Программа работы с ребенком с задержкой психического развития

Программа работы с ребенком с задержкой психического развития thumbnail

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.

В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.

Конституционального и соматогенного происхождения — ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

Психогенного происхождения — обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.

Церебрально-органического происхождения — самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.

Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.

Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.

Структура коррекционной программы

Цель программы — установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.

1. Задачи:

— снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.

— развивать познавательную активность;

— развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.

— развивать общую и мелкую моторику рук;

— развивать навыки эмоциональной саморегуляции.

Методы и формы работы:

Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.

class=»eliadunit»>

Упражнения на развитие моторики.

Релаксационные упражнения.

Игротерапия.

Психогимнастика.

Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.

2. Организация занятий

Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий — 2 раза в неделю.

Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.

Количество занятий — 10.

Критерий эффективности программы

Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно — развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.

Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Источник

Рабочие коррекционные программы для детей с ЗПР

Врачи отмечают тревожную тенденцию по возрастанию в России заболеваемости ЗПР среди детей. Задержка психического развития обусловлена разными причинами, однако это не отменяет того, что с проблемой надо бороться. Одного медикаментозного вмешательства будет недостаточно.

программа для детей с зпр
Необходима комплексная работа педагога и других специалистов, которые помогут восполнить пробелы в знаниях, исправить речь, научить концентрации внимания и читать. Многие педагоги, которые специализируются на коррекционных работах с детьми с заболеванием, создают свои методики.

Некоторые программы действительно рабочие и помогают детям с ЗПР преодолевать симптомы.

Варианты программ для детей с ЗПР

Несмотря на то, что болезнь напрямую связана с обучением, программы при ЗПР мало связаны с учебными планами в школе. В коррекционных заведениях особые методы, длина занятий, есть возможность уделить время каждому ребенку в том количестве, в котором это надо. Особый уклон делается на повторении материала и освоении тех навыков, которым не уделяется время в школе, так как считается, что они очевидны (например, чтобы резать бумагу ножницами сначала необходимо научиться их держать). Размеренный темп занятий и интенсивная нагрузка на проблемные области помогает быстро догнать одногодок и перейти обучаться в обычные школы.

Такого результата добиваются несколькими вариантами программ для детей с ЗПР, выбор которой зависит от родителей. Они, видя явную проблему с какой-то одной функцией (например, артикуляция) обращаются к узкопрофильному специалисту (например, логопеду). Профессионал выстраивает индивидуальный график работы. Кроме того, есть проверенные методики работы с детьми с ЗПР, которые основаны на комплекте рабочих программ для детей с ЗПР.

Общие принципы программ развития

Главное в работе с детьми – сохранять баланс и развивать речь и другие области (память, внимание, эмоции, интеллект, чтение и т.д.). Несмотря на то, что у пациента могут быть ярко выраженные проблемы в какой-то одной области, из-за их взаимосвязи приходиться объединять упражнения, захватывая все сферы.  Помимо этого, программы имеют общие направления работы:

  • Физическое направление – занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ребенка была возможность для активного отдыха и подвижных упражнений. Помимо занятий выстраивается правильный рацион питания, режим сна. Родители должны с вниманием относиться к физическому здоровью и психологическому спокойствию, так как это залог успешного обучения.
  • Психологическое – обучения социальным и другим навыкам. Сюда входить общение, умение отвечать на вопросы, вести себя в коллективе.
  • Сенсорно-моторное — замедленное развитие сказывается не только на интеллектуальных и эмоциональных особенностях. В случае, когда наблюдается дисфункция моторной и сенсорной системы, необходима работа и в этом направлении.
  • Познавательное – у пациента с ЗПР наблюдается отсутствие фактических знаний и  опыта из-за слабой памяти. Этот пробел легко заполнить, если правильно смотивировать и не ограничивать детей в познании окружающего мира.
  • Эмоциональное – задержка в развитии отображается и на эмоциональных реакциях, которые часто отстают на несколько лет. Выражается в повышенной эмоциональности, любви к играм и нелюбви к интеллектуальным нагрузкам. Требуется обучение контроля над эмоциями и понимание эмоций других.

Какие дети могут участвовать в программах

Все дети, у которых диагностирована ЗПР, имеют право получить помощь специалистов. Более того, есть разные методики, позволяющие справиться с отклонением любой тяжести.

