Программа развития ребенка с двигательными нарушениями
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………….3
- Возрастные и индивидуальные особенности детей с НОДА 2-3 лет..5
- Содержание рабочей программы………………………………………………..7
4. Список используемых источников………………………………………………..10
1. Пояснительная записка
Адаптированная программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
— «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
— Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13
Адаптированная программа состоит из ряда составных областей, взаимосвязанных между собой, и, тем самым, представляет систему.
В ДОУ реализуется целостная концепция развития детей, определяющая отношение к детству, как самоценному времени жизни, направленная на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития способностей, становления общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры, воспитания долго действующих качеств личности.
Адаптированная программа направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то есть на успешную реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей образовательного учреждения.
Адаптированная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому развитию, социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию и художественно-эстетическому развитию.
Цели и задачи адаптированной программы
Приоритетными направлениями деятельности ДОУ по реализации адаптированной программы являются — воспитание, обучение и укрепление здоровья детей, развитие физических и психических качеств воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, создание равных благоприятных условий для всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка и его позитивной социализации, радостного и содержательного проживания детьми периода дошкольного детства в адекватных возрасту и физическому состоянию детских видах деятельности.
В соответствии с целью были определены следующие задачи образовательной программы:
— Обеспечение сопровождения ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
— Интеграция задач воспитания и развития дошкольника с нарушениями ОДА в целостном педагогическом процессе ДОУ.
— Взаимодействие детского сада и социального окружения в процессе разностороннего целостного развития ребёнка-дошкольника с нарушениями ОДА.
Планируемые результаты освоения адаптированной программы:
воспитательный аспект программы заложен в приобщении детей к добру, красоте, уважению взрослых, взаимопомощи.
Линия развития чувств определяет направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром.
Адаптированная программа ставит задачу воспитания у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Педагоги способствуют развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Программа обеспечивает развитие наглядно-образного мышления и воображения. Ее задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.
2 Возрастные и индивидуальные особенности детей с НОДА 2-3 лет.
В младшую группу №4 поступил ребенок с нарушением ОДА после осмотра специалистов: невролога, психиатра, ортопеда, психолога. Показания к проведению реабилитационных мероприятий: ограничение способности к самостоятельному передвижению II степень – способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств (ортезирование нижних конечностей правой ноги)и частичной помощью других лиц.
Сохраняется способность к самостоятельному передвижению и перемещению с помощью вспомогательных средств, адаптации жилья и предметов обихода к возможностям инвалида, и привлечением другого лица при выполнении некоторых видов передвижения и перемещения, (сложные виды перемещения, преодоление препятствий, сохранение равновесия и др.).
При второй степени – способность к передвижению характеризуется выраженным снижением скорости , темпа ходьбы , увеличением длительности двойного шага , снижением коэффициента ритмичности ходьбы, дробности ее выполнения, сокращением расстояния передвижения преимущественно в пределах группы при необходимости использования вспомогательных средств и частичной помощи других лиц.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений и определяют особую логику построения учебного процесса.
Наличие таких диагнозов сопровождается нарушением эмоционально-волевой сферы, что проявляется в повышенной плаксивости, агрессивности, замкнутости. Такие дети нуждаются в создании специальных условий: доброжелательная обстановка, благоприятный климат в группе, наличие определённой системы требований к детям. Диагноз заключается в деформации стопы, приводящей к ее уплощению. В результате стопа всеми своими точками касается поверхности, что является отклонением от нормы. Детям противопоказано ходить на внутренней стороне стопы, делать соскоки, бегать по асфальту.
Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.
Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.
Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.
Общение ребенка с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
— ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
— использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими,
-владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
— владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
— у ребенка развита мелкая моторика, (игры в «Геометрик», мозайки, собирание бусы и др.), ограничено развитие крупной моторики (применение прыжков , лазание ,перешагивание) .
3 Содержательный раздел.
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка по 5 образовательным областям соответствует содержанию примерной основной образовательной программы «Детство» /Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — с. 321.
В основу организации образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в совместной деятельности детей.
Основное образовательное содержание адаптированной программы реализуется в повседневной жизни, в совместной деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Педагоги наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включают каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Дети осваивают обобщенные представления, элементарные предметные понятия, простейшие связи и закономерности с помощью метода моделирования.
