Программа развития ребенка мир общения

Программа развития ребенка мир общения thumbnail

Краткое описание документа:

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Особое значение это имеет для детей, которые имеют какие-либо отклонения в физическом или психологическом плане, которые не посещают дошкольные и школьные учреждения и вынуждены находитьсяв ограниченном обществе семьи и ближайшегоокружения.Поэтому необходимость формирования у такихдетей представлений о многообразии человеческих отношений,о правилах и нормах жизни в обществе, вооружение ихмоделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях, является важной и необходимой задачей воспитанияРебенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе.В работе с такими детьми есть свое своеобразие и специфика, есть много нюансов, которые позволяют сделать вывод, что мир, окружающий их, они воспринимают также как все, через чувства, мысли, эмоции, путем познания, наблюдения за другими. Абольше, чем кто-либо нуждаются в дополнительной поддержке, дополнительном объяснении, неоднократном повторении, большем участии со стороны взрослого. Именно окружающие ребенка люди, помогут ему открыть свои возможности, научат самореализоваться, помогут найти место в обществе, сформировать его как личность.Пусть результаты не будут быстрыми и динамичными, но рациональное зерно в воспитании личности необходимо закладывать, чем раньше, тем лучше. Для этого необходимо создавать благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, комфортную атмосферу взаимоотношений, определенный «климат» развития, что способствовало бы как физическому, так и психическому оздоровлению.

Одной из важных составляющих этого является научить ребенка общаться со сверстниками и взрослыми,развить его коммуникативные навыки.

Решение этих педагогических задач осуществляется с помощью активных методов – это игровые и тренинговые задания, в процессе игровой деятельности, на занятиях, в повседневном распорядке жизни.

Игра ненавязчиво разнообразит процесс обучения, наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащает их, создает радость успеха ихорошее настроение.

Игра развивает познавательную, эмоциональную сферу, формирует коммуникативные навыки.

В ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Таким образом, происходит обучение и развитие, коррекция и воспитание, незаметно, постепенно «играя» ребенок движется в своем развитии. Особенноследует подчеркнуть коммуникативную функцию, которая состоит в развитиипотребности ребенка обмениваться своими знаниями, умениями, общаться, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

На развитие коммуникативных навыков, кроме выше перечисленного, оказывают влияние продуктивные виды деятельности.

Это рисование «дружных картинок», коллективные работы по аппликации, по рисованию, ручной труд (как работа общая для всех, так и индивидуальная), «скорая помощь» для книг, растений и т.д.

Регулярные выставки детских работ дают детям возможность «самооценить» себя, анализировать другие работы.

Использование в повседневной жизни игр малой, средней, большой подвижности также несет в себе определенный воспитательный момент. Роль в воспитании оказывает и художественная литература.

Таким образом, чтобы достичь результатов положительной динамики в развитии общения ребенка, необходим комплексный подход, который включает в себя организацию жизни ребенка в центре в целом.

Особая роль как проводника нравственных качеств отводится педагогам, воспитателям, которые являясь образцом поведения для окружающих, дают детям пример позитивного отношения к окружающему миру, становятся примером для подражания.Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

В связи свыше сказанным разработка и реализация в реабилитационном центре программы развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности «Волшебный мир общения» является актуальной.

Источник

Евгения Мышкина
Комплексная развивающая программа «В мире общения»

Утверждаю

Директор КОГАУСО

Межрайонный комплексный

центр социального обслуживания

населения в Кирово-Чепецком районе

— ЕЕ Швецова

Комплексная развивающая программа

В мире общения

развитие коммуникативных способностей

Подготовила

Воспитатель Мышкина ЕН

г Кирово Чепецк 20192020

Понятие программы

Программадокументально оформленный комплекс задач и мероприятий

имеющих определенное содержание и направленный на достижение

конечной цели

Принципы программы

1принцип научности

2принцип адресности

3принцип интегративности

4принцип востребованности

Требования к программе

1актуальность

2прогностичность

3рациональность

4целостность

Программа

1личностная

2модифицированная

3целевая

4 творческая

5социальноадаптированная

Пояснительная записка

В последние годы происходит реформирование системы образования издаются новые программы оригинальные методические разработки. Но

