Программа развития ребенка 8 вида
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида
Рассмотрено Утверждаю
на заседании МО Директор ГКОУ СКОШИ №2 VIIIв.
Протокол № 3 ————————-В. И. Воропаев.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Рисование
Класс: 2-а
Тип программы: адаптированная основная общеобразовательная программа
Количество часов: 34
Составитель: Мироманова С.И.
г. Улан-Удэ
2014-2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса обучение изобразительному искусству составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 класса под редакцией И.М. Бгажноковой, А. К. Аксеновой 2011г.
Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта. На уроках дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Основными задачами обучения являются:
-воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремление к познанию, доброжелательности и др.);
-воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;
-развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
-развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов названия предметов и явлений действительности с целью их изображения;
-формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности ( в рисовании, аппликации, лепке);
-воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
-формирование умения работать коллективно выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получении результата общей деятельности.
Программой предусмотрены следующие виды работ:
-рисование с натуры и по образцу, по памяти, по представлению и по воображению, рисование на заданные темы, декоративное рисование;
-лепка объемного и плоскостного изображения (рельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, по воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
-выполнение аппликации без фиксации изображений на изобразительной плоскости;
-проведение беседы с учащимися о содержании рассматриваемой репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного творчества.
Программа данного курса рассчитана на 1 часа в неделю, что составляет 34 часа в год и состоит из пяти разделов:
Подготовительный период обучения;
Обучение композиционной деятельности;
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию;
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи;
Обучение восприятию произведений искусства.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-элементарные сведения о работе художника, ее особенностях;
-основные требования к композиции изображения на листе бумаги;
-некоторые характерные признаки деревьев разных пород (березы, ели, сосны);
-речевой материал, изучавшийся в 1 и 2 классах.
Учащиеся должны уметь:
-рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях;
-рисовать предметы простой формы (с помощью опорных точек, по шаблону, от руки);
-изображать фигуру человека в лепке и в рисунке ( под руководством учителя и самостоятельно);
-рисовать деревья сразу кистью или фломастером, передавая отличительные признаки, учитывая строение;
-изображение дома городского типа и деревенского;
-передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на тему;
-выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритм повторения и чередованием формы или цвета;
-следовать предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, лепке, рисовании.
Учебный план по чтению 2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Форма контроля | |
теоретические | практические | ||||
1 (Iч) | Рисование с натуры овощей и фруктов. Беседа по картинам. | 1 | 1 | Индивидуальная | |
2 | Рисование с натуры разных видов грибов. | 1 | 1 | ||
3 | Рисование в полосе узора из листьев и ягод по образцу | 1 | 1 | Фронтальная | |
4 | Самостоятельное составление учащихся узора в полосе. | 1 | 1 | Фронтальная | |
5 | Рисование орнамента в квадрате | 1 | 1 | Индивидуальная | |
6 | Рисование в квадрате узора из веточек с листочками | 1 | 1 | Фронтальная | |
7 | Рисование на тему «Деревья осенью». Беседа по картинам. | 1 | 1 | Индивидуальная | |
8 | Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы | 1 | 1 | Фронтальная | |
9 | Декоративное рисование плаката | 1 | 1 | Фронтальная | |
1 (IIч) | Рисование орнамента по образцу | 1 | 1 | Индивидуальная | |
2 | Декоративное рисование орнамента в квадрате. Беседа по картинам. | 1 | 1 | Фронтальная | |
3 | Рисование в квадрате узора из веточек ели. | 1 | 1 | Фронтальная | |
4 | Рисование с натуры ветки ели. Беседа по картине | 1 | 1 | Индивидуальная | |
5 | Рисование с натуры праздничных флажков | 1 | 1 | Фронтальная | |
6 | Рисование с натуры елочных украшений | 1 | 1 | Фронтальная | |
7 | Рисование на тему «Ветка с елочными игрушками» | 1 | 1 | Индивидуальная | |
1 (IIIч) | Рисование узора из снежинок для шарфа | 1 | 1 | Индивидуальная | |
2 | Рисование на тему «Снежная баба» | 1 | 1 | индивидуальная | |
3 | Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины | 1 | 1 | Индивидуальная Фронтальная | |
4 | Рисование с натуры игрушки рыбки | 1 | 1 | Индивидуальная | |
5 | Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей» | 1 | 1 | Индивидуальная | |
6 | Рисование с натуры портфеля | 1 | 1 | Индивидуальная | |
7 | Рисование открытки к 23 февраля | 1 | 1 | Индивидуальная | |
8 | Декоративное рисование узора для косынки | 1 | 1 | Индивидуальная | |
9 | Рисование с натуры дорожного знака. Беседа по картине | 1 | 1 | Фронтальная Индивидуальная | |
10 | Рисование узора в круге(расписная тарелка) | 1 | 1 | Индивидуальная | |
11 | Рисование геометрических форм | 1 | 1 | Индивидуальная | |
1 (IVч) | Рисование в полосе узора из квадратов с чередующимися элементами | 1 | 1 | Индивидуальная | |
2 | Рисование на тему «Первый спутник» | 1 | 1 | Индивидуальная | |
3 | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала | 1 | 1 | Индивидуальная | |
4 | Рисование с натуры праздничного флажка | 1 | 1 | Индивидуальная | |
5 | Рисование на тему «9 мая» | 1 | 1 | Индивидуальная | |
6 | Рисование узора в полосе | 1 | 1 | Индивидуальная | |
7 | Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам | 1 | 1 | Индивидуальная Фронтальная |
Учебно – тематический план по рисованию 2 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
I. | Рисование с натуры | 13 |
II | Рисование по образцу | 2 |
III | Составление узора и орнамента | 8 |
VI | Декоративное рисование | 4 |
V | Рисование на тему | 6 |
VI | Рисование геометрических форм | 1 |
Итого: | 34 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- И.М. Бгажноковой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2011
- Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: Первое сентября, 2002.