программа для детей при зпр

Работа с ребенком выстраивается по индивидуальному алгоритму, который зависит от фактического возраста, развития навыков и способностей. Кроме того, диагноз подразумевает задержку в развитии, а не нарушения или патологию, а значит, любые проблемы исправимы.

Образовательная и коррекционная программа для детей с ЗПР

Образовательно-коррекционная программа для детей с ЗПР проводится специально обученными людьми. Предназначена она для дошкольников и учеников младшей школы.

Методика позволит достичь сразу нескольких целей, среди которых выделяют:

  • обучение навыкам коммуникации;
  • подготовка для жизни в обществе;
  • заполнение пробелов в знаниях об окружающем мире;
  • стимулирование к познанию, интеллектуальной деятельности;
  • развитие речи;
  • обучение базовым навыкам (чтение, счет).

Для этого были разработаны упражнения, которые позволяют детям проявить себя:

Вид деятельностиПримеры заданий
Игровая:Сюжетно-ролевые игры;
Игры по правилам;
Игры в группе.
Коммуникативная и социальная:Беседа и поддержание диалога о работе родителей, своем городе.
Рассказ о себе: имя, фамилия, возраст, имена членов семьи.
Обучение названиям транспорта, дней недели, порам года, геометрическим фигурам.
Пространственное ориентирование: лево, право, вниз, вверх.
Сопоставление предметов по цветам, размерам и т.д.
Исследовательская:Изучение окружающей среды: растения, животные, погода, общество.
Обучение:Состав чисел 1-10, арифметика.
Счет предметов, ответы на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».
Понимания смысла обобщающих слов (транспорт, фрукты, мебель) и слов-направлений (между, впереди, перед, раньше).
Развитие речи:Находить звук в слове,
упражнения на артикуляцию,
деление звуков на гласные и согласные,
узнавать буквы,
составлять схемы предложений.
Литература:Знакомство с детскими сказками, пословицами, загадками.
Умение пересказать прочитанное, отвечать на вопросы.
Обучение слушать других.
Заучивание стихов наизусть – развитие памяти.
Театрализация прочитанного.
Самостоятельность:Обучение бытовым навыкам в доме и на улице.
Изобразительное искусство:Лепка, рисование, аппликация – развитие мелкой моторики рук
Музыкальная:Пение и понимания смысла музыки
Двигательная:Зарядка: детей учат бросать мяч, ловить предметы, строиться в ряд, прыгать на месте и бегать по кругу.

Помимо этого обязательны логопедические упражнения, которые включают дыхательную и голосовую гимнастику. Разминка кистей рук – пальчиковая гимнастика. С ребенком проходят задания, назначенные дефектологом, логопедом и другими специалистами.
Образовательно-коррекционная работа с детьми тесно связана с развивающей программой из-за схожести целей. Проводиться как индивидуально, так и в небольших группах.

Особенности психокоррекционной программы

работа с детьми зпр

Психокоррекционная программа для детей с ЗПР направлена на формирование и коррекцию общего уровня эмоционального и психического развития. Методика позволяет сформировать основные алгоритмы психических процессов и поведения в разных ситуациях. Корректируется эмоциональный фон, ребенок становиться спокойнее и знакомиться с волей, целеустремленностью. Психокоррекционная программа обучает планированию и самоконтролю.
Курс состоит из упражнений и игр:

УпражненияИгры
Запоминание узора из геометрических фигурПредлагается собрать сюжет из картинок
Построение дорожек (например, от животных к их домам)Детям показывают изображение, которое надо запомнить. Они подробно описывают увиденное
Рисование несуществующих животных и рассказ о том, что они умеютПредоставить картинки, на которых надо найти 5 отличий
Рисование простых объектов (дом, цветок)

Тесно связаны с психокоррекционной работой и парциальные программы. Они подразумевают отдельную работу с каждым дефектом: понимание языка,  чистота речи, мелкая моторика и т.д. Парциальная программа служит дополнением к основной, и не может заменить комплексную работу.

Адаптированная программа

Адаптированная программа нацелена на ту группу детей с  ЗПР, которые были отданы в обычные школы. Для них создаются примерные программы, которые помогают в процессе школьного обучения.

