Программа развития психического развития ребенка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детства и юношества
«Планета детства»
города Александров Владимирской области
Утверждаю_____________________________
Директор МБОУ ДОД ДДЮ «Планета детства»
Артамонова Н.В
« » ———— 2011 г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
«Познай себя»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 5-6 лет
Разработана:
педагогом- психологом
первой квалификационной категории,
Терешкевич Оксана Валерьевна
Пояснительная записка
Программа развития психических процессов у дошкольников «Познай себя» разработана в соответствии с новыми подходами в образовании. Единые образовательные стандарты предполагают, что моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для развития способностей каждого ребёнка. Это может быть и работа с одарёнными детьми, и со способными детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их возможностей. Программа «Познай себя» призвана начать эту работу с детьми дошкольного возраста. Она предназначена для детей 5-6 лет и задаётся целью эмоционально-познавательного развития личности ребёнка. Занятия направлены на развитие у детей определённых личностных качеств и различных психических функций, которые создают основу для успешного развития дошкольника.
Отечественные и зарубежные психологи считают, что возраст 5 лет, является наиболее успешным для обучения и сензитивным для развития всех сторон психической деятельности ребёнка. Самой продуктивной формой обучения в данном возрастном периоде является игра, поэтому реализация программы «Познай себя» осуществляется на основе погружения в игровое пространство. Доказано, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребёнок учится и приобретает умения без особого над собой усилия. Условия игры сами диктуют ребёнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно принимает и учиться с явной заинтересованностью. Знания, поданные в готовом виде, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают его. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, потому что в ней он может проявить себя, реализовать свой творческий потенциал и перенести приобретённые умения в другие условия. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Это и есть результат осуществления одного из направлений развития образования в настоящем времени.
Программа «Познай себя» модифицированная.
Цель: Создание условий для развития психических процессов у дошкольников средствами развивающей игровой деятельности.
Задачи:
- Развитие психических процессов;
- Формирование у детей потребности в познании и саморазвитии;
- Содействие проявлению эмоционально- волевых качеств личности;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Воспитание самоконтроля, организованности и самодисциплины.
Программа рассчитана на один год обучения в объёме 72 часов. Занятия проводятся в группе от 10 до 12 человек два раза в неделю по 25 минут.
Предполагаемый результат:
Дети должны:
- Проявлять интерес к познанию и самопознанию
- Устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)
- Иметь представление об окружающем по темам ( человек, транспорт, посуда, животные и т. д)
- Запоминать стихотворение в 8 строчек, цепочку из 6 предметов
- Проявлять логическое мышление
- Уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений
- Уметь понимать и передавать свои чувства
Мониторинг осуществляется:
— наблюдением
— диагностическими мероприятиями
— участием в конкурсах
Занятия проходят в форме игры-задачи, путешествия, виртуальной экскурсии, похода, викторины и т.п.
Структура занятий:
- Проверка знаний, полученных раннее.
- Знакомство с новым материалом (дидактические игры, раздаточный игровой материал, словесные игры и т.д.)
- Подвижная игра
- Индивидуальная работа ( по индивидуальным траекториям развития)
- Закрепление пройденного ( работа в группах, парах, коллективно)
- Рефлексия.