- Грошенков И.А. Методическое пособие «Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы.
- Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Под ред. Ж.М. Глозман.- М.: Сфера, 2006.
Источник
________________ Каверин В.В.
Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 35 занятий за 1 год обучения (1 час в неделю). Каждая встреча рассчитана на 30 минут.
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:
— Этический кодекс психолога.
Перспективы.
— Сформированность положительных межличностных взаимоотношений между детьми, на основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
— Освоение навыков работы в коллективе.
— Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
— Социализация и адаптация в современном обществе.
— уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью степени включает4 основных блока:
— приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
— формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
— становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
— расширение словарного запаса.
2. Самопознание. Что я знаю о себе:
— формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;
— навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;
3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
— формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
— установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
— способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
4. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
— чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;
— понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости;
— формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и необходимости защищать себя;
-коррекция агрессивности обучающихся.
Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение, причинно-следственные отношения.
Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка достоинств. Уверенное и неуверенное поведение.
Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости. отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового давления и принятие собственного решения. формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.
Раздел программы
Тема урока
Дата
Кол-во час
Задачи
Домашнее задание
Наглядность и оборудование
Понятийный аспект
Знания и умения
Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий
Диагностика
08.09.17
1
1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы;
Развитие и коррекция познавательной сферы
Увеличение объема внимания и наблюдательности
1
1. Увеличение объема внимания учащихся;
2. коррекция внимания и развитие наблюдательности;
3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру
Выполнить упражнение «Кто больше увидит и запомнит»
Сюжетные картинки, поле расчерченное на клетки, «лабиринты», пуговицы
Внимание, наблюдательность
Уметь наблюдать и быть внимательным к окружающему
Увеличение уровня распределения внимания
1
1. Увеличение уровня распределения внимания;
2. коррекция избирательности внимания;
3. воспитание настойчивости и выдержки
Закрепить упражнение «Обратный счет»
Бумага, карандаши
Распределение внимания
Уметь выполнять два различных действия одновременно
Усиление концентрации и устойчивости внимания
1
1. Усиление концентрации и устойчивости внимания;
2. развитие умения регулировать свои действия;
3. воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости).
Упражнение «Выполни по образцу»
Образцы рисунков, бумага, карандаши, сюжетные картинки
Концентрация внимания, устойчивость
Уметь удерживать и концентрировать внимание, анализировать элементы картинки, находить отличия
Тренировка переключения внимания
1
1. Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность;
2. развитие адекватных представлений о своих возможностях;
3. формирование умения доводить начатое дело до конца.
Работа с красно-черной таблицей
Красно-черная таблица
Переключение внимания
Уметь переключать внимание и выполнять упражнение в соответствии с инструкцией
Развитие слуховой памяти
1
1. Обучение приемам запоминания;
2. развитие и коррекция слуховой памяти;
3. воспитание настойчивости и выдержки.
Запомнить «звуки леса»
Небольшой рассказ
Слуховая память
Уметь запоминать рассказ и отвечать на вопросы педагога по тексту
Развитие зрительной памяти
1
1. развитие и коррекция зрительного восприятия и памяти;
2. воспитание внимательного отношения к окружающему миру.
Ответить на вопрос «Зачем нам нужна зрительная память?»
Репродукция картины в жанре бытовой живописи
Зрительная память
Уметь запоминать и воспроизводить содержание картины
Развитие ассоциативной памяти
1
1. формирование полноты воспроизведения словесного материала;
2. воспитание личностных мотивов запоминания, умение обучающихся создавать установку на длительное запоминание.
Составить ассоциативный ряд для запоминания
Карточки с заданиями
Ассоциации
Уметь воспроизводить первоначальные слова по ассоциативному ряду
Развитие мыслительных навыков: классификация
1
1. Формирование мыслительных навыков: классификация.
Придумать несколько предметов, относящихся к одному классу
Карточки с объектами для классификации
Мышление, классификация
Уметь видеть главное, существенное для отнесения предмета к какому-либо виду
Развитие мыслительных навыков: обобщение
1
1. Формирование мыслительных навыков: обобщение;
2. коррекция тактильно-двигательного восприятия;
Найти общий признак объектов и дать обобщенное название
Карточки с заданиями
Мышление, обобщение
Уметь обобщать и делать выводы
Причинно-следственные отношения
1
1.Формирование способности понимать связи событий и строить последовательность причинно-следственных отношений.
