Программа развития для ребенка с множественными нарушениями

Программа развития для ребенка с множественными нарушениями thumbnail

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

«ШКОЛА — ИНТЕРНАТ № 12»

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБОУ ШИ № 12

_____________ М.В. Лопатин

Коррекционно-развивающая программа

для детей дошкольного возраста с множественными нарушениями развития 

Педагог-психолог: Рубанова О.Р.

Вяземский 2019 гhello_html_5101a8ee.png


Пояснительная записка.

Дети с множественными нарушениями развития, имеющие сочетанные диагнозы: нарушения опорно-двигательного аппарата, выраженные когнитивные и речевые нарушения, к сожалению, появляются на свет уже не в единичных случаях. Причинами такого факта могут быть различные нарушения в формировании центральной нервной системы плода в пренатальный (внутриутробное развитие), перинатальный (роды) и постнатальный (раннее детство) периоды. Такие дети с самых первых дней жизни нуждаются в специализированной помощи в системах здравоохранения и образования. Ведь известно, что чем раньше возник дефект, тем он сложнее и, чем раньше начнётся оказание специализированной разносторонней помощи малышу с различными нарушениями, тем больше шансов на успех.

Данная программа нацелена на оказание ранней психолого-педагогической помощи ребёнку с множественными нарушениями развития.

Научная обоснованность

Индивидуальная коррекционная программа для детей дошкольного возраста с множественными нарушениями развития составлена на основе использованной литературы:

Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.

Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие» — М.: Мозаика-Синтез 2000г.

6. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на восприятие цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 112с.

Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е. Б. Волосова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.

Так же были использованны интернет ресурсы:

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Ведущий образовательный портал России «Инфоурок»

Практическая направленность программы:

Коррекционно-развивающая программа составлена педагогом-психологом, который проводит специальную работу по развитию сенсорно-моторных функций, познавательной сферы ; рассчитана на 54 коррекционных занятия.

Цель коррекционно-развивающей программы: 

создание условий для обогащения сенсорного опыта и развития двигательной активности посредством специального обучения и воспитания.

Задачи комплексной коррекционно-развивающей программы:

-развивать общую и тонкую моторику моторики;

— развивать умение воспринимать предметы посредством разных анализаторов;

— обучать действиям с материалами;

— обучать действиям с предметами;

— развивать умение понимать обращенную речь

— коррекция психических процессов

Адресат

Данная программа составлена для работы с детьми с множественными нарушениями развития в дошкольном возрасте.

Продолжительность программы:

1 год, количество занятий в неделю 2.

Планируемые результаты

В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка , планируемые результаты освоения «Программы» предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

Колендарно-тематическое планирование по коррекционно-развивающему занятию предметно-практические действия.

22.10.19

24.10.19

2

Формирование умения выполнять действие сминание бумаги

3-4

5.11.19

7.11.19

2

Формирование умения выполнять действие сминание бумаги

5-6

12.11.19

14.11.19

2

Формирование умения выполнять действия разрывание бумаги

7-8

19.11.19

21.11.19

2

Формирование умения выполнять действия разрывание бумаги

9-10

26.11.19

28.11.19

2

Формирование умения выполнять действия размазывание пластилина

11-12

3.12.19

5.12.19

2

Формирование умения выполнять действия размазывание пластилина

13-14

10.12.19

12.12.19

2

Формирование умения выполнять действия разминание пластилина

15-16

17.12.19

19.12.19

2

Формирование умения выполнять действия разминание пластилина

17-18

24.12.19

26.12.19

2

Формирование умения выполнять действия пересыпание крупы

19-20

14.01.20

16.01.20

2

Формирование умения выполнять действия пересыпание крупы

21-22

21.01.20

23.01.20

2

Формирование умения выполнять действия переливание воды

23-24

28.01.20

30.01.20

2

Формирование умения выполнять действия переливание воды

25-26

4.02.20

6.02.20

2

Формирование умения выполнять действия наматывание ниток

27-28

11.02.20

13.02.20

2

Формирование умения выполнять действия наматывание ниток

29-30

18.02.20

20.02.20

2

Формирование умения выполнять действия: захват, удержание, отпускание.

31-32

25.02.20

27.02.20

2

Формирование умения выполнять действия: захват, удержание, отпускание

33-34

3.03.20

5.03.20

2

Формирование умения выполнять действия вынимание.

35-36

10.03.20

12.03.20

2

Формирование умения выполнять действия вынимание.

37-38

17.03.20

19.03.20

2

Формирование умения выполнять действия складывание.

