Программа развития ребенка после кохлеарной имплантации

Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом
Пояснительная записка.
Развитие сурдопедагогики и технический прогресс создают условия для совершенствования специальной коррекционно-педагогической помощи глухим детям раннего и дошкольного возраста. Принципиальное значение для её совершенствования имеет разработка и внедрение в практику работы системы развития слухового восприятия и устной речи при использовании кохлеарного имплантирования, которое является адекватной коррекцией слуха даже при больших потерях слуха.
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной речи. Кохлеарный имплант (КИ) заменяет только погибшие рецепторы улитки, которые преобразуют звуки в электрические импульсы, передаваемые слуховому нерву, а по нему — в слуховые центры мозга. Поэтому, чтобы ребенок с КИ мог понимать речь и говорить необходима педагогическая реабилитация.
Программа предназначена для развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации, рассчитана примерно на 2-3 года обучения, одно занятие сурдопедагога в день пятидневной рабочей недели. Возраст ребенка примерно 3-6 лет.
Цель программы слухоречевого тренинга: развитие слухового восприятия с КИ до уровня, приближенного к нормальному восприятию. Это значит научить ребенка узнавать окружающие звуки, различать и узнавать звуки речи, слова и предложения.
Принципы тренировки слухового восприятия с кохлеарным имплантом (по И.В. Королевой)
№ п/п
Тема
Часы
Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков
1
Выработка УДР (условно двигательная реакция на звук).
2
Обнаружение звука (есть, нет)
3
Различение при парном сравнении:
— звуки окружающей среды (дома, на улице),
— звуки музыкальных игрушек,
— звуки, издаваемые животными.
4
Узнавание звуков окружающей среды, звуков издаваемых животными и звучаний музыкальных игрушек (закрытый выбор, 3 и более).
5
Различение характеристик неречевых и речевых звуков:
-количество (много, 1, 2, 3,…)
— долгота (долго — кратко)
— слитность (слитно — прерывисто)
— высота (низко — высоко)
— громкость (громко — тихо)
— локализация звука (сверху, снизу, справа, слева).
6
Различение звукоподражаний
7
Различение слов с разной слоговой структурой.
8
Различение и узнавание слов с одинаковой слоговой структурой с сильно отличающимся фонемным составом (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более).
— односложные,
— двухсложные (с разным положением ударного слога),
— двухсложные (с одинаковым положением ударного слога),
— трехсложные (с разным положением ударного слога),
— трехсложные (с одинаковым положением ударного слога),
— четырехсложные (с разным положением ударного слога),
— трехсложные (с одинаковым положением ударного слога).
9
Узнавание слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух-, или односложных) с близким фонемным составом (слова отличающиеся 1-2 фонемами, закрытый выбор).
Различение часто используемых слов и простых фраз (закрытый выбор).
10
«Семья»
11
«Части тела»
12
«Цвета»
13
«Размер и количество»
14
«Еда» (овощи, фрукты, продукты)
15
«Животные»
16
«Посуда»
17
«Игрушки»
18
«Транспорт»
19
«Глаголы»
20
«Числительные»
21
Различение простых фраз (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более).
22
Узнавание предложений с хорошо и плохо предсказуемым последним словом при закрытом выборе из 3-х и более предложений.
Развитие фонематического слуха
23
Различение и узнавание звуков речи:
— сильно отличающихся по частоте ( парное сравнение, затем при выборе из 3 -х и более),
— сходных по частоте ( парное сравнение, затем при выборе из 3 -х и более)
24
Различение и узнавание слогов типа «согласный — гласный», «согласный — гласный — согласный» (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более).
25
Различение и узнавание слогов типа «согласный — гласный», «гласный — согласный — гласный» (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более).
26
Определение наличия заданного звука в слове (гласного затем согласного)
— в начале слова,
— в конце,
— в середине.
27
Узнавание слова в слитной речи при закрытом выборе (из 6 — 20).
28
Узнавание правильного слова среди «неправильных» вариантов этого слова.
29
Определение места звука в слове.
30
Подбор слова на заданный звук.
31
Различение слов похожих по звучанию:
— из двух,
-из трех.
