Программа развития ответственности у ребенка

Программа развития ответственности у ребенка thumbnail

Косарева Ирина
Проект «Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» (с детьми подготовительной логопедической группы)

Краткосрочный (продолжительность – один месяц)

реализуемый с детьми подготовительной логопедической группы

практико-ориентированный

Целеполагание. Старший дошкольный возраст это период, когда у детей возникает внутренняя регуляция поведения: ребенок хочет сам определять собственную деятельность, он начинает сам осознавать свои возможности и способности. Он с большим удовольствием общается и сотрудничает со взрослыми и сверстниками. Но это еще и время, когда ребенок созрел для того, чтобы принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность. Если мы поможем ему стать ответственным, сформируем это важнейшее нравственно-волевое качество, то, тем самым, мы создадим залог успешности ребенка не только в различных видах деятельности, в школьном обучении,но и в дальнейшей жизни вообще.

Цель проекта: создание условий для формирования ответственности у старших дошкольников в процессе воспитательно-образовательной работы.

Задачи:

развивать представления о содержательной и социальной значимости норм, принятых в обществе;

выработать личное отношение к нормам, принятым обществом;

развивать умение анализировать поступки людей и собственное поведение;

формировать самооценку ответственности

создавать условия для формирования ответственного поведения:

• за собственное здоровье, безопасность и жизнь;

• за действия, связанные с благополучием близких;

• за выполнение постоянных обязанностей в семье, за собственные вещи, игрушки;

• за данное слово и принятое решение;

• за собственные успехи и неудачи

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Осознание участниками проекта важности данной проблемы

Расширение у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности

Овладение практическими навыками проявления ответственного поведения

Осознанное применение накопленного опыта (проявление ответственного поведения) в собственной деятельности

Участники проекта:

Воспитатели, родители, дети подготовительной логопедической группы

Разработка проекта:

Подобрана методическая литература, необходимая при выполнении проекта:

• Котарко В. К. «Развитие волевого поведения у дошкольников», К., 1971г.

• Ковальчук Я. М «Индивидуальный подход в воспитании ребенка», М., 1985г.

•. Буре. Р. С «Нравственно-трудовое воспитание детей в детских садах» под ред. М., 1987г

• Вазина К. Я. «Воспитание целенаправленности в трудовой деятельности», М., 1967г.

• Борцова М. В. «Ответственность и факторы, определяющие ее развитие»

• Борцова М. В. «Стартовые характеристики, лежащие в основе формирования ответственности у детей дошкольной группы»

• Цыркун Н. А «Развитие воли у дошкольников», Мн., 1991г

Подобрана художественная литература, в соответствии с требованиями программы, для старшего дошкольного возраста:

• Русские народные сказки – «Лиса и заяц», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди», «По щучьему велению»,»Морозко»

• Сказки Ш. Перро «Золушка», «Красная Шапочка»

• Сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева», «Дюймовочка»

• К. Чуковский «Айболит», «Федорино горе»

• Н. Носов «Огурцы»,»Карасик», «Приключения Незнайки»

• А. Гайдар «Чук и Гек»

• В. Дмитриева «Малыш и Жучка»

• Л. Толстой «Косточка»

• А. Барто «Помощница», цикл стихов «Младший брат»

• В. Осеева «Просто старушка»

• А. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке», «Честное слово»

Подобран иллюстративный материал по формированию ответственности за собственное здоровье, безопасность и жизнь

Подобран материал для работы с родителями:

• Белкин А. С. «Знаете ли вы своего ребенка?». – М.: Знание, 1986г.

• Буре. Р. С «Учите детей трудиться»., М., 1987 г

• Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников», М., 1987г.

• Материалы интернет-сайтов

Разработан перспективный план по реализации проекта

План реализации проекта

Коммуникативно-личностное развитие:

• НОД: «Что такое «обязанность»

• Беседа на тему: «Всегда ли вы выполняете свои обязанности?»

• НОД: «Ответственность — значит быть в ответе

• Беседа-практикум «Я хочу! Я могу! Я – должен!»

