Программа развития для ребенка дошкольника слабослышащего

Создание условий для воспитания и развития
слабослышащего дошкольника в детском саду.
Когда в обычную группу детского сада приходит слабослышащий ребенок, перед воспитателями встает непростая задача: нужно так построить образовательный процесс, чтобы максимально извлечь пользу для этого ребенка, но при этом, не ущемляя прав других детей. Чтобы решить эту задачу – необходимо создать определенные условия для индивидуального развития такого ребенка.
«Закон об образовании в РФ гласит, что родители имеют право выбирать формы получения образования, формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Они имеют право на «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально – педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого – медико – педагогической коррекции». Создание таких условий – наша задача.
Основу теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями слуха составляют общедидактические принципы: сознательность, активность, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, научность, прочность, индивидуальный и дифференцированный подход.
Одна из основных целей работы со слабослышащими детьми – помочь ребенку адаптироваться в социуме, развить у него коммуникативные навыки, мышление, навыки межличностных взаимодействий, так как дальнейшее успешное обучение ребенка зависит не только от багажа знаний, но и от умения общаться, слушать и понимать речь.
Именно поэтому коррекционный процесс должен охватить все формы деятельности ребенка, учитывать его индивидуальность, его общее психоречевое и психомоторное развитие, его интересы и предпочтения.
ФГОС предусматривает организацию и оснащение центров активности. Это позволяет педагогам, воспитателям построить воспитательно– образовательную работу с детьми, учитывая их потребности, индивидуальные особенности.
В данной статье мы не будем писать обо всем материале, который есть (или должен быть) в центрах развития для работы со всеми детьми. Это займет слишком много времени и места. Мы отметим лишь дополнительный материал, который, несомненно, будет интересен всем детям группы и просто необходим для коррекционной работы с ребенком – инвалидом по слуху. Для удобства сразу распределим материал по центрам активности. На утреннем сборе необходимо использовать больше демонстрационного материала: картинки, схемы, пиктограммы, мнемотаблицы. С их помощью проводим и речевую работу: разучиваем потешки, загадки, стихи, приветствия. Часто используем пантомиму, пальчиковые игры, логоритмические упражнения, «театр жестов». Большое значение здесь приобретают другие виды коммуникации – поддерживающая, опорная (картинки, символы, мимика, жесты). Воспитателю ни в коем случае нельзя запрещать использовать жесты, ведь по мере того, как речь ребенка станет более развитой – жестов будет меньше. Для развития слухового внимания нужно использовать не только речевые упражнения, но и неречевые звуки (хлопки, стук, щелчки, звуковые игрушки, музыкальные инструменты). Очень хороший результат показывают кинезиологические упражнения (например, Су – Джок терапия). Использование инновационных методов развития речи (синквейн, игры с песком, сказкотерапия, мнемотаблицы, точечный массаж и др.) является очень эффективным средством для развития речи всех детей и слабослышащих, в частности.
Вернемся к оснащению центров активности, перечислим некоторые приемы работы с детьми с нарушением слуха.
Центр ИЗО: используем схемы – последовательности рисования, лепки, аппликации, складывания и конструирования из бумаги; игрушки и предметы для игры «Ощупай и слепи», «Ощупай и нарисуй». Хороший результат дают карточки – слова к упражнению «Нарисуй картинку по опорным словам». Хорошо использовать приемы «Работаем рядом», «Работаем вместе», «А я умею так».
Центр литературы: магнитные доски с буквами, звучащие книги, картинки для рассматривания по методике «Образ и мысль», дидактические игры «Цепочка слов», «Продолжи сказку», «Расскажем по-очереди», «Книжка рассыпалась».
Центр строительства оснащаем большим количеством схем построек (зданий, мостов, транспорта, животных).
В центре ролевой игры располагаем атрибуты для игр драматизаций, пальчиковый кукольный театр, перчаточный театр.