Найдите причину заданных событий
Карточки с заданиями
Причина, следствие
Уметь находить понятия, которые находятся между собой в причинно-следственных отношениях
Самопознание. Что я знаю о себе
Зачем нужно знать себя?
1
1. развитие самодеятельности, активизация процесса познания себя и окружающего мира.
Выполнить рисунок «Я в лучах солнца»
Тетради, карандаши
Самопознание
Знать свои положительные и отрицательные качества
Мое тело
1
1. Закрепление знаний о своем теле.
Рассказ «Как должен выглядеть мальчик и как девочка»
Фотографии мальчиков и девочек
Тело, противоположности
Знать гендерные различия
Мой волшебный мир
1
1. развитие навыков самопознания.
Ответьте на вопрос «Какой Я?»
Карточки с различными качествами характера
Внутренний мир
Стремиться к самопознанию, иметь понятие о собственном «внутреннем» мире
Самоценность
1
1. Формирование понятия о самоценности собственного «Я».
Ответьте на вопросы
Тетради, карандаши, листы формата А 4
Самооценка
Уметь адекватно себя оценивать и принимать себя
Мои достижения
1
1. продолжение развития навыков самоанализа и самооценки.
Напишите, какие достоинства вы бы хотели приобрести
Листы с надписями «Продаю», «Покупаю»
Достоинства, недостатки
Уметь находить в себе достоинства и признавать свои недостатки
Буду делать хорошо и не буду плохо
1
1. воспитание умения прогнозировать собственную деятельность.
Подумайте, какие люди вам больше нравятся
Мяч, бланки с тестом, листы бумаги
Уверенность, неуверенность, сильная личность
Уметь регулировать свои действия
Развитие коммуникативных навыков. Я и другие
Взаимодействие
1
1. воспитание общительности, чуткости.
Повторить, что такое взаимодействие
Тетради, ручки, листочки для записей
Совместная работа, взаимодействие
Знать, что такое взаимодействие.
Как мы видим друг друга
1
1.воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки
Назовите положительные качества своего друга
Карточки с положительными и отрицательными качествами
Личностные качества
Уметь определять личностные качества свои и других людей
Дружба начинается с улыбки
1
1.Формирование наблюдательности и умения слушать другого.
Подумайте с какими людьми вам нравится общаться
Тетради для записей, бланк теста «Умеешь ли ты слушать?»
Умение слушать, умение слышать
Уметь слушать другого, понимать необходимость жить в согласии с собой и другими
Разговор взглядов. Пойми меня
1
1. коррекция форм общения, обогащение его содержания;
Подумайте, какие у вас существуют трудности в общении
Бланки с пословицами для каждого обучающегося
Понимание
Уметь понять другого, уметь по выражению лица, по позе, по глазам определять чувства другого
Умеем ли мы вежливо общаться?
1
1. Дать обучающимся определение понятия «вежливость»;
Проанализируйте, часто ли вы бываете вежливы
Тетради с записями
Вежливость
Знать определение понятия «вежливость», быть вежливым по отношению к другим
Поведение в общественных местах
1
1.Формирование положительного отношения к общепринятым нормам поведения;
Повторить правила этикета
Атрибуты для игры «День рождения», карточки с названием ролей
Этикет, правила поведения
Знать основные правила этикета
Урок мудрости (уважение к старшим)
1
1. развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения, особенностям диалогической речи;
Придумайте тему беседы и побеседуйте с другом
Карточки с заданиями по культуре беседы
Беседа, диалог
Знать, что такое беседа, уметь вести беседу
Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции
1
1. коррекция и развитие эмоционально-чувственной сферы подростков;
Закрепить основные понятия
Пиктограммы с изображением различных эмоций
Чувства, эмоции
Узнавать внешние эмоциональные проявления
Чувства и поступки
1
1. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки
Подготовить рассказ «Как я злюсь»
Тетради, ручки, цветные карандаши, бумага формата А
Агрессия, обида, выражение
Уметь приемлемым способом выражать эмоции и чувства
Стресс
1
1. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния.
Понаблюдать за сменой настроения (от чего зависит)
Тетрадь для записей, ручка
Настроение, эмоциональное состояние
Уметь распознавать собственные эмоциональные состояния
Почему некоторые привычки бывают вредными
1
1. развитие представлений обопасности вредных привычек, определение характера и методов борьбы с опасностью.
Попробуйте избавиться от вредных привычек
Тетради, ручки, ватман, маркер
Вредная привычка, соблазн, зависимость
Иметь представления о вредных привычках, зависимостях, об опасностях вредных привычек, уметь противостоять соблазну
Умей выбирать
1
1. Формирование представлений об ответственности и доверии.
Ответить на вопрос: «Легко ли быть ответственным?»
Тетрадь для записей, ручка
Ответственность, доверие
Знать, что такое ответственность, уметь отвечать за свои поступки
Источник