка происходит окончательное формирование первой сигнальной системы; совершенствуются органы чувств, ребёнок учиться видеть, слышать, осязать, различать формы и размеры предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого года жизни появляется речь, начинает формироваться вторая сигнальная система.

В течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи (пассивной и активной), претерпевает значительные изменения ориентировочно – познавательная деятельность.

Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выгодский, М.М. Кольцова, Е.И. Радина, Т.Н. Федосеева, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина, С.Н. Теплюк и другие.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей. Определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребёнка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития, воспитания детей раннего возраста.

Читайте также:  Значение игровой деятельности для развития ребенка

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямо хождение обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребёнку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через психолога, человека владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре.

Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребёнка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.

Примерно к трём годам память, восприятие, воображение и внимание ребёнка начинает приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребёнок овладевает теми умениями, которые существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идёт о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.

Развитие познавательных процессов и речи помогает ребёнку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения. Основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключатся в том, что их жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребёнок, тем более интенсивно проходит это развитие.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания творческих способностей малыша. Детей раннего возраста ёще рано знакомить с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако занятия должны строиться таким образом, чтобы в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, дети были способны усваивать сходства и различия свойств предметов.

Исследования Н.М. Щелованова и М.Ю. Кистяковской показывают, чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальном развитию малыша.

Разнообразные движения, особенно если они связанны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи.

Во время ходьбы, лазанья, бега и других движений ребёнок сталкивается с целым рядом предметов, познает их свойства. Малыш учиться ориентироваться в пространстве. Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка. У малыша появляются такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети приобретают в процессе двигательной деятельности навыки общения со взрослыми и сверстниками, учатся согласовывать свои действиями с требованиями взрослых и с действиями других детей.

Так же исследования учённых показало, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинестических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Занятие изобразительной деятельностью не только помогают ребёнку овладеть элементарными приёмами лепки, аппликации и рисования, но и благотворно влияют на общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение.

В период от 2 до 3 лет ребёнок стремительно овладевает речью. Потешки, песенки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. У детей этого возраста хорошо развито фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идёт речь в сказке или потешке.

Хотелось отметить, что маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредотачиваться на одном виде деятельности длительное время. Поэтому занятия с детьми построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Общение с маленьким ребёнком – это всегда радость. Но эта радость зачастую сопряжена с массой проблем и забот, волнений и переживаний. Вырастить здорового и развитого ребёнка можно только

3. Направленность и уровень программы (цель, задачи, категория детей, возраст детей).

Ведущая деятельность в раннем возрасте – предметная.

Ведущая психическая функция – восприятие.

На занятиях родители принимают активное участие. Целью совместного творчества матери и ребёнка является сохранение контакта матери и ребёнка посредством творческой деятельности. А использование творческого процесса становится способом общения двух любящих сердец.

В раннем возрасте развитие малыша, полностью зависит от стараний близких ему людей. Поэтому занятие проводятся совместно с родителями, которые помогают ребёнку в его нелёгком труде. Окружают его вниманием и любовью.

1. Цели:

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.
  2. Создание положительного климата в детском коллективе.
  3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  4. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
  5. Развитие познавательных процессов.
  6. Активизация речевых процессов.
  7. Развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам.
  8. Развитие навыков общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  9. Развитие игровых навыков.

2. Задачи программы:

  • развивать способность ребёнка удерживать зрительное и слуховое внимание; – развивать целенаправленное восприятие;
  • обогащать сенсорный опыт;
  • совершенствовать зрительную активность;

3. Категория детей, возраст:

Курс рассчитан для детей 2-3 лет. Возрастные ограничения не являются жёсткими. Можно ориентироваться на актуальный уровень развития детей. Для детей раннего возраста и детей, отстающих в развитии, возрастные диапазоны могут быть сдвинуты в ту или иную сторону. Количество детей в группе от 1 до 10 человек.

4. Показания и противопоказания к применению.

