Программа развития ребенка 7 класс с умственной отсталостью

Программа развития ребенка 7 класс с умственной отсталостью thumbnail

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа № 90

______________  В.В.Волосков

город Москва, Северный административный округ

__________________________________________________________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №90 имени Героя Советского Союза Е.Г. Ларикова»

__________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Ступень обучения (класс)         7 «п»

Количество часов:    1 час  в неделю

Составитель (ли):   учитель   Батурова Т.Н.

   Программа составлена на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136 с.

Пояснительная записка

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является коррекционным курсом занятий.  

Цель программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» — максимальная коррекция, имеющихся у учащихся недостатков развития.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

— развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства и времени.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел «Тактильно-двигательное восприятие». Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно  затруднено. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.

Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.

Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и низкий уровень развития познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».

Работа над разделом «Восприятие пространства и времени» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затруднения, вызванные недостаточной сформированностью пространственно-временной ориентировки, проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения отмечены как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях. Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы,   лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся данной категории недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности. Сенсорное развитие осуществляется параллельно с психомоторным развитием, являясь неотъемлемой его частью.

Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ)

2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Школа №90».

Данная рабочая программа по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов»  для 7 «п» класса составлена на основе:

Читайте также:  Предпосылками психологического развития ребенка являются

 Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136 с.

Согласно учебному плану ОУ количество часов курса коррекционных занятий  «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составляет 1 час в неделю.

Содержание  программы курса

 «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Раздел

Кол-во

часов

Краткое содержание раздела

Определение уровня развития сенсорных процессов

Диагностика детей с целью дальнейшего психологического анализа психофизической сферы обучающихся.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Совершенствование точности мелких движений рук.

Тактильно-двигательное восприятие.

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам. Игры с мелкой мозаикой, паззлами, передвижными головоломками.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Игры на выполнение воображаемых действий.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов.

Цветовой спектр. Смешение цветов.

Развитие зрительного восприятия.

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Назови по памяти», гимнастика для глаз.

Восприятие пространства и времени.

Ориентировка на листе бумаги разного формата и по-разному расположенного.

Ориентирование на улице. Цикличность: год, неделя.

25 ч.

Оценка результатов достижений

     Результаты достижений обучающихся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальных нарушений  производятся по триместрам безоценочно и предполагают три уровня освоения программы:

• Материал усвоен;

• Частично усвоен;

• Не усвоен.

Предполагаемые предметные результаты:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

— ориентироваться на сенсорные эталоны;

— узнавать предметы по заданным признакам;

— сравнивать предметы по внешним признакам;

— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

— составлять  ряды предметов и их изображений по разным признакам;

 практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

— давать полное описание объектов и явлений;

— различать противоположно направленные действия и явления;

— видеть временные рамки своей деятельности;

— определять последовательность событий;

— ориентироваться в пространстве;

— целенаправленно выполнять действия по инструкции;

— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

— опосредовать свою деятельность речью.

     Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.

Учебно — методическое обеспечение курса.

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество.- Москва, изд-во «Просвещение».
  2. Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – Москва-Воронеж.
  3. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.
  4. Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М..
  5. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга – М.
  6. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.
  7. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М.
  8. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.
  9. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары.
  10. Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
  11. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
  12. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл».
  13. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.
  14. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М.
  15. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет – М., ТЦ «Сфера».
  16. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ.

Календарно-тематическое планирование курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

дата

тема

    Кинестетические пробы.

      Определение пространственных направлений.

        Д/и «Что изменилось?»

          Конструирование изображения из плоскостных деталей.

            Определение на ощупь заданных сенсорных эталонов предмета (величина, форма).

              Нахождение нелепиц на картинках.

                Д/и «Лабиринт».

                  Тренировка зрительной памяти. Д/и «Нарисуй по памяти».

                    Нахождение  изображений  предметов по наложенным картинкам.

                      Д/и «Узнай по описанию».