Основные задачи образовательных областей:
1 Социально – коммуникативное развитие:
- способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей;
- развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
- поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться);
- формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде;
- способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. -развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение;
— знакомить детей с традиционными праздниками: Новый год, день рождения.
2Познавательное развитие:
— поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом;
— формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: -зрительного слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;
учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, -используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы;
— поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов;
— содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов — названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).
3 Речевое развитие:
— воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;
обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные -этикетные формулы общения;
— развивать желание детей активно включаться в речевого взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность;
— обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).
4 Художественно — эстетическое развитие:
— вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно;
— развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов (в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства);
— формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепки, конструировании, активизировать освоение изобразительных материалов, инструментов (их возможностей и правил использования),
развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные особенности звучания;
— побуждать к подпеванию и пению;
развивать умение связывать движение с музыкой.
5 Физическое развитие:
— обеспечивать смену деятельности детей с учетом степени ее эмоциональной насыщенности, особенностей двигательной и интеллектуальной активности детей;
— создать все условия для успешной адаптации каждого ребенка к условиям детского сада;
— укреплять здоровье детей, реализовывать систему закаливания;
— осуществлять коррекции имеющихся нарушений ОДА; уменьшение нагрузки на нижние конечности.
— формировать правильную осанку;
— обучать правильному дыханию;
— продолжать формирование умения ходить, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры.
Взаимодействия педагогов и специалистов с родителями
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Семья является первой школой растущего человека. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.
Основанием для определения форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников являются нормативные документы, которые закрепляют основу взаимодействия (основные международные документы, нормативные документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образовательного уровня), а также современные исследования основных направлений взаимодействия ДОУ и семьи (психолого-педагогическое сопровождение семьи в вопросах воспитания детей, защита прав ребенка, работа с семьями, требующими повышенного внимания и нуждающимися в особой помощи и др.).
В 1 младшей группе применяются следующие методы и формы работы с родителями:
— планирование работы с родителями: анкетирование, беседы;
— групповые встречи: родительские собрания , консультации специалистов с рекомендациями по каждому конкретному ребенку, совместные занятия ЛФК, педагогические и тематические беседы;
— совместные мероприятия: детские утренники, конкурсы и выставки совместного творчества,
— наглядная информация: тематические, информационные стенды, папки-передвижки, памятки, брошюры с упражнениями и ортопедическими играми для занятий с детьми дома, информационные листы, на сайте детского сада;
- индивидуальная работа с родителями: педагогические беседы, индивидуальные консультации по запросу родителей со специалистами (врача-ортопеда, инструктора ЛФК, медицинской сестры), разработки рекомендаций по вопросам адаптации детей.
4. Список используемых источников
1 Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
2 Симоновой Н. В., «Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с церебральным параличом»
3 Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб.: Детство- Пресс, 2012.
4 Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
5 Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008;
6 Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
7 Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
8 Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я младшие группы. Методическое пособие. /Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – М.: Центр Педагогического образования, 2008.
9 Гончарова Н. В., Михайлова 3. А. и др. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2010.
Источник
саяна иргит
Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Пояснительная записка
В МКДОУ «Аяс» разработана Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Основанием для разработки программ послужил ряд причин:
1. Ухудшение детского здоровья, увеличение численности детей с проблемами физического и психического развития, нуждающихся в комплексном подходе, сочетающем педагогические и лечебные мероприятия.
2. Растущая потребность семьи, воспитывающей проблемного ребенка. Это обусловлено занятостью родителей и тем, что родители не могут оказать квалифицированную помощь ребенку в силу недостаточной компетенции в сложных вопросах коррекции развития детей.
3. Отсутствие программ и программно-методического обеспечения для коррекции психофизических нарушений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4. Необходимость реализации принципа комплексного подхода в реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на основе взаимодействия и координации деятельности медицинских и педагогических работников в воспитании, обучении и лечении детей.