Распознавание устной речи
32
Расширение словарного запаса:
— ответы на вопросы,
— выполнение сложных поручений,
— наречия,
— междометия в речи.
33
Грамматические представления:
— предлоги,
— наречия,
— союзы,
один и много,
время глаголов,
34
Тренировка понимания вопросов.
35
Тренировка понимания многосоставных инструкции и высказываний.
36
Узнавание слов и предложений, произносимых в быстром темпе, шепотом, разной высотой голоса при закрытом выборе.
37
Восприятие и понимание устных текстов.
38
Восприятие просодической информации в речи (вопросительная/повествовательная информация, положение ударного слога в слове, положение смыслового ударения, эмоциональное состояние говорящего, определение мужских, женских, детских голосов, индивидуальных особенностей голоса).
39
Тренировка узнавания слов с разной слоговой структурой при открытом выборе.
40
Узнавание слов с одинаковой слоговой структурой при открытом выборе.
41
Восприятие слитной речи (предложения, тексты, диалоги) при открытом выборе, произносимых в нормальном и быстром темпе, на расстоянии, шёпотом.
42
Узнавание слов с разной (одно-, двух-, трехсложные) и одинаковой слоговой структурой при закрытом и открытом выборе на фоне шума.
43
Восприятие слитной речи (предложения, тексты, диалоги), при закрытом и открытом выборе в шумах.
44
Тренировка восприятия речи по телефону.
1. Жукова Н.С. Букварь:учебное пособие — М.: Эксмо, 2011.
2. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом/ Науч. ред. проф. И.В. Королева. — СПб:Умная Маша, 2010.
3. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей/ И.В. КоролеваСПб.:Умная Маша, 2010.
4. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами.4-е издание, дополненное/ И.В Королева. — СПб.:СПб НИИуха, горла, носа и речи, 2006.
5. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие / И.В. Королева. СПб.: КАРО, 2009.
6. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие / И.В. Королева — Спб.: Спб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.
7.Силберг Д. 125 развивающих игр для детей от 1 до 3 / Пер с англ. — Минск: Поппури, 2003.
Источник
1. Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Главная проблема детей с нарушенным слухом в том, что они не слышат или плохо слышат речь окружающих, а значит, у них не развивается или плохо развивается понимание речи или собственная речь. Речь нужна человеку для того, чтобы общаться с окружающими людьми – с помощью речи у ребёнка развивается мышление, умение контролировать свои эмоции, память, внимание и другие качества. Таким образом, нарушение слуха является первичным нарушением, которое приводит к развитию у тугоухого ребёнка различных вторичных нарушений – мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевых качеств и др.
Сенсоневральная тугоухость вызвана повреждениями во внутреннем ухе. В этом случае повреждаются волосковые клетки. При этом повреждённые волосковые клетки, как правило, не восстанавливаются. Снижение слуха при сенсоневральной тугоухости может быть разной степени – от незначительного до глухоты.
Долингвальная глухота – глубокая потеря слуха с самого рождения или в первый год жизни до овладения родным языком – речью.
Дети с кохлеарным имплантом учатся слышать, понимать речь и говорить более 5 лет. Наиболее важными для развития понимания речи и устной речи являются возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации, интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка речевых нарушений.
Вощикова Светлана 19.09.10 г.р.
Основной диагноз: Вторичная задержка речевого развития. Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4 ст., состояние после КИ от 06 .13.
Понимание речи
- Понимание речи затруднено, вербальные задания выполняет избирательно, с неточностями.
Слуховое восприятие
- Выработана условнорефлекторная реакция на звук, различает звуки окружающего мира, опознаёт большое количество слов и фраз, звукоподражания; усвоены характеристики звуков (громко – тихо, один – много, высокий – низкий, ритм).
Фонематическое восприятие
- Различает изолированные звуки (гласные А, О, У, И ,Ы; согласные П ,М, Н, Б).
Активная речь
- Не соответствует возрасту. Активный лепет. Исчезают эхолалии. Знает своё имя, называет имена близких людей, основные цвета (некоторые оттенки), размер (большой — маленький), количество (один — много). Самостоятельно использует отдельные слова по темам «Еда», «Животные», «Посуда», «Игрушки», «Мебель». Активно использует глаголы – «смотри», «дай», «иди», «не надо», «не хочу»; местоимения «мой», «ты».
