Программа развития как дома в домах ребенка

Программа развития как дома в домах ребенка thumbnail

Fo7a2454 809x539

Так не должно быть в домах ребенка

Совершенно здоровые малыши, попадая в дом ребёнка, через некоторое время начинают отставать в развитии. Всё потому, что любому ребёнку нужно, чтобы рядом с ним был близкий взрослый. Когда их рядом много и они постоянно меняются, ребёнок не успевает сформировать привязанность. В доме ребёнка воспитатели и нянечки меняются постоянно.

И есть ещё одна большая проблема. Мамы знают, как тяжело бывает даже с одним малышом. А если их в группе 10? 15? Тут выход один – жесткая дисциплина. Сидеть на горшке все, даже если ты не хочешь. Есть одновременно со всеми. Если ты заплачешь, воспитатель может просто не успеть к тебе подойти.

В результате ребёнок не может научиться познавать этот мир, доверять взрослому, учиться новому. Те пробелы в развитии, которые получит малыш до трёх лет, будет почти невозможно заполнить в будущем. И это ужасно.

Так не должно быть в детском доме

Обычный детский дом – это большая комната казарменного типа. Десять подростков живут в одной комнате, вся жизнь проходит на виду друг у друга.  У ребенка нет своего пространства, где можно хранить личные вещи, заниматься любимыми делами, почитать книгу в тишине или просто отдохнуть от уроков. Подросток, у которого есть своя жизнь и секреты, вынужден жить в окружении сверстников 24 часа в сутки. Это действительно тяжело.

Кроме того, воспитанники интернатных учреждений беспомощны в быту: они не умеют разделять своё и чужое, соблюдать режим дня и планировать свою жизнь, защищать личные интересы. Некоторые дети не умеют готовить и даже не представляют, что куриное яйцо под скорлупой жидкое. Ведь действительно сложно научиться быть самостоятельным, когда всю домашнюю работу за тебя выполняют.

Что сделано для домов ребенка

Мы переводим дома ребёнка на семейную модель – делаем так, чтобы условия в доме ребёнка были максимально приближенны к домашним:

  • за каждой группой теперь закреплён постоянный воспитатель, который подготовлен к тому, что на ближайшее время станет значимым взрослым для малышей, а не просто тем, кто работает здесь два через два;
  • каждый сотрудник дома ребёнка работает по принципу «забота с уважением», то есть в каждом своём действии идёт прежде всего от потребности малыша, а не от распорядка или других вещей, придуманных взрослыми;
  •  число детей в группах сокращается: теперь на одного взрослого максимум семь малышей;
  • маленькая «семья» становится разновозрастной, как и обычная, где физиологически невозможна ситуация, когда все малыши одного возраста;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья живут вместе с другими малышами и быстро всему у них учатся, в то же время их друзья проявляют удивительную заботу по отношению к особенным одногруппникам.
  • увеличивается время свободного общения воспитателей с детьми и появляется возможность уделять больше времени каждому ребёнку.
  • появляется «семейный час» – время, когда воспитатель сосредотачивает своё внимание на одном или двух малышах, даря именно им заботу и тепло, а не заставляя есть, одеваться или умываться.

Если совсем просто, то теперь каждая группа выглядит как многодетная семья, в которой одногруппники – это братья и сестры, и мама-воспитатель.

На сегодняшний «Солнечный город» перевёл на семейную модель три дома ребёнка:

  • «Специализированный дома ребенка» №2, город Новосибирск
  • Куйбышевский дом ребенка, Новосибирская область
  • Усольский областной специализированный дом ребенка, Иркутская область

Сейчас мы стараемся певести на модель «Как дома» детский дом в Ояше. Надеемся, что всё получится и мы навсегда изменим жизнь более 400 детей с ограниченными возможностями!

Конечно, ни один дом ребёнка, даже самый хороший не заменит семью и маму с папой рядом. Но мы видим, как меняются наши дети, когда начинают жить «как дома». У них нет больше нет отставания в развитии, они реже болеют. И всё это – большая победа и сотни детских судеб, которые пошли совсем по другому пути.