Теоретические основы Программы составляют:
• Научные исследования С. Л. Выготского,И. А. Аршавского,П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна и др;
• Практические разработки и рекомендации:
В. И. Дубровского М. И. и Т. А. Фонаревых, К. А. Семеновой, А. Е. Штеренгерц и др. (по ЛФК и массажу);
• Е. М. Мастюковой, Н. Н. Ефименко, Ю. Ф. Змановского, Н. А. Вареника и др (по физическому воспитанию и реабилитации детей с НОДА);
• В. Л. Лебедь (по закаливанию воздушными потоками);
• С. В. Цвек, В. С Язловецкого (по закаливающему носовому дыханию).
При создании Программы ориентировались на общие теоретические основы коррекционной педагогики, учитывали общие и специфические основы коррекционной педагогики, учитывали общие и специфические закономерности нормального и аномального развития, о поэтапном формировании двигательных функций, как у здорового ребенка, так и у ребенка с двигательными нарушениями, теоретические положения о компенсаторных возможностях детского мозга, его высоком потенциале в реабилитации детей с поражением центральной нервной системы (ЦНС, особенно детей с детским церебральным параличом (ДЦП).
Программа направлена на коррекцию (исправление, реабилитацию (восстановление) и компенсацию нарушенных психофизических функций детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Содержание всех разделов Программы «Родничок» является взаимосвязанным и она может быть использована медицинскими, педагогическими работниками ДОУ (инструктором ЛФК, инструктором по физическому воспитанию, воспитателями групп, учителями — логопедами, дефектологами, педагогом — психологом, музыкальным руководителем, родителями).
Особенности программы: «Здоровейка»:
• Коррекционно — развивающий, индивидуально — дифференцированный характер, направленность на коррекцию общего физического развития детей, коррекцию развития микромоторики, психокоррекцию;
• Оздоровительная направленность, играющая важную роль в реабилитации детей с НОДА;
• Объединение совместных усилий медицинского и педагогического персонала ДОУ;
• Учет структуры ведущего нарушения, характера дефекта при различных формах ортопедической патологии и вторично связанных с ним отклонений в развитии;
• Ориентация на ведущие виды деятельности, специфические для дошкольного возраста (эмоциональное общение, предметно — манипулятивная и игровая деятельности);
• Комплексный подход к коррекции и реабилитации детей с НОДА, реализуемый в процессе совместной деятельности медико – психолого — педагогического коллектива ДОУ;
• Систематическое, поэтапное усвоение программного содержания в течение 3 лет обучения без жесткой привязки к возрасту детей;
• Индивидуальный темп освоения каждым ребенком программы по физическому воспитанию (каждый следующий этап обучения и воспитания строится на основе усвоенного содержания предыдущего этапа);
• Создание специальных условий макро- и микросреды в ДОУ для реализации коррекционно-развивающего и оздоровительно -профилактического направлений деятельности.
Основная цель: создание единого образовательного пространства, направленного на эффективную комплексную реабилитацию детей, социальную адаптацию и интеграцию их в общество.
Задачи:
• Создание оптимальных условий для психофизической реабилитации детей;
• Организация своевременной комплексной физической реабилитации детей;
• Ослабление тенденции ухудшения здоровья, стабилизация течения основного заболевания, достижение оптимального уровня физического развития для каждого ребенка;
• Психопрофилактика и психокоррекция нарушений личностной сферы ребенка;
• Обеспечение равного старта для развития всех детей в соответствии со своими потенциальными возможностями;
• Создание условий для социальной интеграции проблемных детей в общество здоровых сверстников.
Принципы построения Программы «Здоровейка»:
• Учет общих и возрастных закономерностей развития и индивидуальных возможностей детей;
• Гуманистическая направленность;
• Комплексный подход: лечение и психолого-педагогические меры воздействия (Л. С. Выготского);
• Индивидуально-дифференцированный подход к детям (с учетом структуры двигательного дефекта);
• Коррекционно — компенсирующая направленность образования и воспитания;
• «обходные пути» (Л. С. Выготского);
• Деятельный подход;
• Необходимость специального педагогического руководства.
Основными направлениями Программы являются:
Оздоровительно-профилактическое, обеспечивающее укрепление здоровья средствами медицинской реабилитации и физической культуры;
Коррекционно — развивающее, обеспечивающее исправление нарушений и компенсацию деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, а также коррекцию нарушений деятельности опорно-двигательного аппарата (исправление нарушений осанки, сколиозов, компенсацию парезов и др);
Воспитательное, обеспечивающее социальное формирование личности с нравственными, умственными, трудовыми и эстетическими потребностями;
Образовательное, обеспечивающее усвоение системы знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных возможностей, формирование интереса и потребности в движениях, развитие физических качеств.