  1. Поводом для зачисления ребёнка в группу служат: рекомендации врача, заключение психолога (по результатом диагностики). Наблюдения и отзывы воспитателя, пожелания родителей.
  2. Программа противопоказана детям с наличием психических заболеваний.
Читайте также:  Физическое развитие ребенка в тюмени

5. Содержание программы (общая характеристика).

Общая структура занятий:

  1. Вводная часть:

    • ритуал приветствия;
    • двигательная гимнастика;
  2. Основная часть:

    • развитие познавательных процессов;
    • развитие речи;
    • свободная игра;
  3. Заключительная часть:

    • ритуал прощания;

I. Вводная часть:

  • ритуал приветствия: организация детей к занятию (5 минут);
  • двигательная гимнастика: направлена на развитие общей моторики и координации движения (7 минут);

Перерыв – (2 минуты)

II. Основная часть:

  • развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, мелкой моторики рук (6 минут)

Перерыв – (2 минуты)

  • развитие речи: дети учат стихи, речёвки, потешки (4 минуты);

Перерыв – (2 минуты)

  • свободная игра: приносит удовольствие, поднимает настроение, стимулирует интерес к окружающему миру, учит общаться со сверстниками (29 минут);

III. Заключительная часть:

  • ритуал прощания: дети прощаются со всеми до следующего занятия (3 минута);

Занятие длится один час и делится на несколько временных этапов. Время строго соблюдается.

6. Сроки реализации.

Курс состоит из 60 занятий. Продолжительность занятий 9 месяцев (учебный год).

7. Количество занятий в неделю.

Занятие проходят 2 раза в неделю, в первой половине дня.

8. Условия реализации.

Занятия проводятся в помещении, согласно требованием санитарно – гигиенических норм и правил.

Комната для проведения занятий должна быть оборудована следующим образом, недолжно быть лишней мебели, игрушек. Комната должна быть просторной, желательно с ковром на полу для проведения двигательных техник.

А так же необходим:

  • магнитофон
  • альбом
  • цветная бумага
  • цветной картон
  • белый картон
  • цветные карандаши
  • цветная гуашь
  • пластилин
  • мука
  • соль
  • посуда одноразовая
  • мячи
  • бубны
  • обручи
  • воздушные шары
  • мыльные пузыри
  • трубочки
  • крупа
  • макароны
  • пуговицы
  • клизма детская
  • шнурки
  • молния
  • мозаика
  • игрушки

9. Способы взаимодействия специалистов (для комплексных программ).

Для успешной реализации программы возможно взаимодействие со следующими специалистами:

  • психологом
  • врачом психоневрологом
  • воспитателями ДОУ

II. Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы.

Основные методы оценки уровня развития ребёнка:

Диагностика:

  • анкета для родителей «Мой малыш»;
  • наблюдение за детьми (Дневник развития ребёнка).

Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений. Дети становятся более активными и уверенными в своих возможностях, также происходит развитие психофизиологических процессов, навыков общения и речевой деятельности. Занятие стимулирует развитие коммуникативных навыков, что способствуют развитию активного и пассивного словаря.

По результатам проведённых занятий, со слов родителей у детей происходит более лёгкий процесс адаптации в дошкольном учреждении, они отличаются глубиной восприятия окружающего мира и быстротой ориентировки в нём.

III. Основные требования (формируется в зависимости от направленности программы).

Занятия должны проводится только совместно с родителями. Это определяется необходимостью точного выполнения движений у детей. В противном случае результат не будет достигнут.

Результат реализации программы приводит к уровню сформированности навыков, ключевых социальных компетенций, социальной адаптации, успешной адаптации (интеграции) в социум как результату реализации программы.

Программа может быть использована как для групповых, так и для индивидуальных занятий.

Приложение.

Источник

Мои впечатления для тех, кто размышляет

У нас появился набор «Программа развития интеллекта». 

Самое
очевидно преимущество данной методики (комплекта)-комплексность. Здесь
содержатся базовые, основные компоненты, для начала занятий с малышом. Отмечу,
производитель отмечает наиболее подходящий промежуток для занятий – от рождения
до 2,5 лет.

Эти наборы- первый шаг.

От себя скажу. Нам 2,3 года. 