Характеристика голоса и дыхания
- Голос звонкий, дыхание свободное. Яркая эмоциональная окраска высказываний.
Результаты речевого развития:
- стойкая положительная динамика речевого развития.
Заключение:
общее недоразвитие речи 1-2 уровня речевого развития. Состояние после кохлеарной имплантации.
Цель – развитие фонематического слуха.
Принципы работы с ребёнком после КИ.
1. Принцип коммуникативной направленности доказывают, что без специального обучения даже при высоком развивающем потенциале речевой среды, в которой находятся дети после КИ, успешное овладение устной речью, родным языком для них невозможно. В связи с этим данный принцип ориентирует на необходимость организации практики речевого общения и выступает как способ овладения языком. Кроме того, он предполагает максимальное приближение обучения устной речи на индивидуальных занятиях, при организации свободной деятельности малышей к условиям естественного общения.
2. Деятельностный принцип, в рамках которого речь рассматривается как деятельность. Её компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям младшего дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в выполняемую им деятельность, например, в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у детей потребность в овладении речью. Наличие мотива — важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого овладение речью происходит в условиях постоянно расширяющейся речевой практики, стимулирующей накопление словарного запаса, усвоение фонетических и грамматических норм языка.
3. Генетический принцип предусматривает необходимость учета общих закономерностей развития речи на этапах онтогенеза. В связи с этим особенности коррекционно-педагогической помощи определяются нами исходя из значимости сензитивного периода речевого развития. На этой же основе осуществляется выбор применяемых методов воздействия, совпадающих с естественными способами стимуляции речевого развития ребенка.
4. Процесс обучения слушанию и говорению является активным – это не столько обучение, сколько научение.
5. Овладение речью происходит в течение всего дня во время обычных ежедневных дел со взрослым.
Предполагаемый результат.
- различает изолированные звуки;
- пишет под диктовку знакомые буквы;
- различает и опознаёт слоги;
- определяет наличие/отсутствие звука в слове;
- распознает правильное и дефектное произношение звуков;
- выбирает слова, начинающиеся на определённый звук/букву;
- выбирает слова, заканчивающиеся на определённый звук/букву;
- обнаруживает ошибку в словах;
- определяет место звука в слове;
- подбирает слово на заданный звук;
- различает на слух похожие по звучанию слова;
- использует в речи существительные, прилагательные, глаголы по лексическим темам осень, деревья, овощи, фрукты, грибы, ягоды, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель);
- называет природные явления, части предметов ближайшего окружения;
- различает и правильно употребляет сущ. м., ж., и ср. рода в ед. и мн. числе в Им. П.
- говорит спокойно, использует различные интонации, говорит на выдохе.
- различает длинные и короткие слова на слух, может передать ритмический рисунок (хлопки, стук на барабане, металлофоне и др.) со зрительной опорой и без неё.
- проявляет речевую активность.
Направления работы:
- развитие фонематического слуха;
- развитие речи.
№ | Направления работы | Содержание |
1 | Развитие фонематического слуха | Различение изолированных звуков. Звуки С, Ш, Ч. Звуки О.У. Звуки А, М, Р. Различение слогов. Слоги АУ, УА. Слоги УМ, МУ. Слоги ЛЯ, Я. Слоги ДА, ГА. Определение наличия звука в слове. Наличие или отсутствие звука Ш в слове. Обнаружение отсутствия или наличия звуков П, С, А в слове. Выбор слов, начинающихся на определённый звук. Выбор слов , заканчивающихся на определённый звук. Формирование слухового самоконтроля – «Правильное слово». Определение места звука в слове — «Гусеница», «Поезд». Подбор слова на заданный звук. – «Азбука». Различение слов, похожих по звучанию. – «Два похожих слова», «Три похожих слова», «Похожи или нет?». |
2 | Развитие речи. | Сентябрь. Темы «Осень. Признаки осени. Деревья»
Октябрь. Темы «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Лес. Грибы. Ягоды», «Игрушки».