Центр настольных игр дополняем звуковыми музыкальными игрушками, инструментами, шумовыми игрушками – самоделками. Здесь может быть и настольный кукольный театр, и теневой театр. Сюда же вносим магнитную доску с цифрами, «Игру Никитина», «блоки Дьенеша», «Палочки Кюизинера», «Чудесный мешочек», игра «Прищепки», «Волшебные рамки и вкладыши Монтессори», «Шумящие коробочки».
Еще один немаловажный прием! Индивидуальные занятия со слабослышащими детьми можно и нужно проводить в разных условиях.
Слуховая тренировка (упражнения) проводится в тишине, когда вопросы и задания даются ребенку, находящемуся напротив педагога, т.е. «лицом к лицу».
В специально осложненных условиях (в группе, где играют дети) при наличии шумов; в разных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессе хождения по группе).
В комфортных условиях (т.е. в тишине), но при наличии нескольких поочередно говорящих людей (ребенок должен отвечать или выполнять задание одного из взрослых).
Коррекционная работа в детском саду со слабослышащими детьми ведется совместно с педагогами – специалистами. В первую очередь, это учитель – логопед (звукопроизношение, речевое дыхание, звуковая культура речи, артикуляционная гимнастика, начальная грамотность, схемы слов, звуки, буквы, слоги и т.д)
Большая работа ведется учителем музыки (пропевание высоких и низких звуков, подбор песенок – распевок, ритмический рисунок, музыкальные инструменты, движения).
Учитель физкультуры подбирает индивидуальные физические упражнения, движения, подвижные игры, учитывая физические возможности ребенка.
Учитель татарского языка работает над произношением, разучивает слова, песенки, считалки, предоставляет наглядный материал и дидактические игры для работы с ребенком.
Педагог- психолог наблюдает за психическим развитием и корректирует психо- эмоциональное состояние ребенка; развивает внимание, слуховое и зрительное восприятие, мышление, память.
Здесь представлена лишь малая доля возможных игр, пособий. Насыщение центров активности зависит от педагога, от его фантазии, желания, умения работать с детьми с нарушением слуха. И цель оправдывает средства!
Литература.
Головчиц Л.А. «Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексным) нарушением развития».
Лопатина Л.В. «Примерная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Леве А. «Развитие слуха в игре».
Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии».
Головчиц Л.А.» 2003г. «Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей».
Источник
Наталья Ложенко
Система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение слуха
В настоящее время, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений увеличилось количество детей со сложными (комплексными) недостатками развития. В нашем детском саду существует группа комбинированного вида для слабослышащих детей.
Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается.
Коррекционно-развивающая работа, со слабослышащими детьмистроится с учетом следующих нормативных документов:
Конвенция о правах ребенка
Декларация о правах ребенка
Декларация о правах инвалидов
Гарантии прав ребенка
Конституция РФ
Приказ о внедрении ФГОС ДО
В работе,мы используем следующие программы:
Основные –
«Программа воспитания и обучения детей в детском саду. От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
«Программа воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» под ред. Головчиц Л. А.
Парциальные –
«Примерная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» под ред. Л. В. Лопатиной
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР 3-7 лет» Н. В. Нищева;
«Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР» под ред. С. Г. Шевченко
Система коррекционно-развивающей работы построена с учетом задач дошкольного образования, закономерностей развития детей дошкольного возраста, особенностей психического развития детей с комплексными нарушениями развития в возрасте 4-5 лет, обусловленных характером и структурой нарушений; требованиями ФГОС ДО.
Коррекционно-развивающая работадолжна обеспечить целостность, комплексность, и всестороннее развитие ребенка.
Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется через коррекционный комплекс,который состоит из 5-ти блоков:
1 блок – диагностический – первичное обследование, систематические этапы наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития.
Включает:
психологический аспект – изучение уровня умственного, речевого, моторного развития; особенности гнозиса и праксиса; межанализаторного взаимодействия; пространственно-временных отношений; характера произвольной деятельности дошкольника.
