Программа раннего физического развития ребенка
ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ДО 3 ЛЕТ).
(компилятивная)
Компилятивная программа
Координатор и исполнитель программы является:
Е. А. Ушакова, инструктор по физическому воспитанию
Пояснительная записка.
В настоящее время многих педагогов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, т.к. первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается основа физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях будет протекать развитие, во многом зависит будущее ребенка и формирование его личности.
Бурный физический рост, характерный для первых двух лет жизни ребенка, на третьем году начинает постепенно замедляется. Но общие моторные умения ребенка развиваются по-прежнему с большой скоростью. Совершенствуются ранее приобретенные навыки – ходьба, бег, ползание, умение прыгать. Ребенок учится управлять своим телом, изучает свои физические возможности, осваивает новые умения. К концу третьего года ребенок может устойчиво стоять на одной ноге, подпрыгивать, отрывая обе ноги от пола. Такие сложные движения требуют хорошей координации, умения сохранять равновесие и достаточной мышечной силы, поэтому ребенок без устали тренируется.
Многие родители в это время начинают уделять больше внимания интеллектуальному развитию ребенка, порой забывая о том, что познавательное развитие тесно связано с физическим. Таким образом, движения и действия дают ребенку пищу для ума, поэтому любознательные дети всегда подвижны. В поисках новой информации ребенок может преодолевать большие расстояния, следовательно, нужно больше пространства для движения и больше возможностей для физического развития.
Цель создания данной программы – сформированность основных двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, равновесие, катание и бросание) детей раннего возраста (2 – 3 лет) в соответствии с возрастными нормами, посредством создания детско-родительских групп.
Ожидаемый результат. Результатом программы станут сформированные навыки основных движений у детей раннего возраста (2 – 3 лет), способствующие укреплению здоровья.
Участники программы — дети с проблемами в физическом развитии, в возрасте до 3-х лет и их родители.
Структура программы — программа построена с учетом принципов опережающего обучения и рассчитана на взаимодействие инструктора по физическому воспитанию, родителей и ребенка как единой учебной группы.
Планируя занятия с детьми третьего года жизни, мы затронули наиболее актуальные движения в физическом развитии ребенка, а также блоки просвещения родителей в области физического развития ребенка и организации здорового образа семьи, как необходимое условие полноценного развития ребенка. Отсюда, основные задачи данной программы:
формирование основных двигательных навыков;
воспитание интереса к различным, доступным данного возраста, видам двигательной деятельности;
развивать резервы детских организмов, способствующие повышению иммунитета;
развитие способности родителей наблюдать за ребенком и оказывать помощь в нужный момент
Курс обучения рассчитан на 2 месяца (16 занятий), это не может обеспечить раскрытие внутреннего потенциала ребенка в полной мере, но может стимулировать более активное развитие его способностей и взаимоотношений. Время занятия до 30 минут. Оптимальное число участников 5 детей и 5 родителей.
Разделы программы:
Физическое развитие и охрана здоровья:
Ходьба и бег
Гимнастика.
Дыхательные упражнения
Упражнения на развитие общей моторики.
Упражнения с мячом
Подвижные игры.
Мини-массаж.
Учебно – тематический план.
Тема
Виды деятельности
Количество занятий, время проведения
Блок 1.
Знакомство.
1. Введение ритуала приветствия.
2. Ходьба и бег (ходьба парами по залу, взявшись за руки, с переходом на бег и наоборот).
3. Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса:
Поднимать руки вперед, вверх, в стороны;
Скрещивать руки перед грудью и разводить в стороны;
Отводить руки за спину;
Сгибать разгибать руки;
Хлопать руками перед собой, над головой;
Размахивать руками вперёд-назад, вниз-вверх.
4. Упражнения с мячом (катание, бросание, метание).
5. Подвижная игра.
6. Введение ритуала прощания.
3 занятия.
По 30 мин.
Блок 2.
Я сам.
1. Ритуал приветствия.
