Программа развития ребенка истоки математические представления

Содержание 
математического 
образования дошкольников
в различных программах.

    1. Проведите анализ
    2-х программ и выявите соответствие в
    них содержания математического образования
    приказу Министерства образования РФ
    от 22 августа 1996 г. № 448 « Временные (примерные)
    требования к содержанию и методам воспитания
    и обучения, реализуемым в дошкольном
    образовательном учреждении».

    Анализ 
    программ «Развитие»
    и «Истоки».

    Программа
    «Развитие»

РАЗВИТИЕ 
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В 
СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

(Из программы 
второй младшей группы устранены 
занятия, по математике). 

  Программа
по математике в средней группе детского
сада ориентирована на дочисловой период
развития элементарных математических
представлений. Основной задачей при этом
является обучение детей выделению свойств
предметов, связанных с величиной и количеством.
(Понятия «количество» и «величина» являются
основополагающими при формировании в
более старших возрастах представлений
о числе — одном из основных понятий математики.)
Обучение проводится с использованием
различных наглядных средств. Для обучения
детей выделению свойств предметов, связанных
с величиной, используются значки, обозначающие
длину, ширину, толщину предметов. (Это
значки в виде большого и маленького дома,
толстого и тонкого человечка, узкой и
широкой лестницы.)

  Сравнение
двух предметов по величине проводится
с помощью промежуточного средства
— мерки. В качестве мерок используются
полоски бумаги, отрезки ткани и т. п.

  Эта
работа позволит в дальнейшем (в 
старшей группе) пользоваться меркой
при формировании у детей представления
о числе как отношении измеряемого к мере.

  Формирование 
представлений еще об одном свойстве
предметов — количестве — происходит
на основе действий замещения. В качестве
заместителей используются фишки различной
формы и цвета, как имеющие внешнее сходство
с замещаемыми предметами, так и абстрактные.
(Фишка используется вместо предмета,
информация об общем количестве предметов
может быть передана соответствующим
количеством фишек.)

  Процесс
отбора требуемого количества фишек 
сопровождается отработкой действий соотнесения
«одной к одному», т. е. установления взаимно
однозначного соответствия предметов
и фишек. Для формирования представлений
о количественных отношениях используются
наглядные модели, построенные на взаимно
однозначном соответствии фишек заместителей.

  Применение 
наглядных моделей позволяет 
сформировать у детей представления
о количественных отношениях (больше,
меньше, поровну) без использования счета.

Занятия проводятся
по подгруппам, один раз в две 
недели.

Длительность 
занятий 15—20 минут.

  Все
занятия построены, в основном, так,
чтобы дети усваивали материал в
ходе интересных для них игровых и практических
заданий.

РАЗВИТИЕ 
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В 
СТАРШЕЙ ГРУППЕ

  Программа
развития элементарных математических
представлений включает следующие основные
задачи:

развитие представлений 
о количественных отношениях;

развитие представлений 
о числе как отдельности;

развитие представлений 
о числе как отношении;

  развитие 
представлений о числовом ряде и 
закономерностях образования чисел
числового ряда.

  Развитие 
представлений о количественных
отношениях, представлений о числе, а также
представлений о закономерностях образования
чисел числового ряда происходит на основе
построения и использования детьми наглядных
моделей.

  В
старшей группе продолжается обучение
детей построению предметных моделей,
основанных на взаимно однозначном соответствии
заместителей. Такая модель позволяет
наглядно представить количественные
отношения. Модели этого типа вводятся
в обучение раньше других, так как они
позволяют производить замещение предметов
путем наложения или приложения заместителей,
что способствует пониманию смысла замещения
(фишка используется вместо предмета,
информация об общем количестве предметов
может быть передана соответствующим
количеством заместителей).

  На 
втором этапе в качестве модели количественных
отношений используются счеты. В 
заданиях этих типов замещение предметов 
косточками счетов дети должны производить
на глаз.

  На 
третьем этапе в качестве модели
количественных отношений используется
графическая модель в виде двух рядов 
значков, вычерчиваемых по принципу взаимно
однозначного соответствия.

На четвертом 
этапе обучения в качестве модели
используется ось с нулевой отметкой и
стрелкой, показывающей направление увеличения.
При этом на оси вычерчиваются единичные
отрезки и дугами обозначаются сравниваемые
количества предметов (мерок). В других
случаях дугами обозначаются единицы,
образующиеся в результате пересчета
группами (за единицу принимается несколько
предметов, а на оси — несколько отрезков).

    Пятый
    этап обучения проводится как без 
    применения моделей, так и с использованием
    предметных и графических моделей типа
    «кругов Эйлера».

РАЗВИТИЕ 
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В 
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

  Программа
развития элементарных математических
представлений у детей подготовительной
группы основывается на работе, проведенной
в старшей группе.

