Программа развития ребенка наша планета
Авторы: И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская
Цель программы: формировать новую систему духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы. В программе представлен культурологический аспект экологического воспитания. Она предусматривает приемы и методы работы педагога, имеющие психологическое обоснование, повышающие качество и эффективность восприятия.
Программа органически соединяет задачи формирования системы знаний ребенка о природе с новым взглядом на место и роль человека на Земле. Ориентирована на дошкольный и младший школьный возраст, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворенность и совершенство природы.
Общим теоретическим принципом, которому должны соответствовать занятия по программе, является многообразное предъявление одного и того же объекта темы ребенку, новое знание, которое он должен усвоить на взаимодействии и активизации зрительных, тактильных, обонятельных, осязательных и слуховых ощущений.
Условия для эмоционального воздействия на чувства ребенка создаются путем использования ярких художественных и музыкальных образов природы. Экологические знания базируются на привычном детям мире сказок, легенд, мифов, наблюдений, игр, опытов и рисования.
Основой формирования нового экологического стиля мышления должно, быть чувство красоты природы, ее уникальности и независимости от человека.
Структурно-содержательная характеристика
Программа включает восемь тем («Земля — планета» — «Твердь» — «Вода» — «Воздух» — «Цветы» — «Насекомые» — «Деревья» — «Птицы»), содержащих 72 занятия.
Учебные материалы состоят из трех блоков: учебник-хрестоматия, методика проведения занятий и разрезные листы заставок-иллюстраций по всем темам.
Учебник-хрестоматия включает отрывки из художественных произведений, авторские тексты и пересказы, фонетические упражнения и фольклор, стихотворения «золотого фонда» (В. Бианки, Н. Сладкое, Ю. Дмитриев и др.). Перед началом каждой темы целесообразно изучить весь раздел хрестоматии, чтобы выбрать, по усмотрению педагога, наиболее выигрышный материал, подготовить его чтение или пересказ, дополнить при желании иными литературными источниками и наблюдениями.
Это достаточно необычный курс, рассчитанный на содружество, сотворчество ребенка и взрослого. Рисунки детей являются одним из основных элементов творческой части курса. Ребенок с первого занятия приступает к созданию рукотворной экологической книги. Эти рисунки составят сердцевину праздников книги по каждой теме. На этих праздниках вместе с детьми можно проявить всю свою фантазию: украсить помещение, приготовить костюмы, разыграть сценки и пантомимы, порадоваться совместным успехам. Предполагается участие родителей.
В программе используются легенды, мифы, сказки. Например, легенды Древней Индии сопровождают рассказ воспитателя о сотворении мира. При чтении необходимо правильно расставлять акценты, чтобы дети прочувствовали отличие мифа холодной Скандинавии от мифа жаркой Индии, нужно сделать акцент в тех местах сказания, где говорится о суровости климата, борьбе огня, льда. Древнеславянская легенда используется в рассказе о пробуждении Земли. Вводятся новые слова.
На занятии «Чудесная песня льва» рекомендуется стремиться голосом передать звуки, которыми Лев населял Землю, расцвечивал ее цветами, наполнял голосами птиц, насекомых, передать не только сопереживание сказки, но и доброту, исходящую от Льва, обратить внимание детей на различия в характерах героев в зависимости от того, где находится та или иная страна.
Вместе с детьми предлагается сконструировать модель Земли из крупного мягкого конструктора. На занятиях воспитатель доказывает и исследует некоторые свойства окружающей нас природы. Первое открытие — определение округлой формы Земли.
Детям предлагается услышать чудесные звуки Земли. Ответить на вопросы: По чему мы ходим? Кто знает, чем пахнет земля? (Назовите эти запахи.) Кто слышал, как звучит земля? (Изобразите эти звуки.) Какого цвета наша земля? (Назовите.)
Сказка про Лежач-камень сопровождается показом коллекции камней. Камни должны быть по возможности разными: большими и маленькими, округлыми и острыми, простыми, невзрачными и красивыми. Детям предлагается потрогать, погладить, прижать к щеке эти камни, чтобы они ощутили разнообразие поверхностей. Важно, чтобы дети могли взять их в руки и сжать в ладошке. Расскажите, о знатоках камней, которые говорят, что камень может быть «твоим»: такой камень быстро согреется в ладошке, а если он остается холодным, то лучше держать его подальше от себя.