Помощь специалистов детям с ЗПР

Важную роль в работе с детьми с ЗПР играет помощь специалистов, таких как дефектолог, психолог и логопед. Их программы разрабатываются индивидуально для каждого случая, ориентируясь на проблемы конкретного пациента. Специалисты отрабатывают постановку звуков, слоговую структуру. Они дают мотивацию учиться говорить правильно, ведь просто так малыш не будет повторять.

Помимо постановки звуков, программа логопеда нацелена на развитие живого общения. Поэтому расширяется словарный запас, лексика и грамматика. Все это доводиться до автоматизма, то есть создаются схемы, которые будут использоваться в повседневной жизни.

Программы психолога при ЗПР разрабатываются, чтобы оказать эмоциональную поддержку. Нередко используется арт-терапия, чтобы оказать непрямое вмешательство в развитие.

Помимо специалистов, в развитии пациента участвуют и преподаватели в дошкольных учреждениях. Они следуют уже разработанным методикам, утвержденным Министерством образования РФ.

зпр помощь специалистов

Программа Баряевой очень популярна среди работников дошкольных учреждений, которые работают с детьми с ЗПР. Она разделена по неделям и в каждой прописывается лексическая тема, которая будет развиваться. Заранее определяется словарь из 10-20 слов, над которыми предстоит работать. Также отводится мероприятие (праздник или игра), для эмоционального и качественного усвоения темы.

Программа Шевченко нацелена на работу с дошкольниками и часто используется дефектологами. Цель программы – ранняя коррекция психического развития. Дети обучаются писать, читать, считать, тренируют самоконтроль и самостоятельность. Учатся основам личной гигиены и культуры речи.

Программа Боряковой включает несколько направлений работы:

  • первичное исследование навыков и знаний, из чего делается прогноз для дальнейшей работы;
  • мотивация;
  • последующая работа специалистов, направленная на коррекцию проблем, обеспечение всестороннего развития, не только психического, но и физического;
  • формирование высших психических функций.

Программа Неретиной для детей с ЗПР ориентирована на познавательное и речевое развитие в процессе исследования окружающего мира. Упор делается на речь и подготовку к обучению в школе.

«Маленькие ступеньки» — это программа для детей с ЗПР, которая представлена серией книг. Например, одна из них посвящена развитию самообслуживания. Ребенок будет постепенно обучаться есть, пить, одеваться и умываться.

индивидуальная программа при зпр

В некоторых коррекционных детских садах особое внимание уделяют музыке, которая положительно влияет на эмоциональное состояние. Поэтому была разработана программа по сольфеджио, которая учит воспринимать музыку, петь, ощущать ритм и играть на музыкальных инструментах.

Выводы

После того, как был поставлен диагноз ЗПР, необходимо выбрать подходящую программу развития. Важно помнить, что нарушения при ЗПР поддаются корректировке, а значит остается выбрать только подходящих специалистов. В зависимости от возраста и способностей, формируется подход обучении. Он может быть построен на играх, упражнениях, искусстве или музыке.

Источник

Рассмотрена и рекомендована на заседании

ШМО _______________________________

Рук-ль ШМО _________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Протокол № ____________

от «____» ______________ 20___г.

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № ____________

от «____» ______________ 20___г.

Утверждено руководителем ОУ

Приказ № ____________

от «____» ______________ 20___г

Рабочая программа

Коррекционно-развивающих занятий

для детей с задержкой психического развития на 2017-2018 учебный год (8 класс)

составитель: педагог-психолог,

Петрова Елена Валерьевна

Малая Пурга-2017г

Пояснительная записка

Актуальность

Психологическое сопровождение учащихся 7 вида является важным направлением деятельности педагога-психолога.

У довольно большого числа детей, с задержкой психического развития имеются грубые первичные интеллектуальные нарушения. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися индивидуальные и групповые занятия с психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению.

Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания – способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую качествами, присущими только ей. Поэтому наряду с развитием познавательной сферы в работе с подростками большую значимость приобретают занятия, направленные на развитие самосознания.

Кроме того, общая мотивация ребёнка смещается к общению со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Поэтому важная часть занятий отводится на формирование навыков конструктивного общения. Также рассматривается тема агрессивного поведения.