39-40

7.04.20

9.04.20

2

Формирование умения выполнять действия перекладывание.

41-42

14.04.20

16.04.20

2

Формирование умения выполнять действия перекладывание.

43-44

21.04.20

23.04.20

2

Формирование умения выполнять действия встряхивание.

45-46

28.04.20

30.04.20

2

Формирование умения выполнять действия встряхивание.

47-48

07.05.20

12.05.20

2

Формирование умения выполнять действия вставление.

49-50

14.05.20

19.05.20

2

Формирование умения выполнять действия вставление.

51-52

21.05.20

26.05.20

2

Формирование умения выполнять действия вращение.

53-54

28.05.20

2

Формирование умения выполнять действия вращение.

ИТОГО:

54 часа

Источник

Общественное объединение инвалидов

« Реабилитационный Центр «Самал»»

Коррекционно — развивающая программа

для детей с тяжелыми нарушениями в психофизическом развитии

Психолог: Карашашева Ж.Б.

Павлодар 2016г

Коррекционно — развивающая программа для детей с тяжелыми нарушениями в развитии

Пояснительная записка

Тяжёлое и множественное нарушение согласно данным отечественных и зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.

Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах своего сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям. Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида.

Исходя из вышесказанного, была разработана коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями в развитии.

Цель программы: развитие познавательной сферы и коррекция поведения детей с тяжелыми нарушениями в развитии.

Задачи программы:

  • социализация детей с тяжелыми нарушениями в развитии путем развития элементарных навыков самообслуживания;

  • коррекция неравномерного распределения способностей;

  • развитие умения применять учебный опыт в новых условиях;

  • развитие и обогащение коммуникативных средств общения.

Направления программы:

— формирование эмоционального контакта с психологом;

— формирование социально – бытовых навыков;

— формирование вербальных и невербальных средств общения;

— развитие общей и тонкой моторики;

— развитие произвольности психических процессов;

— оптимизация познавательных процессов в условиях бытовой деятельности.

Содержание программы

Программа охватывает важнейшие сферы развития, семь из которых отвечают функциональным сферам развития:

— имитация (подражание действиям взрослым).

— тонкая моторика.

— координация глаз и рук.

— познавательная деятельность.

— речь.

Дополнительно программа охватывает и такие сферы как:

— самообслуживание.

— социальные отношения.

— особенности поведения.

Программа реализуется по плану, который предполагает:

— предварительную диагностику и динамическое диагностическое обследование детей по завершению работы;

— обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла.

Программа состоит из 15 занятий, продолжительность каждого занятия 20-25 минут. В ходе проведения занятий  необходимо учитывать следующее: занятия проводятся индивидуально в присутствии одного из родителей.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Скорректированы психологические предпосылки к успешному обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).

  • Развита коммуникативная готовность к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия к инструкции)

  • Формировать, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • Скорректированы недостатки познавательной деятельности

  • Сформированы пространственно-временные ориентировки;

  • Сформирована способность эстетического восприятия окружающего мира во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

Коррекционно — развивающая программа для детей с тяжелыми нарушениями в развитии ориентирована на деятельность педагога-психолога в коррекционном учреждении, но может быть использована в практике дефектолога. В качестве развивающей программы может использоваться родителями под руководством соответствующих специалистов. 

Занятие № 1

  1. Упражнение «Повтори за мной» (имитация)

Цель: подражание при использовании различных предметов.
Действиям взрослого как условие социального опыта.

Содержание: сесть за стол с ребенком. Взять две погремушки. Одну погремушку дать ребенку. Сосредоточить внимание ребенка, двигая погремушкой на уровне его лица туда и обратно. Затем постучать ритмично по столу. Ребенок должен повторить ваши движения.

2.Упражнение «Найди игрушку под платком» (визуальное восприятие).

Цель: развитие визуального внимания, памяти, удерживания представления о предмете в течение короткого периода.

Содержание: Показать ребенку игрушку и дать с ней немного поиграть. Затем забрать ее, положить перед ребенком и быстро накрыть платком.

Ребенок должен отыскать игрушку.

3.Релаксация «Струна». Упражнение выполняется лежа на спине. Психолог по очереди поглаживает одну руку ребенка, потом другую.

Занятие № 2

1.Упражнение «Ладушки «

Цель: развитие моторики, координация движений, подражание действиям взрослого.