Предлагается создать горы. Попросите детей встать с разных сторон расстеленного на столе платка, просунуть под платок кисти обеих рук и по-разному сложить пальцы: либо в кулачок, либо растопырив. После этого дети приподнимают руки вместе с платком. Должен получиться горный рельеф со складками, ущельями, пологими горами.
Детям объясняется различие слов «земля» и «почва». Земля — земной шар, название нашей планеты; это матушка-земля, земля-кормилица, Родина; это суша (в отличие от водного пространства). Почва — то, из чего состоит земля, верхний слой земной коры.
Интересны опыты, предлагаемые детям. Например, можно взять достаточно глубокий, размером с большую суповую тарелку, лоток любой формы. Собрать детей вокруг стола и сделать почву: вниз положить немного песка, затем слой глины и перегнившие листья. Хорошо бы туда же поместить дождевых червей или жужелицу, которые, перерабатывая сухие листья, смешивают их с глиной и делают то, что называется почвой.
Затем посадить туда семечко быстро прорастающего вида овоща или цветка. Можно посадить несколько видов. Полить водой и поставить на хорошо освещенное место. Если ухаживать вместе с детьми за посевом, то через некоторое время появится росток. Это будет прекрасным закреплением и обобщением знаний о земле, воде, воздухе, понимания их значения для всего живого.
Детей знакомят с пустыней, ее растительностью и обитателями. Чтобы узнать о свойствах песка, можно провести опыт «Песчаный конус». В результате дети видят, что песок может передвигаться, быть похожим на волны моря, знакомятся со свойствами насеянного, мокрого песка.
Детям предлагается увидеть красоту мира воды, рассмотреть капли, представить себе волшебную каплю из золотой тучи, услышать историю, что увидела Капля, путешествуя по реке. С детьми можно организовать пластическую игру «Буря на море». Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря. Часть детей изображает рыбок, прячущихся на дне морском, другие изображают чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу и т.д.
Проводится серия уроков, посвященных изучению воздуха. Предлагается исследовать свойства воздуха, например, «поймать» его. Дети узнают про полезные свойства «голубой рубашки» нашей планеты, знакомятся с понятием «атмосфера», слушают легенду об Эоле и Зефире. Необходимо обратить внимание на то, какую важную роль играли ветры для парусных кораблей. Дети рассматривают облака, придумывают, на что они похожи. Проводится пластическая игра: как образуется гроза. Детям предлагается сыграть в «капельки», которые, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, они жмутся друг к другу, образуя облака. Капельки, встречаясь друг с другом, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю.
Можно показать радугу в комнате: поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить его на стенку. Поворачивать зеркало надо до тех пор, пока на стене не появится спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие.
Если наблюдать за радугой, то можно предсказывать погоду: высокая и крутая радуга — к хорошей погоде, пологая и низкая — к ненастью.
Важно также обращать внимание на звуки, окружающие ребенка. Зачастую дети, особенно городские, плохо различают и выделяют природные звуки. Поэтому на занятии необходимо пробудить интерес к звукам природы, звучанию музыки.
Рекомендуется устроить праздник цветов, в ходе которого дети узнают, как зарождается и растет цветок. На ярких и простых примерах дети запоминают названия дикорастущих цветов. Например, рассказывая о колокольчике, хорошо бы показать детям металлический колокольчик, обратив внимание, как древние люди учились у мудрой природы и знания переносили в жизнь. Уместно поговорить с детьми о царь-колоколе, о колоколах церквей, как они своим звоном могут возвещать о радости, беде, пожаре.
Дети учатся составлять букет — композицию цветов в японской технике икебана, имеющий свои особенности: ярко выделяются не более трех цветков, они не затеняются массой других цветов. Для сравнения стоит показать европейский тип букета, т.е. привычный для нас «сноп» разных цветов, в котором подчеркивается как бы общая красота луга, леса или садовых цветов. Красоту японского и европейского букетов можно сравнить с красотой отдельного голоса и целого хора.
Кроме того, дети знакомятся с миром насекомых. Чтобы детям было легче усвоить анатомические признаки насекомых, их надо сравнить с другими живыми существами (животными, птицами, рыбами). Особое внимание уделяется общему для всех насекомых признаку — зависимости от тепла и солнца.