Цель программы: оказание помощи детям в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе.

Задачи программы:

  1. Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности.

  2. Предупреждение дезадаптации детей в школе.

  3. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития.

  4. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов.

  5. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер учащихся.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность.Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность.Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи.Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Направления работы:

Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление неуспешных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии неуспешных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

Личностные, коммуникативные, познавательные результаты освоения программы

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

— широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

— способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

— обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

— формулировать собственное мнение и позицию.

Организация занятий:Данная программа рассчитана на три месяца обучения (10 занятий). Занятия проводятся в кабинете психолога, один раз в неделю по 20 минут (возможно до 30 минут). Занятия групповые и индивидуальные. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий1.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Тематический план

Знать: упражнения для снятия эмоционального напряжения.

Уметь: выполнять упражнения самостоятельно.

13

2

Познавательные процессы

Развитие познавательной активности, целенаправленности мысленного процесса.

Знать: виды памяти, игры упражнения для развития познавательных процессов.

Уметь: самостоятельно тренировать память, внимание мышление, восприятие.

18

3

Итоговые занятия

Повторная диагностика эмоционально — волевой сферы и познавательных процессов

4

Итого

35 часов

Календарно-тематическое планирование

Вводное занятие Развитие внимания и памяти

1.Особенности внимания

1

Знакомство, создание положительного отношения к занятиям. Игры «Интервью», «Молекулы», «Меняемся местами». Диагностика уровня внимания.

Упр. на развитие внимания: корректурные таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка», графический диктант.

Упражнения на распределение внимания.

Игры «Муха», «Подсчитай правильно», «Зеркало».

2.Устойчивость внимания

3.Целенаправленность действий

1

4.Развитие зрительной памяти.

1

Диагностика памяти. Упр. на развитие различных видов памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно) Отсроченное воспроизведение запоминаемого.

5.Развитие вербальной памяти

6.Опосредованное запоминание.

1

Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй», « Опосредованное запоминание»

2

Развитие мышления

1.Наглядно-образное мышление.

1

Диагностика мышления. Упр. на развитие мышления: «Найди лишнее слово», «Угадай предмет по описанию», «Найди общее», задания, требующие классификации и сериации (расставь класс по алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии). Игры «Угадай животное» (выделение существенных признаков), «Дополни узор» (логическое мышление), «Шифр» (абстрактное мышление).

2.Развитие операций логического мышления.

3.Умение сравнивать и обобщать.

1

3

Эмоционально-волевая сфера

1. Мой характер

1

Диагностика личностных особенностей детей (тест Айзенка, тест Люшера, методика ДДЧ). Понятие «характер», черты характера, тест «Мой характер», объяснение результатов. Понятие «воля», волевые качества, тест на развитие воли. Понятие «общение», тесты на коммуникабельность. Самооценка, определение уровня самооценки детей, рекомендации.

2. Развитие навыков самоконтроля

1

3. Самооценка

4. Умение сотрудничать

1

Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай настроение».

5.Обобщающее занятие

1

Обобщающее занятие – упр. «Комплимент», игры «Молекулы», «Дорисуй картинку», «Меняемся местами».

Итоговая диагностика

Диагностика познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. Релаксационные упражнения.

Итого

10

Методическое и материально – техническое обеспечение программы

  • Диагностический инструментарий

  • Развивающие презентации на развитие познавательных процессов

  • Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной литературы, фотографии

  • Дидактический и раздаточный материал

  • Сборники коррекционных упражнений, тестов и т.д.

  • Компьютер

  • Магнитофон

  • Музыка «Дары природы»

Список литературы

  1. Истратова О.Н.Практикум по детской психокоррекции Ростов-на-Дону «Феникс»2011

  2. Истратова О.Н. Психодиагностика лучших тестов. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010

  3. Кузнецова С.В. Развиваем детскую память. Ростов-на- Дону «Феникс» 2011

  4. Климов Е.А Психология профессионального самоопределения М:. Академия 2010

  5. Локалов Н.В. Школьная не успеваемость, психокоррекция. Спб:. 2008

  6. Немов Р.С.общая психология М:. 2010

  7. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию М:. Просвещение 2009г

Источник