• Беседа-практикум «Нарочно» и «Случайно»

• Беседа-практикум с решением проблемных ситуаций на умение анализировать поведение людей

• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Путешествие»

• Игры с правилами: «Ласковые дети», «Назови себя», «Волшебный стул», «Маски», «Угадай, кто я?», «Подари цветок», «Разговор по телефону», «Как с тобой разговаривают»

• Драматизация произведений Л. Толстого «Косточка», А. Барто «Помощница», Е. Благининой «Посидим в тишине», В. Осеевой «Просто старушка»

• Психоэтюды: «Мои четвероногие друзья», «Обида», «Прошу прощения», «Давай помиримся», «Заступник»

• Оптимизация работы дежурных по столовой, уголку природы, по подготовке к НОД

Речевое развитие:

• Рассказывание русских народных сказок: «Лиса и Заяц», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Морозко»

• Чтение сказок Ш. Перро «Золушка»; Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», «Снежная королева»

• НОД по ознакомлению с нравственными нормами и правилами поведения на материале русских народных сказок и сказок Ш. Перро и Г. Х. Андерсена

• Чтение произведений:

• А. Гайдара «Чук и Гек»; Н. Носова «Карасик»;В. Дмитриевой «Малыш и Жучка»;Л. Толстой «Косточка»; В. Осеевой «Просто старушка»; Л. Пантелеева «Честное слово», «Рассказы о Белочке и Тамарочке»

Читайте также:  Ребенок на первых неделях развитие

• Стихотворений А. Барто «Помощница», цикл стихов «Младший брат»

• НОД по ознакомлению с нравственно-волевыми качествами на материале произведений Н. Носова и В. Пантелеева

Физическое развитие:

• Спортивные командные игры-эстафеты

Взаимодействие с родителями:

• Проведение анкетирования родителей на тему: «Что такое ответственность

• Консультации для родителей: «Формирование нравственно-волевых качеств у старших дошкольников», «Как воспитать трудолюбие», «Этапы формирования ответственности», «Роль семьи в формировании ответственности»

• Круглый стол: «Формируем ответственность»

Презентация проекта:

o НОД по коммуникативно-личностному развитию «Мы за многое в ответе»;

o Создание мультимедийной презентации проекта для демонстрации на педсовете

Показатель успешности проекта

Проект, на мой взгляд, имеет неоспоримое значение в смысле актуальности и важности его темы. Успешность проекта я вижу в том, что в ходе его реализации, у детей сформировалось четкое представление о значимости ответственности, выработалось личное отношение к ответственности как одному из важнейших нравственных качеств человека. В ходе работы над проектом, дети имели практическую возможность анализировать поступки героев прочитанных произведений, своих товарищей, собственное поведение. Начата очень важная работа по формированию самооценки ответственности: за собственное здоровье и безопасность; за выполнение, пусть маленьких, но постоянных обязанностей в семье, в детском саду; за данное тобой слово; за принятое решение.

Еще одним показателем успешности проекта считаю то, что удалось вовлечь в реализацию проекта родителей и сформировать их компетентность в вопросах формирования ответственности. Родители получили конкретные знания о том, как проводить работу по формированию ответственности в их детях в семье. Неоценимое значение имело общение родителей на заседании «круглого стола», предшествующее этому – анкетирование, обмен опытом, индивидуальные консультации. Думаю, что совместная деятельность воспитателя, детей и родителей в рамках этого проекта является очень эффективным средством сплочения и сотрудничества семьи и детского сада.

Хочется верить, что мои подготовишки придут в школу не только с багажом знаний, необходимых для постижения школьных наук, но и с практическими навыками проявления ответственного поведения.

Источник

Родители гуляют с детьмиЧувство ответственности характеризует зрелую личность, но закладывается в раннем детстве. Задача родителей – помочь ребенку сформировать этот важный социальный навык. Воспитательная позиция взрослых может развить или подавить «заданные» природой качества. Специалисты отмечают, что самые ответственные дети вырастают у тех, кто умело соединяет контроль над действиями ребенка с предоставлением ему свободы. Как добиться такого баланса и найти «золотую середину» в воспитании детей?

Что такое ответственность и зачем ее развивать

Для сведения родителям! Ответственность – это понимание последствий, которые может повлечь любое действие, сказанное слово, принятое решение, сделанный выбор. Ответственность следует из умения владеть собой и своей жизнью.

По оценкам психологов, ответственный человек:

  • Успешно выполняет свои социальные функции и профессиональные обязанности;
  • Не ищет оправданий и виноватых в своих неудачах;
  • Выполняет договоренности и обещания;
  • Верен своему слову;
  • Может самостоятельно принимать решения;
  • Думает о последствиях.
  • Является инициатором изменений в своей жизни и готов нести ответственность за последствия этих перемен.

