Программа развития ребенка как написать

Программа развития ребенка как написать thumbnail

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник

Мои мысли более менее систематизировались и я хотела бы с вами поделиться. Хочется верить, что эта информация окажется кому-нибудь полезной.

Когда моей дочки было около 10 месяцев и я уже медленно начинала сходить с ума по причине того, что не знала как еще можно организовать ее досуг, который повторялся изо дня в день … по случаю судьбы наткнулась на один интересный сайт. Поскольку я человек, который обожает все планировать, расписывать и составлять во единое целое, мне требовалось найти подходящую структуру, чтобы свести все свои мысли в один большой «план развития». Этот «план развития» в дальнейшем стал отправной точкой в наших каждодневных занятиях с ребенком.

Чтобы составить план развития ребенка, я вела заметки по следующим пунктам:

1. Хронометраж

Прежде чем составлять наш план развития, я вела хронометраж дня в течении недели. Цель этого 1. знать точный график по которому живет ребенок (с учетом каких-либо отклонений. Поэтому хронометраж лучше вести минимум неделю); 2. рассчитать сколько времени мама проводит с ребенком (именно с ребенком, без отвлечения на свои домашние хлопоты); 3. знать на что уходит время мамы; 4. подумать, как тратить больше времени на проведение его с ребенком (в случае, если с этим есть проблемы). По моим прежним подсчетам за 14 часовой день, проведенный с ребенком вместе, мое время рядом с ней в процессе игр было от 2,5 до 3 часов. Сейчас получилось выкроить еще и играя вместе мы проводим 4-4,5 часа (чистое время игр, без гулянья, еды и прочего).

2. Зона ближайшего развития — это те умения, которыми ребенок владеет еще не твердо, с которыми он справляется, но только с помощью взрослых. Например, ребенок учится ходить на горшок (самостоятельно есть, говорить, читать, писать и т.д) Он в он в общем-то уже почти готов к самостоятельным действия, но навыков еще не всегда хватает, и для их освоения ребенку еще требуется помощь взрослого. Вот это самое формирующееся умение и находится в зоне ближайшего развития (использовано с сайта Марии Потаповой). На момент написания плана развития, тогда малышке уже было 11 месяцев и зону ближайшего развития я писала именно на тот период. Позже, около 1.2 я корректировала план. Более подробно,что это такое можно почитать здесь или вбив в строку поиска.

3. Нормы развития детей. Мне нравится как это описывается здесь

4. Законы развития личности по Выготскому, можно скачать здесь.

5. Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет по Монтессори, почитать здесь

Учитывая все вышеизложенные пункты + добавив свои «хотелки» вот какой стратегический план (общий) получился у меня на ближайшие полгода развития ребенка (с 1.2 до 1.8)

1. Физическое развитие — освоить самостоятельно подъем и спуск по ступенькам, прыжки, бег по дорожке, залезание по турнику + висение, толкать мяч ногой (футбол), бросать мяч кому-то, подтягивание, забирание на горку, игра с фитболом (посмотреть упр), гуляние без коляски, массаж ножек и ручек, хождение на мысочках, плавание ( с 1.5 лет), зарядка дома и на улице, беговел, хождение назад, ходьба по бревну/доске, ходьба в горку, по кочкам.

2. Моторика (мелкая и крупная) — пальчиковые игры, игра с песком (в песочнице и дома), куличики, сенсорные коробки (трогать, перебирать, пересыпать, сортировать), шнуровки (различать, нанизывать, придумывать), рвать бумагу/салфетки, стройка башенок из разных предметов (коробки. кубики, стаканчики и т.п.), сбивать башни мячом (не рукой), игра с пуговицами, молнией, петельками (застегивать, трогать, расстегивать), конструкторы, мозаики, кубики, сортеры, откручивание и закручивание крышек у банок, игры с водой (переливание), прищепки, рисование, пластилин, аппликации

3. Развитие речи — чтение книг, сказки, аудиосказки, стишки, потешки, прослушивание музыки со словами, обучающие видеозанятия, мультики, фильмы, знакомство с цифрами, буквами, звуками, количественное понятие (много/мало), наводящие вопросы при чтении, рассматривание картинок + пояснение если не знает и не показывает, артикуляционная гимнастика

4. Эстетическое развитие

4.1. Музыка — игра на муз инструментах, музыка по Железновым, классика, детская музыка, современная музыка (составить полный плейлист)

4.2 Рисование — пальчиковые краски, гуашь, акварель, карандаши, мелки, фломастеры, ручки (научить имитировать штрихи);

Пластилин — катать колбаски, шарики, отщипывать, вдавливать пальцем, крупой, поделки простые;

Аппликации (особенно осенью)

4.3 Танцы — изучение простых движений (наклоны, фонарики, повороты бедрами, топание ножками, кружение, наклоны головой и .т.п.)

4.4. Живопись/искусство — устраивать музей дома (развешивание картин), посещение, по возможности, музея 1 раз в месяц, рассматривание и дискуссии на тему художественной литературы

5. Когнитивное развитие — память, логика, цвет, форма, мышление (пазлы, подбор форм, сортеры, разрезанные картинки, систематизация и сопоставление фигур, карточек, игрушек (по форме, объему, цвету, текстуре и т.п.), последовательность (бусины, карточки, кубики), домино

6. Эмоциональное развитие — рассматривание карточек «Маленький гений — Эмоции», обращать внимание на эмоции людей, героев сказок, рассуждать почему у людей возникают те или иные эмоции научить выражать свои эмоции

7. Развитие правого полушария по методике Макато Шичида — разобрать, подготовить материал и ввести (ввела сразу после написания плана, осталось только совершенствовать) =))

8. Сенсорное развитие

8.1 Зрение — различные цвета, формы, объемы

8.2 Слух — музыка, звуки, уровень шума, игры что как звучит (продумать)

8.3 осязание — сенсорные коробки, ткани, вода разной температуры, игра со льдом

8.4 обоняние — нюхать, угадывать (продумать какие ароматы собрать по баночкам)

8.5 Вкус — продумать меню!