Что сделано для детских домов

В январе 2014 года в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Созвездие», нами был создан социальный модуль, который повторяет условия городской квартиры – две комнаты, кухня, санузел. Главная цель социальной квартиры –  это предоставить возможность подросткам пожить взрослой, самостоятельной жизнью.

Конкуренция среди воспитанников была серьезная – каждый хотел оказаться, пусть и на время, в отдельной комнате, в тишине и с собственными правилами. За старания в учебе и хорошее поведение дети получали возможность некоторое время пожить «самостоятельно».

Затем, Детский благотворительный фонд «Солнечный город» по принципу «семейной квартиры» переоборудовал четыре группы в Детском доме №13. В результате было создано пространство, где дети могут проживать по два человека в комнате, у них появилась общая гостиная и кухня, на которой они будут учиться готовить и могут просто приятно проводить время.

В 2016 году такое преобразование началось в «Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей» МКУ Тогучинского района: по семейному типу было переоборудовано две группы. Теперь воспитанники будут проживать в комнатах по одному-два человека. Каждая комната – это личное пространство ребенка, и как в настоящей семейной квартире: появился свой шкаф, письменный стол, тумбочки, рамки для фотографий и главное, появилась возможность самостоятельно решать, как всем этим распоряжаться. Но это только часть проекта. Основная работа ведется с воспитателями. Для них мы проводим большую обучающую программу, поскольку обновленные условия проживания детей требуют совершенно иных подходов. Сотрудники с воодушевлением принимают новые механики взаимодействия с детьми по принципу «Заботы с уважением».

В мае 2014 года Правительством РФ было принято 481 Постановление, в котором говориться, что «проживание детей-сирот организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу». Это был большой прорыв в системе сиротских учреждений в нашей стране. Мы также гордимся тем, что приняли непосредственное участие в создании данного Постановления.

Постоянный партнер проекта: гипермаркеты товаров для дома и ремонта «Колорлон»

2018 06 27 10 59 52

Как дома

Этот обучающий фильм предназначен для руководителей и сотрудников Домов ребёнка. Он рассказывает о том, как реализовывалась программа «Как дома» на примере конкретного Дома ребёнка и каких результатов можно достичь, благодаря такой программе модернизации.

Источник

руфия аджигитова
Воспитатели о работе по программе «Как дома»

Каждый ребенок должен иметь семью, жить дома, а не в учреждении, ходить в детский сад, поликлинику, на занятия, гулять на детской площадке в собственном доме. И это правильно. Но пока система семейного размещения детей не может откликнуться на потребности каждого ребёнка от рождения до 4 лет, надлежащую профессиональную помощь и безопасное семейное окружение обеспечивают сотрудники дома ребёнка. В котором работают жители Приволжского района г. Астрахани, воспитатели Аджигитова Р. Т и Калиева Ф. К. Они рассказали много интересного о своей работе и о программе по которой они работают. Для изменения условий жизни в учреждении ГКУЗ АО СДР «Звездочка» выбрана модель и концепция «Как дома«, разработанная специалистами Санкт-Петербургского государственного университета. С 1 февраля в доме ребёнка «Звездочка» работает группа по «семейной «модели. «Как дома«. Воспитатели рассказали о проблемах, с которыми столкнулись в работе и об этапы обучения.

Включала 3 основные составляющие: обучение, поддержку и направление, если сказать иначе профессиональное консультирование на рабочем месте с позитивной обратной связью.

Во-первых, была создана рабочая группа, в лице старшего воспитателя, дефектолога, врача-педиатра и воспитателей из экспериментальной группы.

На первых занятиях мы продолжали знакомиться с проектом «Как дома», также мы рассматривали и изучали такие темы. «Забота с уважением», «Представлением о психическом здоровье и развитии детей», «Эмоции и сигналы», «Бережное отношение к телу ребенка», «Навыки самообслуживание «и т. д.

Занятия были нацелены на формирование компетентности «профессиональной мамы» и чувствительности, отзывчивости к сигналам детей и, конечно же, умение работать в команде.

