Программа развития ребенка не посещающего детский сад
Елена Кузьминых
Организация дополнительных услуг в ДОУ для детей, не посещающих дошкольные учреждения города
Социализация детей раннего возраста,
не посещающих детский сад,
Слайд №1
В последние годы в нашей стране наблюдается рост рождаемости. Однако, родители, после появления малыша вскоре сталкиваются с проблемой их устройства в дошкольное учреждение. А что делать тем, кто не попал в образовательное учреждение? Как родителям узнать, какие элементарные знания об окружающем мире можно дать малышу в раннем возрасте, как подготовить своего ребёнка к поступлению в детский сад. Ответы на эти вопросы можно получить в школах раннего развития, которые сейчас стали популярны в больших городах. Сегодня мы хотим предоставить свой опыт педагогической деятельности по актуальной проблеме образования на тему «Социализация детей раннего возраста, не посещающих детский сад, через организацию Школы раннего развития «Кнопочка».
Слайд № 2 Условия
В 2010 году творческой группой нашего детского сада было принято решение об организации услуг для детей раннего возраста, не посещающих детский сад.С этой целью вначале была проведена предварительная работа: был изучен спрос на такого рода услугу, были размещены объявления о наборе в школу раннего развития для детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих детский сад. Данный вид услуги оказался востребованным.Для школы раннего развития были выделены отдельные помещения: спортивный зал, игровая комната, раздевалка, приобретено игровое оборудование.
Следующим этапом нашей работы стала разработка дополнительной образовательной программы.
Слайд № 3
Данная программа прошла экспертизу в Институте развития образования города Кирова и рекомендована к использованию за рамками основной общеобразовательной программы.
Программа «Школа раннего развития «Кнопочка» направлена на обеспечение ранней социализации детей от 1 года до 3 лет. Еёцель: поддержка сознательного родительства в современной семье через взаимодействие педагога, мамы и ребенка в специально организованной деятельности, успешная социализация ребенка к условиям детского сада.
Программные задачи мы разделили на две группы:
1 группа – задачи по отношению к ребёнку
2 группа – задачи по отношению к родителю.
• научить родителей, как организовать детскую деятельность в домашних условиях;
• стимулировать познавательно-речевое развитие детей раннего возраста;
• подготовить маму с малышом к поступлению в детский сад.
Слайд № 4
Программа Школы разработана в соответствии с требованиями к дополнительному образованию в ДОУ. Её содержание учитывает возрастные особенности детей,предусматривает всестороннее развитие ребенка по 4 основным направлениям: социально-личностное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое развитие. Особенность программы заключается в том, что родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они получают определённые знания в различных видах совместной деятельности с детьми: в игре, наблюдении, экспериментировании, решении проблемных ситуаций.
Познавательно-развивающий блок включает в себя совместную деятельность педагогов, родителей и детей по образовательным областям, которые вы видите на слайде. Совместная деятельность построена на динамичной смене еёразличных видов: познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой, двигательной, музыкально-художественной. Блок свободная деятельность направлен на развитие коммуникации и социализации детей в специально подготовленной педагогами предметно-развивающей среде, на которую отводится до 50 % времени занятия.
Сейчас мы остановимся поподробнее на каждом из блоков:
Слайд № 5
1На познавательных занятиях (занятие от слова «занимательное») мы используем такие формы работы, как наблюдение,предметные игры, экспериментирование и рассказ взрослого.2В игровой форме дети с удовольствием познают свойства воды: мокрая, плещется, прозрачная. Они собирают камушки со дна бассейна, пускают в плавание уточек, кораблики, стирают красивые платочки. 3Дети знакомятся с окружающим миром, что способствует расширению общего кругозора, развитию сенсорики, пробуждения интереса к познавательно-исследовательской деятельности. 4Наша школа формирует элементарные представления о величине и цвете предметов у малышей, включает игры на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. 5Вместе с детьми из мягких модулей возводим замки, подбираем мышкам домики по цвету, кормим курочек и цыплят большим и маленьким зерном. Разучиваем весёлые потешки и короткие стихи, играем в подвижные и малоподвижные игры. 6Важную роль в организации таких занятий играют атрибуты и оформление игровой комнаты. 7Мы создаём подходящую атмосферу с помощью игрушечной посуды, мебели, игрушек и всевозможных предметов, которые создают ощущение сказки и праздника. 8Такой подход вызывает у ребёнка положительные эмоции и дарит ему новые незабываемые впечатления, а также раскрывает его творческий потенциал.