педагогический аспект – выявление трудностей формирования ЗУНов, определение этапа, на котором эти трудности возникли, определение условий их преодоления.
2 блок — коррекционно-развивающий –представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
3 блок – аналитический – обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценить эффективности коррекционного воздействия
4 блок – консультативно-просветительский и профилактический – оказание помощи педагогам и родителям ввопросам обучения и воспитания ребенка.
5 блок – организационно-методический – работа с документацией.
Нашу группу комбинированного вида составляют 12 воспитанников: 4 ребенка с нарушением слуха, 2 – ОНР, 6 – норма.
Система работы построена в соответствии с нагрузкой и графиком работы. (сетка занятий)
При организации коррекционно — педагогического процесса в группе
учитываются особенности психофизического состояния
воспитанников и обращаем внимание на внешние признаки утомления: подавленность, вялость, раздражительность либо повышенную возбудимость и т. д.
С целью профилактики переутомления детей чередуем
занятия, требующие от детей умственного напряжения, с занятиями
физкультурно — оздоровительного и эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В середине каждого занятия, проводим физкультминутку.
В течение дня необходимо предусматриваем сбалансированное
чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности и отдыха детей.
Индивидуальная и подгрупповая работа проводится с детьми каждый день.
На индивидуальных занятиях выноситься материал из разных разделов работы, вызывающий наибольшие затруднения у каждого из воспитанников группы. Занятия по различным разделам Программы чередуются. Например, в течение недели могут чередоваться индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с занятиями по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. Необходимость проведения индивидуальной работы по тем или иным разделам Программы определяется учителем — дефектологом в зависимости от уровня усвоения воспитанников программного материала
Вся работа проводится в тесном взаимодействии учителя-дефектолога с воспитателями.
В содержании коррекционно-педагогической работы выделяются несколько разделов, каждый из которых включает решение как воспитательных и образовательных задач, так и коррекционных, направленных на преодоление некоторых особенностей в формировании различных сторон психического развития дошкольников с нарушенным слухом.
«Развитие речи» является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения.Основными задачами являются: развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова.
Важные коррекционные задачи решаются в процессе развития слухового восприятия и обучения произношению, целью этой работы является формирование навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников направлена на развитие остаточного слуха: дети обучаются восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.
Обучение произношению предполагает: создание потребности в устном общении; формирование приближенной к естественному звучанию устной речи;
Так же, как и их нормально развивающиеся сверстники, дети с нарушениями слуха овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Особое значение придается обучению игре. Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, умение отражать в играх действия людей и их отношения, разворачивать и обогащать сюжеты игр.
Важной задачей, связанной с художественно-эстетическим развитием, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическоеразвитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, в свободной деятельности, в семье проводится целенаправленное обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха развивается интерес к труду взрослых, происходит приобщение к элементарной трудовой деятельности. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы.
Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы со слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений и речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости.
Помимо занятий, ребята каждое утро занимаются дыхательной гимнастикой по Стрельниковой, артикуляционной гимнастикой, су-Джок терапия.
В обязательном порядке утренняя гимнастика и физкультурно-оздоровительные игры.
Занятия на свежем воздухе, подвижные игры, трудотерапия.
В нашей группе так же проводится кружковая работа:
«Лопотушки» — логоритмика
«Бумажное волшебство» — оригами
«Приключение Свотофора» — ПДД
В настоящее время мы ведем работу над проектом «В гостях у сказки».
Не смотря на то, что слабослышащие дети имеют свои особенности, они испытывают значительные затруднения в общении с окружающим их миром, они принимают активное участие во всех мероприятиях проводимых в детском саду.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Согласовано: на методобъединении учителей начальных классов и воспитателей ГПД Руководитель МО ____/ / Протокол №____ от «___»________20г. | Согласовано: Зам.директора по УВР _____. «___»________20г. | Утверждаю: Директор ______. Приказ №____ от «___»________20г. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
для детей с нарушением слуха
в работе с учеником 3 класса
на _____учебный год
направление:
сопровождение детей с особыми потребностями
Составила:
Педагог- психолог
ФИО
г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательными учреждениями», в соответствии нормами СанПиНа.