Усвоение программного содержания рассчитано на 3 года, включая три основных раздела.
Содержание раздела «Здоровье»
направлено на организацию комплексной медико-педагогической коррекции и реабилитации здоровья и физического развития детей с НОДА.
Основная цель: охрана и укрепление здоровья детей, повышение адаптивных возможностей, организация своевременной реабилитации, коррекции здоровья и физического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Поставленные цели реализуется в процессе проведения оздоровительно-профилактических, лечебных мероприятий, для детей с ортопедической патологией, патологией центральной нервной системы, часто болеющих детей.
Главное средство физической реабилитации: ЛФК, в которую включены различные физические упражнения (общеразвивающие, корригирующие, дыхательные, упражнения на расслабление и развитие координации, равновесия, упражнения и подвижные игры на ортопедических мячах).
В состав ЛФК входят: корригирующие упражнения при нарушениях осанки и сколиозе; корригирующие упражнения симметрические и асимметрические упражнения, корригирующие упражнения при нарушении осанки в сагиттальной плоскости, корригирующие упражнения при деформации стоп, упражнения на развитие равновесия с элементами тренировки вестибулярного аппарата, упражнения на координацию, на расслабление, игры на коррекцию нарушений осанки в положении разгрузки позвоночника, на коррекцию нарушений осанки без разгрузки позвоночника, дыхательные упражнения.
• Комплексная медико –педагогическая коррекция детей (раздел «Здоровье»)
Лечебно-оздоровительные мероприятия.
Лечебно-оздоровительные мероприятия нашего детского сада направлена на профилактику, оздоровления и лечения детей с ортопедической патологией, патологией ЦНС.
ЗАДАЧА:
— Организация щадящего режима дня, ортопедического режима для детей с нарушениями опорно — двигательного аппарата.
— модель двигательной активности в соответствии с возрастными возможностями детей.
— Комплекс закаливающих мероприятий в течение дня.
— Координация деятельности медицинских и педагогических служб в отборе программного содержания и использование в практике (лечебной физкультуры, дыхательной гимнастики, упражнения на расслабление, общеразвивающие упражнение на ортопедических мячах, при нарушении осанки, нарушениях стопы, при заболеваниях дыхательной системы).
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается снижение: скорости, ловкости, силы, выносливости.
Оздоровительно-профилактические мероприятия:
1. Соблюдение режима дня.
2. Правильная организация теплового режима в помещениях детского сада.
3. Соответствие одежды детей температурному режиму помещений и температуре воздуха на улице.
4. Своевременная изоляция заболевших детей в детском саду.
5. Кварцевание помещений групп детского сада в периоды повышения заболеваемости вирусными инфекциями.
6. Проведения профилактических мер в период повышения заболеваемости острыми вирусными инфекциями: закладывание в нос оксолиновой мази, закапывание интерферона в нос.
7. Аромапрофилактика (использованием лука, чеснока в виде ароматов в пищу) в осеннее — зимний период.
Профилактика и коррекция функциональной
недостаточности стопы (плоскостопия, косолапости).
а) Корригирующие упражнения (с предметами и без предметов)
на физических занятиях, утренней корригирующей гимнастике, активной гимнастике после дневного сна.
б) Гигиена и массаж рефлекторных зон стопы с использованием (камушков, деревянных палочек, мешков с песком, маленьких шариков, набивных мячей).
в) Дорожка массажер.
г) Ношение ортопедической обуви.
д) Плавание.
е) Катание на велосипеде.
ж) ограничение нагрузки на нижние конечности.
з) Обливание стоп холодной водой.
Оздоровительные мероприятия
Регулярный осмотр педиатром в декретированные сроки.
— ясельный возраст – 1 раз в месяц.
— дети с неврологическими заболеваниями 1 раз в месяц.
— остальные дети 2 раза в год.
Общие анализы крови, мочи, на я/глист.
Лечебные мероприятия для детей с патологией ЦНС
— консультация невропатолога.
— медикаментозное лечение 2-3 курса лечения в год.