Следующий этап — это отслеживание результатов обучения в

«супервизии» на рабочем месте. Эти супервизии были предсказуемы и конфиденциальны и все проблемы, и недочеты профессионально корректировались за общим столом в спокойной дружеской обстановке.

Вначале мы просматривали видеоролики о работе воспитателя.Каждый раз брались новые темы: «Кормление», «Переодевание», «Купание».

Разбирали конкретные, рабочие случаи, обсуждали динамику развития каждого ребенка, особое внимание уделяли детям с ограниченными возможностями. Самым важным нас в этих занятиях явилось то, что мы научились замечать, признавать и искать методы исправления своих недочетов в работе, анализировать причины затруднений.

В первый месяц работы было состояние растерянности, тревоги, переживания, т. к. на нашу группу легла очень большая ответственность мы стали первой экспериментальной группой.

Супервизия позволила, во-первых поделиться чувствами, выявить трудности, появившиеся в работе, получить профессиональную оценку, расширить теоритическую и методическую базу, обсудить варианты дальнейшей работы. Первые успехи радуют. Дети стали эмоционально раскрепощенными, старшие помогают персоналу группы заботиться о младших, участвуют в организации «семейного «быта. Опыт работы сотрудников в реабилитации малышей, а главное удовлетворение ими потребностей детей в формировании отношений с постоянным чувствительным и отзывчивым взрослым помогут в реализации модели «Как дома»

Источник

Программа развития как дома в домах ребенка

Тщательный анализ развития ребенка в детском доме позволяет наблюдать, что отстают в развитии практически все брошенные дети. Но закономерности, открытые системно-векторной психологией Юрия Бурлана, показывают, что и в полных семьях, если дети теряют ощущение защищенности и безопасности, у них наблюдаются аналогичные проблемы в поведении. Они начинают вести себя точно также, хотя ребенок и не находится в условиях детского дома.

0
4347
24 Сентября 2016 в 23:03

Автор публикации:
Виктория Винникова, педагог

Вопрос от Надежды, Москва:

«Юрий, как же тогда происходит развитие ребенка в детском доме? Ведь дети из детдома не имеют чувства защищенности и безопасности!!! Неужели ничего нельзя сделать?»

Отвечает Виктория Винникова, учитель математики:

Надежда, спасибо, что подняли непростую и для многих болезненную тему. Ваш вопрос о том, как происходит развитие ребенка в детском доме, волнует педагогов, психологов, медиков, да и просто неравнодушных людей.

У многих сердце кровью обливается, когда они только подумают о том, как же можно развиваться в таких сложнейших условиях? Какие травмы получает неокрепшая психика детей, попавших в детский дом? Возникает вопрос, как же обеспечить развитие психики ребенка детского дома, когда они лишены самого главного? Того, что никакие материальные блага не заменяют.

Ответы на эти вопросы дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая раскрывает особенности психики и условия гармоничного формирования личности даже в условиях развития и воспитания детей в детском доме.

Эта статья будет полезна всем, кто имеет отношение к развитию детей в детском доме: педагогам, психологам, воспитателям, волонтерам и даже спонсорам и меценатам.

Особенности развития детей детского дома

Педагоги и психологи проводят тщательный анализ развития психики ребенка в детском доме и выявляют некоторые закономерности. В частности, все исследователи замечают у ребенка детского дома отставание в развитии.

Когда ребенок только родился, это просто маленький комочек желаний – кушать, пить, дышать спать. Но для его развития ему необходимы основа и фундамент, которые дает материнская забота. В терминах системно-векторной психологии Юрия Бурлана это называется чувством защищенности и безопасности. Ощущение этой защищенности позволяет малышу максимально раскрыться в период развития и познания мира.

Тщательный анализ развития ребенка в детском доме позволяет наблюдать, что отстают в развитии практически все брошенные дети. Но закономерности, открытые системно-векторной психологией Юрия Бурлана, показывают, что и в полных семьях, если дети теряют ощущение защищенности и безопасности, у них наблюдаются аналогичные проблемы в поведении. Они начинают вести себя точно также, хотя ребенок и не находится в условиях детского дома.

