Программа развития ребенка с нарушениями зрения в школе
Александра Володева
Примерная индивидуальная образовательная программа ребенка с нарушением зрения, обучающегося в общеобразовательной школе
1. Общие сведения
Ф. И. О. ребенка: ___ Возраст: ___ лет
Школа: ___ Класс: 5
Ф. И. О. родителей: ___ ___
Ф. И. О. основного педагога (учителя): Т. Е. К.
Ф. И. О. специалистов сопровождения:
Учитель-дефектолог В. А. А.
Педагог-психолог Е. И. А.
Инструктор ЛФК В. А. А.
Заключение и рекомендации ОПМПК
Уровень развития познавательной сферы на средней границе возрастной нормы. Дефицит внимания, гиперактивность. Замедленный темп учебной деятельности у ребенка с нарушением зрения.
Рекомендовано обучение по программе общеобразовательной школы в рамках инклюзивного образования. Разработка индивидуального образовательного маршрута.
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (учебный год) Освоение образовательной программы за пятый класс средней ступени общеобразовательной школы на доступном ребенку уровне.
Общие задачи на период реализации ИОП (полугодие, четверть, триместр и т. п.)
— Развитие школьной мотивации и умения удерживаться в рамках школьных правил
— Формирование пространственных представлений
— Развитие произвольного компонента деятельности
-Занятия по СБО, Брайлю, развитию мимики и пантомимики, охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия, развитию осязания и мелкой моторики, ЛФК.
Режим пребывания ребенка в ОУ
5 дней, 6 уроков в день, с 9:00 до 14:00
Индивидуальные занятия со специалистами во внеучебные часы:
1 час с педагогом-психологом, 1 час — учитель дефектолог.
Итого учебных часов в неделю – 29 ч., что соответствует нормам САНПИН
2. Создание «безбарьерной» среды.
Потребности ребенка Компенсация способностей: контролировать свое поведение к трудовой деятельности, к освоению образовательной программы
Направления деятельности Задачи на период (возможные)
Построение комфортной среды:
— изменение в помещениях (классная комната, рекреация и т. д.)
-материалы для нормализации тонуса
-визуальная поддержка — создание сенсорно-обогащенной среды
При наблюдаемой утомляемости к концу урока возможно посещение сенсомоторной комнаты
— расписание, режим дня, алгоритмы деятельности в картинках, речевые памятки крупными буквами (белый фон, черный шрифт)
Обеспечение специализированным учебным оборудованием -зрительные ориентиры на оборудовании в спортивном зале;
— учебные парты, регулируемые по росту ребенка и по наклону столешницы;
— указки с ярким наконечником;
— различные увеличительные приборы (лупы настольные и для мобильного использования);
— дополнительное освещение на рабочем месте (парта) и дополнительное освещение доски;
— кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Обеспечение помещений школы специализированным оборудованием и приспособлениями — приспособления для ориентации слабовидящего ребенка – метки-маркеры, тактильные дощечки, дорожка с шероховатой поверхностью на полу;
-наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены;
— зрительные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см);
-зрительные ориентиры на стенах и дверях;
-звуковые ориентиры по сопровождению слабовидящего в здании (в начале и в конце коридора, обозначение этажа).
Учебные пособия, дидактические материалы -тетради в крупную клетку и линейку
-памятка с тезисами к каждому уроку (сигнальные существенные признаки)
-интерактивная доска (по мере необходимости на уроках, не дольше 30 минут);
— пособия с небольшим количеством элементов.
3. Психолого-педагогическое сопровождение
Основное направление деятельности Конкретные задачи на период Режим и формы работы Показатели достижений ребенка Необходимый специалист Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста)
Развитие зрительной ориентировки в пространстве 1. Различение лево-право; верх-вниз; над-под-за-перед-на 1 раз в неделю индивидуально после уроков
Развивающие игры, работа с картинками и телом Правильная ориентировка на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве Педагог-психолог Включенное наблюдение в ходе занятий. Беседа с другими специалистами. Проверочные задания в виде игры (расположение фигурок в пространстве, игра в прятки)
Развитие познавательных процессов 1. Развитие концентрации внимания, памяти 2 раза в неделю Умение удерживать внимание в продолжение 15 минут; запоминание 7 слов из 10 Учитель-дефектолог Наблюдение за ходом занятия; срезовая диагностика («10 отличий», «Лабиринт»).
