Программа по социальному развитию для дома ребенка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.
Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.
Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.
Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.
Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок – сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями. На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.
Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.
Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.
Накопленный специалистом опыт работы с детьми – сиротами, активный поиск решения проблемы привели к мысли о необходимости создания программы «ШАГ ЗА ШАГОМ».
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель программы: подготовка выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
- Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
- Информационное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного рынка труда с учётом наклонностей, интересов и способностей.
- Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни.
Целевая группа:
Основная целевая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей.
Формы работы:
- Групповые
- Индивидуальные
Методы работы:
- Тренинг
- Тестирование
- Профдиагностика
- Собеседование
- Наблюдение
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальное обеспечение:
- Помещение для занятий;
- Техническое оснащение (магнитофон, видеомагнитофон и телевизор);
- Доска, мел, канцелярские товары.
Кадровое обеспечение программы:
- Ведущий специалист программы – педагог-психолог ГООУ ЦПМСС.
- Специалисты образовательного учреждения – социальный педагог, психолог.
- Наличие у ведущего специалиста программы психологического образования.
- Для эффективного решения задач программы, необходимо взаимодействие всех специалистов, задействованных в реализации программы.
Реализация программы:
Программа рассчитана на 9 занятий с интервалом 1 раз в месяц.
Продолжительность занятия: 1,5 часа.
Количество участников: 15–20 человек.
Основные мероприятия, проводимые в рамках программы:
- Разработка основных направлений деятельности (апробирование индивидуальных и групповых форм работы).
- Формирование группы подростков, желающих участвовать в программе из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
- Работа в группах, направленная на поиск внутренних ресурсов – психологическая группа.
- Социально-психологическое сопровождение выпускников детских домов (консультирование специалистами центра, поддержка, работа по запросу).
Этапы программы
Диагностический этап:
- Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
- Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
- Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.
Организационно-деятельный этап:
- Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
- Реализация системы занятий по программе.
Итоговый этап:
- Совместный анализ занятий со специалистами образовательного учреждения, принимающими участие в реализации программы.
- Диагностика изменений, произошедших с подростками в ходе реализации программы.
- Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
- Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.
Направления в работе с выпускниками
Направление в работе | Краткое содержание работы |
Формирование Я-концепции | Моё «Я» как внутренний мир. В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром. Жизненная позиция. |
Правовая ориентация | Перечень документов, которые необходимы выпускнику. |
Валеологическая ориентация | Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи. |
Социально-бытовая ориентация | Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях. |
Профессиональная и трудовая ориентация | Льготы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица. |
Семейная ориентация | Роль семьи в жизни человека. Любовь. |
Финансово-экономическая ориентация | Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия. |
Наличие у выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей таких знаний позволит говорить о некотором уровне социальной стабильности, которые можно рассматривать в качестве социально-психологического результата процесса постинтернатной адаптации.
Для определения уровня успешности постинтернатной адаптации будут использоваться следующие показатели:
- Уровень развития социальных навыков.
- Уровень развития социального поведения выпускника – фактор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и позволяющий успешно реализовывать внутренний потенциал личности или не позволяющий сделать это.
Ожидаемые результаты:
Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа:
- Умение управлять своим эмоциональным состоянием.
- Овладение подростками навыков самопознания и самопринятия.
- Выработка навыков коммуникативной культуры.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Социально-психологическая диагностика, комплексная методика оценки социальной компетенции.
Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции), используемая для обследования состоит из 2 основных методик:
- «Изучение уровня развития социальных навыков».
- «Изучение социальных сетей».
Методика была разработана в Центре социологии образования РАО Д.Н. Хломовым, С.А. Баклушинским и О.Ю. Казьминой. В настоящее время она является базовой для построения тренинговых технологий в работах по социальной адаптации лиц с нарушениями социального поведения.