Дети детских домов априори лишены этой важнейшей психологической составляющей, именно поэтому и происходит задержка психосексуального развития, наблюдаются сложности речевого развития и полный список других негативных проявлений у детей, хорошо знакомых педагогам, воспитателям и психологам детских домов.

Для преодоления этого отставания предлагаются варианты создания семейной атмосферы, чтобы как-то компенсировать детям отсутствие родителей. Но в большинстве случаев огромный штат педагогов, психологов, медицинских работников и волонтеров используют общие или усредненные методики для всех. А системный подход работает с врожденными особенностями развития психики детей детских домов, а у каждого ребенка они свои. Оказывается, что подходит для одного ребенка детского дома, то губительно для другого.

Кроме того, имеет популярность ложная мысль, что такие дети генетически предрасположены к наркомании, пьянству, воровству, что из таких детей вырастают социально нереализованные люди, имеющие проблемы со здоровьем.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана очень точно показывает, что это заблуждение, и при правильном системном подходе психическое развитие ребенка в детском доме происходит нормально.

Развитие ребенка в детском доме

Особенности личностного развития детей воспитанников детских домов

Все развитие ребенка идет согласно его врожденным векторам, и проявляют свои отрицательные черты дети тоже согласно своим векторам.

Именно от отсутствия чувства защищенности и безопасности дети детских домов с раннего детства начинают лгать, воровать, драться, кусаться или проявлять другие признаки девиантного поведения.

Наконец-то эти проявления точно изучены, а главное – показаны внутренние механизмы и причины возникновения таких состояний у любых детей. Это помогает сформулировать системные рекомендации для педагогов, воспитателей, психологов, чтобы вовремя скорректировать развитие ребенка детского дома.

Понимание психики ребенка детского дома

Что же делать? Какой толк заниматься развитием навыков, обучением и воспитанием, если нет тепла матери? Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает дать детям детских домов точку опоры в лице компетентных системных специалистов. Ведь важнейшая опора для ребенка детского дома – это понимание его психического склада, его врожденных талантов и способностей окружающими его взрослыми.

Любым ребенком движут его желания. А системно-векторная психология Юрия Бурлана как раз и раскрывает нам скрытые бессознательные механизмы желаний ребенка детского дома. Любой ребенок рождается с заданным набором векторов. Рассмотрим подробнее.

Индивидуальный план программа развития ребенка в детском доме

Есть от природы шустрые, подвижные, юркие, ловкие дети. Такими свойствами психики обладают ребята с кожным вектором. Внутренняя врожденная программа все их поступки пропускает через фильтры польза-выгода, добыча и экономия. А чтобы добыть и сохранить, необходимо «вертеться», именно поэтому основное бессознательное желание в кожном векторе с детских лет проявляет себя в движении, скорости, ритме.

Таких детей лучше всего определить в спортивные секции и при этом отслеживать, чтобы их развитие шло по нарастающей.

Именно такие дети при потере чувства защищенности и безопасности начинают «добывать» конфеты, игрушки, деньги. А взрослые воспринимают это как воровство и начинают приписывать маленькому ребенку какой-то злой умысел, которого у него и не было.

От природы у него есть врожденное желание к добыче. Маленький ребенок с кожным вектором рождается вором, а развивается в спортсмена, бизнесмена, законодателя. Просто необходимо понимать все ступени его развития.

В противоположность шустрым и подвижным ребятам есть медлительные обстоятельные дети, которых ни в коем случае не надо торопить, иначе они начинают упрямиться, дуться и обижаться. В детском возрасте при потере чувства защищенности и безопасности такие ребята могут быть агрессивны, драться, кусаться. Так проявляют себя их бессознательные желания, лежащие в основе анального вектора.

Особенности развития ребенка в детском доме

Любой ребенок всегда развивается от простого к сложному – маленький воришка должен стать инженером. Если педагоги и воспитатели, волонтеры и психологи будут учитывать врожденные особенности личностного развития детей воспитанников детских домов, то негативные проявления можно снять.