Освоение правил поведения в школе Разработка памяток по поведению в школе, развитие умения у ребенка пользоваться памятками Сопровождение на уроках Придерживаться правил поведения в школе, действует в соответствии с требованиями учителя наравне с одноклассниками Учитель-дефектолог Наблюдение на уроках.
Беседа с учителем и другими специалистами.
4. Освоение образовательной программы:
не нуждается в изменении программы
5. Формирование социальной компетентности
Направление деятельности Конкретные задачи на период Ответственные Формы деятельности Показатели достижений Формы оценки достижений
Формирование адекватного поведения и учебной ситуации (на уроке) самостоятельно готовится к уроку; выполняет задания учителя на уроке; записывает домашние задания Все специалисты Отработка навыка ориентирования по карточкам с алгоритмом деятельности на уроке; анализ ребенком собственной деятельности на уроке Готовность к уроку
Выполненные письменные задания на уроке
Все домашние задания записаны в дневник Наблюдение в процессе урока и на перемене, анализ общего для специалистов дневника наблюдений
Формирование социально-приемлемого поведения в группе сверстников Все специалисты
Формирование самостоятельности Все специалисты Индивидуальные занятия со специалистами (психолог, дефектолог) и занятия в классе (учитель, тьютор)
Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность на уроке -сверять свое поведение в учебном процессе с памятками; уметь изменить свое поведение, если оно не соответствует ситуации; уметь обратиться за помощью в ситуации затруднения Все специалисты Индивидуальные занятия со специалистами (психолог, дефектолог) и занятия в классе (учитель, тьютор) Освоение работы с памятками; соответствие поведения учебной ситуации; обращается за помощью к учителю, тьютору Наблюдение в процессе урока; анализ общего для специалистов дневника наблюдений; изучение продуктов учебной деятельности; беседа с родителями
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ Вторник Четверг Пятница
1 Социально-бытовая ориентировка Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия ЛФК
2 Письмо по Брайлю Развитие осязания и мелкой моторики Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия
3 Развитие мимики и пантомимики Письмо по Брайлю Социально-бытовая ориентировка
Источник
Александра Володева
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения в общеобразовательной школе
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) координирует коррекционно-педагогическую работу с детьми с нарушением зрения. Цель такой работы: формирование социально-адаптивных форм общения и поведения, их интеграция в открытое общество. В начале года тифлопедагог проводит тифлопедагогическое обследование детей (изучает медицинские и офтальмологические карты, наблюдает за детьми, исследует зрительное восприятие). По результатам обследования строится индивидуальный план работы с ребенком (индивидуальный маршрут). Проводятся коррекционные занятия. В течение года тифлопедагог участвует в методической работе ОУ, взаимодействует с родителями.
Основная цель коррекционной работы в общеобразовательной школе: подготовить к восприятию того материала, который дают на уроках. Коррекционная работа со слабовидящим ребенком направлена на стимуляцию сенсорно-перцептивной деятельности (развитие всех форм восприятия, развитие моторики руки и способов обследования и изготовления реальных предметов, их изображения и моделей; развитие социально-бытовых навыков; развитие мимики и пантомимики; активизацию социальных потребностей и развитие навыков самостоятельной работы; развитие познавательной активности и познавательных интересов; формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности [2, с. 6]. В ходе коррекционной работы обязательно нужно воспитывать стремление иметь хорошую осанку, гармоничное телосложение, формировать умение правильно и красиво ходить, развивать такие качества, как аккуратность, подтянутость, воспитывать эстетические чувства и взгляды на отношения между людьми, содействовать пониманию красоты дружбы, товарищества и взаимопомощи [1, с. 52]
Направления коррекционно-развивающих занятий
1. Охрана и развитие остаточного зрения и развитие зрительного восприятия (формирование умение пользоваться нарушенным зрением; расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности с помощью всех сохранных анализаторов, обучение использованию получаемой полисенсорнной информации во всех видах деятельности).