2. Ходьба и бег (обычная, на носках, в колонне по одному с переходом на бег)
3. Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника:
Поворачиваться вправо-влево;
Наклоняться вперед и в стороны;
Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу;
Поднимать и опускать ноги, лежа на спине;
Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.
5.Развитие общей моторики:
Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м);
По доске, лежащей на полу;
По наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см;
Лазанье под протянутой сверху веревкой (30-40 см.).
6. Упражнения с массажным мячом (массирование всех частей тела с речевым сопровождением).
7. Подвижная игра.
8. Ритуал прощания.
3 занятия.
По 30 мин.
Блок 3.
Игрушки
1. Ритуал приветствия.
2. Ходьба и бег.
Ходьба в прямом направлении с перешагиванием через игрушки (высота 10-15 см);
Бег всей группой в прямом направлении, друг за другом с игрушками в руках.
3. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног:
Сгибать левую (правую) ногу в колене (с поддержкой) из и.п. стоя;
Приседать (держась за опору) потягиваться с поднятием на носки;
Выставлять ногу вперед на пятку;
Шевелить пальцами ног (сидя).
4. Упражнения с мячом (катание, бросание, метание).
5. Подвижная игра — катание на модулях.
6. Дыхательные упражнения.
7. Ритуал прощания.
3 занятия.
По 30 мин.
Блок 4.
Животные
1. Ритуал приветствия.
2. Ходьба (по кругу, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному).
3. Прыжки (прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперёд на двух ногах через шнур; прыжки вверх, касаясь предмета, находящегося в 10-15 см до поднятой руки ребенка).
4. Ритмические упражнения с мячом.
5. Упражнения на развитие пространственных ориентировок («За забором – на лугу»).
6. Подвижные игры-подражания.
7. Ритуал прощания.
2 занятия.
По 30 мин.
Блок 5
Птицы
1. Ритуал приветствия.
2. Ходьба и бег с выполнением задания (изображение птиц).
3. Пальчиковая гимнастика с предметами.
4. Упражнения с мячами (катание, бросание, метание: катание мяча двумя руками и одной рукой родителю; бросание мяча вперед двумя руками снизу, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди ребенка; метание мячей, на дальность).
5. Подвижные игры («Курочка с цыплятами», «Коршун и цыплята»).
6. Ритуал прощания.
2 занятия.
По 30 мин.
Блок 6.
Просвещение родителей в области физического развития ребенка.
1. Ознакомление родителей с физическим развитием ребенка: физическое развитие детей до 3-х лет (физические упражнения для детей до 3-х лет). Обучение приемам выполнения физических упражнений.
2. Ознакомление родителей с особенностями взаимодействия физического и психического развития ребенка до 3-х лет.
Расширение знаний об эффективных приемах развития эмоционально – волевой сферы детей.
2 занятия.
2 часа
Просвещение родителей в организации здорового образа жизни семьи (детей и родителей).
1. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.
3. Физическое развитие ребенка раннего возраста (2 – 3 года).
1 занятие.
1 час
Содержание:
Физическое развитие и охрана здоровья:
воспитывать потребность в регулярном проведении закаливающих процедур, используя воду, воздушные ванны, элементарный игровой массаж тела;
приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде;
способствовать приобретению уверенности в своих силах;
развивать резервы детских организмов, способствующие повышению иммунитета;
воспитание интереса к различным, доступным данного возраста, видам двигательной деятельности;
формирование положительных нравственно-волевых черт личности;
воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия.
Основные требования к уровню занимающихся по итогам прохождения курса:
Дети должны научиться:
Ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед и т.д.
Брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
Ползать, подлезать под натянутую веревку (высота 30-40 см.).
Перечень методического обеспечения для реализации данного курса:
Мячи, модули, доска, шнур, мягкие игрушки, мелкие игрушки.
Организация занятий и условия реализации программы:
Заключение двустороннего договора о сотрудничестве с родителями.
Организация группы детей и их родителей в составе 10 человек на протяжении всего курса занятий. Состав группы должен быть постоянен.
Аудитория, по возможности, должна быть просторной – в ней должно быть пространство для выполнения упражнений и игр.