У меня нет цели сделать из
ребенка гения, научить ребенка раннему чтению или счету. Я хочу привить любовь
к изучению нового и показать, что этот мир прекрасен и удивителен и его можно
изучать бесконечно. Я хочу, чтобы мой ребенок мыслил позитивно, чтобы у моего
ребенка была хорошая память, образное мышление, хорошо развито внимание, в том
числе к деталям, наблюдательность, сообразительность. Ремарка: многие скажут
«так всё тоже самое можно подручными средствами». Можно. Но если есть более
удобные, готовые, сбалансированные продукты – зачем отказываться.
Стоимость?-возможно. Но, разделите общую сумму на пять равных частей (подарок
100 цветов). Не забудьте учесть всё то время, когда вы сможете заниматься с
ребенком, а не бегать от компьютера-принтера-клея-ножниц к ребенку, а потом
удивляться, что он уполз, и урок не состоялся. Плюс ко всему, эти комплекты –
на несколько поколений, их не стыдно подарить. И, наконец, если Вы будете их
продавать – оторвут с руками и ногами.

С таким девизом мы с сыном вступили в Программу Развития
Интеллекта.

По порядку о комплектах:

Английский с пеленок (отдельный подробный отзыв)

Мы начали с него, ибо я люблю язык. Это абсолютно
беспроигрышный комплект для изучения языка. Маме знать язык абсолютно не нужно,
маме просто нужно читать транскрипцию на карточках, открывать готовый сценарий
к уроку, и иногда включать диск специально для неё созданный – по подготовке к
урокам, проверке произношения. В комплекте целых три набора с классными именно
детскими играми (а не просто так натыканными английскими символами не по
возрасту) – лото, пазлы, вкладыши, магнитный календарь Прогноз погоды.

Отмечу качество продукта: карточки бумажные, но на самом
деле их не так-то легко порвать. Помять – возможно, но легко исправляется
утюгом, или через принтер – пропустить как пустой лист через печать. Если
говорить об играх-здесь наглядно видно уважение к ребенку – половинки пазлов
подходят точно!!! К другой половинке, и никуда больше.

И еще важно: продуманность продукта и огромная работа над
ним прослеживается в том, что комплект можно использовать не обязательно для
изучения английского: в игры можно легко играть просто так (например, есть
игра, где нужно одеть девочку/мальчика в зимнюю/летнюю одежду – чем не игра
просто по изучению предметов одежды или частей тела.

Читайте также:  Роль прогулки в физическом развитии ребенка

Математика с пеленок:

Сама я – не любитель точных наук, и очень боялась, что моя
«нелюбовь» отразится на занятиях.

Ничего подобно. Ему нравится разглядывать эти красные пухлые
аппетитные точки на карточках. Основное, что я поняла – важно применять всё
изученное в жизни, лучше-сразу. Показали карточку, где три точки – нашли пример
в жизни: «мама+папа+я=3», например. Отсюда же, у меня родилась игра, которая
помогла освоить сложение: я при помощи семейных фотографий показывала примеры.

Считать, проводить аналогии, можно и нужно везде – машины на
улицы, ступеньки в подъезде, стулья за столом и т.д.

Отмечу также, многие мамы пугаются «он считает не по порядку
– 1,3, 7, 9». Ребенок понимает и запоминает порядковые номер гораздо позже, чем
само число. Он просто забыл как называется цифра, но саму суть – семь – он
понял.  Пройдет время  всё будет хорошо.

Мы знаем совершенно точно 1,2,3. Знаем, что нам два годика.
А в семье – трое человек.

В подарок к комплекту идет «Геометрия с пеленок» и «Веселые
игры» (плюсуйте это всё, когда захотите удивиться стоимости))))

Чтение с пеленок:

Это базовый комплект обучения чтению целыми словами. Важно
понять – целыми словами. Здесь ребенок не будет учить буквы. Здесь он будет
накапливать словарный запас, схватывать на лету и, скорее всего, читать будет
раньше, чем говорить. Просто Вы поймете, что он умеет читать, когда
заговорит)))

В комплекте много всего интересного и довольное объемное
метод.пособие. Я, честно сказать, его не осилила. Если были вопросы – я звонила
по горячей линии в компанию и висела на телефоне, расспрашивая специалистов по
раннему развитию как заниматься (это еще один безусловный плюс, который
предоставляет производитель).