2. Развитие осязания и мелкой моторики (формирование умений и навыков осязательного мира, обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов).
3. Социально-бытовая ориентировка (направлены на решение проблем социализации детей, формирование навыков социально-адаптивного поведения).
4. Ориентировка в пространстве (учить выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением все сенсорной сферы (слуха, обоняния и т. д.)
5. Развитие мимики и пантомимики (компенсация тяжелых зрительных нарушение и сопутствующих дефектов развития — нарушения опорно-двигательног аппарата и нарушения развития эмоционально-волевой сферы на фоне раннего органического поражения ЦНС).
6. Лечебная физкультура (лечение заболеваний, профилактика их осложнений, предупреждение обострений. Имеет большое значение для работы всех органов грудной и брюшной полости, для исправления неправильной осанки, плоской запавшей грудной клетки, для улучшения вентиляции легких и усиления притока кислорода к крови).
7. Ритмика (преодоление трудности зрительно-пространственной ориентировки, раскоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамия. Знакомство с характером музыки, соотнесение движений с темпом, ритмом и плавностью музыки. Способствует снятию двигательной скованности) [3, с. 31-37]
Схема занятия:
1. Закрепление предыдущего материала;
2. Преподнесение нового материала;
3. Физкультминутка
4. Закрепление нового материала;
5. Заключительная часть.
Кадровое обеспечение: учитель, врач-офтальмолог, тифлопедагог, учитель-логопед, тьютор, координатор по инклюзии, социальные педагоги.
Психолого-педагогическое сопровождение:
1. Рекомендации ПМПК (внутри школы ПМПк)
2. Разработка ИОП (построение образовательного процесса в соответствии с его реальными возможностями, особенностями и образовательными потребностями)
Документация тифлопедагога:
— Перспективный план;
— Расписание занятий;
— График работы;
— Рабочая программа;
— Журнал учета посещаемости детей;
— Журнал учета консультаций с родителями;
-Комплексно-тематическое планирование по всем направлениям коррекционной работы;
— Заключение ПМПК на каждого ребенка;
— ИОП на каждого ребенка;
Список литературы:
1. Научно-методический журнал Дефектология, М.: Академия педагогических наук СССР. Педагогика, 1989. – 96 с.
2. Научно-теоретический журнал Дефектология, М.: Школа-Пресс, 1996. – 96 с.
3. Создание специальных условий для детей с нарушением зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С. В. Алехина // Под ред. Е. В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – 56 с.
Источник
Загрузка…
Для детей с нарушением зрения существует специальная программа Плаксиной Л.И., которая является единственной образовательно-воспитательной программой, базирующейся на комплексном подходе в учебном процессе.
Эта программа закладывает основы особого отношения к ребенку в процессе обучения, создавая для него щадящие условия. Комфортная атмосфера в группе, мягкое отношение педагогов и квалифицированный подход к обучению дают заметные результаты, которые благотворно сказываются на остроте зрения и улучшении состояния глаз.
Суть и базовые принципы
Становление зрения у любого человека происходит с момента рождения ребенка и до достижения им 8-10 л. Дети, имеющие нарушения зрения, в период раннего развития требуют особого отношения.
Преимущество программы Плаксиной — обучение в легкой игровой форме
При стандартном подходе к обучению таких детей уже к 4-6 г диагностируются рецидивы глазных болезней, а также ухудшение уровня зрения, поэтому так важно бывает проводить адаптационную работу с раннего возраста (1,5-3 г).