на фоне этих изменений еще недостаточно уделяется внимания вопросам

развития эмоциональной сферы ребенка и его коммуникативных способностей общения с внешним миром

Но как указывают АВЗапорожец и ЛСВыгодскийтолькосогласование

и единство интеллектуального развития способствует обеспечению полноценного развития ребенкаГармоничное развитие со сверстниками

Читайте также:  Развитие личности ребенка дошкольного возраста это

и взрослыми позволяет развить положительные эмоции у детейа это является основой психофизического здоровья и благополучияДля нормального развития каждый ребенок нуждается в томчтобы он находился

в атмосфере любви и психологического комфортаА этого не хватает воспитанникам нашего центраМногие дети испытывают негативные переживаниякоторые отражаются на развитииНаблюдения и практика работы показываютчто все больше становится детей с нарушениями эмоционального развитияк которым относятся агрессивность и тревожность

А это в свою очередьприводит к трудностям во взаимоотношениях между взрослыми и сверстниками

Способность общатьсяэто дар или то чему можно научитьсяПсихологи определяют коммуникативные способности по параметрам

1Желание вступать в контакт с окружающими

2Умение организовать общение

3Знание норм и правил поведения

Поэтому так важна работа по формированию навыков правильного и доброго

общения у воспитанников нашего центра. Чтобы дети не чувствовали себя

одинокими мною были подобраны различные игры и

занятия

Актуальность программы:

Практическая работа выявила, что в связи с реализацией других направлений образовательных программцеленаправленное формирование

Коммуникативных умений у школьников часто остается за пределами внимания. Дефицит времени в учебной деятельности приводит к тому что вопросы педагогов предполагают односложные ответы детей,недостаточно

часто создаются ситуации для взаимодействия и диалога.

Следует отметить,что,не смотря на достаточно полное и глубокое теоретическое освещение проблемы общения,методические вопросы,связанные с ее коррекцией в настоящее время разработаны недостаточно. В связи с этим возникла необходимость создания комплексной программы оптимизации общения в условиях центра.

Новизна,благодаря специально подобранным играм и занятиям у детей формируется эмоционально- мотивационные установки отношению к себе и окружающим,сверстникам и взрослым. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе,способствующего

наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Предлагаемые вашему вниманию игры, занятия и игровые упражнения позволяют выявить задатки ребенка и превратить их в способности.

Любая игра многофункциональна, она реализует разные задачи, но в предложенной системе игр есть общая цель- развитие коммуникативных навыков.

Содержание программы:

Программа составлена с учетом принципов и подходов к формированию

образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном

стандарте.

1- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, младенчества,

раннего-дошкольного и младшего школьного.

2-Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, субъектом

образования.

3Содействие и сотрудничество детей и взрослых признание ребенка полноценным участником

4-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

5- Приобщение детей к нормам, традициям семьи, общества и государства

6-Формирование познавательных интересов

7- Возрастная адекватность образования, соответствие условий, требований.

Методов возрасту и особенностям развития.

8- Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Цель программы:

Индивидуализация личностного развития школьников,способствовать

развитию коммуникативных навыков общения у детей через систему

специальных игр,занятий.

Задачи программы:

1. Формировать механизм нравственных качеств детей.

2. Развивать потребность в сближении со своими сверстниками и другими

близкими людьми.

3. Создать условия для проявления и развития эмоциональной активности

ребенка.

4. Развивать чувство эмпатии,сочувствия,сопереживания.

5. Разрабатывать систему воздействия,направленную на развитие навыков

общения у детей,квалифицировать различные методы и приемы.

6. Учить преодолевать застенчивость, нерешительность,неуверенность в себе.

7. Формировать язык жестов,мимики,научить детей понимать, что кроме речевых существуют и другие способы общения.

8. Улучшать навыки совместной деятельности в коллективе,воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

Принципы программы:

1. Принцип добровольного участия в групповых играх и занятиях.

2. Принцип принятия.

3. Принцип доступности.

4. Принцип профессионализма.

5. Принцип помогающего общения.

6. Принцип положительной оценки личности ребенка.

7. Принцип совместного обсуждения и исправления ошибок.

Принцип похвалы и подбадривания.

8. Принцип совместного обсуждение способов исправления ошибок

9. Принцип наглядности.

10. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности,регулярности,планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционной работы.

12. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей,совершенствование физиологических и психических функций организма.

Механизмы реализации программы:

1. Организационный блок:

-Выявление детей,находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Методический блок:

-Подбор методик.

-Изготовление материалов для игр и занятий.

3. Содержательный блок:

-Психологическая поддержка детей,развитие самооценки,формирование

собственного Я.

4. Аналитический блок:

-Подбор диагностических материалов.

Методы техники и формы работы:

1. Групповая работа.

2. Занятия, игры на снятие напряжения: сюжетно-ролевые игры, тренинговые

упражнения,игры на развитие эмоций,подвижные и пальчиковые игры.

Ожидаемые результаты:

1. Уверенность в своих силах.

2. Расширение границ своих возможностей.

3. Открытие своей социальной сущности.

4. Формирование навыков сотрудничества.

5. Умение активно и внимательно слушать.

6. Осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

7. Максимальная самостоятельность.

8. Навыки сотрудничества,умение вести диалог с взрослыми и сверстниками

в разных социальных ситуациях.

9. Выход из конфликтных ситуаций.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в норме и при патологии таблица

10. Понимание своего эмоционального состояния и окружающих.

Сроки реализации программы:

Занятия рассчитаны на один учебный год и проводятся с сентября по май.

Проводить их следует 1- 2 раза в неделю.

В каждом месяце отрабатывается определенная тема для отработки которой ставятся определенные темы и задачи.

Целевая группа:

Дети- находящиеся на реабилитации в нашей группе:

Количество участников; 8-10

Методические рекомендации к проведению занятий:

1. Эмоциональное сопереживание ребенку со стороны воспитателя.

2. Атмосфера взаимопонимания.

3. Избегать прямой оценки личности и характера ребенка.

4. Похвала должна быть не прямой, а описательной, касающейся деятельности ребенка.

5. Не использовать нотации, наставления, поучения

6. Побуждать детей к сотрудничеству.

7. Избегать готовых рецептов и советов.

8. Устранение умственных перегрузки детей.

9. Создание психологически комфортной обстановки, тон, размещение материала,нужное количество демонстрационного и раздаточного материала,проветренное помещение,рациональная и целесообразная расстановка мебели.

10. Четкое соблюдение возрастных, индивидуальных и психологических особенностей детей группы.

11. Осуществление личностно- ориентированного подхода к обучению.

12. Введение различных технологий.

13. Постоянный ритуал начала занятия.

14. Занятия должны проводится в разнообразных формах.

15. Помните каждое отдельное воспитательное занятие- это маленький кирпичик в общей системе занятий,поэтому он должен быть связан с предыдущим материалом и сознавать основу для будущего.

Методические рекомендации к проведению игр:

1. Игры могут быть использованы как для индивидуальной, работы, так и на групповых занятиях.

2. Игра проводится с группой детей не более 10 человек.

3. Используйте для игры время,когда ребенок в хорошем настроении,не перевозбужден, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна,в течении 20-25.

4. Не говорите ребенку,что он сделал что-то неправильно, иначе он будет бояться давать искренние ответы.

5. Помните, что самая искренняя и правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений.

6. Игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребенок хочет этим заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделите

ему время, когда он этого захочет.

7. Игра должна быть понятной, доступной,добровольной.

8. Правила игры должны быть точными, немногочисленными.

9. Легкие и трудные игры должны чередоваться.

10. Не следует проводить игры требующие большой предварительной работы.

11. После игры обязательно должны быть подведены итоги.

12. Игра должна соответствовать возрасту детей.

13. Воспитатель должен проверить, всем ли понятна игра.

14. Педагог должен сам верить в игру, в ее эффективность.

15. Выполняйте игры вместе с детьми,демонстрируя собственную увлеченность игрой.

16. Подбирайте игры в соответствии с учебно- воспитательным планом.