Учиться ответственности – значит развиваться как личность, обрести свободу мыслей и поступков, действовать без оглядки на то, что скажут люди. Ответственными не рождаются, это качество приобретают в процессе жизни. Если родители хотят вырастить самостоятельную, инициативную и ответственную личность, нужно начинать с самого детства воспитание ответственности.

Возраст ответственности или как не упустить момент

К сведению родителей! У детей до 6 лет не завершен процесс формирования самосознания. Они не способны прогнозировать последствия всех своих поступков, поэтому развитие отвественности у дошкольников еще только начинается. Постепенно малыши узнают о правилах взрослого общества, что становится основой ответственного отношения к жизни в будущем.

Как идет воспитание чувства ответственности в разные возрастные периоды:

Ребенок играет

  1. От 0 до 2 лет — малыши еще не умеют связывать свои поступки с наступившими последствиями. Они ориентируются на положительную или отрицательную реакцию окружающих и со временем запоминают, как поступать нельзя. Настоящей ответственности, например, за порядок в комнате, пока нет и требовать ее бессмысленно.
  2. От 2 до 3,5 лет — на этот возрастной период обычно приходится «кризис 3-х лет». Поведение детей меняется: они капризничают, бунтуют, отказываются от привычных дел. Зная запреты, они, тем не менее, нарушают правила, испытывая взрослых в семье на прочность. Не пугайтесь! Это не значит, что время упущено, и малыш вырастет безответственным. Просто четко обозначьте границы дозволенного и не отступайте от установленных правил, даже когда ваше чадо пытается добиться желаемого при помощи крика. Если нельзя есть сладкое перед обедом сегодня, значит всегда нельзя. Кризис закончится, и вы увидите, как изменился и повзрослел ваш малыш.
  3. От 3,5 до 5 лет — возраст, направленный на формирование ответственности детей. Признавайте самостоятельность малыша в некоторых вопросах. Например, зонами ответственности могут быть: уборка игрушек, выбор одежды утром по погоде, помощь маме в различных делах, кормление питомца, уход за цветком.
  4. От 5 до 7 лет — дошкольник постепенно становится все более ответственным за свои действия. Он уже понимает, какие поступки вызовут одобрение. Нужно расширять обязанности, давать посильные поручения по дому, на даче, объяснять важность бережного отношения к природе, чужим вещам.
  5. Мальчик помогает взросломуВоспитание ответственности младших школьников проявляется в инициативности, способности к самостоятельным общественным начинаниям, предприимчивости, активности. Инициативные ребята говорят: «Мне интересно», «Я хочу попробовать», «Это я сделаю по-другому, вот так», «Смотри, что у меня получилось!».
Читайте также:  Условие и движущие причины развития ребенка

Важно! Не упустите момент появления инициативности. В детском саду не всегда уделяется внимание развитию чувства ответственности. Поэтому в семье нужно всячески поощрять желание ребенка быть активным, инициативным, поддерживать, давать возможность исследовать новое. Инициативность – залог будущего умения добиваться поставленных целей и отстаивать свои права. Важно разговаривать с детьми – внимательно выслушать, дать совет, скорректировать, направить энергию в нужное русло.

Развитие чувства ответственности

У дошколят

С трех лет многие дети ходят в детский сад, где нужно соблюдать определенные правила: следить за сохранностью личных вещей, бережно относиться к общим игрушкам, находиться в зоне видимости воспитателя на прогулке, выполнять требования взрослых. Хорошо, когда с детьми активно занимаются творчеством, ведут график дежурства и дают поручения:

  • застелить кровать после дневного сна;
  • помочь нянечке расставить приборы к обеду;
  • убрать по местам игрушки.

Прекрасно, если малыши выполняют полезные дела:

  • сажают растения;
  • помогают делать скворечники;
  • ухаживают за питомцами в живом уголке.

В некоторых садиках проходят занятия «маленький поваренок», где воспитанники учатся готовить простые блюда. Для них это захватывающее занятие, дающее почувствовать и представить себя взрослым, ответственным за поручение.

У младших школьников

В школах ученики подчиняются правилам и внутренним законам, учатся находить общий язык со сверстниками и решать спорные вопросы. В идеале – получают возможность проявлять инициативу и раскрывать творческий потенциал. На деле все зависит от политики учебного заведения и приемов работы кураторов, учителей-предметников. Педагоги должны:

  • чувствовать детей;
  • помогать подопечным раскрывать свою индивидуальность;
  • давать возможность проявлять лидерские качества;
  • побуждать к активности и инициативности, пробовать новое и даже ошибаться.