Содержание: Посадить ребенка перед собой, хлопать в ладоши и спеть песенку: «Ладушки, ладушки, мы были у бабушки». После взять руки ребенка и повторить песенку, хлопая в ладоши его руками. Постепенно ребенок должен выполнять упражнения сам.

2.Упражнение «Повтори за мной» (пространственный праксис)

Цель: подражание простым движениям рук без поддержки.

Содержание: Ребенку показываются движения рук «вверх»,
«в сторону», «вниз». Эти движения выполняются при помощи взрослого. Далее ребенок должен выполнить эти движения самостоятельно.

3.Релаксация: растяжка «Струночка». Исходная позиция – лежа на

спине. Психолог по очереди растягивает сначала руки, потом ноги.

Занятие № 3

1.Упражнение: «Поймай мяч»

Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности психических процессов, контроля за собственными действиями.

Содержание: Дать ребенку мячик. Встать перед ребенком на небольшом расстоянии и попросить его дать вам мяч. Такое же упражнение можно выполнять сидя на ковре (перекатывать мяч друг другу).

2.Упражнение: «Попьем из чашки»

Цель: формирование элементарных навыков самообслуживания, развитие произвольности, контроля за собственными действиями.

Содержание: 1. Встать за ребенком, взять чашку и поднести к его рту. 2.Встать за ребенком, подвести его руку к чашке, и поддерживать своей рукой, вплоть до легкого касания.

3.Релаксация: Растяжка «Звезда». Исходная позиция – лежа
на спине, а потом на животе. Слегка развести руки и ноги, а затем выполнить растяжки.

Занятие № 4

1.Упражнение: «Подними упавший предмет»

Цель: формирование учения понимать и выполнять простуюинструкцию,развитие контроля и произвольности.
Содержание: Психолог разбрасывает на ковре игрушки. Просит ребенка по очереди принести каждую игрушку.

2.Упражнение: «Колечко»

Цель: развитие мелкой моторики рук.
Содержание: Поочередно ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем.

3.Релаксация: «Солнышко»

Ребенок лежит на полу. Психолог легкими движениями рук поглаживает руки и ноги ребенка.

Занятие № 5

1.Упражнение: «Пирамида из колец»

Цель: развитие восприятия; цвета, величины предмета.
Содержание: Психолог ставит на стол стержень от пирамиды.
Берет одно кольцо и надевает его на стержень. Снимает кольцо
и опять надевает его на стержень. Просит ребенка сделать
то же самое.

2.Упражнение: «Собери маленькие предметы»

Цель: развитие тонкой моторики, контроля и произвольности.

Содержание: рассыпать мелкие предметы (фасоль, пуговицы) и по одной собирать в чашку.

3.Релаксация. Растяжка «Звезда». Исходная позиция – лежа
на спине, а потом на животе. Слегка развести руки и ноги, а затем выполнить растяжки.

Занятие № 6

1.Упражнение: «Посмотри на меня»

Цель: научить ребенка смотреть на того человека, который зовет его по имени.

Содержание: подойти близко к ребенку и пару минут повторять его имя. Всегда хвалить его, если повернет к вам голову. Если ребенок начинает реагировать, постепенно увеличивать расстояние между ним и собой, когда называете его имя.

2.Игра «Ку-ку».

Цель: совершенствование способности взаимодействия и зрительного контакта.

Содержание: сядьте напротив ребенка, чтобы ваши коленки касались его коленей. Поднимайте перед собой платок так, чтобы ребенок не мог вас видеть. Потом позовите ребенка, уберите платок и скажите: «ку-ку»! Повторите этот процесс много раз.

3.Релаксация.

Занятие № 7

Цель: закрепление усвоенных ранее навыков.

1.Упражнение: «Ладушки «.

2.Упражнение: «Повтори за мной» (пространственный праксис)

3.Релаксация.

Занятие № 8

1.Упражнение: «Держи ложку»

Цель: формирование элементарных навыков самообслуживания.

Содержание: Покажите ребенку ложку и привлеките его внимание к ней. Возьмите руку ребенка и так расположите его пальцы на ручке ложки, чтобы она охватила ее сверху своей рукой. А своей рукой поддержите руку ребенка, чтобы он не уронил ложку. Постепенно время увеличивается. Когда ребенок будет лучше контролировать ложку, уменьшите свою поддержку.

2.Упражнение: «Повтори за мной» (звуки)

Цель: развитие навыков взаимодействия.

Содержание: Ребенок спонтанно произносит звуки, копируйте его непосредственнои следите, ответит ли он на это, повторяя тот же звук. Если ребенок скопирует звук, повторите его еще пару раз, чтобы завязался контакт.

