Программа раннего развития ребенка дошкольного возраста в дополнительном образовании

Светлана Насонова
Программа по дополнительному образованию «Кружок «Капелька» для детей раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Новомалыклинский детский сад «Солнышко»

ПРОГРАММА

дополнительного образования «Капелька»

(для детей группы раннего возраста)

Автор: Воспитатель МДОУ Новомалыклинский детский сад «Солнышко»

Насонова Светлана Михайловна

с. Новая Малыкла, 2017 г.

Дополнительное образование

Кружок «Капелька»

Пояснительная записка

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. Исследования Н. Н. Поддъякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводиться в практическую деятельность. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование. Использование поисковой деятельности детей (особенно самостоятельно) характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации.

Актуальность. Детское экспериментирование является одним из важнейших методов развития естественнонаучных представлений малышей. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. В ходе опытной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, формирует основы логического мышления, что обеспечивает максимальную эффективность его интеллектуального развития.

Цель: формирование познавательного интереса у детей раннего возраста в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

• Формировать представления ребенка об окружающем мире.

• Продолжать развивать способность детей к пониманию речи окружающих.

• Способствовать зарождению интереса к художественному слову.

• Формировать практические навыки манипулирования, обследования и действия с предметами.

• Приобщать детей к миру природы и экспериментированию.

• Обогащать чувственно — сенсорный опыт в процессе знакомства с различными предметами и материалами.

Условия,необходимые для осуществления познавательно-исследовательской деятельности:

• Создание и обогащение предметно — развивающей среды.

• Разработка конспектов занятий, игр, бесед, экскурсий, опытов.

• Приобретение дидактического материала, накопление природного и бросового для использования в исследовательской деятельности.

• Обеспечение безопасности детей во время исследовательской деятельности.

• Соблюдение санитарно—гигиенических требований.

Работа проводится с детьми, начиная с полуторного возраста.

Занятия проводятся во второй половине дня, 2 раза в месяц, 18 занятий в год.

Продолжительность занятий 8-10 минут. При сохранении интереса у детей и желании продолжать деятельность, занятия могут быть продлены на 4-б минут.

Занятия проводятся в игровой форме, с использованием персонажей, игрушек и т. д.

Ожидаемые результаты:

1. Уметь различать воду в разном состоянии (вода, снег, лёд).

2. Уметь пользоваться во время опытов материалами разного качества.

3. Определять и называть качества и свойства исследуемого объекта.

Учебно-тематический план работы

кружка «Капелька»

Форма

проведения Тема занятия Цель Оборудование

Сентябрь 2-я неделя

Знакомство с разными состояниями воды

Наблюдение за работой взрослого. Опыт № 1 Физические свойства воды

Формирование начальных представлений о свойствах воды; Игрушка Капитошка (синий воздушный шарик, надутый в виде капли). Тазик с водой, тряпочка, бумага.

Сентябрь 4-я неделя

Практическая деятельность детей. Опыт № 2 Исследование физического свойства воды (теплая-холодная) Познакомить детей со свойствами воды: бывает теплая и холодная, смачивает предметы Два тазика — с холодной и теплой водой.

Октябрь 2-я неделя

Окрашивание воды. Опыт № 3 «Вот какая разная: белая и красная» Выявить свойства воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет. Акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Октябрь 4-я неделя

Практическая деятельность детей. Опыт № 4 «Как вода гулять отправилась» Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Поролоновая губка, пластмас-совый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Читайте также:  Музыкальное развитие ребенка на сорт биз

Ноябрь 2-я неделя

Замораживание в формах воды разного цвета. «Чудесные бусы» (превращение воды в лед) Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде и превращается в лед. Формы для замораживания воды разных размеров.

Ноябрь 4-я неделя

Д/и «Плывет кораблик»

(Камешки тонут, кораблик — нет) «Тонут — не тонут» Познакомить детей с тем, что предметы в воде могут тонуть, а могут плавать на поверхности воды. Таз с водой, камешки разного размера, игрушка кораблик.

Декабрь 2-я неделя

Наблюдение за таянием снега «Снег — вода» Дать детям представление о свойстве снега превращаться в воду, развитие тактильных ощущений Игрушка снеговик, чистый снег в тазу.

Воздух

Декабрь 4-я неделя

Дуть через соломинку в стакан с водой.

Опыт № 1. «Буря в стакане»Дать детям представление о ветре: дует, качает предметы Стаканчики с водой, трубочки.

Январь 2-я неделя

Практическая деятельность детей Опыт № 2. «Надувание мыльных пузырей» Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Вызвать желание пускать мыльные пузыри. Мыльные пузыри.