Важно! Исследование и познание – невероятно полезные навыки. В тандеме с грамотным семейным воспитанием талантливые учителя способны добиться многого в развитии чувства ответственности.

Как приучить ребенка к ответственности

Поговорим о составляющих ответственности и о том, как гармонично воспитывать это качество в детях.

Право выбора

Предоставляя детям возможность выбирать, родители воспитывают здоровую самооценку, уверенность, настойчивость, мотивацию двигаться вперед, целеустремленность. Если за ребенка все время принимают решения, он не сможет реализовать творческий потенциал.
Предлагайте детям доступный выбор:

Мама с дочкой делают салат

  • «Ты пойдешь в садик в фиолетовом или желтом платье?»
  • «Какой салат сделаем на ужин? Мясной или овощной?»
  • «Сегодня соберем пазл или почитаем книгу?»

Например: 8-летний Женя отказывается делать задание. Папа может отреагировать по-разному: «Быстро садись и делай уроки! Через час проверю!» Или «Я понимаю, ты устал и хочешь играть. Выбирай, ты можешь поиграть полчаса, а потом перед сном сделать задание. Можешь сейчас решить задачи, а потом играть все оставшееся время до сна». Во втором случае мальчик выполнит задание быстрее и охотнее. Папа продемонстрировал понимание и готовность идти на компромисс.

Важно! Правильное воспитание сильной личности – уважение выбора ребенка и его способов достижения желаемого результата. Тогда он учится самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия. Другое дело, что ваше чадо должно знать, какие способы достижения цели существуют. И это важная задача окружающих взрослых!

Поручение посильных дел

Определитесь, что дети могут сделать сами, без помощи взрослых. Например:

  • застелить кровать;
  • убрать комнату;
  • пропылесосить коврик;
  • вымыть тарелку;
  • одеться на прогулку;
  • выучить стихотворение.

Дети с энтузиазмом берутся выполнять часть «взрослых» обязанностей. Но оценивая результат работы, будьте предельно осторожными. Бывает, что видение маленького помощника не совпадает с вашим. Например: 5-летняя Маша убрала игрушки в комнате, но сделала это по-своему: сложила их не так, как ожидалось. Мама отреагировала негативно и взялась сама перекладывать вещи по местам. В следующий раз дочка убираться не захочет. Так можно убить положительную и здоровую мотивацию.

Важно! Условия ответственности нужно постепенно расширять, обсуждая варианты с младшими членами семьи. Необходимо давать посильные и подходящие по возрасту поручения.

Установление границ

Хорошим ответом на вопрос: как воспитать в ребенке чувство ответственности, будет введение семейной системы правил. Например:

Мальчик проявляет самостоятельность и ответственность за своего домашнего питомца

  • мыть свою чашку и тарелку;
  • содержать в чистоте личную комнату;
  • делать все уроки до прогулки;
  • самостоятельно кормить и выгуливать домашнего питомца.

Поощряйте малыша за старания, только не платите за домашние дела. Предлагайте небольшие привилегии:

  • дольше почитать книгу вечером для любителей чтения;
  • дольше поиграть на улице;
  • сходить вместе в зоопарк в ближайшие выходные.

За несоблюдение правил, наоборот, лишайте любимых занятий, но осторожно. Например:

  • сократите количество вечерних мультфильмов;
  • замените традиционный воскресный поход в кафе тихим семейным ужином.

Есть правила, которые не обсуждаются (касающиеся жизни и здоровья, личной гигиены) и есть моменты, в которых сын или дочь может настоять на своем. С первой категорией будьте последовательны: «нет» сегодня – значит, «нет» завтра и послезавтра. Малышам свойственно прощупывать границы дозволенного.

Читайте также:  Понятие нормы психологического развития ребенка

Контроль

Детям свойственно легко забывать о поручениях, особенно если есть более интересные занятия. Маме и папе сначала придется часто напоминать о выполнении обязанностей. Этот период нужно пережить, не отступая от задуманного. Через какое-то время напоминания уже не понадобятся.

  • Для малышей сигналами-напоминалками послужат яркие карточки с картинками, символизирующими определенное занятие.
  • Детям постарше подойдет список дел, написанный крупными яркими буквами. Прикрепите напоминания на холодильник. Если ребенок забыл о важном деле, просто покажите список и поинтересуйтесь, все ли он сделал?

Важно! Родителям не надо самим забывать о выполнении правил. Главная мотивация к действию – наглядный пример взрослых.

