Программа раннего развития ребенка от 6 месяцев
Ксения Будникова
Программа развития детей от 3 до 6 месяцев
ПРОГРАММА от 3 до 6 месяцев
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ
Игра: «Твоя улыбка». («Развивающие игры для детей от 0 до года», стр. 128)
Цель игры: выработка навыков общения, установление эмоционального контакта, доверия к окружающему миру.
Ход игры: перед игрой возьмите малыша на руки, поговорите с ним ласковым голосом, улыбнитесь. Постелите одеяло на пол, положите ребёнка на него, сядьте рядом со своим крохой, возьмите в руки его ладошки, помассируйте их и такт песенке осторожно размахивайте ручками, напевая:
От улыбки станет всем теплей.
И слону, и даже маленькой улитке,
Так пускай повсюду на земле,
Словно лампочки включаются улыбки.
И тогда, наверняка,
Вдруг, запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке,
С голубого ручейка, начинается река,
Ну, а дружба,
Начинается с улыбки.
Обязательно улыбайтесь малышу, дарите ему ласковый взгляд. Старайтесь вызвать ответную улыбку.
Игра «Бубен с лентами» («Игры с детьми младенческого возраста» Ю. А. Разенкова, стр 59)
Цель: Продолжать закреплять и обогащать зрительные и слуховые реакции при виде близкого человека и знакомой игрушки, поощряя попытки находить взглядом, поворотом головы источник звука.
Приготовьте бубен с лентами. Сядьте на пол так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине». Позвените бубном с одной стороны от ребенка. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только прислушивается к звуку бубна, а не пытается его найти, поверните его голову. Предоставьте ребенку возможность увидеть и еще раз услышать звук бубна. Повторите игру 2-3 раза подряд. Игра проводится 3-4 дня, далее целесообразно поменять игрушку.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Чтение потешек. Цель: Прислушиваться к разным интонациям речи взрослого (ласковая, строгая, веселая).
Малыш находится на коленях у взрослого в позе «на спине». Читайте малышу стишок, меняя в соответствии со смыслом интонацию голоса. Учите малыша эмоционально реагировать на «строгую» и «ласковую» интонацию вашего голоса.
Ой, люли, ой, люли,
Прилетели журавли.
Они сели на ворота.
А ворота скрип, скрип.
Вы, ворота, не скрипите,
Нашу детку не будите!
(повторить 2-3 раза)
Игра: «Где игрушка?»
Цель: Развитие анализаторов, навыков общения, зрительных реакций.
Ход игры: Лягте рядом с ребёнком на живот. Возьмите любую мягкую игрушку, покажите ее малышу. Спросите его: «Кто это?. Зайчик?» Поводите его перед глазами ребёнка. Если малыш потянется, дайте ему платок и накройте им игрушку. Спросите: «Где зайка?»
Постепенно научите малыша стягивать шарф с игрушки. Хвалите его обязательно. Затем поменяйте прозрачный шарф на прозрачный платок.
Когда малыш привыкнет к зайчику, поменяйте прозрачный шарф на непрозрачный платок.
Когда малыш привыкнет к зайчику, поменяйте его на другую игрушку. Игра остаётся интересной для ребёнка довольно длительное время.
Игра «Лицом к лицу со взрослым»
Цель: Формировать предпосылки активной речи
Ход игры: Сядьте на пол с опорой на спину. Положите на колени ребёнка лицом к себе, ноги согните в коленях. Вы находитесь с ребёнком лицом к лицу, его ножки согнуты по –турецки. Возьмите его кисти в свои, проведите пальчиком по своим губам. Теперь скажите: «А-а-ах! О-о-ох!» Обычно в ответ малыш начинает шевелить губами. Он как бы старается ответить вам.
На следующем этапе произнесите: «Га-а-а» или «Гу-у-у». При этом пальчики ребёнка касаются вашего рта. Этот жест как бы указывает-куда должен смотреть малыш.
Возьмите его правую кисть в свою руку, проведите пальчиком по своему носу. Скажите: «Мамин нос, нос». Затем проведите этими же пальчиками по носику ребёнка. Скажите напевно и выразительно: «Машин нос, Машин нос».