3.Релаксация.

Занятие № 9

1.Упражнение: «Поймай мяч»

Цель: закрепление усвоенных ранее навыков.

2.Упражнение: «Подражая касаться частей тела»

Цель: Формирование пространственных представлений.

Содержание: Сядьте напротив ребенка и обратите его внимание на себя. Коснитесь указательным пальцем своего носа и скажите: «Это нос». Попросите ребенка показать свой нос. Постепенно переходите на другие части тела.

3.Релаксация.

Занятие № 10

1.Упражнение: «Сложи башню»

Цель: Развитие восприятия цвета и формы предмета. Формирование пространственных представлений.

Содержание: Взять 4 кубика. Показать ребенку как строится башня (положить кубики друг на друга). Если ребенок не понимает задания, помочь ему положить каждый кубик друг на друга.

2.Упражнение: «Повтори за мной» (пространственный праксис)

3.Релаксация.

Занятие № 11

1.Упражнение: «Наш малыш» (психогимнастика)

Цель: Развитие мелкой моторики.

Содержание: согнуть пальцы в кулак, затем по очереди разгибать их.
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – наш малыш.

2.Упражнение: «Поймай мяч»

Цель: закрепление усвоенных ранее навыков.

3.Релаксация.

Занятие № 12

1.Упражнение: » Шалун»

Цель: Развитие мелкой моторики.

Содержание: Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей накормила.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил, свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. Следующие 4 строчки загибать пальцы. Со словами седьмой строчки брать мизинчик пальцами другой руки и слегка покачивать.

2.Упражнение: » Пирамида из колец»

Цель: закрепление усвоенных ранее навыков.

3.Релаксация.

Занятие № 13

1.Упражнение: «Подражать шуму предметов».

Цель: Развитие слухового восприятия, развитие умения понимать и выполнять простую инструкцию, подражать взрослым.

Содержание: Взять 1 предмет (колокольчик) и продемонстрировать ребенку шум, который ассоциируется с этим предметом. Затем дать предмет ребенку и коснуться его губ, чтобы он знал, что также должен подражать шуму и с другими предметами.

2.Упражнение: «Посмотри на меня»

Цель: закрепление усвоенных ранее навыков.

3.Релаксация.

Занятие № 14

1.Упражнение: «Открути крышку»

Цель: Развивать координацию обеих рук. Развивать понимание и выполнение простой устной инструкции.

Содержание: Поставьте на стол 3 банки. Покажите ребенку конфету и поместите ее в банку. Протяните ребенку банку и дайте понять, что он должен отвинтить крышку, делайте при этом воображаемые движения. Приведите руку ребенка в правильное положение и помогите ему отвинтить крышку и взять конфету.

2.Упражнение: «Подражать движениям по уходу за телом».
Цель: Развитие зрительного восприятия. Развитие моторики рук.

Содержание: Сядьте за стол напротив ребенка Ии положите в стороне расческу, мочалку и зубную щетку так, чтобы он мог видеть, сколько действий он должен выполнить. Возьмите расческу в руку и скажите » причесывай волосы». Медленно покажите на себе, а потом на ребенке. Повторяйте несколько раз, чтобы ребенок запомнил. Таким же образом поступите с мочалкой и с зубной щеткой.

3.Релаксация.

Занятие № 15

1.Упражнение: «Открой двери и ящики шкафов»

Цель: Повышение жизненно необходимой самостоятельности, тренировка мышц рук

Содержание: Убедитесь, что ребенок смотрит на Вас, и спрячьте его любимую игрушку в шкаф. Закройте дверь. Возьмите ребенка за руку, подведите к двери и помогите открыть ее.
Покажите игрушку и дайте ему с ней несколько минут поиграть.
Повторяйте это действие несколько раз, постепенно уменьшая свою помощь. Таким же образом научите его открывать ящики.

2.Упражнение: «Животные».

Цель: Развитие понимания речи взрослого, обозначения животных
(3 игрушки – собака, кошка, корова.)

Содержание: Покажите ребенку последовательно несколько игрушечных животных. Называйте каждое из них несколько раз, давая их, попросите: «Дай мне собачку?». Если ребенок даст вам не ту игрушку, исправьте его и попросите еще раз, до тех пор, пока не будет результата.

3.Релаксация.

Список использованной литературы

  1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.

  2. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Минск: Изд-во: БелАПДИ — “Открытые двери“, 1997 г.

  3. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Москва, 1999

  4. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. Москва, 1995

Источник