Программа развития одаренный ребенок в детском саду
Пояснительная записка
Концепция программы
Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Отличительные особенности одаренных детей
1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3. Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки, искусства.
3. Воспитанники, не достигающие по каким — либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
1. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, клубы по интересам.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
1. Выявление одарённых детей.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
— знакомство воспитателя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
— проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих воспитанникам проявить свои возможности;
— предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, воспитателем, через самостоятельную работу.
Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией воспитанников в детском саду.
При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: образовательной, художественной, физической и др.
Дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством взрослого и самостоятельно.
Воспитательная и образовательная работа должна организовываться воспитателем таким образом, чтобы воспитанник мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.
Условия успешной работы с одаренными воспитанниками.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
Воспитатель должен быть:
— увлечен своим делом;
— способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
— профессионально грамотным;
— интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
— проводником передовых педагогических технологий;
— психологом, воспитателем и умелым организатором образовательно — воспитательного процесса;
— знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными воспитанниками.
— творческие мастерские;
— групповые занятия ;
— кружки по интересам;
— конкурсы;
— работа по индивидуальным планам;
— исследовательские проекты.
Работа с одарёнными детьми.
План работы с одарённым ребёнком (примерный).
1. Индивидуальная работа
2. Занятия в кружке
3. Участие в конкурсе
4. Проектная деятельность
5. Вовлечение в коллективную деятельность
6. Работа с родителями.
Направления работы с одарёнными детьми и их родителями (примерные)
- Планирование и организация работы.
- Корректировка банка данных одаренных детей и детей с высокой и достаточной мотивацией к познанию мира
- Мониторинг состояния здоровья одаренных детей
- Оказание методической помощи родителям об организации работы по развитию интеллектуальных способностей детей
- Подбор литературы по выбранным темам проектно-исследовательской деятельности воспитанникам
- Создание картотеки материалов периодической печати по научно-исследовательской деятельности
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 РАБОЧЕГО ПОСЁЛКА ХОР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ |
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Воспитанницы Фатеевой Марии. Группы «Солнышко»
МБДОУ «детский сад№1 Дюймовочка «
«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
Составила:
Воспитатель: Завьялова Елена
Александровна.
Р.п.Хор
2017г.
1.Пояснительная записка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно — образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.
Одаренные дети:
-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
-Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
-Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
-Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли дополнительного образования;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;
Формы работы с одаренными детьми:
-групповые занятия с одаренными детьми;
-конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;
-работа по индивидуальным планам;
-исследовательская деятельность.
В группе 28 детей: 18 мальчиков, 10девочек. За время совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития дошкольного коллектива. Каждый ребенок чувствует себя полноценным членом данного коллектива.
У большинства детей сформирован познавательный интерес к образовательной деятельности. Чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, провела педагогическую диагностику состояния образовательного процесса в группе. Составила индивидуальные карты развития каждого ребенка.
2.Сведения о ребенке.
Маша Фатеева 6 лет – очень активна на НОД и всегда чем-либо занята. Она стремится работать больше других, посещает кружки в ДОУ.
Поэтому нужно раскрыть ее индивидуальные особенности, создать условия для самоопределения и самореализации? Задача воспитателя – выявить одаренного воспитанника, помочь рождению индивидуальности, помочь развитию его способностей. Ведь одаренность — есть существенное богатство для каждой страны и каждого общества в любую историческую эпоху. Одаренность – это общественное достояние, талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом.
Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка.
Цель программы: создать необходимые условия для развития детской одарённости.
Задачи:
Развитие быстроты реакции.
Развитие коммуникативных навыков.
Привитие навыков этикета.
Развитие творческих способностей.
Воспитание трудолюбия.
Содействие формированию уверенности в себе.
Развитие способностей к НОД.
Привитие навыков к физическим упражнениям.
Фатеева Маша – ребенок с высокими творческими способностями и неординарным мышлением. На занятиях в детском саду Маша с увлечением постигает все новое и неизвестное, проявляя неугасающий интерес к изобразительной деятельности. В своих творческих художественных работах она проявляет фантазию. Ее работы отличаются высоким качеством и разнообразием в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).
На основании выдающихся способностей воспитанницы нами был составлен план индивидуальной работы, направленный на развитие этих качеств, повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у Маши есть способности и к которым она проявляет интерес.
План работы на 2016-2017 уч. г.
3. Социальная характеристика семьи.
Мать –Фатеева Марья Юрьевна
Отец –Фатеев Сергей Анатольевич
Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы и папы
Условия проживания, условия быта — семья из трех человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.
Запрос родителей
Интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребёнка. Дополнительные занятия в кружках «Софе-Дансе», «Ладошки», студии «Добрые соседи».
4. Долгосрочная цель сопровождения
Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.
Задачи:
Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей мальчика и поддержки его сильных сторон личности.
Развивать творческие способности ребёнка в художественной деятельности.
Повысить самооценку, уверенность в себе.
Возможные риски:
Высокая загруженность ребёнка в кружках
Группа сопровождения:
Родители: мама, папа
Педагоги: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель.