Дотронтесь пальчиками ребёнка до его ближайшего ушка. Скажите: «Машино у-у-ухо». То же проделывайте с другой ручкой ребёнка.
Чуть позже вы будете спрашивать у ребёнка: «Это носик? Это мамин носик? А где Машин носик? Так постепенно малыш научится гулить в ответ на ваше обращение и узнавать части лица. Повторяйте именно те слоги, на которые реагирует ваш малыш.
РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ
Игра «Волшебная верёвочка»
Цель: Стимулировать навык хватания предметов из положения лёжа на животе.
Ход занятия.
Малыш лежит на животе. Возьмите яркую тесьму длиной 50-70 см. и привяжите её к погремушке. Свободный конец тесьмы положите перед ребёнком, а погремушку отодвиньте подальше. Посмотрите, что будет делать малыш — разглядывать тесьму или пытаться пробовать её на вкус. Затем возьмите его правую кисть в свою руку и покажите- как взять конец тесьмы в ручку. Опять подождите и посмотрите, интересно ли это ребёнку. Спустя одну-две минуты, вложив свободный конец тесьмы в ручку ребёнка, потяните за нее так, чтобы зазвенела погремушка. Подождите, дайте малышу поиграть самому.
Ленточку можно привязать к ножке, к бортику кроватки, поменять её цвет и структуру, положить игрушку в ящик и т. д.
Упражнение «Я сам повернусь на живот»
Цель: Учить переворачиваться со спины на живот, готовить к ползанию; укреплять мышцы туловища.
Приготовьте погремушки, бубенцы и музыкальную игрушку. Привлеките малыша к звучащей игрушке, перемещая ее в сторону. Легко подтяните ребенка за ручку, укладывая его на бок. Пусть малыш потянется за игрушкой в сторону, а вы заведите ее ему за спину. Если ребенок не пытается перевернуться, помогите ему, забросив его ножку через другую так, чтобы его коленочка коснулась подстилки или коврика с противоположной стороны.
Упражнение «Прыг-скок»
Задачи. Развивать упор ног, укреплять мышцы стопы; вызвать чувство радости от игры и общения со взрослым
Содержание игры. Взрослый берёт ребёнка под мышки лицом к себе, приподнимая и опуская его так, чтобы ножки ребёнка касались твёрдой поверхности (стол). При этом он говорит:
Прыг-скок-высоко,
Прыг-скок-высоко,
Прыг-скок-низко,
Прыг-скок-низко.
Играя с ребёнком, взрослый улыбается, текст произносит ласково.
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ
Игра: «Где игрушка?»
Цель игры: развитие целенаправленных действий, зрительных реакций (совершенствование зрительно-моторных координаций, эмоционального контакта.
Рекомендации: игрушка должна быть с ручкой, чтобы ребёнок смог её взять. Если он промахивается и не может схватить игрушку, вложите её в руку малыша или поднесите её к нему настолько близко, чтобы он мог без труда её взять.
Ход игры традиционно проведите ритуал общения с малышом, положите ребёнка к себе на колени лицом к себе, улыбнитесь, немного поговорите. Покажите малышу игрушку, если он заинтересовался игрушкой и тянется к ней. Пусть он не достаёт её и начнёт играть.
Вариант 1. Переведите ребёнка в положение «полусидя-полулёжа» спиной к себе, пусть он удобно устроится. Поиграйте с ним, рассматривайте вместе игрушку, рассматривайте вместе игрушку, расскажите малышу о её свойствах (пищит, красного или иного цвета, из резины или иного материала и т. д., затем возьмите носовой платок и накиньте его на игрушку. Наблюдайте, что будет делать ребёнок. Если он долгое время бездействует, то помогите ему «освободить» игрушку. Активно прячьте игрушку. Если он её находит, хвалите малыша. Подтверждайте похвалу прикосновением и интонацией голоса. Заканчивая игру, положите ребёнка к себе на колени лицом к вам, улыбнитесь ему, прижмите к себе.
Вариант 2. После того как малыш освоится с игрой на ваших коленях, можно играть и без коленей мамы. Кроха лежит на расстеленном одеяле, высидите рядом. В руках у него игрушка. Вы накидываете платок на игрушку, ребёнок её «Освобождает». Если у малыша всё получается, то игра заканчивается похвалой и улыбкой. Если он никак не освоит освобождение игрушку, подбодрите его, обязательно его обнимите и поцелуйте.