Библиография:

1. Н-В Клюева. Ю-В Касаткина» Учим детей общению«

2. Е-В Рылеева» Вместе веселее»

3. Л-Г Горшкова. Л-А Обухова » Сценарии занятий по комплексному развитию

детей»

4. Г-Л Анцупова «Давай поиграем»

5. Н-В Ханкина «Играем круглый год»

6. Л-М Шипицына»Играем круглый год»

7. Л-М Костина -«Игровая терапия с тревожными детьми»

Оборудование для реализации программы:

Фотографии,иллюстрации, дидактические игры,магнитофонные и лазерные записи, флешкарты,интернет,компьютер,интерактивная доска,материалы для изобразительной деятельности, различные виды игрушек, пиктограммы,раздаточный материал,музыкальный центр.

План- график реализации программы.

Сентябрь;Понятие общения:

Цель: формировать у детей понятие «друг» и «дружба» Учить детей видеть,понимать и оценивать поступки других людей.

Блок занятий:

1. Добрые поступки.

2. Доброжелательность.

3. Дружба,враждебность.

4. Обзывания.

5. Наши чувства.

Блок свободной деятельности.

1. Интерактивные игры»Паутина» «Кого не хватает» «Друг к другу» «Объятия» «Путь доверия»

2. Сюжетно-ролевая игра» День рождения»

3. Пальчиковая игра»Дружба»

4. Чтение рассказов Л. Толстого «Два товарища» » Лев и собачка» В. Викторова

«Дружат дети всей земли» братьев Гримм «Звездные талеры» И. Фурманова

«Ядовитая змея»

Октябрь»Проблемы общения«

Цель;Дать представления об отрицательных качествах, которые нужно искоренить в себе,чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.

Блок занятий:

1. Обида.

2. Ссора.

3. Упрямство.

4. Жадность.

5. Хвастовство.

Блок свободной деятельности:

1. Подвижные игры»Краски» «Фанты» «Колечко» «Молчанка» «Веревочка»

2. Сюжетно-ролевая игра»В гостях»

3. Этюды «Запомни свою позу» «Удивление» Кротость» «Собака»

4. Чтение сказок Л. Федюковой «Как лисичка бычка обидела» Л. Киселевой

«Как иголка с ниткой поссорились» О. Пройслера «Неприятности» сказок

«Заяц-хваста» «Два жадных медвежонка» «Упрямые козы»

Ноябрь «Тайна моего я»

Блок занятий:

1. Мое имя.

2. Мое настроение.

3. Я и мы.

4. Как тебя называют.

Блок свободной деятельности.

1. Подвижные игры»Хитрая лиса» «Внутренняя сила» «Не попадись» «Совушка»

2. Сюжетно- ролевая игра»Ярмарка»

3. Этюды»Отдай» «Иди ко мне» «Мы- веселые ребята»

4. Интерактивные игры «Имя и движение» «Волшебная звезда» «Быстрые превращения»

5. Дидактическая игра «Мой день»

6. Поведенческий тренинг»Помоги своему товарищу»

7. Пальчиковая игра»Мои вещи»

Декабрь «Этот странный взрослый мир»

Цель: Дать представления детям о нравственных нормах, которые необходимы во взаимоотношениях со взрослыми.

Читайте также:  Развитие движений ребенка на первом году

Блок занятий:

1. Чем можно порадовать маму?

2. Что делают наши родители?

3. Дедушка и внучек.

4. Я и моя семья.

Блок свободной деятельности.

1. Интерактивные игры: «Слепой танец» » Кукольный театр»

2. Сюжетно-ролевая игра «В гостях» «Дом»

3. Этюды: » Бабушкины ладони» «Мама заболела» «Любящий сын» «Улыбнемся»

4. Подвижная игра «Заботливая наседка»

5. Проблемные ситуации: «Мама пришла с работы» «Братики»

6. Поведенческий тренинг: «Мама заболела»

7. «Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» И. Мазина «Простое слово»

8. Игра на снятие напряжения»Упрямый капризный ребенок»

9. Пальчиковые игры: «Строим дом» «На мельнице»

Январь: » Как мы видим друг друга»

Цель; Дать детям представления о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников, о необходимости общаться друг с другом,развивать умение высказывать свое отношение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки.

Блок занятий:

1. Как понравиться людям?

2. Я и мои друзья.

3. Учимся общению.

4. Давай подружимся.

5. Вот что значит настоящий друг.