Мониторинг результативности программы: результативность осуществление программы и достижение ее целей может быть оценено в ходе двукратного (начального и финального) тестирования, по диагностике двигательного развития Н. О. Озерецкого И Н. И. Гуревича, они просты в применении, информативны по содержанию и статически достоверны.
№
Ф.И.О.
ребенка
Сформированность основных движений
Ходьба
Бег
Прыжки
Ползание,
лазание
Равновесие
Катание,
бросание
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Критерии оценки выполнения:
3 балла — правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
2 балла — неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные движения, но навык автоматизирован;1 балл — ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 баллов — отказ от движения.
Список литературы:
Журнал «Логопедия» №4(6), 2004;
Жукова О. «Как вырастить умного ребенка» Санкт-Петербург 2003;
Политова Н. А. Двигательный практикум «Здоровячок» 2006;
Источник
ПЕРЕЙТИ К РАЗДЕЛУ
Целенаправленное раннее физическое развитие ребенка с рождения — это самое полезное, что только могут сделать родители!Движение — ключевой фактор развития в раннем детстве. Поддержка и стимулирование важных физиологических навыков благотворно влияет на системы всего организма и дает невероятный толчок к созреванию малыша не только в физическом, но и в психическом отношении.
Ежедневные занятия с малышом благотворно влияют на общее состояние ребенка, его настроение, сон, активность. Улучшается координация, налаживается обмен веществ, укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы, повышается стрессоустойчивость к болезням и физическим нагрузкам.
Все это является прекрасным фоном для умственного развития ребенка. Активные, физически крепкие и развитые малыши имеют больше возможностей для познания, исследования окружающего мира.
Из чего состоит раздел?
Каждое упражнение в разделе стимулирует развитие тех или иных двигательных умений, таких как удерживание головки, присаживание, ползание, вставание, ходьба, а также более сложных умений — прыжки, бег.
Раздел состоит из трех блоков упражнений, которые необходимо осваивать последовательно:
- «Общее физическое развитие» — первый блок направлен на развитие начальных двигательных навыков, укрепление мышечной системы и опорно-двигательного аппарата. Упражнения из этого блока предназначены для детей до 1 года. Это комбинированные комплексы из простых гимнастических упражнений и массажных воздействий. Различные по сложности и объему упражнения для разных возрастных групп — 0м+, 3м+, 6м+, 9м+, 12м+
- «Комплексы зарядки» — второй блок предназначен для малышей старше 1 года. Он включает серию комплексов динамической гимнастики, направленных на дальнейшее развитие рук, ног, мышц плечевого пояса и шеи, мышц туловища, а также навыков уверенной ходьбы, лазанья, прыжков и бега. Этот блок выполняется под контролем взрослого и требует от ребенка большей осознанности и активности в процессе выполнения упражнений, так как содержит инструкции непосредственно для малыша. Возрастные категории — 12м+, 18м+, 24м+
- «Развитие равновесия» — этот блок упражнений стимулирует развитие равновесия. Равновесие можно и нужно развивать с рождения, таким образом мы укрепляем вестибулярный аппарат ребенка, а это имеет большое значение для последующей ходьбы и бега. Поэтому упражнения из данного раздела должны обязательно включаться в общую двигательную программу и идти параллельно с ней.
Обратите внимание! Упражнения, используемые в разделе, относятся к категории профилактических и общеукрепляющих, и абсолютно безопасны для здоровья малыша при соблюдении указанных рекомендаций. Комплексы не являются лечебной гимнастикой и не могут быть использованы для лечения малышей с нарушениями развития и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Для таких малышей занятия еще более важны, и существуют отдельные специальные комплексы упражнений, разработанные в соответствии со спецификой конкретного заболевания. Но такие комплексы не являются частью нашего курса.
Занимайтесь ежедневно и системно! Подтверждено большим числом наблюдений (К.Д. Губерт, М.Г. Рысс, А.П. Иванова, М.И. Фонарев и т.д.), что дети, с которыми занимаются регулярно, лучше развиваются, движения у них появляются раньше и качество движений значительно лучше, чем у детей, с которыми занимались эпизодически.