Программа Плаксиной для детей с нарушением зрения заключается в перестроении учебно-воспитательного процесса с целью:
- создания щадящих условий для зрения ребенка;
- всестороннего развития ребенка с нарушением зрения;
- систематической коррекции уровня зрения с целью его сохранения или улучшения.
Суть программы заключается в том, что весь объем информации дробится и подается в облегченной, игровой форме. При этом ребенок развивается всесторонне, включая обязательное физическое воспитание и лечебную гимнастику. Весь педагогический и образовательный процесс прописывается с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения.
Доктор психологических наук и педагог Плаксина Любовь Ивановна (крайняя слева) разработала коррекционную программу для детей с нарушением зрения
Подобная методика была разработана в 1995 г. доктором психологических наук и педагогом Плаксиной Любовь Ивановной, которая предложила разделить процесс обучения и перестроить его с учетом особенностей детей, имеющих нарушение зрения.
Вся программа построена на психологических методах и делиться на детсадовскую, в которой детей учат:
- правильно говорить и логически мыслить;
- знать элементарные математические основы;
- иметь представления об окружающем мире;
- на начальном уровне рисовать, лепить и клеить аппликации;
- знать основы труда и физически развиваться;
- уметь играть в игры.
Все стороны развития ребенка прорабатываются с учетом каждого года обучения и включают множество упражнений и теоретических знаний.
Программа Плаксиной для детей с нарушением зрения: 1 этап предусматривает изучение цвета и форм
Параллельно с образовательными процессами с ребенком проводят работу, которая в основном включает коррекцию зрения в несколько этапов:
- на 1 этапе дети изучают основы формы, цвета;
- 2 этап закладывает основы анализа характеристик предметов, их особенностей;
- на 3 этапе дети обучаются классификации и целенаправленному использованию зрения;
- на 4 этапе всю полученную информацию закрепляют, улучшают время реакции и ориентировку в пространстве.
Вместе с коррекцией зрения идет работа по:
- устранению нарушений речи;
- развитию мелкой моторики;
- социально-бытовому обучению;
- занятиям ритмикой и лечебной физкультурой;
- правильной ориентировке в пространстве.
Общее количество представленных в программе упражнений более 1000 шт., поэтому их с легкостью можно отбирать и корректировать с учетом индивидуальных особенностей группы.
Данная программа с успехом была опробована в узкоспециальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения и показала оптимальные результаты, поэтому широко применяется и на сегодняшний день.
Дети не только получали основы знаний, но и учились пользоваться имеющимся уровнем зрения, другими ощущениями и основами анализа. В результате систематического проведения коррекционных упражнений зоркость улучшалась значительно, а здоровье глаз сохранялось на высоком уровне.
Показания к началу применения
До определения ребенка в специализированный детский сад для начала проведения коррекционной работы каждый ребенок проходит многоуровневое обследование у узких специалистов. Только после установки диагноза ребенку может быть рекомендовано подобное обучение.
Прежде чем начинать обучение по программе Плаксиной, зрение ребенка нужно проверить у офтальмолога и установить диагноз
В целом для обучения по коррекционной программе рекомендуют детей разных категорий:
- детей с аномалиями зрительной рефлакции;
- детей со сниженной остротой зрения, которая скорректирована очками;
- слепых детей и детей с остаточным зрением;
- слабовидящих детей с понижающейся остротой зрения;
- детей с косоглазием и амблиопией.
Дети обязательно диагностируются местными специалистами, которые учитывают индивидуальные патологии и особенности ребенка в дальнейшей работе.
Применение коррекционной программы для детей со сниженной остротой зрения помогает улучшить уровень зрения. Детям с патологиями системный подход к обучению дает возможность сохранить зрение, а также избежать возможных рецидивов. Слабовидящих и слепых детей данная методика обучает использовать иные ощущения и учит ориентироваться в пространстве.
Противопоказания и ограничения
На все категории детей с нарушением зрения обучение по коррекционной программе, разработанной под редакцией Плаксиной Л.И., способно оказать положительное воздействие.