Составляя индивидуальный план развития детей детских домах, необходимо учитывать, что развивающие методики и игры нужно подбирать в соответствии с врожденными свойствами ребенка детского дома. Малышу с кожным вектором необходимо развивать логику, навыки организатора и прививать дисциплину. А неторопливому ребенку предложить рукоделие, чтение и помощь в обучении младших. Так мы задаем позитивное направление развития, вкус радости от использования своих талантов на пользу другим.

Развитие детей детских домах

Очень легко идти за врожденными талантами детей, предлагать им новые задания. Например, задумчивых ребятишек со звуковым вектором можно научить играть в шахматы и предоставить им для этого свой уголок, где они будут находиться в тишине и покое.

А эмоциональным детям со зрительным вектором необходимо дать возможность выражать свои чувства на сцене (песни, танец, спектакли). Так талант и способности каждого будут развиваться, что особенно важно для детей детских домов.

Более того, взрослые, работающие с детьми детских домов, сами будут испытывать невероятное наслаждение от своей работы, потому что результаты их усилий будут предсказуемы, а методы педагогического воздействия точны. Задача педагогов помочь раскрыться этим врожденным талантам и направить их в позитивное русло развития.

Воспитание и развитие детей в детском доме

Сам по себе индивидуальный план развития ребенка в детском доме в соответствии с системным подходом – это уже очень многое. Ведь ребенок детского дома ощущает себя понятым, «правильным», нужным, а значит, снизит необходимость привлекать внимание деструктивным поведением.

Нельзя не отметить достижения советской педагогики: «Педагогическую поэму» Макаренко и «Республику Шкид». Их гениальные находки полностью подтверждаются новейшими исследованиями системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Действительно, когда ребенок теряет ощущение защищенности, он пытается выжить, подчиняясь инстинктам. Так, бессознательно ребята естественным образом сбиваются в стайки. При этом если нет направляющего руководства педагогов, эти стайки действительно могут превратиться в шайки.

Но стоит только появиться хорошему воспитателю, как эта стайка правильным образом самоорганизуется, формируется настоящий детский коллектив по взрослому типу. Таким образом дети детского дома формируют позитивный опыт взаимодействия с другими, который вынесут во взрослую жизнь.

Когда это происходит через сюжетно-ролевые игры, где педагогами задается высокий нравственный ориентир, то естественным образом происходит формирование коллективного чувства защищенности и безопасности, что и способствует гармоничному формированию каждой личности.

Все усилия педагогов, психологов, волонтеров и помощников детских домов должны быть направлены на создание этой атмосферы, которая может обеспечить ребенку чувство защищенности и безопасности и способствовать его социализации.

Естественно, такому ребенку будет легче находить место и в любом другом коллективе. Конечно же, свои особенности в любом случае будут, но свести риски к минимуму поможет именно этот шаг.

Даем точку опоры следующему поколению!

В детских домах работают неравнодушные люди, энтузиасты своего дела. Педагоги и психологи переживают и болеют душой за каждого ребенка.

Системно-векторная психология – это уникальный инструмент в руках педагогов и психологов. Он позволяет избегать экспериментов над детьми воспитательными методиками. Не стОит надеяться на лучшее в отношении ребенка детского дома или сочинять в своей голове какой-то вариант счастья для него. Необходимо точно знать, что конкретно этому ребенку из детского дома нужно для наилучшего развития и последующей адаптации ко взрослой жизни.

У нас появляется точное понимание всего диапазона его развития. И, соответственно, взрослые точно видят весь возможный потенциал талантов и способностей, заданный ребенку детского дома от рождения.

Учитывая индивидуальные особенности личностного развития детей воспитанников детских домов, с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно добиться устойчивых результатов и успешной адаптации воспитанников детских домов к жизни в социуме.

Узнайте больше об особенностях современного поколения детей, о воспитании ребенка в семье и коллективе на бесплатных онлайн-тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

Автор публикации:
Виктория Винникова, педагог

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник