Программа развития ребенка после кохлеарной имплантации

Программа развития ребенка после кохлеарной имплантации thumbnail

Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи   ребенку с кохлеарным имплантом

Пояснительная записка.

        Развитие сурдопедагогики и технический прогресс создают условия для совершенствования специальной коррекционно-педагогической помощи глухим детям раннего и дошкольного возраста. Принципиальное значение для её совершенствования имеет разработка и внедрение в практику работы системы развития слухового восприятия и устной речи при использовании кохлеарного имплантирования, которое является адекватной коррекцией слуха даже при больших потерях слуха.

        В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной речи. Кохлеарный имплант (КИ) заменяет только погибшие рецепторы улитки, которые преобразуют звуки в электрические импульсы, передаваемые слуховому нерву, а по нему — в слуховые центры мозга. Поэтому, чтобы ребенок с КИ мог понимать речь и говорить необходима педагогическая реабилитация.

        Программа предназначена для развития слухового восприятия  детей после кохлеарной имплантации, рассчитана примерно на 2-3 года обучения, одно занятие сурдопедагога в день пятидневной рабочей недели. Возраст ребенка примерно 3-6 лет.

Цель программы слухоречевого тренинга: развитие слухового восприятия с КИ до уровня, приближенного к нормальному восприятию. Это значит научить ребенка  узнавать окружающие звуки, различать и узнавать звуки речи, слова и предложения.

Принципы тренировки слухового восприятия с кохлеарным имплантом (по И.В. Королевой)

№ п/п

Тема

Часы

Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков

1

Выработка УДР (условно двигательная реакция на звук).

2

Обнаружение звука (есть, нет)

3

Различение при парном сравнении:

 — звуки окружающей среды (дома, на улице),

 — звуки музыкальных игрушек,

 — звуки, издаваемые животными.

4

Узнавание звуков окружающей среды, звуков издаваемых животными и  звучаний музыкальных игрушек (закрытый выбор, 3 и более).

5

Различение характеристик неречевых и речевых звуков:

 -количество (много, 1, 2, 3,…)

 —  долгота (долго — кратко)

 — слитность (слитно — прерывисто)

 — высота (низко — высоко)

 —  громкость (громко — тихо)

 — локализация звука (сверху, снизу, справа, слева).

6

 Различение звукоподражаний

7

Различение слов с разной слоговой структурой.

8

Различение и узнавание слов с одинаковой слоговой структурой с сильно отличающимся фонемным составом (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более).

— односложные,

 — двухсложные (с разным положением ударного слога),

 — двухсложные (с одинаковым положением ударного слога),

 — трехсложные (с разным положением ударного слога),

 — трехсложные (с одинаковым положением ударного слога),

 — четырехсложные  (с разным положением ударного слога),

 — трехсложные (с одинаковым положением ударного слога).

9

Узнавание слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух-, или односложных) с близким фонемным составом (слова отличающиеся 1-2 фонемами, закрытый выбор).

Различение часто используемых слов и простых фраз (закрытый выбор).

10

«Семья»

11

«Части тела»

12

«Цвета»

13

«Размер и количество»

14

«Еда» (овощи, фрукты, продукты)

15

«Животные»

16

«Посуда»

17

«Игрушки»

18

«Транспорт»

19

«Глаголы»

20

«Числительные»

21

Различение простых фраз (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более).

22

Узнавание предложений с хорошо и плохо предсказуемым последним словом при закрытом выборе из 3-х и более предложений.

Развитие фонематического слуха

23

Различение и узнавание звуков речи:

— сильно отличающихся по частоте ( парное сравнение, затем при выборе из 3 -х и более),

 — сходных по частоте ( парное сравнение, затем при выборе из 3 -х и более)

24

Различение и узнавание  слогов типа «согласный — гласный», «согласный — гласный — согласный» (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более).

25

Различение и узнавание  слогов  типа «согласный — гласный», «гласный — согласный — гласный» (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более).

26

Определение наличия заданного звука в слове (гласного затем согласного)

— в начале слова,

— в конце,

— в середине.