Хорошо бы рассмотреть вместе с детьми модель кузнечика, бабочки, стрекозы или понаблюдать их в природе. Дети знакомятся с муравьями, жуками, стрекозами, бабочками, пауками. Рассматривают и обсуждают четыре стадии развития бабочек. Важно обратить внимание детей не только на красоту, но и на их хрупкость, на то, как быстро погибает бабочка, если ее поймать. Можно затронуть вопрос о том, как безвозвратно от необдуманного действия может погибнуть красота, и в результате останется лишь маленькая щепотка пыли.
Желательно показать детям, какая интересная паутина сплетается пауком, как она красива, когда на ней задерживаются капельки воды, как крепка тончайшая нить паутины, что выдерживает вес мухи.
Хорошее дополнение к занятию — слайд-фильм или альбом с репродукциями о лесах, деревьях, парках. Можно пофантазировать и закончить сказку «Почему у березы белый ствол в черных полосках?». Например: «Стояла береза чистая, белая, красивая. Каждое утро она умывалась, и среди изумрудной зелени белый ствол ее был далеко виден. Каждые зверушка, птичка, насекомое хотели с ней подружиться, да только, чтобы с ней поговорить, нужно было подняться по ее белому стволу… Вот пришел медведь…».
Обыграть на занятии можно и желуди и листья. Воссоздать с детьми образ дуба «в шубе, но без шапки» или образ могучего богатыря, например, Ильи-Муромца.
Также дети знакомятся с хвойными деревьями, ельником, сосновым бором, смешанным лесом. Знакомятся с историей дерева и о том, как узнать, сколько ему лет, рассматривая спил дерева.
Дети на занятиях знакомятся с птицами, — покорителями воздушного океана, со свойствами пера. Наблюдают за птицами, как они берут корм, чистят себя клювом, лапками.
Слушают голоса птиц, рассуждая, что может выразить голос птицы, какое чувство, эмоции. Узнают о птичьих домишках.
Учебно-методическое обеспечение
В программный пакет входят: компьютерная версия экологической программы, методика психологической диагностики степени усвоения знаний и развития ребенка (для психологов), слайд-фильмы и музыкальные фрагменты, консультационная помощь, семинар для педагогов, работающих по программе.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.
Источник
Ирина Казак
Проект «Наша планета Земля» в подготовительной к школе группе
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Тип проекта: экологический.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели данной группы, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный (две недели).
Место для проведения проекта: Групповая комната. Деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, во время совместной деятельности педагога с детьми.
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Актуальность проекта.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания.
Для лучшего освоения детьми подготовительной группы материалов по разделу «Ознакомление с окружающим миром» был выбран метод проектной деятельности по теме «Наша планета Земля». Непосредственно образовательная деятельность направлена на развитие умственных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Их содержание доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о планете Земля.
Цель проекта: Совершенствование представлений о планете Земля, о её ресурсах; знакомство со странами и континентами планеты Земля.
Задачи проекта:
Дети:
1. Сформировать у детей понятие о Земле как планете.
2. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди и обитают животные.
3. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, т. к. только на Земле есть жизнь.
4. Дать представление об экологических проблемах планеты Земля
5. Развивать кругозор детей, навыки продуктивной деятельности.
6. Формировать умение передавать в работе своё отношение к окружающему миру.
Воспитатели:
• повысить свой профессиональный уровень;
• пополнить предметно-развивающую среду группы: познавательной литературой, дидактическими играми, коллекциями магнитов и минералов, картотеками ребусов и кроссвордов, книгами о путешествиях по нашей планете.
Родители:
• Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей,приобретенного в детском саду: чтение сказок, прослушивание песен, просмотр мультфильмов.
• Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
• Расширить знания родителей о значении экологических знаний в развитии детей.
Планируемые результаты:
В ходе реализации задач проекта предполагается, что у детей сформируются элементарные знания по теме «Планета Земля», названий материков, её природных ресурсах.
Будут развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
У детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Повысится процент заинтересованности родителей, вследствие чего они станут активными участниками проекта.
Методы и приемы:
Словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми, вопросы.
Наглядный – показ демонстрационного материала, показ образцов, выставка созданных работ.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
1. Подготовительный этап
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Выявление первоначальных знаний детей о планете Земля.
3. Информация родителей о предстоящей деятельности.
4. Подбор литературы о планете Земля, фотографий, плакатов.
