Программа помощи ребенку с отклонениями в развитии

Программа помощи ребенку с отклонениями в развитии thumbnail

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 4»

«Развитие системы ранней помощи в РФ»

Учитель-логопед «Екатеринбургской школы № 4»

Сумина Е. Г.

Екатеринбург

2018г

Развитие системы ранней помощи в Российской Федерации

Постановлением Правительства России от 1 декабря 2015 года № 1297 утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Концепция будет реализована в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 годы.

В России, как и во всем мире, побудительными причинами для создания ранней помощи детям и семьям стали следующие факторы:

— рост числа детей, имеющих нарушения развития уже при рождении;

— рост числа социально неблагополучных семей;

— увеличение количества социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья и нарушения развития.

Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи предполагает активное взаимодействие в абилитационном процессе всех его участников (специалистов, членов семьи, самого ребенка).

Одной из важнейших задач на современном этапе развития общества является достраивание начальной ступени в образовании – системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до 3-х лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям.

Создание системы ранней помощи в Российской Федерации соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.

Цель и задачи Службы ранней помощи.

Цель – минимизация отклонений в состоянии здоровья детей самого раннего возраста на основе комплексной межведомственной и квалифицированной помощи ребенку и его семье.

Задачи:

1. Максимально раннее выявление детей с проблемами развития на территории муниципального образования.

2. Междисциплинарная комплексная оценка состояния здоровья и развития ребенка, психолого-педагогических способностей и возможностей родителей, других членов семьи.

3. Определение потребностей ребенка и семьи на основе выявленных диагностических показателей, разработка индивидуальной программы их коррекции.

4. Организация процесса оказания ранней помощи ребенку и всесторонней поддержки членов семьи.

5. Обеспечение преемственности между СРП и учреждениями здравоохранения и образования.

Актуальность создания системы ранней помощи обусловлена:

1. расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовностью детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к интеграции в дошкольные образовательные организации;

2. наличием существенных региональных различий в положении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их семей и отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи, учитывающей разнообразие региональных возможностей;

3.потребностями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей;

4. значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, и отсутствием целостной модели их комплексного сопровождения.

Правильно организованная и своевременная ранняя комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в развитии способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка, обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на раннем этапе возрастного развития.

Под ранней помощью понимается комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых нуждающимся в них детям и их семьям в рамках индивидуальных программ ранней помощи для каждого ребёнка. К ранней помощи относится помощь, оказываемая детям от рождения до трёх лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, детям с генетическими отклонениями, а также детям с риском развития таких ограничений, детям из группы социального риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в соответствующих организациях, и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

Целями создания системы ранней помощи (СРП) являются:

— раннее выявление риска развития нарушений здоровья и нарушений здоровья у детей от 0 до 3-х лет;

— создание единой системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, основанных на внутри- и межведомственном взаимодействии, обеспечивающих возможно более полную компенсацию нарушений здоровья;

— обеспечение услугами по развитию таких детей во избежание возникновения нарушения развития здоровья или коррекции для уменьшения уже возникших нарушений;

— формирование и развитие способностей таких детей для их оптимальной адаптации и интеграции в общество;

— предоставление помощи родителям в создании оптимальных условий для развития и обучения ребенка в условиях семьи, повышения уровня компетентности родителей и других членов семьи для расширения их возможностей по созданию условий для выстраивания маршрута роста и развития такого ребенка, планирования жизни ребенка в будущем;

— содействие социальной интеграции семьи и ребенка;

— развитие системы мероприятий по профилактике инвалидности и нарушений здоровья у детей;

-обеспечение подготовки, перехода ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в дошкольную образовательную организацию.