Как объяснить ребенку последствия безответственности

Чтобы ребенок понял, к чему ведут безответственные поступки, перестаньте контролировать дела, с которыми он может справиться самостоятельно.

1. Дайте ребенку получить негативный опыт, если:

Ребенок должен получить самостоятельный опыт своей безответственности

  • Не завел будильник и проспал – опоздал в школу.
  • Не поставил просушить сапоги с вечера, они остались мокрые – прогулка отменяется.
  • Забыл сделать домашнее задание – получил плохую оценку.
  • Не купил хлеб, как мама просила – ужин будет без хлеба.

Когда ребенок познает – он сталкивается с ошибками. Опыт — это тоже результат, и ничего страшного в негативных последствиях ошибок нет. Наоборот, так он лучше всего прочувствует, к чему приводит безответственность, и в следующий раз заведет будильник.

2. Покажите, что вы тоже не идеальны и можете ошибаться

Принятие своих ошибок – бесценное качество, которое не дает человеку опускать руки, бросая начатое из-за временных трудностей.

Например: в детском саду Лиза так увлеклась игрушечным домом и куклами, что не сделала красивую аппликацию, как остальные ребята. Когда настало время собираться домой, она расстроилась, что у всех есть яркие аппликации, а она не сможет подарить такую же маме и папе. Воспитательница могла бы предложить девочке сделать работу на скорую руку, но вместо этого сказала: «Лиза, ты выбрала игру с куклами, поэтому у тебя не осталось времени на аппликацию. Мы уже убрали ножницы, клей и бумагу. Ты сможешь сделать подарок маме завтра, если вовремя вспомнишь об этом».

3. Объясняйте последствия плохого поведения

Важно не просто делать замечания, а пояснять, почему нарушение правил влечет негативные последствия. Например: мальчик, усевшись на сидение в автобусе, сильно размахивает ногами. Реакция мамы:

  • Не болтай ногами, так нельзя!
  • Ты болтаешь ногами. Так можно ударить или испачкать других людей. Разве им будет приятно?

Часто мы, неосознанно, выбираем первый вариант. Но эта фраза имеет сиюминутный эффект, и ситуация может повторяться бесконечно. Во втором случае мама пытается скорректировать поведение сына, побуждая подумать над последствиями своих действий. Так, помогая осознать мотивы поступков и результаты содеянного, родители решают важную задачу, как приучить ребенка к ответственности и воспитать чувство долга.

Советы родителям

Подводя итоги, поразмышляем, как помочь младшему члену семьи стать самостоятельной, самодостаточной и ответственной личностью, как научить ребенка ответственности.

  • Договоритесь о правилах жизни маленького человека и будьте последовательны. Есть законы, которые не подлежат обсуждению.
  • Поручайте ребенку посильные домашние дела. Позвольте ему быть ответственным за них.
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Лучше побуждайте его к выполнению обязанностей.
  • Заведите маленькие семейные традиции. Они послужат отличной мотивацией к выполнению домашних дел. Например, обсуждать общие семейные дела, в которых ребенок может принять посильное участие: вместе с мамой посадить цветы, вместе с папой помыть машину, пойти с родителями за покупками в магазин, помочь в генеральной уборке.
  • Читайте с детьми поучительные книги, где герои берут ответственность за других на себя:

А. Сент-Экзюпери, «Маленький принц»;
А. Гайдар, «Тимур и его команда»;
Л. Толстой, «Рассказы о детях»;
А. Волков «Волшебник изумрудного города».

В семье должны быть созданы условия  для формирования ответственности

  • Разговаривайте с ребенком и объясняйте последствия безответственного поведения.
  • Не бойтесь сами делать ошибки и позволяйте ошибаться своему ребенку.
  • Все вышеперечисленные рекомендации будут работать, если в семье созданы условия для формирования ответственности: уважение к друг другу, умение выслушивать младших, спокойно относиться к желаниям другого и подобное.
  • Родители любят ребенка безусловно, не сравнивают его с другими детьми и не оценивают его поведение.
  • Старшие служат примером для подражания. Они держат слово и выполняют договоренности.
  • Все взрослые члены семьи придерживаются одной линии воспитания. Если папа говорит, что этого делать нельзя, то мама, бабушка и дедушка с ним солидарны.

Бернард Шоу сказал: «Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». Не бойтесь быть свободными в выборе методов воспитания, раскрывайте свой творческий потенциал и прислушивайтесь к своим детям! Тогда положительные результаты воспитания не заставят себя долго ждать.

Источник