                        Сравнение предметных (сюжетных) картинок.

                          Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа.

                            Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале.

                              Упражнения на выполнение штриховки и обведение предметов по контуру.

                                Целостность восприятия. Д/и «Дорисуй».

                                  Серия сюжетных картинок.

                                    Игры на внимание. Д/и  “Чего не хватает?»

                                      Пальчиковые игры.

                                        Временные представления. Неделя, месяц, год.

                                          Ориентировка в пространстве относительно себя.

                                            Тактильные ощущения. Определение поверхности предметов на ощупь.

                                              Согласованность  движений при выполнении задания двумя руками.

                                                Глазодвигательная координация. Шнуровка.

                                                  Обобщающие упражнения на активизацию ВПФ.

                                                    Обобщение ранее приобретенных навыков.

                                                    Источник

                                                    ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

                                                    школа-интернат №5 »

                                                    для обучающихся 5,7, классов

                                                    с умеренной умственной отсталостью.

                                                    Коррекционно — развивающие занятия.

                                                    Пояснительная записка.

                                                    Цель, решаемая при реализации программы: коррекция и развитие познавательной сферы учащихся.

                                                    Основные задачи реализации программы: 

                                                    — психологическое изучение готовности ребенка к школе;

                                                    — создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школе;

                                                    — развитие интеллектуальных способностей (мышление);

                                                    — развитие памяти, внимания, воображения;

                                                    — развитие познавательной активности;

                                                    — развитие мелкой и крупной моторики;

                                                    — сформировать внутреннюю позицию школьника.

                                                    Создание в классе условий для построения системы учебного сотрудничества – достигается через применения в групповой работе разнокачественных заданий для совместной деятельности и рефлексии ее результатов.

                                                    Читайте также:  Условия развития ребенка инвалида в доу

                                                    Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью.

                                                    Одной из важных задач, стоящих перед специальной (коррекционной) школой VIII вида, является социальная адаптация учащихся. Эта задача может быть решена только при условии формирования у детей навыков социального взаимодействия, прежде всего, общения. Полноценная социальная адаптация человека возможна при развитом  умении использовать свою речь, правильно воспринимать чужую, жить и работать в коллективе, вступать с людьми в личные и деловые отношения. Социальная адаптация развивающейся личности невозможна без общения и взаимодействия.

                                                    У детей с умеренной умственной отсталостью неизбежно возникают трудности в процессе социализации, во многом это связано с недостаточной сформированностью навыков общения, речевым развитием. Представления об окружающем мире у таких детей ограничены, интересы, потребности и мотивы характеризуются примитивностьюВ связи с тем, что развитие коммуникативных навыков является одним из условий психического развития и успешной социализации ребенка с умственной отсталостью возникает необходимость внедрения в коррекционно-развивающий процесс инновационных методов и технологий, существенно повышающих результативность работы педагогов.

                                                    Одним из важнейших направлений работы с детьми данной категории является развитие познавательной сферы. Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.

                                                     Представленные упражнения  используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.

                                                    Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.

                                                    Формы организации образовательного процесса:

                                                    Основными формами и методами обучения является игры (сюжетно-ролевые дидактические, театрализованные, подвижные игры) и беседы. Ведущее место занимают практические и наглядные методы работы. Они развивают познавательную деятельность ребенка, помогают лучше усваивать учебный материал.

                                                    В основу содержания программы три основных принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будет овладевать обучающийся

                                                    Работа на коррекционно-развивающих занятиях включает в себя следующие виды работы:

                                                        • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

                                                    • рассматривание наглядных пособий,

                                                        • чтение стихов, сказок, рассказов, проговаривание скороговорок;

                                                        • прослушивание песен и стихов;

                                                        • организация подвижных игр;

                                                    Место учебного предмета в учебном плане.

                                                    На предмет «Коррекционно-развивающие занятия » в учебном плане отводится: в пятом классе – 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, в седьмом классе- 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

                                                    Содержание учебно-тематического плана 5 класс.