9. Навыки самообслуживания — отойти от подгузников днем, самостоятельно залезать на унитаз, когда хочется в туалет, самостоятельно держать ложку при еде, пить из трубочки и стакана, чистка зубов, совместная самостоятельная трапеза за столом с мамой и папой, одевание/раздевание

10. Я-концепция — ролевые игры с куклами (покормить, одеть, покупать, покатать в коляске, убаюкать, уложить спать)

11. Социализация — привлечение к дом делам, общение с другими детками (поделиться, попросить, предложить), говорить словами (не только показывать) привет/пока

12. Пространственное ориентирование — внутри/снаружи, слева/справа, спереди/сзади, внизу/вверху, предлоги — на, под, за и т.п, количественное понятие

13. Мир вокруг нас — семья (кто есть кто, фото, рассказы), кукольные постановки дома, животные, птицы, деревья, растения время, погода и явления, предметы и их предназначение, транспор, противоположности, художники (книги, презентации и т.п.), превращения (лед-вода, сахар в воду, смешение красок и т.п.), зоопарк, общение с детками

14. Иностранный язык — книги, презентации, аудиосказки.

Далее, я учитываю какие планы в нашей семье присутствуют на месяц (подробный план по развитию на месяц я не делала). Например, по субботам я учусь, в какой-то будний день надо отвезти ребенка к врачу, в выходной мы идем в гости или гости приходят к нам, и тому подобное.

После этого я прописывала недельный план по сферам развития в общем виде и затем делала шаблон на неделю с детализацией, где соблюдается «баланс» по каждой сфере, чтобы не перегружать ребенка изо дня в день =)

И уже отталкивая от этого плана я могу каждый день придумывать новые темы, либо делать тематические недельки и прочее, но все это рамках плана развития на ближайшие полгода… =)

А уже какие темы и тематические недельки мы делаем, это я оставлю для следующего поста.

Надеюсь не слишком вас загрузила, но все же спасибо, что дочитали до конца! =)

При возникновении вопросов, пожалуйста пишите, буду рада помочь еще чем-нибудь.

P.S. Отдельное спасибо хочу выразить Марии Потаповой

Источник

Юлия Петрова
Программа индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста «Развитие речи»

Актуальность программы

«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания»

(Л. С. Выготский)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя — это развитие речи детей.

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия.

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в РФ ориентирует работников дошкольного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства. В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.

В конце учебного года на основе результатов диагностирования детей выяснилось, что у Ивана Ф. есть проблемы по развитию речи.

В связи с этой проблемой разработала программу индивидуальной работы с Иваном Ф. по развитию речи.

Цель

— создать условия для развития речи у ребёнка.

Задачи

— Расширение и уточнение словаря;

— совершенствования грамматического строя речи;

— привлечение внимания детей к собственной речи;

развитие речевого аппарата.

Содержание деятельности

1)Расширение и уточнение словаря:

— введение в активный словарь новых слов и понятий;

— реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций.

2) Развитие грамматического строя речи:

— формирование навыка согласования слов в словосочетании;

— формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково», форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);

развитие умения употреблять предлоги в речи.

3) Работа над звуковой культурой речи:

развитие артикуляционного аппарата;

— знакомство со звуками русского языка.

4) Развитие связной речи:

— рассказывание о предмете;

— рассказывание о себе по вопросам педагога;

— рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми.

месяц Мероприятие: форма, название Задачи мероприятия Участники

сентябрь Предварительная педагогическая диагностика Проверить уровень сформированности речи у ребёнка

Ребёнок, воспитатель

октябрь Упражнение «Домик открывается-закрывается»

Беседа по картине с животными «Кто как кричит?» Развивать артикуляционную моторику

Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки

ноябрь

Упражнение «Дождик»

Игра «Кап-кап и куп-куп» Развитие мелкой моторики

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

декабрь Упражнение «Подуем на горячую картошку»

«Как нам транспорт помогает» Развитие артикуляционной моторики

Побуждать рассказывать об изображенном на картинке

январь «Что бывает зимой?»

Игра «Что звучит в коробочке»

Развитие грамматического строя речи

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

февраль Игра «Угадай игрушку»

«Мишка спрятался в берлоге» Развитие слухового

восприятия, внимания, памяти

Развитие грамматики

март Рассказы о своей семье

Рисование горизонтальных линий «Дорожка для Вани» Побуждать правильно отвечать на вопросы

Развитие графических навыков

апрель Педагогическая диагностика ребёнка Проанализировать результаты работы

Предполагаемые результаты

— расширен словарный запас у ребёнка;

— грамматический строй речи соответствует возрастным особенностям;

— динамическое развитие речевого аппарата.

Материально-техническое обеспечение

— игрушки;

— дидактические игры;

— картины, демонстрационный и раздаточный материал;

— произведения художественной литературы;

— использование видеоматериалов (слайды, мультфильмы).

Список использованной литературы

— Диагностика речи дошкольников. В. Н. Макарова. — М., 2008.

— Занятия по развитию речи в детском саду. О. С. Нианова

Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1990.

— Хрестоматия для детей раннего возраста.

Источник