Игра «Поиграем с погремушкой»
Цель: Продолжать совершенствовать навык хватания. Укрепление силы захвата. Учить ребёнка брать игрушку из рук взрослого из положений (лёжа на животе, лежа на спине)
Ребёнок лежит на спине. Покажите ему погремушку, потрясите ею справа, затем слева. Протяните погремушку концом, удобным для захватывания. Когда малыш потянется за игрушкой, поднимите её выше уровня го ладони. Можно погладить погремушкой по её тыльной стороне. Вложите погремушку в ручку, дайте ему самому поиграть ею, но следите, чтобы он не ударил себя игрушкой по лицу.
С каждым днём держите погремушку всё выше и выше. Если малыш хорошо схватывает игрушку, потяните её слегка на себя, укрепляйте таким образом силу захвата. Предлагайте игрушку из разных положений (на руках у взрослого, лёжа на животе) Всё время хвалите малыша и не ограничивайте его самостоятельность.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
1. Способствовать развитию музыкального восприятия, формированию навыков сосредотачиваться на пении взрослых и на звучании музыкальных инструментов.
2. Вызывать эмоциональную отзывчивость на весёлую и спокойную мелодии.
3. Учить с помощью взрослого приподнимать и опускать руки, приседать; самостоятельно звенеть погремушкой, колокольчиком, ударять в бубен.
Игра «На зеленом на лужку» («Игры с детьми младенческого возраста» Ю. А. Разенкова, стр 60)
Возьмите малыша так, чтобы одна ваша рука поддерживала грудь, а другая ягодицы ребенка. Поднимите его и разверните лицом к себе. Слегка подбрасывая и поворачивая малыша, напевайте ему песенку на мелодию «Во саду ли, в огороде»:
На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают…
Песенка «Колыбельная» («Игры с детьми младенческого возраста» Ю. А. Разенкова, стр 60)
Спи, моя радость, усни.
В доме погасли огни,
Птички уснули в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Мышка за печкою спит,
Дверь ни одна не скрипит.
Глазки скорее сомкни.
Спи, моя радость, усни.
Игра «Идёт коза рогатая» (О. Н. Теплякова, «Игры для развития малышей», стр. 18)
Цель: Внести разнообразие втактильные контакты. Вызвать эмоциональную отзывчивость.
Ход занятия: Возьмите в одну руку, например куклу и начинайте петь песенку:
Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест,
Молока не пьёт-
Забодаю, забодаю, забодаю!
Покажите пальцами козу кукле и побадайте ее. Продолжая припевать, подходите к малышу-не спеша, чтобы не напугать его «предстоящим боданием козы». Приближаясь к ребёнку, сначала просто покажите ему козу, не прикасаясь.
Когда коза окажется совсем близко-малыш замирает в ожидании. Коза бодается-и ребёнку становится весело, он смеётся.
Игру можно повторить ещё раз.
А можно поиграть так:
Сядьте на диван, положение вашего тела должно быть устойчивым. Возьмите ребёнка на руки, затем посадите на колени, чтобы видеть лицо малыша. Обнимите крепко. Поддерживая ребёнка за спинку,прикоснитесь своим лбом к его лобику и «пободайтесь». Поворачивайте голову в одну сторону. Движения делайте осторожно, чтобы не причинять неудобства ребёнку.
«Бодаясь», ритмично приговаривайте:
Забодаю, забодаю-ю-ю!
На рога посажу-у-у!
Музыкальный репертуар.
Весело-грустно, муз. Л. Бетховена «Ласковая просьба», муз. Р. Шумана; «Верхом на лошадке», муз. А. Гречникова; «Колыбельная», «Петушок», муз. Римского-Корсокова; «Полька», «Мама», «Игра в лошадки»,муз. П. Чайковского; «Зайчик», муз. Д. Кабалевского. рус. народные песни: «Петушок», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Баюшки-баю», «Ой,люлюшки-люлюшки»; прибаутки, скороговорки, пестушки и игры.