Блок свободной деятельности

1. Дидактическая игра»Мы разные»

2. Уравнения «Спиной к друг другу» «Что не так»

3. Игры на снятие напряжения»Жужжа» «Упрямая подушка»

4. Поведенческий тренинг» Помоги своему товарищу»

5. Проблемная ситуация «Прогулка«

6. Этюды «Кто виноват» «Солнышко»

7. «Подвижные игры» «Ноги от земли» » Нам не тесно»

8. » Интерактивные игрыДруг к дружке» «Объятия» «Путь доверия»

9. Чтение рассказов В. Осеевой » сказок Т- Шолоховой»

Февраль: «Фантазия характеров»

Цель: Научить детей понимать, что можно делать, а что нельзя,определять основные черты характера, строить свое поведение в общении друг с другом.

Блок занятий:

1. Деловые отношения.

2. Созвездие.

3. Я понимаю тебя.

4. Ищу друга.

5. Учимся общаться.

Блок свободной деятельности.

1. Подвижные игры»Смелые ребята» «Ай-да мы»

2. Этюды: » Капризуля» «Хваста» » Конкурс лентяев»

3. Интерактивные игры «Быстрые превращения» «Слепой танец»

4. Сюжетно-ролевая игра» Городок»

5. Пальчиковые игры» Бодание кулачками» » Проверка сцепления» » Карандаш»

6. Упражнения на расслабление » Дискотека кузнечиков» » Танец огня»

» Штурм крепости»

Март: » Учимся владеть собой «

Цель: Учить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми.

Блок занятий:

1. Это я такой.

2. Дружная семейка.

3. Злость.

4. Обида.

Блок свободной деятельности:

1. Упражнения: «Разговор с лесом» «На берегу» «Отдыхаем»

2. Дидактические игры»Кто лучше слышит» «Это правда или нет»

«Хамелеон» «Соседи»

3 «Сюжетно- ролевая игра «Дружная квартира»

4 Этюды «Лисенок боится» «Гроза » «Ночные звуки» «Встреча с другом»

5. Чтение стихотворения С. Михалкова » Не спать» И. Демьянова «Почему короткий день» К. Тонгрыкулиева «Петухи» сказки «Умей обождать»

6. Интерактивные игры «Ночной поезд» «Путешествие на облаке»

7. Подвижные игры» Замри» » Веселый хоровод»

8. Игры на снятие напряжения » Воробьиные драки» » Минута шалости»

9. Пальчиковая игра» Утро настает»

Апрель » Культура общения«

Цель; » Дать детям представления о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами этикета.

Блок занятий;

1. Вежливые слова.

2. Альбом друзей.

3. В гости к другу.

4. Подарок на день рождения.

Блок свободной деятельности.

1. Дидактические игры «Умей извиняться» Телефонный разговор»

2. Упражнения «Передай другому» » Котенок» «Ябеда» » Мостик»

3. Чтение рассказов В. Осеевой » Волшебное слово» Л. Пантелеева » Честное слово» И. Токмаковой » Пропавшее слово» А. Шибаева » Грустный Саша»

4. Игры на снятие напряжения » Водный карнавал» » Упрямая подушка»

5. Тренинговые упражнения » Ласковое слово » » Про девочку Олю» » Что можно подарить другу «

6. Сюжетно- ролевая игра » В гостях «

7. Интерактивная игра » Счастье»

8. Пальчиковые игры » Угощение гномов » «Доброе утро» » Мы готовим»

Май » Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: Способствовать воспитанию доброжелательности, умению различать

и видеть в жизни хорошее и плохое, побуждать совершать добрые поступки.

Блок занятий:

1. Азбука нравственности.

2. Твори добро.

3. Что такое хорошо и что такое плохо.

4. Путешествие с цветиком- семицветиком

5 В страну дружбы.

Блок свободной деятельности:

1. Дидактические игры: «Мальчик или девочка» «Кто что носит» » Защитники»

2. Упражнение » Знакомство»

3. Чтение стихотворения В. Маяковского » Что такое хорошо и что такое плохо»

4. Интерактивные игры » Имя и движение» » Кого не стало» » Друг к дружке «

» Быстрые превращения » » Художник» » Радио» » Дружба»

5. Этюды: » Запачкался» » Пуговица» » Тяжелая сумка»

Источник