Ноябрь. Темы: «Одежда», « Обувь», « Мебель», «Посуда».
Декабрь.Темы: «Зима», «Зимующие птицы», «Комнатные растения», «Новогодний праздник».
Январь. Темы «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные».
Февраль. Темы: «Профессии. Продавец», «Профессии. Воспитатель».
Март. Темы: «Весна», «Мамин праздник».
Апрель. Темы: «Дикие животные весной», «Домашние животные весной».
|
Взаимодействие с родителями.
- консультирование;
- посещение занятий родителями;
- тетрадь взаимодействия логопеда с родителями.
3. Организационный раздел.
Учебный план.
Кол – во занятий в неделю | Кол – во занятий в месяц |
3 | 12 (сентябрь 6, май 6) |
96 занятий |
Расписание занятий.
Понедельник | среда | пятница |
10.05 – 10.30 | 10.05 – 10.30 | 10.05 – 10.30 |
Предметно-пространственная среда:
- Сенсомоторная зона.
- Зона развития физиологического и речевого дыхания.
- Зона развития артикуляционного праксиса.
- Учебная зона.
- Зона игр и пособий (грамматический строй речи, связная речь, фонетико-фонематические представления, слоговая структура слов, общие речевые навыки).
- ИКТ
Используемая литература.
- Зонтова О.В. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
- Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. СПб. 2010.
- Королёва И.В. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
- Кохлеарная имплантация и дети. СПб. 2010.
- Королёва И. Янн П. Дети с нарушениями слуха. СПб.: КАРО, 2013.
- Леонгард Э.И. Развитие речи детей с нарушенным слухом в детском саду. Москва 1988.
- Комплект тетрадей «Занимаемся с Ушариком».
Источник
Ирина Родионова
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации
Согласно мировой статистике, нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у новорождённых. Отечественные и зарубежные специалисты занимались решением проблем детей с нарушениями слуха, искали пути и методы обучения. В результате появились различные системы обучения глухих и слабослышащих. Однако даже современные слуховые аппараты не позволяют глухому ребенку воспринимать речь в полном объеме. В настоящее время одним из методов помощи детям с нарушением слуха является кохлеарная имплантация.
Кохлеарная имплантация – это современный прогрессивный вид помощи детям с нарушенным слухом, который позволяет принципиально изменить жизнь неслышащего ребенка, весь ход его развития, положительно влияя на его воспитание и обучение, и способствует полноценной социальной адаптации. Дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, нуждаются в специальной коррекционной работе.
В настоящее время, когда в образовании происходят значительные изменения, кохлеарная имплантация становится очевидным условием инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха, так как расширяет их образовательные возможности и позволяет открыть для них иные образовательные перспективы.
На сегодняшний момент в ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Задонска» обучается 10 кохлеарно имплантированных детей. Операция была проведена в возрасте до 6-и лет у 4-х детей, старше 6-и лет у 4 детей, в 14 лет была проведена самая поздняя операция. Учащиеся с кохлеарными имплантатами представляют собой неоднородную группу, которая отличается разным характером нарушений слуха, временем, когда произошло нарушение слуха, уровнем речевого развития, наличием или отсутствием сочетанных нарушений развития, педагогическими условиями, в которых находился ребенок после потери слуха, возрастом нарушения и другими психологическими параметрами дизонтогенеза. Процесс реабилитации после кохлеарной имплантации у детей протекает по-разному.
Педагогическую работу в школе проводят квалифицированные сурдопедагоги,опираясь на труды отечественных педагогов: Е. Л. Гончаровой, И. В. Королевой, О. И. Кукушкиной, Э. В. Мироновой, О. С. Никольской, А. И. Сатаевой, Н. Д. Шматко. Опыт работы позволяет сделать вывод, что раннее вмешательство является наиболее эффективной формой в восстановлении утраченной слуховой функции. Чем раньше проведена имплантация, тем лучше ее результаты. В соответствии с требованиями специальных стандартов педагогическое сопровождение направлено на социальную адаптацию учащихся с кохлеарными имплантатами с использованием практико-ориентированного подхода
Целенаправленная, систематическая работапо реабилитации дает положительные результаты: Даниил, в 4 года после болезни потерял слух. Поступил в детский сад при школе, в 5 лет слух протезирован бинаурально. Занятия с индивидуальными слуховыми аппаратами направленными на предотвращение распада речи. В 7 лет проведена операция по кохлеарной имплантации. После подключения речевого процессора был составлен маршрут психолого-педагогического сопровождения, который определял круг проблем, требующих коррекции. Запускающий этап длился 7-8 месяцев за счет того, что речевые навыки уже были сформированы. В настоящее время мальчик обучается в общеобразовательной школе.