Данная программа разработана для детей с нарушением слуха. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей ученика.
Программа является модифицированной и базируется на основных методических материалах:
Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях «Инклюзивное образование» Москва, 2012
О.Ю. Пискун Коррекция эмоционально-волевого и когнитивного развития детей с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения Новосибирск 2005
Татьяна Аржакаева « Психологическая азбука»
Актуальность программы:
За последнее время увеличилось количество обращений родителей детей с нарушением слуха. Нарушение функций слухового анализатора приводит к недоразвитию речи, т.е. первичный дефект порождает вторичный. Речь, как важнейшая психическая функция напрямую зависит от слуха. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, отсутствие речи нарушает мыслительную деятельность. Эти нарушения приводят к общему недоразвитию познавательной сферы (внимание, память, мышление), сенсорной сферы (восприятие, мелкая и крупная моторика), сложности в общении. Поэтому важной и острой стала проблема разработки психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками слуха в процессе обучения их в общеобразовательной школе.
При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.
Цель программы:
оказание помощи детям с нарушениями слуха в овладении необходимыми знаниями и навыками развития связной речи (коммуникативности).
Задачи программы.
1. Развитие различительной функции в определении основных ощущений.
2. Развитие восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.
3. Развитие самоконтроля на начальном этапе.
4. Развитие притязания на признание своего «Я».
5.Возможность овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и еѐ временно-пространственной организации; осмысления своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
Программа психологического сопровождения детей с нарушением слуха представляет собой комплекс специальных психологических занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности, таких как механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость и объем внимания, развитие мыслительных операций.
Адресат:
ученик 3ого класса обучающийся по программе ЗПР. У ученика нарушение звукопроизношения, 2-я степень тугоухости.
Объем программы. Программа рассчитана на 37 занятия в течение учебного года.
Формы занятий: индивидуальная.
Форма работы. 1 раз в неделю.
Время поведения индивидуальных занятий: 60 минут.
Распределение времени по темам программы дано ориентировочно. Психолог может осуществлять корректировку, также в количество учебных занятий (часов) могут быть внесены изменения, в связи с объявлением дополнительных праздничных дней, и в изменении дня недели проведения занятий во втором полугодии.
Структура и содержание основных направлений работы
1.Диагностическое направление. Проведение индивидуальной и сбор анамнестических данных. Диагностическое обследование ребенка проводит каждый специалист.
2.Коррекционно-развивающее направление. Индивидуальные занятия с учеником.
3.Консультативное направление. Консультация родителей, педагогов по диагностике, сопровождению детей.
4.Инживидуально-просветительское направление.
5.Профилактическое направление. Физкульт.минутки, пальчиковая гимнастика, подвижные паузы.
Методы и приемы:
-психогимнастика;
-игры;
-упражнения;
-рисование
— метод тактильного опознания предметов.
— метод звукодыхательных упражнений.
— релаксационный метод.
Материально-техническая база:
помещение для проведения занятий;
наличие специализированных методических материалов, пособий;
диагностический инструментарий.
Поощрения
В качестве поощрения используются аплодисменты, сопровождающие успешное выполнение упражнения. Так же могут использоваться «смайлики», за каждое выполненное задание, за каждую верную мысль – выдается «смайлик», в конце занятия ведется подсчет заработанных «смайликов».
Программа предполагает мониторинг результатов работы. Он проводится по этапам: входная (стартовая) диагностика, промежуточная диагностика, итоговая диагностика.