Источник
Даты проведения
21.03.2020 — 24.03.2020
(32 академических часа)
10200 руб
Участвовать
Ведущий:
Елена Валерьевна Жукова, психолог, педагог, ведущая тренингов личностного роста, ведущая бизнес-тренингов по подбору, обучению и управлению персоналом, основатель и директор Центра сопровождения семьи «УМКА» (общий управленческий стаж более 14 лет), дважды финалист Всероссийского конкурса «HR-бренд».
На семинаре будет представлена авторская программа раннего развития детей (от 6 мес. до 3-х лет), которая эффективно используется автором на базе собственного Центра сопровождения семьи на протяжении уже нескольких лет.
Семинар рассчитан на специалистов Центров раннего развития и детских дошкольных учреждений.
В результате обучения участники смогут:
- освоить авторскую программу раннего развития детей;
- сформировать навыки ее использования в своей профессиональной деятельности.
I ступень. «Академия родительства» (от 6 мес. до 1,5 лет)
В программе:
- Концептуальные основы программы. Ее структура, цели и задачи.
- Календарно-тематическое планирование.
Практика: методический анализ 1 занятия, просмотр видеофильма с описанием каждого блока программы и практическими рекомендациями. - Методика интеллектуального развития детей в возрасте с 6 месяцев до 1,5 лет
Практика: методический анализ упражнений на интеллектуальное развитие. - Методика физического развития детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет.
- Речевое развитие ребенка от 6 месяцев до 1,5 лет.
- Специфика использования потешек и пальчиковых игр.
Практика: методический анализ упражнений на физическое развитие и методический анализ 1 занятия на примере программы «Академия Родительства». - Методика творческого развития детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет.
- Возможности использования арт-терапевтических техник на занятии (знакомство с художественными репродукциями, рисунок поролоновым валиком, аппликация соленым тестом и пр.)
Практика: Выполнение различных творческих заданий с использованием разных видов деятельности. - Теория становления личности Э. Эриксона. Формирование базового доверия на первом году жизни.
- Музыкальное и речевое развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.
- Поддержание эмоциональной связи родителя и ребенка, укрепление понимания родителем процессов развития ребенка на первом году жизни.
- Приобщение всех членов семьи к развитию ребенка.
- Домашнее задание как способ привлечения родителей к участию в программе.
Практика: отработка презентации для родителей программы «Академия Родительства». Разбор 5 занятий.
II ступень. «Маленькие Эйнштейны» (от 1,5 до 3 лет)
В программе:
- Принципиальное отличие методики проведения групповых занятий с детьми 1,5 — 3 лет.
- Концептуальные основы программы. Ее структура, цели и задачи.
- Возрастные возможности ребенка данного возраста.
- Основные ошибки в проведении занятий с детьми в период двигательной активности.
- Введение новых игр и заданий на развитие физической активности и интеллекта.
- Изготовление и использование пособий для занятий с учетом ведущего типа восприятия детей данного возраста (от 1,5 до 2,5 – 3 лет).
- Подготовка к показательным занятиям с родителями в концерте «Бал в ползунках» и «Крошечный концерт», организация творческих выставок малышей как способ подведения итогов занятий.
Практика: разбор 5 занятий по программе «Маленькие Эйнштейны», отработка навыка подведения результатов занятий после 1 месяца занятий с детьми.
Формы работы:
мини-лекции, выполнение практических заданий, просмотр видеоматериалов, разбор сложных случаев по запросу участников.
Внимание!
Каждый участник получит конспекты 40 занятий по программе «Маленькие Эйнштейны».
Источник
2
2019-10-16
Как развивать ребенка в 1, 2, 3, 4, 5, 6 месяцев | Игры и игрушки для новорожденных и грудничков
Название написала, но мне оно не нравится Звучит, как бездушная и обязательная инструкция по применению игрушек к ребенку На самом деле, мне совсем не хочется, чтобы вы восприняли эту статью таким образом. Ведь малышу до года прежде всего нужны не игрушки, и не какие-то специальные методики развития, а мамина безоговорочная любовь, чувство безопасности и уверенности в окружающем его мире. Только при наличии этих факторов ребенок развивается полноценно. Если с малышом много общаются, носят его на руках, «включают его в свою жизнь», он в любом случае будет развиваться лучше, чем малыш, одиноко лежащий в кроватке, пусть даже увешанной развивающими игрушками.