27

 Узнавание слова в слитной речи при закрытом выборе (из 6 — 20).

28

Узнавание правильного слова среди «неправильных» вариантов этого слова.

29

Определение места звука в слове.

30

Подбор слова на заданный звук.

31

Различение слов похожих по звучанию:

— из двух,

-из трех.

Распознавание устной речи

32

Расширение словарного запаса:

— ответы на вопросы,

— выполнение сложных поручений,

 — наречия,

— междометия в речи.

33

Грамматические представления:

— предлоги,

— наречия,

— союзы,

один и много,

время глаголов,

34

Тренировка понимания вопросов.

35

Тренировка понимания многосоставных инструкции и высказываний.

36

Узнавание слов и предложений, произносимых в быстром темпе, шепотом, разной высотой голоса при закрытом выборе.

37

Восприятие и понимание устных текстов.

38

Восприятие просодической информации в речи (вопросительная/повествовательная информация, положение ударного слога в слове, положение смыслового ударения, эмоциональное состояние говорящего, определение мужских, женских, детских голосов, индивидуальных особенностей голоса).

39

Тренировка узнавания слов с разной слоговой структурой при открытом выборе.

40

Узнавание  слов с одинаковой слоговой структурой при открытом выборе.

41

Восприятие слитной речи (предложения, тексты, диалоги) при открытом выборе, произносимых в нормальном и быстром темпе, на расстоянии, шёпотом.

42

Узнавание слов с разной (одно-, двух-, трехсложные) и одинаковой слоговой структурой при закрытом и открытом выборе на фоне шума.

43

Восприятие слитной речи (предложения, тексты, диалоги), при закрытом и открытом выборе в шумах.

44

Тренировка восприятия речи по телефону.

1. Жукова Н.С. Букварь:учебное пособие — М.: Эксмо, 2011.

2. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом/ Науч. ред. проф. И.В. Королева. — СПб:Умная Маша,  2010.

3. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей/ И.В. КоролеваСПб.:Умная Маша, 2010.

4. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами.4-е издание, дополненное/ И.В Королева. — СПб.:СПб НИИуха, горла, носа и речи, 2006.

5. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие / И.В. Королева. СПб.: КАРО, 2009.

6. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие / И.В. Королева — Спб.: Спб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.

7.Силберг Д. 125 развивающих игр для детей от 1 до 3 / Пер с англ. — Минск: Поппури, 2003.

Источник

1. Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Главная проблема детей с нарушенным слухом в том, что они не слышат или плохо слышат речь окружающих, а значит, у них не развивается или плохо развивается понимание речи или собственная  речь. Речь нужна человеку для того, чтобы общаться с окружающими людьми – с помощью речи у ребёнка развивается мышление, умение контролировать свои эмоции, память, внимание и другие качества. Таким образом, нарушение слуха является первичным нарушением, которое приводит к развитию у тугоухого ребёнка различных вторичных нарушений – мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевых качеств и др.

Сенсоневральная тугоухость вызвана повреждениями во внутреннем ухе.  В этом случае повреждаются волосковые клетки. При этом повреждённые волосковые клетки, как правило, не восстанавливаются. Снижение слуха при сенсоневральной тугоухости может быть разной степени – от незначительного до глухоты.

Долингвальная  глухота – глубокая потеря слуха с самого рождения или в первый год жизни до овладения родным языком – речью.

Дети с кохлеарным имплантом  учатся слышать, понимать речь и говорить более 5 лет. Наиболее важными для развития понимания речи и устной речи являются возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации, интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка речевых нарушений.

Вощикова Светлана 19.09.10 г.р.

Основной диагноз: Вторичная задержка речевого развития. Двусторонняя  сенсоневральная тугоухость 4 ст., состояние после КИ от 06 .13.

Понимание речи

  • Понимание речи затруднено, вербальные задания выполняет избирательно, с неточностями.