Данная программа учитывает все хронические особенности ребенка, поэтому зрительное здоровье ребенка не ухудшается в процессе обучения. Однако временные состояния здоровья могут вызывать противопоказания против любой нагрузки на зрение.
К таким относятся:
- воспалительные процессы;
- грипп и ОРВи;
- ремиссии болезней зрения;
- повышенная чувствительность зрения.
Количество упражнений на глаза значительно сокращается или полностью убирается в послеоперационный период, а также при плохом самочувствии ребенка. Педагоги при разработке каждой групповой индивидуальной программы обязаны учитывать уровень развития, внимательности и усидчивости детей.
При простудах и воспалительных заболеваниях занятия по коррекции зрения ребенку запрещены
Все упражнения и новая информация подаются в мягкой игровой форме, что вызывает естественный интерес детей. Только правильное сочетание нагрузки и объема знаний, получаемых каждым ребенком, может дать значительный эффект.
Полезные рекомендации для пациентов
Программа Плаксиной для детей с нарушением зрения состоит из нескольких этапов, каждый из которых включает комплексное и всестороннее развитие ребенка. Поэтому очень важно бывает посещать все занятия в дошкольном учреждении ежедневно с целью постепенного получения нужного объема информации и физического развития.
Вся программа основана на психолого-педагогических методах, которые позволяют объединить коррекционную и образовательную функцию обучения. На стадии подготовки к введению программы рекомендуеться создать благоприятную, комфортную обстановку для каждого ребенка в коллективе и дома.
Занятия проводятся в помещении и на свежем воздухе в течении небольшого времени и с перерывами, чтобы ребенок успел усвоить информацию. Для быстрого усвоения материала необходимо практическое закрепление знаний.
Педагоги совместно с родителями готовят для детей необходимые плакаты, приборы и канцелярские принадлежности. Особое внимание в программе уделяется развитию мелкой моторики рук через лепку, самомассаж посредством специальных предметов.
Дети, имеющие нарушения зрения, быстро утомляются из-за сниженной работоспособности глаз. Поэтому особое внимание при введении программы уделяется щадящим и комфортным для зрения условиям в помещениях, где проходит обучение.
Положительный эффект коррекционные упражнения будут давать только при постепенном и системном воздействии, а также правильном выполнении ребенком поставленных задач в светлых помещениях с достаточным количеством освещения. Подобные условия для полноценного развития необходимо подготовить для ребенка дома.
Основной комплекс
Программа Плаксиной для детей с нарушением зрения состоит из 2 разделов:
- программы для детского сада;
- коррекционной работы.
Программа для детского сада включает несколько направлений развития ребенка:
- развитие речевого аппарата, которая включает практические занятия по развитию речи, обучению предметному восприятию и основам анализа предметов;
- усвоение математических основ, которое предусматривает изучение счета, форм и обучение понятиям времени;
- обучение основам рисования с обязательным развитием зрительного восприятия;
- знакомство с окружающим миром;
- физическое развитие, которое состоит из улучшения уровня общего физического развития, координации движения и ориентировки в пространстве;
- трудовое обучение включает формирование интереса и уважения к труду взрослых, самообслуживание и обучение элементарному хозяйственному труду;
- основы игры закладывают социальные приоритеты развития, способность к общению и получению чувственных ощущений.
Каждое направление развития также делится на 4 года обучения с постепенным усложнением поставленных задач (от простого к сложному).
Коррекционная работа делится на периоды проведения. 1 этап включает получение ребенком общих знаний о предметах и формах, а также основы сочетания, сопоставления предметов и их характеристик в 1 год обучения.
В это время ребенку объясняют основы осязания и обоняния, и учат пользоваться этими ощущениями. Усвоение материала происходит, в том числе путем использования упражнений для активизации и стимуляции зрительных функций.
