Программа развития ребенка с онр
Нарима Оруджева
Адаптированная программа для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Принята на заседании Утверждена
Педагогического Совета И. О. Заведующей МБДОУ
Протокол № 1 от «15» 09. 2017 г. «ЦРР-Д/С №70»
___ Алиевой Х. Х.
АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР)
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №70»
(В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО)
на 2017-2018 гг.
Махачкала 2017г.
Содержание
Определение и назначение АООП для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1 Цели и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3 Целевые ориентиры, Планируемые результаты освоения Программы
1.1.4. Требования к педагогическому составу
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей (в пяти образовательных областях) с речевыми нарушениями
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников с речевыми нарушениями
2.3.1. Содержание коррекционной работы учителя-логопеда
2.3.2. Психологическое сопровождение детей
2.3.3. Взаимодействие специалистов образовательного процесса
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация режима пребывания детей с нарушениями речи
3.1.1. Ежедневная организация жизнедеятельности детей
3.1.2. Режим дня и организация воспитательно-образовательного процесса детей
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
3.3. Обеспеченность методическими материалами.
3.4. Список литературы
Определение и назначение Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с общим недоразвитием речи
Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – Детский сад №70» (далее МБДОУ) разработана для обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР). АООП МБДОУ обеспечивает образовательную деятельность, работу по коррекции нарушений развития с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
АООП МБДОУ содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей (3-7 лет). Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО).
Программа предусматривает разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.АООП МБДОУ включает следующие образовательные области:
•социально-коммуникативное развитие;
•познавательное развитие;
•речевое развитие;
•художественно-эстетическое развитие;
•физическое развитие.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная программа (АООП ДО) разработана для детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР)в соответствии с нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Конвенция о правах ребенка;
•В соответствии с основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка — Детский сад №70» на 2017-2018 учебный год (на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
• Устав МБДОУ «ЦРР-Д/С №70» от 12 декабря 2011 г, №2;
• Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Программа воспитания и обучения для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной (Программа по преодолению общего недоразвития речи I,II и III-го уровня).
• Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада
для детей с общим недоразвитием речи (с 4до 7 лет). Н. В. Нищевой. (Используется в работе как парциальная программа).
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы — создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного, личностного развития детей дошкольного возраста с ОНР, их позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи Программы:
1. Формирование компонентов всей речевой системы (звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка и связной речи) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ;
2. Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками;
3. Овладение детьми фонетической системой русского языка (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
4. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования;
5. Развитие коммуникативности и успешности в общении.
Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе Программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов дошкольного учреждения — учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателей, а также при участии родителей в реализации программных требований.
Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
Программаимеет в своей основе следующие принципы:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
• принцип интеграции усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов, воспитателей, семей воспитанников во всех пяти образовательных областях.
1. Башина В. М. Ранний детский аутизм, 2010
2. Войтова И. Д., Гуськова М. А., Лифанова С. Ю., Можейко А. В., Фирсова Л. Е.
Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 – 6 лет в условиях дошкольного
образовательного учреждения/Под ред. А. В. Можейко. Тамбов, 20073. Система работы
со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях
дошкольного образовательного учреждения: Программно-методическое пособие / Под
ред. Т. Г. Неретиной. — М.: Баласс; РАО, 2004.
3. Игры и упражнения с особым ребенком. Руководство для родителей/ перевод
Н. Л. Колмагоровой
4. Ковалец И. В.Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми,
имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод,
пособие для педагогов общего и спец. образования. — М.: ВЛАДОС, 2003
5. Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция
эмоционального мира дошкольников 4 –6 лет: пособие для практических работников
Оруджева Нарима (методист)
детских садов- СПб.: «Детство-Пресс», 2010.
6. Шоплер Э., Ланзинг М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в
развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей.
Программно-методическое обеспечение
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда осуществляется на основе
программно-методического обеспечения, в которых отражается специфика процессов
обучения и воспитания детей, имеющих нарушения речи:
1. Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика». – СПб.:Детство-Пресс, 2003.
2. Каше Г. А., Филичева Т. Б. «Дидактический материал по формированию
правильного произношения у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение.
1990.
3. Краузе Е. «Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика». – СПб.:
Корона Принт, 2004.
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с ФФН». – М.:Гном-Пресс, 1999.
89
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием» (старшая группа детского сада).–М.:
МГОПИ, 1993.
6. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М. ,
Воронеж, Модэк, 1997.