Программа включает
следующие основные задачи.

Развитие представлений 
о количественных отношениях, числе 
как отношении, числовом ряде, составе
числа (от трех до десяти) из двух меньших,
числах второго десятка, временных отношениях.
Обучение решению арифметических задач.
Развитие представлений о количественных
отношениях, о числе, числовом ряде, временных
представлений, а также обучение детей
решению арифметических задач происходит
на основе построения и использования
детьми наглядных моделей.

  Обучение 
начинается с повторения ряда заданий,
предлагаемых детям старшей группы, а
также наиболее трудных. Это задания по
установлению количественных отношений
при помощи графических моделей типа оси
с нулевой точкой отсчета и стрелкой, показывающей
направление увеличения.

  Для
совершенствования представлений 
детей о числовом ряде в пределах
десяти используются модели в виде логического
древа и «кругов Эйлера».

  При
развитии представлений о составе 
чисел используются как предметные,
так и графические модели в 
виде различных вариантов состава
числа из предметов или значков двух видов.

  Обучение 
решению арифметических задач проводится
с использованием моделей «часть-целое».
(Этот тип моделей предложен Н. И. Непомнящей.)

Программа «Истоки».

Формирование 
математических представлений дошкольников
составляет содержание блока познавательного 
развития ребенка. В раннем возрасте
оно осуществляется через освоение
основ сенсорной культуры (развитие
элементарных представлений  о величине,
форме, цвете).

В дошкольном возрасте 
содержание программы представлено
разделами: количество и счет, величина,
форма, пространство, время. В процессе
работы с детьми по освоению заданного 
содержания упор делается на интеллектуальное
развитие ребенка, более свободную 
форму подачи материала через 
специфически детские виды деятельности,
включение математических знаний в 
контекст повседневной деятельности ребенка.

В старшем дошкольном
возрасте, наряду со счетом, пространственными
и временными ориентировками, определением
величины и формы, появляются новые моменты:
деление целого на части, измерение с помощью
условной мерки, понимание инвариантности,
составление и решение простых и сложных
арифметических задач, в ходе которых
осваивается новый вид деятельности —
вычислительный.

Для реализации
данного содержания используются занятия,
развивающие игры, самостоятельная 
деятельность детей со специальными
пособиями.

Таким
образом, проанализировав 
программы «Развитие»
и «Истоки», можно 
сделать следующий 
вывод: содержание математического 
образования в 
этих программах соответствуют 
приказу Министерства
образования РФ от 22
августа 1996 г. №448
« Временные (примерные)
требования к содержанию
и методам воспитания
и обучения, реализуемым
в дошкольном образовательном
учреждении».
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. 

Название 
программы
Авторы КонцепцияРазделыОсобенности
математического содержания
     
Программа
«Детство»
Преподаватели
кафедры дошкольной педагогики РГПУ
им.А.И.Герцен –В.И.Логинова, Т.И.Бабаева,
Н.А.Ножкина и др.
В основу прграммы
положены идеи периода дошкольного детства,
задача которого состоит не в максимальном
ускорении развития ребенка, не в форсировании
его сроков и темпов развития, а в том,
чтобы создать каждому дошкольнику все
условия для реализации его неповторимого,
специфического возрастного потенциала.
Три части:
младший, средний, старший
дошкольный возраст.
Содержание 
математической подготовки детей осовременено,
обогащено элементами логики математики;
те или иные понятия сгруппированы 
в освоении, сделана попытка выделить
то содержание и те способы действий,
которые способствуют развитию восприятия,
мышления, развивают самостоятельность,
инициативность ребенка; усилено развивающее 
воздействие усваиваемого содержания
и способов действий на становление 
личности ребенка-дошкольника. Это 
сделано за счет приоритета жизненных 
детских впечатлений, внимания к 
усвоению связей и зависимостей предметов 
по количеству, размеру, форме и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Базисная 
программа развития ребенка – 
дошкольника «Истоки»
Сотрудники 
Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца.
научные редакторы Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук
и др.
Концепция психологического
возраста как этапа  стадии детского
развития, характеризующегося своей 
структурой и динамикой.

Выделены следующие 
психологические возрасты: раннее детство

( младенчество 
и ранний возраст), дошкольное детство
( младший дошкольный возраст и старший
дошкольный возраст)

 Социальное,
познавательное, эстетическое и физическое
развитие.

Два блока: базис 
и вариант его реализации.

Базисная 
часть
:

характеристики 
возрастных возможностей психического
развития ребенка;

-задачи развития;

-показатели 
развития;

-базисные 
характеристики личности;

-общие условия 
реализации программы.

Вариант
реализации
:

-содержание 
и условия педагогической работы;

Самостоятельные
разделы:

-Здоровье;

-Речь и 
речевое общение. 
 