Так, упражнение «выбери зеленые» предполагает развитие умения сопоставлять цвета и объединять предметы по 1 признаку:
- Педагог выставляет на стол предметы разных цветов и оттенков.
- Дети по очереди должны выбрать по 1-2 предмета зеленого цвета. В зависимости от результата педагог объясняет ребенку правильность выполнения задачи и предоставляет дополнительную возможность выбора.
- Упражнение повторяется на ускорение.
Такое упражнение проводится для каждого цвета и позволяет закрепить знание цветов.
Упражнение «найди кубики» помогает формировать четкие представления о формах предметов и объединять их в группы по 1 признаку:
- Для его выполнения педагог выставляет на стол предметы разной формы и предоставляет детям возможность по очереди выбрать по 1-2 кубика.
- Сначала задание выполняет сам педагог, объясняя особенности задания.
- Затем каждый ребенок ищет и складывает найденные предметы на своем стуле.
Упражнение выполняется как с одним общим заданием, так и с индивидуальными особенностями для каждого (1 ребенок ищет синие кубики, 2 большие кубики).
На 2 этапе детей учат анализировать основные характеристики предметов (форма, цвет) и их положение в пространстве. У детей формируются навыки определения собственного и предметного положения в пространстве и четкое различение особенностей предметов.
Упражнение «найди такой же величины» отлично формирует основы элементарного анализа, а также умение учитывать положение предметов в пространстве:
- На стол выставляются предметы разных размеров.
- Педагог объясняет понятия равенства предметов по высоте, а также их различие по этому параметру.
- Затем педагог показывает, как находить предметы одной величины.
- Дети по очереди пытаются выполнить упражнение самостоятельно.
Проводить такое упражнение можно на свежем воздухе с подручными предметами.
Упражнение составь пирамиду учит ребенка соотносить размеры предметов и находить подходящие части, а также пространственному ориентированию:
- Педагог раскладывает на столе множество разных предметов, объясняет какие из них подойдут для составления пирамиды и как ее составлять.
- Каждый ребенок по очереди пытается найти и составить пирамиду самостоятельно.
В качестве частей для пирамиды могут быть использованы плоские предметы разной величины. Такое упражнение может выполняться командой из 2-3 детей.
3 этап предполагает закрепление умения зрительного анализа и обследования предметов. На 3 г обучения детей учат различать оттенки, контрастность цветов и повторять увиденные картинки по образцу.
Преподаватель обучает детей основам использования линз, луп, биноклей, объясняет принцип выделения группы предметов по 1 или 2 признакам. Дети постепенно начинают различать контрастность цвета, оттенки. С детьми проводятся систематические упражнения по стимулированию и развитию зрения, а также по гигиене зрения.
Интересное упражнение «составь узор» направлено на закрепление умения различать оттенки одного цвета и группировать предметы по этому признаку:
- Перед каждым ребенком на столе раскладываются кусочки картона разных цветов и оттенков.
- Каждый ребенок должен выбрать нужные оттенки заданного ему цвета и составить из них простой геометрический узор.
Педагог направляет ребенка и помогает в составлении узора при 1 выполнении упражнения.
Упражнение «найди свой домик» напротив предполагает развитие анализа и восприятия, учит сопоставлять размеры предметов:
- Перед детьми выставляются разные предметы по форме и размеру, а также отдельно разные по габаритам коробки.
- Сначала дети выбирают каждый по 1 предмету.
- Затем на время они должны подобрать для выбранного предмета домик (коробку) по размеру.
Упражнение может выполняться как в обычном режиме, так и на ускорение.
На 4 году программы с детьми проводится работа по расширению полученных знаний. Ребят учат изучать предметы планомерно и целенаправленно. Уметь фиксировать внимание и локализировать его, в том числе составлять планы и схемы.
В этот период детей учат пользоваться полученными знаниями быстро и в соответствии с обстоятельствами. Дети активно ориентируются в пространстве, учатся пользоваться всеми органами чувств.