В России применяются несколько методик для изучения психофизического развития детей раннего возраста: шкала развития Гезела, Денверовская скрининговая методика (DDST), Мюнхенская функциональная диагностика, программа «Маленькие ступеньки» и методические разработки отечественных ученых (Л.Т.Журбы, Е.М.Мастюковой, Г.В.Пантюхиной и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Разработки служат основой для практического применения в психолого-медико социальных (ПМС) центрах, психолого-медико-педагогических (ПМП) консультациях и службах. Работы Л.С.Выготского являются теоретической базой для данных программ и положены в основу методического обеспечения работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Важнейшим направлением НИИ РАН является поиск оптимальных путей реформирования системы специального образования, ее реструктуризации за счет достраивания отсутствующего ныне структурного элемента — системы раннего выявления и ранней комплексной помощи. Институтом коррекционной педагогики РАО разработана программа создания единой государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Программа включает в себя несколько этапов.

Этап 1 — анализ состояния проблемы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии.

Этап 2 — разработка научно-методологических основ построения общей модели единой системы раннего выявления и специальной помощи детям с различными отклонениями в развитии.

Этап 3 — проектирование общей базовой модели единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с различными отклонениями в развитии.

Этап 4 — научно-методическое и технологическое обеспечение спроектированных моделей единой системы.

Этап 5 — экспериментальная апробация разработанных моделей единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии.

Этап 6 — совершенствование моделей единой системы на основе результатов экспериментальной апробации.

Апробация различных моделей ранней помощи осуществляется через систему медико-психолого-педагогического патронажа в психолого- медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, в некоторых учреждениях дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, консультативные пункты), в дошкольных образовательных учреждениях системы здравоохранения и в негосударственных организациях и службах.

Базисные структуры моделей ранней помощи представлены следующими блоками:

1. Организация ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической помощи на базе действующих дошкольных учреждений.

2. Создание условий для пребывания детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях.

В основе моделей ранней помощи лежат междисциплинарный межведомственный подход к организации практической деятельности специалистов, поэтапность реализации процесса сопровождения семьи и системность формирования развивающей среды в условиях как образовательного учреждения, так и семьи.

Организация ранней помощи ребенку младенческого и раннего возраста в рамках семейно-центрированного подхода базируется на комплексе мероприятий, направленных на абилитацию ребенка с момента его рождения и поддержку семьи и ближайшего окружения. Комплексное пролонгированное обследование ребенка является первоначальным этапом работы. В его процессе мы выявляем наличие факторов медицинского, генетического и социального риска, происходит функциональная идентификация, определяется фактический уровень психофизического развития ребенка.

Систематизированное диагностическое обследование с упорядоченной фиксацией результатов служит базисом для организации командной работы специалистов. Координация работы специалистов различных профилей происходит с учетом индивидуальных специфических нарушений у ребенка, дает возможность системно прогнозировать дальнейший план действий, становится основой для определения содержания, форм и методов раннего обучения.

Разведение в структуре дефекта симптомов болезни и проявлений дизонтогенеза имеет большое значение для дифференциации методов медикаментозной коррекции и психолого-педагогических мероприятий, направленных на профилактику вторичного дефекта, «социального вывиха» (Л.С.Выготский), возникающего вследствие взаимодействия ребенка с неадекватной средой. Поэтому важнейшее значение в ранней комплексной диагностике приобретает социальный блок, а также медицинский блок.В процессе медицинской диагностики выявляются структура ведущего нарушения и осложняющих его расстройств, специфика течения патологического процесса, устанавливается клинический диагноз с учетом этиологии, патогенеза, преимущественной локализации поражения или задержки созревания центральной нервной системы. Определяются психоневрологический, соматический статусы ребенка, прогнозируются сроки и методы медицинской коррекции. Психолого – педагогический блок, составляющий компетенцию специалистов из области специальной педагогики и психологии, представляет собой диагностику актуального уровня развития ребенка по основным функциональным областям.

Анализ результатов комплексного диагностического обследования позволяет определить основные принципы работы СРП.

Основные принципы работы службы ранней помощи (СРП):

1.Семейно-ориентированная деятельность — профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие с ребенком, с родителями и другими членами семьи, с ближайшим окружением.

2.Междисциплинарный подход — совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду.

3.Партнерство — установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения.

4.Добровольность — решение об обращении в СРП включить ребенка и семью в программу обслуживания исходит от родителей или заменяющих их людей.