 
 
 
 
 

Формирование 
математических представлений составляет
содержание блока познавательного 
развития. В раннем возрасте оно 
осуществляется через освоение основ 
сенсорной культуры. В дошкольном
возрасте  содержание программы 
представлено разделами: количество и 
счет, величина, форма, пространство, время.
Наряду с этими разделами появляются
новые моменты: деление целого на
части, измерение с помощью условной
мерки, понимание инвариантности, составление 
и решение простых и сложных 
арифметических задач, в ходе которых 
осваивается новый вид деятельности
– вычислительный.

Источник

Программа

Автор раздела

Цели и задачи раздела

Структура содержания раздела

Объём содержания, его оценка

Методы, приёмы, формы и средства

Диагностика достижений детей

Методическое обеспечение

«Программа воспитания и обучения в детском саду»

Н.А. Арапова-Пискарёва

Методические рекомендации подготовлены с учётом материалов научных исследований под руководством Л.А. Венгера, В.В. Давыдова

Формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Включает пять подразделов:

— Количество и счёт

— Величина

— Форма

-Ориентировка в пространстве

-Ориентировка во времени

Программа раздела составлена по возрастным группам, охватывает пять возрастных периодов, начиная с 1-ой младшей группы.

Содержание классическое:

-сравнение-счёт;

-уравнивание-измерение;

-комплектование-вычисление.

Исходным принципом построения раздела является системный подход, который позволяет обеспечить определенный уровень как общего развития ребенка, его познавательных интересов и творческих способностей, так и математического развития, которое предполагает усвоение дошкольником в соответствии с возрастными возможностями ряда представлений, понятий, отношений, закономерностей.

Наглядно-практические методы; игровые задания и упражнения.

Учебно-игровая деятельность

Диагностический журнал «Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» по всем возрастам. Так же в программе в конце раздела каждой возрастной группы дан перечень знаний, умений, навыков которыми могут овладеть дети к концу года изучения данного раздела

Арапова-Пискарёва Н.А. — «Формирование элементарных математических представлений в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2-7 лет»;

Поморёва Н.А., Позина В.А. – «Занятия по формированию элементарных математических представлений» для детей от 3-7 лет;

Л.С. Метлина – «Математика в детском саду»;

Денисова Д., Дорожин Ю. – «Математика для малышей» рабочие тетради для детей от 3-7 лет.

«Детство»

З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман – «Первые шаги в математику»

Развитие познавательных и творческих способностей детей, а так же логико-математической компетенции.

Задачи:

— способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей чисел и т.д.;

— стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в играх на преобразование, изменение объектов, использование условных знаков и схем, воссоздание и моделирование;

— развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи – занимательные, практические, игровые;

— учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.

Включает пять разделов:

— Свойства

-Отношения

-Числа

-Сохранение количества

-Последователь-ность действий (алгоритм)

Разработан для детей от 2-х до 7-ми лет.

По существу содержание раздела традиционно (сравнение-счёт, уравнивание-измерение, комплектование-вычисление), но имеет свои особенности: содержание предматемати-ческой подготовки детей обогащено элементами логики и математики.

Приимущественное использование наглядно-практических методов:

-игровые;

-экспери-ментирование;

-моделирова-ние;

-воссоздание;

-преобразова-ние;

-конструирова-ние.

Формы организации:

Индивидуально-творческая деятельность, творческая деятельность в малой подгруппе, учебно-игровая деятельность, игровой тренинг.

Средства: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, модели.

Обозначены три уровня освоения детьми представле-ний и соответствующих способов действий.

Основные показатели:

— освоенность ребёнком практическими действиями – сравнение, уравнивание, счёт, вычисление, измерение, классификация, сериация, видоизменение, преобразова-ние, комбинирова-ние, воссоздание.

— характер представлений детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, форме, расположению в пространстве.

-уровень речевого выражения способов практических действий, использование терминологии.

— степень самостоятельности и творческих проявлений ребёнка в ходе освоения и переноса математических знаний и умений в новых условиях.

Программа обеспечена пособиями: З.А.Михайлова «Математика от трех до семи», И.Н.Чеплашкина «Математика – это интересно. 2-3 года», И.Н.Чеплашкина «Математика – это интересно. 3-4 года», И.Н.Чеплашкина «Математика – это интересно. 4-5 лет», И.Н.Чеплашкина «Математика – это интересно. 5-6 лет», И.Н.Чеплашкина «Математика – это интересно. 6-7 лет», В.А.Носова «Логика и математика для дошкольников», А.А.Смоленцева «Математика для школы»

«Школа 2000…»

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Г.В. Дорофеева, Н.П. Холина — программа математического развития «Ступеньки»

Цель: всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Задачи:

-Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

-Увеличение объёма внимания и памяти;

-Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

-Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей;

-Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

-Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

-Формирование общеучебных умений и навыков.