Упражнение «расставь предметы по следу» обучает детей мыслить логически и составлять связи мысленно:
- Перед детьми на стол выставляются картинки животных и отдельно картинки с отпечатками их лап. Могут использоваться настоящие предметы и отпечатки, которые они оставляют.
- Затем детям предлагается по очереди попробовать переставить картинки так, чтобы отпечатки соответствовали картинкам животных.
В этот период часто применяются упражнения с лабиринтами и схемами. Так дети самостоятельно находят выход из нарисованного лабиринта или составляют схему комнаты, дома, сада.
Все обучение проводится параллельно с углубленным развитием речи, которое выражается в персональных и групповых занятиях с логопедом, и развитием мелкой моторики рук.
Во время 2 курса коррекционной программы дети активно начинают обучаться ритмике и заниматься лечебной физкультурой. Кругозор детей постепенно расширяется в ходе обучения понятиям окружающей среды, приобщению к труду и социальному развитию.
Категория | Подкатегории | Этапы обучения |
Программа для детского сада | Речевое развитие | Делится на 4 года обучения и подразделы |
Математические основы | ||
Окружающий мир | ||
Изобразительное искусство | ||
Физкультура | ||
Трудовое воспитание | ||
Коррекционная работа | Развитие зрительного восприятия | |
Коррекция нарушений речи | ||
Развитие осязания и мелкой моторики | ||
Ориентировка в пространстве | ||
Социально-бытовое развитие | ||
Ритмика | ||
Лечебная физкультура |
Закрепление результата
Программа Плаксиной включает множество упражнений и занятий для детей с нарушением зрения, которые проводятся по несколько раз и часто охватывают похожие задачи.
Вся информация усваивается постепенно, с многократным повторением и объяснением. Только после закрепления полученного знания педагог переходит к новому предмету изучения. Теоретические занятия сопровождаются практическими, в том числе на открытом воздухе.
Все занятия проводятся квалифицированными специалистами с обязательным включением в образовательную программу родителей ребенка, поэтому для закрепления материала рекомендуется:
- неоднократное повторение полученных знаний дома;
- практическое использование знаний каждый день.
Чтобы программа Плаксиной для детей с нарушением зрения дала хороший результат, знания, полученные в ходе обучения, необходимо подкреплять домашними занятиями с ребенком
Только сочетание развития и воспитания ребенка в саду и дома дает оптимальные результаты усвоения полученной информации.
Мнения о методике врачей и родителей
Большинство специалистов сходятся во мнении, что коррекционная программа Плаксиной Л.И. дает существенные результаты и помогает улучшить состояние ребенка. Родители сходятся во мнении, что программа помогает детям научиться пользоваться имеющимися возможностями зрения оптимально, что закладывает основы для дальнейшего развития.
Уникальная программа способствует социальной адаптации ребенка и обучает его игре. В садах, работающих по программе с коррекцией зрения, создаются группы детей, имеющих схожие нарушения зрения. Объединение по общему признаку дает комфортную среду для обучения ребенка.
Врачи настоятельно рекомендуют детям с существенными нарушения зрения пройти образовательную программу до школы по программе Плаксиной, которая создает самые щадящие условия для зрения одновременно давая нужный объем образования и воспитания каждому ребенку с учетом его состояния здоровья.
Программа для каждого детского сада и группы разрабатывается заново на основе общей системы, поэтому родители сходятся во мнении об индивидуальном подходе к обучению.
Отдельные семьи отмечают интенсивность занятий при относительно небольшой нагрузке, что бывает не совсем удобно. Но в целом все сходятся во мнении о высокой эффективности коррекционной программы Плаксиной, созданной для детей, имеющих нарушения зрения.
Когда стоит ожидать эффекта
Подобную программу рекомендуется проходить в период дошкольного и начального школьного развития ребенка. Именно в этот период происходит развитие и становление зрения, которое закладывается на всю жизнь. Первые результаты общего укрепления зрения проявляются после 1 года обучения.
Однако для получения стабильных результатов и зак?