5.Открытость — СРП отвечает на запрос любой семьи или лиц, заменяющих их , обеспокоенных состоянием или развитием ребенка.

6.Конфиденциальность — информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам СРП, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

7.Уважение к личности — сотрудники СРП уважительно относятся к ребенку,

принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей или заменяющих их лиц, сотрудники СРП принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.

Главные условия эффективного функционирования СРП:

  • максимальное приближение СРП к месту жительства ребенка раннего возраста с ОВЗ, ребенка-инвалида, ребенка группы риска;

  • функционирование на основе междисциплинарного взаимодействия специалистов;

  • семейно-центрированный характер деятельности.

Источник

Программа по организации психологической поддержки родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии

  1. Пояснительная записка.

    1. Кому адресована программа.

Данная программа адресована психологам и родителям.

    1. Описание участников программы.

Участниками программы являются психологи, дети с отклонениями в развитии (некоторые занятия) и их родители.

    1. Теоретическое обоснование содержания программы.

Влияние семьи на ребенка имеет большое значение, особенно важным оно является для детей, имеющих отклонения в развитии. Особенности взаимодействия ребенка с родителями обуславливают его эмоциональное благополучие и возможности адаптации к социальной среде.

Проведение данной программы особенно важно, так как такой ребенок часто вызывает сильные переживания у родителей, которые не имеют необходимых навыков общения с ним. Стресс также вызывают оценка их семьи обществом, которое зачастую ставит на таких детях клеймо социальной непригодности. Кроме того, диагностические методы работы с родителями могут выявить у них неадекватный стиль воспитания, эмоциональное отвержение ребенка, чувство беспомощности.

Таким образом, мы видим необходимость работы с такими семьями для гармонизации детско-родительских отношений, прививания необходимых в данной ситуации навыков.

    1. Основная цель программы.

Основной целью программы является психологическое содействие родителям, имеющих детей с отклонениями в развитии.

  1. Методическое обеспечение и содержание программы.

1.5.1. Формы (средства, приемы) работы.

  • Информационная (лекции, семинары, родительские собрания, стенды, информационные уголки для родителей);

  • Практические занятия для родителей (ролевые игры, тренинги).

1.5.2. Диагностическое сопровождение программы.

  • Методика «16 — ФЛО — 105 — С» (16-факторный личностный опросник, 105 вопросов, форма «С») Р. Б. Кеттелла (интеллектуальные, эмоционально-волевые и коммуникативные особенности);

  • Анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева);

  • Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП);

  • Социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева);

  • Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер);

  • Тест-опросник родительского отношения — ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин);

  • Методика PARI (Е. С. Шефер и Р. К. Белл);

  • Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева);

  • Адаптированный Тематический апперцептивный тест (В. В. Ткачева).

1.5.3. Тематический план.

Программа включает в себя следующие занятия:

  • Знакомство. Особенности развития детей: требования к ребенку и его возможности.

  • Общение в семье: конфликты. Убеждение и аргументация.

  • Общение в семье: невербальное поведение.

  • Эмоции – это важно! Навыки саморегуляции эмоциональных состояний.

  • Я думаю, что это так. Стереотипы и стили семейного воспитания.

Программа состоит из двух основных блоков:

  1. Диагностический блок (определение особенностей детско-родительских отношений, состояния и особенностей родителей);

  2. Консультативно-коррекционный блок (информирование, поиск адекватных форм взаимодействия с ребенком, гармонизация внутрисемейной атмосферы, формирование эмоционально-теплых детско-родительских отношений, адекватных поведенческих навыков и установок по отношению к ребенку).

Задачи диагностического блока:

Наблюдение

  • характера взаимодействия с ребенком;

  • особенностей коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком;

  • особенностей применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз);

  • особенностей форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;

Опросы и тестирование

  • исследование личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и определение психологического типа (авторитарный, невротичный, психосоматичный психологические типы);

  • оценку интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик адаптационных механизмов, определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу;

  • установление типа родительско-детских отношений и причин их нарушений;

  • определение модели семейного воспитания;

  • изучение ценностных ориентаций родителей в отношении ребенка.