Слуховое восприятие

  • Выработана  условнорефлекторная  реакция на звук, различает звуки окружающего мира, опознаёт  большое количество  слов и фраз, звукоподражания; усвоены характеристики звуков (громко – тихо, один – много, высокий – низкий,  ритм).

Фонематическое восприятие

  • Различает изолированные звуки (гласные А, О, У, И ,Ы; согласные П ,М, Н, Б).

Активная речь

  • Не соответствует возрасту. Активный лепет.  Исчезают эхолалии.  Знает своё имя, называет имена близких людей, основные цвета (некоторые оттенки), размер  (большой — маленький), количество (один — много).  Самостоятельно использует отдельные слова по темам «Еда», «Животные», «Посуда», «Игрушки», «Мебель». Активно использует глаголы – «смотри», «дай», «иди», «не надо», «не хочу»; местоимения «мой», «ты».

Характеристика голоса и дыхания

  • Голос звонкий, дыхание свободное. Яркая эмоциональная окраска высказываний. 

Результаты речевого развития:

  • стойкая  положительная динамика речевого развития.

Заключение:
общее недоразвитие речи 1-2 уровня речевого развития. Состояние после кохлеарной имплантации.

Цель – развитие фонематического слуха.

Принципы работы с ребёнком после КИ.

1. Принцип коммуникативной направленности доказывают, что без специального обучения даже при высоком развивающем потенциале речевой среды, в которой находятся дети после КИ, успешное овладение устной речью, родным языком для них невозможно. В связи с этим данный принцип ориентирует на необходимость организации практики речевого общения и выступает как способ овладения языком. Кроме того, он предполагает максимальное приближение обучения устной речи на индивидуальных занятиях, при организации свободной деятельности малышей к условиям естественного общения.

2. Деятельностный принцип, в рамках которого речь рассматривается как деятельность. Её компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям младшего дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в выполняемую им деятельность, например, в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у детей потребность в овладении речью. Наличие мотива — важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого овладение речью происходит в условиях постоянно расширяющейся речевой практики, стимулирующей накопление словарного запаса, усвоение фонетических и грамматических норм языка.

3. Генетический принцип предусматривает необходимость учета общих закономерностей развития речи на этапах онтогенеза. В связи с этим особенности коррекционно-педагогической помощи определяются нами исходя из значимости сензитивного периода речевого развития. На этой же основе осуществляется выбор применяемых методов воздействия, совпадающих с естественными способами стимуляции речевого развития ребенка.

4. Процесс обучения слушанию и говорению является активным – это не столько обучение, сколько научение.

5. Овладение речью происходит в течение всего дня во время обычных ежедневных дел со взрослым.

Предполагаемый результат.

  • различает изолированные звуки;
  • пишет под диктовку знакомые буквы;
  • различает и опознаёт слоги;
  • определяет наличие/отсутствие звука в слове;
  • распознает правильное и дефектное произношение звуков;
  • выбирает слова, начинающиеся на определённый звук/букву;
  • выбирает слова, заканчивающиеся на определённый звук/букву;
  • обнаруживает ошибку в словах;
  • определяет место звука в слове;
  • подбирает слово на заданный звук;
  • различает на слух похожие по звучанию слова;
  • использует в речи  существительные, прилагательные, глаголы по лексическим темам осень, деревья, овощи, фрукты, грибы, ягоды, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель);
  • называет природные явления, части предметов ближайшего окружения;
  • различает и правильно употребляет сущ. м., ж., и ср. рода в ед. и мн. числе в Им. П.
  • говорит спокойно, использует различные интонации, говорит на выдохе.
  • различает длинные и короткие слова на слух, может передать ритмический рисунок (хлопки, стук на барабане, металлофоне и др.) со зрительной опорой и без неё.
  • проявляет речевую активность.

Направления работы:

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие речи.

Направления работы

Содержание

1

Развитие фонематического слуха

Различение изолированных звуков.  Звуки С, Ш, Ч. Звуки О.У. Звуки А, М, Р.