Программа состоит из двух блоков.

Для детей от 3-х до 5-ти лет и для детей от 5-ти до 7-ми лет

Содержание раздела для детей от 3 до 5 лет:

-сравнение предметов и совокупностей;

-числа;

-величины;

-пространствен-но-временные представления.

Содержание раздела для детей от 5 до 7 лет:

-общие понятия;

-числа и операции над ними;

-пространствен-но-временные отношения;

-геометрические фигуры и величины.

Содержание классическое:

-сравнение-счёт;

-уравнивание-измерение;

-комплектование-вычисление.

Обогащено элементами логики и математики.

Работа с детьми ведётся на высоком уровне трудности. Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребёнка.

Знания в программе детям не даются в готовом виде, а постигаются ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Наглядно- практические методы, система дидактических игр:

-игровые задания и упражнения;

-эксперименти-рование;

-моделирова-ние

Формы организации:

-учебно-игровая деятельность;

-творческая деятельность в малой подгруппе.

В каждом блоке программы дан перечень основных умений, которые должны сформироваться у детей по окончании данного курса.

Обозначены два уровня освоения программным материалом:

А-планируемый минимум образования;

Б-желаемый уровень.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – «Игралочка» 1-2 ч. Методические рекомендации и рабочие тетради для работы с детьми от 3 до 5 лет;

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина – «Раз-ступенька, два-ступенька» 1-2 ч. Методические рекомендации и рабочие тетради для работы с детьми от 5 до 7 лет

«Радуга»

Е.В. Соловьёва

Цель: развитие интеллекта ребёнка и его творческих способностей.

Задачи:

-сформировать у детей математические представления, в том числе через такие понятия, как цвет, количество, размер;

-формировать начальные чертёжные навыки;

-развивать логическое мышление.

Включает следующие разделы:

— Количество и счёт

— Величина

— Форма

-Ориентировка в пространстве

-Ориентировка во времени

-Логика (вводится только в подготовительной группе

По содержанию обучение детей математике отличается от традиционного, большим объёмом знаний, особенно в старшем дошкольном возрасте. Со второй младшей группы осуществляется ранее обучение умственным операциям: классификация, сериация.

Используется нетрадиционная методика ознакомления с числом (число-персонаж).

В старшей и подготовительной группе задачи обучения представлены тремя уровнями:

1 – для всех детей

2- для более способных детей (уровень знаний повышается)

3-для одарённых детей.

Наглядно- практические методы:

-игровые задания и упражнения;

Форма организации:

-учебно-игровая деятельность;

-творческая деятельность.

Включение математики в различные продуктивные виды деятельности: трудовой, художественной, игровой.

«Математика и логика для дошкольников» — Е.В. Соловьёва

«Моя математика» развивающая книга для детей от 3-7 лет – Е.В. Соловьёва

«Арифметика в расскрассках» рабочая тетрадь для детей от 3-7 лет

«Геометрическая аппликация» рабочая тетрадь для детей от3-7 лет

«Развитие»

Поскольку в опубликованных изданиях программы обозначен весь авторский коллектив (под руководством Л.А. Венгера), нельзя определить кто является в ней автором математического раздела

Цель: развитие умственных и творческих способностей.

Задачи:

-формирование общей сенсорной способности, использование сенсорных эталонов;

-обучение детей выделению свойств предметов (величина, количество);

-развитие представлений о числе и количественных отношениях;

-развитие умения классификации, сериации;

-овладение действиями моделирования, использования условно-символических моделей

-формировать умение ориентироваться в пространстве и времени.

Младшая группа – цвет

-форма

-величина

Начиная со средней группы:

-количество и счёт

-величина

-форма

-пространствен-но-временные представления

Содержание по математическому развитию традиционно и в значительной степени заимствовано из программы начальной школы, но применяются не традиционные методы обучения – наглядное моделирование.

Занятия математикой вводятся со средней группы в небольшом объёме с целью создания предпосылок для усвоения начал математики в старшей группе и охватывает лишь дочисловой период обучения.

Начиная со старшей группы вводятся занятия по логике.

В младшей группе осуществляется сенсорное воспитание, занятия по математике устранены.

Наглядно- практические методы:

-игровые задания и упражнения;

Основной метод – наглядное моделирование.

(«Круги Эйлера», «Классификационное дерево»)

Форма организации:

-учебно-игровая деятельность;

-творческая деятельность в малой подгруппе.

Диагностические задания, карточки.

«Педагогическая диагностика по программе «Развитие» — Дьяченко О.М., Бардина Р.И.

«Логика. Математика. Конструирование и ИЗО.Сборник практического материала для ДОУ к программе «Развитие» — Жукова

Источник