Программа раннего физического развития ребенка

Программа раннего физического развития ребенка thumbnail

ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ДО 3 ЛЕТ).

(компилятивная)

Компилятивная программа

Координатор и исполнитель программы является:

Е. А. Ушакова, инструктор по физическому воспитанию

Пояснительная записка.

В настоящее время многих педагогов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, т.к. первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается основа физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях будет протекать развитие, во многом зависит будущее ребенка и формирование его личности.

Бурный физический рост, характерный для первых двух лет жизни ребенка, на третьем году начинает постепенно замедляется. Но общие моторные умения ребенка развиваются по-прежнему с большой скоростью. Совершенствуются ранее приобретенные навыки – ходьба, бег, ползание, умение прыгать. Ребенок учится управлять своим телом, изучает свои физические возможности, осваивает новые умения. К концу третьего года ребенок может устойчиво стоять на одной ноге, подпрыгивать, отрывая обе ноги от пола. Такие сложные движения требуют хорошей координации, умения сохранять равновесие и достаточной мышечной силы, поэтому ребенок без устали тренируется.

Многие родители в это время начинают уделять больше внимания интеллектуальному развитию ребенка, порой забывая о том, что познавательное развитие тесно связано с физическим. Таким образом, движения и действия дают ребенку пищу для ума, поэтому любознательные дети всегда подвижны. В поисках новой информации ребенок может преодолевать большие расстояния, следовательно, нужно больше пространства для движения и больше возможностей для физического развития.

Цель создания данной программы – сформированность основных двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, равновесие, катание и бросание) детей раннего возраста (2 – 3 лет) в соответствии с возрастными нормами, посредством создания детско-родительских групп.

Ожидаемый результат. Результатом программы станут сформированные навыки основных движений у детей раннего возраста (2 – 3 лет), способствующие укреплению здоровья.

Участники программыдети с проблемами в физическом развитии, в возрасте до 3-х лет и их родители.

Структура программыпрограмма построена с учетом принципов опережающего обучения и рассчитана на взаимодействие инструктора по физическому воспитанию, родителей и ребенка как единой учебной группы.

Планируя занятия с детьми третьего года жизни, мы затронули наиболее актуальные движения в физическом развитии ребенка, а также блоки просвещения родителей в области физического развития ребенка и организации здорового образа семьи, как необходимое условие полноценного развития ребенка. Отсюда, основные задачи данной программы:

  1. формирование основных двигательных навыков;

  2. воспитание интереса к различным, доступным данного возраста, видам двигательной деятельности;

  3. развивать резервы детских организмов, способствующие повышению иммунитета;

  4. развитие способности родителей наблюдать за ребенком и оказывать помощь в нужный момент

Курс обучения рассчитан на 2 месяца (16 занятий), это не может обеспечить раскрытие внутреннего потенциала ребенка в полной мере, но может стимулировать более активное развитие его способностей и взаимоотношений. Время занятия до 30 минут. Оптимальное число участников 5 детей и 5 родителей.

Разделы программы:

Физическое развитие и охрана здоровья:

  1. Ходьба и бег

  2. Гимнастика.

  3. Дыхательные упражнения

  4. Упражнения на развитие общей моторики.

  5. Упражнения с мячом

  6. Подвижные игры.

  7. Мини-массаж.

Учебно – тематический план.

Тема

Виды деятельности

Количество занятий, время проведения

Блок 1.

Знакомство.

1. Введение ритуала приветствия.

2. Ходьба и бег (ходьба парами по залу, взявшись за руки, с переходом на бег и наоборот).

3. Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса:

  • Поднимать руки вперед, вверх, в стороны;

  • Скрещивать руки перед грудью и разводить в стороны;

  • Отводить руки за спину;

  • Сгибать разгибать руки;

  • Хлопать руками перед собой, над головой;

  • Размахивать руками вперёд-назад, вниз-вверх.

4. Упражнения с мячом (катание, бросание, метание).

5. Подвижная игра.

6. Введение ритуала прощания.

3 занятия.

По 30 мин.

Блок 2.

Я сам.

1. Ритуал приветствия.