                                                    11

                                                    4

                                                    Мышление.

                                                    Развитие универсальных мыслительных операций. Игры и упражнения «Восстанови слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру», «Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Найди слова», «Вставь по аналогии» и др.

                                                    10

                                                    5

                                                    Связная речь.

                                                    Развитию связной разговорной речи. Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

                                                    Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом, проговаривание скороговорок

                                                    11

                                                    6

                                                    Повторение пройденного материала.

                                                    Диагностическая работа.

                                                    4

                                                    4

                                                    7

                                                    Итого за год

                                                    68

                                                    Планируемые предметные результаты обучения к концу 5 класса:

                                                    Учащиеся должны уметь:

                                                    — слушать и понимать обращенную к ним речь;

                                                    — действовать в соответствии с условиями игры;

                                                    — соотносить реальные предметы с их графическим изображением;

                                                    — соотносить величину: большой – маленький, длинный – короткий, толстый – тонкий,

                                                    высокий – низкий;

                                                    — выполнять простейшие подражательные движения ( попрыгать как обезьяна, ходит как медведь, помахать

                                                    руками как птичка крыльями);

                                                    — выполнять простейшие действия с атрибутами игры;

                                                    — различать и называть четыре цвета: красный, синий, желтый, зеленый;

                                                    — правильно раскрашивать с соблюдением контура;

                                                    — пользоваться приемами лепки: раскатывание прямыми движениями ладоней (палочки),

                                                    раскатывание кругообразными движениями ладоней (шарики), сплющивание (блины),

                                                    — правильно захватывать разные по величине предметы одной и двумя руками, передавать

                                                    предметы друг другу;

                                                    — рисовать графические узоры.

                                                    Знать:

                                                    — правила поведения со взрослыми и сверстниками;

                                                    — несколько чистоговорок.

                                                    Календарно-тематическое планирование занятий.

                                                    5 класс

                                                    06.09.2018

                                                    13.09.2018

                                                      Развитие внимания на уроках математики.

                                                      2

                                                      13.09.2018

                                                      17.09.2018

                                                        Развитие связной речи.

                                                        2

                                                        20.09.2018

                                                        24.09.2018

                                                          Дисграфические ошибки на уроках письма и работа

                                                          над ними.

                                                          2

                                                          27.09.2018 01.10.2018

                                                            Рисование графических узоров

                                                            2

                                                            04.10.2018 08.10.2018

                                                              Развитие памяти.

                                                              2

                                                              11.10.2018 15.10.2018

                                                                Математические игры.

                                                                1

                                                                18.10.2018

                                                                  Повторение пройденного материала.

                                                                  2

                                                                  22.10.2018

                                                                  25.10.2018

                                                                  2 четверть.

                                                                    Развитие мелкой моторики.

                                                                    2

                                                                    08.11.2018 12.11.2018

                                                                      Развитие мелкой моторики.

                                                                      2

                                                                      15.11.2018 19.11.2018

                                                                        Развитие памяти.

                                                                        Развитие внимания и памяти.

                                                                        2

                                                                        22.11.2018 26.11.2018

                                                                          Развитие внимания.

                                                                          2

                                                                          29.11.2018 03.12.2018

                                                                            Развитие мышления.

                                                                            2

                                                                            06.12.2018 10.12.2018

                                                                              Развитие связной речи. Составь рассказ по картине.

                                                                              3

                                                                              13.12.2018

                                                                              17.12.2018

                                                                              20.12.2018

                                                                                Диагностическая работа.

                                                                                2

                                                                                24.12.2018

                                                                                27.12.2018

                                                                                3 четверть.

                                                                                  Развитие мелкой моторики на уроках письма и развития речи.

                                                                                  2

                                                                                  10.01.2019

                                                                                  14.01.2019

                                                                                    Рисование графических узоров

                                                                                    2

                                                                                    17.01.2019

                                                                                    21.01.2019

                                                                                      Развитие памяти: «Последовательность», «Запомни цифру».