Координатор (Ф.И.О):
Воспитатель группы Завьялова Елена Александровна
5. Организация работы(примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
Получение образования (программа обучения) Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Дюймовочка», с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией В.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
План психолого – педагогического сопровождения:
Содержание работы
Форма
работы
Сроки
Ответственные
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика
Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание)
Наблюдения
Тесты
Диагностики
Сентябрь
Декабрь
Май
Педагог — психолог
Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)
Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)
Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)
Диагностика художественно-эстетического развития
Музыкальный руководитель
Взаимодействие с педагогами
Информирование о результатах диагностических исследований
Беседы
Индивидуальные беседы
Консультации
1 раз в квартал
Педагог-психолог
Консультирование педагогов на тему
«Художественный материал для развития памяти, мышления, речи»
«Игры и упражнения на развитие творческих способностей»
«Создание творческих проектов»
1 раз в квартал
Музыкальный руководитель
Создание условий для развития художественно-творческих способностей:
-наполнение центра творчества художественными материалами
-участие в конкурсах
Октябрь-ноябрь
Педагог-психолог
Воспитатель
Оформление и пополнение портфолио
1 раз в месяц
Воспитатель
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей
Психолого-педагогическое просвещение родителей
«Как развивать уверенность»
«Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка»
Беседы
Консультации
По мере необходимости
Воспитатель
Педагог — психолог
Поддержание интереса ребёнка, поощрение.
Родители
Создание дома индивидуальных условий для творчества.
Родители
Работа с портфолио.
Родители
Помощь в подготовке к конкурсам, при заучивании ролей.
Выставка
Родители музыкальный руководитель
Посещение выставок в городском музее
Родители
Воспитатель
Создание творческих проектов
«Мир в твоём окне»
«Комната души»
Совместная
деятельность
Декабрь
Апрель
Воспитатель
Родители
Музыкальный руководитель
Художественная деятельность
«О, Александре, святый княже!»
«Лицейские годы Пушкина»
Занятие — путешествие
Беседы
Просмотр видеофильмов
Октябрь
Ноябрь
Февраль
Музыкальный руководитель
Воспитатель
Изготовление открыток к праздникам
«Новый год»
«День Защитников Отечества»
«Международный женский день»
«День победы»
Творческое
задание
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Участие в творческих конкурсах
Творческая
мастерская
По мере желания ребёнка
Творческие задания
«Тёплый — холодный»
«Два ковра»
«Несуществующее животное»
«Нарисуй музыку»
«Ожившие предметы»
Игры
Упражнения
ТРИЗ
1 раз в месяц
Психолого-педагогическая поддержка
Развитие позитивной самоидентификации
Игры
Упражнения
Беседы
2 раза в месяц
Педагог-психолог
Воспитатель
Дивергентные задания
Упражнения
2 раза в месяц
Работа по программе
«Я — ученик!»
Совместная
деятельность
с педагогами и сверстниками
2 раза в месяц
Дополнительное образование
«Софе-Дансе»
Студия
1 раз в неделю
Музыкальный руководитель
«Ладошки»
Кружок
2 раза в неделю
Воспитатель
«Добрые соседи»
2 раза в неделю
Педагог по дополнительному образованию
Взаимодействие с социальными партнёрами
Посещение выставок, открытых мероприятий, музей
Экскурсии
Беседы
1 раз в квартал
воспитатель
6. Оценка промежуточных результатов:
Критерии
оценки
Постановка
дальнейших
целей и задач
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика
-Результаты диагностики
Взаимодействие с педагогами
-Психолого-педагогическая компетентность педагогов
-Создание предметно-пространственной среды для развития творческих способностей ребёнка
-Пополнение портфолио
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей
-Психолого-педагогическая компетентность родителей
-Создание портфолио
Художественная деятельность
-Участие в конкурсах
-Победитель конкурса
Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения
-Положительное эмоциональное состояние ребёнка
-Развитие саморегуляции
-Формирование предпосылок коммуникативных действий
Дополнительное образование
-Уровень развития творческих способностей
Взаимодействие с социальными партнёрами
-Посещение выставок и открытых мероприятий
7. Расписание занятий специалистами по индивидуальному маршруту
Фамилия, имя ребёнка Фатеева Мария
Группа подготовительная к школе группа «Солнышко»
Специа
листы
Понедель
ник
Втор
ник
Среда
Четверг
Пятница
Педагог-психолог
10.00-10.30
Индивидуальная
работа
13.00-14.00
Взаимодействие с педагогами
16.30-17.30
Взаимодействие
с семьёй
Воспитатель
13.00-14.00
Взаимодействие с педагогами
16.30-17.00
Кружок «Ладошки»
16.00-17.00
Взаимодействие с семьёй
11.00-11.30
Индивидуальная
работа
16.30-17.00
Кружок
«Ладошки»
Музыкальный руководитель
16.30-17.00
Студия «Софе-Дансе»
Педагог по дополнительному образованию
11.00-11.30
Кружок
«Добрые соседи»
11.00-11.30
Кружок
«Добрые соседи»
Воспитатель
Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане
воспитательно-образовательной работе
Срок реализации индивидуальной программы развития 2016-2017уч.г.
Подпись родителей _____________________
Библиографический список.
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2014.
2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.,Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта»,2014.
3. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2010.
4. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 2011. М..
5. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 2012.
6. Психология одаренности детей и подростков //под редакцией Н.С.Лейтеса. 2014. М.
7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2014. Москва.
8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 2014. Ярославль.
Источник