Программа развитие творческих способностей ребенка

лариса макарова
Программа развития творческих способностей детей

https://www.schoolage.ru

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Светлячок» станица Преградная»

Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Разработала: воспитатель МКДОУ «Детский сад № 1 «Светлячок» Макарова Л. А.

ст. Преградная

Паспорт программы развития творческих способностей детей

Наименование Программы Программа развития творческих способностей детей «Развитие творчества в игре»

Предпосылки создания Программы Основные положения теории Л. С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, концепция модернизации Российского образования.

Разработчики Программы Воспитатель МКДОУ № 1 детского сада «Светлячок»

Исполнители Программы Коллектив педагогов МКДОУ № 1 детского сада «Светлячок»

Участники проекта Воспитанники, родители воспитанников МКДОУ № 1 детского сада «Светлячок», воспитатели групп, педагоги дополнительного образования (изобразительной, театрализованной деятельности, физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Цели и задачи Программы Главная цель Программы – развитие творческих способностей воспитанников, готовых преобразовать мир, сделать его красивее и интереснее.

Задачи программы:

• сохранение и развитие единого образовательного пространства дошкольного учреждения;

• создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной самореализации и самоопределения;

развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, коммуникативных навыков воспитанников дошкольного учреждения;

• создание и совершенствование предметно-развивающей среды дошкольного учреждения;

• совершенствование системы управления педагогическим коллективом.

Система управления реализацией Программы Управление реализацией Программы осуществляет Совет педагогов МКДОУ № 1 детского сада «Светлячок», который вносит изменения и уточнения в проекты по реализации программных мероприятий, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей, запрашивает у лиц, ответственных за выполнение мероприятий, сведения о ходе выполнения Программы. Итоги выполнения Программы предоставляются в Совет педагогов дошкольного учреждения, отдел образования

Ожидаемые результаты от реализации Программы • Обеспечение возможности использования преимущества вариативной системы образования, выбора образовательных программ, в том числе за счет интеграции общеобразовательной школы с учреждениями дошкольного, дополнительного и профессионального образования;

• Апробация и внедрение в практику работы педагогического коллектива авторских и парциальных программ, направленных на художественно-эстетическое, музыкальное, эмоционально-социальное развитие ребенка;

• Существенное обновление и укрепление материально-технической базы дошкольного учреждения;

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии;

Развитие коммуникативных навыков детей, установление контактов между детьми, родителями и педагогами;

• Создание условий в дошкольном учреждении для саморазвития и самореализации воспитанников.

В таблице 1 представлен перспективный план по реализации данной Программы.

Таблица 1

Перспективный план по реализации Программы

Содержание работы Ожидаемые результаты Способы контроля результатов

1. Реализация Программы развития творческих способностей в игре.

2. Повышение качества образования дошкольников. Развитие у детей творческих способностей в различных видах деятельности.

3. Проведение семинаров, конференций по обмену опытом. С помощью комплексных занятий развить в детях воображение, фантазию, развить умение анализировать. Диагностирование детей, выступление на общем родительском собрании, на заседании педагогического совета МДОУ.

Обработка данных. Соотнесение результатов реализации Программы с поставленными целями. Подготовка и формулировка выводов на основе результатов. Распространение опыта работы. Подготовка методических рекомендаций и пособий. Участие в НПК. Отчет на общем родительском собрании, на заседании педагогичес-кого совета МАДОУ.

Данная Программаоснована на принципах:

–непрерывности и преемственности педагогического процесса: подготовка творческой личности – процесс длительный, поэтому его необходимо начинать как можно раньше. В нашем дошкольном учреждении учебный процесс начинается с двухлетнего возраста, когда дети более всего восприимчивы к новому, когда нет стереотипов мышления. Каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением, что вносит новизну и не снижает интереса воспитанников, тем самым осуществляется усложнение темы и переход развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса;

–интеграции: познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных областях знаний. «Вывести» ребенка на творчество можно через любой из видов деятельности;

–личностной ориентации: каждый воспитанник детского сада должен чувствовать себя комфортно,а именно: в детском саду создана атмосфера педагогического оптимизма; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности; сняты по возможности все стрессообразующие факторы воспитательного процесса.

Таким образом, основными приоритетными направлениями Программы «Развития творчества в игре» МКДОУ № 1 детского сада «Светлячок»являются:

Повышение разнообразия и качества предоставляемых услуг дошкольного и дополнительного образования в соответствии с потребностями воспитанников и их родителей.

Обновление содержания и технологий дошкольного образования.

Использование новых обучающих систем и педагогических технологий.

Создание развивающей среды дошкольного учреждения.

Развитие творческих способностей детей через игровую деятельность и интеграцию с другими видами деятельности.

Предлагаемая Программа предназначена для воспитателей и педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов.

К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры; игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни, а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка.