                                                                                      2

                                                                                      24.01.2019

                                                                                      28.01.2019

                                                                                        Развитие мышления «Кто лишний», «Найди лишнее слово».

                                                                                        Читайте также:  Дидактический материал для развития ребенка 2 лет

                                                                                        2

                                                                                        31.01.2019

                                                                                        04.02.2019

                                                                                          Развитие быстроты реакции.

                                                                                          2

                                                                                          07.02.2019

                                                                                          11.02.2019

                                                                                            Развитие связной речи.

                                                                                            2

                                                                                            14.02.2019

                                                                                            18.02.2019

                                                                                              Развитие мелкой моторики

                                                                                              2

                                                                                              21.02.2019

                                                                                              25.02.2019

                                                                                                Развитие внимания на уроках математики.

                                                                                                2

                                                                                                28.02.2019

                                                                                                04.03.2019

                                                                                                  Развитие внимания и памяти.

                                                                                                  3

                                                                                                  07.03.2019

                                                                                                  11.03.2019

                                                                                                  14.03.2019

                                                                                                  Повторение и закрепление пройденного материала.

                                                                                                  2

                                                                                                  18.03.2019

                                                                                                  21.03.2019

                                                                                                    4 четверть.

                                                                                                      Развитие связной речи. Составь рассказ по картине.

                                                                                                      2

                                                                                                      01.04.2019

                                                                                                      04.04.2019

                                                                                                        Графические узоры.

                                                                                                        2

                                                                                                        08.04.2019

                                                                                                        11.04.2019

                                                                                                          Развитие внимания:«Найди отличия», «Подбери фигуру».

                                                                                                          2

                                                                                                          15.04.2019

                                                                                                          18.04.2019

                                                                                                            Развитие быстроты реакции.

                                                                                                            2

                                                                                                            22.04.2019

                                                                                                            25.04.2019

                                                                                                              Развитие памяти.

                                                                                                              2

                                                                                                              29.04.2019

                                                                                                              02.05.2019

                                                                                                                Графические узоры.

                                                                                                                2

                                                                                                                06.05.2019

                                                                                                                13.05.2019

                                                                                                                  Развитие связной речи. Составь рассказ по картинкам.

                                                                                                                  1

                                                                                                                  16.05.2019

                                                                                                                    Диагностическая работа.

                                                                                                                    2

                                                                                                                    20.05.2019

                                                                                                                    23.05.2019

                                                                                                                      Всего:

                                                                                                                      68

                                                                                                                      Содержание учебно-тематического плана 7 класс.

                                                                                                                      11

                                                                                                                      4

                                                                                                                      Мышление.

                                                                                                                      Развитие универсальных мыслительных операций. Игры и упражнения «Восстанови слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру», «Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Найди слова», «Вставь по аналогии» и др.

                                                                                                                      10

                                                                                                                      5

                                                                                                                      Связная речь.

                                                                                                                      Развитию связной разговорной речи. Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

                                                                                                                      Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом, проговаривание скороговорок

                                                                                                                      11

                                                                                                                      6

                                                                                                                      Повторение пройденного материала.

                                                                                                                      Диагностическая работа.

                                                                                                                      4

                                                                                                                      4

                                                                                                                      Итого за год

                                                                                                                      68

                                                                                                                      Учащиеся должны уметь:

                                                                                                                      — слушать и понимать обращенную к ним речь;

                                                                                                                      — действовать в соответствии с условиями игры;

                                                                                                                      -выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук, ловкости рук, уметь брать, держать, перекладывать предметы разных размеров.

                                                                                                                      -рисовать по клеточкам, рисование («нетрадиционное», «штрих», «Нарисуй такую же фигуру», и др.), игры с пальчиками, игры со спичками и палочками, игры с крупами, аппликация, лепка, упражнения из практической жизни.