Из препаратов: препараты корригирующие энергетический обмен
(ноотропил, пирацетам, аминалон, антиоксиданты – витамин Е, аевит
Препараты улучшающие микроциркуляцию – никотиновую кислоту, глицин, актовегин, церебролизин, циннаризин, кавинтон, стугерон,)
— препараты улучшающую психомоторное развитие — мидокальм, пикамело.
— ЛФК с использованием тренажеров – ежемесячно массаж 4-5 курсов.
— Использование аппарата БОС (биологической обратной связи.)
Показания: сохранность интеллекта, отсутствие грубых нарушений
Психоэмоционнальной и волевой сферы, положительная мотивизация в лечебной сфере.
Противопоказания: контрактуры и деформация суставов, грубые нарушения интеллекта, выраженные гиперкинезы, тяжелые соматические патологии, эпилепсия, судорожная готовность.
— ингаляции с настоем трав.
— Фитотерапия по показанием 2-3 курса в год.
— УФО тубус.
— Гидротерапия — ванны с отварами трав, солей, лекарственными средствами 2-3 курса в год по 10 процедур.
Лечебные мероприятия для детей с ортопедической патологией
— Консультация ортопеда 2 раза в год по показаниям.
— Регулярная наблюдение и составление индивидуальных комплексов.
Строгий ортопедический режим: сон на кровати без подушки, ношение ортопедических обуви с использованием супинаторов, ношение ортопедических воротников (по показаниям, использование корсетов, использование ходунков, использование инвалидных колясок.
Режим в группе: соответствие мебели росту ребенка, контроль за сохранением правильной позы ребенка (стоя, сидя, лежа.) во время занятий и самостоятельной деятельности.
В разделе «Надежда»
представлена коррекционная направленность работы по физическому воспитанию детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).
Основная цель: комплексная физическая реабилитация детей и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры.
Организация комплексного подхода к физической реабилитации детей с НОДА предполагает решение следующих задач:
• Укрепление здоровья детей, повышение функциональных возможностей организма, улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательных систем;
• Коррекцию и компенсацию двигательных нарушений;
• Развитие основных видов движений и физических качеств, формирование пространственной ориентации, развитие равновесия и координации движений;
• Стимулирование общего развития ребенка (речевого, интеллектуального, личностное и др.)
В работе по физическому воспитанию учитываются рекомендации врачей, индивидуальные показания и противопоказания по организации двигательной деятельности с детьми, имеющие сложные двигательные нарушения.
В силу низких двигательных возможностей детей с ДЦП используются доступные им виды заданий.
В подразделе «Физическое воспитание» содержится программа физического воспитания детей с НОДА, представленная в форме перспективного планирования на год с разбивкой на кварталы и определением основных задач на год по трем возрастам: с 3-4 лет (младший, 4-5 лет (средний, с 5-7 лет (старший).
Перспективное планирование является основой для календарного (или недельного) планирования физкультурно-оздоровительных мероприятий, так как представлено с постепенным усложнением. Отличительная особенность планирования – включение пропедевтического курса по освоению основных видов движений и элементов спортивных упражнений, как подготовительного этапа для освоения более сложных движений.
В подраздел «Подвижные игры и элементы спортивных упражнений» знакомит со значение, основными задачами, спецификой организации специальных подвижных игр коррекционного содержания, элементами спортивных упражений, требованиями и рекомендациями по проведению таких мероприятий с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Содержание раздела «Надежда» используется на физкультурных занятиях, в утренней корригирующей гимнастике, активной гимнастике после дневного сна, как часть музыкальных занятий, занятий специалистов, лечебной физкультурой, в физминутках и физпаузах, в спортивных досугах и развлечениях и др.
В организованные виды двигательной деятельности включаются физические упражнения, разработанные для лечебной физической культуры: корригирующие упражнения, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и др.
Развитие мелкой моторики у детей идет во взаимосвязи с формированием общей моторики, оно стимулирует развитие речи, психических функций. В данном разделе подобраны упражнения по развитию тонкой моторики, поставлены задачи по годам обучения, даны рекомендации, определены общие цели.
В разделе «Солнышко»
представлена коррекционная работа по психическому оздоровлению детей, включающая релаксационное упражнения и упражнения «снотворной» гимнастики.
Основная цель: укрепление психического здоровья и коррекция патологи?