У Миши в 2 года произошла потеря слуха. В 2,5 года слух протезирован. Обучался дома. В 3,7 года проведена кохлеарная имплантация в г. Воронеже. После подключения еженедельные занятия с сурдопедагогом, активная позиция родственников, своевременные настройки дают положительные результаты. Находится в стадии «запускающего этапа». Сейчас родители мальчика стоят перед выбором. Устроить ребенка в общеобразовательный д/с или посещать группу для слабослышащих детей.
Двое детей переведены на программу слабослышащих.
Однако сравнительно небольшая доля родителей активно участвует в коррекционно-образовательном процессе своих детей. И нередко низкий уровень общего и речевого развития имплантированного ребенка обусловлен отсутствием ранней коррекционной работы с ним и, в первую очередь, педагогической запущенностью по вине родителей. Многие мамы и папы, нацеленные на кохлеарную имплантацию, пассивны, безынициативны, отстранены в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Они долгое время пребывают в ожидании «чуда», бездействуют и возлагают свои надежды только на врачей, считая, что операция сразу решит все проблемы ребенка с нарушенным слухом и откроет ему прямой путь к обучению в массовой школе. Таким образом, родители порождают слухоречевую депривацию ребенка, искусственно задерживают его в развитии, упускают драгоценное время. А в дальнейшем оказывается, что коррекционно-педагогическая работа после кохлеарной имплантации на начальном этапе имеет менее выраженный эффект, чем ожидалось, и, кроме того, растянута по времени.
Важно убедить родителей найти возможность пребывания их детей в среде слышащих сверстников. Дети имеют возможность, проводя первую половину дня в специальном коррекционном учреждении, во вторую половину дня посещать кружки, секции, художественную и музыкальную школы, общаясь в естественной речевой среде.
Кохлеарная имплантацияможет иметь положительный результат при определенных условиях:
• Создание слухо-речевой среды.
• Мотивация родителей.
• Занятия дома по закреплению материала, пройденного с сурдопедагогом, использование спонтанно возникающих ситуаций.
• Своевременные настройки импланта, проведённые квалифицированными специалистами.
• Педагогическое сопровождение специалистами.
К вопросу инклюзии ребенка после кохлеарной имплантации необходимо подходить индивидуально. Прежде всего,тщательное обследование готовности ребенка к обучению в школе: связный пересказ прочитанного, умение вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. Речь у ребёнка должна быть достаточно внятной, разборчивой, лексически богатой, грамматически правильно оформленной. Имплантированные дети представляют собой особую группу лиц с нарушениями слуха, у них есть трудности при слуховом восприятии на расстоянии или же в условиях шумового фона, это влияет на понимание речи. Для решения этой проблемы детям с кохлеарным имплантом необходимы специальные технические средства, например, FM система, которая позволяет выделить речь учителя из шумового потока. Возникают психологические трудности при общении с обычными детьми. Педагогическое сопровождение специалистов, включающее сурдопедагога, логопеда, психолога, помощь родителей определит позитивное будущее имплантированного ребёнка. И немалую роль играет подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с кохлеарным имплантом.
Литература:
1. Антоненко Л. Ф. Из опыта организации педагогической работы с имплантированными детьми в условиях детского сада // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010.-№5.-С. 60-65.
2. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2012. – 752 с.
3. Королева И. В., Янн. П. А. Дети с нарушениями слуха. — СПб.: КАРО, 2011.-240с.: ил.
4. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения// Дефектология. -2008.-№1. С. 71-78.
Источник