Задачи консультативно-коррекционного блока:

  • информирование родителей об особенностях ребенка;

  • ознакомление родителей с адекватными и развивающими формами организации досуга.

  • коррекция аффективной сферы, формирование положительных эмоциональных реакций и установок;

  • формирование навыков регуляции эмоционального состояния;

  • формирование коммуникативных навыков.

Таким образом, основными направлениями работы являются психологическая диагностика и коррекционно-развивающая работа с родителями.

1.5.4. Эффективность работы по программе.

Результатом данной программы будет являться повышение уровня компетентности родителей в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка, снижение психоэмоционального дискомфорта, приобретение навыков общения с ребенком и разрешения основных конфликтных ситуаций.

III. Примерный конспект занятий.

Описание занятия.

  1. Определение содержания занятия.

    1. Тема занятия: Невербальное общение семьи

    2. Цель занятия: развитие навыка успешного невербального поведения

    3. Задачи занятия: коррекционные

    4. Дидактический материал, оборудование: наглядные пособия, брошюры-памятки, бумага, фломастеры

Теоретическая часть (информирование о значимости невербального общения, раздаточные памятки)

Упражнение «Молекулы» (разбить группу на несколько подгрупп)

Моделирование типичной ситуации общения с ребенком в подгруппах

Обсуждение успешных и неудачных решений

2

Основная часть

Расширение знаний по данной теме, формирование навыка

  1. Упражнение «Побег из тюрьмы»

  2. Игра «Леопольд»

  3. Обсуждение эффективности поведения в упражнениях

3

Перерыв

15 минут

В это время участники могут выпить кофе и отдохнуть

4

Основная часть (продолжение)

  1. Упражнение «Автобус»

  2. Упражнение «Картина»

  3. Беседа

  4. Рассказ тренера об интонациях

  5. Упражнение «Большие паузы»

5

Аутотренинг

Релаксация, расслабление участников

  1. Мышечная релаксация по Джекобсону

  2. Прослушивание успокаивающей музыки

6

Заключительная часть, подведение итогов

Формирование выводов занятия, обратная связь участников

  1. Упражнение «Метафора»

  2. Резюмирование тренером событий и знаний, полученных на занятии

  3. Сбор обратной связи участников по кругу

IV. Литература.

  1. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

  2. Ткачева. В. В. Инновационная модель организации психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / Коррекционная педагогика, № 5-6 (11-12), 2006.

  3. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. / Дефектология, № 1, 2005, с. 3

  4. Коммуникативные упражнения https://azps.ru/training/communication

V. Использованные упражнения.

Упражнение «Метафора»

Инструкция. Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выразил свое личное видение команды как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ.

Коммуникативное упражнение «Большие паузы»

  Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие ораторских способностей. Участники изучают иллюстративные возможности больших пауз (или гросс-пауз).

Ведущий рассказывает про гросс-паузы (большие паузы) — один из инструментов ораторов. Заключается в том, что оратор смолкает на довольно длинный промежуток времени: от 15 секунд до минуты.
  Ведущий изображает из себя такого оратора. Далее ведущий спрашивает,

есть ли доброволец, который в подобной же манере может произнести свою речь.

Упражнение «Автобус»

Цель упражнения: отработка гибкости невербального поведения

Участники разбиваются на парочки. Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении — одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».

После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.

Упражнение «Картина»

Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к стене (столу), где прикреплен лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать картину. Ведущий сообщает, какой предмет необходимо изобразить (остальные не слышат задания), далее первый рисует один из элементов.

Приглашается второй игрок. Первый объясняет мимикой и жестами, что необходимо изобразить и встает в другую линию. И т.д, пока все не примут участия в рисовании картины.

Сложно ли было объяснять только с помощью мимики и жестов? Не было ли желания использовать еще и речь?

Упражнение «Побег из тюрьмы»

Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: «Первая шеренга будет играть преступников, вторая — их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания (5 минут) сообщники с помощью жестов и мимики должны «рассказать» преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый «сообщник» спасает одного «преступника»)». После окончания игры «преступники» рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Упражнение «Леопольд»

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Источник