Различение слогов. Слоги АУ, УА.  Слоги  УМ, МУ. Слоги ЛЯ, Я. Слоги ДА, ГА.

Определение наличия звука в слове.  Наличие или отсутствие звука Ш в слове. Обнаружение отсутствия или наличия звуков П, С, А в слове. Выбор слов, начинающихся на определённый звук. Выбор слов , заканчивающихся на определённый звук.

Формирование слухового самоконтроля – «Правильное слово».

Определение места звука в слове — «Гусеница», «Поезд».

Подбор слова на заданный звук. – «Азбука».

Различение слов, похожих по звучанию.  – «Два похожих слова», «Три похожих слова», «Похожи или нет?».

2

Развитие речи.

Сентябрь. Темы  «Осень. Признаки осени. Деревья»

  • Развитие речевого дыхания  — упр. «Осенние листочки», «Укачаем гномиков».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Когда это бывает?», «Один – много», «Подбери признаки».
  • Рассказ логопеда по картинам «Осень».
  • Пальчиковые гимнастики «Листочки», «Капли».

Октябрь. Темы «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Лес. Грибы. Ягоды», «Игрушки».

  • Развитие речевого дыхания – упр. «Узнай фрукт», «Пароходы», «Листья».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Один – много», «Что лишнее», «Чего не стало», «Назови ласково», «Поможем клоуну Роме». Рассказ логопеда об игрушке.
  • Пальчиковые гимнастики «Листья», «Ягоды», «Компот».

Ноябрь. Темы: «Одежда», « Обувь», « Мебель», «Посуда».

  • Развитие речевого дыхания – упр. «Приятный запах», «Птички», «Подуй на снежинку», «Волшебная дудочка».
    Развитие артикуляционного праксиса.
  • Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Что изменилось», «Что лишнее», «Четвёртый лишний», «Чего не стало», «Назови ласково».
  • Рассказ логопеда об одежде.
  • Пальчиковые гимнастики «Мебель», «Посуда».

Декабрь.Темы: «Зима», «Зимующие птицы», «Комнатные растения», «Новогодний праздник».

  • Развитие речевого дыхания – упр. «Снежинки», «Подуем на чай», «Снеговики», «Снежки».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Подскажи словечко», «Сосчитай – ка», «Кто в домике живёт».
    Пальчиковые гимнастики «Снежок», «Снеговик».
  • Рассказ логопеда о зиме.

Январь. Темы «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные».

  • Развитие речевого дыхания «Пингвины на льдине», «Дельфины».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Кого не стало», «Кто лишний», «Повтори за мной», «Мамы и детёныши».
  • Пересказ сказки «Курочка Ряба» с логопедом, рассказ – описание «Петушок» с логопедом.
  • Пальчиковые гимнастики «Во дворе», «Прогулка».

Февраль. Темы: «Профессии. Продавец», «Профессии. Воспитатель».

  • Развитие лексико-грамматических категорий «В универмаге», «Что перепутал художник?», «Подбери картинки», «Подскажи словечко»,
  • Развитие речевого дыхания «Снежинки», «Снеговики», «Вьюга».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Пальчиковые гимнастики с массажными мячиками.
  • Игры «Весёлый магазин», «Покупки».

Март. Темы: «Весна», «Мамин праздник».

  • Развитие лексико-грамматических категорий «Повтори за мной», «Что лишнее», «Подскажи словечко».
  • Развитие речевого дыхания «Вьюга», «Футбол», «Снеговики».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Пальчиковые игры «Заяц и ёжик». «Дорожки».
  • Беседа по картине «Мамин праздник».

Апрель. Темы: «Дикие животные весной», «Домашние животные весной».

  • Развитие лексико-грамматических категорий «Кто лишний», «Кого не стало?»
  • Развитие речевого дыхания «Кораблики», «Прожорливые фрукты», «Вертушки».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Пальчиковые игры «Медведь», «Бурундук».
  • Рассказ логопеда по картине «Собака со щенятами».
  • Темы: «Лето», «Цветы».
  • Развитие лексико-грамматических категорий «Кто как передвигается», «Повтори за мной».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Развитие речевого дыхания «Пчёлки», «Бабочки».
  • Пальчиковые игры «Весёлые гонзики», «Гуси».