Программно-методическое обеспечение
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога осуществляется на
основе программно-методического обеспечения, в котором отражается специфика
процессов обучения и воспитания детей, имеющих различные отклонения в
психическом и социальном развитии:
1. Войтова И. Д., Гуськова М. А., Лифанова С. Ю., Можейко А. В., Фирсова Л. Е.
Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 – 6 лет в условиях дошкольного
образовательного учреждения/Под ред. А. В. Можейко. Тамбов, 2007
2. Ковалец И. В.Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми,
имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере:
Метод. пособие для педагогов общего и спец. образования. — М.: ВЛАДОС, 2003
3. Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция
эмоционального мира дошкольников 4 –6 лет: пособие для практических работников
детских садов- СПб.: «Детство-Пресс», 2010.
3.4. Список литературы
1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003.
2.Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте:
Метод. пособие / авт. Кондратенко И. Ю. и др. – М.: Айрис-пресс, 2005.
3. Гонеев А. Д.Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов / А. Д.
Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Аcademia,
1999.
4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для
учителей и специалистов коррекц. -развивающего обучения / авт. С. Г. Шевченко и
др. – М.: АРКТИ, 2004.
5. Левченко И. Ю., Приходько О. В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Академия, 2001, 192с.
Источник
Е. Егора, возраст: 5 лет, 9 месяцев, группа: старшая
Логопедическое заключение: ОНР III ур. Стертая форма дизартрии.
2014 – 2015 учебный год.
Краткая характеристика уровня речевого развития
Направления работы
Задачи коррекционной работы по периодам
I
II
III
Нарушение звукопроизношения (звуки Л-Ль, Р-Рь).
Гипотония мышц артикуляционного аппарата.
Формировать навык четкой артикуляции звуков.
Активизация мышц артикуляционного аппарата (Логопедический тонизирующий массаж). Артикуляционная гимнастика (базовый комплекс).
Логопедический тонизирующий массаж. Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль, постановка звуков Л, Ль, их автоматизация в словах и предложениях.
Логопедический тонизирующий массаж. Артикуляционная гимнастика для звука Р. Постановка звука Р. Автоматизация звуков Л, Ль в речи.
Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь.
Развитие понимания речи.
Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;
Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;
Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений.
Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;
Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.
Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.
Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.
Дифференциация звуков затруднена.
Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.
Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Тренировать умение воспроизводить и удерживать в памяти звуковой ряд из 3, 4 элементов. Развивать умение дифференцировать свистящие и шипящие звуки на слух с слогах, словах и предложениях. Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка. Формирование слоговой структуры слова (типы слогов 1,2,3.4) . Упражнять в дифференциации звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
Учить узнавать заданный звук (правильно произносимого) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.
Развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слова.
Учить проводить вуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА
Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.
Учить определять наличия или отсутствия согласных п, б,в,ф,т,д,к,г,л в слове. Выделять их в начале слова.
Тренировать умение придумывать слов с заданным звуком.
Совершенствовать слоговую структуру слова (типы слогов 5, 6, 7, 8, 9)
Упражнять в определении места заданного звука в слове.
Учить проводить звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков), звуковой анализ прямого слога
Продолжать работу по дифференциации звуков . Автоматизировать полученные новые речевые навыки в самостоятельной речи, в стихах, рассказах, беседах по картине.
Развивать навыки самоконтроля качества своей речи.
Совершенствовать слоговую структуру слова 9типф слогов 10, 11, 12,13)
Состояние мелкой моторики; ведущая рука. Правая рука ведущая.
Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.
Учить выполнять различные движения пальцами рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.
Зрительное восприятие
Работа по предупреждению дисграфии.
Развивать пространственную ориентировку: учить ориентировать в собственном теле, в окружающих предметах, на листе бумаги. Учить различать предмета по величине, размеру, объему. Закреплять в речи названия правая, лева сторона, цвета, формы, величины.
Состояние словарного запаса.
Замены слов по родовому понятию и по функциональному назначению. Ограниченное употребление прилагательных. Смешение глаголов.
Обогащать и уточнять словарный запас.
Пополнять словарь в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, знакомства с явлениями природы, владеть информацией о себе, своей семье. Обогащать словарь существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы».
Формировать обобщающие понятия
Расширять словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Обувь», «Одежда», «Профессии».
Познакомить с синонимами и учить употреблять их в активной речи. Учить образовывать и употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательным значением и относительных прилагательных.
Обогащать словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Весна», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Транспорт». Познакомить с новыми обобщающими словами.