Аналитический (итоговый) этап
Этот этап необходим для определения эффективности коррекционной работы. Закончив индивидуальные занятия с ребенком, психолог проводит итоговую диагностическую работу.
Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при углубленном исследовании.
Полученные результаты помогают разработать рекомендации для участников образовательного процесса, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Проблема, над которой работает психолог: развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления), обучение способам саморегуляции.
Предполагаемы результат: данная программа помогает снизить уровень тревожности, формирует эмоционально-позитивное настроение, активизирует познавательное развитие, совершенствует навыки учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.
Список литературы
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.
«Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование». МГППУ 2012.
Леогард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Серия инклюзивное образование. МГППУ. 2011.
Кулакова Е.В., Любимова М.М. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе/Сб.Инклюзивное образование, выпуск1. М.: Центр «Школьная книга»,2010.
Тематический план коррекционно-развивающих занятий
Содержание занятий | Кол.во часов | Дата | ||
Раздел I. Развитие различных видов чувствительности | ||||
1. | Развитие основных видов чувствительности: а) вкусовых и обонятельных ощущений б) зрительного восприятия в) анализа и синтеза при зрительном восприятии | 1 | ||
2. | Развитие кинестетических и статических ощущений и восприятий: а) осмысление совершаемых движений и их «оречевление» б) выполнение специальных игровых упражнений в) развитие двигательной деятельности и произношения | 1 | ||
3. | Развитие тактильно-вибрационных ощущений: а) тактильных и температурных ощущений б) различение вибрационных ощущений в) слуховое восприятие, произношение и тактильно- вибрационная чувствительность г) элементы ритмических занятий | 1 | ||
Раздел II. Развитие восприятия | ||||
Развитие способностей к фонематическому различению | ||||
1. | Совершенствование способности цветовосприятия | 1 | ||
2. | Развитие точности восприятия | 1 | ||
3. | Развитие временных представлений | 1 | ||
4. | Развитие пространственных представлений | 1 | ||
Раздел III. Развитие внимания | ||||
1. | Увеличение объема | 1 | ||
2. | Распределения | 1 | ||
3. | Усиление концентрации и устойчивости | 1 | ||
4. | Тренировка переключения | 1 | ||
5. | Тренировка распределения и избирательности | 1 | ||
6. | Развитие произвольного внимания | 1 | ||
Раздел IV. Развитие памяти | ||||
1. | Развитие способности воссоздавать мысленный образ | 1 | ||
2. | Создание мысленных образов и их эмоциональная окраска | 1 | ||
3. | Тренировка зрительной памяти | 1 | ||
4. | Осознание визуального материала | 1 | ||
5. | Пробуждение «чувства деталей» | 1 | ||
6. | Осознание словесного материала | 1 | ||
7. | Развитие воображения и памяти | 1 | ||
8. | Развитие слуховой памяти | 1 | ||
Раздел V. Развитие мышления | ||||
1. | Обобщение на наглядной основе | 1 | ||
2. | Зависимость развития мыслительных операций от объяснения принципов решения | 1 | ||
3. | Понимание причинно-следственных отношений | 1 | ||
4. | Оперирование отдельными признаками предметов | 1 | ||
5. | Обобщение и конкретизация житейских понятий | 1 | ||
6. | Группировка объектов по одному признаку | 1 | ||
7. | Группировка объектов по двум признакам | 1 | ||
Раздел VI Развитие произвольного поведения | ||||
1. | Развитие умения соблюдать правила | 1 | ||
2. | Развитие умения действовать по образцу | 1 | ||
3. | Развитие умения действовать по правилу | 1 | ||
4. | Развитие саморегуляции и самоконтроля | 1 | ||
Раздел VII. Развитие воображения | ||||
1. | Развитие творческих способностей | 1 | ||
2. | Развитие способности конструировать | 1 | ||
3. | Развитие невербального воображения | 1 | ||
4. | Развитие воссоздающего воображения | 1 | ||
5. | Развитие творческого воображения | 1 |
Источник