Взаимодействие с родителями.

  • консультирование;
  • посещение занятий родителями;
  • тетрадь взаимодействия логопеда с родителями.

3. Организационный раздел.

Учебный план.

Кол – во занятий в неделю

Кол – во занятий в месяц

3

12 (сентябрь 6, май 6)

96 занятий

Расписание занятий.

Понедельник

среда

пятница

10.05 – 10.30

10.05 – 10.30

10.05 – 10.30

Предметно-пространственная среда:

  • Сенсомоторная зона.
  • Зона развития физиологического и речевого дыхания.
  • Зона развития артикуляционного праксиса.
  • Учебная зона.
  • Зона игр и пособий (грамматический строй речи, связная речь, фонетико-фонематические представления, слоговая структура слов, общие речевые навыки).
  • ИКТ

Используемая литература.

  1. Зонтова О.В. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
  2. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. СПб. 2010.
  3. Королёва И.В. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
  4. Кохлеарная имплантация и дети. СПб. 2010.
  5. Королёва И. Янн П. Дети с нарушениями слуха. СПб.: КАРО, 2013.
  6. Леонгард Э.И. Развитие речи детей с нарушенным слухом в детском саду. Москва 1988.
  7. Комплект тетрадей «Занимаемся с Ушариком».

Источник

Ирина Родионова
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации

Согласно мировой статистике, нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у новорождённых. Отечественные и зарубежные специалисты занимались решением проблем детей с нарушениями слуха, искали пути и методы обучения. В результате появились различные системы обучения глухих и слабослышащих. Однако даже современные слуховые аппараты не позволяют глухому ребенку воспринимать речь в полном объеме. В настоящее время одним из методов помощи детям с нарушением слуха является кохлеарная имплантация.

Кохлеарная имплантация – это современный прогрессивный вид помощи детям с нарушенным слухом, который позволяет принципиально изменить жизнь неслышащего ребенка, весь ход его развития, положительно влияя на его воспитание и обучение, и способствует полноценной социальной адаптации. Дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, нуждаются в специальной коррекционной работе.

В настоящее время, когда в образовании происходят значительные изменения, кохлеарная имплантация становится очевидным условием инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха, так как расширяет их образовательные возможности и позволяет открыть для них иные образовательные перспективы.

На сегодняшний момент в ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Задонска» обучается 10 кохлеарно имплантированных детей. Операция была проведена в возрасте до 6-и лет у 4-х детей, старше 6-и лет у 4 детей, в 14 лет была проведена самая поздняя операция. Учащиеся с кохлеарными имплантатами представляют собой неоднородную группу, которая отличается разным характером нарушений слуха, временем, когда произошло нарушение слуха, уровнем речевого развития, наличием или отсутствием сочетанных нарушений развития, педагогическими условиями, в которых находился ребенок после потери слуха, возрастом нарушения и другими психологическими параметрами дизонтогенеза. Процесс реабилитации после кохлеарной имплантации у детей протекает по-разному.

Педагогическую работу в школе проводят квалифицированные сурдопедагоги,опираясь на труды отечественных педагогов: Е. Л. Гончаровой, И. В. Королевой, О. И. Кукушкиной, Э. В. Мироновой, О. С. Никольской, А. И. Сатаевой, Н. Д. Шматко. Опыт работы позволяет сделать вывод, что раннее вмешательство является наиболее эффективной формой в восстановлении утраченной слуховой функции. Чем раньше проведена имплантация, тем лучше ее результаты. В соответствии с требованиями специальных стандартов педагогическое сопровождение направлено на социальную адаптацию учащихся с кохлеарными имплантатами с использованием практико-ориентированного подхода

Целенаправленная, систематическая работапо реабилитации дает положительные результаты: Даниил, в 4 года после болезни потерял слух. Поступил в детский сад при школе, в 5 лет слух протезирован бинаурально. Занятия с индивидуальными слуховыми аппаратами направленными на предотвращение распада речи. В 7 лет проведена операция по кохлеарной имплантации. После подключения речевого процессора был составлен маршрут психолого-педагогического сопровождения, который определял круг проблем, требующих коррекции. Запускающий этап длился 7-8 месяцев за счет того, что речевые навыки уже были сформированы. В настоящее время мальчик обучается в общеобразовательной школе.