7
2019-08-21
Гимнастика и массаж для детей 1, 2, 3 месяца | Видео
Каждый из нас знает, что движение – это жизнь. Но на первом году жизни ребенка движение важно, как никогда. Никакие карточки и погремушки не развивают грудного малыша так, как простые физические упражнения, массаж или ползание. Конечно, вы знаете, что я всегда за комплексное развитие и нисколько не хочу умалить важности общения и прочих игр с грудничком (статья про них совсем скоро!), но все-таки еще и еще раз хочу подчеркнуть, что физическое развитие на данном этапе является основным направлением развития. Ведь ребенок не просто учится ползать, вставать или ходить. Освоение двигательных навыков напрямую влияет на развитие мозга и на здоровье организма малыша.
11
2014-12-08
Слушаем классическую музыку вместе с малышом |Скачать подборку классики
До сих пор мои статьи были посвящены в основном моторному и интеллектуальному развитию ребенка. Но есть еще одна очень важная сфера развития малыша, о которой нельзя забывать, если вы хотите вырастить всесторонне развитую личность. Это музыкальное воспитание малыша. И речь здесь вовсе не идет о том, как вырастить из ребенка юного музыканта и как развить ему музыкальный слух. Вовсе нет! Музыка необходима любому малышу для развития эмоциональной и эстетической сфер, она помогает привить ему чувство прекрасного.
Из этой статьи вы узнаете, когда и как начинать знакомить малыша с музыкой и какие конкретно композиции включать малышу для прослушивания.
19
2014-11-20
Пальчиковые игры для малышей до года + стишки для изучения частей тела и лица
Ни для кого не секрет, что развивать мелкую моторику малыша чрезвычайно важно. Учеными уже давно установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому стимулируя движения пальцев и рук малыша, мы здорово способствуем развитию речи. Вот почему пальчиковые игры так ценятся педагогами и широко используются при занятиях с детьми.
5
2014-11-01
Стихи и потешки для малышей на все случаи жизни
Ни для кого не секрет, что для гармоничного развития ребенка, с ним необходимо много разговаривать (подробнее про общение с ребенком). Но что именно говорить малышу? Ребенку сейчас любопытно все, что происходит вокруг него, все, что вы с ним делаете. Об этом и нужно говорить! И ваш рассказ будет для малыша гораздо интересней и понятней, если вы будете сопровождать его разнообразными стишками и потешками. Малыш в возрасте до 1 года понимает еще не все слова, поэтому для него очень важна ритмичность и эмоциональность вашей речи, все это есть во всевозможных приговорках, стишках, песенках, прибаутках, которые складывались целыми поколениями мам, бабушек и нянь.
8
2014-10-27
Книжки для самых маленьких (до 1 года)
Интерес ребенка к чтению прививается не в школе, и даже не в дошкольном возрасте. Он прививается уже сейчас, когда ваш малыш еще совсем мал и даже не научился самостоятельно ходить! В своей статье «Когда начинать читать ребенку? Что и как читать?» я уже писала о том, как важно тщательно подбирать литературу, чтобы она была максимально интересна и полезна вашему чаду, а также о том, какие иллюстрации должны быть в книжках. В этой же статье я хочу предложить вам подборку книг, которая, по моему мнению, в полной мере отвечает потребностям ребенка в возрасте от 0 до 1 года. Все эти книги я тщательно отбирала для нашей библиотеки.
1
2014-10-23
Как научить ребенка говорить? Развиваем речь уже до года
В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.
Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано. Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи. Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?
2014-10-15
Когда начинать читать книги ребенку? Что и как читать?
В этой статье речь пойдет о чтении с ребенком до 1 года. Многие родители думают, что рано начинать читать книги ребенку не имеет смысла, т.к. малыш все равно еще ничего не понимает. Однако это не так. Чем раньше вы начнете читать книги своему ребенку, тем лучше, а почему – я расскажу в этой статье. Также из статьи вы узнаете, какие книги лучше всего подходят для чтения до года, и какие картинки наиболее интересны и полезны для малыша.
Источник