Модификация методики применительно к выпускникам образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, проведена Г.В.Семья и Ю.С.Смирновой.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Период | Кол-во часов | Тема занятия | Структура занятия | Задачи занятия |
сентябрь | 1,5 часа | «Знакомство» (Приложение 1) |
|
|
октябрь | 1,5 часа | «Общение и умение слушать» (Приложение 2) |
|
|
ноябрь | 1,5 часа | «Будь готов» (Приложение 3) |
|
|
декабрь | 1,5 часа | «Сделай выбор» (Приложение 4) |
|
|
январь | 1,5 часа | «Поиск работы – это тоже работа» (Приложение 5) |
|
|
февраль | 1,5 часа | «У нас будет своя семья» (Приложение 6) |
|
|
март | 1,5 часа | «Имитационная игра» (Приложение 7) |
|
|
апрель | 1,5 часа | Бизнес-игра «Деловые ребята» (Приложение 8) |
|
|
май | 1,5 часа | Итоговое занятие по исследованию социальной компетенции (Приложение 9) |
|
|
ЛИТЕРАТУРА
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003.
- Абрамова И.Г. Рискология – наука о поведении человека в ситуации выбора. – Спб: СПбГУП,1999.
- Абрамова И.Г. Игротехнические приёмы (Рекомендации для организации игровых занятий в школе). – СПб, 1992.
- Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М., 1987.
- Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. – М., 1974.
- Биндюков М., Соломин И., Ткачёв М. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 1999.
- Грецов А. Тренинг общения для подростков. – ЗАО Издательский дом Питер, 2006.
- Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999.
- Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган – Челябинск, 1995.
- Консультирование детей в психолого-педагогическом Центре – научно-методическое пособие. – М., 1998.
- Минкова Э. А. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи. // Очерки. о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. – М.: ТОО «Симс»,1995.
- Преодоление трудностей социализации детей-сирот. / Под редакцией Л.В. Байгородовой.
- Рудестан К. Групповая психотерапия. – Спб.,1998.
- Сапрыкина Т.Н. Решение проблем социальной адаптации воспитанников (из опыта работы детских домов) //Сиротство России: право ребёнка на семью. Материалы конференции.
- Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. Г.В. Семья. – М.: СИМС, 1999.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000.
- Кэррэл С. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.
- Прутченков А. С. Социально- психологический тренинг в школе. – М., 2001.
- Психогимнастика в тренинге. / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1998.
- Хейзинг. Человек играющий. В тени завтрашнего дня. – М.,1999.
Источник
марина Романова
Развивающая программа для воспитанников детского дома «Всё начинается с семьи»
Программа, по которой я работаю — семейное воспитание в условиях детского дома «Всё начинается с семьи».
Семейное воспитание детей в условиях детского дома — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семьеформируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены.
В детском доме воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей.В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д.
Целью и задачами моей программы являются:
1) Формирование представления о семейных ролях.
2) Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи. Формирование на примерах мирового искусства, а также — жизни известных семейных пар — понятия о благополучной семье.
3) Формирование «семейных» отношений в группе.
4) Формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.
5) Подготовка к будущей семейной жизни.
Основные методы работы заключаются в следующем:
Моделирование проблемных ситуаций.
Погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем много вариативности подходов к действительности.
Метод психологической адаптации, выработка «непосредственного отношения к явлениям жизни» (Л. Н. Толстой).
Метод сотворчества, позволяющий воспитателю стать не только организатором мероприятия, но и его участником.
Игровой метод.
Метод творческих возможностей.
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
В процессе работы с воспитанникамипредусматривается использование следующих методов и форм работы:
Специально организованные занятия: Беседы, рассказы воспитателя, работа с пословицами о семье, семейных отношениях. Семейные чтения, разбор ситуации на определенную тему. Дискуссия- диспут, устный журнал, разговор за семейным столом. Демонстрация фильмов, выставка высказываний на определенную тему. Практические занятия. Составление рукописной семейной газеты. Сочинение детей на заданную тему. Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.). Создание семейных фильмов. Оформление рукописного журнала (Сказки для малышей, придуманные старшими). Семейные походы, экскурсии. Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей. Семейные вечера на выбранную тему. Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, пение песен, инсценировка сказок, чтение стихов т. д.). Семейные игры. Анкеты, тесты. Час семейного отдыха.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
-Рост уровня общей социализированности воспитанников.
-Адекватная поло ролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в семье.
-Развитие гуманных коллективистских отношений в группах — «семьях».
-Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы — «семьи».
-Знание воспитанниками культуры российской семьи.
-Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни.
Источник