У Миши в 2 года произошла потеря слуха. В 2,5 года слух протезирован. Обучался дома. В 3,7 года проведена кохлеарная имплантация в г. Воронеже. После подключения еженедельные занятия с сурдопедагогом, активная позиция родственников, своевременные настройки дают положительные результаты. Находится в стадии «запускающего этапа». Сейчас родители мальчика стоят перед выбором. Устроить ребенка в общеобразовательный д/с или посещать группу для слабослышащих детей.

Двое детей переведены на программу слабослышащих.

Однако сравнительно небольшая доля родителей активно участвует в коррекционно-образовательном процессе своих детей. И нередко низкий уровень общего и речевого развития имплантированного ребенка обусловлен отсутствием ранней коррекционной работы с ним и, в первую очередь, педагогической запущенностью по вине родителей. Многие мамы и папы, нацеленные на кохлеарную имплантацию, пассивны, безынициативны, отстранены в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Они долгое время пребывают в ожидании «чуда», бездействуют и возлагают свои надежды только на врачей, считая, что операция сразу решит все проблемы ребенка с нарушенным слухом и откроет ему прямой путь к обучению в массовой школе. Таким образом, родители порождают слухоречевую депривацию ребенка, искусственно задерживают его в развитии, упускают драгоценное время. А в дальнейшем оказывается, что коррекционно-педагогическая работа после кохлеарной имплантации на начальном этапе имеет менее выраженный эффект, чем ожидалось, и, кроме того, растянута по времени.

Важно убедить родителей найти возможность пребывания их детей в среде слышащих сверстников. Дети имеют возможность, проводя первую половину дня в специальном коррекционном учреждении, во вторую половину дня посещать кружки, секции, художественную и музыкальную школы, общаясь в естественной речевой среде.

Кохлеарная имплантацияможет иметь положительный результат при определенных условиях:

• Создание слухо-речевой среды.

• Мотивация родителей.

• Занятия дома по закреплению материала, пройденного с сурдопедагогом, использование спонтанно возникающих ситуаций.

• Своевременные настройки импланта, проведённые квалифицированными специалистами.

• Педагогическое сопровождение специалистами.

К вопросу инклюзии ребенка после кохлеарной имплантации необходимо подходить индивидуально. Прежде всего,тщательное обследование готовности ребенка к обучению в школе: связный пересказ прочитанного, умение вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. Речь у ребёнка должна быть достаточно внятной, разборчивой, лексически богатой, грамматически правильно оформленной. Имплантированные дети представляют собой особую группу лиц с нарушениями слуха, у них есть трудности при слуховом восприятии на расстоянии или же в условиях шумового фона, это влияет на понимание речи. Для решения этой проблемы детям с кохлеарным имплантом необходимы специальные технические средства, например, FM система, которая позволяет выделить речь учителя из шумового потока. Возникают психологические трудности при общении с обычными детьми. Педагогическое сопровождение специалистов, включающее сурдопедагога, логопеда, психолога, помощь родителей определит позитивное будущее имплантированного ребёнка. И немалую роль играет подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с кохлеарным имплантом.

Литература:

1. Антоненко Л. Ф. Из опыта организации педагогической работы с имплантированными детьми в условиях детского сада // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010.-№5.-С. 60-65.

2. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2012. – 752 с.

3. Королева И. В., Янн. П. А. Дети с нарушениями слуха. — СПб.: КАРО, 2011.-240с.: ил.

4. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения// Дефектология. -2008.-№1. С. 71-78.

Источник