Слайд № 6
1Занятия по физическому развитию включают в себя простейшие общеразвивающие упражнения, ползанье, лазанье, бросание, катание, ходьбу, развивающую равновесие. 2Помощниками нам выступают мамы, папы и даже бабушки, 3которые проделывают все упражнения вместе с детьми, помогают, исправляют, если у детей что-то не получается.
4В такие занятия обязательно включаем пальчиковую гимнастику, учим выполнять дыхательные упражнения. Родители делают массаж, сопровождаемые стишками.
5С большим интересом и желанием дети выполняют задания,где используется разнообразное спортивное оборудование: мячи, фитболы, кегли, конусы, обручи, флажки.
6Каждое занятие имеет сюжетную линию. К малышам приходят сказочные персонажи, животные, птицы, игрушки или дети сами отправляются к ним в гости. 7Например, путешествуя по сказке «Три медведя», вместе проходим по лесным массажным дорожкам, 8накрываем стол, в виде весёлой эстафеты, проводим тематическую подвижную игру.
Слайд № 7
1На занятиях по изобразительной деятельности дети вместе с родителями входят в удивительный мир экспериментирования. 2В процессе творчества используются разные виды материалов – из простой бумаги делаем обычную аппликацию, из жатой – объёмную. 3Цветной крупой посыпаем контур готового рисунка, из фасоли и гороха выкладываем дорожки, бусы, солнышко. 4Очень часто используем вместо пластилина тесто или массу для лепки. 5Часто рисуем пальчиками, ладошками.Например: «Дождик из тучки», «Нарисуй пятнышки для жирафа», «Моя лошадка». Всё это делает процесс увлекательным для детей, познавательным для родителей и одновременно развивает мелкую моторику малышей. 6После занятий родители интересуются, как закрепить полученные знания, как познакомить детей с тем или иным способом изобразительной деятельности.
Слайд № 8
1 Очень интересно наблюдать за самыми маленькими детьми, когда они впервые приходят на музыкальное занятие вместе с мамами. Чаще всего, малыш пытается сесть в сторонку и с любопытством наблюдает за действиями других детей и педагогов,2 а затем постепенно от занятия к занятию с помощью взрослых начинает всё активнее включаться в игровые действия. Заинтересовавшись новой игрушкой или предметом, ребёнок пытается выполнять первые в своей жизни притопы ногами, хлопки, кружение по одному и в паре с мамой. 3В максимально ненавязчивой форме малыши вместе с мамами учатся играть на музыкальных инструментах (погремушках, колокольчиках, тамбуринах, барабанах, ложках, треугольнике, 4учатся ритмично топать, хлопать, слушать музыку, различать её громкое и тихое звучание, передавать в движении образы разных животных. 5Видя и слыша, как поют педагоги и мамы, даже те дети, которые ещё не умеют говорить, уже пытаются во время пения открывать ротик и подпевать долгие и короткие гласные звуки, а говорящие дети — пропевать самые простые, повторяющиеся слова в песенках. 6Дети, которые прошли полную программу наших занятий и затем поступили в наш детский сад, на музыкальных занятиях сразу отличаются от основной массы детей своей активностью, заинтересованностью, организованностью, умением слушать и слышать.
Слайд № 9
В свободной деятельности дети получают свой первый социальный опыт. В игровой комнате есть горка для катания, тоннель для пролезания, сухой бассейн, игрушки-каталки, что обеспечивает двигательную активность детей, создаёт положительный эмоциональный настрой. Для развития сенсорных способностей, познавательной активности имеются дидактические игрушки и настольные игры, опытный центр. Дети по желанию собирают крупные напольные пазлы, составляют по цвету и размеру пирамидки, одевают кукол, строят высокие башни и крепости из мягких модулей и конструктора. Во время игр малышей родители наблюдают со стороны за своим ребёнком, оценивают его умения, получают консультации по вопросам воспитания, по организации детской деятельности.
Слайд № 10
Видеоролик организация свободной деятельности.
На фоне видеоролика:
Мы консультируем родителей по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста, в Школе оформлен родительский уголок, где можно прочитать консультацию или посмотреть буклеты об особенностях психического, физического и познавательного развития малышей.