                                                                                                                      — рисовать графические узоры;

                                                                                                                      — делать постройки из детских наборов строительного материала.

                                                                                                                      — соотносить реальные предметы с их графическим изображением;

                                                                                                                      — соотносить величину;

                                                                                                                      — выполнять подражательные движения ( лисы, зайца, медведя и т.д.)

                                                                                                                      — выполнять простейшие действия с атрибутами игры;

                                                                                                                      — различать и называть цвета;

                                                                                                                      — пользоваться приемами лепки;

                                                                                                                      — правильно раскрашивать с соблюдением контура.

                                                                                                                      Знать:

                                                                                                                      — правила поведения со взрослыми и сверстниками;

                                                                                                                      — несколько чистоговорок.

                                                                                                                      Календарно-тематическое планирование занятий.

                                                                                                                      7 класс

                                                                                                                      06.09.2018

                                                                                                                      10.09.2018

                                                                                                                      3

                                                                                                                      Развитие внимания на уроках письма.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      13.09.2018

                                                                                                                      17.09.2018

                                                                                                                      4

                                                                                                                      Развитие связной речи.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      20.09.2018

                                                                                                                      24.09.2018

                                                                                                                      5

                                                                                                                      Дисграфические ошибки на уроках письма и работа над ними.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      27.09.2018 01.10.2018

                                                                                                                      6

                                                                                                                      Рисование графических узоров

                                                                                                                      2

                                                                                                                      04.10.2018

                                                                                                                      08.10.2018

                                                                                                                      7

                                                                                                                      Развитие памяти.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      11.10.2018

                                                                                                                      15.10.2018

                                                                                                                      8

                                                                                                                      Математические игры.

                                                                                                                      1

                                                                                                                      18.10.2018

                                                                                                                      9

                                                                                                                      Повторение пройденного материала.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      22.10.2018

                                                                                                                      25.10.2018

                                                                                                                      2 четверть.

                                                                                                                      10

                                                                                                                      Развитие мелкой моторики.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      08.11.2018

                                                                                                                      12.11.2018

                                                                                                                      11

                                                                                                                      Развитие мелкой моторики.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      15.11.2018

                                                                                                                      19.11.2018

                                                                                                                      12

                                                                                                                      Развитие памяти.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      22.11.2018

                                                                                                                      26.11.2018

                                                                                                                      13

                                                                                                                      Развитие внимания.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      29.11.2018

                                                                                                                      03.12.2018

                                                                                                                      14

                                                                                                                      Развитие мышления.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      06.12.2018

                                                                                                                      10.12.2018

                                                                                                                      15

                                                                                                                      Развитие связной речи. Составь рассказ по картине.

                                                                                                                      3

                                                                                                                      13.12.2018

                                                                                                                      17.12.2018

                                                                                                                      20.12.2018

                                                                                                                      16

                                                                                                                      Рисование графических узоров

                                                                                                                      2

                                                                                                                      24.12.2018

                                                                                                                      27.12.2018

                                                                                                                      17

                                                                                                                      Диагностическая работа.

                                                                                                                      3 четверть.

                                                                                                                      18

                                                                                                                      Развитие мелкой моторики на уроках письма и развития речи.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      10.01.2019

                                                                                                                      14.01.2019

                                                                                                                      19

                                                                                                                      Рисование графических узоров

                                                                                                                      2

                                                                                                                      17.01.2019

                                                                                                                      21.01.2019

                                                                                                                      20

                                                                                                                      Развитие памяти: «Составь такую же фигуру». «Восстанови слова».

                                                                                                                      2

                                                                                                                      24.01.2019

                                                                                                                      28.01.2019

                                                                                                                      21

                                                                                                                      Развитие мышления «Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Вставь знаки».