Однако не все ситуации и события могут быть реализованы в игре через роль (то есть набор действий и высказываний, специфичных для какого-то лица). Поэтому на определенном этапе развития ребенка (при расширении знаний и представлений об окружающем мире) роль начинает мешать творческому построению сюжета игры детьми. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка замечается стремление не только к повторению в игре действий и отношений других людей, но и к творческому воссозданию, придумыванию событий, участником которых он хотел бы быть сам.

Такое желание детей может быть реализовано в игре только при условии того, что ребенок выйдет за пределы построения игры с помощью роли и овладеет способами творческого построения сюжета.

В своих играх дети старшего дошкольного возраста уже почти не используют предметы-заместители, так же как и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем изображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

Творческие игры детей старшего дошкольного возраста уже более сложные как по содержанию, по использованию средств отображения реальной жизни, так и по их организации. Часто это длительные творческие игры, то есть, игры, в которые дети играют долгое время (неделю, две, месяц и т. д., постоянно развивая сюжет, усложняя содержание игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей, отражающие их психическое развитие. Содержание этих игр преимущественно связано с современной жизнью или с наиболее любимыми сказками, рассказами, мультфильмами.

Возникающие в воображении ребенка образы, ситуации, действия он реализует в своих играх. Наличие воссоздающего воображения у детей старшего дошкольного возраста способствует тому, что их игры становятся богаче по содержанию, интереснее и увлекательнее по выдумке, замыслу. Построение образов приобретает творческий, сознательный, активный характер. Ребенок не просто копирует, воссоздает жизнь такой, какая она есть, а в изображении тех или иных ситуаций, персонажей вносит много изменений, своих элементов, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием выдуманных историй (сказок, рассказов, мультфильмов). Воображение детей становится активным и имеет целенаправленный характер. Ребенок создает образ или воображаемую ситуацию в зависимости от задач, которые он ставит сам себе (в игровой деятельности) или, которые перед ним ставит взрослый.

Творческое воображение старших дошкольников, которое представляет собой сложную переработку полученных представлений, дополнение одних образов элементами других, — это необходимая ступень в развитии подлинного творческого воображения. И мы, взрослые – родители, психологи, воспитатели и др. — должны поддерживать и поощрять его развитие.

Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления и воображения игры-путешествия, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, – что дети читают стихи, поют песни. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес. Игры-путешествия можно проводить в любом месте, где есть пространство. Они не требуют специальной подготовки, так как допускают бесконечную импровизацию с учетом знаний детей. Важно играть только до тех пор, пока детям интересно и их внимание сконцентрировано. Закончить игру можно в любом месте, а в следующий раз продолжить.

В процессе игры важно принимать любые дополнения и предложения детей. Опираясь на воссоздающее воображение, можно развивать и творчество. Несколько игр-путешествий, этюдов, игр-импровизаций, мини-этюдов и игр-бесед включены в эту Программу.

Этюды дают взрослому представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.

Детализация описания предмета, действия, события для конкретного ребенка или группы детей позволяет достаточно долго поддерживать интерес и внимание даже детей с задержкой психического развития.

Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры развивают эмпатию, учат быть внимательными, развивают память, мышление, любовь к природе, диалогическую речь. В процессе беседы необходимо придумывать вместе с детьми ситуации, фантазировать. Данные игры можно проводить индивидуально или с группой детей, на занятиях или вне их.

Игры-импровизации можно использовать, на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Вхождению в образ помогает музыка, которую подбирают в соответствии с характером изображаемого объекта, действий. Взрослый только описывает ситуацию, но ничего не показывает, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкального слуха, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение. Взрослый поощряет оригинальность, непохожесть, поиск, комментируя действия детей.

Мини-этюды чаще используются для того, чтобы собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Объекты изображения очень просты, доступны. Воссоздающее воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику.

Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.

Воспитатели могут включать предложенные игры в занятия, что будет способствовать улучшению развития у детей способности фантазировать, понимания закономерностей, облегчит решение сложных проблемных ситуаций.

Психологи могут использовать предлагаемые упражнения в групповых занятиях или на индивидуальных встречах.

Родители могут использовать задания, которые можно выполнить дома с ребенком. Эти задания помогут родителям глубже понять своего ребенка.

Основные формы работы с воспитанниками:

Игры-путешествия; Этюды; Игры-беседы; Игры-импровизации; Опыты, экспериментирование; ТРИЗ.

Источник

Наталья Калинина
Программа «Развитие творческих способностей у детей»

Продолжение

АРМАВИРСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО * ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

на программу реабилитации «Развитие творческих способностей у детей» воспитателя государственного учреждения социального обслуживания населения Краснодарского края «Армавирский центр социальной помощи

Одним из важных звеньев в системе социально-педагогической помощи детям является разработка программ социального образования.