5. Определение объема знаний детей о планете Земля, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования по ФГОС.
Взаимодействие с родителями.
• Подготовка консультаций по теме «Планета Земля».
• Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта.
2. Основной этап
1. Проведение непосредственно образовательной деятельности во всех областях по теме проекта.
2. Организация сюжетно — ролевых, дидактических и подвижных игр.
3. Работа с родителями по заданной теме.
3. Заключительный этап
1. Выставка детских работ по проекту «Планета Земля».
2. Создание коллективной работы «Наша планета Земля».
3. Оформление презентации по теме проекта.
Методы и формы реализации проекта
Раздел программы Виды детской и совместной деятельности детей, воспитателей и родителей
Познание —
расширить кругозор, формировать потребность делиться знаниями, развивать интерес к воде, роли воды в жизни человека и живых организмов. *Беседы на темы «Чем богата Земля», «Экологическая тропинка».
* Экология «Планета Земля в опасности».
*ФЦКМ «Широка страна моя родная!» — расширить представления детей о названии страны, её природе; дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их.
*ФЦКМ «Помощники в путешествии: глобус и карта» — познакомить детей с глобусом –моделью земного шара: дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному; воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.
* Рассматривание детьми атласа мира.
Социализация
— Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.
Труд — Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями в группе: поливать, рыхлить землю, вытирать пыль с листьев, опрыскивать.
— Подготовка кормушек и их установка (с последующими наблюдениями и регулярной подкормкой птиц).
Художественное творчество
* Лепка «Глобус» — продолжать знакомство детей с глобусом-моделью земного шара. Дать детям представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному, воспитывать бережное отношение к Земле — своей планете.
* Рисование «Наша планета Земля» — учить уметь отражать свои знания об окружающем мире в рисунке. Расширять знания детей о существовании человека на Земле, его основных ценностях. Учить рисовать различными средствами, выполнять рисунки в смешанной технике.
*Аппликация (объемная аппликация из ваты) «Земля – наш дом» — познакомить с новой техникой «объемная аппликация из ваты» — продолжать знакомство с планетой Земля, используя глобус. Формировать знания детей об экологических проблемах и способах их предотвращения.
Чтение художественной
литературы
— Разучивание стихотворения Я. Акима «Планета Земля».
— Чтение сказок К. Ушинского «Русские сказки о природе».
— Чтение рассказа «Птичья столовая», рассказ Н. Григорьевой «Песня дождя».
— Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», «Четыре желания».
Коммуникация — Развивать речь,усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные, диалоги (вопросно-ответные, полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).
Музыка — Познакомить со звуками природы,связанными с водой: шум дождя, моря и т. п.
— Разучить детские песни о дожде, реке, море.
Совместная работа с родителями
1. Консультации для родителей «Неизведанное рядом».
2. Пополнение библиотеки группы книгами об экспериментах, научных открытиях.
3. Индивидуальные беседы «Как важно чтобы ребёнок любил природу».
Итоговое мероприятие — Выставка детских работ по теме проекта.
— Итоговая групповая работа на тему «Земля – наш дом».
Полученные результаты:
Дети:
1. Сформировались, систематизировались и обобщились знания о планете Земля, они овладели элементарными представлениями об устройстве нашего мира.
2. Обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения.
3. Доступно овладели элементарными знаниями о планете Земля – в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире в целом, который является источником познания и умственного развития детей.
Родители:
1. Привлечение родителей к жизни детского сада.
2. Создали в семье благоприятные условий для развития ребенка.
3. Познакомились со знаниями и мнениями специалистов по данному вопросу.
Используемая литература:
1. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005 г.
2. С. Н. Николаева «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014 г.
3. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий». Авторы -составители Е. А. Мартынова, И. М.Сучкова Волгоград: Учитель, 2011 г.
4. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников. –Москва: «ТЦ Сфера», 2011 г.
5. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова «Здравствуй, мир!». Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. — Москва «Баласс», 2006 г.
6. Интернет-ресурсы.
Фотоотчёт по проекту:
Рассматривание детьми атласа мира
Экология «Планета Земля в опасности»
ФЦКМ «Помощники в путешествии: глобус и карта»
Лепка «Глобус»
Рисование «Наша планета Земля»
Итоговая групповая работа «Земля — наш дом»
Источник