Программа развития ребенка при задержке речевого развития

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 

1.1 Пояснительная записка

1.2 Особенности развития детей с задержкой речевого развития

1.3 Необходимость реализации данной программы

1.4 Цели и задачи логопедического кружка

1.5 Планируемые результаты освоения Программы логопедического кружка

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Тематическое планирование занятий по кружковой деятельности

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Структура и содержание кружковой деятельности

3.2 График работы кружка

3.3 Список детей, посещающих дополнительную деятельность «Речевечок».

3. 4. Используемая методическая литература

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 

1.1 Пояснительная записка

Проблема выявления задержки речевого развития (ЗРР) на ранних этапах онтогенеза давно стала одной из важнейших проблем логопедической работы и ранняя помощь детям с задержкой речевого развития в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию (Волосовец Т.В.) По мнению американских специалистов дети с ЗPР составляют 40 % от всех рождающихся детей, а по данным наших педиатров это число составляет 85% от общего числа новорожденных (Боровикова Е.Н.).

Ученые (Ю.И. Барашнев и др.) выделяют ряд вредных факторов, наиболее распространенных и отрицательно влияющих на раннее речевое развитие детей:

  • отягощенный акушерский анамнез (бесплодие, предшествующие аборты, самопроизвольные выкидыши, наличие в семье детей с психоневрологическими нарушениями и др.);
  • неблагополучная экологическая обстановка в районе проживания семьи ребенка;
  • перенесенные во время беременности психический стресс и/или негативная психологическая обстановка в семье;
  • вирусные инфекции (в том числе неясной этиологии), грипп;
  • осложненные роды (аномальное положение плода, плацентарная недостаточность и связанная с ней внутриутробная гипоксия и/или внутриутробная гипотрофия; течение родов с длительным безводным периодом, со стимулированием из-за слабой родовой деятельности и др.).

1.2 Особенности развития детей с задержкой речевого развития

Дети с задержкой речевого развития, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность — на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками. Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, дети не могут точно, координировано выполнить движения губами, языком после показа взрослыми. Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, то есть дети, ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий. Активный словарь состоит из 5-10 слов модели СГ (на), СГ – СГ (ма — ма). Иногда вместо слов ребенок воспроизводит один слог, как правило, ударный. Так дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например: «ки» — киска, мех, волосы.

Дети с задержкой речевого развития затрудняются передать акцентно-просодическую модель слова. Интенсивной особенностью патологической речи является стремление к употреблению открытых слов (СГ). Например: слово мяч ребенок произносит как «мятя» или «мя». При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с ЗРР может включать до 100 – 150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок. Если при нормальном речевом развитии однажды воспроизведенная форма быстро захватывает ряд слов, то при речевых нарушениях дети не способны использовать подсказывающий образец. Поэтому их речь изобилует аграмматизмами. Характерная особенность речи детей с ЗРР – неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.

Читайте также:  Центры развития ребенка в чите

«В психическом развитии существуют сензитивные периоды, в которые ребенок особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды. Для развития речи сензитивным периодом является возраст от 1,5 до 3 лет, когда ребенок оказывается наиболее чувствительным к речи». (С.А.Миронова).

1.3 Необходимость реализации данной программы

Существует проблема организации логопедической службы в работе с детьми раннего возраста. Как правило, в практике логопедическую помощь детям оказывают, начиная с 4 – 5 лет, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. (Г.В.Чиркина, 1999). При этом оказывается упущенным сензитивный период развития речи, который приходится на первые 3 года жизни ребёнка (Р.Е.Левина). У детей раннего возраста отграничение темповых задержек речевого развития от случаев дизонтогенеза по типу раннего проявления системного нарушения всех сторон речи (ОНР) представляет собой достаточно сложную медико-психолого-педагогическую проблему. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития (причины его) ребенка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее приемлемый период для усвоения родного языка – ранний возраст.