Слайд № 11 Результаты
Ежегодно мы проводим анкетирование родителей, где они отмечают влияние работы Школы раннего развития «Кнопочка» на своих детей.Стабильно каждый год определяются следующие результаты:
• повышение эмоциональности, самостоятельности, активности ребёнка, развитие его потребности в общении;
• у всех малышей появился интерес к общению со сверстниками.
• отмечен скачок в речевом, интеллектуальном и социальном развитии.
Педагогами нашего детского сада зафиксирована лёгкая адаптация при поступлении выпускников школы в наше дошкольное учреждение, опережающее развитие и организованность по сравнению с другими сверстниками.
По отношению к родителям мы можем выделить следующие результаты:
• повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития малышей раннего возраста,
• расширение знаний о возможностях своего ребёнка,
• овладение способами организации детской деятельности в домашних условиях.
Слайд № 12
Самой лучшей наградой для нас является большой спрос на услуги нашей школы и положительные отзывы о её работе родителями наших воспитанников.
Видеоролик
Слайд № 13
Опыт работы Школы раннего развития «Кнопочка» получил высокую оценку на всероссийском уровне и награждён золотой медалью с дипломом лауреата национальной премии «Элита Российского образования» в номинации «Лучшее дошкольное образовательное учреждение – 2011».
Свои перспективы мы строим на будущее, так как с уверенностью говорим, что наша школа всегда будет интересна внимательным родителям, ведь она является первой ступенькой социального опыта в специально организованных условиях, для детей не посещающих детский сад.
Источник
Татьяна Романова
Рабочая программа группы раннего развития детей раннего возраста, не посещающих детский сад
Программа дополнительного образования. Группа раннего развития «Кроха-1» для детей от 1,5 до 3 лет
Программа раннего развития (ГКП) «Кроха-1»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Раздел 1.
1.1. Пояснительная записка ….
1.2. Возрастные психофизические особенности детей раннего возраста…
1.3. Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Группа раннего развития» ….
Раздел 2.
2.1. Содержание психолого-педагогической работы….…
2.2. Календарно-тематическое планирование ….
1.
Пояснительная записка
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.
Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
Эти особенности и легли в основу построения рабочей программы группы раннего развития детей раннего возраста, не посещающих детский сад.
Настоящая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; программы воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» М. И. Лисиной.
Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи программы
1.Оздоровительные:
• обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками, используя здоровьесберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса;
• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.
2.Образовательные:
• вызвать у детей радость от общения с окружающими;
• побуждать детей к самостоятельной деятельности;
•формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;
• формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;
• расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;
• обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.
3.Воспитательные:
• способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым;
• способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;
• способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;
• развивать любознательность.
Планируемые результаты освоения программы выражаются в Целевых ориентирах образования в младенческом и раннем возрасте.
Целевые ориентиры включают следующие социально-нормативные возрастныехарактеристики возможных достижений ребенка:
1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
2. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
3. Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
5. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
6. У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
2.
Образовательная деятельность детей по областям развития
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Календарно-тематический план по занятиям с дидактическим материалом
П/и «Зайка беленький сидит»
П/и «Зайчики и лисичка»
Собираем пирамидку
С/р игра «Семья»
Рассматривание иллюстраций и муляжей овощей и фруктов (деревянных, пластмассовых, поролоновых).
Цветные колпачки»
«Цветной куб с отверстиями для фигур».
С/р игра «Корабль» (крупный строительный материал)
«Теремок», «Корабль», «Красная Шапочка» (шнуровка).
Шнурование рисунков с отверстиями, подбирая шнурки по цвету.
«Веселые замочки».
Собери домашних животных из двух частей» (корова, собака, кошка, лошадь)
Ди по принципу «Собери целое из частей».
«Одень Машу и Мишу».
Игры с куклами.
Календарно-тематический план по развитию речи
Игра «Что где лежит?»
«Инсценирование сказки «Теремок»
Игра «Давай знакомиться!»
«Рассматривание сюжетной картины «Дед Мороз»
П/и «Светофор»
«Рассматривание сюжетной картины «Делаем машину».
П/и «У медведя во бору».
«Д/у «Как можно медвежонка порадовать?»
Чтение стихотво-рений А. Барто «Игрушки».
«Ди «Поручения». Ду «Вверх-вниз».