Структура представленной программы соответствует предъявляемым требованиям к составлению данного вида разработок.

В пояснительной записке педагогом чётко сформулированы цель и задачи программы.

Программа направлена на развитие адаптивных возможностей и творческого потенциала детей.

Программой предусмотрены не только теоретические, но и практические занятия. В ходе реализации программы дети знакомятся с различными видами живописи и техниками изобразительной деятельности.

Такой подход позволит в процессе реализации программы решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи в комплексе.

Данная программа может быть использована как один из вариантов подготовки воспитанников социально-реабилитационного центра к самостоятельной жизни.

РЕЦЕНЗИЯ

семье и детям «Доверие» Калининой Н. Ю.

/Шевченко JI.E.

Рецензия составлена 16 июня 2009г.

Рецензент: к. п. н., зав. кафедрой педагогики и управления

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Деятельность воспитателя в условиях центра социальной реабилитации инвалидов и детей — инвалидов Кировского района Санкт-Петербурга направлена на коррекцию трудностей развития детей, так и на обеспечение необходимых условий для их социализации в обществе.

Творческую активность детей, педагог создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом участия ребенка в творческом процессе, что связанно с непрерывным ростом человеческого в человеке, обеспечивающим ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, развития многих психических процессов, что особенно ценно, воображение.

При организации работы по формированию художественных способностей детей большое внимание уделяется социально-эмоциональному развитию, и через различные способы и формы ребенок включается в освоение художественного опыта, пробует себя в качестве художника-творца.

Как показывает опыт работы в учреждении, детям нравятся нетрадиционные занятия, используемые при проведении реабилитационных мероприятий.

Для достижения данной цели была составлена программа реабилитационнокоррекционных занятий «Развитие творческих способностей у детей».

Программа «Развитие творческих способностей у детей» направлена на развитие адаптивных возможностей, творческого потенциала ребенка. Данная программа предназначена для проведения групповых и индивидуальных занятий с детьми от 4-16 лет, испытывающие трудности в адаптации и общении.

Цикл занятий рассчитан на период реабилитации 35 дней (по 3 занятия в неделю).

Цель программы: способствовать развитию адаптивных возможностей,

постижение ребенком духовного содержания искусства, его образного языка и возможностей различных, художественных материалов.

Задачи:

развитие мелкой моторики рук, зрительно — двигательной координации;

— помочь ребенку найти свое понимание цвета и научиться с его помощью выражать свое эмоции и чувства.

— духовно развивать личность, воспитывать эмоциональную чуткость. Организация занятий

На занятиях ребенок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия с миром искусства, с детьми, с педагогом.

Первый этап — вхождение в занятие;

Второй этап — познавательный (дидактические игры, работа с таблицами); Третий этап — практический;

Четвертый этап — завершающий (физкультминутки, игры, упражненеия).

Калинина Н. Ю., воспитатель

Тематический план по программе «Развитие творческих способностей у детей»

№ Тема занятий Количество часов

1 Знакомство с красками 1

2 Теплый и холодный цвет 1

3 Какого цвета радуга 1

4 Поздняя осень. 1

5 Волшебные краски осени. 1

6 Рисование по представлениям осеннего дерева и кустарника. 1

7 «Однажды хозяйка с базара пришла.» 1

8 Консервируем фрукты 1

9 «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем». 1

10 Игрушки 1

11 Магазин игрушек 1

12 Это Я 1

13 «Шустрые мячики». 1

14 «Матрешки — крошки». 1

15 «мы улыбаемся друг другу». 1

16 «Мы идем знакомиться с соседями». 1

17 «Я люблю пушистое, я люблю колючие» 1

18 «Животные, которых я сам придумал» 1

19 «Цыплята» 1

20 «Черепаха на прогулке» 1

21 «Избушка трех медведей» 1

22 «Приглашаем снегирей Съесть рябину поскорей» 1

23 «Дорога для машин» 1

24 «Автобус для зверят» 1

25 «В машине, машине Шофер сидит. Машина, машина Идет, гудит» 1

26 «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход!» 1

27 «Тили-тили- тили — бом! Загорелся Кошкин дом». 1

28 «Пожарная лестница». 1

29 «Шоколадные конфетки очень любят наши детки». 1

30. «Бантик для именника». 1

31 «Зеленое царство». 1

32 «Божьих коровок скорее слепите! Деревья наши от тли спасите!» 1

-) -> JJ «Дождик босиком по земле прошел.» 1

34 «Бережливым будь с водой, Хорошенько кран закрой!» 1

35 «Бережливым будь с водой, Хорошенько кран закрой!» 1

Организация занятий.

На занятии ребенок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия с миром искусства.

Первый этап — вхождение в занятия.

Второй этап — познавательный, работа с таблицами.

Третий этап — практический.

Четвертый этап — завершающий.