Учебно-тематический план программы
«Познай себя»
№ | Раздел. Тема | Количество часов |
«Давайте знакомиться» | ||
1 | «Здравствуйте. Я …» | 2 |
2 | « Вместе мы одна семья. Я и моё имя» | 4 |
3 | «Будем дружить» | 2 |
4 | «Игра – труд или развлечение» | 2 |
5 | «Ученье – свет, а не ученье тьма» | 2 |
6 | «Когда всем весело, а одному грустно» Лестница успеха и линейка достижений. | 2 |
7 | «Волшебные слова». Волевые усилия. Полезные привычки. | 4 |
«Секреты успеха» | ||
8 | Введение в тему. Организация рабочего места. Распределение времени и самоконтроль. | 1 |
9 | «Я умею, я могу» ( игры на волевые усилия и качества) | 6 |
10 | «Говорю, а значит – думаю» (мышление и речь) | 6 |
11 | «Слышать и слушать» (восприятие и ощущение) | 4 |
12 | «Внимание – внимание!» | 6 |
13 | «Помним, знаем» ( память) | 6 |
«Успех на занятиях» | ||
14 | Эффективная работа | 1 |
15 | Обобщение. Карта памяти «Секреты успешной учебы» | 1 |
Социально-психологическая адаптация | ||
16 | Наши чувства и действия. | 1 |
17 | Зачем человеку чувство стыда? | 1 |
18 | Учимся честно говорить о проступке. | 1 |
19 | Почему трудно признать свою вину? | 1 |
20 | Детские жалобы. | 1 |
21 | Учимся справляться с чувством протеста | 1 |
22 | Учимся справляться с чувством обиды. | 1 |
23 | Мама – надёжный защитник. | 1 |
24 | Когда опасен гнев? | 1 |
25 | Всегда ли мы поступаем правильно? | 1 |
26 | Можно ли справиться со злом? | 1 |
«Секреты хорошего отдыха» | ||
27 | Ценность общения. Умение общаться в группе. | 1 |
28 | Внутригрупповое общение, обогащение словарного запаса. | 1 |
29 | Межличностное общение. Развитие тактильной памяти. | 1 |
30 | Общение в группе, обогащение словарного запаса. | 1 |
31 | Наблюдательность, внимание, произвольность. | 1 |
32 | Развитие внимания, логического мышления, эмоциональной компетенции. | 1 |
33 | Развитие навыков логического и творческого мышления, самоконтроля. | 1 |
34 35 | Развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации; создание положительного настроя, развитие эмоциональной компетенции на этапе завершения занятий. Праздник достижений. | 1 2 |
Всего: | 72 |
Литература
Агафонова И.Н.Программа «Я И МЫ» Уроки общения для детей 6-10 лет.- СПб ГУПМ, 2003.
Алябьева Е.А. Коррекционно — развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.
–М.: ТЦ Сфера, 2002.
ВыготскийЛ.С.Психология.-М.:Апрель-Пресс,2000
Дарвиш.О.Б.Возрастная психология.М.: Владос-Пресс, 2004
Дьяченко О.М. Булычева А.И. и др. Психолог в детском дошкольном учреждении. М.: Новая школа,1996.
Изард К.Э.Психология эмоций.СПб.,1999.
Инхельдер Б Пиаже Ж. Психология ребенка СПб 2003.
Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПб.: Речь, 2003.
Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж Клиническая психиатрия. В 2-х томах т.2-М: Медицина 1994, с
Лендрет Г.Л.Игровая терапия: искусство отношений/пер.с англ.-М.:Международная педагогическая академия,1994.
Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожнымии, аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
Михайленко Н.Я Игра с правилами в дошкольном возрасте. Руководство практического психолога. Екатеринбург: деловая книга, 1999.
Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: «Плейт», 2004.
РоджерсК. Растущая сила наук о поведении человека. В кн. Взгляд на психотерапию. Становление человека : пер с англ М.: Издательская группа «Прогресс-Универс»,1994
Психолог в детском саду № 2 1999Ежеквартальный научно-практический журнал (соредакторы Колесников В.Г., Лидерс А.Г.)
Симановский А. Развитие творческого воображения М.: «Дрофа», 2001
Тихомирова Л. Развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Яр,: «Просвещение» 2006
Фесюкова Л От трёх до семи. М.: «Арт-издат» ,2008
Источник
Модель создания индивидуальной психологической программы развития ребенка
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее фундаментальные личностные образования – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. Следовательно, в раннем детстве необходим контроль за психическим развитием ребенка для выявления отклонений в развитии, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. И чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком по устранению первичных нарушений в интеллектуальной сфере, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большой пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.
Одним из значимых показателей состояния и динамики психического здоровья детей раннего возраста являются результаты диагностики умственного развития. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка – пластичностью, т.е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.