Январь 4-я неделя

Дети дуют каждый в свою мисочку. В каждой миске свое «море»

получаются волны. «Море волнуется — раз.»

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, развитие любознательности. Миски с водой.

Опыт с землей, песком

Февраль 2-я неделя

Наблюдение за опытом взрослого Свойства песка Дать детям представление о свойствах песка. Формочки для песка, песок.

Февраль 4-я неделя

Д/и «Мельница» (песок сыплется через воронку) Сухой песок Расширять знания детей о свойствах сухого песка — сыплется, не прилипает, рыхлый. Песок, емкости для песка, воронка.

Март 2-я неделя

Из мокрого песка можно «лепить» куличики и строить крепость. Опыт № 2. Мокрый песок Расширять знания детей о свойствах мокрого песка — лепится, прилипает к рукам Песок, формочки, подносы, лейка с водой.

Март 4-я неделя

Подготовить емкость для земли, насыпать и посадить лук или комнатное растение. Мини — огород (наблюдение) Дать детям знания о том, что для жизни растениям нужны земля, вода и тепло. Емкость для земли, земля, лук, лейка с водой.

Знакомство с солнцем

Апрель 2-я неделя

Наблюдение за солнцем в ясную погоду «Солнышко, посвети» Дать детям представление о солнце — греет и светит.

«Поймай зайчика» «Солнечные зайчики» Познакомить с естественным источником света — солнцем. Маленькие зеркала

Знакомство с природными материалами

Апрель 4-я неделя

Шишки шероховатые на ощупь, а камни гладкие (дети обследуют предметы, развитие тактильных ощущений). Опыт № 1. «Шишки и камни» Знакомить с природными материалами — камни, шишки. Развивать тактильные ощущения, познавательную активность. Камешки разной величины и структуры, шашки

Листочки летят, плавают в воде, шуршат под ногами. Опыт № 2. «Листочки» (природный материал) Формировать знания о листьях деревьев — легкие, летят на ветру, шуршат под ногами. Листочки, емкость с водой.

Итого: 18

Источник

Елена Черенкова
Школа раннего развития как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования

Никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины успеха — всё выше и неприступней. А значит, восхождение надо начинать всё раньше и раньше.

Каждый родитель вправе выбирать: где его ребенок будет получать дошкольное образование – в детском саду, у частного воспитателя, в семейном кругу или еще где – то. А может и там и там? Это желание родителей.

Читайте также:  Условия факторы психического развития ребенка

Альтернативой детскому саду стала Школа раннего развития, которая с 1997 года начала свою работу в Доме детского творчества «Гармония» с. Борское. Занятия в Школе раннего развития проходят по дополнительной общеразвивающей программе социально – педагогической направленности «Я познаю мир!».

Дополнительная программа «Я познаю мир!» составлена в соответствии с Письмом Минообрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и «Методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных программ системы дополнительного образования детей». Обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих раннюю социализацию детей.

Социализация детей дошкольного возраста – фундамент успешного вхождения подрастающего поколения в дальнейшую жизнь в школе, в образовательных учреждениях, на работе и в личных взаимоотношениях. В этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму, в котором они растут.

Дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентноспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.

Новизна данной программы заключается в создании для детей комфортных условий и соединении различных методик для развития восприятия и раскрытия целостной картины мира, а также развития творческого мышления, памяти и внимания как основы для последующей адаптации детей в меняющемся мире. Дошкольник социализируется, познаёт мир через участие в акциях, проектах, конкурсах, через общение в новом детском коллективе. Наряду с этим проходит обучение элементам счёта и чтения. Данная программа является ответом на запрос родителей – предоставить возможность детям, не посещающим дошкольные учреждения, получить своевременную социальную адаптацию в общении с другими детьми, взрослыми, с окружающим миром и раннее комплексное развитие.

Одной из актуальных проблем дошкольного детства является проблема формирования ценностного отношения ребёнка к окружающей его действительности. Формирование целостного образа мира детей старшего дошкольного возраста имеет решающее значение при поступлении ребенка в школу, для последующего развития, успешного вхождения в мир. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она написана с позиций узнающего мир дошкольника. Позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью и знакомит детей с картиной мира для постижения своего жизненного опыта.

Цель программы: создание условий для социально – личностного развития дошкольников, становления основ социальной компетентности, социализации и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире.

Основными путями достижения поставленной цели является использование современных технологий, системно-деятельный подход, обучение через воспитание.