Калинина Н. Ю., воспитатель.

Результаты работы по программе Данная программа апробируется в учреждении в течение 2 лет. За это время проведены групповые и индивидуальные занятия с 250 детьми. В результате дети научились четко воспринимать цвет, цветовые отношения и их взаимодействие на настроение, повысилась творческая активность; улучшалась мелкая моторика, зрительная активность.

Методические рекомендации воспитателю по проведению занятий. Воспитатель знакомит детей с особенностями работы художника, который прежде чем нарисовать вещь, внимательно изучает.

Чтобы нарисовать предмет, нужно представить ее. Это нужно четко знать и художнику и ребенку.

Последовательность рисунка: выполнение детального рисунка, первая

прокладка цветов предметов, цвет составляется на палитре, проработка и уточнение деталей.

Со стороны педагога требуется способность к импровизации, поиск методов воздействия с учетом интересов и потребностей ребенка. Занятие по форме скорее напоминает театр одного актера, педагога — актера — импровизатора, который чутко регулирует атмосферу занятия, его деловой настрой, нацеливает весь ход занятия и деятельность маленьких художников на решение поставленных задач. В конечном итоге успех любого занятия во многом будет зависеть от интуиции педагога, от его умения использовать любую неожиданную ситуацию в педагогических целях.

Занятие №1

Тема: Знакомство с красками.

Цель:

1. Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, любоваться красотой предметов, формой, цветом.

2. Развивать желание рисовать кистью.

Материал: лист белой бумаги, вода, акварель, кисти.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово воспитателя.

Мы с вами отправляемся в путешествие к волшебным краскам. В стране волшебных красок жили — были три короля — красный король, синий король, и желтый король. Они могли делать чудеса, когда встречались с друг другом. Первую остановку сделаем в стране «Акварелька».

Акварель — это водяные краски, растертые на легкорастворимых водой прозрачных клеях. Акварель легко смывается водой.

Упражнение 1. Ровное покрытие одним цветом.

Упражнение 2. Растяжение цвета от светлого к темному.

Упражнение 3. Вливание цвета в цвет.

Внимание! Чтоб краски были всегда чистыми, перед тем как брать новую краску, кисть нужно промыть водой. Воду в баночке нужно периодически менять.

Упражнение 4.Работа кистью: всем ворсом и концом кисти.

3. Физкультминутка.

4. Рисование солнца всем ворсом.

5. Итог занятия.

Занятие № 2

Тема: Теплый и холодный цвет.

Цель:

1 .Начать формировать навыки и умения организации рабочего места (правильно пользоваться кистями, водой, палитрой).

2. Создать обстановку праздничного восприятия познаваемого.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово воспитателя.

Цвета делятся на теплые и холодные. В теплых цветах преобладают оттенки желтого и красного. Теплые цвета напоминают нам темпо, огонь. Холодные цвета напоминают о холоде, о снеге. К холодным цветам относятся синий, голубой, фиолетовый. Желтый, красный, синий — основные цвета. Черный, серый, белый — ахроматические цвета. Смешивая основные цвета, получаем новые, которые называются производные.

Упражнение 1. Смешивая красный плюс желтый получается оранжевый.

Упражнение 2. Смешивая желтый плюс синий получается зеленый.

Упражнение 3. Смешивая синий плюс, красный получается фиолетовый.

Запомни, какие производные цвета получается при смешивании основных цветов. Все цвета радуги без черного, серого, белого называются хроматическими.

3. Физкультминутка.

4. Рисование. Рисуем цветную цепочку, соблюдая последовательность красок цветового круга.

5. Итог занятия.

1. Сколько основных цветов в живописи ты знаешь? Назови их.

2.Объясни значение терминов: «основные цвета», «контрастные цвета».

Занятие №3

Тема: Какого цвета радуга?

Цель:

1. Формирование навыков, умение организовывать рабочее место.

2. Создание обстановки праздничного восприятия познаваемого.

3. Воспитывать навыки культурного общения.

Материал: бумага белая, вода, акварель, кисти.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово воспитателя.

Первую часть занятия отвожу организации рабочего места ребенка, формирование навыков раскладки красок и разведение их водой. Когда трудности организации рабочего места преодолены, приступаю к беседе о лете. Беседа о лете — продолжение начатого разговора с детьми на прошлых занятиях. Это облегчает задачу, дает возможность ближе подойти к главному в беседе — рассказам детей о радуге. Какая она? Дети вспоминают названия всех цветов радуги, в какой последовательности они располагаются (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Общий тон беседы приподнятый, мажорный. К воссозданию увиденной радуги — редкому явлению в природе подходим с большим тактом и чувством.

3. Физкультминутка

4. Рисование. Рисуем радугу.

5. Итог занятия.

1. Объясни значение термина «основные цвета».

2. Назови, какие цвета относятся к «теплым цветам».

Источник