Вообще, главное,что я поняла – нужно расслабиться. Обучение
должно быть в удовольствие всем участникам. Если плохое настроение у мамы или
ребенка – не лезьте, если ребенок занят-не лезьте. Зато вечером Вы с хорошим
настроем покажете свои карточки, и ребенок узнает еще 5 новых слов.

Состав комплекта: карточки – 200 карточек со словами, 480
карточек со словами – другого размера и другим цветом, карточки с предлогами,
приставками, союзами (я, например, их отложила на попозже) – сначала можно
просто заниматься со словами, потом приставлять местоимения и союзы – «папа и я
— красивые». Разный шрифт у слов – как раз, чтобы сопоставлять карточки и
обучать навыкам чтения (чтобы ребенок не привыкал читать только один шрифт и
один цвет).

Что понравилось – первая правильная книжка «МАМА» — листалка
на основе идеи «бумажного мультика».

Многие мамы могут сказать, да и говорят: «ребенку скучно
сидеть и смотреть карточки, какое уж тут обучение». Да! Скучно! Играйте! Мы,
например, выкладываем дороги и катаем машины, складываем письма (карточки) в
почтовый ящик (коробку) – можно вообще повесить сумку через плечо и будет
почтальон, а почтовый ящик повесить на кухне – нужно пойти и выложить письма,
или разложить по ящикам жителей (кто ждет письма) – смысл уловили?-тут еще и
физическое развитие (а игру я придумала по ходу написания отзыва).

Букварь с пеленок:

Этап, следующий после Чтения. Здесь есть 30 книжек листалок
(принцип бумажных мультиков) – можно использовать всегда и везде: в дороге, в
поликлинику кто ходит, в гостях мы использовали (чтобы состоялось первое
знакомство). Можно маме учить эти стихи и повторять-повторять-повторять, всегда
и везде – если хотите развить речь. 

Если еще и чтение – доставайте из комплекта
карточки со словами. Также есть DVD
«Понималки» — первые жесты в жизни, которые помогут быстрее выйти в речь и …в
игре про шпионов (добавила от себя).

А также, маленькие, но ооооочень полезные пособия – «10
законов обучения с пеленок» и «10 заблуждений об обучении с пеленок» — вот это
прочитать можно, нужно и совсем несложно (пригодится просто в жизни – знаю по
опыту).

Еще есть три дневничка занятий – мило, но я отложила (для
особо не ленивых мам))))

100 цветов:

Комплект «раз и навсегда»: здесь 100 цветных карточек в
удобном мягком целлофановом блистере (как у таблеток, только мягкий). Почему
раз и навсегда?- желтый цвет будет желтым как с рождения ребенка (когда Вы
начнете заниматься), как и тогда, когда он пойдет на первый урок ИЗО, как и
тогда, когда он захочет показать желтый цвет своему правнуку….

К тому, же знакомство с цветами с рождения – залог успешного
сенсорного развития, формирования представлений о предметах, выделение их
свойств, то есть дальнейшего формирования картины мира.

Удобство упаковки-мягкость блистера-позволяют проводить
занятия где угодно – от улицы до 
самолета. Только представьте как интересно это можно делать летом!!!

Также здесь есть книжка с цветными сказками – читать также
можно когда угодно, и на ночь тоже. И очень полезное пособие «Творческое
развитие малыша» — здесь содержатся интересные факты о самом понятии
«творчество ребенка» и очень много техник рисования – для различных возрастов и
различными материалами.

Кстати, при покупке всего комплекса, «100 цветов» идет в
подарок (плюсуйте, когда будете думать про стоимость).

Я очень довольна покупке. Нервничаю только, когда не хватает
времени. Но быстро отхожу, и начинаю играть вместе с развитием.

Конечно, можно и самой найти в интернете, распечатать,
наклеить, потом снова распечатать-наклеить (и так пять раз, ведь направлений —
пять). У меня хватило сил на 30 карточек. В результате испорченное настроение
моё и никакого образовательного эффекта не получилось. Типа «сэкономила». 

Источник