Важно!
- Начинайте как можно раньше! Рекомендованный возраст начала занятий — 3-4 недели жизни малыша. К этому моменту подходит к концу период новорожденности, повышается выносливость организма к механическим и термальным воздействиям, заживает пупочная ранка.
- Следуйте инструкциям к каждому упражнению. Изучайте список противопоказаний и следуйте рекомендациям, указанным в описании к упражнению. О наличии противопоказаний говорит значок
- Контролируйте нагрузку в процессе занятий. Ориентируйтесь в первую очередь на индивидуальные особенности ребенка, его выносливость в ходе упражнения и следите, чтобы нагрузка была оптимальной для эффективной тренировки. Если нужно, ослабьте интенсивность.
- Чередуйте в течения дня физические и интеллектуальные тренировки. Вносите занятия в свой Распорядок дня.
- Занимайтесь в хорошем настроении! Если Вы или малыш неважно себя чувствуете или испытываете отрицательные эмоции, лучше перенести занятие на другое время.
- Создавайте позитивный фон! Смейтесь, улыбайтесь, подбадривайте своего малыша, замечайте даже самые небольшие достижения. И вскоре вы будете удивлены талантами Вашего крохи!
Источник
Программа раннего физического развития детей (от рождения до 10 лет) разработана для специалистов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа содержит средства и методы физической культуры и базовых видов спорта, позволяющие с учетом особенностей контингента решать задачи оздоровительного и развивающего характера.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 5 |
1.1. Характеристика подхода к раннему развитию детей | 5 |
1.2. Направленность многолетней физической подготовки детей | 7 |
1.3. Общая характеристика программы | 8 |
2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ | 11 |
2.1. Требования к организации процесса раннего развития детей | 11 |
2.2. Требования к содержанию программы раннего развития детей | 17 |
2.3. Нормативные требования к психофизическому развитию детей от рождения до 10 лет | 31 |
2.3.1. Диагностика физического развития ребенка первого года жизни | 31 |
2.3.2. Диагностика физического развития детей от одного года до трех лет | 38 |
2.3.3. Диагностика физического развития и сформированности двигательных навыков детей 4–6 лет | 47 |
2.3.4. Диагностика физического развития и сформированности двигательных навыков детей 7–10 лет | 55 |
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | 62 |
3.1. Виды подготовки по программе раннего физического развития детей | 62 |
3.2. Средства и методы физического развития детей от рождения до 10 лет | 67 |
3.2.1. Строевые упражнения | 75 |
3.2.2. Общеразвивающие упражнения | 75 |
3.2.3. Акробатические упражнения | 78 |
3.2.4. Прикладные упражнения | 78 |
3.2.5. Упражнения художественной гимнастики | 79 |
3.2.6. Упражнения хореографии, музритмики, фитнес-аэробики для детей дошкольного и младшего школьного возраста | 89 |
3.2.7. Акробатический рок-н-ролл | 106 |
3.2.8. Подвижные игры, игровые задания | 111 |
3.2.9. Средства легкой атлетики | 116 |
3.2.10. Средства и методика занятий плаванием | 119 |
3.2.11. Применение средств физического развития с учетом возрастных особенностей детей | 123 |
3.3. Планирование процесса физического развития детей | 142 |
3.4. Формирование основ культуры здорового питания | 229 |
3.4.1. Выбор продуктов и их суточного потребления | 229 |
3.4.2. Организация питания детей дошкольного возраста | 231 |
3.4.3. Организация питания школьников | 241 |
3.4.4. Вода в питании детей | 248 |
4. ОТБОР И СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ | 250 |
4.1. Программа выявления, отбора и поддержки спортивно одаренных детей | 250 |
4.2. Содержание программы выявления, отбора и поддержки спортивно одаренных детей | 253 |
5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ | 260 |
5.1. Кадровое обеспечение реализации программы раннего развития детей | 260 |
5.2. Материально-техническое оснащение и безопасность занятий по программе раннего физического развития детей | 261 |
ЛИТЕРАТУРА | 265 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 271 |
Источник