                                                                                                                      2

                                                                                                                      31.01.2019

                                                                                                                      04.02.2019

                                                                                                                      22

                                                                                                                      Развитие быстроты реакции.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      07.02.2019

                                                                                                                      11.02.2019

                                                                                                                      23

                                                                                                                      Развитие связной речи.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      14.02.2019

                                                                                                                      18.02.2019

                                                                                                                      24

                                                                                                                      Развитие мелкой моторики

                                                                                                                      2

                                                                                                                      21.02.2019

                                                                                                                      25.02.2019

                                                                                                                      25

                                                                                                                      Развитие мышления на уроках математики

                                                                                                                      2

                                                                                                                      28.02.2019

                                                                                                                      04.03.2019

                                                                                                                      26

                                                                                                                      Графические узоры.

                                                                                                                      3

                                                                                                                      07.03.2019

                                                                                                                      11.03.2019

                                                                                                                      14.03.2019

                                                                                                                      27

                                                                                                                      Развитие мелкой моторики.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      18.03.2019

                                                                                                                      21.03.2019

                                                                                                                      28

                                                                                                                      Повторение и закрепление пройденного материала.

                                                                                                                      4 четверть.

                                                                                                                      29

                                                                                                                      Развитие связной речи. Составь рассказ по картине.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      01.04.2019

                                                                                                                      04.04.2019

                                                                                                                      30

                                                                                                                      Графические узоры.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      08.04.2019

                                                                                                                      11.04.2019

                                                                                                                      31

                                                                                                                      Развитие внимания «Найди лишнее слово», «Найди отличия».

                                                                                                                      2

                                                                                                                      15.04.2019

                                                                                                                      18.04.2019

                                                                                                                      32

                                                                                                                      Развитие быстроты реакции.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      22.04.2019

                                                                                                                      25.04.2019

                                                                                                                      33

                                                                                                                      Развитие памяти: «Составь такую же фигуру». «Восстанови слова».

                                                                                                                      2

                                                                                                                      29.04.2019

                                                                                                                      02.05.2019

                                                                                                                      34

                                                                                                                      Графические узоры.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      06.05.2019

                                                                                                                      13.05.2019

                                                                                                                      35

                                                                                                                      Развитие связной речи. Составь рассказ по картинкам.

                                                                                                                      1

                                                                                                                      16.05.2019

                                                                                                                      36

                                                                                                                      Повторение пройденного материала.

                                                                                                                      2

                                                                                                                      20.05.2019

                                                                                                                      23.05.2019

                                                                                                                      37

                                                                                                                      Диагностическая работа.

                                                                                                                      38

                                                                                                                      Всего:

                                                                                                                      68

                                                                                                                      Учебно-методическое обеспечение:

                                                                                                                      1. Выдриной Н.Н. «Развитие эмоционально- волевой сферы средствами арт-терапии», Локаловой Н.П.  «120 уроков психологического развития младших школьников», «Четыре путешествия» Л.М. Новиковой, И.В. Самойловой.

                                                                                                                      2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения умственно-отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с.

                                                                                                                      3. Новоторцева. Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

                                                                                                                      4. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 184с.

                                                                                                                      5. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

                                                                                                                      6. Развивающие задания: 1 класс / сост. Е.В.Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

                                                                                                                      7. Развивающие задания: 2 класс / сост. Е.В.Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

                                                                                                                      Материально-техническое оснащение образовательного процесса:

                                                                                                                      1. Карточки для развития памяти, внимания, мышления.

                                                                                                                      2. Счетные палочки.

                                                                                                                      3.Раздаточный материал(Яблоки, апельсины, ананасы, животные, мебель, рыбы и т.д.)

                                                                                                                      4.Раздаточный геометрический материал (Кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники).

                                                                                                                      5.Трафареты по обводке контуров разной тематики «Животные», «Фрукты», «Овощи», «Инструменты», «Птицы» и др.

                                                                                                                      6.Наборы мелков, карандашей.

                                                                                                                      7.Массажеры для пальчиков.

                                                                                                                      Источник