2. Ходьба и бег (обычная, на носках, в колонне по одному с переходом на бег)

3. Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника:

  • Поворачиваться вправо-влево;

  • Наклоняться вперед и в стороны;

  • Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу;

  • Поднимать и опускать ноги, лежа на спи­не;

  • Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.

5.Развитие общей моторики:

  • Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м);

  • По доске, лежащей на полу;

  • По наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см;

  • Лазанье под протянутой сверху веревкой (30-40 см.).

6. Упражнения с массажным мячом (массирование всех частей тела с речевым сопровождением).

7. Подвижная игра.

8. Ритуал прощания.

3 занятия.

По 30 мин.

Блок 3.

Игрушки

1. Ритуал приветствия.

2. Ходьба и бег.

  • Ходьба в прямом направлении с перешагиванием через игрушки (высота 10-15 см);

  • Бег всей группой в прямом направлении, друг за другом с игрушками в руках.

3. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног:

  • Сгибать левую (правую) ногу в колене (с поддерж­кой) из и.п. стоя;

  • Приседать (держась за опору) потя­гиваться с поднятием на носки;

  • Выставлять ногу вперед на пятку;

  • Шеве­лить пальцами ног (сидя).

4. Упражнения с мячом (катание, бросание, метание).

5. Подвижная игра — катание на модулях.

6. Дыхательные упражнения.

7. Ритуал прощания.

3 занятия.

По 30 мин.

Блок 4.

Животные

1. Ритуал приветствия.

2. Ходьба (по кругу, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному).

3. Прыжки (прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперёд на двух ногах через шнур; прыжки вверх, касаясь предмета, находящегося в 10-15 см до поднятой руки ребенка).

4. Ритмические упражнения с мячом.

5. Упражнения на развитие пространственных ориентировок («За забором – на лугу»).

6. Подвижные игры-подражания.

7. Ритуал прощания.

2 занятия.

По 30 мин.

Блок 5

Птицы

1. Ритуал приветствия.

2. Ходьба и бег с выполнением задания (изображение птиц).

3. Пальчиковая гимнастика с предметами.

4. Упражнения с мячами (катание, бросание, метание: катание мяча двумя руками и одной рукой родителю; бросание мяча вперед двумя руками снизу, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди ребенка; метание мячей, на дальность).

5. Подвижные игры («Курочка с цыплятами», «Коршун и цыплята»).

6. Ритуал прощания.

2 занятия.

По 30 мин.

Блок 6.

Просвещение родителей в области физического развития ребенка.

1. Ознакомление родителей с физическим развитием ребенка: физическое развитие детей до 3-х лет (физические упражнения для детей до 3-х лет). Обучение приемам выполнения физических упражнений.

2. Ознакомление родителей с особенностями взаимодействия физического и психического развития ребенка до 3-х лет.

Расширение знаний об эффективных приемах развития эмоционально – волевой сферы детей.

2 занятия.

2 часа

Просвещение родителей в организации здорового образа жизни семьи (детей и родителей).

1. Пропаганда здорового образа жизни.

2. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

3. Физическое развитие ребенка раннего возраста (2 – 3 года).

1 занятие.

1 час

Содержание:

Физическое развитие и охрана здоровья:

  • воспитывать потребность в регулярном проведении закаливающих процедур, используя воду, воздушные ванны, элементарный игровой массаж тела;

  • приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде;

  • способствовать приобретению уверенности в своих силах;

  • развивать резервы детских организмов, способствующие повышению иммунитета;

  • воспитание интереса к различным, доступным данного возраста, видам двигательной деятельности;

  • формирование положительных нравственно-волевых черт личности;

  • воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия.

Основные требования к уровню занимающихся по итогам прохождения курса:

Дети должны научиться:

  • Ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга.

  • Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед и т.д.

  • Брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

  • Ползать, подлезать под натянутую веревку (высота 30-40 см.).

Перечень методического обеспечения для реализации данного курса:

Мячи, модули, доска, шнур, мягкие игрушки, мелкие игрушки.

Организация занятий и условия реализации программы:

  • Заключение двустороннего договора о сотрудничестве с родителями.