Программа выполняет три основные задачи.Обучающие: учить детей жить в детском коллективе; расширять словарный запас и общий кругозор; выявить детей с предпосылками одарённости. Развивающие: развивать коммуникативные отношения, культуру и социальные навыки поведения; умение наблюдать, характеризовать объекты окружающего мира, развивать мелкую моторику рук, речь.Воспитательные: воспитывать взаимопонимание, коллективизм, позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, создавать положительный эмоциональный настрой и благоприятный микроклимат в коллективе; вырабатывать умения выстраивать правильные отношения со сверстниками и взрослыми; воспитывать патриотические чувства.

Отличительной особенностью программы является то, что все полученные знания и умения имеют практическое значение для ребенка и могут быть использованы в повседневной жизни.

Данная программа предполагает использование различных средств и методов: метод проектов, стимулирования, наглядные, словесные, практические, игровые методы.Технологии: игровые, коммуникативные, групповые, технологии творческой деятельности с выходом на конечный продукт, здоровьесберегающие технологии. Используются как традиционные формы проведения занятий (учебное занятия, так и нетрадиционные формы: занятия – путешествия, встречи, фантазии, сказки, занятия – викторины, соревнования, творческие гостиные). Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность.

Читайте также:  Упражнения способствующие развитию речи ребенка

Программа строится на принципах содействия и сотрудничества детей, педагогов, родителей и учреждений социума (Борский краеведческий музей, Районный дом культуры, Борская районная детская библиотека им. С. Т. Аксакова, детские сады района,детские объединения: клуб старшеклассников «Алые паруса», телестудия «Бриз», и др.)

Принимая вызовы современного мира, программа предполагает воспитательные мероприятия, основываясь на «Плане основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства» (беседы: «Безопасный интернет», «Мы разные, но равные», «Здоровая пища», «Один дома», «Откуда начинается Россия?»;цикл мероприятий на сплочение детского коллектива: «Мы вместе», «Законы Дружбы»;игровые программы: «Закон о тебе, обо мне, о нас…», «Летим в космос» и др. ;встречи в гостиной: «Современные профессии» (ранняя профориентация, «Наша дружная семья»;конкурсы рисунков: «Мы выбираем здоровье», «Скажи терроризму нет!» и др. ;акции: «Зимние хлопоты», «Весенняя неделя добра», «Сохраним первоцвет», «Читаем детям о войне», «Здорово быть здоровым» и др. ; проект ««Здравствуйте, это Я!», «Летят журавли»; митинг «Мы этой памяти верны», экскурсии в музей, в библиотеку)

Срок реализации программы — 2 года.

Форма обучения — очная, занятия проводятся в первой половине дня.

Формыорганизации деятельности: занятия проводятся по группам.

Группа занимается 2 раза в неделю, (продолжительность занятий 25-30 мин., перемен – 10 мин.)

Учебный план программы «Я познаю мир!»

№ Название курсов Количество часов

1 год обучения 2 год обучения

1. 1. «Я и мир вокруг меня» 72 часа 72 часа

2. «Азбука общения» 72 часа 108 часов

3. Изотворчество 36 часов 36 часов

4. Музыка З6 часов 36 часов

5. Хореография 36 часов 36 часов

6. Компьютерная грамота — 36 часов

Итого: 252 часа 324 часа

Применяются такие виды контроля,как:

Входящий контроль (проверяется начальный уровень знаний и умений детей)

Текущий контроль (по итогам занятия, по окончании темы) осуществляется для выявления уровня освоения материала. По итогам занятия педагог выставляет «оценку» действий ребенка в виде определенной знаковой системы (звездочек, цветочков и т. д., непременно с положительным настроем на следующие занятия. Итоговый годовой контроль знаний проходит в конце учебного года, служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год, изменения в уровне развития способностей за данный период обучения. Формойитогового контроля являются: тестирование, открытые занятия с приглашением родителей, результаты участия обучающихся в конкурсах различной направленности.

Главным методом контроля является наблюдение, систематическое изучение обучающихся, выявление показателей, проявлений поведения, говорящих о сформированности знаний, умений и других результатах обучения.

Ожидаемые конечные результаты: умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; видеть указанную ошибку и исправлять ее самостоятельно; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности; умение пользоваться канцелярскими принадлежностями; устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в пространстве и времени; взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; строить монолог и диалоговую речь; умение слушать собеседника, предлагать помощь и сотрудничество.

Таким образом, данная дополнительная общеобразовательная программа «Я познаю мир» для обучающихся 5-7 лет представляет собой практический интерес для педагогов, является актуальной в условиях реализации новых образовательных стандартов, способствует ранней социализации обучающихся.

Источник