Учить образовывать притяжательных прилагательных. Проводить занятия по образованию и использованию в активной речи приставочных глаголов.
Состояние грамматического строя речи. Допускает ошибки при изменении слов по числам, в предложно – падежных конструкциях. Не может образовывать притяжательные и относительные местоимения от существительных. Допускает ошибки при образовании слов с помощью суффиксов –оньк, -еньк, Путает приставки при образовании новых глаголов приставочным способом.
Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Учить различать в пассивной речи формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.
Дать представления о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения. Формировать навык четкого произношения окончаний -и, -ы существительных во множественном числе. Учить правильно согласовывать и употреблять притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными.
Учить произносить в активной речи всех нечетких окончаний различных грамматических форм . Формировать навык правильного произношения окончаний тех грамматических форм, которые не сформированы в речи ребенка:
-родительный падеж существительных мужского рода мн. числа;
-дательный падеж 2-го склонения;
-творительный падеж 1-го склонения;
-усвоение в речи предложных конструкций. Знакомство с предлогам и их значением НА, В, ИЗ, ЗА, ПОД. Учить образовывать слова с помощью суффиксов –оньк, -еньк.
Учить образовывать и активно употреблять в речи притяжательные и относительные прилагательные. Уточнить значение личных форм глаголов, возвратных глаголов. Учить правильно употреблять их в речи.
Формировать умение правильно согласовывать числительные с существительными.
Познакомить со значение предлогов К, ОТ, С, ПЕРД, НАД, МЕЖДУ, БЕЗ. Учить правильно образовывать и употреблять в речи предложно – падежные конструкции с этими предлогами.
Состояние связной речи. Не составляет рассказа описание.
Сюжетная серия:серия разложена правильно, но рассказ сводится лишь к перечислению событий, изображенных на картине.
Пересказ:
Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.
Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.
Формирование связной речи.
Учить правильно давать ответы на поставленные вопросы. Учить составлять предложения с заданным количеством слов с опорой на наглядность.
Составлять предложения по картинке.
Составлять рассказа-описания по схеме, плану.
Формировать навык составления предложений с предлогами.
Учить составлять рассказ-описание по темам: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Обувь».
Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, рассказ по серии картин. Формировать навык перессказывания сказок, рассказов своими словами.
Формирование зрительного восприятия и узнавания.
Развивать умение зрительно восприятия.
Формировать целостность зрительного восприятия: силуэтные, контурные, зашумленные, наложенные изображения предметов.
Развивать способность концентрировать и распределять внимание: лабиринты, нахождение такого же предмета, составление целого из частей,
Формировать представление целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе. Учить находить сходства и различия в предметах, изображениях.
Развивать способность концентрировать и распределять внимание: лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу. Письмо элементов в заданном порядке.
Формировать целостность зрительного восприятия: узнавание целого по части, восстановление целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу, узнавание предметов (его вариантов) по описанию.
Работать с цветными матрицами Равенна.
Работа с мозайкой, конструирование фигур, цифр и букв из палочек и элементов.
Развивать способность концентрировать и распределять внимание: усложненные лабиринты, зрительные диктанты, орнаменты по образцу.
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки.
Развивать и совершенствовать моторные и графические навыки
Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки:
-пальчиковая гимнастика
-упражнения для свободных движений руки
-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином
-работа с конструктором
-шнуровки, мозаики, застежки.
Развивать зрительно-моторную координацию:
-работа по зрительно-двигательным траекториям
-рисование по точкам
Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки: то же с усложнением
-штриховка в разных направлениях, раскрашивание
Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки: то же с усложнением
-обведение по контуру
Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки:
усложнение, увеличение объема заданий.
Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки:
усложнение материала
Развитие словесно-логического мышления.
Развивать словесно – логическое мышление.
— Формирование умений понимать и задавать вопрос
— Развитие способности обобщать
— Развитие способности группировать предметы по определенным признакам
— Умение устанавливать закономерности и логические связи
— Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение
— Умение логически выстраивать высказывания
— Уметь понимать причинно-следственные связи
— Развитие логического запоминания
Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
Развивать навыки самоконтроля.
Развитие доверительных отношений с ребёнком, преодоление речевого негативизма.
— Развитие умения работать по словесной инструкции
— Формирование умений действовать по правилам, работать по инструкции
— Совершенствовать умение планировать свою деятельность
— Выработка умений контролировать себя и, в особенности, свою речь
Источник