  • Организация группы детей и их родителей в составе 10 человек на протяжении всего курса занятий. Состав группы должен быть постоянен.

  • Аудитория, по возможности, должна быть просторной – в ней должно быть пространство для выполнения упражнений и игр.

Мониторинг результативности программы: результативность осуществление программы и достижение ее целей может быть оценено в ходе двукратного (начального и финального) тестирования, по диагностике двигательного развития Н. О. Озерецкого И Н. И. Гуревича, они просты в применении, информативны по содержанию и статически достоверны.

Ф.И.О.

ребенка

Сформированность основных движений

Ходьба

Бег

Прыжки

Ползание,

лазание

Равновесие

Катание,

бросание

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Критерии оценки выполнения:

3 балла — правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;

2 балла — неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные движения, но навык автоматизирован;1 балл — ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;

0 баллов — отказ от движения.

Список литературы:

Журнал «Логопедия» №4(6), 2004;

Жукова О. «Как вырастить умного ребенка» Санкт-Петербург 2003;

Политова Н. А. Двигательный практикум «Здоровячок» 2006;

Источник

logotype

ПЕРЕЙТИ К РАЗДЕЛУ

Целенаправленное раннее физическое развитие ребенка с рождения — это самое полезное, что только могут сделать родители!Движение — ключевой фактор развития в раннем детстве. Поддержка и стимулирование важных физиологических навыков благотворно влияет на системы всего организма и дает невероятный толчок к созреванию малыша не только в физическом, но и в психическом отношении.

Программа раннего физического развития ребенка

Ежедневные занятия с малышом благотворно влияют на общее состояние ребенка, его настроение, сон, активность. Улучшается координация, налаживается обмен веществ, укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы, повышается стрессоустойчивость к болезням и физическим нагрузкам.

Все это является прекрасным фоном для умственного развития ребенка. Активные, физически крепкие и развитые малыши имеют больше возможностей для познания, исследования окружающего мира. 

Из чего состоит раздел?

Каждое упражнение в разделе стимулирует развитие тех или иных двигательных умений, таких как удерживание головки, присаживание, ползание, вставание, ходьба, а также более сложных умений — прыжки, бег.

Раздел состоит из трех блоков упражнений, которые необходимо осваивать последовательно:

  1. «Общее физическое развитие» — первый блок направлен на развитие начальных двигательных навыков, укрепление мышечной системы и опорно-двигательного аппарата. Упражнения из этого блока предназначены для детей до 1 года. Это комбинированные комплексы из простых гимнастических упражнений и массажных воздействий. Различные по сложности и объему упражнения для разных возрастных групп — 0м+, 3м+, 6м+, 9м+, 12м+
  2. «Комплексы зарядки» — второй блок предназначен для малышей старше 1 года. Он включает серию комплексов динамической гимнастики, направленных на дальнейшее развитие рук, ног, мышц плечевого пояса и шеи, мышц туловища, а также навыков уверенной ходьбы, лазанья, прыжков и бега. Этот блок выполняется под контролем взрослого и требует от ребенка большей осознанности и активности в процессе выполнения упражнений, так как содержит инструкции непосредственно для малыша. Возрастные категории — 12м+, 18м+, 24м+
  3. «Развитие равновесия» — этот блок упражнений стимулирует развитие равновесия. Равновесие можно и нужно развивать с рождения, таким образом мы укрепляем вестибулярный аппарат ребенка, а это имеет большое значение для последующей ходьбы и бега. Поэтому упражнения из данного раздела должны обязательно включаться в общую двигательную программу и идти параллельно с ней. 

Обратите внимание!  Упражнения, используемые в разделе, относятся к категории профилактических и общеукрепляющих, и абсолютно безопасны для здоровья малыша при соблюдении указанных рекомендаций. Комплексы не являются лечебной гимнастикой и не могут быть использованы для лечения малышей с нарушениями развития и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Для таких малышей занятия еще более важны, и существуют отдельные специальные комплексы упражнений, разработанные в соответствии со спецификой конкретного заболевания. Но такие комплексы не являются частью нашего курса.