«Ди «Поручения», «Лошадки».
Календарно-тематический план по ознакомлению с окружающим миром
«В гости к куклам».
Познакомить с этикой приветствия. Воспитывать навыки культурного общения.
Игры с куклой
«Чудесная корзинка».
П/и «Овощи»
«Ладушки, ладушки…»
Чтение знакомых потешек.
«Морковка от зайчика»
П/и «Зайка серенький сидит»
«Праздник у ребят»
С/р игра «Праздник у кукол»
«Волшебная коробочка».
Игры с мячом.
«Один-много»
Игры с пирамидками.
«Большой-маленький»
Игры с мишками.
Календарно-тематический план по ознакомлению с художественной литературой
Рассматривание куклы в зимнем пальто или шубке.
Чтение сказки «Козлятки и волк».
Беседа «Взрослых надо слушаться…»
Рассказывание сказки «Теремок».
Д/и «Кто живет в лесу?»
«Чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».
С/р игра «Накормим куклу обедом».
«Чтение стихотворения А. и П. Барто. «Девочка – ревушка».
Познакомить детей с произведением А. и П. Барто «Девочка – ревушка». Помочь понять малышам, как смешно выглядит капризуля, которой все не нравится.
Беседа о поведении детей в группе.
«Чтение сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».
Д/и «дикие животные».
«Чтение немецкой народной песенки «Три веселых братца»
Чтение потешек и стихов.
«Повторение сказки «Репка» Ду «Кто что ест».
«Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше»
Чтение рассказов.
Календарно-тематический план по музыкальному развитию
1. Слушание музыки. Восприятие музыкальных произведений.
2. Пение.
3. Музыкально-ритмические движения. Упражнения.
4. Пляски.
Пляска «Танец зверей» муз. В. Курочкина.
5. Игры.
6. Слушание музыки.
7. Пение.
8.Музыкально-ритмические движения: упражнения, пляски, игры.
9. Кукольный театр Петрушки.
10. Восприятие музыкальных произведений.
11. Упражнения на развитие слуха и голоса.
12. Песни.
13. Песенное творчество.
14. Игровые упражнения.
15. Этюды — драматизации.
16. Хороводы и пляски.
17. Характерные танцы.
Календарно-тематический план по развитию навыков движения
«Воробышки – попрыгунчики».
П/и «Воробышки и кот»
П/и «Лесные жучки»
«Курочка с цыплятами».
П/и «Цыплята и кот»
«Цирк»
П/и «Лошадки»
«Поведем в гости»
Пи «пройди по дорожке».
«Прыг-скок»
Пи «Обезьянки»
«Катание мячей друг другу»
Пи «Перепрыгни через ручеек»
«Пойдем гулять».
Пи «Пройди по мостику»
«Упражнения с мячами»
Пи «Гуси- гуси…»
«Упражнения с ленточками»»
Пи «Солнышко и дождик»
«Упражнения с обручами»
Пи «Трамвай»
Календарно-тематический план по конструированию
1. «Волшебные кирпичики»
Д/и «Собери чемоданчик»
2. «Петушок и Машенька».
3. «Машин двор на даче»
4. «К Машеньке гости пришли».
5. «Маша уезжает с дачи»
П/и «Поезд».Чтение стихов про паровоз.
6. «Машина для куклы»
7. «Волшебные кубики».
8. «Цилиндр»
9. «Башенка»
10. «Домик»
Чтение потешки про дом, семью.
11. «Удивительные постройки»
Календарно-тематический план по рисованию
1. «веселые карандаши»
2.«Кисточка шагает: топ-топ-топ…»
3.«Снег идет»
4. «По ровненькой дорожке…»
5. «Сшили Тане сарафан…»
6. «Светит солнышко».
7. «Капает дождик»
8. «Волшебные ниточки»
9. «Вот вам, малыши, цветные карандаши!»
10. «Лопатки».
11. «Кисточка шагает: топ-топ-топ…»
12. «Мы теперь уже большие»
Календарно-тематический план по лепке
1.«Вот какой пластилин!»
2.«Пластилиновая мозаика».
3.«Зернышки для птичек».
4-5. «Посадил дед репку…»
6.«Блинчики для Кати»
7-8. «Испечем баранки, калачи…»
9. «Пряники для мишки»
10. «Пирожки для котика»
11. «Лепка горошка»
Источник