Ежегодно в детский сад поступают дети 2 – 3 лет. У многих детей на момент обследования имеют заключение невропатолога — перинатальное поражение центральной нервной системы. Кто – то имеют задержку речевого развития, что подтверждается изучением компонентов речевой деятельности, соответствующих возрастному диапазону ребенка, с учетом методических рекомендаций, разработанных Ю.Ф.Гаркушей, анализом результатов заполнения опросника для родителей О.Е.Громовой (Приложение № 1), который свидетельствует о разнице между пониманием речи, объемом пассивного словаря и появившихся слов в активе. На основе заключения невропатолога, результатов логопедического обследования, данных опросника подтверждаются проблемы в речевом развитии детей 2 – 3 лет. В том числе анализ материалов Т.А.Датешидзе, Ю.Ф.Гаркуши, О.Е.Громовой, М.Г.Борисенко, Н.А.Лукиной и др. показал следующее:

  • недостаточно четко определено содержание работы по речевому развитию детей раннего возраста;
  • описаны отдельные методы и приемы, но не представлено целостной системы работы.

1.4 Цели и задачи логопедического кружка

Цель: Коррекция речи детей 2-3 лет с задержкой речевого развития: побуждение детей к общению, стимулирование речевого развития, повышение речевой активности ребенка.

Задачи:

1. Создать условия для социализации личности ребенка.

2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

3. Развивать слуховое восприятие, внимание и память.

4. Формировать общие речевые навыки (просодика).

5. Активизировать словарь по лексическим темам.

6. Побуждать повторять новые слова, договаривать фразу.

7. Формировать грамматический строй речи.

Условия для реализации задач:

  1. Провести коррекционную работу с детьми с ЗРР согласно разработанной программе.
  2. Создать предметно — развивающую среду для профилактики и коррекции ЗРР.
  3. Формировать партнерские отношения между участниками коррекционного процесса (ребенок – логопед – родители — сотрудники детского сада).

Ограничений и противопоказаний на участие детей 2 – 3 лет в программе детей нет. 

Читайте также:  Цель духовно нравственного развития ребенка

1.5 Планируемые результаты освоения Программы логопедического кружка

Ожидаемый результат:

  • дети пользуются фразой; участвуют в простом диалоге;
  • повысился уровень слухового внимания и понимания речи;
  • у детей расширилось понимание обращенной речи, развита речевая активность;
  • повысилась компетентность родителей в вопросах развития и воспитания малыша и коммуникативные навыки общения;

создана развивающая среда для детей 2-3 лет в группе.

(с остальными пунктами программы, рецензией и приложением к программе вы можете ознакомиться в кабинете учителя – логопеда СП).

Источник

Программа “Запуск речи” для плохоговорящих и неговорящих детей 2-5 лет, для детей с ЗПРР (задержкой психоречевого развития) и ЗРР (задержкой речевого развития)

Для кого?

Что делать , если ребёнок не говорит в 2 года? А если плохо говорит в 3 года? Для плохоговорящих или неговорящих детей 2-5 лет, при ЗРР (задержке речевого развития), ЗПРР (задержке психоречевого развития) и других причинах задержки развития речи существует эта программа “Запуск речи”.

Цель

  • создать условия для запуска спонтанного речевого развития у детей;

  • развить общие речевые умения;

  • сформировать языковое чутье у ребенка;

  • расширить пассивный и активный словарный запас ребенка;

  • улучшить коммуникативные навыки.

Состав группы

3 ребенка, это позволяет не только уделить внимание каждому, но и создать условия для общения детей друг с другом.

Регулярность

2 раза в неделю.

Почему ребёнок не говорит?

Речь – самая сложная психическая функция и для ее правильного формирования необходимо наличие тринадцати (13!) различных факторов: от сохранности центральной нервной системы до развитого желания и умения общаться. Развитие речи у ребёнка происходит постепенно. В первый год жизни с развитием мозга у него активно развивается слух и органы речи, ребёнок начинает говорить первые слова, узнаёт своих близких и какие-то простейшие предметы. К полутора годам ребёнок обычно умеет строить простейшие фразы и пусть он не всегда ещё в ладах с падежами и множественным числом, но предложения из двух-трёх слов для него уже не проблема.