Занимайтесь ежедневно и системно! Подтверждено большим числом наблюдений (К.Д. Губерт, М.Г. Рысс, А.П. Иванова, М.И. Фонарев и т.д.), что дети, с которыми занимаются регулярно, лучше развиваются, движения у них появляются раньше и качество движений значительно лучше, чем у детей, с которыми занимались эпизодически.

Важно!

  • Начинайте как можно раньше! Рекомендованный возраст начала занятий — 3-4 недели жизни малыша. К этому моменту подходит к концу период новорожденности, повышается выносливость организма к механическим и термальным воздействиям, заживает пупочная ранка.
  • Следуйте инструкциям к каждому упражнению. Изучайте список противопоказаний и следуйте рекомендациям, указанным в описании к упражнению. О наличии противопоказаний говорит значок знак.png
  • Контролируйте нагрузку в процессе занятий. Ориентируйтесь в первую очередь на индивидуальные особенности ребенка, его выносливость в ходе упражнения и следите, чтобы нагрузка была оптимальной для эффективной тренировки. Если нужно, ослабьте интенсивность.
  • Чередуйте в течения дня физические и интеллектуальные тренировки. Вносите занятия в свой Распорядок дня.
  • Занимайтесь в хорошем настроении! Если Вы или малыш неважно себя чувствуете или испытываете отрицательные эмоции, лучше перенести занятие на другое время.
  • Создавайте позитивный фон! Смейтесь, улыбайтесь, подбадривайте своего малыша, замечайте даже самые небольшие достижения. И вскоре вы будете удивлены талантами Вашего крохи!  

Источник

Программа раннего физического развития детей (от рождения до 10 лет) разработана для специалистов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа содержит средства и методы физической культуры и базовых видов спорта, позволяющие с учетом особенностей контингента решать задачи оздоровительного и развивающего характера.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА5
1.1. Характеристика подхода к раннему развитию детей5
1.2. Направленность многолетней физической подготовки детей7
1.3. Общая характеристика программы8
2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ11
2.1. Требования к организации процесса раннего развития детей11
2.2. Требования к содержанию программы раннего развития детей17
2.3. Нормативные требования к психофизическому развитию детей от рождения до 10 лет31
2.3.1. Диагностика физического развития ребенка первого года жизни31
2.3.2. Диагностика физического развития детей от одного года до трех лет38
2.3.3. Диагностика физического развития и сформированности двигательных навыков детей 4–6 лет47
2.3.4. Диагностика физического развития и сформированности двигательных навыков детей 7–10 лет55
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ62
3.1. Виды подготовки по программе раннего физического развития детей62
3.2. Средства и методы физического развития детей от рождения до 10 лет67
3.2.1. Строевые упражнения75
3.2.2. Общеразвивающие упражнения75
3.2.3. Акробатические упражнения78
3.2.4. Прикладные упражнения78
3.2.5. Упражнения художественной гимнастики79
3.2.6. Упражнения хореографии, музритмики, фитнес-аэробики для детей дошкольного и младшего школьного возраста89
3.2.7. Акробатический рок-н-ролл106
3.2.8. Подвижные игры, игровые задания111
3.2.9. Средства легкой атлетики116
3.2.10. Средства и методика занятий плаванием119
3.2.11. Применение средств физического развития с учетом возрастных особенностей детей123
3.3. Планирование процесса физического развития детей142
3.4. Формирование основ культуры здорового питания229
3.4.1. Выбор продуктов и их суточного потребления229
3.4.2. Организация питания детей дошкольного возраста231
3.4.3. Организация питания школьников241
3.4.4. Вода в питании детей248
4. ОТБОР И СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ250
4.1. Программа выявления, отбора и поддержки спортивно одаренных детей250
4.2. Содержание программы выявления, отбора и поддержки спортивно одаренных детей253
5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ260
5.1. Кадровое обеспечение реализации программы раннего развития детей260
5.2. Материально-техническое оснащение и безопасность занятий по программе раннего физического развития детей261
ЛИТЕРАТУРА265
ПРИЛОЖЕНИЯ271

Источник