Значению своевременной коррекционной работы уделено много внимание в трудах Л.С. Выгодского. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируется более быстро и, особенно ценно, имеет высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться подобной полноценности практически невозможно.
Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции отклонений от нормы в развитии ребенка.
Важно определить не только актуальный уровень развития ребенка, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития. Это помогает грамотно составить индивидуальную программу коррекционного обучения и профилактического воздействия для каждого ребенка.
Исходным положением коррекционно-педагогической работы является принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях дошкольного учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей, нуждающихся в такой помощи, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Основными целями коррекции психического развития ребенка могут быть:
— профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития;
— коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка.
Индивидуальная программа развития ребенка может решать задачи следующего характера:
— развивать психические функции познавательного процесса (внимание, восприятие, мышление и т.д.);
— стабилизировать эмоциональную сферу ребенка и снизить частоту проявления негативных поведенческих реакций и т.д.
Программа индивидуального развития утверждается на педсовете МБУ. Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.
Индивидуальная профилактическая программа
Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов и педагогов. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие педагогом.
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка:
1. Предварительный этап работы – сбор информации о ребенке.
2. Диагностический этап — изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определение его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.
3. Коррекционно-развивающий этап — улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Индивидуальная программа развития ребёнка может включает следующие блоки: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и профилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Цель педагогического сопровождения — обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, навыков самообслуживания, социальной адаптации.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:
изучение документов, личных дел;
знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
изучение социума ребенка;
диагностические исследования.
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка
Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
Цель коррекционно-развивающего этапа: — улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
Динамика работы
Выявление актуальных проблем в развитии ребенка.
2. Разработка путей поддержки и коррекции.
3. Составление индивидуальной программы сопровождения.
4. Реализация намеченной программы.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Главная цель составления индивидуальной программы — разработка содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов детской деятельности. Структура индивидуальной программы сопровождения:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка (содержит информацию о программном обеспечении, условиях и формах реализации данной программы, периодах и формах мониторинга, участниках реализации программы и др.)
3. Индивидуальный учебный план.
4. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы на определенный период.
5. Результаты реализации программы за обозначенный период.
6. Рекомендации на следующий период обучения для всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Этапы разработки и реализации индивидуальной программы сопровождения:
I этап: Аналитический (сбор анамнестических данных, обсуждение с родителями и педагогами проблем ребенка).
II этап: Диагностический (психолого-педагогическое обследование ребенка с учетом основных линий его развития, анализ результатов диагностики, составление психолого-педагогической характеристики).
III этап: Подготовительный (определение задач, отбор содержания форм и методов коррекционно-развивающей работы на определенный период. На этом этапе широко привлекаются к сотрудничеству родители (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме).
IV этап: Основной (реализация индивидуальной программы развития, внесение изменений по мере необходимости, обсуждение с родителями хода выполнения программы, обучение психологом родителей и педагогов практическим приемам, методам и технологиям работы с ребенком).
V этап: Аналитико-прогностический (анализ эффективности реализации индивидуальной программы развития, выявление «западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации задач, анализ причин и путей решения проблем).
Осуществляется модификация задач с учетом конкретных темпов освоения ребенком программного материала, уровня психофизического развития, личностных особенностей ребенка, внешних факторов (посещаемости, лечения и др.) Индивидуальная программа сопровождения позволяет:
предоставить ребенку с ОВЗ образование в соответствии с его возможностями и потребностями;
обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;
предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и вместе с ребенком и педагогами осваивать ООП;
обеспечить педагогам постоянную и квалифицированную методическую помощь-поддержку;
постоянно отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватные формы образования с учетом уровня развития и потенциальных возможностей дошкольника с ОВЗ.
Моцарт психологии Л.С.Выготский писал «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически». Одним из средств этой победы и является инклюзия.
Литература:
Диагностика прсихического развития детей от рождения до 3 лет. Методическое пособие для практических психологов / — Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004.
Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / под общ. ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная пресса, 2012.
Источник