Если этого не происходит – диагностируется задержка речи у ребёнка. Задержка развития речи может происходит по многим причинам. Это могут быть травмы головы в раннем возрасте, тяжелые инфекционные заболевания, а так же психологические проблемы. В последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в  развитии детей возросла в несколько раз, так что проблемы с задержкой речи у ребёнка 3 лет в последнее время не такая уж и редкость. Почему происходит задержка развития речи именно у вашего ребёнка – вопрос к специалисту.

Чем опасна ЗРР?

Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи. Хотя, не смотря на то, что сегодня у ребёнка наблюдается ЗРР (задержка речевого развития) или ЗПРР (задержка психоречевого развития), такой диагноз вовсе не обязателен если ребёнок не говорит в 2 года или плохо говорит в 3 года.

Читайте также:  Зона актуального развития это то что ребенок

Что такое ЗПРР?

В отличие от просто задержки речевого развития, задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это задержка речевого развития, которая сочетается с общим интеллектуальным недоразвитием. Серьезность этой проблемы заключается в том, что четко диагностировать ЗПРР на ранних стадиях не представляется возможным. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем, обусловленном многими факторами, темпе. То есть, случается, что задержка речевого развития сочетается с различными особенностями психической деятельности и познавательной активности. Таким образом, если у ребенка имеются речевые расстройства или отсутствует речь, то только согласованная работа нескольких специалистов позволяет создать необходимые условия для успешного речевого развития. Запуск речи у неговорящих детей возможен!

Усилий одного логопеда, как правило, недостаточно! Поэтому в нашей группе с детьми взаимодействует детский психолог, специалист по работе с детьми и логопед.

  • Сопровождение дефектолога

    Цель: развитие у детей с задержкой речевого развития при ЗПРР или тяжелыми нарушениями речи и познавательной активности, интереса к окружающей действительности – одного из важных условий для развития речи; формирование когнитивных предпосылок речевой деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления).

  • Сопровождение детского психолога

    Цель: овладение элементарными коммуникативными умениями – необходимого условия для запуска речи; формирование навыков игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми; снятие психологических барьеров.

  • Сопровождение логопеда

    Цель: преодоление речевого негативизма; развитие языкового чутья; формирование элементарных общих речевых умений; формирование навыков взаимодействия «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок» с использованием вербальных (речевых) средств общения.

В зависимости от причины речевых нарушений формируются две группы

  • «Запуск речи» для детей с нарушением психического развития и познавательной деятельности

    Запуск речи у неговорящих детей. Подходит для неговорящих детей с ЗРР (задержкой речевого развития) и ЗПРР (задержкой психоречевого развития).  Чтобы скомпенсировать отставание в интеллектуальной сфере для детей с задержкой речевого развития на первом этапе программы особую важность приобретают занятия с дефектологом .

  • «Запуск речи» для детей с нарушением коммуникативной и познавательной деятельности.

    Мы рекомендуем ее детям с расстройствами аутистического спектра (аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм). В силу того, что у таких детей отсутствует (снижена) потребность использования речи как коммуникативного средства, нет желания вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, ключевую роль начинает играть работа психолога.

Работа с нарушениями речевого развития — длительный процесс. Поэтому, если до 4 лет ребенку поставлен диагноз “задержка речевого развития” (ЗРР) или тем более “задержка психоречевого развития” (ЗПРР) важно не упустить время, после 4-х лет запуск речи становится все более сложным! Группа «Запуск речи» – это мощный стимул к правильному речевому развитию ребенка!

Помните, что будущее ващего ребёнка зависит от уровня его речевого здоровья!

Чтобы записаться на приём к специалистам нашего центра, задать вопрос, позвоните по номеру

8(863) 333-22-47

или закажите обратный звонок

Отзывы

Источник